Система таможенных органов РФ
Государственный таможенный комитет Российской
Федерации создает вычислительные центры, полиграфические,
строительно-эксплуатационные и иные предприятия и организации, деятельность
которых способствует решению задач таможенных органов Российской Федерации[59].
Предусмотренные ст. 9 Таможенного кодекса
таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения и учебные
заведения, предприятия и организации, подведомственные ГТК России, находящиеся
в его системе, не входят в единую систему таможенных органов, но принимают
самое активное участие в решении вопросов и задач, без которых не может осуществляться
таможенное дело.
Например, функции экспертизы и исследования
товаров в таможенных целях осуществляют республиканские (региональные) и другие
таможенные лаборатории во главе с Центральной таможенной лабораторией —
головным экспертно-исследовательским учреждением ГТК России.
Данная лаборатория имеет статус юридического
лица. В задачи ЦТЛ входят проведение материаловедческих исследований и
товароведческих экспертиз с целью определения классификации и стоимостной
оценки товаров (веществ, материалов, изделий), перемещаемых через таможенную границу,
и правильного начисления таможенных пошлин за них; установление товароведческой
природы нарушений при экспортно-импортных операциях; классификация и
сертификация товаров согласно ТН ВЭД с целью обоснованного применения мер
государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
(лицензирование, квотирование, запрещение и т.п.)[60], а также для
обеспечения правильного поступления в государственный бюджет таможенных пошлин,
сборов и выплат за проведение таможенных процедур; идентификация товаров по
месту их производства с целью соблюдения международных обязательств в части,
касающейся экономических и политических связей РФ с зарубежными странами и для
определения мест происхождения и маршрутов перевозки главным образом
наркотических веществ и исходных материалов для их изготовления; организация и
координация деятельности региональных и иных таможенных учреждений, лабораторий
и оказания им, а также таможенным экспертам методической и технической помощи с
целью проведения на местах квалифицированных экспертиз товаров, разработка
правовых и нормативно-методических документов по проведению экспертных работ;
участие в качестве экспертов в аукционной деятельности и при необходимости, в
работе следственных органов[61].
Указанные задачи определяют основные функции
ЦТЛ. К ним относятся: проведение материаловедческих и товароведческих экспертиз
и оформление официальных документов в виде экспертного заключения, протокола,
справки и т.д.; привлечение к экспертизе товаров ведущих специалистов других
ведомств; участие в работе вневедомственных и международных экспертных
комиссий, научно-практических совещаний и конференций по исследованию свойств и
характеристик товаров и методов их контроля и экспертизы; приобретение,
освоение и внедрение новых технических средств и методов исследования товаров и
их экспортного контроля; методическое руководство и координация работ по
созданию и развитию таможенных лабораторий[62].
Структура ЦТЛ состоит из: экспертный отдел;
исследовательский отдел; технический отдел. В состав всех этих отделов входят
сектора и группы. Начальник ЦТЛ и его заместители назначаются на должность и
освобождаются от нее председателем ГТК России. Структура и численность работников
ЦТЛ утверждается председателем ГТК России. Начальник ЦТЛ распределяет
обязанности между подразделениями ЦТЛ, утверждает в пределах своей компетенции
руководящие и методические документы по экспертным вопросам, выполняет другие
функции[63].
Для проведения научно-исследовательских работ в области таможенного дела,
подготовки кадров и повышения их квалификации в системе ГТК России действует
Главный научно-информационный вычислительный центр (ГНИВЦ)[64]. В этом
учреждении в известной мере сочетаются черты научно-информационного учреждения
и вычислительного центра. ГНИВЦ — государственное предприятие, действующее на
основе устава о нем, утвержденного председателем ГТК[65]. Основная
цель ГНИВЦ — повышение эффективности работы таможенных органов России путем
создания, внедрения и эксплуатация Единой автоматизированной информационной
системы (ЕАИС) таможенных органов, а также обеспечение ее жизнедеятельности.
