рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Послуга охорони як особливий вид господарської діяльності рефераты

Во-вторых, уголовная ответственность за уклонение физического лица от уплаты налога наступает при неуплате налога и (или) страхового взноса в размере, превышающем двести минимальных размеров оплаты труда. Выделен также особо крупный размер - от пятьсот минимальных расчетных показателей. При уклонении от уплаты налога или страхового взноса с организации крупным размером признается сумма, превышающая одну тысячу, особо крупным - пять тысяч минимальных размеров оплаты труда.

При уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с физического лица и с организаций крупным размером признается сумма, превышающая одну тысячу, а особо крупным три тысячи минимальных размеров оплаты труда.

В-третьих, за совершение этих, по сути, идентичных преступлений предусмотрены различные санкции.

Таким образом, позиция законодателя в этих вопросах отличается значительным разнобоем и нелогичностью. Более приемлемым является подход законодателя к вопросу о криминализации налоговых преступлений как более дифференцированный и последовательный. Можно предложить законодателю сформулировать две нормы - за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с физического лица; за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации.

Из анализа таможенного законодательства следует, что правонарушения, связанные с уклонением от уплаты таможенных платежей - это совершение действий, направленных на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение, либо направленных на необоснованный возврат уплаченных таможенных платежей, а равно неуплата таможенных платежей в установленные сроки при реальной возможности их уплаты, либо обращение в таможенные органы о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей без намерений исполнить взятые на себя обязательства к установленным срокам, или заведомое представление ложных гарантий третьих лиц об обеспечении уплаты таможенных платежей.


3.2 Пути решения и совершенствования борьбы с уклонениями от уплаты таможенных платежей в РК


Решить задачи уголовно-правовой борьбы с уклонением от уплаты налогов можно путем совершенствования уголовного законодательства и, что не менее важно, соответствующей правоприменительной практики. Проблема уголовно-правовой охраны финансовой сферы - это проблема дефицита не столько самих уголовно-правовых норм, сколько практики их применения. Применение уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, в настоящее время вызывает трудности, связанные с тем, что уголовное, административное, таможенное и налоговое законодательство не унифицировано, а деятельность налоговых, таможенных и правоохранительных органов по применению санкций зачастую не согласуется.

Политические и социально-экономические преобразования в Казахстане повлекли за собой обновление механизма правового регулирования, управления внешнеэкономической деятельностью. Как отмечалось ранее, преступность во внешнеэкономической сфере - сложное общественное явление. Её следует рассматривать с различных точек зрения: социально-политической, правовой, психологической, а также с позиций государственных органов, обеспечивающих защиту общества от подобных преступлений. С точки зрения правоохранительных органов - это угроза безопасности личности, общества, государства. Главная трудность в том, что борьба с преступлениями во внешнеэкономической и налоговой сфере, в том числе и с уклонением от уплаты таможенных платежей, предполагает не только меры, направленные непосредственно против них, но также, на нейтрализацию факторов, непосредственно способствующих их возникновению и развитию.

Задача обеспечения эффективной борьбы с уклонением от уплаты таможенных платежей требует осуществления системы взаимосвязанных мер по выявлению, предупреждению и пресечению такого рода преступной деятельности. Государственная власть создает новые органы с особыми полномочиями для социального контроля за ВЭД.

Объектами контроля применительно к нашему исследованию являются материальные и финансовые средства, различных структурных звеньев экономики, проводящих внешнеэкономические операции. Одной из основных целей контроля в сфере ВЭД является предупреждение и выявление преступлений, предусмотренных ст.214 УК РК. Условно виды контроля и органы его осуществляющие, следует разделять на два блока - экономический и правоохранительный. Экономический блок осуществляется посредством банковского, аудиторского контроля.

Агентство таможенной политики - базовый правоохранительный институт в сфере ВЭД. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба пополняет государственный бюджет. Значительное место в деятельности таможенных органов занимает правоохранительная функция, осуществляя которую, они активно участвуют в обеспечении экономической безопасности Республики Казахстан. Правоохранительный статус Агентства таможенной политики закреплен в Таможенном кодексе и регламентируется другими нормативно-правовыми актами.

