рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Ликвидация юридических лиц рефераты

Реферат: Ликвидация юридических лиц

         


ВВЕДЕНИЕ.

          Вопросы ликвидации можно рассматривать с различных сторон и при-

        менительно к большому множеству объектов. В моей  работе  делается

        акцент на ликвидацию коммерческих организаций. Особенно подробно я

        рассмотрел процедуру ликвидации акционерных обществ  и  обществ  с

        ограниченной ответственностью как коммерческих организаций  наибо-

        лее распространенных в хозяйственной практике.

          Проблема ликвидации предприятий достаточно актуальна в современ-

        ной России, так как учащаются случаи судебных исков в связи с неу-

        довлетворением требований  кредиторов  ликвидируемыми  должниками.

        Особенно остро стоит вопрос о ликвидации организаций-банкротов,  в

        частности коммерческих банков. По словам консультанта  судьи  Кон-

        ституционного Суда РФ В. Кузнецова:"Участившиеся в последнее  вре-

        мя сообщения о трудностях, связанных с удовлетворением прав креди-

        торов обанкротившихся банков, вызывают некоторое недоумение.  Нап-

        ример, известие о том, что все исполнительные листы, выданные раз-

        личными судами вкладчикам банка  "Чара",  собираются  в  Таганском

        межмуниципальном суде, который занимается подсчетом активов  и  их

        соразмерным распределением между всеми кредиторами, получившими на

        руки исполнительные листы. В данной ситуации суд  выполняет  такие

        задачи, которыми ранее он никогда не занимался и  вряд  ли  должен

        заниматься." Подобные проблему возникают и в других регионах РФ. В

        частности в нашей республике Марий Эл большой шум создало  дело  с

        банками-банкротами: "Аяр" и "Акпарс".

          Можно предположить, что такие проблему возникают из-за  недоста-

        точной осведомленности участников юридического лица,  ликвидаторов

        в области порядка проведения  ликвидации  организации.  Как  пишет

        профессор А.Д. Бобрышев:"...если все меры в области  совершенство-

        вания организации управления, производства, маркетинга и  техноло-

        гии уже исчерпаны, то грамотно проведенная  ликвидация  -  решение

        проблемы сохранения собственности акционеров(участников) предприя-

        тия."(Бобрышев А.Д.  Как  ликвидировать  предприятие?(Практическое

        пособие).- M.: Финстатинформ, 1996.- С. 6.)

          Также достаточно полезное знание заключается в следующем: весьма

        важную роль в деятельности  любого  предприятия  имеет  взаимодей-

        ствие с органами,отвечающими за пополнение государственного бюдже-

        та, внебюджетными фондами, городской инфраструктурой. Даже  в  том

        случае, если предприятие не приносит дохода, "законсервировано"  и

        не работает, контакты и расчеты с некоторыми из  этих  организаций

        продолжают производится. Это - уплата налога на имущество, на вла-

        дельцев транспортных средств, представление квартального баланса и

        справок к нему, получение из банка подтверждений для налоговой ин-

        спекции о том, что не выплачивалась зарплата, платежи  за  отопле-

        ние, воду, землю, аренду и многое другое. Если же  эта  работа  не

        проводится, на предприятие накладываются строгие  финансовые  сан-

        кции, еще более ухудшающие его положение. Не лучше  ли  ликвидиро-

        вать такое предприятие, чем его участникам  терпеть  убытки?  Этот

        риторический вопрос относится ко многим предприятиям  в  современ-

        ной России.

          Далее я расскажу о том, каким же образом  происходит  ликвидация

        юридического лица.

                     ПОНЯТИЕ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА.

          "Ликвидация юридического лица - это его превращение,  не  влеку-

        щее возникновение  новых  юридических  лиц"  (Гражданское  право.

