рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

СВОЕОБРАЗИЕ ЯПОНСКОЙ КУЛЬТУРЫ рефераты

В конце 70-х годов на литературную  арену  вышли  писатели "поколения  молодых"  ( ао-но сэдай ) - Рю Мураками (род.в 1952 г.), Масахиро Мита (род.в 1948г.). Кэндзи Накатами ( род.  в 1946 г.) и др.  Их творчество по-своему также отразило кризисную духовную обстановку Японии наших дней.

Особое место  в  современной  японской литературе занимает тема рабочего класса.Пагубные последствия капиталистической рационализации  показаны  в романе Дзюндзи Киносита, (род.  в 1914 г.) "Бесконечные рельсы" (1965г.). В произведениях Кисе Накадзато (род. в 1936 г.) затрагиваются проблемы классовой борьбы.

Прогрессивных писателей по-прежнему  продолжает  волновать тема  войны., ее


неизжитые  последствия. Таков  роман  Инэко Сата (род.  в 1904 г.)" В тени деревьев (1972г.) и переведенные у нас "Реквием"  ( 1972г.) Сидзуко Го (род.в 1929 г.) и "Остров мертвецов" (1974г.) Сэй Кубота (род. в 1921 г.). В прогрессивной литературе  Японии  отражается  серьезное критическое отношение к действительности и истинно гуманистический взгляд на человека.

киноиссство

Японская кинематография в наши дни представляет собой  заметное  явление  в мировом киноискусстве.  По числу выпускаемых фильмов Япония со второй половины 50-х годов неизменно занимает одно из первых мест в мировой кинопромышленности.  Максимальное число выпущенных художественных фильмов и функционирующих кинотеатров приходилось на I960 г.: соответственно 547 и 7457 ; максимальное число зрителей,  посетивших кинотеатры  (1130  млн.), было зарегистрировано в 1958 г.  В последующие годы эти показатели стали неуклонно сокращаться.

До 1971 г. основная масса кинопродукции приходилась на долю так называемой "большой пятерки" - пяти крупнейших  кинокомпаний:  "Сетику", "Тохо", "Дайэй", "Тоэй" и "Никкацу".  Активную и довольно успешную деятельность развернули в это время небольшие независимые кинокомпании, организованные звездами.

Японские фильмы разнообразны по тематике:  экранизация литературных  произведений и отдельных образцов театральной классики, воинственные самурайские фильмы, фильмы о современной молодежи,  сентиментальные бытовые драмы, детективы, фильмы о насилии,  монстрах и чудовищах. Особое место занимают прогрессивные кинокартины, выпускаемые демократическими объединениями, не зависимыми от крупного кинокапитала.

Лучшие японские фильмы приобрели широкую известность в мировой кинематографии. За 20 дет, начиная с 1951 г., они получили больше 150 премий на различных международных кинофестивалях, причем своим успехом они в значительной  мере обязаны  хорошей режиссуре.

Самый крупный из японских режиссеров,  Акира Куросава, получил всемирное признание в 1951 г.  после того,  как его фильм "Расемон" получил Большой приз на Международном кинофестивале в Венеции. Различных международных премий были удостоены и многие из его последующих фильмов.

Много фильмов  Япония  ввозит из-за границы.  Только за 10 лет (1946-1955) в  стране  демонстрировалось  1544  иностранных фильмов,  из них 1105 американских.  В Японии демонстрируются и пользуются большим успехом классические произведения советского кино - "Броненосец Потемкин" и "Александр Невский", а также новые советские фильмы, такие, как "Зеркало" Д. Тарковского, "Неоконченная пьеса для механического пианино" Н. Михалкова и др.

Прогрессивные деятели  киноискусства  послевоенной  Японии организовали движение "независимых кинематографистов", представляющие собой исключительное явление в истории мирового кино. Они создали творческие объединения, которые при широкой материальной помощи зрителей выпустили несколько десятков серьезных  реалистических фильмов, резко отличавшихся по проблематике и характеру от большей части коммерческой кинопродукции  крупных  фирм. Свободные


от  финансовой  зависимости  и идеологического контроля крупного капитала, независимые объединения  в  трудных  условиях создавали  произведения, обращенные  к  народу, пронизанные духом гуманизма и демократии, например "А все-таки мы  живем"  (  реж. Тадаси  Имаи )- о жизни рабочих-поденщиков, "Дети атомной бомбы" (реж. Канэто Синдо)-  о  трагедии  атомной  войны, "Завод  рабов" (реж. Сацуо  Ямамото)-  о  буднях рабочего движения послевоенной Японии.

