рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Топливно-энергетический комплекс мира рефераты

1998 год

1997 год

1998 год

1997 год

РАО “ЕЭС России”*

308900

304200

-

-

Иркутскэнерго

17844

17055

17734

16809

Мосэнерго

23925

26283

23395

22793

Ленэнерго

6026

5717

9714

9432

Свердловэнерго

11970

11878

13355

13260

Красноярскэнерго

15109

15149

15924

15136

Новосибирскэнерго

4865

3644

4968

4611

Магаданэнерго**

225

195

1056

999

 

* В разделе РАО “ЕЭС России” приводятся данные только по станциям федерального уровня, выходящим на оптовый рынок энергии и мощности, и филиалам РАО “ЕЭС России”.
** Выработка приведена без выделившейся Колымской ГЭС.

 

Российское акционерное общество “ЕЭС России” является одним из крупнейших производителей электроэнергии в России и одновременно является организатором оптового рынка перетоков мощности и энергии в стране. В связи с тем, что под субъектами, относящимися к РАО, рассматриваются только электростанции, относящиеся к федеральному уровню и напрямую выходящие на Федеральный оптовый рынок энергии и мощности, а также филиалы (что вызвано изменением законом об акционерных обществах), то РАО является избыточным по мощности и по энергии. В апреле на станциях РАО (являющихся, как правило, одними из самых экономичных) произошло повышение выработки электроэнергии по сравнению с прошлым годом на 3.3%, то есть выше, чем в среднем по отрасли. С начала года также произошло повышение выработки на 1.5%.

Акционерное общество “Иркутскэнерго” является избыточным и удовлетворяет не только собственные потребности в электроэнергии и мощности, но и передает энергию и мощность в соседние сибирские системы (частично для удовлетворения потребности Бурятэнерго и через Красноярскэнерго в другие системы). В данной энергосистеме в апреле потребление и производство выросли на 5.3%, а за весь рассматриваемый период рост потребления составил 925 млн. кВт ч (5.5% с начала года), при этом рост производства составил 789 млн. кВт ч (4.6%).

Акционерное общество “Мосэнерго” является избыточным как по мощности, так и по энергии. Ранее система обычно была избыточной по энергии и несколько дефицитной по мощности, что в значительной мере определялось структурой выработки по данной системе (большая доля выработки на тепловой нагрузке), однако в связи с падением потребления и вводом агрегатов Загорской ГАЭС система стала несколько избыточной и по мощности. В апреле в Мосэнерго произошел рост потребления электроэнергии при падении производства. При этом рост потребления составил 118 млн. кВт ч, или 2.3%, а падение производства – 429 млн. кВт ч, или 7.4%.

Акционерное общество “Ленэнерго” практически можно считать самобалансирующимся по мощности и дефицитным по энергии. Дефицит энергии покрывается за счет действующей в данном регионе Ленинградской АЭС. С учетом данной АЭС регион становится избыточным как по мощности, так и по энергии. Основные избытки энергии передаются в ОЭС Центра и в Эстонию для питания Псковэнерго и Янтарьэнерго. В Ленэнерго в апреле произошел рост потребления и производства электроэнергии. Причем необходимо отметить, что рост производства составил 2.6%, а рост потребления – всего 0.5%. За 4 мес. произошел рост производства и потребления, а соотношение составляет 5.4% и 3.0% соответственно.

Акционерное общество “Свердловэнерго” с учетом находящейся на территории энергосистемы Белоярской АЭС является самобалансирующимся. Через систему проходят большие транзитные перетоки как со стороны Тюменьэнерго, так и со стороны Пермьэнерго для передачи в Челябэнерго, Башкирэнерго и Курганэнерго. В энергосистеме в апреле произошел рост потребления на 120 млн. кВт ч (3.9%) на фоне несколько большего роста производства – 147 млн. кВт ч (5.0%), а с начала года имел место рост потребления (0.7%) при росте производства (0.8%).

Дочернее акционерное общество “Красноярскэнерго” является дефицитным как по мощности, так и по энергии. Однако с учетом находящихся на территории ДАО самостоятельных ДАО РАО “ЕЭС России” оно становится избыточным как по мощности, так и по энергии (в таблице приведены данные вместе с ДАО). В апреле 1998 года по отношению к апрелю 1997 года в энергосистеме произошел рост производства на 444 млн. кВт ч (15.2%) при росте потребления электроэнергии на 474 млн. кВт ч (15.3%).

Акционерное общество “Новосибирскэнерго” является дефицитным как по мощности, так и по энергии. Дефицит в основном покрывается за счет перетока из АО “Кузбассэнерго”. Выработка объединения по сравнению с апрелем 1997 года выросла на 444 млн. кВт ч (72%) при росте потребления всего на 200 млн. кВт ч (23%).

Акционерное общество “Магаданэнерго” является дефицитным как по мощности, так и по энергии. С учетом находящихся на территории ДАО Колымской ГЭС и Билибинской АЭС регион полностью сбалансирован. За 4 мес. 1998 года по сравнению с этим же периодом прошлого года выработка выросла на 15.3%, а потребление – на 5.7%.

