рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Система таможенных органов РФ рефераты

Таможенно-тарифное управление отвечает за разработку предложений о мерах таможенно-тарифного регулирования и введение этих мер в действие, контролирует исполнение разработанных мер, оценивает результаты их применения и вносит соответствующие предложения руководству ГТК[82].

Одна из главных задач управления — обеспечение введения Гармонизированной системы описания и кодирования товаров и внедрение ее в практику таможенного тарифа. В составе управления имеются следующие отделы: отдел таможенно-тарифного регулирования, который разрабатывает предложение по таможенному тарифу, участвует в подготовке нормативных актов по таможенному обложению; отдел номенклатуры, решающий проблемы введения Гармонизированной системы, контролирующий номенклатурный перечень товаров, подлежащих лицензированию, квотированию и другим видам государственного регулирования экспорта-импорта, а также доводящий этот перечень до сведения таможенных органов, отдел экономических таможенных режимов, который внедряет меры нетарифного регулирования, участвует в разработке нормативных актов о свободных таможенных зонах, свободных таможенных складах.

Управление федеральных таможенных доходов отвечает за организацию полной и своевременной уплаты таможенных платежей и таможенных сборов. Его компетенция значительно шире простой организации взимания экспортно-импортных пошлин и таможенных сборов и контроля за этими операциями. Управление разрабатывает концепции и технологии взимания таможенных платежей, проводит в этой области единую политику, а также осуществляет контроль за декларированием товаров и за деятельностью таможенных органов в свободных экономических зонах.

В разделе БТК определена компетенция таможенных органов РФ в области валютного контроля[83]. Таможенные органы осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу РФ, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ, валютных ценностей. а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств. Рассматривая вопросы о функциях ГТК в области валютного контроля, следует сказать о Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю в тесном взаимодействии с которой решает свои задачи ГТК.

Управление таможенной статистики и анализа организует и объединяет деятельность по ведению таможенным органами таможенной статистики. Таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу, а также предоставляют и публикуют данные таможенной статистики. Таможенные органы ведут также специальную таможенную статистику в порядке, определенном ГТК[84].

Рассмотрим теперь статус структурных подразделений ГТК, обосновывающих нормальную жизнедеятельность таможенных органов и таможенной службы в РФ в целом, развитие таможенной инфраструктуры, создание жизненно-бытовых условий, оплаты труда сотрудников этих органов.

Значение Финансового управления в осуществлении финансового обеспечения сложной и многообразной деятельности таможенных органов и развитии таможенной инфраструктуры трудно переоценить. Оно взаимодействует со всеми структурными подразделениями ГТК. В отношении финансовой деятельности нижестоящих таможенных органов оно выполняет также контрольные функции. Управление возглавляет начальник, имеющий заместителей. В его состав входят финансово-экономический отдел; контрольно-ревизионных отдел; отдел бухгалтерского учета и отчетности.

Управление кадров и учебных заведений. Кадровая политика в таможенной службе в целом осуществляется руководством ГТК и в определенной мере практически реализуется каждым из управлений и отделов ГТК. а также соответствующими подразделениями нижестоящих таможенных органов.

Данное управление объединяет и координирует кадровую работу, а также деятельность подчиненных учебных заведений.

Управление кадров и учебных заведений имеет следующую структуру: отдел по работе с кадрами местных таможенных органов; отдел подготовки кадров и учебных заведений; организационно-инспекторский отдел по работе с личным составом; отдел по подбору и расстановке кадров в центральном аппарате.

Участие РФ в международно-правовом сотрудничестве в сфере таможенного дела, расширение зарубежных связей ГТК и других таможенных органов обусловили создание Отдела внешних связей. Отдел играет все более значительную роль в углублении международных таможенных связей[85].

Специализированной службой таможенных органов является служба таможенной охраны таможенных органов РФ. В ее задачи входят: обеспечение необходимых мер в интересах охраны таможенной границы РФ; выявление, предупреждение и пресечение таможенных правонарушений; обеспечение режима зоны таможенного контроля; безопасности работы таможенных органов и членов их семей; охраны объектов ГТК и материальных ценностей; таможенный надзор. Эта служба состоит из Управления таможенной охраны ГТК РФ (в РТУ — отделов таможенной охраны); в Управление таможенной охраны ГТК РФ входят: оперативно-войсковой отдел; отдел боевой подготовки; оперативно-технический отдел; отдел вооружения и техники; отдел оперативно-дежурной службы. В таможнях — отделы таможенной охраны; в таможенных постах — групп таможенной охраны.

Учитывая специфику таможенной деятельности, следует признать, что создание и функционирование такого рода правоохранительной службы в таможенной системе — это закономерный шаг в ее развитии[86].

Что касается структуры регионального таможенного управления, то его типовая структура, а также общая (предельная) штатная численность, типовая численность структурных подразделений и фонд оплаты труда Управления утверждается ГТК России[87].

Управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности председателем ГТК России.

Заместители начальника. главный бухгалтер (начальник отдела бухгалтерского учета и контроля) и начальник юридического отдела Управления назначается на должность и освобождается от должности приказами Управления по согласованию с соответствующими функциональными подразделениями ГТК России.

