рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Ликвидация юридических лиц рефераты

        тверждающими внесение всех необходимых платежей, направляется  на

        утверждение в налоговую инспекцию. Из налоговой инспекции,  поми-

        мо отметки на ликвидационном балансе, необходимо получить  справ-

        ку для банка о том, что задолженности перед бюджетом нет.

          Затем оставшиеся  после  удовлетворения  требований  кредиторов

        имущество предприятия передается его учредителям, акционерам  (у-

        частникам), имеющим вещные права  на  это  имущество  или  обяза-

        тельственные права в отношении этого предприятия,  если  иное  не

        предусмотренно законом, иными правовыми актами или  учредительны-

        ми документами предприятия.  Передача  имущества  производится  с

        оформлением специального акта.

          Федеральным законом "Об акционерных обществах", утвержденным 26

        декабря 1995 года, предусмотрена строгая очередность  распределе-

        ния имущества ликвидируемых акционерных обществ, оставшегося пос-

        ле удовлетворения требований кредиторов. В первую очередь осущес-

        твляются выплаты по голосующим акциям, которые должны быть выкуп-

        лены по требованию акционеров. Во вторую  очередь  осуществляются

        выплаты начисленных, но еще не выплаченных дивидендов по привиле-

        гированным акциям и определённой уставом общества  ликвидационной

        стоимости по привилегированным акциям. В третью  очередь  осущес-

        твляется распределение имущества  ликвидируемого  общества  между

        акционерами - владельцами обыкновенных акций всех  типов  и  всех

        типов привилегированных акций. В случае, если имеющегося  имущес-

        тва недостаточно для выплаты начисленных, но не  выплачены  диви-

        дендов ликвидационной стоимости привелигированных акций всем  ак-

        ционерам, претендующим на это, имущество распределяется между ак-

        ционерами - владельцами данного типа привилегированных акций про-

        порционально количеству принадлежащих им акций этого типа.

          В целях обеспечения социальной защищенности работников,  высво-

        бождаемых в результате ликвидации предприятий, Распоряжением Пра-

        вительства РФ от 21 марта 1994 года №358-р предусмотрена  необхо-

        димость обеспечить сохранность документов по личному составу лик-

        видируемых юридических лиц. Для этого органы, осуществляющие  го-

        сударственную регистрацию юридических лиц, наделены  полномочиями

        контроля данного вопроса.

          Последующие шаги - это закрытие счета в банке и уничтожение пе-

        чати. Потом подаются заявления в банк и в регистрирующий орган. К

        заявлению управляющему банком необходимо приложить чековую  книж-

        ку и справку из налоговой инспекции  об  отсутствии  долго  перед

        бюджетом.

          Отметки налоговой инспекции, банка,  регистрирующего  органа  и

        органа Госкомстата заносятся в ликвидационную  карту.  Необходимо

        также напомнить, что результаты деятельности  ликвидационной  ко-

        миссии, а также итоги из рассмотрения  акционерами  (участниками)

        предприятия, оформляются соответствующими протоколами. На  завер-

        шающем этапе заполненная ликвидационная карта  вместе  с  заявле-

        нием, согласованием комитета по управлению имуществом, протокола-

        ми и актом ликвидационной комиссии, оригиналами уставов,  учреди-

        тельного договора и свидетельства о  регистрации  направляется  в

        орган регистрации юридических лиц. Ликвидация  юридического  лица

        считается завершенной, а предприятие -  прекратившим  существова-

        ние после внесения записи об этом в единый государственный реестр

        юридических лиц.

                    ВОПРОСЫ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

          Рассмотрим проблемы имущественной ответственности субъектов хо-

        зяйственного оборота при ликвидации юридических лиц.

          Ф. Раянов предлагает выделять ответственность следующих субъек-

        тов: самого предприятия, акционеров, должностных лиц предприятия,

        членов трудового коллектива  и  членов  ликвидационной  комиссии.

