Гражданско-правовой статус учреждения и особенностей финансирования учреждений
Гражданско-правовой статус учреждения и особенностей финансирования учреждений
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Новосибирский институт
экономики, психологии и права»
Кафедра государственно-правовых наук
Курсовая работа по Гражданскому праву
Тема: «Гражданско-правовой статус
ФГУ Новосибирская ВК ГУФСИН России по Новосибирской области»
Выполнила: студентка II курса
Заочного отделения,
Руководитель:
Новосибирск
2007
Содержание:
Введение………………………………………………………………………….3
1.
Понятие и основные организационно-правовые
формы некоммерческих организаций……………………………………………………5
2.
Бюджетная организация как объект управления……………………14
3.
Характеристика объекта исследования……………………………...23
4.
Анализ бюджетного
финансирования……………………………….27
5.
Используемая
литература, нормативно-правовые источники, архивные данные
………………….……………………………………………36,
Бюджетные
организации являются важными субъектами при любой системе хозяйствования и в
любой модели государственного устройства. Они призваны обеспечивать
удовлетворение целого ряда общественно значимых потребностей.
Бюджетное
учреждение – организация, созданная органами государственной власти РФ,
органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления
для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и
иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из
соответствующего бюджета или бюджета государственных внебюджетных фондов на
основе сметы доходов и расходов. Обязательным условием отнесения организации к
разряду бюджетной является бюджетное финансирование (полное или частичное) по
смете и ведение бухгалтерского учета по бюджетному плану счетов.
Актуальность данной работы
определяется наличием множества финансовых проблем, существующих в бюджетных
учреждениях. В настоящее время в России осуществляют свою деятельность
достаточно большое количество учреждений, финансируемых из бюджета, внимание к
которым со стороны государства недостаточно или вообще отсутствует. Основной
проблемой является катастрофическая нехватка средств и недофинансирование из
бюджета. Бюджетные организации – сейчас это наименее экономически защищенная
категория хозяйствующих субъектов.
Целью работы является рассмотрение правового статуса учреждения и особенностей
финансирования учреждений на примере федерального государственного учреждения
Новосибирской воспитательной колонии Главного управления Федеральной службы
исполнения наказаний по Новосибирской области.
В процессе написания работы
использовались отечественные литературные источники: Ю.К. Толстого, А.П.
Сергеева, О.Н. Садикова., Маккальская М.Л., Пирожкова Н.А. М.Ю.
Тихомирова. Рудник Б.Л., Шишкин С.В., Якобсон Л.И. Абрасимова Е.А. и многие
другие, а также современная электронная нормативно-правовая база «Кодекс», учредительные
документы федерального государственного учреждения «Новосибирской
воспитательной колонии Главного управления Федеральной службы исполнения
наказаний по Новосибирской области», а также ресурсы глобальной сети Internet.
1. Понятие и основные организационно-правовые формы
некоммерческих организаций.
В последнее время количество
некоммерческих организаций в России резко возросло, изменился и их качественный
состав. Регистрируются все новые фонды, ассоциации, клубы, объединения.
Однако не следует пока
говорить о каком-либо буме некоммерческих организаций в России. Идет процесс
нормального развития.
В настоящее время понятие и
организационно-правовые формы некоммерческих организаций даются в различных
законодательных актах.
Согласно Гражданскому
кодексу Российской Федерации некоммерческими являются организации, не имеющие
извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющие
полученную прибыль между участниками[1].
Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью
лишь постольку, поскольку это необходимо для их уставных целей. Помимо ГК,
правовой статус некоммерческих организаций определен в Законе о некоммерческих
организациях, принятом 8 декабря 1996 г.[2] и ряде других
нормативно-правовых актах.
Гражданский
Кодекс Российской Федерации прямо указывает на следующие
формы некоммерческих организаций [3]:
-
Потребительский кооператив [4];
-
Общественное объединение [5];
-
Религиозная организация [6];
-
Благотворительные и иные фонды [7];
-
Учреждения [8];
-
Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) [9].
Однако этот перечень не
является исчерпывающим, так как согласно установленному порядку[10] в случаях, определенных законами, некоммерческие организации могут
быть образованы и в других формах, что предусмотрено законами о некоммерческих
организациях, о благотворительной деятельности, о фондах.
Учитывая тенденцию развития
«третьего сектора», следует также отметить такие формы некоммерческих
организаций как
-
Товарищество собственников жилья[11];
-
Нотариальные палаты, Федеральные нотариальные
палаты [12];
-
Государственные корпорации [13];
-
Страховщики [14].