В 70-е  годы  японский зритель, уставший от пышных зрелищ и сложной эстетики киноавангарда, от насилия на экране, с  радостью встретил  фильмы, посвященные будничным жизненным проблемам. Этим объясняется успех фильмов Токихиса Морикава о рабочей  молодежи и  фильмов  Едэи Ямада, составивших серию "Мужчине живется трудно". Все фильмы серии, полные добродушного юмора, повествуют о радостях и заботах простого человека.


ТЕАТР.

В театральном искусстве выступают многочисленные коллективы  самых  различных  жанров и направлений.  В большом жанровом разнообразии театра современной Японии выделяются три  основные группы:  традиционный  классический театр, жанры которого сложились в феодальную эпоху  (бугаку, ноо, кегэ, кабуки): новые  национальные  жанры., возникшие и развивающиеся после "революции Мэйд-зи" в русле движения  за обновление  театра  (симпа, синкокугэ-ки, сингэки), и  европейские  театральные  жанры, развитие которых заметно активизировалось в послевоенный период.

Основную массу  зрителей  привлекает японский традиционный театр, важнейшим жанром которого является кабуки. Спектакли кабуки рассчитаны на массового зрителя и устраиваются в специфически оборудованных больших театральных помещениях.

Многие выдающиеся  представители традиционного театра были избраны членами Японской академии искусств и  награждены  государственными орденами.

Важным мероприятием, направленным на сохранение  традиционного японского театра, было открытие в 1966 году первого в истории Японии Государственного театра. При нем созданы первые государственные  школы по подготовке творческой молодежи для традиционного национального театра.

Значительной творческой  активностью отличается в послевоенный период деятельность многочисленных театров сингэки  (Современная драма).

Немногим более половины пьес репертуара этих театров  принадлежит перу японских драматургов, остальные представляют собой классику западной драматургии и пьесы  современных  драматургов различных стран мира. Коллективы .придерживающиеся демократического направления, уделяют большое внимание русской  и  советской драматургии. Так, только в 1963-1967 гг. в Токио были поставлены "На дне" и "Мать" М. Горького, "Дядя Ваня", "Вишневый сад" и "Чайка"  А. П. Чехова. "Поднятая целина" по М. Шолохову, "Преступление и наказание" и "Братья Карамазовы" по Ф. М. Достоевскому.

Среди актеров  и  актрис  сингэки наибольшей популярностью пользуются Корэя Сэнда, Дзюкити Уно, Осаму Такидзава, Исудзу  Ямада, Ясуо Ямамото и др.

Со второй половины 60-х годов под влиянием новых  западноевропейских


веяний широкое распространение получили так называемые микротеатры.

Японское танцевальное  искусство, как  и многие другие виды искусства в этой стране, четко разделяется на традиционное - буе и европейское - балет.

С начала XX века классический японский танец буе  получил развитие  и распространение вне рамок, традиционного театра. Возникло  несколько  танцевальных  школ, возглавляемых  выдающимися мастерами. Среди представителей этих школ появились хореографы и артисты, стремящиеся создать новые сценические танцы на традиционной  основе. Эти  танцы  в отличие от классических стали называть "синбуе" ( "новые традиционные танцы").

Толчком к  развитию в Японии европейского балета послужили выступления Анны Павловой в 1922 году, которые произвели  огромное впечатление на весь мир японской хореографии. Появились первые отечественные специалисты в области балета, получившие образование  или  за границей, или у русских педагогов в Японии. Они стали в дальнейшем  организаторами  и  руководителями  балетных трупп Японии в послевоенный период. В репертуаре этих трупп преобладали произведения русской и западной балетной классики.

В 1958  году  была  основана Японская  балетная  ассоциация, объединившая артистов балета и хореографов. Первым  спектаклем был "Золотой петушок" (1959 г.), за ним последовали несколько балетных концертов, балеты "Павильон Армиды"  (1958  г.), "Жизель"  (1970 г.), "Спящая красавица" (1971 г.), "Ромео и Джульетта" (1972 г.), "Золушка"(1973 г.) и др.

В Японии  регулярно гастролируют все крупные балетные коллективы мира, в том числе  балет  Большого  театра, Ленинградский балет, Киевский балет и др. Советские хореографы и артисты балета оказывают помощь балетным школам и коллективам Японии.

Нередко наши  ведущие  балерины  и балетные пары принимают участие в спектаклях японских трупп.

Опера в  Японии  является еще более молодым жанром, чем балет. Музыкальные критики Японии отмечают все еще невысокий уровень оперных спектаклей, осуществленных отечественными коллективами. И многие театральные деятели Японии не без основания полагают, что развитие оперного искусства в стране невозможно без финансовой поддержки со стороны правительства или общественных организа­ций.

