рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) рефераты



3.3.Методы государственного регулирования импорта товаров

Основным элементом системы регулирования российского импорта является таможенный тариф. Первое время, учитывая серьезные финансовые трудности, импортный тариф носил преимущественно фискальный характер. Но по мере формирования новой экономической среды с новой иерархией экономических интересов он приобретал все более экономически осмысленный характер. К настоящему времени номинальный уровень таможенного обложения значительно выше, чем в развитых странах, но значительно ниже, чем в большинстве развивающихся и постсоциалистических стран. Однако во времена, более сопоставимые с переживаемым ныне Россией периодом, уровень обложения импорта в западных странах был выше, нежели сейчас в России. Во многих развивающихся странах, объективно находящихся сейчас в лучшем положении, чем Россия, и при этом являющихся еще членами ВТО (например, в Бразилии, Мексике, Аргентине), средний уровень тарифов все же выше, чем у нас.

России, конечно, не следует механически копировать торговую политику других, пусть и рыночных, государств, тем более далеко не в лучших ее аспектах. Любые меры внешнеторгового регулирования, каким-то образом ограничивающие свободное движение товаров, могут играть активную созидательную роль, способствуя преобразованию экономики и обеспечению ее роста, только в том случае, если они будут применены в широком контексте национальной структурной (промышленной) политики, т.е. в строгих рамках программ, направленных на оздоровление конкретных отраслей и обеспечение экономической безопасности страны (последнее особенно относится к аграрному сектору).

Импортные пошлины широко используются в торгово-политических и тарифных преференциях. В торгово-политических отношениях между странами применяется принцип наиболее благоприятствуемой нации, который дает право пользоваться всеми преимуществами и льготами, предоставляемыми любым третьим государствам. Изъятия из указанного принципа касаются развитых стран, которые должны предоставлять уступки всем развивающимся странам и распространять на них все уступки, которые они предоставляют друг другу, но при этом не требуют взамен от развивающихся стран каких бы то ни было уступок.

Постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.94 года № 1057 "Об утверждении перечня стран-пользователей схемой преференций Российской Федерации и списка товаров на которые при импорте на территорию Российской Федерации преференциальный режим не распространяется" с изменениями от 06.05.95 № 454, от 31.12.95 год № 1301, от 26.07.96 года № 887 утвердило перечень стран-пользователей схемой преференций Российской Федерации в количестве 150 государств и список товаров, на которые при импорте на территорию нашей страны преференциальный режим не распространяется. Сюда же относятся все под акцизные товары в соответствии с Федеральным Законом "Об Акцизах

Приказ ГТК РФ от 26.04.96 № 258 установил таможенные пошлины в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ и происходящих из развивающихся стран-пользователей схемой преференций Российской Федерации в размере 75 % от ставок ввозных таможенных пошлин, которые применяются в отношении товаров, происходящих из государств, в отношении которых наша страна осуществляет режим наибольшего благоприятствования.

Предоставление льгот при уплате таможенных платежей

Страна Основание льготы Льгота развивающиеся таможенная пошлина снижение на 25% страны наименее развитые таможенная пошлина освобождение на 25% страны (НРС) (кроме НРС)

Что же касается применения такого элемента регулирования внешней торговли как страна происхождения товара, то страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке. При этом страной происхождения товара может являться группа стран, таможенные союзы, регион или часть страны. Критерий достаточной переработки - изменение товарной позиции на уровне первых четырех знаков, произошедших в результате переработки товара.

Подтверждением товара из данной страны служит сертификат по форме А, выдаваемый Торгово-промышленной палатой страны вывоза товара. Сертификат о происхождении товара предоставляется на товары, в отношении которых может быть применен преференциальный режим; на товары, в отношении которых могут быть применены количественные ограничения, а также товары, которые отвечают требованиям, вытекающим из международных соглашений, в частности, соглашений об охране окружающей среды, о здоровье населения, о защите прав потребителя, об охране общественного порядка, членом которых является наша страна.

С учетом изложенных обстоятельств, непосредственно оказывающих влияние при применении импортного таможенного тарифа необходимо рассмотреть ситуацию, складывающуюся в отношении применения ввозных таможенных пошлин при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Ставки пошлин и методики их установления со стороны государства на ввозимые товары нельзя рассматривать в отрыве от таких видов пошлин как сезонные и особые, которые устанавливаются в качестве мер оперативного регулирования. Сезонные пошлины как правило устанавливаются на товары сельскохозяйственного производства и продовольственного типа. Срок действия сезонных пошлин не может превышать 6 месяцев в году.

