рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Права потребителей при выполнении работ (оказании услуг) и их защита рефераты

В соответствии с положениями Закона о защите прав потребителей и указами Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», от 20 мая 2004 г. №649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», и от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов РФ, которые регулируют отношения в области защиты прав потребителей, осуществляет специально созданная Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

В соответствии с положениями о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №322, Роспотребнадзор находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ и является уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, которые осуществляют функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Роспотребнадзор осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области защиты прав потребителей, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и в области потребительского рынка (контроль за соблюдением санитарного законодательства, соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, соблюдением правил выполнения отдельных видов работ, оказания услуг и т.д.); лицензирование отдельных видов деятельности, которые отнесены к компетенции Роспотребнадзора; установление причин и условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых отравлений; регистрацию, например, отдельных видов продукции, которые представляют потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств), впервые ввозимых на территорию РФ пищевых продуктов, впервые производство биологические, химические вещества и т.д.; подготовку предложений о введении или отмене на территории РФ, субъектов РФ ограничительных мероприятий (карантина); организацию деятельности системы государственной санитарно - эпидемиологической службы РФ и иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативно-правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ [47, с. 379].

Роспотребнадзор в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право на организацию проведения необходимых для исследования, испытания, анализа и оценки, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности; привлечение научных и иных организаций, ученых и специалистов для проработки вопросов установленной сферы деятельности; дачу разъяснений по вопросам отнесенных к компетенции Роспотребнадзора физическим и юридическим лицам; осуществление контроля за деятельностью территориальных органов Роспотребнадзора и подведомственных организаций и т.д.

Роспотребнадзор не имеет право на осуществление нормативно - правового регулирования в установленной сфере деятельности, кроме тех случаев, которые установлены указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также на управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Также к федеральным органам исполнительной власти, которые осуществляют функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности работ, услуг, относится и федеральный антимонопольный орган – орган исполнительной власти, призванный проводить государственную политику по развитию конкуренции, поддержке новых экономических структур, ограничению монополистической деятельности, пресечению недобросовестной конкуренции, защите прав потребителей.

В настоящее время в соответствии с указами Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 (ред. от 22.06.09г.) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», от 20 мая 2004 г. №649 (ред. от 25.12.08г.) «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» и от 12 мая 2008 г. №724 (ред. от 31.12.08г.) «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» функции федерального антимонопольного органа осуществляет находящаяся в ведении Правительства РФ Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС России).

В соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. №189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» ФАС России является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о рекламе, о естественных монополиях, а также изданию нормативно – правовых и индивидуально – правовых документов в пределах своей компетенции.

Основными функциями ФАС России являются контроль и надзор за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынках финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, в сфере размещения заказов на выполнение работ, оказания услуг для нужд субъектов РФ и муниципальных нужд.

Помимо Роспотребнадзора и ФАС России в пределах своей компетенции косвенно принимают участие в защите прав потребителей Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг России), Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и другие федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы) (см. приложение Б).

Но никакие федеральные органы не могут знать всех проблем, с которыми приходиться ежедневно сталкиваться потребителям в субъектах РФ и особенно в каждом конкретном городе или районе, поскольку ведомство находящееся в Москве не будет разбираться с конкретной мастерской, булочной и т.д. нарушающей права потребителей в Новосибирске, Калуге или Находке. Также и невозможно направить представителей федеральных ведомств в каждый регион. Именно поэтому определенные функции по защите интересов потребителей Закон о защите прав потребителей возлагает на уполномоченные высшие исполнительные органы государственной власти соответствующего субъекта РФ, а также городские, районные, областные администрации. Сегодня практически в каждом населенном пункте есть специалист или группа специалистов, которые занимаются защитой прав потребителей. Образно говоря, такие отделы по защите прав потребителей при местных администрациях являются передним краем работы государства с потребителем. Каждый потребитель, имеющий претензии к качеству работы или услуги, к организации, выполняющая их, может пожаловаться в отдел по защите прав потребителей, и ему обязаны дать консультацию относительно того, как нужно себя вести в сложившейся ситуации [42, с. 168].

