|
Меню
|
|
Топливно-энергетический комплекс мира
·
централизованный сбыт энергии предприятием
«Энергосбыт» и его отделениями;
·
децентрализованный сбыт энергии сетевыми
предприятиями;
·
смешанный сбыт (чаще всего, обслуживание крупных
потребителей АО-энерго сосредоточено в центральном «Энергосбыте», а сбытовые
функции сетевых предприятий ограничены обслуживанием населения и мелких потребителей,
питающихся от собственных сетей).
Из 72 АО-энерго (без
учёта вновь образованного ОАО «Таймырэнерго») централизованный сбыт имеют 32
энергосистемы (44%), децентрализованный сбыт – 24 энергосистемы (33%),
смешанный – 16 энергосистем (23%). Совершенствование организации сбытовой
деятельности с целью получения в полном объеме платы за поставленные
потребителям энергоресурсы – стратегическая задача Холдинга. В 1998 г. в
РАО «ЕЭС России» начата реформа сбыта и маркетинга, которая предусматривает:
·
повышение статуса энергосбытовых организаций;
·
формирование ориентированной на нужды клиента
сбытовой политики, включающей использование индивидуального подхода к
потребителям;
·
введение гибкой системы оплаты труда сотрудников
энергосбытовых организаций с учетом финансовых результатов их работы;
·
создание системы обмена опытом эффективной
организации сбытовых служб на примере лучших компаний.
В 1998 г. потребителям своего региона
энергосистемы Холдинга отпустили 544,7 млрд кВтч электроэнергии и 465,9 млн
Гкал тепловой энергии.
Состав
и структура потребителей энергосистем Холдинга таблица
13
|
Потребители
|
Электроэнергия,
млрд кВтч
|
Теплоэнергия,
млн Гкал
|
|
Всего
|
%
|
Всего
|
%
|
Промышленность
|
252,6
|
46,0
|
135,0
|
29,0
|
в том числе:
|
|
|
|
|
топливная
|
60,71
|
11,0
|
28,5
|
6,1
|
черная металлургия
|
37,4
|
7,0
|
4,1
|
0,9
|
цветная металлургия
|
45,9
|
8,0
|
9,2
|
2,0
|
химия и нефтехимия
|
29,4
|
5,0
|
44,4
|
9,5
|
машиностроение и металлообработка
|
36,5
|
7,0
|
24,6
|
5,3
|
деревообрабатывающая и целл.-бум.
|
7,7
|
1,0
|
4,3
|
0,9
|
промышленность стройматериалов
|
10,5
|
2,0
|
3,8
|
0,8
|
легкая
|
3,5
|
1,0
|
2,5
|
0,5
|
пищевая
|
5,7
|
1,0
|
2,4
|
0,5
|
другие пром. производства
|
15,3
|
3,0
|
11,2
|
2,4
|
Сельское хозяйство
|
33,2
|
6,0
|
6,8
|
1,5
|
Лесное хозяйство
|
0,4
|
0,0
|
0,1
|
0,0
|
Транспорт и связь
|
50,7
|
9,0
|
6,5
|
1,4
|
Строительство
|
4,7
|
1,0
|
4,8
|
1,0
|
Жилищно-коммунальное хозяйство
|
59,4
|
11,0
|
107,7
|
23,1
|
Население
|
36,5
|
7,0
|
86,6
|
18,6
|
Прочие отрасли
|
107,2
|
20,0
|
118,4
|
25,4
|
Всего
|
544,7
|
100,0
|
465,9
|
100,0
|
в том числе:
|
|
|
|
|
предприятия и организации, финансируемые из
федерального бюджета
|
25,6
|
6,0
|
50,3
|
10,8
|
предприятия и организации, финансируемые из
местного бюджета
|
23,7
|
4,0
|
81,3
|
17,4
|
оптовые предприятия-перепродавцы
|
92,5
|
17,0
|
158,5
|
34,0
|
На потребительском
рынке электроэнергии преобладают промышленные потребители с долей 46,0%, далее
следует жилищно-коммунальное хозяйство – 11,0%, транспорт и связь – 9,0%. На
рынке тепловой энергии основным потребителем также является промышленность –
29,0%. Отрыв жилищно-коммунального хозяйства и населения от уровня
промышленного потребления незначителен: доли этих потребителей соответственно
равны 23,1 и 18,6%. Проводимая регулирующими органами в 1998 г. политика
сдерживания тарифов на энергию при одновременном росте цен на продукцию
организаций-смежников привела к тому, что темпы роста тарифов для промышленных
потребителей в целом по России значительно отстали от индекса цен в
промышленности.
За период с 1990 по 1998 гг. цены на продукцию организаций электроэнергетики
увеличились в 11,7 тыс. раз, в то время как в промышленности – в 17,6 тыс. раз.
В 1998 г. продолжалась практика перекрестного субсидирования – предоставление
существенных льгот всему населению (без учета уровня дохода) и
сельскохозяйственным потребителям за счет неоправданного завышения тарифов для
промышленных потребителей и железнодорожного транспорта.