Агентство таможенной политики РК включает в свою деятельность решение следующих задач:

создание таможенной инфраструктуры, способной обеспечить выполнение главной задачи, поставленной перед таможенной службой;

обеспечение экономической основы суверенитета и экономической безопасности страны;

пополнение бюджета путём взимания пошлин, сборов и некоторых видов налогов;

участие в осуществлении таможенно-банковского валютного контроля, в первую очередь, за своевременным возвратом платежей, причитающихся экспортёрам за экспортируемые ими товары;

формирование, ведение и представление таможенной статистики внешней торговли Республики Казахстан;

создание правовой законодательной базы, обеспечивающей деятельность таможенной службы.

С появлением Агентства таможенной политики как новой самостоятельной структуры с мощными экономическими и правовыми рычагами воздействия произошло изменение расстановки сил и средств в обеспечении экономической безопасности страны.

Задачи правоохранительных органов по борьбе с уклонениями от уплаты таможенных платежей представлены в следующем виде:

разработка и реализация специальных мер, направленных на борьбу с уклонением от уплаты таможенных платежей;

выделение приоритетных направлений этой борьбы исходя из специфики криминального "маркетинга" такого деяния, как уклонение от уплаты таможенных платежей;

обеспечение специальными силами и средствами закрепления новых экономических отношений путём их защиты от преступных посягательств.

Важнейшая функция работы правоохранительных органов состоит в организации системного противодействия возникающим угрозам экономической безопасности государства. Данная функция служит выработке общего замысла и тактике противодействия криминальным действиям, координации усилий отдельных правоохранительных органов и обеспечению их взаимодействия путём существенного расширения информационных ресурсов за счёт объединения их возможностей.

Формы и методы преступной деятельности постоянно совершенствуются. Качественными характеристиками организованных преступных групп и сообществ являются закрытость и защита от "утечки" информации, свидетельствующими о преступной деятельности не только пассивными (подделка документов), но и активными (контроперативная работа, уничтожением материальных объектов, могущих служить доказательством преступной деятельности) методами. Наряду с закономерностями возникновения доказательств действует закономерность их исчезновения. Доказательства могут не возникнуть в таком количестве, чтобы быть обнаруженными современными средствами и методами, либо их количество окажется недостаточным для раскрытия преступления. Имеются в виду объективные процессы, не зависящие от качества расследования и субъективных качеств следователя.

Отмечается усиление давления на сотрудников таможенной службы криминальными структурами. Преступники, действуя все более изощренно, стремятся удержать свои позиции. Чтобы склонить таможенников к сотрудничеству, используется шантаж и нападения на членов их семей.

Однако реализация закрепленных за таможенными органами правоохранительного статуса и права на оперативно-розыскную деятельность встречается с проблемами, решение которых потребует совместных усилий других правоохранительных структур, прежде всего оперативных аппаратов отделов по борьбе с экономическими преступлениями.

Безусловно, каждому правоохранительному органу необходимо самостоятельно решать собственные задачи, самостоятельно определять новые ориентиры для решения вопроса обеспечения экономической безопасности и в рамках действующего закона применять на практике различные способы решения этих вопросов. В решении вопросов борьбы с уклонением от уплаты таможенных платежей руководителям территориальных подразделений, необходимо шире использовать современные методики. Только "эффективный налоговый контроль способен оказать огромное влияние на налогоплательщиков и предотвратить совершение налоговых преступлений и правонарушений", - считает А.Н. Козырин. [16, с.100] Практика подтверждает это мнение. Наиболее эффективным способом его проведения являются совместные проверки налогоплательщиков силами таможенных органов, МВД, ГНС РК.

Вопросы взаимодействия в ходе раскрытия и расследования экономических преступлений находятся в центре внимания государственной власти. Под взаимодействием следует понимать осуществляемую в рамках действующего закона совместную, согласованную по цели, месту и времени деятельность равноправных субъектов предупреждения преступлений.

Проблемы организации взаимодействия государственных органов в деле обеспечения внешнеэкономической безопасности можно представить как:

межгосударственное взаимодействие;

взаимодействие между правоохранительными органами;

внутриведомственное.

