Реферат: Ликвидация юридических лиц
Реферат: Ликвидация юридических лиц
ВВЕДЕНИЕ.
Вопросы ликвидации можно рассматривать с различных
сторон и при-
менительно к большому множеству объектов. В моей
работе делается
акцент на ликвидацию коммерческих организаций.
Особенно подробно я
рассмотрел процедуру ликвидации акционерных
обществ и обществ с
ограниченной ответственностью как коммерческих
организаций наибо-
лее распространенных в хозяйственной практике.
Проблема ликвидации предприятий достаточно
актуальна в современ-
ной России, так как учащаются случаи судебных
исков в связи с неу-
довлетворением требований кредиторов
ликвидируемыми должниками.
Особенно остро стоит вопрос о ликвидации
организаций-банкротов, в
частности коммерческих банков. По словам
консультанта судьи Кон-
ституционного Суда РФ В.
Кузнецова:"Участившиеся в последнее вре-
мя сообщения о трудностях, связанных с
удовлетворением прав креди-
торов обанкротившихся банков, вызывают некоторое
недоумение. Нап-
ример, известие о том, что все исполнительные
листы, выданные раз-
личными судами вкладчикам банка
"Чара", собираются в Таганском
межмуниципальном суде, который занимается
подсчетом активов и их
соразмерным распределением между всеми
кредиторами, получившими на
руки исполнительные листы. В данной ситуации суд
выполняет такие
задачи, которыми ранее он никогда не занимался и
вряд ли должен
заниматься." Подобные проблему возникают и в
других регионах РФ. В
частности в нашей республике Марий Эл большой шум
создало дело с
банками-банкротами: "Аяр" и
"Акпарс".
Можно предположить, что такие проблему
возникают из-за недоста-
точной осведомленности участников юридического
лица, ликвидаторов
в области порядка проведения ликвидации
организации. Как пишет
профессор А.Д. Бобрышев:"...если все меры в
области совершенство-
вания организации управления, производства,
маркетинга и техноло-
гии уже исчерпаны, то грамотно проведенная
ликвидация - решение
проблемы сохранения собственности
акционеров(участников) предприя-
тия."(Бобрышев А.Д. Как ликвидировать
предприятие?(Практическое
пособие).- M.: Финстатинформ, 1996.- С. 6.)
Также достаточно полезное знание заключается в
следующем: весьма
важную роль в деятельности любого предприятия
имеет взаимодей-
ствие с органами,отвечающими за пополнение
государственного бюдже-
та, внебюджетными фондами, городской
инфраструктурой. Даже в том
случае, если предприятие не приносит дохода,
"законсервировано" и
не работает, контакты и расчеты с некоторыми из
этих организаций
продолжают производится. Это - уплата налога на
имущество, на вла-
дельцев транспортных средств, представление
квартального баланса и
справок к нему, получение из банка подтверждений
для налоговой ин-
спекции о том, что не выплачивалась зарплата,
платежи за отопле-
ние, воду, землю, аренду и многое другое. Если
же эта работа не
проводится, на предприятие накладываются строгие
финансовые сан-
кции, еще более ухудшающие его положение. Не
лучше ли ликвидиро-
вать такое предприятие, чем его участникам
терпеть убытки? Этот
риторический вопрос относится ко многим
предприятиям в современ-
ной России.
Далее я расскажу о том, каким же образом
происходит ликвидация
юридического лица.
ПОНЯТИЕ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО
ЛИЦА.
"Ликвидация юридического лица - это его
превращение, не влеку-
щее возникновение новых юридических лиц"
(Гражданское право.
Учебник. Под. ред. А.П. Сергеева, Ю.К.
Толстого.- М.: Проспект,
1996. - С.130). Пункт 1 статьи 61 ГК РФ
гласит:"Ликвидация юриди-
ческого лица влечет его прекращение без перехода
прав и обязан-
ностей в порядке правопреемства к другим
лицам." Поскольку права
и обязанности не переходят к правоприемникам,
задача обеспечения
прав и интересов кредиторов приобретает здесь
очень большую важ-
ность.
Ликвидация может осуществляется добровольно, по
решению учреди-
телей либо уполномоченного на то органа
юридического лица, в час-
тности, по истечении срока или с достижением
целей, для которых
оно создавалось. Возможна и принудительная
ликвидация в соответ-
ствии с судебным решением(п.2 ст.61 ГК РФ).
Основаниями для нее
являются осуществление юридическим лицом своей
деятельности без
надлежащего разрешения (лицензии) либо с
неоднократным или право-
вых актов, а также противоречие этой
деятельности законода-
тельным запретам. Случаи принудительной
ликвидации юридического
лица могут предусматриваться только Гражданским
кодексом. К ним
от регистрации юридического лица из-за допущенных
при его созда-
нии неустранимых нарушений законодательства,
поскольку в этом
случае "добровольная" по форме
ликвидация, по сути, носит вынуж-
ден ликвидации юридического лица является его
банкротство.