        (Раянов Ф. Акционерное общество: вопросы  имущественной  и  мате-

        риальной ответственности // Хозяйство и право, 1991, № 6, с. 141.)

          По словам К. Трофимова,начальника юридического  отдела  Дальне-

        восточного коммерческого банка(далее  Трофимов),  нельзя  отнести

        ответственность членов трудового коллектива (не  являющихся  дол-

        жностными лицами или акционерами юридического лица) к области ре-

        гулирования гражданского права. Условия и порядок  привлечения  к

        материальной ответственности членов трудового коллектива  опреде-

        ляются нормами трудового законодательства. Участие членов  трудо-

        вого коллектива в ликвидации сводится к деятельности представите-

        ля коллектива в работе собрания кредиторов при  несостоятельности

        (банкротстве) предприятия, а  также  законодательном  закреплении

        прав работников п первую или вторую очередь при ликвидации  пред-

        приятия (ст. 64 ГК РФ).

          Таким образом Трофимов заявляет,что при ликвидации  предприятий

        возникает имущественная ответственность: самого предприятия,учре-

        дителей (участников) или собственника, должностных лиц  предприя-

        тия, ликвидационной комиссии, кредиторов предприятия.

                         Ответственность предприятия.

          В соответствии с п. 1 ст. 56 ГК юридические лица,  за  исключе-

        нием финансируемых собственником учреждений,  отвечают  по  своим

        обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Вместе с  тем  в

        новом Гражданском кодексе предусмотрены  определенные  исключения

        из этого общего правила.

          Так, Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по

        обязательствам унитарного предприятия, основанного на праве  опе-

        ративного управления (федеральное казенное предприятие).  Возмож-

        ность  привлечения  к  субсидиарной  ответственности  по   обяза-

        тельствам предприятий впервые закреплена в п. 5  ст.  115  ГК  РФ

        (для учреждений аналогичное правило содержится в ст. 120).  Одна-

        ко  практически  субсидиарная  ответственность  может   наступить

        только в случае банкротства казенного предприятия, так как  выяс-

        нить реальную достаточность  или  недостаточность  имущества  для

        удовлетворения требований кредиторов можно  только  в  результате

        его распродажи.

          К федеральным казенным предприятиям  относятся  предприятия,  в

        существовании которых государство наиболее заинтересовано  (воен-

        нопромышленный комплекс и т.п.), поэтому вряд ли можно  предполо-

        жить, что эти предприятия будут признаваться банкротами. Неплате-

        жеспособность казенных предприятий в основном связана с  невыпол-

        нением в полном объеме обязательств бюджета. Поэтому балансы мно-

        гих неплатежеспособных предприятий содержат положительную  разни-

        цу дебиторской и кредиторской задолженности. Кроме того, с момен-

        та начала процедуры банкротства прекращается  начисление  процен-

        тов и пени на все виды задолженности. К моменту, когда у кредито-

        ра возникает право  требовать  пр  субсидиарной  ответственности,

        сумма полученного возмещения будет значительно уменьшена за  счет

        непрекращающейся инфляции.

          Предприятие, находящееся  в  процессе  ликвидации,  может  быть

        привлечено к ответственности за нарушение  экологического,  сани-

        тарного, противопожарного и иного законодательства. Отнесение по-

        добных требований к четвертой или пятой очереди зависит, по  мне-

        нию Трофимова, от того,  куда  направляются  взыскиваемые  суммы.

        Если суммы направляются в бюджет (вне зависимости от его  уровня)

        или в приравненные к бюджету внебюджетные фонды,  такие  требова-

        ния очереди; если же суммы штрафов направляются на другие  счета,

        они должны удовлетворяться наряду с требованиями  кредиторов  пя-

        той очереди. К требованиям пятой очереди относятся и  начисленные

        бюджетом и внебюджетным фондам, правовой режим которых  приравнен

        к бюджету, относятся Пенсионный  фонд  РФ,  Федеральный  дорожный

        фонд РФ, Фонд социального страхования  РФ,  Государственный  фонд

        занятости на страхования. Виды  неправомерных  действий  должника

        или собственника предприятия-должника предусмотрены ст. 45  и  46

        Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий".

