рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Система таможенных органов РФ рефераты

Государственный таможенный комитет Российской Федерации создает вычислительные центры, полиграфические, строительно-эксплуатацион­ные и иные предприятия и организации, деятельность которых способствует решению задач таможенных органов Российской Федерации[59].

Предусмотренные ст. 9 Таможенного кодекса таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения и учебные заведения, предприятия и организации, подведомственные ГТК России, находящиеся в его системе, не входят в единую систему таможенных органов, но принимают самое активное участие в решении вопросов и задач, без которых не может осуществляться таможенное дело.

Например, функции экспертизы и исследования товаров в таможенных целях осуществляют республиканские (региональные) и другие таможенные лаборатории во главе с Центральной таможенной лабораторией — головным экспертно-исследовательским учреждением ГТК России.

Данная лаборатория имеет статус юридического лица. В задачи ЦТЛ входят проведение материаловедческих исследований и товароведческих экспертиз с целью определения классификации и стоимостной оценки товаров (веществ, материалов, изделий), перемещаемых через таможенную границу, и правильного начисления таможенных пошлин за них; установление товароведческой природы нарушений при экспортно-импортных операциях; классификация и сертификация товаров согласно ТН ВЭД с целью обоснованного применения мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (лицензирование, квотирование, запрещение и т.п.)[60], а также для обеспечения правильного поступления в государственный бюджет таможенных пошлин, сборов и выплат за проведение таможенных процедур; идентификация товаров по месту их производства с целью соблюдения международных обязательств в части, касающейся экономических и политических связей РФ с зарубежными странами и для определения мест происхождения и маршрутов перевозки главным образом наркотических веществ и исходных материалов для их изготовления; организация и координация деятельности региональных и иных таможенных учреждений, лабораторий и оказания им, а также таможенным экспертам методической и технической помощи с целью проведения на местах квалифицированных экспертиз товаров, разработка правовых и нормативно-методических документов по проведению экспертных работ; участие в качестве экспертов в аукционной деятельности и при необходимости, в работе следственных органов[61].

Указанные задачи определяют основные функции ЦТЛ. К ним относятся: проведение материаловедческих и товароведческих экспертиз и оформление официальных документов в виде экспертного заключения, протокола, справки и т.д.; привлечение к экспертизе товаров ведущих специалистов других ведомств; участие в работе вневедомственных и международных экспертных комиссий, научно-практических совещаний и конференций по исследованию свойств и характеристик товаров и методов их контроля и экспертизы; приобретение, освоение и внедрение новых технических средств и методов исследования товаров и их экспортного контроля; методическое руководство и координация работ по созданию и развитию таможенных лабораторий[62].

Структура ЦТЛ состоит из: экспертный отдел; исследовательский отдел; технический отдел. В состав всех этих отделов входят сектора и группы. Начальник ЦТЛ и его заместители назначаются на должность и освобождаются от нее председателем ГТК России. Структура и численность работников ЦТЛ утверждается председателем ГТК России. Начальник ЦТЛ распределяет обязанности между подразделениями ЦТЛ, утверждает в пределах своей компетенции руководящие и методические документы по экспертным вопросам, выполняет другие функции[63]. Для проведения научно-исследовательских работ в области таможенного дела, подготовки кадров и повышения их квалификации в системе ГТК России действует Главный научно-информационный вычислительный центр (ГНИВЦ)[64]. В этом учреждении в известной мере сочетаются черты научно-информационного учреждения и вычислительного центра. ГНИВЦ — государственное предприятие, действующее на основе устава о нем, утвержденного председателем ГТК[65]. Основная цель ГНИВЦ — повышение эффективности работы таможенных органов России путем создания, внедрения и эксплуатация Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов, а также обеспечение ее жизнедеятельности.

