Актуальные вопросы государственного контроля соблюдения законодательства о защите прав потребителей ...
Актуальные вопросы государственного контроля соблюдения законодательства о защите прав потребителей ...
Аннотация
Данная дипломная работа
посвящена деятельности антимонопольных органов в области контроля соблюдения
законодательства о защите прав потребителей.
В ней рассмотрена
система федеральных и местных органов управления, занимающихся контролем соблюдения
законодательства о защите прав потребителей, их задачи и полномочия; дан обзор
работы антимонопольных органов по предупреждению и пресечению нарушений
законодательства о защите прав потребителей и судебной защиты потребителей; проанализирована деятельность отдела по защите прав
потребителей антимонопольного управления по Санкт-Петербургу и Ленинградской
области; выявлены актуальные проблемы государственного контроля в сфере защиты
прав потребителей; представлены выводы и предложения по их решению.
Содержание:
Введение.. 4
1.
Система органов государственного управления в сфере защиты прав потребителей.. 6
1.1.
Федеральные органы управления в системе защиты прав потребителей. 6
1.2.
Органы местного самоуправления в системе защиты прав потребителей. 14
2.
Работа антимонопольных органов в сфере защиты прав потребителей 21
2.1.
Контроль соблюдения законодательства о защите прав потребителей. 21
2.2.
Защита прав потребителей антимонопольными органами в суде. 29
3.
Актуальные проблемы деятельности территориальных антимонопольных органов в
сфере защиты прав потребителей (на примере ТУ МАП по СПб) 37
3.1.
Приоритетные направления работы в рамках реализации Закона и вопросы судебной
защиты потребителей. 37
3.2.
Проблемы контроля соблюдения законодательства в отдельных секторах
потребительского рынка и потребительская пропаганда. 43
Заключение.. 53
Список
литературы:. 56
Создание в России
действенной системы защиты прав потребителей является одной из основных задач
государственной потребительской политики. Позитивные тенденции в экономике
способствуют формированию качественной номенклатуры потребительского рынка,
существенно влияют на расширение потребительского спроса населения и выдвигают
новые задачи перед системой государственной и общественной защиты прав
потребителей.
Опыт рыночного
развития российской экономики доказал необходимость сохранения государственного
контроля в вопросах организации защиты прав потребителей.
Права
потребителей защищаются органами государства, на которые возложены обязанности
контроля соблюдения законодательства о защите прав потребителей и которым
предоставлены права по пресечению правонарушений и применению к
правонарушителям мер ответственности за несоблюдение этого законодательства. К
таким органам относится министерство по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства России.
Цель данной дипломной работы определить
направления по повышению эффективности деятельности антимонопольных органов (их
территориальных управлений) в области контроля соблюдения законодательства о
защите прав потребителей.
В соответствии с
целью, выдвигаются следующие задачи:
- определить роль
федеральных и муниципальных органов государственного управления в сфере защиты
прав потребителей;
- проанализировать
работу антимонопольных органов в сфере защиты прав потребителей и рассмотреть
основные проблемы, возникающие в ходе работы по контролю соблюдения
законодательства и в процессе судебной защиты прав потребителей;
- на примере
Территориального Управления Министерства по антимонопольной политике по
Санкт-Петербургу рассмотреть деятельность отдела по защите прав потребителей;
- выявить
приоритетные направления деятельности отдела и рассмотреть практику судебной
защиты прав потребителей;
- определить
основные вопросы, с которыми сталкивается отдел по защите прав потребителей в
процессе своей деятельности.
Дипломная работа состоит из введения, содержательной части,
заключения и библиографии.
Государство
формирует федеральную систему антимонопольных органов в целях осуществления
определенного вида государственной деятельности – проведения политики по
содействию формированию рыночных отношений и конкуренции, предупреждению,
ограничению и пресечению монополистической деятельности, недобросовестной
конкуренции и защите прав потребителей. Необходимость этого прямо вытекает из
Конституции РФ, содержащей обязательство государства по поддержке конкуренции,
недопущении и пресечении любой деятельности, нарушающей базовые принципы
(единство экономического пространства, свобода предпринимательской деятельности
и перемещения товаров, услуг и финансовых средств и т.д.)[14, с. 85-93, 144-189].