Настоящими событиями в театральной жизни страны становятся гастроли прославленных зарубежных оперных коллективов: Большого театра или итальянского театра "Ла Скала".


МУЗЫКА.


Музыкальная жизнь в современной Японии протекает двумя параллельными потоками. Это традиционная японская музыка и запад­ная музыка.

Традиционная музыка исполняется на  японских  национальных инструментах,  среди которых есть струнные,  ударные и духовые. Эта музыка, является одной из важных составных частей  японского театра (ноо, кабуки, нинге дзерури).

Самым древним видом традиционной японской музыки  является гагаку. Музыка гагаку очень сложна и своеобразна и поэтому слу­жит объектом пристального внимания  исследователей  музыкальных структур как. в Японии, так и за ее пределами. Она оказала огром­ное влияние на формирование японской ладовой системы и легла в основу традиционной музыки.

          Западная музыка, проникшая в Японию вместе с другими вида­ми  западноевропейской  культуры в конце XIX в. довольно быстро завоевала господствующее положение в музыкальной жизни страны.

В Японии  регулярно  гастролируют крупнейшие исполнители и музыкальные коллективы мира,  а  японские  музыканты  совершают турне по городам всех континентов.

Молодые японские исполнители принимают участие  во  многих международных конкурсах, и в частности в конкурсе им. Чайковско­го,  лауреатами которого стали пианист Тоеаки  Мацуура, скрипачи Еко  Кубо,  Екко Сато,  Масуко Усиода и виолончелисты Кэнъитиро Ясуда, Такэитиро Хираи и Цуеси Цуцуми.

Ежегодно в Токио проводятся музыкальные конкурсы по форте­пиано, скрипке, вокалу, виолончели и композиции.

В Японии  существует 10 профессиональных симфонических оркестров. Японские композиторы обращаются в своем творчестве как к национальному стилю, так и к европейской классике и новым за­падноевропейским музыкальным течениям.

Наиболее выдающимся  музыкантом западной школы был старейший японский композитор и дирижер Косаку Ямада (1881-1965).  Им написано несколько опер и балетов, много сочинений крупной формы и камерных ансамблей.Большинство японских  композиторов входят в Ассоциацию но­вых композиторов (Синдзинкай).  Часть  молодых  композиторов  в 1960  г.  объединилась в так называемую Композиторскую группу ( Саккеку сюдан).  Такие японские композиторы и дирижеры, как. То-сио Одзава, Хироюки Иваки и др. имеют всемирную известность.


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.


В современной  японской живописи сосуществуют традиционная национальная школа (нихонга), тематика и технические приемы  которой   сложились   еще  в  средние  века, и  европейская  школа (era), получившая распространение с конца IX века .

Жесткая регламентация  изобразительных средств и ограниче­ние в области тематики несомненно сужают возможности художников традиционной   школы. Поэтому  довольно  значительная  часть  ее представителей использует в своем творчестве достижения  западноевропейской  живописи.  Одним  из первых на этот путь вступил Хэйхатиро Фукуда (1892-1974 гг.), картины которого отличает  яркая  декоративность и поэтичная трактовка образов родной природы.

В творчестве художников следующего поколения- Такамацу Накадэима (род.  в 1919г.), Сумио Гото (род.  в 1930 г.) -сложился так называемый "Смешанный стиль".


Японские художники европейской ориентации работают в самых разнообразных  стилях  и  жанрах. Одно  из старейших направлений -реалистическое. Однако многие  современные  художники  являются сторонниками  различных формалистических течений: экспрессионизма,  абстракционизма, поп-арта.

Прогрессивные художники  Японии стремятся к правдивому отражению  жизни  страны. На углубление  реалистических  традиций японской живописи  оказало  влияние  русское советское искусство, интерес к которому в Японии очень велик.

Значительное явление  в мировом искусстве представляет собой японская гравюра, в  особенности  так  называемая  "народная гравюра", отличающаяся высоким художественным уровнем.  Мастерам "народной гравюры" присущи острота восприятия социальной  несп­раведливости и сочувствие к угнетенным. Выдающимися произведени­ями прогрессивного искусства являются гравюры Макото Уэно  "Сожженная  пагода" (1957г.)"Хиросима" (1959г.) "Видения Нагасаки" (1967г.).

Японская скульптура, как наиболее европеизированный вид искусства, не пользовалась покровительством властей в  предвоенные и  военные  периоды. Предпринятое  после войны обновление старых памятников и создание новой общественной скульптуры способствовало  развитию монументальных форм в этой области изобразитель­ного искусства.