Особый вид таможенных пошлин имеет своей целью защищать экономические интересы страны. С этой целью создана межведомственная организация - Комиссия Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и утверждено положение о ней, как о координационном органе, обеспечивающем рассмотрение вопросов и подготовку предложений о введении на территории России защитных мер. Расследования, предшествующие введению защитных мер, по фактам причинения существенного ущерба отечественному производству или угрозы причинения такого ущерба проводит МВЭС. Расследование может проводиться по поручению правительства РФ, по инициативе федеральных органов исполнительной власти, по заявлению органа исполнительной власти субъекта РФ либо производителя или объединения производителей, чье совокупное производство аналогичных или непосредственно конкурирующих с импортируемыми товаров составляет более 50% их общего внутреннего производства. Если указанный объем производства приходится на одного или двух российских производителей, необходимо заключение ГКАП о последствиях возможных защитных мер на конкурентную ситуацию на российском рынке.

Заявление на проведение расследования направляется в МВЭС. К нему прикладываются доказательства наличия существенного ущерба (или угрозы такового) для отечественного производства или отдельных производителей и доказательства причинно-следственной связи между импортом и предполагаемым ущербом, а также указание на причины ущерба и характер предлагаемых защитных мер.

Кроме того, заявитель сообщает следующие сведения:

  • сведения об объеме производства конкурирующего товара российского производителя в натуральном и стоимостном выражении, а также о его доле в общем объеме отечественного производства этого товара;
  • название страны или стран происхождения или экспорта ввозимого в Россию конкурирующего товара, наименование и реквизиты каждого известного экспортера или производителя, а также перечень основных известных российских импортеров указанного товара с их реквизитами;
  • информация о ценах, по которым данный товар продается на внутренних рынках стран происхождения или экспорта, а также об экспортных ценах или ценах перепродаж покупателю; соотношение цен на конкурирующий ввозимый товар и товар российского производителя;
  • объем ввоза конкурирующего товара, темпы его роста в абсолютном и относительном выражении;
  • подробное описание технико-экономических характеристик конкурирующих товаров (ввозимых и производимых в России);
  • соотношение объемов ввоза и производства этих конкурирующих товаров;
  • оценку существенного ущерба (или угрозы такового), нанесенного российскому производителю в результате ввоза конкурирующего иностранного товара, по следующим критериям: объем производства, степень загрузки производственных мощностей, состояние товарных запасов, объем продаж, балансовая прибыль, показатели эффективности производства и объема инвестиций, показатели численности и реальной занятости промышленно-производственного персонала.

Указанные показатели следует представлять в динамике за три года, предшествующие началу возросшего ввоза, демпинга или субсидирования конкурирующего иностранного товара. Стоимостные показатели в целях сопоставимости следует представлять как в рублевом, так и долларовом эквиваленте по существующему на момент их определения валютному курсу ЦБ РФ.

Сроки проведения расследований могут составлять от 2 до 18 месяцев. Причем расследование на предмет введения импортных квот должно быть проведено в течение 2 месяцев со дня принятия заявления. Приняв решение о начале расследования, Комиссия должна опубликовать об этом уведомление через Агентство ИТАР-ТАСС и в газетах “Деловой мир” и “Российская газета”, причем дата публикации в последней считается днем официального начала расследования. О начале расследования извещаются иностранные государства и таможенные территории с указанием конкретных товаров, доказательств наличия или возможности ущерба от импорта этого товара, предлагаемых защитных мер и предполагаемого срока их введения. По результатам расследования МВЭС представляет в Комиссию доклад, который является основанием для принятия решения о введении защитных мер.

При нынешней “прозрачности” таможенных границ в обход таможенного контроля в страну поступают прежде всего подакцизные товары, которые должны бы быть основным источником доходов федерального бюджета от ВЭД. В целях борьбы с этим явлением было принято ряд мер, среди которых по предложению Комиссии по защитным мерам во внешней торговле Правительство РФ приняло постановление №1125 от 19 сентября 1996 года “О введении защитных мер в отношении ввоза на таможенную территорию Российской Федерации спирта этилового из пищевого сырья и водки”. С 1 января 1997 года впервые была установлена годовая квота на ввоз спирта этилового из пищевого сырья (коды ТН ВЭД 2207 10000; 2207 20000; 2208 90910; 2208 90990) в размере 1 млн декалитров (дал) и водки (код ТН ВЭД 2208 90310) в размере 10 млн дал. Из-за больших объемов ввоза этих товаров из нескольких конкурирующих стран постановление предусматривало проведение переговоров со странами-экспортерами о распределении квот. Однако странам СНГ, непосредственно заинтересованным в поставках данных товаров сразу была выделена доля от общей импортной квоты ( 1,5 млн дал, из них 1 млн дал Украине). Однако последующие события показали неготовность использовать столь жесткие меры по защите отечественного рынка.

