рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Послуга охорони як особливий вид господарської діяльності рефераты

Внесение на депозит причитающихся сумм означает: "На депозит вносится сумма таможенных платежей и налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения либо вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта". За время хранения сумм на депозите проценты не начисляются" (статья 138 Закона "О таможенном деле").

Уплата таможенных платежей производится в тенге и иностранной валюте, которые котируются Национальным Банком Республики Казахстан.

У таможенного органа есть право изымать прямо со счетов фирм, организаций неуплаченные таможенные платежи, и он это делает вне зависимости от того, когда эта неуплата была бы обнаружена. В соответствии со статьёй 140 Закона "О таможенном деле" за весь период "задолженности взимается пеня в размере 1,5-кратной официальной ставки рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан, действующей в день уплаты суммы задолженности. Доначисленные таможенные платежи, штрафы и пени уплачиваются плательщиком либо могут быть обжалованы в течение пяти банковских дней с даты уведомления плательщика в порядке, установленном статьями 388-395 настоящего Закона. В случае, если данное решение не обжаловано плательщиком в указанном порядке, доначисленные таможенные платежи, штрафы и пени взыскиваются таможенными органами со счетов плательщиков в бесспорном порядке. Погашение задолженности по таможенным платежам, начисленной по ним пени, а также по штрафным санкциям осуществляется в порядке очередности, установленной налоговым законодательством Республики Казахстан для погашения задолженности по налогам.

При отсутствии у плательщика денег на взыскание, с согласия плательщика, обращается в соответствии с законодательством Республики Казахстан на имущество плательщика. Согласием по настоящей части считается необжалование плательщиком решения об обращении взыскания на имущество в течение пяти банковских дней с даты уведомления о таком решении в порядке, установленном статьями 388-395 настоящего Закона. При уклонении от уплаты таможенных платежей принимается обязательное для банков и иных организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, решение о приостановлении расходных операций по счетам плательщика до момента фактической уплаты. За неисполнение решений о взыскании предусматривается ответственность в соответствии со статьей 296 настоящего Закона. В случае отсутствия средств на счетах плательщика для обеспечения уплаты задолженности по таможенным платежам и пени выносится решение об ограничении распоряжения имуществом плательщика. Взыскание неуплаченных таможенных платежей и пени со счетов плательщиков, принятие решения о приостановлении расходных операций по счетам плательщика, а также вынесение решения об ограничении распоряжения имуществом осуществляется в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. Лицам, уклоняющимся от уплаты таможенных платежей и налогов, отсрочка и рассрочка уплаты таможенных пошлин не предоставляется".

По общему правилу, все таможенные пошлины должны быть уплачены вовремя. Но таможенные органы могут предоставлять плательщикам право на отсрочки и рассрочки по уплате таможенных пошлин. И это предусмотрено Инструкцией о порядке предоставления отсрочек или рассрочек по уплате таможенных пошлин, утвержденной приказом Таможенного комитета Республики Казахстан от 26 октября 1995 года, № 117.

Инструкция предусматривает предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин под залог товаров и транспортных средств. "Решение о возможности применения в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин залога товаров и транспортных средств при предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты таможенных платежей, - говорится в п.29 Инструкции, - принимается начальником таможенного органа при наличии письменного заявления плательщика о предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты таможенных пошлин в случае невозможности обеспечения уплаты причитающихся сумм таможенных пошлин иным способом". В этой связи составляется договор о залоге.

Отдел таможенных платежей таможенного органа контролирует исполнение обеспеченного залогом обязательства уплаты таможенной пошлины и процентов за предоставленную отсрочку (рассрочку). Таможенные платежи могут быть осуществлены в любой форме: перевода, аккредитива, инкассо, а также смешанных форм.

Тарифные льготы и преференции. Под тарифной льготой следует понимать смягчение в уплате таможенных платежей в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Казахстана, в виде освобождения от уплаты таможенных платежей, снижения ставок платежей, возврата ранее уплаченных таможенных платежей.

