рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Гражданско-правовой статус учреждения и особенностей финансирования учреждений рефераты

­       а также средства, полученные от  предпринимательской деятельности [30];

Собственник может финансировать свое учреждение частично, предоставив ему возможность получать дополнительные доходы от разрешенной деятельности.

Перечень разрешенных видов деятельности должен оговариваться собственником (органом власти) в учредительных документах бюджетного учреждения.  Упоминание  об  этом  содержится   в  ГК РФ:

«Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе» [11].

Предпринимательская деятельность не может являться основным видом деятельности бюджетного учреждения. Тем не менее в последнее время в связи с хроническим недофинансированием получателей бюджетных ассигнований руководители учреждений все чаще вынуждены искать нетрадиционные способы получения денежных средств. Естественно, что большинство таких способов связано с осуществлением различных видов предпринимательской деятельности.

В принципе средства, полученные от такой деятельности, не должны использоваться на цели, которые обеспечиваются бюджетными ассигнованиями. Однако в течение срока задержки финансирования суммы выручки от реализации продукции (работ или услуг), произведенной (выполненных или оказанных) бюджетным учреждением, чаще всего направляются на обеспечение расходов по соответствующим бюджетным сметам. Кроме того, получение средств от предпринимательской деятельности позволяет бюджетному учреждению решать социальные вопросы по улучшению условий труда и отдыха персонала учреждений, а также производственные проблемы, связанные с а также производственные проблемы, связанные с модернизацией производственных мощностей, своевременным обновлением изношенных объектов основных средств.

В соответствии с ГК РФ предпринимательской является «самостоятельная, осуществляемая на свои риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» [11].

Для бюджетных учреждений возможность ведения предпринимательской деятельности должна быть предусмотрена нормативными актами, регулирующими деятельность учреждений в соответствующих сферах, и учредительными документами.

К таким нормативным актам относятся:

­                  Законы РФ «Об образовании», «Основы законодательства РФ о культуре»;

­                  Федеральные законы «О высшем и послевузовском образовании, «О науке и государственной научно-технической политике»;

­                  иные правовые акты, которыми утверждаются типовые положения об учреждениях определенных категорий.

В соответствии с законодательными актами к предпринимательской деятельности бюджетных учреждений относятся:

­                  реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества организации для целей, не связанных с основной деятельностью;

­                  торговля покупными товарами, оборудованием;

­                  оказание посреднических услуг;

­                  осуществление приносящих доход не предусмотренных уставом операций, работ, услуг [37].

Наиболее часто используемыми способами получения дополнительных средств являются оказание платных услуг и сдача в аренду закрепленного за бюджетными организациями имущества.

Для организации платных услуг бюджетными учреждениями необходимо:

а) изучить спрос в дополнительных услугах и определить предполагаемый контингент потребителей данных услуг;

б) создать условия для предоставления платных услуг;

в) указать в уставе бюджетного учреждения перечень планируемых платных дополнительных услуг и порядок их предоставления;

г) получить лицензию на те виды деятельности, которые будут организованы в данном учреждении в виде платных дополнительных услуг с учетом запросов потребителей, соответствующей методической базы и наличия специалистов;

д) заключить договор с заказчиком на оказание платных дополнительных услуг, предусмотрев в нем: характер оказываемых услуг, срок действия договора, размер и условия оплаты предоставляемых услуг, а также иные условия. Оплата за предоставляемые платные услуги должна производиться только через учреждения банков;

е) на основании заключенных договоров издать приказ об организации работы учреждения по оказанию платных услуг, предусматривающий: ставки работников подразделений, занятых оказанием платных услуг, график их работы, смету затрат на проведение платных дополнительных услуг и т.д.;

ж) заключить трудовые соглашения со специалистами (или договор подряда с временным трудовым коллективом) на выполнение платных услуг.

Размер платы за оказание дополнительных услуг устанавливается по соглашению заказчика и исполнителя. Расходование привлеченных средств осуществляется в соответствии с утвержденной сметой. Учет платных услуг ведется в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 3 ноября 1993 года № 122.

В своей предпринимательской деятельности (сдача в аренду в установленном порядке основных фондов и имущества, торговля покупными товарами и оборудованием, оказание посреднических услуг, приобретение ценных бумаг с целью получения дополнительных доходов и другие) бюджетные учреждения приравниваются к предприятиям и подпадают под действие законодательства РФ в области предпринимательской деятельности, в том числе и налогового.