Начальник Управления имеет большой объем полномочий. Он руководит на принципах единоначалия деятельностью Управления и нижестоящих таможенных органов. Начальник Управления несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление задач и функций, состояние правовой деятельности Управления и нижестоящих органов, правильность и обоснованность расходования выделенных и закрепленных денежных средств, состояние бухгалтерского учета, планово-финансовой, бюджетной, кассовой, платежно-расчетной, штатной дисциплины и достоверность финансовой, бухгалтерской и иной отчетности; представляет Управление в государственных органах; вправе дополнять или изменять типовую структуру нижестоящих таможенных органов; утверждает структуру и штатное расписание Управления; утверждает положения о структурных подразделениях Управления и др. Начальник Управления вправе делегировать отдельные предоставленные ему полномочия подчиненным должностным лицам таможенных органов Российской Федерации[88]. В Управлении образуется коллегия в составе начальника Управления (председатель коллегии), заместителей начальника Управления по должности, а также руководящих работников Управления и нижестоящих таможенных органов.

Члены коллегии Управления (кроме лиц, входящих в ее состав по должности) утверждается ГТК России.

Коллегия на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы, связанные с деятельностью Управления, нижестоящих органов и организаций системы ГТК России, находящихся в оперативном подчинении Управления.

Решения коллегии проводятся в жизнь при необходимости приказами начальника Управления.

В случае разногласий между начальником Управления и коллегией, начальник Управления проводит в жизнь свое решение, докладывая о возникших разногласиях в ГТК России[89].

Типовая структура, типовая штатная численность, типовая численность структурных подразделений таможни и фонд оплаты труда таможни утверждаются ГТК России.

Вышестоящий таможенный орган вправе вносить дополнения и изменения в типовую структуру таможни и типовую численность структурных подразделений таможни, а также устанавливать общую (предельную) штатную численность таможни.

Таможню возглавляет начальник, назначенный на должность и освобождаемый от должности председателем ГТК России.

Начальник таможни, непосредственно подчиненной Управлению, назначается на должность и освобождается от должности по представлению либо с учетом мнения начальника Управления.

Первый заместитель начальника таможни, главный бухгалтер и начальник юридического отдела таможни назначаются на должность и освобождаются от должности приказами ГТК России.

В отношении таможни, непосредственно подчиненной Управлению, указанные лица назначаются на должность и освобождаются от должности по представлению начальника Управления, которому таможня непосредственно подчинена. Заместители начальника таможни назначаются на должность и освобождаются от должности приказами вышестоящего таможенного органа по предоставлению начальника таможни и по согласованию с соответствующими функциональными подразделениями ГТК России. Начальники иных самостоятельных структурных подразделений таможни назначаются на должность и освобождаются от должности приказами таможни по согласованию с вышестоящим органом[90].

Начальник таможни имеет большой круг полномочий. Он руководит на принципах единоначалия деятельностью таможни и нижестоящих таможенных постов; несет персональную ответственность за выполнение возложенных на таможню задач и функций. состояние правовой деятельности таможни и таможенных постов, правильность и обоснованность расходования выделенных и закрепленных денежных средств, состояние бухгалтерского учета, планово-финансовой, бюджетной, кассовой, платежно-расчетной, штатной дисциплины и достоверность финансовой, бухгалтерской и иной отчетности; распределяет обязанности между своими заместителями и устанавливает степень их ответственности; представляет таможню в государственных органах; утверждает структуру и штатное расписание таможни; утверждает положение о структурных подразделениях таможни, распоряжается в пределах своей компетенции денежными средствами и иным имуществом, закрепленным за таможней; заключает от имени таможни сделки, выдает доверенности; вносит в вышестоящий таможенных орган предложения о присвоении специальных званий подчиненным должностным лицам и т.д.[91]

Типовая структура и типовая штатная численность таможенного поста утверждаются ГТК России. Управление вправе дополнять или изменять типовую структуру нижестоящих таможенных постов.

Конкретная структура, конкретная штатная численность таможенного поста утверждаются вышестоящими таможенными органами.

Таможенный пост возглавляет начальник. Назначение на должность и освобождение от должности начальника таможенного поста осуществляется:

- приказом ГТК России — в отношении таможенного поста, подчиненного непосредственно ГТК России;

- начальником Управления — в отношении таможенного поста, подчиненного непосредственно Управлению;

- приказом Управления по представлению начальника таможни и по согласованию с соответствующими функциональными подразделениями Управления — в отношении таможенного поста, подчиненного непосредственно таможне;

- начальником таможни — в отношении таможенного поста, подчиненного таможне, непосредственно подчиненной ГТК России.

Такова современная структура таможенных органов.

Но с развитием рыночной экономики, увеличением ввоза и вывоза товаров, необходимо и совершенствование организационной структуры. Ослабление или несоответствие любого звена снижает, а подчас сводит к нулю результативность работы системы таможенных органов в целом.