        Учебник. Под. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого.-  М.:  Проспект,

        1996. - С.130). Пункт 1 статьи 61 ГК РФ гласит:"Ликвидация юриди-

        ческого лица влечет его прекращение без перехода прав  и  обязан-

        ностей в порядке правопреемства к другим лицам." Поскольку  права

        и обязанности не переходят к правоприемникам, задача  обеспечения

        прав и интересов кредиторов приобретает здесь очень большую  важ-

        ность.

          Ликвидация может осуществляется добровольно, по решению учреди-

        телей либо уполномоченного на то органа юридического лица, в час-

        тности, по истечении срока или с достижением целей,  для  которых

        оно создавалось. Возможна и принудительная ликвидация в  соответ-

        ствии с судебным решением(п.2 ст.61 ГК РФ). Основаниями  для  нее

        являются осуществление юридическим лицом своей  деятельности  без

        надлежащего разрешения (лицензии) либо с неоднократным или право-

        вых актов,  а  также  противоречие  этой  деятельности  законода-

        тельным запретам. Случаи принудительной  ликвидации  юридического

        лица могут предусматриваться только Гражданским кодексом.  К  ним

        от регистрации юридического лица из-за допущенных при его  созда-

        нии неустранимых нарушений  законодательства,  поскольку  в  этом

        случае "добровольная" по форме ликвидация, по сути, носит  вынуж-

        ден ликвидации юридического лица является его банкротство.

          Ликвидация юридического лица представляет собой достаточно дли-

        тельную процедуру, основное содержание которой сводится к выявле-

        нию и удовлетворению требований, имеющихся у кредиторов. При этом

        юридическое лицо продолжает свою деятельность (до момента  исклю-

        чения его из государственного реестра).  Поэтому  как  имеющиеся,

        так и возможные контрагенты должны быть осведомлены, предупрежде-

        ны о том, что данное юридическое  лицо  находится  в  процесс  со

        своим кредиторами, имея решение (или  будучи  обязанным)  прекра-

        тить свою деятельность. С этой целью лица или  органы,  принявшие

        решение о ликвидации юридического лица, должны  немедленно  сооб-

        щить об этом регистрирующему органу для внесения  соответствующих

        сведений в государственный реестр. С момента внесения данных све-

        дений к наименованию юридического  лица  обязательно  добавляются

        слова в ликвидации.

           К другим лицам переходит имущество, оставшееся  после  прекра-

        щаемого юридического лица, без изменения численности и  характера

        их юридической личности. Поскольку юридическое  лицо  создавалось

        для участия в имущественных отношениях и  к  моменту  ликвидации,

        как правило, участвует в них, то при  его  ликвидации  необходимо

        завершить эти имущественные отношения и с его участием.

          Предусмотренная законом обязательная процедура ликвидации  так-

        же рассчитана на защиту интересов кредиторов. Ведь учредители или

        участники юридического лица при его ликвидации обычно заинтересо-

        ваны в сохранении максимально возможного остатка имущества  после

        завершения всех расчетов, поскольку он обычно поступает в их соб-

        ственность. Поэтому ликвидация должна проходить под контролем ор-

        гана, осуществившего государственную регистрацию юридического ли-

        ца.

                   ОСНОВАНИЯ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА.

              Основания добровольной ликвидации юридического лица.

          Юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно - по  ре-

        шению его участников. При этом важно принимать во внимание, что:

        - акционерное общество может быть ликвидировано по решению  обще-

        го собрания акционеров квалифицированным (не менее 3/4)  большин-

        ством голосов ( эта или другая норма установлена  в  уставе  АО).

        Пункт 2 статьи 21 Федерального Закона РФ от 26 декабря 1995  года

        "Об акционерных обществах" гласит: " В случае добровольной ликви-

        дации общества совет директоров(наблюдательный совет)  ли  общес-

        тва выносит на решение общего собрания акционеров  собрания  воп-

        рос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.