Ликвидация юридического лица представляет собой
достаточно дли-
тельную процедуру, основное содержание которой
сводится к выявле-
нию и удовлетворению требований, имеющихся у
кредиторов. При этом
юридическое лицо продолжает свою деятельность (до
момента исклю-
чения его из государственного реестра). Поэтому
как имеющиеся,
так и возможные контрагенты должны быть
осведомлены, предупрежде-
ны о том, что данное юридическое лицо
находится в процесс со
своим кредиторами, имея решение (или будучи
обязанным) прекра-
тить свою деятельность. С этой целью лица или
органы, принявшие
решение о ликвидации юридического лица, должны
немедленно сооб-
щить об этом регистрирующему органу для внесения
соответствующих
сведений в государственный реестр. С момента
внесения данных све-
дений к наименованию юридического лица
обязательно добавляются
слова в ликвидации.
К другим лицам переходит имущество,
оставшееся после прекра-
щаемого юридического лица, без изменения
численности и характера
их юридической личности. Поскольку юридическое
лицо создавалось
для участия в имущественных отношениях и к
моменту ликвидации,
как правило, участвует в них, то при его
ликвидации необходимо
завершить эти имущественные отношения и с его
участием.
Предусмотренная законом обязательная процедура
ликвидации так-
же рассчитана на защиту интересов кредиторов.
Ведь учредители или
участники юридического лица при его ликвидации
обычно заинтересо-
ваны в сохранении максимально возможного остатка
имущества после
завершения всех расчетов, поскольку он обычно
поступает в их соб-
ственность. Поэтому ликвидация должна проходить
под контролем ор-
гана, осуществившего государственную регистрацию
юридического ли-
ца.
ОСНОВАНИЯ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО
ЛИЦА.
Основания добровольной ликвидации
юридического лица.
Юридическое лицо может быть ликвидировано
добровольно - по ре-
шению его участников. При этом важно принимать во
внимание, что:
- акционерное общество может быть ликвидировано
по решению обще-
го собрания акционеров квалифицированным (не
менее 3/4) большин-
ством голосов ( эта или другая норма установлена
в уставе АО).
Пункт 2 статьи 21 Федерального Закона РФ от 26
декабря 1995 года
"Об акционерных обществах" гласит:
" В случае добровольной ликви-
дации общества совет директоров(наблюдательный
совет) ли общес-
тва выносит на решение общего собрания
акционеров собрания воп-
рос о ликвидации общества и назначении
ликвидационной комиссии.
Общее собрание акционеров ликвидируемого
общества принимает ре-
шение о ликвидации общества и назначении
ликвидационной
комиссии.";
- общество с ограниченной ответственностью -
только по единоглас-
ному решению его участников;
Также в качестве оснований для ликвидации могут
служить:
- истечение срока, на которое создано
предприятие;
- достижение цели, ради которой оно создавалось;
- признание судом недействительности
регистрации предприятия в
связи с допущенными при его создании нарушениями
закона или иных
правовых актов, если эти нарушения носят
неустранимый характер.
Добровольная ликвидация предприятий-должников
осуществляется во
несудебном порядке по взаимному согласию между
предприятием и
кредиторами в целях удовлетворения требований
кредиторов и пре-
дотвращения негативных социальных последствий в
связи с несостоя-
тельностью (банкротством) предприятий.
Добровольная ликвидация (самоликвидация)
проводится без вмеша-
тельства суда или государственной службы. Весь
процесс осущес-
твляется ликвидатором и контролируется
кредиторами. Данный спо-
соб является наиболее эффективным, поскольку не
связан с судебны-
ми издержками,экономится и время проведения
процедуры.
Основанием для подготовки к применению
процедур добровольной
ликвидации в отношении федеральных
государственных предприятий, а
также предприятий, в капитале которых доля
(вклад) Российской Фе-
дерации составляет более 25 процентов, является
решение Феде-
рального управления о признании структуры
баланса предприятия
неудовлетворительной и об отсутствии реальной
возможности восста-
новить его платежеспособность, принимаемое по
результатам анали-
за экономического состояния предприятия на
основании системы кри-
териев для определения неудовлетворительной
структуры баланса
неплатежеспособных предприятий.
Добровольная ликвидация предприятия может быть
инициирована са-
мим Федеральным Управлением. В этом случае
руководитель предприя-
тия в течение трех дней с момента получения
указанного распоряже-
ния Федерального управления обязан организовать
проведение собра-
ния кредиторов. Совместное решение
руководителя предприятия и
кредиторов о добровольной ликвидации предприятия
в связи с отсут-
ствием возможности восстановления его
платежеспособности простым
большинством от общего числа голосов. В случае,
если уполномочен-
ный орган не утверждает решение о добровольной
ликвидации пред-
приятия, он вправе принять решение о подаче
предприятием заявле-
ния о признании его несостоятельным (банкротом) в
арбитражный суд
и обязать руководителя предприятия подать
указанное заявление.
