Послуга охорони як особливий вид господарської діяльності
Во-вторых, уголовная
ответственность за уклонение физического лица от уплаты налога наступает при
неуплате налога и (или) страхового взноса в размере, превышающем двести
минимальных размеров оплаты труда. Выделен также особо крупный размер - от
пятьсот минимальных расчетных показателей. При уклонении от уплаты налога или
страхового взноса с организации крупным размером признается сумма, превышающая
одну тысячу, особо крупным - пять тысяч минимальных размеров оплаты труда.
При уклонении от уплаты
таможенных платежей, взимаемых с физического лица и с организаций крупным
размером признается сумма, превышающая одну тысячу, а особо крупным три тысячи
минимальных размеров оплаты труда.
В-третьих, за совершение этих,
по сути, идентичных преступлений предусмотрены различные санкции.
Таким образом, позиция
законодателя в этих вопросах отличается значительным разнобоем и нелогичностью.
Более приемлемым является подход законодателя к вопросу о криминализации
налоговых преступлений как более дифференцированный и последовательный. Можно
предложить законодателю сформулировать две нормы - за уклонение от уплаты таможенных
платежей, взимаемых с физического лица; за уклонение от уплаты таможенных
платежей, взимаемых с организации.
Из анализа таможенного
законодательства следует, что правонарушения, связанные с уклонением от уплаты
таможенных платежей - это совершение действий, направленных на неправомерное
освобождение от таможенных платежей или их занижение, либо направленных на
необоснованный возврат уплаченных таможенных платежей, а равно неуплата
таможенных платежей в установленные сроки при реальной возможности их уплаты,
либо обращение в таможенные органы о предоставлении отсрочки или рассрочки
уплаты таможенных платежей без намерений исполнить взятые на себя обязательства
к установленным срокам, или заведомое представление ложных гарантий третьих лиц
об обеспечении уплаты таможенных платежей.
Решить задачи уголовно-правовой
борьбы с уклонением от уплаты налогов можно путем совершенствования уголовного
законодательства и, что не менее важно, соответствующей правоприменительной
практики. Проблема уголовно-правовой охраны финансовой сферы - это проблема
дефицита не столько самих уголовно-правовых норм, сколько практики их
применения. Применение уголовно-правовой нормы, предусматривающей
ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, в настоящее время
вызывает трудности, связанные с тем, что уголовное, административное,
таможенное и налоговое законодательство не унифицировано, а деятельность
налоговых, таможенных и правоохранительных органов по применению санкций
зачастую не согласуется.
Политические и
социально-экономические преобразования в Казахстане повлекли за собой
обновление механизма правового регулирования, управления внешнеэкономической
деятельностью. Как отмечалось ранее, преступность во внешнеэкономической сфере
- сложное общественное явление. Её следует рассматривать с различных точек
зрения: социально-политической, правовой, психологической, а также с позиций
государственных органов, обеспечивающих защиту общества от подобных
преступлений. С точки зрения правоохранительных органов - это угроза
безопасности личности, общества, государства. Главная трудность в том, что
борьба с преступлениями во внешнеэкономической и налоговой сфере, в том числе и
с уклонением от уплаты таможенных платежей, предполагает не только меры,
направленные непосредственно против них, но также, на нейтрализацию факторов,
непосредственно способствующих их возникновению и развитию.
Задача обеспечения эффективной
борьбы с уклонением от уплаты таможенных платежей требует осуществления системы
взаимосвязанных мер по выявлению, предупреждению и пресечению такого рода
преступной деятельности. Государственная власть создает новые органы с особыми
полномочиями для социального контроля за ВЭД.
Объектами контроля применительно
к нашему исследованию являются материальные и финансовые средства, различных
структурных звеньев экономики, проводящих внешнеэкономические операции. Одной
из основных целей контроля в сфере ВЭД является предупреждение и выявление
преступлений, предусмотренных ст.214 УК РК. Условно виды контроля и органы его
осуществляющие, следует разделять на два блока - экономический и
правоохранительный. Экономический блок осуществляется посредством банковского,
аудиторского контроля.
Агентство таможенной политики - базовый
правоохранительный институт в сфере ВЭД. Участвуя в регулировании
внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба
пополняет государственный бюджет. Значительное место в деятельности таможенных
органов занимает правоохранительная функция, осуществляя которую, они активно
участвуют в обеспечении экономической безопасности Республики Казахстан. Правоохранительный
статус Агентства таможенной политики закреплен в Таможенном кодексе и
регламентируется другими нормативно-правовыми актами.