          Общее собрание акционеров ликвидируемого общества принимает ре-

        шение  о  ликвидации  общества  и    назначении    ликвидационной

        комиссии.";

        - общество с ограниченной ответственностью - только по единоглас-

        ному решению его участников;

          Также в качестве оснований для ликвидации могут служить:

        -  истечение срока, на которое создано предприятие;

        -  достижение цели, ради которой оно создавалось;

        -  признание судом недействительности регистрации  предприятия  в

        связи с допущенными при его создании нарушениями закона или  иных

        правовых актов, если эти нарушения носят  неустранимый  характер.

        Добровольная ликвидация предприятий-должников  осуществляется  во

        несудебном порядке по взаимному  согласию  между  предприятием  и

        кредиторами в целях удовлетворения требований кредиторов  и  пре-

        дотвращения негативных социальных последствий в связи с несостоя-

        тельностью (банкротством) предприятий.

          Добровольная ликвидация (самоликвидация) проводится без  вмеша-

        тельства суда или государственной службы.  Весь  процесс  осущес-

        твляется ликвидатором и контролируется кредиторами.  Данный  спо-

        соб является наиболее эффективным, поскольку не связан с судебны-

        ми издержками,экономится и время проведения процедуры.

          Основанием для подготовки к  применению  процедур  добровольной

        ликвидации в отношении федеральных государственных предприятий, а

        также предприятий, в капитале которых доля (вклад) Российской Фе-

        дерации составляет более 25  процентов,  является  решение  Феде-

        рального управления о  признании  структуры  баланса  предприятия

        неудовлетворительной и об отсутствии реальной возможности восста-

        новить его платежеспособность, принимаемое по результатам  анали-

        за экономического состояния предприятия на основании системы кри-

        териев для  определения  неудовлетворительной  структуры  баланса

        неплатежеспособных предприятий.

          Добровольная ликвидация предприятия может быть инициирована са-

        мим Федеральным Управлением. В этом случае руководитель предприя-

        тия в течение трех дней с момента получения указанного распоряже-

        ния Федерального управления обязан организовать проведение собра-

        ния кредиторов. Совместное  решение  руководителя  предприятия  и

        кредиторов о добровольной ликвидации предприятия в связи с отсут-

        ствием возможности восстановления его платежеспособности  простым

        большинством от общего числа голосов. В случае, если уполномочен-

        ный орган не утверждает решение о добровольной  ликвидации  пред-

        приятия, он вправе принять решение о подаче предприятием  заявле-

        ния о признании его несостоятельным (банкротом) в арбитражный суд

        и обязать руководителя предприятия подать указанное заявление.

          Если руководитель федерального государственного  предприятия  в

        течение установленного срока не выполнил распоряжение Федерально-

        го управления о добровольной ликвидации предприятия либо если оно

        отклонено собранием кредиторов (если в течении 20 дней с  момента

        опубликования объявления о  добровольной  ликвидации  предприятия

        конкурсным управляющим получено хотя бы заявление от одного  кре-

        дитора о несогласии с решением о добровольной ликвидации) , Феде-

        ральное управление издает распоряжение,  содержащее  обязательное

        для руководителя предприятия предписание о внесении  в  арбитраж-

        ный суд заявления о возбуждении производства по делу о  не  пред-

        приятия. Реализация (продажа) имущества ликвидируемого  предприя-

        тия осуществляется в порядке, установленном планом ликвидации.

          Средства, вырученные  от  реализации  имущества  ликвидируемого

        предприятия, поступают на счет ликвидационной комиссии и  направ-

        ляются на удовлетворение требований кредиторов в порядке, опреде-

        ленном действующим законодательством.

              Основания принудительной ликвидации юридического лица.

          Юридическое лицо может быть ликвидировано принудительно, по ре-

        шению суда, по таким основаниям как:

        - осуществление деятельности без надлежащего разрешения(лицензии)

        либо деятельности,  запрещенной  законом.  Это  такие  виды  дея-

        тельности, как производство взрывчатых веществ, наркотиков,  тор-

        говля отдельными видами товаров и прочее;

        - неоднократное или грубое нарушение закона или иных правовых ак-

        тов. К подобным основаниям относятся нарушения налогового законо-

        дательства, правил землепользования  или  санитарно-эпидемиологи-

        ческих норм, взаимоотношений с внебюджетными  фондами,  регистра-

        ция проспектов эмиссии и т.п.