В целом по России в
1998 г. средний отпускной тариф для промышленности в 2,2 раза превысил
отпускной тариф для населения и в 1,5 раза для сельскохозяйственных
потребителей. Ещё большую тарифную нагрузку как потребитель несёт
электрифицированный железнодорожный транспорт, для которого отпускной тариф в
целом по России превышает тариф для промышленности на 15%. Правительством
Российской Федерации принят ряд постановлений с целью поэтапного сокращения
перекрестного субсидирования в электроэнергетике и доведения тарифов на
электроэнергию, потребляемую населением, до уровня её фактической стоимости.
Эти меры позволили в 1998 г. несколько снизить тарифную нагрузку для
промышленности и отрегулировать ценовые взаимоотношения на потребительском
рынке электроэнергии для населения.
К нерациональной структуре тарифов на региональных рынках электроэнергии
приводит также и затратный метод ценообразования. Такой подход задает ложные
ориентиры для инвестиционного процесса, вынуждает предприятия инвестировать в
дорогие источники энергии. В промышленности продолжается внедрение маломощных и
неэффективных источников энергии, что в долгосрочной перспективе приведет к
повышенной энергоемкости продукции российских производителей.
В 1998 г. велась
работа по дальнейшему развитию ФОРЭМ[8]
в целях снижения стоимости электрической и тепловой энергии за счет конкуренции
между хозяйствующими субъектами. На оптовый рынок электроэнергию и мощность
поставляли 35 крупных электрических станций, 9 энергоснабжающих организаций и
АО «Алтайкокс». ФЭРЭМ функционировал в основных электрических сетях 220 – 1150
кВ.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ
Экспорт
электроэнергии
Холдинг РАО «ЕЭС
России» обладает мощным экспортным потенциалом. Однако, закрытость
энергетических рынков стран дальнего зарубежья и неплатежеспособность стран
ближнего зарубежья негативно отражаются на объемах экспорта электрической
энергии (мощности) и размерах дохода от внешнеэкономической деятельности.
Развитие экспорта и выход за счет этого на реальные финансовые потоки Холдинг
рассматривает как важнейший фактор повышения своей финансовой устойчивости и
создания перспектив долгосрочного развития.
В 1998 г. общий объем экспорта электроэнергии из России составил 18,4 млрд
кВтч., в том числе по контрактам РАО «ЕЭС России» 12,0 млрд кВтч, или 2% общего
объема выработки электроэнергии Холдингом.
Поставки в страны дальнего зарубежья почти в 10 раз ниже поставок странам СНГ,
но реальные доходы от этой части экспорта в 1,2 раза выше доходов от поставок
электроэнергии в ближнее зарубежье. Увеличение доходов от экспорта требует
переориентации экспортных потоков на платежеспособных импортеров.
Финансовые
результаты экспорта электроэнергии в 1998 г. таблица
14
|
Страны
|
Объем
поставок
|
Оплачено
млн. долл. США
|
|
млн
кВтч
|
млн
долл. США
|
Всего
|
в
т.ч. деньгами
|
Ближнее
зарубежье
|
|
|
|
|
Украина
|
3 127,97
|
84,4
|
9,0
|
1,1
|
Казахстан
|
2 639,27
|
64,1
|
29,8
|
17,7
|
Белоруссия
|
4 946,52
|
121,0
|
67,3
|
0,0
|
Грузия
|
156,86
|
4,7
|
2,0
|
2,0
|
Итого
|
10
870,62
|
274,2
|
108,1
|
20,8
|
Дальнее
зарубежье
|
|
|
|
|
Турция
|
378,27
|
8,7
|
7,3
|
7,3
|
Латвия
|
81,12
|
1,4
|
1,4
|
1,4
|
Финляндия
|
666,74
|
17,8
|
17,0
|
17,0
|
Итого
|
1
126,13
|
27,9
|
25,7
|
25,7
|
ВСЕГО ЭКСПОРТ
|
11
996,75
|
302,1
|
133,8
|
46,5
|
Новая экспортная политика
Комплекс мер по
развитию экспортного потенциала Холдинга в торговле со странами дальнего
зарубежья включает:
·
разработку и реализацию инвестиционных программ
сетевого строительства для передачи электроэнергии в страны с наиболее
благоприятными условиями реализации и лоббирование соответствующих
межгосударственных соглашений;
·
взаимодействие и согласование интересов с ведущими
международными энергетическими организациями и союзами;
·
создание международных консорциумов, в первую
очередь, с иностранными компаниями распределительных сетей.
Аналогичные меры со
странами ближнего зарубежья предусматривают:
·
межгосударственную координацию программ
перспективного развития электроэнергетики стран СНГ, создание условий для
привлечения инвестиционных ресурсов на эти цели;
·
формирование межгосударственного рынка
электрической энергии и мощности стран СНГ, содействие упрощению таможенной
процедуры перемещения электроэнергии через границу;
·
конвертацию долгов стран СНГ в собственность
Холдинга РАО «ЕЭС России» на территории этих стран.
Основные
направления и проекты развития внешнеэкономической деятельности таблица
15
|
Увеличение экспорта электроэнергии в страны
Центральной и Юго-Восточной Европы через энергетические сети Белоруссии,
Украины и Польшы
|
Увеличение экспорта
за счет восстановления и модернизации существующих межгосударственных
электрических связей (Львовское и Молдавское сечения)
|
Выделение на
синхронную работу агрегатов Молдавской и Бурштынской ГРЭС, установка вставок
постоянного тока
|
до 15 млрд кВтч/г.
|
310
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|
|