ГНИВЦ осуществляет подготовку предложений по
развитию программно-технической базы ЕАИС и технических средств таможенного контроля;
разрабатывает, внедряет и организует функционирование ЕАИС, обеспечивая
качество, достоверность и соблюдение сроков обработки и представления
информации, производит сбор и автоматизированную обработку исходной информации
в интересах ведения таможенной статистики внешней торговли специальной
таможенной статистики; обеспечивает надежную работу средств вычислительной
техники и аппаратуры передачи данных для центрального аппарата ГТК;
осуществляет внедрение и машинное ведение классификации и кодирования товаров,
таможенного тарифа, общероссийских и отраслевых классификаторов, подготовку и
направление таможенным органам методических материалов, справочников, классификаторов,
других документов[66].
Кроме того, ГНИВЦ участвует в пределах своей компетенции в контроле за кодом
проектирования, строительства и реконструкции помещений таможенных органов,
предназначенных под установку технических средств ЕАИС и технических средств
таможенного контроля[67].
Совместно с учебными заведениями ГТК проводят обучение специалистов таможенных
органов работе на сданных в опытную и промышленную эксплуатацию
автоматизированных рабочих местах и компонентах ЕАИС, на средствах
вычислительной техники и аппаратуре передачи данных, обеспечивает инструктаж по
эксплуатации разработанных средств таможенного контроля.
ГНИВЦ обладает правами юридического лица,
имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, гербовую печать со своим
наименованием.
Находясь в непосредственном подчинении ГТК,
ГНИВЦ обладает значительной хозяйственной самостоятельности: не отвечают по
обязательствам ГТК )как и ГТК по обязательствам ГНИВЦ)[68]; действует по
основе самофинансирования. Имущество ГНИВЦ является государственной собственностью
и закрепляется за ним на правах полного хозяйственного ведения ГНИВЦ имеет
право создавать собственные структурные подразделения (отделы, отделения,
филиалы) с правом открытия текущих и расчетных счетов, входить в объединения и
ассоциации. В ГНИВЦ применяется конкретная система найма и оплата труда
сотрудников.
ГНИВЦ возглавляет директор, назначаемый ГТК и
утверждаемый его коллегией. При назначении директора ГНИВЦ с ним заключается
контракт, в котором определяются права, обязанности и ответственность директора
ГНИВЦ перед ГТК и трудовым коллективом.
Директору ГНИВЦ предоставляется право
разрабатывать, утверждать и изменять структуру и штатное расписание подразделения
ГНИВЦ, принимать на работу и увольнять сотрудников; без доверенности
распоряжаться имуществом и денежными средствами ГНИВЦ, представлять интересы
ГНИВЦ в государственных органах и общественных объединениях. Ликвидация и
реорганизация ГНИВЦ проводятся на основании приказа ГТК[69].
ГТК России имеет также учебные заведения. В их
числе Российская таможенная академия, которая была основана в 1996 году[70]. Российская таможенная
академия имеет ряд факультетов, специализирующихся на подготовке юристов,
экономистов, а также специалистов в области таможенного контроля. Для повышения
квалификации в академии имеется аспирантура.
Первоначальное обучение проходит в средних
специальных учебных заведениях с выдачей диплома о специальном образовании с
присвоением квалификации юрист-таможенник. Кроме того лица, получившие среднее
специальное образование, могут быть направлены в Российскую таможенную
академию.
2.4. Взаимодействие таможенных органов
с иными правоохранительными органами
Таможенные органы для реализации задач, поставленных
перед ними, наделены широким кругом полномочий. Но изолированно осуществлять
свою деятельность они не могут. В целях повышения эффективности борьбы с
преступлениями в сфере таможенного дела и таможенными правонарушениями
осуществляется постоянное взаимодействие между всеми правоохранительными
органами и иными государственными органами. Сотрудничество регулируется рядом
соглашений, которые заключаются между таможенными органами и иными
правоохранительными органами[71].
Единое соглашение о взаимодействии и порядке
обмена информацией заключается на общероссийском уровне между ГТК РФ и иными
органами власти (МВД, ФСБ, Налоговая полиция).
На местном уровне с целью координации усилий
борьбы с преступлениями в сфере таможенного дела также заключаются соглашения о
порядке обмена информацией между правоохранительными органами и иными органами
власти.