Так, анализ организации контроля за доставкой товаров в таможни назначения и таможенного оформления выявил, что должного взаимодействия между таможнями и таможенными постами и координации их работы нет не только по всему маршруту движения товаров, но и в границах одного регионального управления[92]. В этом одна из основных причин многочисленных нарушений режима внутреннего таможенного транзита, связанных с недоставкой товаров к месту назначения и неуплатой таможенных платежей. В этой связи требуются огромные усилия, чтобы обеспечить адекватно высокую эффективность организационных отношений между таможенными органами как по вертикали, так и по горизонтали. В частности, следует внести изменения в организационную структуру таможенных органов, чтобы обеспечить надежность перевозки товаров, осуществляемых под таможенным контролем.

ГТК России определил совершенствование организационной структуры таможенных органов в качестве одного из приоритетных направлений организации и осуществления таможенного дела. Эта деятельность органично связана с такими направлениями, как: совершенствование технологий взимания таможенных платежей и контроля за их поступлением в Федеральный бюджет в полном объеме, унификация и упрощение технологии таможенного контроля; повышения роли таможенных органов как правоохранительных органов; совершенствовании форм и методов управления таможенной службой.

Таким образом, центр тяжести в организации таможенного дела переносится на совершенствование организационной структуры, обеспечивающей высокую дееспособность таможенных органов и активность таможенной системы в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Свою дипломную работу и посвятила системе таможенных органов РФ. В первой главе была рассмотрена история развития таможенного законодательства и системы таможенных органов с периода Древней Руси и по наши дни. Здесь мы видим, что таможенное законодательство претерпело серьезные изменения. В зависимости от существующей власти и менялось таможенное дело в России.

Особое значение было уделено таможенному уставу 1910 года. По нему я изучила систему таможенных органов, просуществовавшую до революции 1917 года.

Во второй главе была более подробно показана многосторонность деятельности таможенных органов. В частности, изучена общая характеристика таможенных органов. Их взаимосвязь с иными правоохранительными органами, учебными заведениями и лабораториями, обеспечивающие нормальное функционирование таможенных органов.

В общем виде система таможенных органов — это обусловленная функциональной общностью, единством целей и задач совокупность таможенных органов. Она объединена функциональным единством органов, имеющих общий организационный центр ГТК РФ и во взаимоотношениях друг с другом характеризующихся соподчиненными. организационными связями, и в целом составляет органически взаимосвязанную, единую, относительно обособленную группу звеньев таможенных органов.

Рассмотрение таможенных органов как единой системы предполагает анализ специфики и составных частей. Каждый из таможенных органов в соответствии со своим местом в данной системе играет особую роль, осуществляет больший или меньший объем функций и полномочий о спецификой, выявление и характер которой особенно важны для понимания как сущности данного органа и его места в рассматриваемой системе, так и для анализа данной системы как некоего целостного образования.

В заключении своей работы я хотела бы сделать вывод о том, что идет интенсивный процесс развития таможенного дела в Российской Федерации, а также процесс взаимодействия и сотрудничества РФ со странами ближнего и дальнего зарубежья в сфере таможенного дела и права.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. — М.: Юрид. лит., 1993. — 64 с.

2. Таможенный кодекс Российской Федерации // Ведомости народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1993. — № 31. — Ст. 1224.

3. Таможенный кодекс Союза ССР. Офиц. текст. — М.: Юрид. лит., 1973. — 32 с.

4. Федеральный закон «О таможенном тарифе» // Ведомости народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1993. — № 23.

5. Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» // Российская газета. — 1995. — 24 октября.

6. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 33. — Ст. 3349.

7. Федеральный закон «О прохождении службы в Таможенных органах» // Российская газета — 1997. — 31 июля.

8. Положение о Государственном Таможенном комитете // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 27. — Ст. 2855.

9. Положение об Энергетической таможне // Экономика и жизнь. — 1994. — № 50. — С. 16.

10. Общее положение о региональном таможенном управлении Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 27. — Ст. 2855.

11. Общее положение о таможне Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 27. — Ст. 2855.

12. Общее положение о таможенном посте Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 27. — Ст. 2855.

13. Таможенное законодательство. Сборник нормативных актов. — М.: Изд-во БЕК, 1994. — 534 с.

14. Комментарий Таможенного кодекса Российской Федерации. — М.: Юрид. лит., 1996. — 384 с.

15. Комментарий Таможенного кодекса Российской Федерации / под ред. В.А. Максимцева, Б.Н. Гарлмчидзе. — М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997. — 496 с.

16. Ноздрачев А. Комментарий к Федеральному законодательству о службе в таможенных органах Российской Федерации // Право и экономика. — М.: 1997. — № 17-20. — С. 7-21.

17. Таможенный кодекс Российской Федерации. Закон РФ «О таможенном тарифе»: Комментарий / ред.-сост. М.И. Поссникова. — М.: 1996. — 240 с.

18. Габричидзе Б.Н., Зобов В.С. Таможенная служба в Российской Федерации. — М.: Юрид. лит., 1993. — 208 с.

19. Гравина А.А. Современное таможенное законодательство. — М.: Инфра М, 1996. — 383 с.

20. Лодыжинский К. История русского таможенного тарифа. — СПб.. 1886. — С. 382.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7