На основании ст. 44 Закона в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе рассматривать жалобы, консультировать по вопросам защиты прав потребителей, а также обращаться в суды в защиту прав потребителей. Для обеспечения защиты прав потребителей органы местного самоуправления самостоятельно формируют соответствующие структуры. Как видно, в отличие от федеральных органов и уполномоченных высших исполнительных органов государственной власти соответствующего субъекта РФ, местные органы по защите прав потребителей не наделены никакими контрольными функциями. Однако отсутствие права карать нарушителей прав потребителей отнюдь не означает ненужность местных органов по защите прав потребителей. Эти органы могут принимать достаточно эффективные меры к нарушителям закона во многих отделах по защите прав потребителей созданы «черные списки» организаций и фирм, обманывающих потребителей. Эти списки публикуются в средствах массовой информации, на отдельных сайтах в Интернете, и потребители узнают, с какими фирмами можно иметь дело безбоязненно, а общения с какими можно избегать. Специалисты местных администраций выявляют нарушения прав потребителей, направляют информацию о нарушениях прав потребителей в исполнительные органы государственной власти соответствующего субъекта РФ и соответствующие федеральные органы для принятия необходимых мер, обращаются в суд в интересах потребителей (см. приложение В).

Вместе с тем при рассмотрении жалоб потребителей в рамках полномочий, которые закреплены в ст.44 Закона о защите прав потребителей, органы местного самоуправления вправе в целях объективного разбирательства по существу поставленных вопросов осуществлять проверки фактов, изложенных в жалобах. По результатам указанных проверок органы местного самоуправления вправе принимать обоснованные решения, в том числе связанные с направлением полученных материалов в территориальные управления Роспотребнадзора, однако исключается возможность проведения каких-либо мероприятий по контролю в сфере защиты прав потребителей по инициативе самого органа местного самоуправления, т.е. в плановом порядке и при отсутствии жалоб потребителей.

Помимо соответствующих федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), уполномоченных высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, осуществляющих защиту прав потребителей (контроль за качеством и безопасностью работ, услуг), а также органов местного самоуправления на помощь потребителю приходят общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые в соответствии с п.1 ст. 45 Закона о защите прав потребителей создаются гражданами на добровольной основе в случае, когда необходимо объединить усилия людей для защиты нарушенных интересов, для проведения совместных мероприятий. Основная характеристика общественной организации – ориентация не на коммерческие интересы, а на защиту прав своих членов и граждан вообще.

Общественные объединения потребителей существуют во многих государствах мира не один десяток лет. В нашей стране движение потребителей возникло в крупных городах. В сентябре 1988г. появился Ленинградский клуб потребителей, чуть позже – Московский союз потребителей. Затем стали возникать подобные объединения в Новосибирске, Екатеринбурге, Ростове, Челябинске… На сегодняшний день в России зарегистрировано более 200 региональных общественных объединений потребителей. Для координации своей деятельности общественные объединения создают национальные организации. Большинство российских региональных организаций объединены в Союз потребителей РФ (СП РФ).

Каждое общественное объединение потребителей (а также их ассоциации, союзы) осуществляет свою деятельность в первую очередь в соответствии с ФЗ от 19 мая 1995г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» и может пользоваться правами, установленными ст. 27 вышеуказанного закона, и предоставленными Законом о защите прав потребителей.

Рассмотрим некоторые из полномочий общественных объединений, которые установлены в ст.45 Закона о защите прав потребителей.

Закон предоставляет потребительским организациям право на проведение экспертизы качества и безопасности результатов работ (услуг). Для реализации этого права общественные объединения потребителей могут учреждать собственные испытательные лаборатории, заключать договоры с уже действующими лабораториями. Многие потребительские организации активно используют это право и проводят испытания различных результатов работ, чтобы предоставить потребителям достоверную информацию о свойствах испытываемых товаров. Одно из достоинств потребительских испытаний – их независимость. Иногда в процессе испытаний обнаруживается, что испытываемые товары не соответствуют требованиям по безопасности. В этом случае, в соответствии с Законом о защите прав потребителей, общественные объединения потребителей вправе обратиться в органы государственного контроля, для пресечения попадания опасного товара к потребителям [32, с. 188].

Еще одно право общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) – это право проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, участвовать по поручению потребителей при ведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей и т.д.