Если руководитель федерального
государственного предприятия в
течение установленного срока не выполнил
распоряжение Федерально-
го управления о добровольной ликвидации
предприятия либо если оно
отклонено собранием кредиторов (если в течении 20
дней с момента
опубликования объявления о добровольной
ликвидации предприятия
конкурсным управляющим получено хотя бы заявление
от одного кре-
дитора о несогласии с решением о добровольной
ликвидации) , Феде-
ральное управление издает распоряжение,
содержащее обязательное
для руководителя предприятия предписание о
внесении в арбитраж-
ный суд заявления о возбуждении производства по
делу о не пред-
приятия. Реализация (продажа) имущества
ликвидируемого предприя-
тия осуществляется в порядке, установленном
планом ликвидации.
Средства, вырученные от реализации
имущества ликвидируемого
предприятия, поступают на счет ликвидационной
комиссии и направ-
ляются на удовлетворение требований кредиторов в
порядке, опреде-
ленном действующим законодательством.
Основания принудительной ликвидации
юридического лица.
Юридическое лицо может быть ликвидировано
принудительно, по ре-
шению суда, по таким основаниям как:
- осуществление деятельности без надлежащего
разрешения(лицензии)
либо деятельности, запрещенной законом. Это
такие виды дея-
тельности, как производство взрывчатых веществ,
наркотиков, тор-
говля отдельными видами товаров и прочее;
- неоднократное или грубое нарушение закона или
иных правовых ак-
тов. К подобным основаниям относятся нарушения
налогового законо-
дательства, правил землепользования или
санитарно-эпидемиологи-
ческих норм, взаимоотношений с внебюджетными
фондами, регистра-
ция проспектов эмиссии и т.п.
Требование о ликвидации юридического лица по
перечисленным вы-
ше основаниям могут быть предъявлены в суд
государственным орга-
ном или органом местного самоуправления,
которому такое право
предоставлено законом. Это могут быть:
прокуратура, налоговая ин-
спекция,регистрационная палата и другие органы.
В нынешней практике возникает множество
проблем связанных с
принудительной ликвидацией юридических лиц. В
частности остро
стоит вопрос ликвидации коммерческих банков.
Особенно полно этот
вопрос раскрыл в своей статье консультант судьи
Конституционного
Суда РФ В. Кузнецов. Кузнецов замечает, что
Центральный банк РФ
может отозвать лицензию у коммерческого банка
вследствие грубых и
неоднократных нарушений законодательства. Отзыв
лицензии соверше-
ния банком каких-либо операций и влечет за
собой, как правило,
его ликвидацию. Ликвидация юридического лица, в
том числе и ком-
мерческого банка, осуществляется в порядке,
установленном Федера-
ции. В соответствии с ней ликвидация
юридического лица вслед-
ствие грубых и неоднократных нарушений закона
или иных правовых
актов может быть произведена только по решению
суда.
Ликвидация юридического лица может быть
произведена также по
решению учредителей либо органа юридического лица
в связи с исте-
чением срока либо достижением цели, ради
которой оно создано.
Юридическое лицо, являющееся коммерческой
организацией или дей-
ствующее в форме потребительского кооператива
благотворительного
или иного фонда, ликвидируется также в
соответствии со ст. 65 ГК
вследствие признания его несостоятельным.
Однако сам по себе факт отзыва лицензии у
коммерческого банка
не является ни официальным решением о
признании его несостоя-
тельным, ни официальным решением о ликвидации
банка вследствие
грубых и неоднократных нарушений им
законодательства, поскольку
для ликвидации юридического лица (в том числе
коммерческого бан-
ка) вследствие грубых и неоднократных нарушений
закона и иных
нормативных актов требуется решение суда, а
объявление должника
несостоятельным, и последующая его ликвидация
возможны только
двумя способами. Первый - решение суда с
последующей ликвидацией
(п. 1 ст. 65 ГК РФ). Второй - совместное решение
должника и кре-
диторов объявлен добровольной ликвидацией (п. 2
ст. 65 ГК РФ).
Иных официальных способов признания юридического
лица несостоя-
тельным действующее законодательство не
предусматривает.
Более того, ч. 2 п. 4 ст. 61 ГК РФ говорит о
том, что, если
стоимость имущества такого юридического лица (коммерческой
орга-
низации) недостаточна для удовлетворения
требований кредиторов,
оно может быть ликвидировано только порядке,
предусмотренном ст.
65 ГК. Статья 65 ГК РФ, в свою очередь, в п. 3
устанавливает, что
"основания признания юридического лица
банкротом либо объявления
им о своем банкротстве, а также порядок
ликвидации устанавливают-
ся законом о несостоятельности
(банкротстве)". Однако существую-
щая ныне практика показывает, что вслед за
отзывом у коммерческо-
го банка лицензии без какого-либо судебного
решения и независимо
от причин отзыва назначается ликвидационная
комиссия, которая
производит подсчет активов банка, рассчитывается
с кредиторами и
осуществляет его ликвидацию.
Таким образом, действующее законодательство не
только не пре-
дусматривает особого порядка ликвидации
несостоятельных банков,
но и прямо закрепляет то, что ликвидация всех без
исключения ком-
Страницы: 1, 2, 3
|