            Ответственность учредителей (участников) или собственника.

          По общему правилу учредитель (участник) юридического  лица  или

        собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридичес-

        кого лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учре-

        дителя (участника) или собственника, за исключением  случаев,пре-

        дусмотренных Гражданским кодексом либо учредительными  документа-

        ми юридического лица.

          Гражданский кодекс устанавливает различные принципы ответствен-

        ности участников (учредителей) предприятий в зависимости от орга-

        низационно-правовой формы предприятия.

          Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную от-

        ветственность своим имуществом  по  обязательствам  товарищества.

        Участник, выбывший из товарищества,  отвечает  по  обязательствам

        товарищества, возникшим до момента его выбытия, наравне с  остав-

        шимися участниками в течение двух лет со дня утверждения отчета о

        деятельности товарищества за год, в котором он выбыл из него.Сог-

        лашение участников товарищества об ограничении или устранении от-

        ветственности ничтожно (ст. 75). Правовой  режим  ответственности

        участников полного товарищества является наиболее  жестким,  и  в

        условиях отмены ранее существовавших для  этой  организационно-пр

        полное товарищество станет наиболее редко встречающейся организа-

        ционно-правовой формой.

          Правовое положение полного товарища в товариществе на вере ана-

        логично положению участников полного товарищества. Вкладчики  то-

        варищества на вере несут ответственность по обязательствам  това-

        рищества в пределах сумм внесенных ими вкладов (ст. 82-86 ГК).

          Участники общества с ограниченной ответственностью и  акционер-

        ного общества (как закрытого, так и открытого типа) несут  ответ-

        ственность в пределах стоимости внесенных  ими  вкладов  (акций).

        Участники (акционеры), не полностью оплатившие свой вклад,  несут

        солидарную ответственность по обязательствам общества в  пределах

        стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников.

          Члены производственного кооператива несут  субсидиарную  ответ-

        ственность по обязательствам кооператива в размерах и в  порядке,

        предусмотренных законом о производственных кооперативах  и  уста-

        вом кооператива.

          Учредительные документы предприятий, созданных в той  или  иной

        организационно-правовой форме, могут предусматривать и иные осно-

        вания для привлечения участников (учредителей) к  ответственности

        по обязательствам предприятия.

          В дополнение к перечисленным в Законе РФ  "О  несостоятельности

        (банкротстве) предприятий"  основаниям  привлечения  собственника

        предприятия-должника к ответственности Гражданский  кодекс  уста-

        навливает, что в  случае,  если  несостоятельность  (банкротство)

        юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственни-

        ком имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют

        право давать обязательные для этого юридического лица указами ли-

        бо иным образом имеют возможность определять его действия, на та-

        ких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица  мо-

        жет быть возложена субсидиарная ответственность (п. 3 ст. 56 ГК

          Введение этой нормы значительно расширило возможности привлече-

        ния учредителей к материальной ответственности в случае  соверше-

        ния ими неправомерных действий.

               Ответственность должностных лиц предприятия.

          Ф.  Раянов считает, что "материальная ответственность  должнос-

        тных лиц, одновременно являющихся и акционерами общества, являет-

        ся полной и рамками стоимости акций не  ограничивается".  (Раянов

        Ф. Акционерное общество: вопросы имущественной и материальной от-

        ветственности // Хозяйство и право, 1991, № 6, с. 145.)  По  сло-

        вам же Трофимова трудно согласиться с такой точкой  зрения.  Дол-

        жностное лицо предприятия, являющееся акционером, обладает  абсо-

        лютно теми же правами и обязанностями акционера, как и любой дру-

        гой работник предприятия-акционер или  внешний  акционер.  Равен-

        ство прав и обязанностей акционеров и недопустимость их ограниче-

        ния закреплены в действующем законодательстве. Рассматривая  воп-

        росы ответственности должностных лиц предприятий, следует  ответ-

        ственность и  ответственность,предусмотренную  другими  отраслями

        права (трудовым, административным, уголовным).