Главное отличие общества потребителей от государственного органа по защите прав потребителей – независимость от государства, политики и бизнеса. Если глава местной администрации населенного пункта вынесет постановление, которое ущемляет права потребителей, то отдел по защите прав потребителей при местной администрации вряд ли сможет выступить против своего руководителя, а общество потребителей в состоянии это делать и добиться отмены незаконного постановления. Кроме того, общества потребителей очень мобильны. Их деятельность не связывают никакие инструкции и бюрократические согласования. Если сотрудник общества столкнулся в течение дня с каким-то нарушением потребительских прав, то уже вечером общество может начать их защищать.

Если потребитель считает, что его права нарушены, он всегда может обратиться в общественную организацию потребителей своего город или района. Общественные объединения потребителей могут оказывать помощь в том случае, если потребителю необходима консультация юриста, защита в суде, независимая экспертиза. В отличие от государственных органов, общественные организации не имеют полномочий штрафовать нарушителя и действуют через суд или путем обращений в специализированные государственные органы в области защиты прав потребителей. В этих организациях работают профессионалы своего дела, и, обратившись к ним, потребитель получит реальную помощь в защите своих нарушенных прав и не останется один на один со своими проблемами (см. приложение Б).

Таким образом, проанализировав вышесказанное, можно сделать вывод о том, что в России существует две формы защиты прав потребителей - государственная и общественная. На сегодняшний день в Новосибирской области государственная защита более развита, чем общественная. Но хотелось, чтобы был усилен контроль и потребительских обществ, так как они могут участвовать в разработке требований по безопасности выполнения работ (оказания услуг), проверять соблюдение обслуживания потребителей, вносить предложения о мерах по повышению качества выполнения работ (услуг) и т.д., тем самым предотвращая нарушения прав потребителей [37, с. 117].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В заключение хотелось бы отметить то, что с момента принятия Закона о защите прав потребителей была создана правовая база защиты прав потребителей, включающая в себя не только указанный Закон, но и Гражданский кодекс РФ, специальные законы, регулирующие отдельные сферы деятельности, правила осуществления работ и оказания услуг, утверждаемые Правительством Российской Федерации. Происходит развитие законодательства в сфере качества, в том числе безопасности предоставляемых работ (услуг). В соответствии с Законом создана система защиты прав потребителей, которую образуют федеральный антимонопольный орган и его территориальные управления; федеральные органы исполнительной власти и их территориальные подразделения, - осуществляющие контроль качества и безопасности выполняемых работ (услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей. За прошедшие годы были решены такие вопросы, как доведение до потребителей необходимой и достоверной информации о работах (услугах), формирование обычаев и правил делового оборота на базе освоения исполнителями (изготовителями) потребительского законодательства при выполнении работ (оказании услуг), привидение договоров, в том числе и гарантийных талонов крупных отечественных и иностранных компаний в соответствии с требованиями российского потребительского законодательства. Прочно вошло в практику досудебное разрешение споров между потребителями и иными рыночными контрагентами. Более широкий размах приобретает работа по информированию и обучению населения основам потребительской культуры.

Вместе с тем, как показывает практика в сфере защиты прав потребителей остается немалое количество нерешенных вопросов правового, социального, экономического и организационного характера. На положении потребителей негативно сказывается наличие множества монопольных рынков; ценовая спекуляция; наводнение потребительского рынка некачественными и фальсифицированными предлагаемыми работами, услугами; низкий уровень информирования потребителей в связи с отсутствием или низким уровнем информационных систем, которые доступны для потребителей на фоне широкой наступательной рекламы; недостаточный авторитет общественных объединений по защите прав потребителей и т.д.

В связи с этим в потребительском законодательстве требуется:

1)                расширение и развитие системы программных мер в сфере защиты прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг);

2)                усиление координации работы по выработке единых позиций реализации законодательства о защите прав потребителей на основе масштабной правоприменительной практики судебной системой, органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными потребительскими организациями;

3)                повышения роли межведомственных и координационных советов по защите прав потребителей как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ в реализации законодательства о защите прав потребителей , определение приоритетных направлений формирования потребительской политики в сфере выполнения работ (оказания услуг);

4)                создание необходимых условий для развития и укрепления системы государственной и судебной защиты прав потребителей в сфере выполнения работ (оказания услуг) с учетом усиления роли органов местного самоуправления в этой области с целью обеспечения доступности ее для широких слоев населения;

5)                проведение мониторинга в различных секторах потребительского рынка работ (услуг) в виде крупных комплексных обследований по вопросам соблюдения законных прав потребителей, в том числе образовательных, медицинских услуг, а также по отдельным вопросам обеспечения безопасности и качества выполняемых работ (оказываемых услуг).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные акты


1.                 Конституция РФ: Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. от 30.12.2008 № 7-ФКЗ). – М.: Юридическая литература, 2010. – 48 с.