Параллельно с  реалистическим  направлением  большое распространение в японской скульптуре  получило  абстракционистское течение. В 70-е годы наметилось стремление к освоению новых материалов: пластмассы, полистирола и  пр.  Однако  часть  японских скульпторов  продолжает национальную традицию, предпочитая рабо­тать с деревом и лаком.

Япония- страна, в которой высоко развито производство предметов прикладного искусства. Наиболее распространенными, имеющими древнюю  традицию видами прикладного искусства являются керамика, фарфор, ткани ручной раскраски, изделия из лака, металла, бамбука..

Большое внимание уделяется в стране развитию керамики. Почти  каждая область Японии производит посуду своего особого стиля. Старейшие мастера-керамисты удостаиваются почетных званий.

Длительную, историю имеет в Японии производство лаковых изделий. Однако технология их изготовления очень сложна и  требует больших  затрат труда и времени. Поэтому они остаются предметами роскоши. В отличие от этого изделия из бамбука широко  используются в повседневной жизни, что нисколько не умаляет их художественных достоинств.

Новым явлением в культурной жизни современной Японии является развитие дизайна (художественного творчества в  промышленности) . В настоящее время все крупные промышленные компании имеют дизайнерские бюро.  С 1958 г. в Японии существует Ассоциация промышленных дизайнеров.


АРХИТЕКТУРА.

Современная японская  архитектура  внесла заметный вклад в развитие мирового зодчества наших дней. В послевоенный период в стране  развернулось крупное строительство различных общественных сооружений: концертных  залов, спортив-

ных  комплексов, библиотек, деловых  и  торговых  центров. Были созданы такие широко известные комплексы, как Музей современного искусства в Камакура (1961  г.)-  архитектор Дзюндзо Сакакура, Библиотека и концертный зал в Иокогама (1955  Г.)-  архитектор  Кунио  Маэкава., ансамбль Парка Мира в Хиросиме ( 1952г.) -архитектор Кэндзо Тангэ.

В 60-х годах была принята программа культурного строительства, согласно  которой  каждый  город  с  населением  более 100 тыс. жителей должен был располагать своим "культурным центром".

Значительные изменения  в  облик  японских  городов внесло развернувшееся в б0-х годах строительство  высотных  скоростных автомагистралей  на опорах, вызванное катастрофической перегрузкой транспортной сети.

В конце б0-х годов благодаря применению новых строительных материалов и разработке достаточно надежных конструкций удалось превзойти  прежний лимит высоты застройки. Самым высоким зданием в настоящее время является "Саншайн" (60 этажей).

Однако художественные  достоинства и значительность работ японских зодчих не могут компенсировать отсутствия общей  программы  градостроительства в Японии. Застройка городов ведется бессистемно. Почти неразрешимой в условиях частной собственности на землю остается проблема жилищного строительства.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ.


Научно-техническая революция в современной японской действительности породила разнообразные формы отчуждения  духовного труда  и  подменила его  производством  всевозможных образцов, норм,  моделей так называемой массовой  культуры.  Материальный прогресс производства оборачивается в современной Японии деградацией в развитии духовной культуры и сопровождается постоянным возникновением в ней разного рода аномалий,  уродливых явлений, ненормальных процессов.

Уже в  60-х годах в Японии отчетливо проявилось стремление сделать культуру одной из отраслей бизнеса и воспитать потребительское отношение к ней в массах. В литературе небывалое распространение получили специальные журналы  для  развлекательного чтения.  Преследуя коммерческие цели, крупные издательские компании способствуют созданию системы бестселлеров,  при  которой художественное  произведение  оценивается  в зависимости от его коммерческого успеха, а последний, в свою очередь, в значительной степени зависит от рекламы.

Аналогичная ситуация наблюдается и в области  кино.  Общее повышение  уровня потребления привело к увеличению многообразия "отраслей развлечения",  что, наряду с конкуренцией с телевидением,  привело к упадку кинематографии как области предпринимательства.  В 60-е годы кино ведет отчаянную борьбу за досуг горожан.  Его "соперниками" при этом выступают загородные прогулки,  туризм,  альпинизм, гольф и многое другое. Борьба кинопромышленности  за выживание чаще всего ведется по линии удешевления производства фильмов и изменения их содержания. Крупным  кинокомпаниям  уже не до высокого искусства. На кинорынок выбрасывается  продукция  все  более  низкого  качества. Предприниматели, специализирующиеся  на  выпуске массовой кинопродукции, стремятся воздейство-

Страницы: 1, 2, 3, 4