СВОЕОБРАЗИЕ ЯПОНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В конце 70-х годов на
литературную арену вышли писатели "поколения молодых" ( ао-но
сэдай ) - Рю Мураками (род.в 1952 г.), Масахиро Мита (род.в 1948г.). Кэндзи
Накатами ( род. в 1946 г.) и др. Их творчество по-своему также отразило
кризисную духовную обстановку Японии наших дней.
Особое место в
современной японской литературе занимает тема рабочего класса.Пагубные
последствия капиталистической рационализации показаны в романе Дзюндзи
Киносита, (род. в 1914 г.) "Бесконечные рельсы" (1965г.). В
произведениях Кисе Накадзато (род. в 1936 г.) затрагиваются проблемы классовой
борьбы.
Прогрессивных писателей по-прежнему
продолжает волновать тема войны., ее
неизжитые последствия. Таков роман
Инэко Сата (род. в 1904 г.)" В тени деревьев (1972г.) и переведенные у
нас "Реквием" ( 1972г.) Сидзуко Го (род.в 1929 г.) и "Остров
мертвецов" (1974г.) Сэй Кубота (род. в 1921 г.). В прогрессивной
литературе Японии отражается серьезное критическое отношение к
действительности и истинно гуманистический взгляд на человека.
киноиссство
Японская
кинематография в наши дни представляет собой заметное явление в мировом
киноискусстве. По числу выпускаемых фильмов Япония со второй половины 50-х
годов неизменно занимает одно из первых мест в мировой кинопромышленности.
Максимальное число выпущенных художественных фильмов и функционирующих
кинотеатров приходилось на I960 г.: соответственно 547 и 7457 ; максимальное
число зрителей, посетивших кинотеатры (1130 млн.), было зарегистрировано в
1958 г. В последующие годы эти показатели стали неуклонно сокращаться.
До 1971 г. основная
масса кинопродукции приходилась на долю так называемой "большой
пятерки" - пяти крупнейших кинокомпаний: "Сетику",
"Тохо", "Дайэй", "Тоэй" и "Никкацу".
Активную и довольно успешную деятельность развернули в это время небольшие
независимые кинокомпании, организованные звездами.
Японские фильмы
разнообразны по тематике: экранизация литературных произведений и отдельных
образцов театральной классики, воинственные самурайские фильмы, фильмы о
современной молодежи, сентиментальные бытовые драмы, детективы, фильмы о
насилии, монстрах и чудовищах. Особое место занимают прогрессивные
кинокартины, выпускаемые демократическими объединениями, не зависимыми от
крупного кинокапитала.
Лучшие японские фильмы
приобрели широкую известность в мировой кинематографии. За 20 дет, начиная с
1951 г., они получили больше 150 премий на различных международных кинофестивалях,
причем своим успехом они в значительной мере обязаны хорошей режиссуре.
Самый крупный из
японских режиссеров, Акира Куросава, получил всемирное признание в 1951 г.
после того, как его фильм "Расемон" получил Большой приз на
Международном кинофестивале в Венеции. Различных международных премий были
удостоены и многие из его последующих фильмов.
Много фильмов Япония
ввозит из-за границы. Только за 10 лет (1946-1955) в стране
демонстрировалось 1544 иностранных фильмов, из них 1105 американских. В
Японии демонстрируются и пользуются большим успехом классические произведения
советского кино - "Броненосец Потемкин" и "Александр
Невский", а также новые советские фильмы, такие, как "Зеркало"
Д. Тарковского, "Неоконченная пьеса для механического пианино" Н.
Михалкова и др.
Прогрессивные деятели
киноискусства послевоенной Японии организовали движение "независимых
кинематографистов", представляющие собой исключительное явление в истории
мирового кино. Они создали творческие объединения, которые при широкой
материальной помощи зрителей выпустили несколько десятков серьезных
реалистических фильмов, резко отличавшихся по проблематике и характеру от
большей части коммерческой кинопродукции крупных фирм. Свободные
от финансовой зависимости и идеологического
контроля крупного капитала, независимые объединения в трудных условиях
создавали произведения, обращенные к народу, пронизанные духом гуманизма и
демократии, например "А все-таки мы живем" ( реж. Тадаси Имаи )-
о жизни рабочих-поденщиков, "Дети атомной бомбы" (реж. Канэто
Синдо)- о трагедии атомной войны, "Завод рабов" (реж. Сацуо
Ямамото)- о буднях рабочего движения послевоенной Японии.