          Требование о ликвидации юридического лица по перечисленным  вы-

        ше основаниям могут быть предъявлены в суд государственным  орга-

        ном или органом местного  самоуправления,  которому  такое  право

        предоставлено законом. Это могут быть: прокуратура, налоговая ин-

        спекция,регистрационная палата и другие органы.

          В нынешней практике возникает  множество  проблем  связанных  с

        принудительной ликвидацией юридических  лиц.  В  частности  остро

        стоит вопрос ликвидации коммерческих банков. Особенно полно  этот

        вопрос раскрыл в своей статье консультант судьи  Конституционного

        Суда РФ В. Кузнецов. Кузнецов замечает, что Центральный  банк  РФ

        может отозвать лицензию у коммерческого банка вследствие грубых и

        неоднократных нарушений законодательства. Отзыв лицензии соверше-

        ния банком каких-либо операций и влечет за  собой,  как  правило,

        его ликвидацию. Ликвидация юридического лица, в том числе и  ком-

        мерческого банка, осуществляется в порядке, установленном Федера-

        ции. В соответствии с ней  ликвидация  юридического  лица  вслед-

        ствие грубых и неоднократных нарушений закона или  иных  правовых

        актов может быть произведена только по решению суда.

          Ликвидация юридического лица может быть  произведена  также  по

        решению учредителей либо органа юридического лица в связи с исте-

        чением срока либо достижением цели,  ради  которой  оно  создано.

        Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией  или  дей-

        ствующее в форме потребительского кооператива  благотворительного

        или иного фонда, ликвидируется также в соответствии со ст. 65  ГК

        вследствие признания его несостоятельным.

          Однако сам по себе факт отзыва лицензии у  коммерческого  банка

        не является ни официальным решением  о  признании  его  несостоя-

        тельным, ни официальным решением о  ликвидации  банка  вследствие

        грубых и неоднократных нарушений им  законодательства,  поскольку

        для ликвидации юридического лица (в том числе коммерческого  бан-

        ка) вследствие грубых и неоднократных  нарушений  закона  и  иных

        нормативных актов требуется решение суда, а  объявление  должника

        несостоятельным, и последующая  его  ликвидация  возможны  только

        двумя способами. Первый - решение суда с последующей  ликвидацией

        (п. 1 ст. 65 ГК РФ). Второй - совместное решение должника и  кре-

        диторов объявлен добровольной ликвидацией (п. 2 ст.  65  ГК  РФ).

        Иных официальных способов признания юридического  лица  несостоя-

        тельным действующее законодательство не предусматривает.

          Более того, ч.  2 п. 4 ст. 61 ГК РФ говорит о  том,  что,  если

        стоимость имущества такого юридического лица (коммерческой  орга-

        низации) недостаточна для удовлетворения  требований  кредиторов,

        оно может быть ликвидировано только порядке, предусмотренном  ст.

        65 ГК. Статья 65 ГК РФ, в свою очередь, в п. 3 устанавливает, что

        "основания признания юридического лица банкротом либо  объявления

        им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации устанавливают-

        ся законом о несостоятельности (банкротстве)". Однако  существую-

        щая ныне практика показывает, что вслед за отзывом у коммерческо-

        го банка лицензии без какого-либо судебного решения и  независимо

        от причин отзыва  назначается  ликвидационная  комиссия,  которая

        производит подсчет активов банка, рассчитывается с кредиторами  и

        осуществляет его ликвидацию.

          Таким образом, действующее законодательство не только  не  пре-

        дусматривает особого порядка ликвидации  несостоятельных  банков,

        но и прямо закрепляет то, что ликвидация всех без исключения ком-

Страницы: 1, 2, 3