От уплаты таможенных платежей освобождаются продовольствие, предметы снабжения и снаряжения, топливо, вывозимое для казахстанских предприятий, функционирующих за рубежом, казахстанских судов, ведущих морской промысел, ввозимая на таможенную территорию Казахстана продукция промысловиков. От уплаты таможенных платежей освобождаются национальная валюта тенге, иностранная валюта, ценные бумаги. Транспортные средства, производящие международные перевозки грузов (товаров), пассажиров и багажа, также освобождаются от обложения таможенными платежами. Таков же режим в отношении товаров, ввозимых и вывозимых с таможенной территории страны в виде гуманитарной помощи. Не облагаются таможенными платежами товары, ввозимые на таможенную территорию Казахстана и вывозимые с территории страны по линии иностранных государств, международных организаций в виде безвозмездной, благотворительной помощи, технического содействия.

В этом же режиме следует рассматривать конфискованные, бесхозные ценности, ценности, которые перешли к государству в порядке наследования. Те товары, которые перемещаются через таможенную границу Казахстана физическими лицами не для производственных и коммерческих целей, тоже освобождаются от уплаты таможенных платежей.

Осуществляя с иностранными государствами торгово-коммерческие отношения, Республика Казахстан может устанавливать преференции (предпочтения) по ставкам таможенного тарифа Республики Казахстан, что означает снижение ставок пошлин, освобождение от обложения пошлиной, установление на преференции ввоз-вывоз в отношении товаров, которые происходят из государств, вместе с Казахстаном образующих таможенный союз или зону свободной торговли, а также обращающихся в сфере приграничной торговли.

Возврат излишне уплаченных сумм таможенных платежей и налогов также можно отнести к сфере таможенных льгот.


1.2 Особенности таможенно-тарифного регулирования в Республике Казахстан


Таможенно-тарифное регулирование - один из существенных экономических рычагов в стране, поскольку от гибкости подходов зависят многие факторы, влияющие на состояние внешнеэкономической активности как в положительную сторону, так и на ее снижение.

Под таможенно-тарифным регулированием следует понимать совокупность организационных, экономических (тарифных) и административных (нетарифных) мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Казахстан, которые так или иначе призваны способствовать защите национальных производителей на внутреннем рынке, регулировать структуру экспорта и импорта товаров, а также обеспечивать источник пополнения доходной части республиканского бюджета.

Таможенно-тарифное регулирование базируется на Законе Республики Казахстан о таможенном тарифе и пошлине от 24 декабря 1991 года, которым установлен порядок формирования и применения таможенного тарифа (системы таможенных пошлин), применяемых при ввозе на таможенную территорию Республики Казахстан и вывозе за пределы этой территории товаров и иных предметов, а также правил обложения таможенной пошлиной этих товаров и предметов.

К компетенции Правительства РК в сфере таможенно-тарифного регулирования отнесены вопросы установления ставок таможенных пошлин в определенных законодательным органом власти пределах и определения порядка предоставления тарифных льгот.

Под тарифным регулированием в таможенном праве понимают меры государственного воздействия на внешнеэкономические связи страны, в основе которых лежит ценовой фактор влияния на внешнеторговый оборот. Такое влияние осуществляется посредством установления и взимания таможенных пошлин и иных таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Нормативный документ, содержащий систематизированный перечень товаров с указанием ставок таможенных пошлин, взимаемых при перемещении товаров через границу, называется таможенным тарифом.

Целями таможенного тарифа являются:

рационализация товарной структуры ввоза иностранных товаров в Республику Казахстан;

поддержание рационального соотношения вывоза товаров и их ввоза, соотношения валютных доходов и расходов на территории Казахстана;

создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров, для защиты экономики Казахстана от неблагоприятного воздействия на нее иностранной конкуренции и для обеспечения условий эффективной интеграции страны в мировую экономику.

Таможенный тариф представляет собой систематизированный свод ставок таможенных пошлин, который строится на нормах и принципах таможенного дела применительно к Гармонизированной системе описания и кодирования товаров. Хотя Казахстан еще не присоединился к одноименной Международной конвенции (Брюссель, 14 июня 1983 года), общие подходы должны совпадать. Гармонизированная система (ГС) - это номенклатура, включающая в себя товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, а также основные правила классификации для толкования ГС. Общий подход государства гласит, что обложению таможенной пошлиной подлежат ввозимые на таможенную территорию Республики Казахстан и вывозимые за пределы этой территории товары и иные предметы, если иное не предусмотрено законом. Выше были указаны, какие таможенные платежи определены законодательством.