В составе
федерального антимонопольного органа образуется коллегия (в нее входят Министр
МАП России, его заместители, руководители управлений и отделов, ведущие ученые
и специалисты), а также управления, отделы и департаменты (например,
Юридический департамент).
Данная
организационная структура МАП России рассчитана на выполнение трех типов задач:
1)
организационно-созидательные
2)
контрольно-предупредительные
3) репрессивные
Этими задачами
являются:
1) предупреждение,
ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной
конкуренции;
2) содействие
формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и
предпринимательства;
3) осуществление
государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства
Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о защите прав
потребителей, о государственной поддержке предпринимательства, о рекламе, а
также в пределах своих полномочий законодательства Российской Федерации о
естественных монополиях и о товарных биржах;
4) проведение
государственной политики, направленной на поддержку предпринимательства, в том
числе малого и среднего, содействие становлению и укреплению
предпринимательского сектора экономики Российской Федерации, государственное
регулирование, межотраслевая и межрегиональная координация в сфере развития и
поддержки малого предпринимательства;
5)
государственное регулирование и контроль деятельности субъектов естественных
монополий в области связи (оказание услуг общедоступной электрической и
почтовой связи) и субъектов естественных монополий на транспорте
(железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и
аэропортов).
Каждый орган
государственной власти, выполняя возложенные на него задачи, должен действовать
в пределах предоставленных ему полномочий и не вторгаться в компетенцию других
органов. (Функции и полномочия МАП РФ предоставлены в Приложении 1). Поэтому
осуществление МАП России своих задач и функций также требует наделения его определенным
кругом полномочий, составляющих его компетенцию:
1) В соответствии
с основными задачами Министерство выполняет следующие функции:
· обобщает
практику применения антимонопольного законодательства Российской Федерации, а
также законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, о
рекламе, о государственной поддержке предпринимательства, о товарных биржах, о
естественных монополиях в области связи и на транспорте и вносит в
Правительство Российской Федерации предложения о его совершенствовании;
· дает в
установленном порядке заключения на проекты законов и иных нормативных правовых
актов, регулирующих отношения в области антимонопольной политики, рекламной
деятельности, защиты прав потребителей, деятельности субъектов естественных монополий,
поддержки предпринимательства, а также принимает участие в их подготовке;
· рассматривает
факты нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации,
законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, о
государственной поддержке предпринимательства, о рекламе, о товарных биржах, о
естественных монополиях в области связи и на транспорте и принимает
соответствующие решения на основе законодательства Российской Федерации;
· дает
рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по
проведению мероприятий, направленных на содействие развитию конкуренции на
товарных рынках;
· разрабатывает и
осуществляет меры по демонополизации производства и обращения товаров (услуг);
· формирует и
ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара
долю более 35 процентов, а также реестры субъектов естественных монополий в
области связи и на транспорте, в отношении которых осуществляется
государственное регулирование и контроль;
· осуществляет
контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства Российской
Федерации при создании, слиянии и присоединении объединений коммерческих
организаций (союзов и ассоциаций), ликвидации и разделении (выделении)
государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также при приобретении
акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций;
Согласно главе 4
Закона «О защите прав потребителей» (в послед. редакции от 30 декабря 2001 г.)
государственная защита прав потребителей осуществляется федеральными органами
государственного управления, на которые возложена обязанность следить за
соблюдением законодательства о защите прав потребителей и осуществлять контроль
и надзор за безопасностью товаров, работ и услуг[1]. К таким государственным
органам относятся федеральный антимонопольный орган (его территориальные
органы), федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации
(Госстандарт России), федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора
РФ (Госсанэпиднадзор), федеральный орган по охране окружающей среды и природных
ресурсов РФ, а также иные федеральные органы исполнительной власти[23].
В соответствии со
ст. 40 Закона федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы):
· осуществляют
государственный контроль за соблюдением законов, иных правовых актов,
регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
· направляет
предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушений
прав потребителей, в том числе о прекращении продажи товаров (выполнении
работ), на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но
не установлены, и о приостановлении продажи товаров (выполнении работ, оказании
услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе,
услуге);
· направляет
материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на
осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о
приостановлении действия данной лицензии или о досрочном ее аннулировании;
· направляет в
органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности
материала для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам
преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей;
· вправе
заключать соглашения с изготовителями (исполнителями, продавцами) о соблюдении
ими правил и обычаев делового оборота в интересах потребителей;
· вправе
обращать в суд, арбитражный суд с исками в защиту прав потребителей;
· только лишь
федеральный антимонопольный орган наделен полномочиями давать официальные
разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов РФ,
регулирующих вопросы в сфере защиты прав потребителей. Такие разъяснения даются
федеральным антимонопольным органом по своей инициативе, по запросам отдельных
граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и органов власти и
управления. Эти разъяснения доводятся до сведения таких лиц, которые применяют
законодательство о защите прав потребителей, и являются обязательными для них.