Агентство таможенной политики РК
включает в свою деятельность решение следующих задач:
создание таможенной
инфраструктуры, способной обеспечить выполнение главной задачи, поставленной
перед таможенной службой;
обеспечение экономической основы
суверенитета и экономической безопасности страны;
пополнение бюджета путём
взимания пошлин, сборов и некоторых видов налогов;
участие в осуществлении
таможенно-банковского валютного контроля, в первую очередь, за своевременным
возвратом платежей, причитающихся экспортёрам за экспортируемые ими товары;
формирование, ведение и
представление таможенной статистики внешней торговли Республики Казахстан;
создание правовой
законодательной базы, обеспечивающей деятельность таможенной службы.
С появлением Агентства
таможенной политики как новой самостоятельной структуры с мощными
экономическими и правовыми рычагами воздействия произошло изменение расстановки
сил и средств в обеспечении экономической безопасности страны.
Задачи правоохранительных
органов по борьбе с уклонениями от уплаты таможенных платежей представлены в
следующем виде:
разработка и реализация
специальных мер, направленных на борьбу с уклонением от уплаты таможенных
платежей;
выделение приоритетных
направлений этой борьбы исходя из специфики криминального "маркетинга"
такого деяния, как уклонение от уплаты таможенных платежей;
обеспечение специальными силами
и средствами закрепления новых экономических отношений путём их защиты от
преступных посягательств.
Важнейшая функция работы
правоохранительных органов состоит в организации системного противодействия
возникающим угрозам экономической безопасности государства. Данная функция
служит выработке общего замысла и тактике противодействия криминальным
действиям, координации усилий отдельных правоохранительных органов и
обеспечению их взаимодействия путём существенного расширения информационных
ресурсов за счёт объединения их возможностей.
Формы и методы преступной
деятельности постоянно совершенствуются. Качественными характеристиками
организованных преступных групп и сообществ являются закрытость и защита от
"утечки" информации, свидетельствующими о преступной деятельности не
только пассивными (подделка документов), но и активными (контроперативная работа,
уничтожением материальных объектов, могущих служить доказательством преступной
деятельности) методами. Наряду с закономерностями возникновения доказательств
действует закономерность их исчезновения. Доказательства могут не возникнуть в
таком количестве, чтобы быть обнаруженными современными средствами и методами,
либо их количество окажется недостаточным для раскрытия преступления. Имеются в
виду объективные процессы, не зависящие от качества расследования и
субъективных качеств следователя.
Отмечается усиление давления на
сотрудников таможенной службы криминальными структурами. Преступники, действуя
все более изощренно, стремятся удержать свои позиции. Чтобы склонить
таможенников к сотрудничеству, используется шантаж и нападения на членов их
семей.
Однако реализация закрепленных
за таможенными органами правоохранительного статуса и права на
оперативно-розыскную деятельность встречается с проблемами, решение которых
потребует совместных усилий других правоохранительных структур, прежде всего
оперативных аппаратов отделов по борьбе с экономическими преступлениями.
Безусловно, каждому
правоохранительному органу необходимо самостоятельно решать собственные задачи,
самостоятельно определять новые ориентиры для решения вопроса обеспечения
экономической безопасности и в рамках действующего закона применять на практике
различные способы решения этих вопросов. В решении вопросов борьбы с уклонением
от уплаты таможенных платежей руководителям территориальных подразделений,
необходимо шире использовать современные методики. Только "эффективный
налоговый контроль способен оказать огромное влияние на налогоплательщиков и
предотвратить совершение налоговых преступлений и правонарушений", - считает
А.Н. Козырин. [16, с.100] Практика подтверждает это мнение. Наиболее эффективным
способом его проведения являются совместные проверки налогоплательщиков силами
таможенных органов, МВД, ГНС РК.
Вопросы взаимодействия в ходе
раскрытия и расследования экономических преступлений находятся в центре
внимания государственной власти. Под взаимодействием следует понимать
осуществляемую в рамках действующего закона совместную, согласованную по цели,
месту и времени деятельность равноправных субъектов предупреждения преступлений.