2.                 Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (часть первая) (ред. от 27.12.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – №32. – ст. 3301.

3.                 Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 26 января 1996 г. №14-ФЗ (часть вторая) (ред. от 17.07.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – №5. – ст.410.

4.                 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. №138-ФЗ (ред. от 27.02.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – №46. – ст. 4532.

5.                 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. №195-ФЗ (ред. от 03.06.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – №1 (ч.1). – ст. 1.

6.                 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №63 -ФЗ (ред.от 29.06.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – №25. – ст. 2954.

7.                 Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992г. №2300-1 (ред. от 23.07.2008) «О защите прав потребителей» // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. – №15. – ст.766

8.                 Федеральный закон Российской Федерации от 27 декабря 2002г. №184-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О техническом регулировании» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – №52 (ч.1). – ст.5140.

9.                 Федеральный закон Российской Федерации от 30 марта 1999г. №52-ФЗ (ред. от 22.12.2008) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – №14. – ст. 1650.

10.             Федеральный Закон Российской Федерации от 8 августа 2001г. №128-ФЗ (ред. от 30.12.2008г.) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – №33 (ч.1). – ст.3430.

11.             Федеральный закон Российской Федерации от 17 августа 1995г. №147-ФЗ (ред. от 25.12.2008г.) «О естественных монополиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – №34. – ст. 3426.

12.             Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992г. №4015 – 1 (ред. от 21.06.200г.) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Ведомости СНД И ВС РФ. – 1993. – №2. – ст.811.

13.             Федеральный закон Российской Федерации от 13 марта 2006г. №38-ФЗ (ред. от 22.01.2010г.) «О рекламе» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – №12. – ст. 1232.

14.             Федеральный закон Российской Федерации от 2 декабря 1990г. №395-1 (ред. от 03.06.2009г.) «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – N 6. – ст. 492.

15.             Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ (ред. от 30.12.2008г.) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 49. – ст. 5491.

16.             Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994г. №100 (ред. от 10.03.2009г.) «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. – 1994. – № 8 – ст. 598.

17.             Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997г. №720 (ред. от 10 мая 2001г.) «Об утверждении Перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и Перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – №25. – ст. 2942.

18.             Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2007г. №452 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. – №30. – ст. 3942.

19.             Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001г. №505 (ред. от 15.09.2008г.) «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – №29. – ст. 3016.

20.             Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994г. №1264 (ред. от 10.03.2009г.) «Об утверждении Правил оказания услуг автостоянок» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – №48. – ст. 4517.

21.            Постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2001г. №290 (ред. от 23.01.2007г.) «Об утверждении» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – №17. – ст. 1712.

22.            Постановление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005г. №111 (ред. от 14.12.2006г. с изм. от 21.02.2007г.) «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. – №10. – ст. 851.

23.            Постановление Правительства Российской Федерации от 25апреля 1997г. №490 (ред. от 01.02.2005г.) «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в РФ» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – №18. – ст. 2153.

24.             Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 2005г. №353 (ред. от 16.02.2008г.) «Об утверждении Правил оказания услуг проводного радиовещания»      // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. – №24. – ст.2372.

25.             Постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997г. №155 (ред. от 01.02.2005г.) «Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – №7. – ст.862.

26.             Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2005г. №310 (ред. от 10.03.2009г.) «Об утверждении Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной, международной телефонной связи» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. – №21. – ст.2030.


Материалы судебной практики


27.                         Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. №7 (ред. от 11.05.2007г.) «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» // Бюллетень ВС РФ. – 1997. – №1.

28.                         Постановление Президиума ВС РФ от 28 мая 2008г. «Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за первый квартал 2008 года» // Бюллетень ВС РФ. – 2008. – №8.