Например, для пресечения правонарушений
налогового законодательства ГТК России полностью передает базу данных грузовой
таможенной декларации в Налоговую полицию.
На местном уровне органы сами заключают
договоры о взаимодействии. В Томской таможне имеются соглашения с УВД Томской
области, ГИБДД, транспортной инспекцией, с Налоговой полицией, с областной налоговой
инспекцией, ФСБ. Все соглашения имеют гриф «секретно» или «для служебного
пользования»[72].
Есть соглашения с иными органами, а именно, с
управлением госсвязьнадзором, с госинспекцией по карантину растений, с томским
пограничным ветеринарным контрольным пунктом, с управлением государственной
хлебной инспекции по Томской области. Цель данных соглашений — осуществление
совместных действий по контролю за перемещением товаров из Томской области.
Предоставление информации происходит в
соответствии со статьями 16 и 214 Таможенного кодекса Российской Федерации, а
также в соответствии указаниями и приказами ГТК России.
Предоставление информации по письменным
запросам ГТК России осуществляет и на компьютерных носителях, о грузовых
таможенных декларациях, на основании которых осуществлены вывоз из Российской
Федерации сырьевых ресурсов и продукции производственно-технического назначения,
вооружении и военной техники, радиоактивных веществ и культурных ценностей, а
также ввоз в РФ экологически опасных грузов, оружия, товаров народного
потребления и других предметов.
Для обмена информацией между таможенными
органами РФ и федеральными органами налоговой полиции организовывается
взаимодействие информационных систем сторон и безвозмездно предоставляется друг
другу по соответствующим запросам информация, содержащаяся в архивах, учетах и
банках данных; информируют о фактах нарушения таможенного и налогового
законодательства; о физических и юридических лицах, имеющих отношение к таким
нарушениям; причинах и условиях, способствующих совершению таможенных и
налоговых преступлений и правонарушений.
Таможенные органы России, кроме того,
информируют органы налоговой полиции об участниках внешнеэкономических связей,
предоставляют информацию о декларировании товаров и транспортных средств,
перемещаемых через государственную границу.
Таким образом, мы видим, что взаимодействие
таможенных органов с иными правоохранительными органами необходимо для более
эффективного осуществления и поддержания безопасности Российской Федерации.
Глава 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРЫ
ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА
Начиная с 1991 года реализовывалась программа
формирования российской таможенной службы, создания, укрепления и развития сети
таможенных органов на таможенной границе и таможенной территории России. И
данная программа дала свои результаты[73].
За короткий срок создана широкая, разветвленная сеть таможенных органов,
охватывающая всю территорию страны, в том числе новые границы с
государственными — бывшими союзными республиками СССР. В целом она отвечает
потребностям осуществления таможенного дела в интересах экономики страны.
Действующий состав таможенных органов имеет свою организационную структуру. Формализация
ее в структуре ГТК России, типовых структурах регионального таможенного
управления, таможни и таможенного поста является важнейшим фактором
организационного обеспечения этих органов. Создана вертикаль организационно
распорядительных отношений, обеспечивающая взаимосвязи и взаимодействие
подразделений с аналогичными функциями на разных уровнях единой организационной
и управленческой структуры. Такая структура создает упорядоченность и
организованность системы таможенных органов при выполнении возложенных на них
функций.
Рассмотрим современную организационную
структуру таможенных органов.
ГТК России имеет дифференцированную и
разветвленную структуру. Во главе его находится Председатель, имеющий ряд
заместителей; образуется коллегия, а также консультативный совет по таможенной
политике. Деятельность структурных подразделений ГТК строится по
производственно-функциональному признаку[74].
Это управления организации таможенного контроля; по борьбе с контрабандой и
нарушениями таможенных правил; правовое; таможенно-тарифное; федеральных
таможенных доходов; таможенной статистики и анализа; финансовое;
материально-технического снабжения; техническое; кадров и учебных заведений; внешних
сношений; отделы по связям со средствами массовой информации и общественностью;
валютного контроля; служба охраны таможенных органов РФ и др[75].