          К сожалению, в настоящее время гражданско-правовая  ответствен-

        ность должностных лиц не  предусмотрена.  За  неправомерные  дей-

        ствия, причинившие ущерб предприятию или другим участникам хозяй-

        ственного оборота (в том числе и в ходе ликвидации),  должностное

        лицо может быть привлечено к ответственности  на  основании  кон-

        тракта (трудовое право) или в результате нарушения норм законода-

        тельства (административная или уголовная ответственность).

          Вместе с тем должностные лица своими действиями способны оказы-

        вать значительное влияние на результаты хозяйственной деятельнос-

        ти. Представляется, что включение правового  статуса  должностных

        лиц, их ответственности в сферу гражданско-правового  регулирова-

        ния послужило бы дополнительной гарантией для всех субъектов  хо-

        зяйственной деятельности.

          Федеральные распорядительные органы должны  иметь  право  нала-

        гать гражданско-правовые санкции не только на учреждения, но и на

        директоров, должностных лиц, нарушающих распоряжения или законы.

                 Ответственность ликвидационной комиссии.

          Для решения вопроса об ответственности ликвидационной  комиссии

        необходимо сначала определиться с ее правовым статусом.  Ф.  Рая-

        нов считает, что ликвидационная комиссия должна быть приравнена к

        органам управления обществом, а члены ее -  к  должностным  лицам

        исполнительного органа. "Отсюда и ответственность  ликвидационной

        комиссии перед обществом,  его  участниками  должна  наступать  в

        соответствии с нормами трудового  законодательства.  Причем  кон-

        кретную материальную ответственность несет не комиссия как  тако-

        вая, а каждый виновный член  ликвидационной  комиссии"(Раянов  Ф.

        Акционерное общество: вопросы имущественной и материальной от

          Если отнесение ликвидационной  комиссии  к  органам  управления

        юридического  лица  прямо  вытекает  из  действующего   законода-

        тельства (п. 3 ст. 62 ГК), то с приравниванием ее членов  к  дол-

        жностным лицам предприятия вряд ли можно согласиться.  Без  офор-

        мления трудовых отношений (заключения контракта) признание  члена

        ликвидационной комиссии должностным лицом невозможно вообще, а  в

        случае такого оформления установление ответственности  конкретно-

        го виновного лица в соответствии с нормами трудового права  прак-

        тически освободит членов комиссии от имущественной ответственнос-

        ти.

          Так как полномочия ликвидационной комиссии и единоличного  лик-

        видатора по закону равны, это дает  основания  предположить,  что

        комиссия является коллективным органом управления, а ее председа-

        тель выполняет лишь организационно-представительские функции.

          Для представления интересов  ликвидируемого  юридического  лица

        член ликвидационной комиссии или  ее  председатель  должны  иметь

        протокол общего собрания учредителей (решение суда) об  утвержде-

        нии состава комиссии и протокол о предоставлении конкретному  ли-

        цу тех или иных полномочий. Даже совпадение в одном лице  бывшего

        руководителя предприятия и председателя  ликвидационной  комиссии

        не дает оснований считать, что председатель комиссии обладает ка-

        кими-либо самостоятельными полномочиями.

          Члены ликвидационной комиссии, являясь по смыслу п. 3 ст. 56 ГК

        РФ, "другими лицами, которые имеют право давать обязательные  для

        этого юридического лица указания", должны в соответствии  с  этой

        нормой солидарно нести субсидиарную ответственность. Только  если

        член ликвидационной комиссии докажет отсутствие вины (не  голосо-

        вал или голосовал против по конкретному вопросу), он  может  быть

        освобожден от привлечения к имущественной ответственности.

