Реферат: Сущность фондового рынка
тельства о депонировании и т.п.);
Следует отметить, что до 1993г. российский
внебиржевой
рынок отличался спекулятивностью и большим количеством
афер, и
только с 1993 г. он стал приобретать оптовый характер
(торгов-
ля крупными партиями акций для установления
контролирующего
влияния и т.п.) и развиваться по цивилизованному пути.
3. Технологии торговли, применяемые на первичном и
вторичном рынках ценных бумаг.
В зависимости от применяемых технологий торговли
можно
выделить следующие рынки: стихийный, дилерские и
аукционные
(см. приложение, схема 5).
Стихийный рынок. Правила заключения сделок,
требования к
ценным бумагам и участникам не установлены, торговля
осущест-
вляется произвольно, в частном контакте продавца и
покупателя.
В российской практике существует много примеров подобных
рын-
ков. Это стихийный рынок, сложившийся вокруг Российской
товар-
но-сырьевой биржи (торговля ваучерами) и уличный рынок
ценных
бумаг "Гермеса" в 1992-1993 гг., стихийный
рынок вокруг Цент-
ральной республиканской универсальной биржи в 1994 г.
Аукционные рынки. Это рынки,которые характеризуются
пуб-
личными гласными торгами с открытым соревнованием
покупателей
и продавцов в назначении ценовых и других условий
сделок по
ценным бумагам, при наличии механизма сопоставления
заявок
на покупку и продажу и установления удовлетворяющих друг
дру-
гу заявок,которые могут служить основанием для заключения
сде-
лок. Аукционные рынки подразделяются на: простой
аукционный
рынок, голландский аукцион и двойные аукционные рынки.
* Простой аукционный рынок - рынок, на котором
состязаются
только покупатели, прямая конкуренция продавцов
отсутствует.
Перед началом торгов, на основании заявок на покупку и
прода-
жу, составляется сводный котировочный лист. Аукцион
происходит
путем публичного последовательного оглашения списка
предложе-
ний, по каждому из которых проводится гласное состязание
поку-
пателей путем назначения новых цен. Простой аукцион
лежит в
основе деятельности большинства российских бирж и
фондовых от-
делов товарных бирж, и часто используется для организации
вне-
биржевых аукционов ценных бумаг, проводящихся
российски-
ми инвестиционными институтами. Данная технология
подходит для
развивающегося и неликвидного рынка ценных бумаг, каким
явля-
ется российский рынок.
* При голландском аукционе происходит предварительное
накопле-
ние заявок покупателей, которые заочно рассматриваются
эмитен-
том или посредником, работающим в его интересах.
Устанавлива-
ется единая цена, которая равна самой нижней цене в
заявках на
покупку, позволяющей продать весь выпуск. Все заявки на
покуп-
ку, представленные по ценам выше офицальных,
удовлетворяются
по официальной цене. По данной схеме проводятся аукционы
каз-
начейских векселей в США. В России она использовалась для
раз-
мещения ГКО, но в данном случае заявки удовлетворялись
по це-
нам , по которым они были поданы.
* Двойные аукционные рынки - на таких рынках между
собой кон-
курируют и продавцы и покупатели. Этот вид рынка в свою
оче-
редь включает:
-онкольные рынки,
-непрерывные аукционные рынки.
а) Онкольные рынки. До начала торгов накапливаются
заявки о
покупке и продаже, которые затем ранжируются по ценовым
пред-
ложениям, последовательности поступления и количеству.
Совпа-
дающие заявки и предложения сравниваются, устанавливается
оп-
ределенный курс, по которому можно удовлетворить
наибольшее
количество заявок о покупке и предложений на продажу.
Такие
рынки широко используются на Западе в организации
двойного ре-
жима работы фондовых бирж. Подобные рынки начали функциониро-
вать в России,например, в деятельности валютной биржи.
б) Непрерывные аукционные рынки. Именно по данной
схеме ор-
ганизована работа крупнейших фондовых бирж на Западе. В
период
торгов на таком рынке возникает непрерывный поток
заявок на
покупку и предложений о продаже, которые регистрируются
специ-
ально уполномоченными лицами, сводящими между собой все
пору-
чения продавцов и покупателей. Вновь поступающие заявки
срав-
ниваются с зарегистрированными ранее и, если они
совпадают, то
удовлетворяются в порядке поступления, а при
одновременном
поступлении - выполняются наибольшие по сумме поручения.
Неп-
рерывный аукционный рынок возможен лишь при значительных
объ-
емах ежедневного предложения ценных бумаг (более 10000
лотов
ежедневно). В России примером такого рынка может служить
рынок
ГКО.