Одним из основных подразделений в структуре
ГТК является Управление организации таможенного контроля. Его задачи и функции
определяются характером и содержанием таможенного контроля, которые сформированы
в ТК и в других нормативных актах.
Таможенный контроля осуществляют должностные
лица таможенных органов путем проверки таможенных документов, досмотра товаров
и транспортных средств, личного досмотра. Последний является исключительной
формой таможенного контроля[76].
Управление не только непосредственно
организует проведение таможенно-контрольной деятельности на территории РФ, но и
осуществляет методическое руководство его в пределах своей компетенции.
Оно планирует деятельность таможенных
учреждений по осуществлению таможенного контроля, разрабатывает схемы
технологического контроля, участвует в организации взаимодействия с
погранслужбами, санитарно-карантинными, ветеринарными и другими
государственными органами при осуществлении контроля за перемещением через
границу товаров, личной клади и багажа физических лиц, транспортных средств,
грузов и иного имущества.
Данное управление руководит таможенным
контролем за автотранспортными средствами, воздушными, морскими и речными
судами, железнодорожными перевозками и перевозимыми этими видами транспорта
грузами, за перемещением через границу литературы, печатных. аудиовизуальных материалов
и культурных ценностей. В этих целях управление разрабатывает рекомендации
относительно сети зон таможенного контроля, перечня документов и сведений,
необходимых для таможенного контроля, правил выборочности такого контроля и
технологии его проведения. В состав управления входят следующие отделы:
создания и развития таможенной инфраструктуры; организации таможенного контроля
в неторговом обороте, контроля за грузами в торговом обороте[77]. Руководство
управления — начальник и его заместители. Одним из ведущих подразделений ГТК
России является управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных
правил[78].
С расширением и усложнением правоохранительных задач таможенных органов,
обусловленных в частности, принятием ГК, видоизменились и существенно
дополнились конкретные направления деятельности указанного управления.
Возложение на таможенные органы производства дознания по делам о контрабанде и
о других преступлениях в сфере таможенного дела, а также проведение
оперативно-розыскной деятельности, производство по делам о нарушениях таможенных
правил и рассмотрение этих дел не только расширило диапазон деятельности
таможенных органов в целом, но и потребовало серьезной перестройки работы
рассматриваемого управления.
Непосредственное руководство управлением
осуществляет начальник, который имеет своих заместителей. В состав управления
входят отделы: организации борьбы с таможенными правонарушениями в торговом
обороте; по борьбе с контрабандой наркотиков и организации кинологической службы;
организации борьбы с таможенными правонарушениями в неторговом обороте;
контроля за соблюдением законности в производстве по делам о нарушениях
таможенных правил; организации дознания по делам о контрабанде.
Большую роль при подготовке нормативных актов
играет правовое управление. Оно является в структуре ГТК своеобразным центром,
непосредственно объединяющим и в известной мере координирующим эту деятельность
в рамках ГТК, а также непосредственно осуществляющим в ходе ее проведения
взаимосвязи с нижестоящими таможенными органами — региональными таможенными
управлениями, региональными таможнями и таможнями[79]. Конечно,
участие в подготовке и издании нормативных актов — это не исключительная
прерогатива данного управления, в этом процессе участвуют все основные
подразделения ГТК. Поэтому правовое управление выступает не только в качестве
объединяющего и координирующего центра, но и в качестве своеобразного
консультативного подразделения по правовым вопросам.
Управление проводит значительную работу по
систематизации и кодификации таможенного законодательства.
К числу сравнительно новых подразделений в
структуре ГТК, образование которых было связано, как уже отмечалось, с
изменением характера и развитием таможенного дела, относятся Таможенно-тарифное
управление; Управление федеральных таможенных доходов; Управление таможенной
статистики и анализа; Отдел валютного контроля[80].
Аналогичные подразделения создаются и в нижестоящих таможенных органах.
Названные структурные подразделения и таможенные учреждения (организации)
нацелены на осуществление таможенно-тарифных задач и функции, а также на организацию
деятельности в сфере таможенных доходов, валютного контроля, финансов, ведение
таможенной статистики и товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности[81].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|