В 70-е годы японский
зритель, уставший от пышных зрелищ и сложной эстетики киноавангарда, от насилия
на экране, с радостью встретил фильмы, посвященные будничным жизненным
проблемам. Этим объясняется успех фильмов Токихиса Морикава о рабочей молодежи
и фильмов Едэи Ямада, составивших серию "Мужчине живется трудно".
Все фильмы серии, полные добродушного юмора, повествуют о радостях и заботах
простого человека.
ТЕАТР.
В
театральном искусстве выступают многочисленные коллективы самых различных
жанров и направлений. В большом жанровом разнообразии театра современной
Японии выделяются три основные группы: традиционный классический театр,
жанры которого сложились в феодальную эпоху (бугаку, ноо, кегэ, кабуки):
новые национальные жанры., возникшие и развивающиеся после "революции
Мэйд-зи" в русле движения за обновление театра (симпа, синкокугэ-ки,
сингэки), и европейские театральные жанры, развитие которых заметно
активизировалось в послевоенный период.
Основную массу
зрителей привлекает японский традиционный театр, важнейшим жанром которого
является кабуки. Спектакли кабуки рассчитаны на массового зрителя и
устраиваются в специфически оборудованных больших театральных помещениях.
Многие выдающиеся
представители традиционного театра были избраны членами Японской академии
искусств и награждены государственными орденами.
Важным мероприятием, направленным на
сохранение традиционного японского театра, было открытие в 1966 году первого в
истории Японии Государственного театра. При нем созданы первые государственные
школы по подготовке творческой молодежи для традиционного национального театра.
Значительной творческой
активностью отличается в послевоенный период деятельность многочисленных
театров сингэки (Современная драма).
Немногим более половины
пьес репертуара этих театров принадлежит перу японских драматургов, остальные
представляют собой классику западной драматургии и пьесы современных
драматургов различных стран мира. Коллективы .придерживающиеся демократического
направления, уделяют большое внимание русской и советской драматургии. Так,
только в 1963-1967 гг. в Токио были поставлены "На дне" и
"Мать" М. Горького, "Дядя Ваня", "Вишневый сад" и
"Чайка" А. П. Чехова. "Поднятая целина" по М. Шолохову,
"Преступление и наказание" и "Братья Карамазовы" по Ф. М.
Достоевскому.
Среди актеров и
актрис сингэки наибольшей популярностью пользуются Корэя Сэнда, Дзюкити Уно,
Осаму Такидзава, Исудзу Ямада, Ясуо Ямамото и др.
Со второй половины 60-х
годов под влиянием новых западноевропейских
веяний широкое распространение получили так называемые
микротеатры.
Японское танцевальное
искусство, как и многие другие виды искусства в этой стране, четко разделяется
на традиционное - буе и европейское - балет.
С начала XX века классический
японский танец буе получил развитие и распространение вне рамок,
традиционного театра. Возникло несколько танцевальных школ, возглавляемых
выдающимися мастерами. Среди представителей этих школ появились хореографы и
артисты, стремящиеся создать новые сценические танцы на традиционной основе.
Эти танцы в отличие от классических стали называть "синбуе" (
"новые традиционные танцы").
Толчком к развитию в
Японии европейского балета послужили выступления Анны Павловой в 1922 году,
которые произвели огромное впечатление на весь мир японской хореографии.
Появились первые отечественные специалисты в области балета, получившие
образование или за границей, или у русских педагогов в Японии. Они стали в
дальнейшем организаторами и руководителями балетных трупп Японии в
послевоенный период. В репертуаре этих трупп преобладали произведения русской и
западной балетной классики.
В 1958 году была
основана Японская балетная ассоциация, объединившая артистов балета и
хореографов. Первым спектаклем был "Золотой петушок" (1959 г.), за
ним последовали несколько балетных концертов, балеты "Павильон Армиды"
(1958 г.), "Жизель" (1970 г.), "Спящая красавица" (1971
г.), "Ромео и Джульетта" (1972 г.), "Золушка"(1973 г.) и
др.
В Японии регулярно
гастролируют все крупные балетные коллективы мира, в том числе балет
Большого театра, Ленинградский балет, Киевский балет и др. Советские
хореографы и артисты балета оказывают помощь балетным школам и коллективам
Японии.
Нередко наши ведущие
балерины и балетные пары принимают участие в спектаклях японских трупп.
Опера
в Японии является еще более молодым жанром, чем балет. Музыкальные критики
Японии отмечают все еще невысокий уровень оперных спектаклей, осуществленных
отечественными коллективами. И многие театральные деятели Японии не без
основания полагают, что развитие оперного искусства в стране невозможно без
финансовой поддержки со стороны правительства или общественных организаций.