ГНИВЦ осуществляет подготовку предложений по развитию программно-технической базы ЕАИС и технических средств таможенного контроля; разрабатывает, внедряет и организует функционирование ЕАИС, обеспечивая качество, достоверность и соблюдение сроков обработки и представления информации, производит сбор и автоматизированную обработку исходной информации в интересах ведения таможенной статистики внешней торговли специальной таможенной статистики; обеспечивает надежную работу средств вычислительной техники и аппаратуры передачи данных для центрального аппарата ГТК; осуществляет внедрение и машинное ведение классификации и кодирования товаров, таможенного тарифа, общероссийских и отраслевых классификаторов, подготовку и направление таможенным органам методических материалов, справочников, классификаторов, других документов[66]. Кроме того, ГНИВЦ участвует в пределах своей компетенции в контроле за кодом проектирования, строительства и реконструкции помещений таможенных органов, предназначенных под установку технических средств ЕАИС и технических средств таможенного контроля[67]. Совместно с учебными заведениями ГТК проводят обучение специалистов таможенных органов работе на сданных в опытную и промышленную эксплуатацию автоматизированных рабочих местах и компонентах ЕАИС, на средствах вычислительной техники и аппаратуре передачи данных, обеспечивает инструктаж по эксплуатации разработанных средств таможенного контроля.

ГНИВЦ обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, гербовую печать со своим наименованием.

Находясь в непосредственном подчинении ГТК, ГНИВЦ обладает значительной хозяйственной самостоятельности: не отвечают по обязательствам ГТК )как и ГТК по обязательствам ГНИВЦ)[68]; действует по основе самофинансирования. Имущество ГНИВЦ является государственной собственностью и закрепляется за ним на правах полного хозяйственного ведения ГНИВЦ имеет право создавать собственные структурные подразделения (отделы, отделения, филиалы) с правом открытия текущих и расчетных счетов, входить в объединения и ассоциации. В ГНИВЦ применяется конкретная система найма и оплата труда сотрудников.

ГНИВЦ возглавляет директор, назначаемый ГТК и утверждаемый его коллегией. При назначении директора ГНИВЦ с ним заключается контракт, в котором определяются права, обязанности и ответственность директора ГНИВЦ перед ГТК и трудовым коллективом.

Директору ГНИВЦ предоставляется право разрабатывать, утверждать и изменять структуру и штатное расписание подразделения ГНИВЦ, принимать на работу и увольнять сотрудников; без доверенности распоряжаться имуществом и денежными средствами ГНИВЦ, представлять интересы ГНИВЦ в государственных органах и общественных объединениях. Ликвидация и реорганизация ГНИВЦ проводятся на основании приказа ГТК[69].


ГТК России имеет также учебные заведения. В их числе Российская таможенная академия, которая была основана в 1996 году[70]. Российская таможенная академия имеет ряд факультетов, специализирующихся на подготовке юристов, экономистов, а также специалистов в области таможенного контроля. Для повышения квалификации в академии имеется аспирантура.

Первоначальное обучение проходит в средних специальных учебных заведениях с выдачей диплома о специальном образовании с присвоением квалификации юрист-таможенник. Кроме того лица, получившие среднее специальное образование, могут быть направлены в Российскую таможенную академию.

2.4. Взаимодействие таможенных органов
с иными правоохранительными органами

Таможенные органы для реализации задач, поставленных перед ними, наделены широким кругом полномочий. Но изолированно осуществлять свою деятельность они не могут. В целях повышения эффективности борьбы с преступлениями в сфере таможенного дела и таможенными правонарушениями осуществляется постоянное взаимодействие между всеми правоохранительными органами и иными государственными органами. Сотрудничество регулируется рядом соглашений, которые заключаются между таможенными органами и иными правоохранительными органами[71].

Единое соглашение о взаимодействии и порядке обмена информацией заключается на общероссийском уровне между ГТК РФ и иными органами власти (МВД, ФСБ, Налоговая полиция).

На местном уровне с целью координации усилий борьбы с преступлениями в сфере таможенного дела также заключаются соглашения о порядке обмена информацией между правоохранительными органами и иными органами власти.