Проблемы организации
взаимодействия государственных органов в деле обеспечения внешнеэкономической
безопасности можно представить как:
межгосударственное
взаимодействие;
взаимодействие между
правоохранительными органами;
внутриведомственное.
Для решения проблемы
представляется необходимым:
1) совершенствовать деятельность
таможенных, налоговых и правоохранительных органов по обеспечению экономической
безопасности страны посредством определения и нормативного закрепления границ
полномочий и функциональных обязанностей в борьбе с уклонением от уплаты
таможенных платежей таможенных органов, МВД, ГНС, Прокуратуры РК;
2) аналитическим подразделениям
таможенных органов, МВД, ГНС, Прокуратуры РК разработать методику координации и
взаимодействия практических органов при проведении совместных операций. Создание
как межструктурного, так и внутриведомственного эффективного механизма
координации и взаимодействия правоохранительных органов возможно лишь при
условии соблюдения ими принципа научного подхода в разработке оптимальной
модели деятельности по обеспечению внешнеэкономической безопасности, при
безусловной ориентации на интересы общего дела.
Объективные процессы,
происходящие в Казахстане в связи с реформами, вызвали кроме позитивных и
негативные последствия. Так, произошла интенсивная интеграция казахстанской
преступности в международную. Организованная преступность, затрагивающая
внешнеэкономическую сферу, сейчас всё более носит трансграничный и
транснациональный характер.
Немаловажное значение при этом
имеет создание необходимой правовой основы сотрудничества таможенных органов и
правоохранительных органов других стран. Существенную специфику имеет
сотрудничество членов СНГ в деле борьбы с преступностью. Эта специфика
обусловлена наличием "прозрачных границ" между ними. Без тесного
оперативного сотрудничества между правоохранительными органами республик СНГ
невозможна эффективная борьба с так называемой "маятниковой" преступностью.
Несмотря на принимаемые меры
количественные и качественные характеристики деяния, выраженного в уклонении от
уплаты таможенных платежей, остаются высокими. В этой связи исследование
проблемы борьбы с уклонением от уплаты таможенных платежей требует особого
внимания со стороны государственных органов, в функциональные обязанности
которых входит борьба с преступлением, предусмотренным ст.214 УК РК (прежде
всего Государственного таможенного комитета, транспортной прокуратуры и органов
внутренних дел). Решение проблемы предполагает учет особенностей развития
экономики и общества и криминогенных факторов, влияющих на состояние уклонения
от уплаты таможенных платежей, а также обеспечение координации всего процесса
борьбы с ним.
В борьбе с уклонением от уплаты
таможенных платежей важны: профессиональные качества сотрудников таможенных
органов (наличие образования и опыта, позволяющего качественно выполнять
возложенные на них служебные обязанности). В области реализации уголовной
политики в отношении борьбы с уклонениями от уплаты таможенных платежей - целесообразно
внедрение целевых программ борьбы с уклонением от уплаты таможенных платежей на
основе изучения и прогнозирования криминогенной ситуации, в том числе и с
позиций криминального "маркетинга", учет изменений в способах
совершения преступления, предусмотренного ст.214 УК РК, определения и уточнения
целей борьбы с явлением, методов и средств их достижения.
Уголовную политику, направленную
на борьбу с уклонениями от уплаты таможенных платежей физическими и
юридическими лицами, целесообразно объединить с уголовной политикой борьбы
против других деяний, входящих в группу налоговых преступлений и с отмыванием
денег, полученных в результате преступной деятельности.
Особая роль современной
уголовной политики в направлении борьбы с уклонениями от уплаты таможенных
платежей состоит в поддержании законности в соответствии с требованиями,
предъявляемым к правовому государству. Для правового государства характерно
повышенное значение судебной власти, поэтому дела о таможенно-налоговых
преступлениях, нерешенных путем соглашения сторон, следовало бы рассматривать в
судебном порядке. В области профилактики преступлений методами уголовного права
- требуется повышение эффективности специальной и общей превенции уклонения от
уплаты таможенных платежей, а также использования в борьбе с преступлением,
предусмотренным ст.214 УК РК, уголовно-правовых институтов и норм с
непосредственно выраженной профилактической направленностью, в частности,
поощрительных норм.
Для повышения эффективности
борьбы с уклонениями от уплаты таможенных платежей, на наш взгляд, следовало бы
использовать опыт борьбы с соответствующими преступлениями в странах ЕС, США и
Казахстана.