Настоящими
событиями в театральной жизни страны становятся гастроли прославленных
зарубежных оперных коллективов: Большого театра или итальянского театра
"Ла Скала".
МУЗЫКА.
Музыкальная
жизнь в современной Японии протекает двумя параллельными потоками. Это
традиционная японская музыка и западная музыка.
Традиционная музыка
исполняется на японских национальных инструментах, среди которых есть
струнные, ударные и духовые. Эта музыка, является одной из важных
составных частей японского театра (ноо, кабуки, нинге дзерури).
Самым древним видом
традиционной японской музыки является гагаку. Музыка гагаку очень сложна и
своеобразна и поэтому служит объектом пристального внимания исследователей
музыкальных структур как. в Японии, так и за ее пределами. Она оказала огромное
влияние на формирование японской ладовой системы и легла в основу традиционной
музыки.
Западная музыка, проникшая в
Японию вместе с другими видами западноевропейской культуры в конце XIX в. довольно быстро
завоевала господствующее положение в музыкальной жизни страны.
В Японии регулярно
гастролируют крупнейшие исполнители и музыкальные коллективы мира, а
японские музыканты совершают турне по городам всех континентов.
Молодые японские
исполнители принимают участие во многих международных конкурсах, и в
частности в конкурсе им. Чайковского, лауреатами которого стали пианист
Тоеаки Мацуура,
скрипачи
Еко Кубо, Екко Сато, Масуко Усиода и виолончелисты Кэнъитиро Ясуда,
Такэитиро Хираи и Цуеси Цуцуми.
Ежегодно в Токио
проводятся музыкальные конкурсы по фортепиано, скрипке, вокалу, виолончели и
композиции.
В
Японии существует 10 профессиональных симфонических оркестров. Японские
композиторы обращаются в своем творчестве как к национальному стилю, так и к
европейской классике и новым западноевропейским музыкальным течениям.
Наиболее
выдающимся музыкантом западной школы был старейший японский композитор и
дирижер Косаку Ямада (1881-1965). Им написано несколько опер и балетов, много
сочинений крупной формы и камерных ансамблей.Большинство японских композиторов
входят в Ассоциацию новых композиторов (Синдзинкай). Часть молодых
композиторов в 1960 г. объединилась в так называемую Композиторскую группу (
Саккеку сюдан). Такие японские композиторы и дирижеры, как. То-сио Одзава,
Хироюки Иваки и др. имеют всемирную известность.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
ИСКУССТВО.
В
современной японской живописи сосуществуют традиционная национальная школа
(нихонга), тематика и технические приемы которой сложились еще в
средние века, и европейская школа (era),
получившая
распространение с конца IX века .
Жесткая регламентация
изобразительных средств и ограничение в области тематики несомненно сужают
возможности художников традиционной школы. Поэтому довольно значительная
часть ее представителей использует в своем творчестве достижения
западноевропейской живописи. Одним из первых на этот путь вступил Хэйхатиро
Фукуда (1892-1974 гг.), картины которого отличает яркая декоративность и
поэтичная трактовка образов родной природы.
В творчестве художников
следующего поколения- Такамацу Накадэима (род. в 1919г.), Сумио Гото (род. в
1930 г.) -сложился так называемый "Смешанный стиль".
Японские художники европейской
ориентации работают в самых разнообразных стилях и жанрах. Одно из
старейших направлений -реалистическое. Однако многие современные художники
являются сторонниками различных формалистических течений: экспрессионизма,
абстракционизма, поп-арта.
Прогрессивные художники
Японии стремятся к правдивому отражению жизни страны. На углубление
реалистических традиций японской живописи оказало влияние русское советское
искусство, интерес к которому в Японии очень велик.
Значительное
явление в мировом искусстве представляет собой японская гравюра, в
особенности так называемая "народная гравюра", отличающаяся
высоким художественным уровнем. Мастерам "народной гравюры" присущи
острота восприятия социальной несправедливости и сочувствие к угнетенным. Выдающимися
произведениями прогрессивного искусства являются гравюры Макото Уэно
"Сожженная пагода" (1957г.)"Хиросима" (1959г.) "Видения
Нагасаки" (1967г.).
Японская скульптура, как
наиболее европеизированный вид искусства, не пользовалась покровительством
властей в предвоенные и военные периоды. Предпринятое после войны
обновление старых памятников и создание новой общественной скульптуры
способствовало развитию монументальных форм в этой области изобразительного
искусства.