Таким образом, внебюджетные доходы бюджетных учреждений – это доходы, получаемые учреждением в рамках разрешенных дополнительных видов деятельности. Это целевые средства, безвозмездные поступления, средства, поступившие во временное распоряжение учреждения, средства, полученные от государственных внебюджетных фондов, а также средства, полученные от предпринимательской деятельности.

Предпринимательская деятельность бюджетных учреждений – это самостоятельная деятельность, направленная на получение дополнительных средств [15]. Со стороны государства такой вид деятельности регулируется специальными нормативными актами. Наиболее часто используемыми способами получения дополнительных доходов являются оказание платных услуг и сдача в аренду закрепленного за бюджетными организациями имущества.

Таким образом, управление доходами от внебюджетной деятельности для бюджетных организаций сводится к поиску возможности получения дополнительных средств, оценке доходов и расходов по внебюджетной деятельности (в том числе расчет возможных налогов), а также созданию условия для ведения деятельности кроме основной.

Трудности управления внебюджетными доходами для бюджетных организаций обусловлены противоречивостью законодательства, несовершенством системы налогообложения, а также отсутствием определенного статуса внебюджетных средств бюджетных учреждений.



5.       Используемая   литература:

 

1.            Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. М., 2000. С. 148 – 149.,

2.            Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части первой (постатейный). Под ред. О.Н. Садикова. М., 2002

3.            Маккальская М.Л., Пирожкова Н.А. Некоммерческие организации в России: создание, права, налоги, учет, отчетность. М., 2003

4.            Гражданское право. Часть первая. Учебник // Под ред.Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. М., 1996.

5.            Некоммерческие организации: правовое положение, законодательство, учредительные документы. Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 1998.

6.            Томас Клейтон Вулф. Управление некоммерческой организацией // Алфавит. 2000. № 6.

7.            П.В.Алексий. Некоммерческие организации как юридические лица. М., 2002. с.11.



Используемые нормативные документы.

1.                 Конституция Российской Федерации/ принятая на референдуме  12.12.93.

2.                 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. М., 1994.

3.                 Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.96. № 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. ст. 145.

4.                 Федеральный Закон «Об образовании» от 10.07.92. № 3266-1// Собрание законодательства РФ. 1992. № 30.

5.                 Приказ Министерства финансов РФ от 3 ноября 1993 года № 122,

6.                 Положение об учреждении / утвержденное приказом ФСИН России № 153 от 23.03.2005,

7.                 Федерального закона от 21.07.1993 N 5473-1 «Об  органах и учреждениях исполняющих уголовные наказаний в виде лишения свободы».,

8.                 Федеральным законом № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных  нужд».,

9.                 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год»,

10.            Закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»,

11.            Постановлением Правительства РФ от 10.02.1998 г. № 96 «О делегировании полномочий Правительства РФ по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности»,

12.            Указ президента от 13.04.2004 №1314-р «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний»,

13.            Федеральным Законом от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы",

14.            Постановлении Правительства «О службе в органах внутренних дел»,

15.            Бюджетный кодекс Российской Федерации, от  31.07.1998                  № 145-ФЗ,

16.            Закон «Об общественных объединениях»,

17.            СЗ РФ. 1996. № 16. Ст. 1901.,

18.            Указ Президента РФ «О национальном фонде молодежи»                  от 06.03.95г.,

19.            СЗ РФ. 1995. № 11. Ст. 965,

20.            ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», пункт 1 статьи 8.,

21.            Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. 1992.№ 30. Ст. 1788.,


Архивные данные.

1.                 Приказом начальника УИТЛ и К УМВД по Новосибирской области №01 от 09.01.1956,

2.                 Приказом  Министерства внутренних дел № 0152  от 24 ноября 1960 года,

3.                 Приказа МВД СССР №0535 от 10 ноября 1955 года и распоряжением зам. министра МВД РСФСР генерал-лейтенанта Богданова №1/б-145 от 9 января 1956 года,

4.                 Приказ Управления Народных комиссаров внутренних дел СССР по Новосибирской области (УНКВД) № 1083 от 08.10.1943 года.


 

[1]Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-Фз (далее ГК), ст.50.

 

[2] Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

 

[3] ГК РФ, пункт 3 статьи 50.

 

[4] ГК РФ, статья 116.

 

[5] ГК РФ, статья 117.

 

[6] Там же.

 

[7] ГК РФ, статьи 118, 119.

