рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Сущность фондового рынка рефераты

тельства о депонировании и т.п.);

     Следует отметить,  что до 1993г.  российский  внебиржевой

рынок отличался спекулятивностью и большим количеством афер, и

только с 1993 г. он стал приобретать оптовый характер (торгов-

ля крупными  партиями  акций  для установления контролирующего

влияния и т.п.) и развиваться по цивилизованному пути.

     3. Технологии торговли, применяемые на первичном и

              вторичном рынках ценных бумаг.

     В зависимости  от  применяемых  технологий торговли можно

выделить следующие рынки:  стихийный,  дилерские и  аукционные

(см. приложение, схема 5).

     Стихийный рынок. Правила заключения сделок, требования к

ценным бумагам и участникам не установлены,  торговля осущест-

вляется произвольно, в частном контакте продавца и покупателя.

В российской практике существует много примеров подобных  рын-

ков. Это стихийный рынок, сложившийся вокруг Российской товар-

но-сырьевой биржи (торговля ваучерами) и уличный рынок  ценных

бумаг "Гермеса" в 1992-1993 гг.,  стихийный рынок вокруг Цент-

ральной республиканской универсальной биржи в 1994 г.

     Аукционные рынки.  Это рынки,которые характеризуются пуб-

личными гласными  торгами с открытым соревнованием покупателей

и продавцов в назначении ценовых и других  условий  сделок  по

ценным бумагам, при  наличии  механизма сопоставления   заявок

на покупку и продажу  и установления удовлетворяющих друг дру-

гу заявок,которые могут служить основанием для заключения сде-

лок. Аукционные  рынки подразделяются  на: простой  аукционный

рынок, голландский аукцион и двойные аукционные рынки.

 * Простой аукционный рынок -  рынок, на  котором  состязаются

только покупатели,  прямая  конкуренция продавцов отсутствует.

Перед началом торгов,  на основании заявок на покупку и прода-

жу, составляется сводный котировочный лист. Аукцион происходит

путем публичного последовательного оглашения списка  предложе-

ний, по каждому из которых проводится гласное состязание поку-

пателей путем назначения новых цен.  Простой аукцион  лежит  в

основе деятельности большинства российских бирж и фондовых от-

делов товарных бирж, и часто используется для организации вне-

биржевых   аукционов   ценных  бумаг,  проводящихся российски-

ми инвестиционными институтами. Данная технология подходит для

развивающегося и неликвидного рынка ценных бумаг,  каким явля-

ется российский рынок.

 * При голландском аукционе происходит предварительное накопле-

ние заявок покупателей, которые заочно рассматриваются эмитен-

том или посредником,  работающим в его интересах. Устанавлива-

ется единая цена, которая равна самой нижней цене в заявках на

покупку, позволяющей продать весь выпуск. Все заявки на покуп-

ку, представленные по ценам выше  офицальных,  удовлетворяются

по официальной цене.  По данной схеме проводятся аукционы каз-

начейских векселей в США. В России она использовалась для раз-

мещения ГКО,  но в данном случае заявки удовлетворялись по це-

нам , по которым они были поданы.

 * Двойные аукционные  рынки - на таких рынках между собой кон-

курируют и продавцы и покупатели.  Этот вид рынка в свою  оче-

редь включает:

     -онкольные рынки,

     -непрерывные аукционные рынки.

   а) Онкольные рынки. До начала торгов накапливаются заявки о

покупке и продаже,  которые затем ранжируются по ценовым пред-

ложениям, последовательности поступления и количеству.  Совпа-

дающие заявки и предложения сравниваются,  устанавливается оп-

ределенный курс,  по которому можно  удовлетворить  наибольшее

количество заявок  о  покупке и предложений на продажу.  Такие

рынки широко используются на Западе в организации двойного ре-

жима работы фондовых бирж.  Подобные рынки начали функциониро-

вать в России,например, в деятельности валютной биржи.

   б) Непрерывные аукционные рынки. Именно по данной схеме ор-

ганизована работа крупнейших фондовых бирж на Западе. В период

торгов на  таком  рынке  возникает непрерывный поток заявок на

покупку и предложений о продаже, которые регистрируются специ-

ально уполномоченными лицами,  сводящими между собой все пору-

чения продавцов и покупателей.  Вновь поступающие заявки срав-

ниваются с зарегистрированными ранее и, если они совпадают, то

удовлетворяются в порядке  поступления,  а  при  одновременном

поступлении - выполняются наибольшие по сумме поручения.  Неп-

рерывный аукционный рынок возможен лишь при значительных  объ-

емах ежедневного  предложения  ценных бумаг (более 10000 лотов

ежедневно). В России примером такого рынка может служить рынок

ГКО.