Таким образом, таможенный тариф состоит из следующих элементов:

а) таможенных пошлин, их ставок и видов;

б) системы группировки товаров;

в) таможенной стоимости товаров и методов ее определения;

г) тарифных льгот, преференций и привилегий.

Таможенная пошлина - это обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию страны или при их вывозе с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Ее уплата носит обязательный характер и обеспечивается мерами государственного принуждения.

Ставка таможенной пошлины - это указанный в таможенном тарифе денежный размер платежа, подлежащий взиманию таможенными органами за конкретный товар, ввозимый на таможенную территорию Казахстана или вывозимый с ее таможенной территории. Ставки таможенных пошлин определяются Правительством РК, являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и каких-либо других факторов.

В зависимости от способа их исчисления различаются следующие виды ставок таможенных пошлин:

адвалорные;

специфические;

комбинированные.

Адвалорные ставки (ad valorem) устанавливаются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров. Специфические ставки исчисляются в установленном размере за единицу веса (объема и т.д.) облагаемого товара. А ставки, сочетающие в себе адвалорный и специфический виды таможенного обложения, называются комбинированными (например, 25% от стоимости товара, но не менее 0,5 евро за 1 кг).

Система группировки товаров - это распределение товаров по определенным группам в соответствии с разработанной на основе общемировой практики классификации товаров Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Таможенная стоимость товара - это цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар на момент пересечения им таможенной границы Республики Казахстан. Ее суть, назначение и методика определения рассмотрены ниже.

Тарифные льготы - это льготы, предоставляемые в форме возврата ранее уплаченной таможенной пошлины, в форме освобождения от уплаты пошлины, в форме снижения ставки таможенной пошлины либо в форме установления тарифных льгот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров. Порядок их предоставления определяется Правительством РК.

Тарифные преференции - это специальные преимущества, предоставляемые при обложении таможенными пошлинами всех или нескольких видов товаров отдельных стран и не распространяющиеся на аналогичные товары других стран.

Таможенные привилегии - это преимущества, предоставляемые определенным физическим либо должностным лицам при перемещении через таможенную границу Республики Казахстан товаров, транспортных средств, ценностей, личных вещей и других предметов.

Конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются правительством после рассмотрения Таможенно-тарифным советом и являются едиными (не подлежащими изменению в зависимости от лиц).

Применение системы таможенно-тарифного регулирования (пошлин, таможенной стоимости, экспортной пошлины и др.) и иных экономических инструментов играет существенную роль в обеспечении экономической безопасности страны. Для этого необходимо: четко определить пределы импортной зависимости государства; устанавливать импортные пошлины дифференцированно с учетом поощрения ввоза товаров, отечественное производство которых нецелесообразно развивать, и ограничения ввоза тех товаров, производство которых в стране будет эффективным; разработать методику расчета таможенной стоимости; использовать экспортные пошлины в качестве выравнивания заниженных внутренних цен с мировыми в целях предотвращения оттока относительно дешевых ресурсов за рубеж.


1.3 Ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей в законодательстве зарубежных стран


Правовая специфика таможенно-налоговых правонарушений в том, что вопрос об ответственности за них рассматривается в законодательстве многих стран в рамках финансового права, хотя в некоторых из них за нарушения налоговых отношений установлена административная, а иногда и уголовная ответственность. [19, с.124]. В различных странах варьирование ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей находится в спектре от гиперболизированного отношения с крайними санкциями (например, в Китае предусмотрен расстрел) до отказа в криминализации деяния по законодательству Швейцарии. [28, с.16]

Можно выделить два направления уголовной политики в отношении уклонения от уплаты таможенных платежей. Первая группа - постиндустриальные страны, а именно США и государства, входящие в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) - как некий экономический ориентир развития России. Вторая группа - страны, входящие в Таможенный союз в рамках СНГ, как представляющие особый интерес в связи с недавней государственной общностью, непосредственным соседством и стремлением воссоздания единого правового поля.