Например, для пресечения правонарушений налогового законодательства ГТК России полностью передает базу данных грузовой таможенной декларации в Налоговую полицию.

На местном уровне органы сами заключают договоры о взаимодействии. В Томской таможне имеются соглашения с УВД Томской области, ГИБДД, транспортной инспекцией, с Налоговой полицией, с областной налоговой инспекцией, ФСБ. Все соглашения имеют гриф «секретно» или «для служебного пользования»[72].

Есть соглашения с иными органами, а именно, с управлением госсвязьнадзором, с госинспекцией по карантину растений, с томским пограничным ветеринарным контрольным пунктом, с управлением государственной хлебной инспекции по Томской области. Цель данных соглашений — осуществление совместных действий по контролю за перемещением товаров из Томской области.

Предоставление информации происходит в соответствии со статьями 16 и 214 Таможенного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии указаниями и приказами ГТК России.

Предоставление информации по письменным запросам ГТК России осуществляет и на компьютерных носителях, о грузовых таможенных декларациях, на основании которых осуществлены вывоз из Российской Федерации сырьевых ресурсов и продукции производственно-технического назначения, вооружении и военной техники, радиоактивных веществ и культурных ценностей, а также ввоз в РФ экологически опасных грузов, оружия, товаров народного потребления и других предметов.

Для обмена информацией между таможенными органами РФ и федеральными органами налоговой полиции организовывается взаимодействие информационных систем сторон и безвозмездно предоставляется друг другу по соответствующим запросам информация, содержащаяся в архивах, учетах и банках данных; информируют о фактах нарушения таможенного и налогового законодательства; о физических и юридических лицах, имеющих отношение к таким нарушениям; причинах и условиях, способствующих совершению таможенных и налоговых преступлений и правонарушений.

Таможенные органы России, кроме того, информируют органы налоговой полиции об участниках внешнеэкономических связей, предоставляют информацию о декларировании товаров и транспортных средств, перемещаемых через государственную границу.

Таким образом, мы видим, что взаимодействие таможенных органов с иными правоохранительными органами необходимо для более эффективного осуществления и поддержания безопасности Российской Федерации.

Глава 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРЫ
ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА

Начиная с 1991 года реализовывалась программа формирования российской таможенной службы, создания, укрепления и развития сети таможенных органов на таможенной границе и таможенной территории России. И данная программа дала свои результаты[73]. За короткий срок создана широкая, разветвленная сеть таможенных органов, охватывающая всю территорию страны, в том числе новые границы с государственными — бывшими союзными республиками СССР. В целом она отвечает потребностям осуществления таможенного дела в интересах экономики страны. Действующий состав таможенных органов имеет свою организационную структуру. Формализация ее в структуре ГТК России, типовых структурах регионального таможенного управления, таможни и таможенного поста является важнейшим фактором организационного обеспечения этих органов. Создана вертикаль организационно распорядительных отношений, обеспечивающая взаимосвязи и взаимодействие подразделений с аналогичными функциями на разных уровнях единой организационной и управленческой структуры. Такая структура создает упорядоченность и организованность системы таможенных органов при выполнении возложенных на них функций.

Рассмотрим современную организационную структуру таможенных органов.

ГТК России имеет дифференцированную и разветвленную структуру. Во главе его находится Председатель, имеющий ряд заместителей; образуется коллегия, а также консультативный совет по таможенной политике. Деятельность структурных подразделений ГТК строится по производственно-функциональному признаку[74]. Это управления организации таможенного контроля; по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил; правовое; таможенно-тарифное; федеральных таможенных доходов; таможенной статистики и анализа; финансовое; материально-технического снабжения; техническое; кадров и учебных заведений; внешних сношений; отделы по связям со средствами массовой информации и общественностью; валютного контроля; служба охраны таможенных органов РФ и др[75].