Закон
предоставляет право федеральному антимонопольному органу (его территориальным
органам) налагать штраф за уклонение от исполнения или за несвоевременное
исполнение предписаний о прекращении нарушений прав потребителей. При этом
сумма штрафа может достигать пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда,
установленных законом РФ. Штраф налагается должностным лицом федерального
антимонопольного органа (его территориального органа). В отношении порядка
рассмотрения дел о наложении штрафов за уклонение от исполнения или
несвоевременного исполнения законных предписаний действует следующий
нормативно-правовой акт - Положение о порядке рассмотрения ГКАП России и его
территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов
РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, утвержденное
приказом ГКАП РФ от 4 апреля 1996г. № 42.
Согласно ст. 42
Закона контроль за безопасностью товаров (работ, услуг) осуществляют следующие
органы государственного управления и их территориальные органы (в пределах
своей компетенции) как:
1.федеральный
орган по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России);
2.федеральный
орган санитарно-эпидемиологического надзора (Госсанэпиднадзор);
3.федеральный
орган по охране окружающей среды и природных ресурсов РФ (Минприроды РФ);
4.Другие
федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы) в
соответствии со своей компетенцией.
Общие задачи,
стоящие перед вышеуказанными органами, определяют и единство их компетенции.
Закон предоставляет им следующие полномочия:
· осуществлять
контроль за соблюдением требований к безопасности товаров (работ, услуг);
· направлять
предписания об устранении нарушений требований безопасности товаров (работ,
услуг), требований о снятии с производства таких товаров (работ, услуг),
прекращение выпуска и продажи таких товаров (выполнения работ, оказания услуг),
прекращение продажи товаров с истекшими сроками годности и товаров (работ), на
которые должны быть установлены сроки годности, но не установлены, а также
требования о приостановлении продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг)
при отсутствии достоверной и достаточной информации о товарах (работах,
услугах), об отзыве их от потребителей и информировании об этом потребителей;
· предъявлять
иски в суды, арбитражные суды к изготовителям (исполнителям, продавцам) в
случае нарушения ими требований безопасности товаров (работ, услуг). Примерный
перечень случаев нарушения требований по безопасности, для устранения которых
указанные органы вправе направлять предписания об их устранении содержится в
Приказе ГКАП РФ от 15 августа 1994 г. № 90.
Выше указанные
органы, контролирующие безопасность товаров (работ, услуг), в пределах своей компетенции
устанавливают обязательные требования к безопасности товаров (работ, услуг) и
осуществляют контроль за соблюдением этих требований.
П. 2 ст. 43
Закона определяет санкции, которые налагаются федеральными органами
исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими контроль
за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).
Координация
деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль
за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), а также организация и
проведение работ по обязательному подтверждению соответствия товаров (работ,
услуг), возлагаются на федеральный орган по стандартизации, метрологии и
сертификации (п. 3 ст. 42 Закона).
Так, согласно
закону РФ "О стандартизации" Госстандарт России координирует
деятельность органов государственного управления; формирует и реализует
государственную политику в области стандартизации; осуществляет контроль и
надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;
определяет порядок сертификации товаров (работ, услуг); принимает решения о
применении международных (региональных) стандартов, правил, норм на территории
РФ, если иное не установлено международными договорами РФ; определяет порядок
сертификации и перечень товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной
сертификации.
Процедура
реализации Госстандартом своих полномочий установлена в Положение о порядке
выдачи предписаний и наложении штрафов Госстандартом за нарушение обязательных
требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации,
утвержденное постановлением Госстандарта РФ от 2 сентября 1997 г. № 293.
Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения" от 30 марта 1999 г. направлен на обеспечение
санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации.
Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ представляет собой
единую федеральную централизованную систему органов и учреждений,
осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|