Дилерские рынки. На этих рынках продавцы публично
объяв-
ляют о ценах предложения и порядке доступа к местам
покупки
ценных бумаг. Покупатели согласные с ценовыми
предложениями и
другими условиями инвестирования, заявляют о своих
намерениях
и приобретают ценные бумаги. Продавцы несут обязанность
совер-
шить сделки с любым лицом по ценам, которые они объявили.
Пря-
мой открытой конкуренции между продавцами или между
покупате-
лями не происходит. Дилерские рынки применяются при : а)
пер-
вичном размещении ценных бумаг; б) в тендерных
предложениях
(публичном предложении крупного инвестора о покупке
ценных бу-
маг).
Организовать дилерские рынки можно на основе
следующих ви-
дов предложении ценных бумаг:
-локализованного (назначение нескольких локальных мест
про-
даж за наличные);
-распределенного (создание распределительной сети из
рыноч-
ных мест, по категориям инвесторов, ценных бумаг, формам
опла-
ты);
-продленного (создание постоянного предложения
различных ви-
дова ценных бумаг в филиальной сети коммерческого или
сберега-
тельного банка).
Схема дилерских рынков в России использовалась при
первом
публичном предложении акций для частных и
юридических лиц
(межбанковское объединение "Менатеп", декабрь
1990 г.) и при
размещении Сберегательным банком РФ продленного
предложения на
приобретение выпущенных им акций в своих отделениях и
филиалах.
III. РЕГУЛЯТИВНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ФОНДОВОГО РЫНКА
Регулятивная инфраструктура рынка - система
регулирования
рынка ценных бумаг, включающая:
- регулятивные органы (государственные органы и
саморегу-
лирующиеся организации);
- регулятивные функции и процедуры
(законодательные, ре-
гистрационные, лицензионные и надзорные);
- законодательную инфраструктуру рынка ценных бумаг
(ре-
гулятивные нормы, действующие на рынке ценных бумаг,
которые
на 90% состоят из законодательства по ценным бумагам);
- этику фондового рынка (правила ведения честного
биз-
неса, утверждаемые саморегулирующимися организациями);
- традиции и обычаи.
Регулятивная инфраструктура является одной из
обеспечива-
ющих систем рынка ценных бумаг.
Существуют следующие модели регулятивной
инфраструктуры,
используемые в международной практике.
1. По критерию "субъект регулирования" можно
выделить следу-
ющие подходы:
а) основная регулирующая роль на рынке ценных бумаг
при-
надлежит государству. Пример-Франция;
б) регулирование разделено между государством и саморегу-
лирующимися органами (добровольными объединениями
профессио-
нальных участников рынка ценных бумаг).
Пример-Великобритания.
2. По критерию "жесткость регулирования"
возможно выделить
следующие модели регулятивной инфраструктуры:
а) основанные на жестких, детально расписанных
правилах и
формальных процедурах, детальном контроле за их
соблюдением
(США);
б) базирующиеся на широком использовании, наряду с
жест-
кими предписаниями, неформальных договоренностей,
традиций,
рекоммендаций, согласованного стиля поведения,
переговоров по
разрешению сложных ситуаций и т.п.(Великобритания).
В зависимости от выбора модели рынка ценных бумаг
харак-
тер регулятивной инфраструктуры может быть банковским,
небан-
ковским или смешанным.
Регулятивная инфраструктура фондового рынка в
России ха-
рактеризуется:
- смешанной моделью инфраструктуры;
- гипертрофированной ролью государства в регулировании;
- значительными пробелами в законодательстве о ценных
бума-
гах;
- жесткими предписаниями и слабым контролем за их
исполнени-
ем;
- отсутствием правил честной практики на рынке ценных
бумаг,
формально предназначенных профессиональным сообществом
фондо-
вого рынка;
- отсутствием традиций и обычаев (в связи с 70-летним
пере-
рывом в работе рынка).
1. Государственное регулирование
Государственное участие в регулировании фондового
рынка
необходимо, поскольку этот рынок является очень
масштабным и
рискованным для финансовой безопасности страны.
Особенно ак-
тивную роль государство должно выполнять на начальных
этапах
становления рынка ценных бумаг в стране, т.к. только оно
может
"запустить" это рынок в его цивилизованной
безопасной фор-
ме.
Основные функции государства в регулировании:
---------------------------------------------
а) идеологическая и законодательная (концепция
рынка,
программа ее реализации и т.п.;
б) концентрация ресурсов на цели создания рынка и
его ин-
фраструктуры;
в) установление "правил игры" (требований
к участникам,
операционных и учетных стандартов);
г) контроль за финансовой устойчивостью и
безопасностью
рынка (надзор за финансовым состоянием инвестиционных
институ-
тов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за
соблюдением
правовых и этических норм, применение санкций);
д) создание системы информации о состоянии рынка
ценных
бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов;
е) формирование системы защиты инвесторов от
потерь (в
т.ч. государственные или смешанные схемы страхования
инвести-
ций);
ж) предотвращение негативного воздействия на
фондовый ры-
нок других видов государственного регулирования
(монетарного,
валютного, фискального, налогового);
з) предупреждение чрезмерного развития рынка
госу-
дарственных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного
предло-
жения инвестиционных ресурсов на покрытие
непроизводительных
расходов государства).