Особенно актуальна задача
повышения эффективности правоприменительной практики в следующих направлениях:
внутренняя самоорганизация
государственных структур, уполномоченных бороться с уклонениями от уплаты
таможенных платежей;
организация взаимодействия
таможенных, налоговых, правоохранительных и контролирующих органов, в задачу
которых входит предупреждение, выявление и расследование преступления,
предусмотренного ст.214 УК РК;
организация информационных баз о
субъектах ВЭД и лицах, нарушающих установленные законом правила, а также
качественный обмен информацией, для чего следует применять возможности Интернет;
усиление правоохранительного
блока ГТК и прежде всего оперативных подразделений;
формирование налоговой культуры
и бюджетной дисциплины.
1.
Конституция Республики Казахстан. - Алматы: Жетi Жаргы, 2003.
2.
Налоговый Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других
обязательных платежах в бюджет" от 12 июня 2001 года № 209
3.
Таможенный кодекс РК от 2001 г. по состоянию на 1 сентября 2003 года. Алматы,
2003
4.
Уголовный Кодекс Республики Казахстан., Алматы., “Жетi
Жаргы" 1997 г.
5.
Уголовно-процессуальный кодекс РК. - Алматы, 1999.
6.
Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, "О
таможенном деле в Республике Казахстан". - Алматы: Жетi Жаргы, 1995.
7.
Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, "О
налогах и других обязательных платежах". - Алматы: Жетi Жаргы, 1995.
8.
Алибеков С.Т. Таможенное право. - Алматы: АдiлетПресс, 1997.
9.
Алиев М. Некоторые аспекты борьбы с экономической контрабандой // Тураби,
1996. - № 6.
10.
Борисов К.Г. Международное таможенное право. - М., 1997.
11.
Васильев Н., Туликов В. Налоги в системе экономических отношений
капитализма. - М., Финансы СССР. 1990. № 3.
12.
Габричидзе Б.Н. Таможенное право. - М., 1995.
13.
Данные таможенной статистики "Экспорт и импорт Республики Казахстан
по товарам и странам" за 2001-2003 г. // Финансы. № 1.2004 г.
14.
Дернберг Р.Л. Международное налогообложение. ЮНИТИ COLPI.
1997.
15.
Драганов В.Т. Основы таможенного дела. - М.: Экономика, 1998.
16.
Козаченко И.Я., Погосян Т.Ю. Актуальные проблемы борьбы с экономической
преступностью // Проблемы конфискации имущества в призме материальных
потребностей преступника: Сборник. - М., 2002.
17.
Козырин А.Н. Правовое регулирование таможенно-тарифного механизма (сравнительно-правовое
исследование): Автореф. дисс на соискание ученой степени докт. юрид. наук. - М.,
1994.
18.
Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики.
Независимое издательство "Манускрипт". - М., 1999.
19.
Козырни А.Н. Понятие таможенное территории и пространственные аспекты
таможенно-тарифного регулирования // Московский журнал международного права. - М.,
1995. - № 1.
20.
Кот А.Г. Налоговые отношения как объект уголовно-правовой охраны. Труды
Академии МВД России. - М., 1996.
21.
Кузнецова Н.Ф. Новый уголовный кодекс Франции. // Вестник московского
университета. Серия 11. Право. 1994. № 2. С.41.
22.
Ларичев В.Д., Гильмутдинова Н.С. Таможенные преступления. - М.: "Экзамен",
2001. - 608с.
23.
М.А. Сарсембаев. Таможенное право Республики Казахстан - Алматы Данекер,
2002 - 241 с.
24.
Марогулова И.Л. Конфискация имущества как мера наказания по советскому
законодательству: Автореферат дис... канд. юрид. наук. - М., 1979; Михлин А.С. Имущественные
наказания - альтернатива лишению свободы за менее опасные преступления // Сов. гос-во
и право. 1981. № 6.
25.
Мещерякова О. Налоговые системы развитых стран мира. Справочник. - М.,
Фонд "Правовая культура". 1999.
26.
Некоторые вопросы совершенствования Налогового Кодекса Республики
Казахстан. // Информационный бюллетень Министерства финансов РК (№ 4 - 1997) - 0,5
п. л. (в соавторстве).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|