По мнению ведущего научного сотрудника Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве России Г.В. Петрова, фискальное значение таможенных пошлин в постиндустриальных государствах неуклонно падает. К середине 80-х г. г. удельный вес таможенных пошлин в доходах государственных бюджетов европейских стран составлял: в Великобритании - 1,2%, в Японии - 1,3%, в ФРГ - 2,5%, во Франции - 7,6%. [24, с.37] Таможенные пошлины в США дают незначительную часть доходов федерального бюджета. С 1960 г. к началу 1990 г. их доля практически не изменилась и оставалась на уровне 1,6%. Цель данных таможенных налогов - торговый протекционизм в отношении некоторых товаров и ряда стран. [11, с.68]

В настоящее время все таможенные пошлины, взимаемые странами-членами ЕЭС, имеют целью защиту экономики ЕЭС от конкуренции с другими государствами (так называемые "защитные" пошлины). Поступления от пошлин, начиная с 1975 г., полностью перечисляются в бюджет ЕЭС. Доля акцизных налоговых сборов в доходах бюджетов промышленно развитых стран также имеет четко выраженную тенденцию к снижению. В 60-е г. г. акцизы в этих странах составляли около 30% доходов бюджета; в 80-е г. г. - 16-18%; в 90-е г. г. - 2-6% от ВНП.

10 февраля 1975 г. Совет ЕЭС принял Резолюцию, предписывающую комплекс мер для борьбы с уклонением от уплаты таможенных пошлин и налогов. Основные предложенные меры касаются способов, при помощи которых Резолюция предусматривает согласование и совершенствование служб сбора информации и осуществления контроля. Комиссия ЕЭС предусмотрела в Программе по налоговой практике от 23 июля 1975 г. серию мер по взаимному обмену информацией между членами Сообщества; по обеспечению налоговых расследований по запросам государств-членов ЕЭС друг другу и т.д. Комиссия ЕЭС представила 23 ноября 1984 г. Меморандум "О совместных действиях против обмана и уклонения от налогов в межнациональных отношениях".

По этому вопросу Европейским экономическим сообществом приняты соответствующие нормативные акты. Так, 10 февраля 1975 г. Совет ЕЭС принял резолюцию о мерах, которые надлежит принять в рамках ЕЭС в области борьбы с уклонением от уплаты налогов. На основе этой резолюции 15 марта 1976 г. Совет ЕЭС принял первую директиву 76/308 относительно взаимопомощи в области взимания задолженности по таможенным пошлинам. Эта директива изменена директивой 79/1071 от 6 декабря 1979 г., в силу которой налоги на добавленную стоимость отнесены к сфере действия первой директивы. Положения директив закрепляются во внутреннем законодательстве стран, входящих в ЕЭС. Так, Франция ввела в действие положения директивы от 1979 г. законом 81-661 от 31 декабря 1981 г. и декретом 82-661 от 28 июля 1982 г.

В законодательстве государств ЕЭС предусмотрена ответственность за уклонение от уплаты налогов, в том числе и таможенных платежей. В Германии она установлена в соответствии с законом Aussensteuergesetz от 1972 г. как налоговое мошенничество. В соответствии с параграфом 392f Abgabenordnung оно карается штрафом до 5 млн. немецких марок или лишением свободы сроком до 5 лет.

Общее наказание за уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей в Англии установлено в Taxes Management Act 1976 г. Ст.38 Британского Финансового Статута 1972 г. содержит специальные штрафные санкции, предусматривающие лишение свободы до 2-х лет или штраф до 1000 ф. ст. или оба наказания. В случае неуплаты штрафа с виновного взыскивается троекратный размер неуплаченного штрафа.

В этих странах имеется альтернатива между лишением свободы или крупным денежным штрафом, а также комбинированное наказание. В практике правоприменяющих органов конфискация имущества и доходов, полученных неправомерно, доминирует над другими санкциями. Успешное применение экономических санкций уголовным законодательством стран ЕЭС повлияло на новый УК Франции 1992 г. Франция, признав конфискацию имущества видом наказания, сделала тем самым крупный прогрессивный шаг в борьбе с экономической и организованной преступностью во имя интересов человека и общества. [20, с.41]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7