     Дилерские рынки.  На этих рынках продавцы публично объяв-

ляют о  ценах  предложения  и порядке доступа к местам покупки

ценных бумаг.  Покупатели согласные с ценовыми предложениями и

другими условиями инвестирования,  заявляют о своих намерениях

и приобретают ценные бумаги. Продавцы несут обязанность совер-

шить сделки с любым лицом по ценам, которые они объявили. Пря-

мой открытой конкуренции между продавцами или между  покупате-

лями не происходит.  Дилерские рынки применяются при : а) пер-

вичном размещении ценных бумаг;  б) в  тендерных  предложениях

(публичном предложении крупного инвестора о покупке ценных бу-

маг).

   Организовать дилерские рынки можно на  основе следующих ви-

дов предложении ценных бумаг:

  -локализованного (назначение  нескольких локальных мест про-

даж за наличные);

  -распределенного (создание  распределительной сети из рыноч-

ных мест, по категориям инвесторов, ценных бумаг, формам опла-

ты);

  -продленного (создание постоянного предложения различных ви-

дова ценных бумаг в филиальной сети коммерческого или сберега-

тельного банка).

   Схема дилерских рынков в России использовалась  при  первом

публичном предложении  акций  для  частных  и  юридических лиц

(межбанковское объединение "Менатеп",  декабрь 1990 г.) и  при

размещении Сберегательным банком РФ продленного предложения на

приобретение выпущенных им акций в своих отделениях и филиалах.

       III. РЕГУЛЯТИВНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ФОНДОВОГО РЫНКА

     Регулятивная инфраструктура рынка - система регулирования

рынка ценных бумаг, включающая:

     - регулятивные органы (государственные органы и саморегу-

лирующиеся организации);

     - регулятивные функции и процедуры (законодательные,  ре-

гистрационные, лицензионные и надзорные);

     - законодательную инфраструктуру рынка ценных бумаг  (ре-

гулятивные нормы,  действующие на рынке ценных бумаг,  которые

на 90% состоят из законодательства по ценным бумагам);

     - этику  фондового  рынка  (правила ведения честного биз-

неса, утверждаемые саморегулирующимися организациями);

     - традиции и обычаи.

     Регулятивная инфраструктура является одной из обеспечива-

ющих систем рынка ценных бумаг.

    Существуют следующие модели регулятивной инфраструктуры,

используемые в международной практике.

  1. По критерию "субъект регулирования" можно выделить следу-

ющие подходы:

     а) основная регулирующая роль на рынке ценных бумаг  при-

надлежит государству. Пример-Франция;

     б) регулирование разделено между государством и саморегу-

лирующимися органами  (добровольными  объединениями профессио-

нальных участников рынка ценных бумаг). Пример-Великобритания.

  2. По критерию  "жесткость  регулирования" возможно выделить

следующие модели регулятивной инфраструктуры:

     а) основанные на жестких, детально расписанных правилах и

формальных процедурах,  детальном контроле за  их  соблюдением

(США);

     б) базирующиеся на широком использовании,  наряду с жест-

кими предписаниями,  неформальных  договоренностей,  традиций,

рекоммендаций, согласованного стиля поведения,  переговоров по

разрешению сложных ситуаций и т.п.(Великобритания).

     В зависимости от выбора модели рынка ценных бумаг  харак-

тер регулятивной инфраструктуры может быть банковским,  небан-

ковским или смешанным.

    Регулятивная инфраструктура  фондового  рынка в России ха-

рактеризуется:

  - смешанной моделью инфраструктуры;

  - гипертрофированной ролью государства в регулировании;

  - значительными пробелами  в законодательстве о ценных бума-

гах;

  - жесткими предписаниями и слабым контролем за их исполнени-

ем;

  - отсутствием правил честной практики на рынке ценных бумаг,

формально предназначенных  профессиональным сообществом фондо-

вого рынка;

  - отсутствием  традиций и обычаев (в связи с 70-летним пере-

рывом в работе рынка).

         1. Государственное  регулирование

     Государственное участие в регулировании  фондового  рынка

необходимо, поскольку  этот  рынок является очень масштабным и

рискованным для финансовой безопасности страны.  Особенно  ак-

тивную роль  государство  должно выполнять на начальных этапах

становления рынка ценных бумаг в стране, т.к. только оно может

"запустить" это  рынок  в  его  цивилизованной безопасной фор-

ме.

     Основные функции государства в регулировании:

     ---------------------------------------------

     а) идеологическая  и  законодательная  (концепция  рынка,

программа ее реализации и т.п.;

     б) концентрация ресурсов на цели создания рынка и его ин-

фраструктуры;

     в) установление "правил игры" (требований  к  участникам,

операционных и учетных стандартов);

     г) контроль за финансовой устойчивостью  и  безопасностью

рынка (надзор за финансовым состоянием инвестиционных институ-

тов, принятие мер по их оздоровлению,  контроль за соблюдением

правовых и этических норм, применение санкций);

     д) создание системы информации о состоянии  рынка  ценных

бумаг и  обеспечение ее открытости для инвесторов;

     е) формирование системы защиты инвесторов  от  потерь  (в

т.ч.  государственные или смешанные схемы страхования инвести-

ций);

     ж) предотвращение негативного воздействия на фондовый ры-

нок других видов государственного регулирования  (монетарного,

валютного, фискального, налогового);

     з) предупреждение  чрезмерного   развития   рынка   госу-

дарственных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предло-

жения инвестиционных ресурсов на  покрытие  непроизводительных

расходов государства).