Для решения проблемы представляется необходимым:

1) совершенствовать деятельность таможенных, налоговых и правоохранительных органов по обеспечению экономической безопасности страны посредством определения и нормативного закрепления границ полномочий и функциональных обязанностей в борьбе с уклонением от уплаты таможенных платежей таможенных органов, МВД, ГНС, Прокуратуры РК;

2) аналитическим подразделениям таможенных органов, МВД, ГНС, Прокуратуры РК разработать методику координации и взаимодействия практических органов при проведении совместных операций. Создание как межструктурного, так и внутриведомственного эффективного механизма координации и взаимодействия правоохранительных органов возможно лишь при условии соблюдения ими принципа научного подхода в разработке оптимальной модели деятельности по обеспечению внешнеэкономической безопасности, при безусловной ориентации на интересы общего дела.

Объективные процессы, происходящие в Казахстане в связи с реформами, вызвали кроме позитивных и негативные последствия. Так, произошла интенсивная интеграция казахстанской преступности в международную. Организованная преступность, затрагивающая внешнеэкономическую сферу, сейчас всё более носит трансграничный и транснациональный характер.

Немаловажное значение при этом имеет создание необходимой правовой основы сотрудничества таможенных органов и правоохранительных органов других стран. Существенную специфику имеет сотрудничество членов СНГ в деле борьбы с преступностью. Эта специфика обусловлена наличием "прозрачных границ" между ними. Без тесного оперативного сотрудничества между правоохранительными органами республик СНГ невозможна эффективная борьба с так называемой "маятниковой" преступностью.


Заключение


Несмотря на принимаемые меры количественные и качественные характеристики деяния, выраженного в уклонении от уплаты таможенных платежей, остаются высокими. В этой связи исследование проблемы борьбы с уклонением от уплаты таможенных платежей требует особого внимания со стороны государственных органов, в функциональные обязанности которых входит борьба с преступлением, предусмотренным ст.214 УК РК (прежде всего Государственного таможенного комитета, транспортной прокуратуры и органов внутренних дел). Решение проблемы предполагает учет особенностей развития экономики и общества и криминогенных факторов, влияющих на состояние уклонения от уплаты таможенных платежей, а также обеспечение координации всего процесса борьбы с ним.

В борьбе с уклонением от уплаты таможенных платежей важны: профессиональные качества сотрудников таможенных органов (наличие образования и опыта, позволяющего качественно выполнять возложенные на них служебные обязанности). В области реализации уголовной политики в отношении борьбы с уклонениями от уплаты таможенных платежей - целесообразно внедрение целевых программ борьбы с уклонением от уплаты таможенных платежей на основе изучения и прогнозирования криминогенной ситуации, в том числе и с позиций криминального "маркетинга", учет изменений в способах совершения преступления, предусмотренного ст.214 УК РК, определения и уточнения целей борьбы с явлением, методов и средств их достижения.

Уголовную политику, направленную на борьбу с уклонениями от уплаты таможенных платежей физическими и юридическими лицами, целесообразно объединить с уголовной политикой борьбы против других деяний, входящих в группу налоговых преступлений и с отмыванием денег, полученных в результате преступной деятельности.

Особая роль современной уголовной политики в направлении борьбы с уклонениями от уплаты таможенных платежей состоит в поддержании законности в соответствии с требованиями, предъявляемым к правовому государству. Для правового государства характерно повышенное значение судебной власти, поэтому дела о таможенно-налоговых преступлениях, нерешенных путем соглашения сторон, следовало бы рассматривать в судебном порядке. В области профилактики преступлений методами уголовного права - требуется повышение эффективности специальной и общей превенции уклонения от уплаты таможенных платежей, а также использования в борьбе с преступлением, предусмотренным ст.214 УК РК, уголовно-правовых институтов и норм с непосредственно выраженной профилактической направленностью, в частности, поощрительных норм.

Для повышения эффективности борьбы с уклонениями от уплаты таможенных платежей, на наш взгляд, следовало бы использовать опыт борьбы с соответствующими преступлениями в странах ЕС, США и Казахстана.