Финансовое состояние отрасли

В сравнении с другими отраслями промышленности финансовое состояние энергетических предприятий можно считать более благополучным. Доля убыточных предприятий здесь наименьшая. Доля убыточных предприятий за год выросла почти на 2%, однако темп роста убыточных предприятий ниже, чем в среднем по всей промышленности.

 

Таблица 19

Число убыточных предприятий (в % к общему числу предприятий)

 

Отрасль

Январь – февраль 1998 года

Январь – февраль 1997 года

Промышленность, всего

41.6

39.6

Электроэнергетика

21.6

19.8

Топливная

42.9

41.7

Черная металлургия

35.7

37.2

Цветная металлургия

40.2

46.8

Машиностроение и металлообработка

37.8

36.1

Химическая и нефтехимическая

39.6

39.1

 

Главным фактором, определяющим экономическое и финансовое положение отрасли, остается проблема неплатежей. В последние месяцы эта проблема стала приобретать особенно острый характер, так как главный кредитор отрасли – РАО “Газпром” – активизировал свою деятельность по истребованию задолженностей за газ и стал ужесточать требования по оплате. В связи с этим за два последних месяца (апрель – май) Газпром заявлял о возможном сокращении подачи газа на ряд предприятий, в том числе – на Печорскую ГРЭС, Самараэнерго, Янтарьэнерго и др. С целью упорядочивания работы с должниками и укрепления дисциплины платежей Газпром начал реализацию программы по созданию в субъектах Федерации единых центров по расчетам за газ и электроэнергию. Первый подобный центр предполагается создать в Орловской области.

Сумма задолженности предприятий энергетиков России перед Газпромом за поставленный газ к началу июня превысила 38 млрд. деноминированных руб., из них большая часть приходится на предприятия РАО “ЕЭС России”. Кредиторская задолженность предприятий энергетики продолжает оставаться самой большой в сумме задолженности по всей промышленности. Ситуация с долгами за поставленный газ побудила руководителей РАО “Газпром” и РАО “ЕЭС России” начать совместную работу по подготовке механизмов взаимодействия и реструктуризации долгов.

В свою очередь примерно равным темпами у предприятий энергетики растет и дебиторская задолженность. Дебиторская задолженность отрасли также является самой крупной в общей структуре задолженностей промышленных предприятий, а денежная составляющая в платежах в среднем составляет 16%, что ниже, чем у других естественных монополистов. Однако в то же время интересным фактом является небольшая разница между кредиторской и дебиторской задолженностями предприятий электроэнергетики. Она самая низкая среди всех других отраслей промышленности. На 1 марта 1998 года она составляла всего 4034 млн. деноминированных руб. Тогда как, например, в цветной металлургии – 30734 млн. руб., а в топливной промышленности – 80827 млн. руб. Однако здесь следует заметить, что всего 2 года назад дебиторская задолженность в электроэнергетике и вовсе превышала кредиторскую почти на 4 млрд. руб.

Около 35% потребителей продукции отрасли составляют предприятия, финансируемые из бюджета. На начало июня их долг составлял более 11 млрд. руб. Самыми злостными неплательщиками являются предприятия и организации, входящие в ведомство МВД и Минобороны. Фактически нормализация ситуации с дебиторской задолженностью предприятий электроэнергетики зависит от способности именно бюджетных предприятий расплачиваться с долгами за энергию.

Отношения федерального правительства и руководства отрасли к этим долгам развивались в последние 2 мес. следующим образом. В конце апреля министр экономики Яков Уринсон заявил, что долги оборонных предприятий и институтов за электричество, тепло и газ могут быть списаны. Вслед за этим в конце мая Президент подписал закон о дополнении Уголовного кодекса, в котором предусматривалось наказание за “незаконное прекращение или ограничение подачи потребителям электрической энергии, либо отключение их от других источников жизнеобеспечения”. В ответ на это председатель правления РАО “ЕЭС России” сделал заявление, что в ближайшее время возможно отключение электричества предприятиям Минобороны и МВД, однако через несколько дней премьер-министр Сергей Кириенко подписал постановление Правительства “О дополнительных мерах по повышению ответственности потребителей за оплату топливно-энергетических ресурсов”. Постановлением был утвержден перечень стратегических организаций, обеспечивающих безопасность государства и финансируемых за счет средств федерального бюджета, поставки топливно-энергетических ресурсов которым не подлежат прекращению или ограничению ниже установленных им соответствующими федеральными органами исполнительной власти лимитов в натуральном и стоимостном выражении. В числе этих организаций – воинские части Минобороны, МВД, ФПС, МЧС, ФАПСИ, Федеральной службы железнодорожных войск. Таким образом, энергетическим предприятиям было запрещено воздействовать на основную группу неплательщиков таким же способом, каким может воздействовать на энергетиков РАО “Газпром”.