 

[8] ГК РФ, статья 120.

 

[9]ГК РФ, статья 121.

 

[10] ГК РФ, пункт 3 статьи 50.

 

[11] ФЗ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ» от 19.06.1992 г. (Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1788) с последующими изменениями и дополнениями.

 

[12] Основы законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 г. (Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. 1993. № 10. Ст. 357).

 

[13] Собрание законодательства РФ. 1999. № 28. Ст. 3473.

 

[14] ФЗ «Об основах обязательного медицинского страхования» от 16.07.99 г.// Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. Ст. 3686.

 

[15] Ведомости РФ. 1993. № 33. ст. 1309.

 

[16] ГК РФ, статья 116.

 

[17] Подробнее см.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). Под ред. О.Н. Садикова. М., 2002. Ст. 116

 

[18]  Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. 1992.№ 30. Ст. 1788.

 

[19] Комментарий к ГК РФ части первой (постатейный). Под ред. О.Н. Садикова. М., 2002. Ст. 116


[20] ГК РФ, часть 2 пункта 2 статьи 48.

 

[21] ГК РФ, пункт 3 статьи 48.

 

[22] ГК РФ, статья 117.

 

[23] Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 14 апреля 1995 года № 82–ФЗ (далее Закон «Об общественных объединениях»), статья 5.

 

[24] ФЗ «Об общественных объединениях», статья 7.

 

[25] Там же, пункт 1 статьи 8.

 

[26] Там же, пункт 1 статьи 9.

 

[27] Там же, статья 10.

 

[28] В случае государственной регистрации общественного фонда данный фонд должен осуществлять свою деятельность в порядке, предусмотренном ГК РФ, в частности ст. 118, 119.

 

[29] ФЗ «Об общественных объединениях», пункт 1 статьи 11.

 

[30] Там же, пункт 1 статьи 12.

 

[31] П.В.Алексий. Некоммерческие организации как юридические лица. М., 2002. с.11.

 

[32] Собрание законодательства РВ. 1997. № 39. Ст. 4465. Также деятельность данных субъектов регулируется нормами ГК РФ, ч. 1.

 

[33] ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», пункт 1 статьи 6.

 

[34] Там же, пункт 2 статьи 6.

 

[35] Там же, пункт 1 статьи 7.

 

[36] ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», пункт 1 статьи 8.

Российская религиозная организация вправе иметь при себе представительство иностранной религиозной организации.

 

[37] ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», пункт 3 статьи 8.

 

[38] Там же, пункт 4 статьи 8.

 

[39] На сегодняшний день это нормы ГК РФ (ст.118, 119), а также ряд нормативно-правовых актов, принятых в соответствии с законодательством.

 

[40] ГК РФ, статья 118.

 

[41] Комментарий к ГК РФ части первой (постатейный). Под ред. О.Н. Садикова. М., 2002. С.284.

 

[42] См.: Указ Президента РФ «О национальном фонде молодежи» от 06.03.95г.// СЗ РФ. 1995. № 11. Ст. 965; 


[43] См.: постановление Правительства РФ «О государственном фонде конверсии» от 16.12.95 № 1239. // СЗ РФ. 1995.№ 52. ст.5165; постановление Правительства РФ «О государственном фонде телевизионных и радиопрограмм» от 13.12.95 № 1232. // СЗ РФ. 1995. № 51. ст. 5073.

 

[44] СЗ РФ. 1996. № 16. Ст. 1901.

 

[45] ГК РФ, статья 120.

 

[46] ГК РФ, статья 121.

 

[47] ГК РФ, пункт 2 статьи 121.

 

[48] Закон «Об общественных объединениях», статья 13.

 

[49] СЗ РФ. 1997. № 40. Ст. 4648.

[50]   ГК РФ/ Часть первая. М., 1994.

[51] ГК РФ/ Часть первая. М., 1994.


[52] Ст. 161 Бюджетный кодекс Российской Федерации/  31.07.1998 № 145-ФЗ/

[53] Ст. 161 Бюджетный кодекс Российской Федерации/  31.07.1998 № 145-ФЗ/


[54] Постановление Правительства РФ/ 1993 год. № 1020-ФЗ

[55] "Собрание законодательства РФ", 18.10.2004, N 42, ст. 4109,


[56]Положение об учреждении / утвержденное приказом ФСИН России № 153 от 23.03.2005


Страницы: 1, 2, 3, 4