Особенно актуальна задача повышения эффективности правоприменительной практики в следующих направлениях:

внутренняя самоорганизация государственных структур, уполномоченных бороться с уклонениями от уплаты таможенных платежей;

организация взаимодействия таможенных, налоговых, правоохранительных и контролирующих органов, в задачу которых входит предупреждение, выявление и расследование преступления, предусмотренного ст.214 УК РК;

организация информационных баз о субъектах ВЭД и лицах, нарушающих установленные законом правила, а также качественный обмен информацией, для чего следует применять возможности Интернет;

усиление правоохранительного блока ГТК и прежде всего оперативных подразделений;

формирование налоговой культуры и бюджетной дисциплины.

Список используемой литератеры


1.     Конституция Республики Казахстан. - Алматы: Жетi Жаргы, 2003.

2.     Налоговый Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 12 июня 2001 года № 209

3.     Таможенный кодекс РК от 2001 г. по состоянию на 1 сентября 2003 года. Алматы, 2003

4.     Уголовный Кодекс Республики Казахстан., Алматы., “Жетi Жаргы" 1997 г.

5.     Уголовно-процессуальный кодекс РК. - Алматы, 1999.

6.     Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, "О таможенном деле в Республике Казахстан". - Алматы: Жетi Жаргы, 1995.

7.     Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, "О налогах и других обязательных платежах". - Алматы: Жетi Жаргы, 1995.

8.     Алибеков С.Т. Таможенное право. - Алматы: АдiлетПресс, 1997.

9.     Алиев М. Некоторые аспекты борьбы с экономической контрабандой // Тураби, 1996. - № 6.

10. Борисов К.Г. Международное таможенное право. - М., 1997.

11. Васильев Н., Туликов В. Налоги в системе экономических отношений капитализма. - М., Финансы СССР. 1990. № 3.

12. Габричидзе Б.Н. Таможенное право. - М., 1995.

13. Данные таможенной статистики "Экспорт и импорт Республики Казахстан по товарам и странам" за 2001-2003 г. // Финансы. № 1.2004 г.

14. Дернберг Р.Л. Международное налогообложение. ЮНИТИ COLPI. 1997.

15. Драганов В.Т. Основы таможенного дела. - М.: Экономика, 1998.

16. Козаченко И.Я., Погосян Т.Ю. Актуальные проблемы борьбы с экономической преступностью // Проблемы конфискации имущества в призме материальных потребностей преступника: Сборник. - М., 2002.

17. Козырин А.Н. Правовое регулирование таможенно-тарифного механизма (сравнительно-правовое исследование): Автореф. дисс на соискание ученой степени докт. юрид. наук. - М., 1994.

18. Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. Независимое издательство "Манускрипт". - М., 1999.

19. Козырни А.Н. Понятие таможенное территории и пространственные аспекты таможенно-тарифного регулирования // Московский журнал международного права. - М., 1995. - № 1.

20. Кот А.Г. Налоговые отношения как объект уголовно-правовой охраны. Труды Академии МВД России. - М., 1996.

21. Кузнецова Н.Ф. Новый уголовный кодекс Франции. // Вестник московского университета. Серия 11. Право. 1994. № 2. С.41.

22. Ларичев В.Д., Гильмутдинова Н.С. Таможенные преступления. - М.: "Экзамен", 2001. - 608с.

23. М.А. Сарсембаев. Таможенное право Республики Казахстан - Алматы Данекер, 2002 - 241 с.

24. Марогулова И.Л. Конфискация имущества как мера наказания по советскому законодательству: Автореферат дис... канд. юрид. наук. - М., 1979; Михлин А.С. Имущественные наказания - альтернатива лишению свободы за менее опасные преступления // Сов. гос-во и право. 1981. № 6.

25. Мещерякова О. Налоговые системы развитых стран мира. Справочник. - М., Фонд "Правовая культура". 1999.

26. Некоторые вопросы совершенствования Налогового Кодекса Республики Казахстан. // Информационный бюллетень Министерства финансов РК (№ 4 - 1997) - 0,5 п. л. (в соавторстве).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7