Другим аспектом роли государства на рынке ценных
бумаг
является то, что оно выступает крупнейшим эмитентом
(финанси-
рование государственного долга) и инвестором
(государственная
собственность в ценных бумагах предприятий и банков),
исполь-
зует инструменты рынка ценных бумаг для проведения
макроэконо-
мической политики и, в лице центрального банка, является
круп-
нейшим дилером на рынке государственных ценных бумаг.
Российский фондовый рынок имеет исключительно
сложную и
противоречивую структуру государственных органов,
регулирующих
рынок.Эта сложность объясняется тремя причинами:
1) смешанная модель рынка ценных бумаг (центральный
банк
и небанковские государственные органы в качестве
регулирующих
инстанций;
2) активное вмешательство в регулирование рынка
ценных
бумаг приватизационного агенства (Госкомимущества);
3) неустойчивость и конкуренция властных структур.
Структура основных государственных органов, регулирующих
фон-
довый рынок приведена на схеме 6 (см. приложение).
2. Саморегулируемые организации.
Саморегулируемыми организациями признаются
предпринима-
тельские ассоциации, добровольные объединения,
устанавливающие
для своих членов формальные правила в ведении бизнеса.
В странах с рыночной экономикой обязательно
существует
одна или несколько ассоциаций инвестиционных
институтов,
действующих в национальном масштабе и признанных в
этом ка-
честве государством как основных представителей
профессиональ-
ного сообщества в области ценных бумаг. В случае такого
приз-
нания государство передает часть своих функций по
надзору и
регулированию рынка.
Саморегулируемые организации обладают следующими
основны-
ми признаками:
- это добровольное объединение;
- членами являются профессиональные участники рынка
цен-
ных бумаг;
- выполняют функции саморегулирования и установления
фор-
мальных правил ведения бизнеса;
- выполняют функции, переданные им государством.
Виды саморегулируемых организаций.
----------------------------------
Международные организации - Международная
организация
фондовых бирж.
Национальные организации - обычно в каждой стране
сущест-
вуют организации, претендующие на представительство
интересов
профессионального рынка ценных бумаг данной страны. В
США это
Национальная ассоциация инвестиционных дилеров (NASD), В
Япо-
нии - Японская ассоциация инвестиционных дилеров и т.д.
Региональные организации учреждаются в относительно
замк-
нутых региональных рынках ценных бумаг.
Классификация саморегулируемых организаций в
зависимости
от видов участников фондового рынка, которые их создали
при-
ведена в схеме 7 (см. приложение).
Кроме организаций профессиональных участников
бумаг су-
ществуют и другие виды организаций участников рынка
ценных бу-
маг. С целью защиты интересов свои организации также
создают
эмитенты, институциональные и частные инвесторы.
Саморегулируемые организации в России.
---------------------------------------
По российским правовым нормам саморегулируемые
организа-
ции могут принимать форму ассоциаций, профессиональных
союзов
или профессиональных общественных организаций.
Функции российских саморегулируемых организаций
соот-
ветствуют общепринятым в мировой практике:
саморегулирование деятельности участников на рынке
ценных
бумаг,
поддержание высоких профессиональных стандартов и
подго-
товка персонала,
развитие инфраструктуры фондового рынка,
проведение совместных научных разработок,
коллективное предпринимательство своих интересов и
инте-
ресов инвесторов.
Надзор за деятельностью саморегулируемых
организаций и
контроль за их созданием осуществляется Федеральной
Комиссией
по ценным бумагам и фондовым биржам.
Примеры саморегулируемых организаций в России
приведены в
следующей таблице.
╒════════════════════════════════════════════════════════════╕
│ Виды саморегулируемых Наименование
организации │
│
организаций │
╞═══════════════════════════╤════════════════════════════════╡
│Организации фондовых бирж │ Союз фондовых
бирж, Ассоциация│
│ │ валютных
бирж │
├───────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│Организации компаний по │
Фондово-эмиссионный синдикат │
│ценным бумагам │ и др.,
Ассоциация российских │
│ │
банков │
├───────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│Организации трансфер- │
Профессиональная ассоциация ре│
│агентов, регистраторов │ гистраторов,
трансфер-агентов │
│и депозитариев │ и депозитариев
(ПАРТАД) │
├───────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│Организации персонала, │ Гильдия
финансистов (объединя-│
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|