Одним из основных подразделений в структуре ГТК является Управление организации таможенного контроля. Его задачи и функции определяются характером и содержанием таможенного контроля, которые сформированы в ТК и в других нормативных актах.

Таможенный контроля осуществляют должностные лица таможенных органов путем проверки таможенных документов, досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра. Последний является исключительной формой таможенного контроля[76].

Управление не только непосредственно организует проведение таможенно-контрольной деятельности на территории РФ, но и осуществляет методическое руководство его в пределах своей компетенции.

Оно планирует деятельность таможенных учреждений по осуществлению таможенного контроля, разрабатывает схемы технологического контроля, участвует в организации взаимодействия с погранслужбами, санитарно-карантинными, ветеринарными и другими государственными органами при осуществлении контроля за перемещением через границу товаров, личной клади и багажа физических лиц, транспортных средств, грузов и иного имущества.

Данное управление руководит таможенным контролем за автотранспортными средствами, воздушными, морскими и речными судами, железнодорожными перевозками и перевозимыми этими видами транспорта грузами, за перемещением через границу литературы, печатных. аудиовизуальных материалов и культурных ценностей. В этих целях управление разрабатывает рекомендации относительно сети зон таможенного контроля, перечня документов и сведений, необходимых для таможенного контроля, правил выборочности такого контроля и технологии его проведения. В состав управления входят следующие отделы: создания и развития таможенной инфраструктуры; организации таможенного контроля в неторговом обороте, контроля за грузами в торговом обороте[77]. Руководство управления — начальник и его заместители. Одним из ведущих подразделений ГТК России является управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил[78]. С расширением и усложнением правоохранительных задач таможенных органов, обусловленных в частности, принятием ГК, видоизменились и существенно дополнились конкретные направления деятельности указанного управления. Возложение на таможенные органы производства дознания по делам о контрабанде и о других преступлениях в сфере таможенного дела, а также проведение оперативно-розыскной деятельности, производство по делам о нарушениях таможенных правил и рассмотрение этих дел не только расширило диапазон деятельности таможенных органов в целом, но и потребовало серьезной перестройки работы рассматриваемого управления.

Непосредственное руководство управлением осуществляет начальник, который имеет своих заместителей. В состав управления входят отделы: организации борьбы с таможенными правонарушениями в торговом обороте; по борьбе с контрабандой наркотиков и организации кинологической службы; организации борьбы с таможенными правонарушениями в неторговом обороте; контроля за соблюдением законности в производстве по делам о нарушениях таможенных правил; организации дознания по делам о контрабанде.

Большую роль при подготовке нормативных актов играет правовое управление. Оно является в структуре ГТК своеобразным центром, непосредственно объединяющим и в известной мере координирующим эту деятельность в рамках ГТК, а также непосредственно осуществляющим в ходе ее проведения взаимосвязи с нижестоящими таможенными органами — региональными таможенными управлениями, региональными таможнями и таможнями[79]. Конечно, участие в подготовке и издании нормативных актов — это не исключительная прерогатива данного управления, в этом процессе участвуют все основные подразделения ГТК. Поэтому правовое управление выступает не только в качестве объединяющего и координирующего центра, но и в качестве своеобразного консультативного подразделения по правовым вопросам.

Управление проводит значительную работу по систематизации и кодификации таможенного законодательства.

К числу сравнительно новых подразделений в структуре ГТК, образование которых было связано, как уже отмечалось, с изменением характера и развитием таможенного дела, относятся Таможенно-тарифное управление; Управление федеральных таможенных доходов; Управление таможенной статистики и анализа; Отдел валютного контроля[80]. Аналогичные подразделения создаются и в нижестоящих таможенных органах. Названные структурные подразделения и таможенные учреждения (организации) нацелены на осуществление таможенно-тарифных задач и функции, а также на организацию деятельности в сфере таможенных доходов, валютного контроля, финансов, ведение таможенной статистики и товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности[81].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7