Следует отметить, что к
самостоятельным организационно-правовым формам относятся торгово-промышленные
палаты, действующие в соответствии с Законом РФ от 07.07.93г. «О
торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»[15];
товарищества собственников жилья, возможность создания которых предусмотрена
ст.25 Закона о товариществах собственников жилья; садоводческие, огороднические
и дачные некоммерческие товарищества, создаваемые в соответствии со ст. 4
Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях
граждан.
Потребительский
кооператив.
Потребительским
кооперативом на территории Российской Федерации признается добровольное объединение
граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения
материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения
его членами имущественных паевых взносов[16].
Отношения, возникающие при создании и деятельности потребительских
кооперативов, помимо Гражданского кодекса РФ регулируются специальными
законами и подзаконными нормативными актами [17]. К их
числу следует отнести Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских
обществах, их союзах) в РФ» от 19 июня 1992 года № 3085-1[18], который определяет особенности правового статуса потребительских
обществ, создаваемых, как правило, по территориальному признаку, для
осуществления торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности [19].
Следует указать на
одну особенность правового положения потребительского кооператива как некоммерческой
организации.
Участники потребительских кооперативов имеют обязательственные права по
отношению к создаваемым организациям[20], в то
время, как учредители (участники) других видов некоммерческих организаций в отношении
создаваемых юридических лиц имущественных прав не имеют[21].
Общественное
объединение.
Общественными организациями
(объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном
законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для
удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей[22]. Если сравнить это определение с тем, которое содержится в федеральном
законе «Об общественных объединениях», можно обнаружить почти текстуальное
сходство: под общественным объединением понимается добровольное формирование,
возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся для
реализации общих целей[23].
Особенности, связанные с
созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов
общественных объединений –
политических общественных
объединений (политических организаций, в том числе политических партий, с также
политических движений), профессиональных союзов, благотворительных и других
видов общественных объединений, могут регулироваться специальными законами,
которые должны приниматься в соответствии с Федеральным законом «Об
общественных объединениях».
Общественные объединения
вправе создаваться в следующих организационно-правовых формах[24]:
-
Общественная организация – основывается на членстве и создается на базе совместной деятельности
для защиты общих интересов и
-
достижения уставных целей объединившихся
граждан [25].
-
Общественное движение –
состоит из участников и не имеет членства массового общественного объединения,
преследующего социальные, политические и иные общественно полезные цели,
поддерживаемые ее участниками[26].
-
Общественный фонд –
представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого
заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не
запрещенных законом поступлений и в использовании данного имущества на
общественно полезные цели [27]. Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация иных видов
фондов (частных, корпоративных, государственных, общественно-государственных и
др.) могут регулироваться соответствующим законом о фондах [28].
-
Общественное учреждение – не имеет членства и ставит своей целью оказание конкретного вида
услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям[29] .
-
Орган общественной самодеятельности – представляет собой не имеющее членства общественное объединение,
целью которого является совместное решение различных социальных проблем,
возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на
удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с
достижением уставных целей и реализацией соответствующих программ того или
иного органа по месту его создания[30].
Организационно-правовыми
формами политических объединений являются общественная организация (для
политической организации, в том числе политической партии) и общественное
движение (для политического движения)[31]. При этом
политическим общественным объединением является объединение, в
уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в
политической жизни общества путам влияния на формирование политической воли
граждан, участие в выборах в органы государственной власти и местного
самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной
агитации, участие в организации и деятельности указанных органов.
Религиозная организация
(объединение). Федеральное Собрание РФ, основываясь на
том, что Российская Федерация является светским государством, а также
подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, 26
сентября 1997 г. приняло федеральный закон «О свободе совести и религиозных
объединениях»[32], который признал утратившим силу ранее действующий Закон РСФСР «О
свободе вероисповеданий».
В соответствии с Законом
религиозным объединением в РФ признаются добровольные объединения граждан, и
иных лиц, постоянно проживающих на территории РФ, образованное в целях
совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими
этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других
религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание
своих последователей [33].
Религиозные объединения
создаются в форме религиозных групп и религиозных организаций [34]. При этом запрещается создание религиозных
объединений в органах государственной власти, других государственных органах,
государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях,
государственных и муниципальных организациях. Законом запрещаются создание и
деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат
закону.
Религиозной группой по
Закону признается добровольное объединение граждан, образованное в целях
совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без
государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица[35]. Наряду с религиозной группой религиозная организация
добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на
законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное
в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном
Законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица [36]. Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей
деятельности подразделяются на местные и централизованные.
Местной религиозной
организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из
десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих
в одной местности либо в одном городском или сельском поселении[37].
Централизованной
религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в
соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных
организаций [38].
Страницы: 1, 2, 3, 4
|