     Другим аспектом роли государства на  рынке  ценных  бумаг

является то,  что оно выступает крупнейшим эмитентом (финанси-

рование государственного долга) и инвестором  (государственная

собственность в ценных бумагах предприятий и банков),  исполь-

зует инструменты рынка ценных бумаг для проведения макроэконо-

мической политики и, в лице центрального банка, является круп-

нейшим дилером на рынке государственных ценных бумаг.

     Российский фондовый  рынок  имеет исключительно сложную и

противоречивую структуру государственных органов, регулирующих

рынок.Эта сложность объясняется тремя причинами:

     1) смешанная модель рынка ценных бумаг (центральный  банк

и небанковские  государственные органы в качестве регулирующих

инстанций;

     2) активное  вмешательство  в  регулирование рынка ценных

бумаг приватизационного агенства (Госкомимущества);

     3) неустойчивость и конкуренция властных структур.

Структура основных государственных органов,  регулирующих фон-

довый рынок приведена на схеме 6 (см. приложение).

          2. Саморегулируемые организации.

     Саморегулируемыми организациями  признаются  предпринима-

тельские ассоциации, добровольные объединения, устанавливающие

для своих членов формальные правила в ведении бизнеса.

     В странах с рыночной  экономикой  обязательно  существует

одна или   несколько   ассоциаций  инвестиционных  институтов,

действующих в национальном масштабе и признанных  в  этом  ка-

честве государством как основных представителей профессиональ-

ного сообщества в области ценных бумаг.  В случае такого приз-

нания государство  передает  часть  своих функций по надзору и

регулированию рынка.

     Саморегулируемые организации обладают следующими основны-

ми признаками:

     - это добровольное объединение;

     - членами являются профессиональные участники рынка  цен-

ных бумаг;

     - выполняют функции саморегулирования и установления фор-

мальных правил ведения бизнеса;

     - выполняют функции, переданные им государством.

     Виды саморегулируемых организаций.

     ----------------------------------

     Международные организации  -  Международная   организация

фондовых бирж.

     Национальные организации - обычно в каждой стране сущест-

вуют организации,  претендующие на представительство интересов

профессионального рынка ценных бумаг данной страны.  В США это

Национальная ассоциация инвестиционных дилеров (NASD),  В Япо-

нии - Японская ассоциация инвестиционных дилеров и т.д.

     Региональные организации учреждаются в относительно замк-

нутых региональных рынках ценных бумаг.

     Классификация саморегулируемых  организаций в зависимости

от видов участников фондового рынка,  которые их  создали при-

ведена в схеме 7 (см. приложение).

     Кроме организаций  профессиональных  участников бумаг су-

ществуют и другие виды организаций участников рынка ценных бу-

маг.  С  целью защиты интересов свои организации также создают

эмитенты, институциональные и частные инвесторы.

     Саморегулируемые организации  в России.

     ---------------------------------------

     По российским  правовым нормам саморегулируемые организа-

ции могут принимать форму ассоциаций,  профессиональных союзов

или профессиональных общественных организаций.

     Функции российских  саморегулируемых  организаций   соот-

ветствуют общепринятым в мировой практике:

     саморегулирование деятельности участников на рынке ценных

бумаг,

     поддержание  высоких профессиональных стандартов и подго-

товка персонала,

     развитие инфраструктуры фондового рынка,

     проведение совместных научных разработок,

     коллективное предпринимательство своих интересов и  инте-

ресов инвесторов.

     Надзор за деятельностью  саморегулируемых  организаций  и

контроль за  их созданием осуществляется Федеральной Комиссией

по ценным бумагам и фондовым биржам.

 Примеры саморегулируемых организаций  в  России  приведены  в

следующей таблице.

╒════════════════════════════════════════════════════════════╕

│   Виды саморегулируемых       Наименование организации     │

│     организаций                                            │

╞═══════════════════════════╤════════════════════════════════╡

│Организации фондовых бирж  │  Союз фондовых бирж, Ассоциация│

│                           │  валютных бирж                 │

├───────────────────────────┼────────────────────────────────┤

│Организации компаний по    │  Фондово-эмиссионный синдикат  │

│ценным бумагам             │  и др., Ассоциация российских  │

│                           │  банков                        │

├───────────────────────────┼────────────────────────────────┤

│Организации трансфер-      │  Профессиональная ассоциация ре│

│агентов, регистраторов     │  гистраторов, трансфер-агентов │

│и депозитариев             │  и депозитариев (ПАРТАД)       │

├───────────────────────────┼────────────────────────────────┤

│Организации персонала,     │  Гильдия финансистов (объединя-│

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7