В случае необходимости применяются такие временные защитные меры, как повышение уровня таможенного обложения соответствующих товаров путем установления особых видов таможенных пошлин: специальные, компенсационные, антидемпинговые. Специальные пошлины применяются:

  • в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;
  • как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы России, со стороны других государств или их союзов.

Компенсационные пошлины могут применяться, когда при производстве или вывозе импортируемых Россией товаров прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз может нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров. Под субсидией понимается финансовое содействие, оказываемое правительством или любым государственным органом или органом исполнительной власти союза стран экспортеру (или производителю) в виде:

  • прямого перевода денежных средств,
  • обязательств по переводу таких средств,
  • отказа от получения причитающихся доходов,
  • льготного или безвозмездного предоставления товара или услуг (это не касается товаров и услуг, направляемых на поддержание и развитие общей инфраструктуры),
  • льготного приобретения товаров,
  • поручения неправительственной организации выполнить одну или несколько функций из указанных выше.

Антидемпинговые пошлины вводятся в случаях ввоза в Россию товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость на этот момент в стране экспортера, если это наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям аналогичных товаров либо препятствует организации или расширению производства таких товаров в России.

Чтобы определить величину демпинга, необходимо сравнить экспортную цену товара и его нормальную стоимость. При этом под экспортной понимается цена, уплаченная или подлежащая уплате за товар, ввозимый на таможенную территорию РФ и предназначенный для продажи на российском внутреннем рынке в соответствии с контрактом. Нормальная стоимость - это стоимость конкурирующего товара, предназначенного для потребления в стране его происхождения или экспорта при обычном ходе торговли. Сравнение должно производиться на сопоставимой базе, с учетом необходимых поправок на различие в условиях продажи, обложение налогами и другие факторы, влияющие на стоимость цен. Сопоставляются данные за один и тот же временной период с учетом одинакового базиса поставок.

Применение особых видов пошлин осуществляется Правительством РФ на основе закона “О таможенном тарифе”, в котором указано, что в целях защиты экономических интересов России к ввозимым товарам могут временно применяться перечисленные выше виды пошлин. Ставки соответствующих пошлин устанавливаются Правительством РФ по итогам проведенных расследований, и их размер должен быть соотносим с величиной демпингового занижения цены, субсидий и выявленного ущерба. Расследование на предмет введения специальных пошлин должно быть проведено в течение двух месяцев со дня принятия заявления. Если речь идет о демпинговом занижении цен или субсидировании ввозимых конкурирующих товаров, то расследование должно быть завершено в течение 6 месяцев. В особых случаях срок расследования может быть продлен Комиссией, но не более чем до 18 месяцев.

Ставки ввозных таможенных пошлин распределяют ввозимые товары по

производственному признаку, т.е. товары, относящиеся к одинаковым производствам, объединены в группы товаров, в соответствии с классификацией ТН ВЭД. Это облегчает применять таможенные тарифы исходя из принципа: уровень налогообложения ввозимого товара увеличивается одновременно с увеличением степени обработки товара. При этом цель таможенного тарифа состоит в обеспечении таможенной защитой национального производителя товара от проникновения на рынок государства иностранного аналогичного товара. Величина действительной ставки ввозной таможенной пошлины с учетом ее защитного фактора оказывается тем больше, чем выше разница между величинами ставки ввозной таможенной пошлины на готовое изделие и сырье и чем большая доля сырья входит в готовое изделие.

Уровень действительной таможенной защиты (уровень эффективного протекцио

Q=Т-А1Т1/1-А1<

где: Т- номинальный уровень таможенной пошлины на импорт конечного продукта (готового изделия), А1-доля стоимости импортированного сырья в цене конечного продукта (готового изделия) в условиях отсутствия ставки ввозной таможенной пошлины на импорт конечного продукта (готового изделия), Т1- номинальный тариф на ввозимое сырье для производства конечного продукта (готового изделия).