29.                        Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. №10 (ред. от 06.02.2007г) «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» // Российская газета. – 1995. – № 29.

Научная литература


30.             Айман Т.О. Защита прав потребителей. – М.: Норма, 2007. – 88 c.

31.            Аншаков М.Г., Баршина Р.Ю. Постатейный комментарий к закону «О защите прав потребителей». – М.: Юристъ, 2007. – 208 с.

32.            Астахов П.А., Володарский Ю.И. Как потребителю защитить свои права. – М.: Волтерс Клувер, 2007. – 303 с.

33.            Астахов П.А. Права потребителя. Спорные моменты. Самые яркие процессы и советы известного адвоката. – М.: Волтерс Клувер, 2008. – 253 с.

34.            Борисов А.Б. Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» (постатейный). С образцами претензий и исковых заявлений. – М.: Закон и право, 2009. – 1072 с.

35.            Борисова Л.Н., Чаннов С.Е. Комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей». – М,: Юринформцентр, 2007. – 208 с.

36.            Горелов А. Применение нормы об ответственности за обман потребителей // Российская юстиция. – М.: Юрид. лит., 2003. – № 8. – С. 47 – 48.

37.            Горина И.Е. Защита прав потребителей, часто задаваемые вопросы, образцы документов. – М.: Юрайт-М, 2007. – 137 с.

38.            Гусятникова Д.Б. Покупатель не всегда прав! Типовые ситуации по защите прав всех участников процесса купли-продажи товаров и услуг. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 128 с.

39.            Еналеева И.Д. Защита прав потребителей, часто задаваемые вопросы, образцы документов. – М.: Юриздат, 2008. – 235 с.

40.            Закон РФ «О защите прав потребителей». Юридический комментарий / под ред. Д.М. Сорк. – М.: ЮРкнига, 2007. – 112 с.

41.            Законодательство о конкуренции и защите прав потребителей. Сборник нормативных актов и документов / под ред. П.В. Крашенниникова. – М.: Проспект, 2008. – 790 с.

42.            Защита прав потребителей / под. ред. Т.А. Стяжкиной. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Статут, 2003. – 287 с.

43.            Защита прав потребителей: нормативные акты, официальные разъяснения, судебная практика, образцы документов / под. ред. М.Ю. Тихомирова. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: ЮНИТА, 2007. – 972 с.

44.            Золотухина Т.А. Постатейный комментарий к новой редакции Закона РФ «О защите прав потребителей». – М.: НОРМА, 2007. – 256 с.

45.            Катыс М.А. Некоторые проблемы нормативно-правового регулирования защиты прав потребителей // Юрист. – 2007. – №10. – С. 56 – 57.

46.            Кудрина Т.Н. , Пахомова И.А. Права потребителя. Ответы на все вопросы. – М.: Крона-Лекс, 2008. – 336 с.

47.            Марченко М.Н. Источники права. – М.: Закон и право, 2008. – 760 с.

48.            Марочкина Ю.Н. Защита прав потребителей при покупке товаров и услуг. – М.: Статут, 2007. – 204 с.

49.            Пиляева В.В. Защита прав потребителей словарь-справочник с законодательными актами и образцами документов. – М., 2008. – 725 с.

50.            Пиляева В.В. Федеральный закон «О защите прав потребителей» в схемах и определениях: учебное пособие. – М.: СПАРК, 2008. – 176 с.

51.            Сметанникова А.Е. Последствия передачи товара ненадлежащего качества // Законодательство. – 2007. – №4. – С. 8 – 14.

52.            Судебная практика по спорам о защите прав потребителей: сборник нормативных актов / сост. В.М. Малиновская. – М.: Проспект, 2007. – 480 с.

53.            Тишуков Ю.В. Ответственность продавца. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 332 с.

54.            Ткачев В.Н. Защита прав потребителей в Российской Федерации (правовое регулирование, комментарии, консультации, образцы документов): науч.-практич. пособие. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – 544 с.

55.            Шестакова Е.Д. Покупатель всегда прав. – М.: Юрайт, 2007. – 272 с.

56.            Щирский Д.А. Защита прав потребителя практическое руководство с образцами заявлений. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2008. – 288 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8