Параллельно с
реалистическим направлением большое распространение в японской скульптуре
получило абстракционистское течение. В 70-е годы наметилось стремление
к освоению новых материалов: пластмассы, полистирола и пр. Однако часть
японских скульпторов продолжает национальную традицию, предпочитая работать с
деревом и лаком.
Япония- страна, в
которой высоко развито производство предметов прикладного искусства. Наиболее
распространенными, имеющими древнюю традицию видами прикладного искусства
являются керамика, фарфор, ткани ручной раскраски, изделия из лака, металла,
бамбука..
Большое внимание
уделяется в стране развитию керамики. Почти каждая область Японии производит
посуду своего особого стиля. Старейшие мастера-керамисты удостаиваются почетных
званий.
Длительную, историю
имеет в Японии производство лаковых изделий. Однако технология их изготовления
очень сложна и требует больших затрат труда и времени. Поэтому они остаются
предметами роскоши. В отличие от этого изделия из бамбука широко используются в
повседневной жизни, что нисколько не умаляет их художественных достоинств.
Новым явлением в
культурной жизни современной Японии является развитие дизайна (художественного
творчества в промышленности) . В настоящее время все крупные промышленные
компании имеют дизайнерские бюро. С 1958 г. в Японии существует Ассоциация промышленных
дизайнеров.
АРХИТЕКТУРА.
Современная японская
архитектура внесла заметный вклад в развитие мирового зодчества наших дней. В
послевоенный период в стране развернулось крупное строительство различных
общественных сооружений: концертных залов, спортив-
ных
комплексов, библиотек, деловых и торговых центров. Были созданы такие широко
известные комплексы, как Музей современного искусства в Камакура (1961 г.)-
архитектор Дзюндзо Сакакура, Библиотека и концертный зал в Иокогама (1955
Г.)- архитектор Кунио Маэкава., ансамбль Парка Мира в Хиросиме ( 1952г.)
-архитектор Кэндзо Тангэ.
В 60-х годах была
принята программа культурного строительства, согласно которой каждый город
с населением более 100 тыс. жителей должен был располагать своим
"культурным центром".
Значительные изменения
в облик японских городов внесло развернувшееся в б0-х годах строительство
высотных скоростных автомагистралей на опорах, вызванное катастрофической
перегрузкой транспортной сети.
В конце б0-х годов
благодаря применению новых строительных материалов и разработке достаточно
надежных конструкций удалось превзойти прежний лимит высоты застройки. Самым
высоким зданием в настоящее время является "Саншайн" (60 этажей).
Однако художественные
достоинства и значительность работ японских зодчих не могут компенсировать
отсутствия общей программы градостроительства в Японии. Застройка городов
ведется бессистемно. Почти неразрешимой в условиях частной собственности на
землю остается проблема жилищного строительства.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ
МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ.
Научно-техническая
революция в современной японской действительности породила разнообразные формы
отчуждения духовного труда и подменила его производством всевозможных
образцов, норм, моделей так называемой массовой культуры. Материальный
прогресс производства оборачивается в современной Японии деградацией в развитии
духовной культуры и сопровождается постоянным возникновением в ней разного рода
аномалий, уродливых явлений, ненормальных процессов.
Уже в 60-х годах в
Японии отчетливо проявилось стремление сделать культуру одной из отраслей
бизнеса и воспитать потребительское отношение к ней в массах. В литературе
небывалое распространение получили специальные журналы для развлекательного
чтения. Преследуя коммерческие цели, крупные издательские компании
способствуют созданию системы бестселлеров, при которой художественное
произведение оценивается в зависимости от его коммерческого успеха, а
последний, в свою очередь, в значительной степени зависит от рекламы.
Аналогичная ситуация
наблюдается и в области кино. Общее повышение уровня потребления привело к
увеличению многообразия "отраслей развлечения", что, наряду с
конкуренцией с телевидением, привело к упадку кинематографии как области
предпринимательства. В 60-е годы кино ведет отчаянную борьбу за досуг
горожан. Его "соперниками" при этом выступают загородные прогулки,
туризм, альпинизм, гольф и многое другое. Борьба кинопромышленности за
выживание чаще всего ведется по линии удешевления производства фильмов и
изменения их содержания. Крупным кинокомпаниям уже не до высокого искусства.
На кинорынок выбрасывается продукция все более низкого качества.
Предприниматели, специализирующиеся на выпуске массовой кинопродукции,
стремятся воздейство-
Страницы: 1, 2, 3, 4
|