В то же время взамен на прямое отключение должников от энергоносителей Правительство России предлагает естественным монополистам воздействовать на должников через механизм банкротства. С этой целью в мае 1998 года было подписано постановление Правительства “О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства”. Коллегии представителей государства в РАО “Газпром” и “ЕЭС России” в месячный срок поручено обеспечить принятие органами управления указанных РАО решений, обеспечивающих оформление полномочий ФСДН (Федеральная служба по делам о несостоятельности) на представление интересов кредитора по задолженности организаций перед этими акционерными обществами и их дочерними обществами. В результате Совет директоров РАО “ЕЭС России” поручил председателю правления Анатолию Чубайсу заключить с ФСДН России договор поручения по установленной форме на представление интересов общества и его филиалов как кредитора при рассмотрении дел о банкротстве организаций, имеющих задолженность перед РАО и не являющихся его дочерними предприятиями. В случае банкротства дочерних предприятий РАО Совет директоров поручил председателю правления заключать соответствующий договор поручения по каждому конкретному случаю. Представителям РАО в дочерних обществах и энергоснабжающих организациях поручено в двухнедельный срок обеспечить принятие решений о заключении с территориальными органами ФСДН договора поручения по установленной форме. Договор поручения, в частности, предусматривает представление интересов этих организаций как кредитора при рассмотрении дел о банкротстве юридических лиц, имеющих задолженность перед соответствующими дочерними обществами РАО и энергоснабжающими организациями.

Однако процедура банкротства может быть действенно применена только в отношении небюджетных предприятий, так как предполагает смену собственника. В отношении же бюджетных предприятий пока никакого другого решения не найдено, кроме сокращения ими потребления электроэнергии путем установления строгих лимитов, а также реализации программы энергосбережения.

С этой целью в мае 1998 года Минтопэнерго организовало энергоаудит 43 объектов, включающих 238 зданий и сооружений, финансируемых из федерального бюджета, подведомственных Минобороны, Минкультуры, Минздраву, МВД и Минобразования. Выявленный перерасход у бюджетников оказался следующим: по теплоснабжению – от 27 до 32%, по электричеству – около 15%.

В связи с этим премьер-министр Сергей Кириенко подписал постановление Правительства России “О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России”. Этим документом федеральным органам исполнительной власти предписывается в III квартале текущего года разработать и утвердить, согласовав с Минтопэнерго, программы энергосбережения. Федеральной энергетической комиссии РФ (ФЭК) поручено учитывать при регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию, а также на природный газ экономически обоснованные затраты производителей и потребителей топливно-энергетических ресурсов на реализацию программ энергосбережения. Министерству топлива и энергетики поручено разработать и утвердить в III квартале текущего года программу обязательных энергетических обследований энергоемких предприятий и организаций на 1998 – 2000 годы. Одним из методов стимулирования энергосбережения в промышленности предлагается предоставление возможности любому предприятию, если оно сэкономит какое-то количество денег за счет программ энергосбережения, использовать эти средства на собственные нужды.

На реализацию программы “Энергосбережение России” Правительство России планирует направить в 1998 году 14 млн. руб. В период 1998 – 2000 года будет выделено около 15 млрд. руб., что позволит в этот же период сэкономить 50 – 70 млн. т условного топлива.

Однако программа энергосбережения в должной мере пока не работает. Фактически выполнение федеральными министерствами и ведомствами годовых лимитов на потребление топливно-энергетических ресурсов сохраняется в большинстве случаев только на бумаге. В настоящее время, как сообщил начальник Департамента координации проектов федеральной программы энергосбережения и энергетической политики Минтопэнерго Алексей Мастепанов, Минфин никаких средств для оплаты потребленных энергоресурсов не выделяет. А в отсутствие средств вряд ли какое-нибудь из министерств придерживается установленных лимитов в потреблении энергии. Поэтому в ближайшей перспективе сокращение задолженностей в основном будет зависеть от тарифной политики естественных монополистов, которая в скором времени может претерпеть большие изменения.

Тарифы

Основным источником роста прибыли энергетических компаний является по-прежнему извлечение дополнительных доходов за счет повышения тарифов. Однако в отличии от тарифной политики годичной давности сегодня повышение средних тарифов происходит в основном за счет увеличения нагрузки на население при одновременном сокращении тарифов или замораживании их на одном уровне для промышленных предприятий. Такая тарифная политика не наносит большого ущерба тем предприятиям электроэнергетики, в структуре доходов которых поступления от населения сопоставимы с поступлениями от промышленных предприятий. Однако у некоторых предприятий поступления от промышленных предприятий составляют более 80% (например, Кузбассэнерго). В течение апреля – мая о понижении тарифов для промышленных предприятий объявили такие компании, как Башкирэнерго, Ленэнерго, Тюменьэнерго. Вероятно, в ближайшее время тарифы для промышленных предприятий могут быть снижены и в Москве. По крайней мере, соответствующее заявление было сделано мэром Москвы Юрием Лужковым.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


 © 2010 Все права защищены.