Анализ рассматриваемой формулы показывает, что уровень защиты национального рынка товара аналогичного импортируемому повышается не только по мере увеличения разницы в величинах ввозных таможенных пошлин на сырье и конечный продукт (готовое изделие), но и по мере понижения степени обработки конечного товара (готового изделия) путем уменьшения добавленной стоимости. В рассматриваемом случае это недопустимо по отношению к товарам, происходящих с территории развивающихся стран, которые стремятся к постепенному повышению степени обработки вывозимого сырья, учитывая в конечном счете производство готового изделия как статьи национального экспорта.

Номинальный уровень ввозной таможенной пошлины определяется исходя из общей цены конечного продукта (готового изделия). Это имеет особое значение для потребителя данного товара в стране импорта такого товара. Уровень действительной или эффективной таможенной защиты имеет большое значение для национального производителя товара аналогичного ввозимому на таможенную территорию государства. Исходя из изложенного, необходимо упомянуть, что уровень импортного таможенного тарифа не одинаков в странах мира и налицо постепенное уменьшение величины ставок ввозных таможенных пошлин с 30-40% в 50-х годах до 5-6% и менее в настоящее время.

Постановление Правительства Российской Федерации от 28.02.95 года № 190 "0 принципах рационализации таможенного тарифа" установило максимальные ставки ввозных таможенных пошлин в размере 30 процентов от таможенной стоимости товаров (за исключением подакцизных товаров), а минимальные - в размере 5 процентов, сократив долю не облагаемых пошлинами товаров на 45-50 процентов, а также расширив номенклатуру товаров, в отношении которых применяются комбинированные ставки ввозных таможенных пошлин.

Под комбинированные ставки подпали многие продукты питания. Однако, в этом случае импортер после увеличения таможенных пошлин вынужден также увеличивать цены. Это позволяет отечественным производителям продуктов питания “подтянуть” собственные цены до уровня цен на импортные товары. Тем самым, удорожание импорта не ведет к сокращению его объема, а только увеличивает цены на товары (импортные и отечественные), подвергшиеся обложению комбинированными пошлинами, в результате чего страдает рядовой российский потребитель.

В целом в отношении продуктов питания можно сделать вывод, что уровень таможенной защиты национального производителя аналогичных продуктов питания является высоким, в результате чего для внутренних цен на продукты питания отечественных производителей характерна тенденция к росту и последующему удорожанию отечественного производства аналогичных товаров. Субсидирование для защиты внутреннего рынка сельскохозяйственных продуктов приводит к повышению ставки ввозной таможенной пошлины и последующему удорожанию импорта такой продукции, что в конечном счете приводит к росту цен на такие товары на внутреннем рынке.

На мой взгляд, следует отказаться от практики субсидирования внутреннего рынка, как метода, удорожающего импортируемый товар на внутреннем рынке, а также повышающего цены на аналогичный отечественный товар. Это необходимо осуществить в связи с тем, что наша страна подала заявку на вступление во Всемирную торговую организацию-правопреемника ГАТТ, в положениях которого запрещено применение внутреннего субсидирования в случае, если оно наносит ущерб импортеру товара, приводящего к удорожанию ввозимого товара на внутреннем рынке страны-рецепиента.

Говоря в целом об импортном таможенном тарифе, нужно отметить, что

средневзвешенная ставка импортного тарифа на сегодняшний день составляет 14 % от мирового уровня, в результате чего наша страна находится на 15 месте в мире по применению ставки ввозной таможенной пошлины. (в странах-членах ВТО и ЕЭС она составляет 5-6%).В связи с этим Правительством Российской Федерации введен индикативный график поэтапного снижения ввозных таможенных пошлин на период 1996-2000 годов по укрупненным товарным группам: с 01.01.1998 года максимальная ставка импортного тарифа составляет 20 %, а с 2000 г. должна составлять - 15% .При этом средневзвешенная ставка импортного тарифа в 1998 году составляет 80 % от уровня 1995 года, а к 2000 году она должна составлять 70% от уровня 1995 года.

Одним из элементов тарифного регулирования ВЭД является таможенная стоимость, которая лежит в основе оценки товара, ввозимого на территорию нашей страны, и который облагается пошлиной. При этом, исходя из положения п.2 (а) ст.8 "Оценка товара для таможенных целей" Генерального Соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) 1947 года, таможенная стоимость рассматривается как "действительная стоимость" товара, под которой понимается "цена, по которой во время и в месте, определенных законодательством страны импортера, такой или аналогичный товар продается или предлагается для продажи при нормальном ходе торговли в условиях свободной конкуренции". Таможенная (действительная) стоимость определяется на основании Порядка определения таможенной стоимости, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Статья 18 Закона "О таможенном тарифе" устанавливает, что "определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, производится путем применения следующих методов:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17