                  Ответственность кредиторов предприятия.

          Кредитор считается совершившим неправомерное действие, если он,

        зная о предпочтительном удовлетворении  его  требований  в  ущерб

        другим кредиторам, согласился на такое исполнение (ст. 47  Закона

        "О несостоятельности  (банкротстве)  предприятий").  Последствием

        совершения такого действия является признание  его  судом  недей-

        ствительным с возвращением имущества или его стоимости в  конкур-

        сную массу.

         Данная  норма  является  единственной  в  действующем  законода-

        тельстве, предусматривающей  ответственность  кредиторов  в  ходе

        ликвидации предприятий.

         Подводя итог рассмотрению вопросов имущественной  ответственнос-

        ти субъектов хозяйственного оборота в ходе  ликвидации  предприя-

        тий, Трофимов отмечает, что законодатель идет по пути  постоянно-

        го расширения пределов ответственности всех субъектов. С  включе-

        нием в сферу гражданско-правового регулирования правового положе-

        ния и ответственности должностных лиц, уточнением вопросов ответ-

        ственности ликвидационной комиссии и ее статуса завершении форми-

        рования института имущественной ответственности субъектов  хозяй-

        ственной деятельности.

                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

          Итак, ликвидация предприятия - достаточно сложный процесс. Мною

        были названы все основания ликвидации юридического лица: как доб-

        ровольной, так и принудительной; названы все пять стадий ликвида-

        ции юридического лица, а также вопросы имущественной  ответствен-

        ности лиц так или иначе связанных с предприятием.

          На мой взгляд особое внимание следует обратить на то,  что  по-

        нятно, что банкротство - далеко не единственное основание  ликви-

        дации юридического лица, а часто даже наоборот: грамотная  ликви-

        дация организации позволяет избежать ей несостоятельности.

          Известно, что каждое предприятие стремится  оставить  при  себе

        максимально возможное количество имущества в процессе ликвидации.

        Пранализировав процедуру ликвидации юридического лица, я пришел к

        выводу, что для того чтобы добится этой цели нужно очень  хорошее

        знание нормативно-правовой базы связанной с ликвидацией.  В  час-

        тности основное знание можно получить из Гражданского Кодекса РФ,

        специальные сведения - из законов и иных правовых  актов  регули-

        рующих порядок ликвидации конкретных юридических лиц, как то  ак-

        ционерных обществ, обществ с ограниченной  ответственностью,  об-

        ществ с дополнительной ответственностью и других  коммерческих  и

        некоммерческих организаций.

          В условиях становления рынка и  конкурентной  борьбы  вопрос  о

        ликвидации встает достаточно часто. Поэтому накапливается практи-

        ческий опыт ликвидации юридических лиц.

          Таким образом, просмотрев множество источников, я пришел к  вы-

        воду, что проблема ликвидации юридических лиц в России очень зло-

        бодневна, но еще недостаточно изучена. Я думаю, что из-за  обилия

        казусов, этот вопрос будет изучатся и анализироватся и вскоре бу-

        дет освещен полностью как в нормативно-правовых актах,  так  и  в

        юридической литературе.

                      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

       1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

       2. Федеральный Закон "Об акционерных обществах от  26  декабря  1995

       года.

       3. Бобрышев А.Д. Как ликвидировать  предприятие?(Практическое  посо-

       бие).- M.: Финстатинформ, 1996.- С. 5-13.

       4. Раянов Ф. Акционерное общество:  вопросы  имущественной  и  мате-

      риальной ответственности // Хозяйство и право, 1991,№ 6, С. 141-146.

       5. Гражданское право. Учебник. Под. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толсто-

       го.- М.: Проспект, 1996. - С.130-132.


Страницы: 1, 2, 3