рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Речное и набережное строительство г. Барнаула рефераты

50,3

119,4

65,2

48,4

36,1

30,5

12,6

2,8

 

критические уровни


Глава 3. Пруды на реке Барнаулке


3.1. Заводской пруд


Город Барнаул появился и вырос из меде-, сереброплавильного завода. Завод требовал для эксплуатации энергию падающей воды. Для этих целей на р. Барнаулке была построена земляная плотина и образован заводской пруд. Строительство началось 28 сентября 1739 г. в 1,2 км выше устья реки. В настоящее время плотине соответствует мостовой переход по проспекту Красноармейскому. Стройка окончилась в 1744 г. Высота сооружения составляла 6 м, длинна – 523 м. В 1776-м плотина перестраивалась. Неоднократно приходилось ее ремонтировать (например, в 1773 и 1882). [2, с. 117]

Одна из аварийных ситуаций произошла веной 1793 г, когда 2-3 мая вешняя вода в Барнаулке поднялась выше плотины и стала переливаться через нее, т.к. водослив не справлялся с работой. Третьего мая река прорвала защищенный берег около северного фаса заводской плотины и разлилась на Береговую и Госпитальную (ныне Красноармейский проспект) линии. На следующий день начался ледоход в Оби и уровень воды в Барнаулке несколько упал. Однако восьмого числа наводнение повторилось – уже не со стороны Барнаулки, а со стороны Оби, которая запрудила Барнаулку. Так разрушилась передняя стенка плотины. Наконец с 3 июня стихия стала ослабевать и 4 июля Барнаульский завод отремонтировали и пустили в действие. [6, с. 308-310]

Сам образованный пруд в разное время (на картах 1786, 1837, 1856, 1896, 1923 гг.) имел длину 1650-2000 м (в 1907 – 3000 м), ширину в среднем 400-500 м. Площадь водоема составляла 750-780 тыс. м2. Глубина исчислялась до 4 м. [2, с. 117]

В начале XX века заводской пруд потерял свое значение в связи с применением паровых, внутреннего сгорания и электрических двигателей. Кроме того, он являлся причиной заболачивания и высокому уровню залегания грунтовых вод окружающей его территории. Поэтому, по решению городского совета, пруд был ликвидирован 27 апреля 1926 г [2, с. 117]. Теперь же территория его акватории застроена.



3.2. Лесной пруд


В истории реки Барнаулки кроме заводского пруда имелся и другой, получивший собственное название Лесной пруд. Он располагался примерно в 6 км выше по течению от устья Барнаулки. Его длинна составляла 1,8 км, максимальная ширина – почти 300 м [8]. Пруд образован в 1980-х годах [2, с.37] с целью развития здесь рекреационной зоны, и в свое время являлся одним из важных рекреационных мест в юго-западной части Барнаула. Здесь располагался городской пляж, оборудованный всем для необходимым для отдыха и купания (кабинки для переодевания, душевые, спасательная служба и прочее). Однако ныне купание здесь невозможно, так как в 2001 г. плотина пруда перестала функционировать и регулировать сток. Так объем водоема был спущен и поэтому ныне его котловина, бывшая затопленной территорией, представляет собой проточное пойменное болото, поросшее густой растительностью.

По различным сообщениям прессы, городские власти не намерены восстанавливать пруд, т.к. в настоящее время у города появилась более перспективная зона отдыха на правобережье Оби, за Новым мостом.

С одной стороны, таким образом пострадало местное население, лишившееся близкой рекреационной зоны. С другой стороны, это способствует очищению русла Барнаулки от нечистот, приносимых отдыхающими. Например, в 1998 году в Лесном пруде обнаружилась нехватка растворенного кислорода (1,85 мг/л). Столь критичная величина наблюдалась лишь в районе АЗА, в том же году (1,98 мг/л). Здесь же в 1999 зафиксирован один из наивысших показателей pH русла – 8,31 [24, с.195].

Глава 4. Обь и Барнаулка: городские планы


С.А. Боженко, главный архитектор Барнаула, писал: «С одной стороны – Барнаул опоясан великой сибирской рекой Обью, а с другой – отделен от ее акватории высокими обрывами и застройками коммунально-промышленного характера. Стоит у воды и воды не видит». [16, с. 336] Действительно, единственное удобное место для спуска к Оби в черте Барнаула имеется лишь в районе устья Барнаулки. Далее в стороны спуски проложены по высокому (до 70 м) обрыву. И не случайно главная улица города выходит к берегам именно здесь.

Идея выхода города к реке хорошо отражается в градостроительных планах. Актуально это и в настоящее время. В последние года разрабатываются планы по застройке района вокруг устья Барнаулки. Так, например, между левым берегом Оби и правым Барнаулки строится 26-этажная гостиница «Парус» оригинальной парусообразной формы. На нижних этажах ее планируется разместить культурно-развлекательные заведения. Берега Барнаулки предложено благоустроить и соединить переходными мостами. В устье реки – начать строительство жилых многоэтажных (не ниже 16 этажей) домов и объектов соцкультбыта. С одной стороны, это должно оказаться весьма выгодными мероприятиями, т.к. район для многоэтажек ныне застроен уже ветхими домами, которые и одновременно ухудшают внешнюю панораму города и являются либо в аварийном, либо в предаварийном состоянии. С другой стороны, здания оказываются непосредственно близки к воде, т.е. нарушают границу водоохранной зоны [29].

Была также выдвинута идея развернуть русло Барнаулки в «ковш». Нам это видится вполне целесообразным, т.к. вода в нем станет проточной, что  очистит его, сделает более пригодным для отдыха, который уже осуществлялся здесь довольно интенсивно перед созданием затона (см. гл. 2.2.). Однако есть опасение, что мелководный затон получив проточную воду, получит вместе с ней и чрезмерно большое количество донных наносов Барнаулки. Со временем они могут изменить русло затона настолько, что он не сможет более поддерживать свои функции. Это обстоятельство требует отдельных исследований, которые мы пока только начинаем проводить. Однако вспомним, что затон был образован после того, как место в районе дамбы сильно обмелело именно по причине донных отложений Барнаулки.

Одним из перспективных аспектов всех этих планов является «разгрузка» площади Спартака. Это объясняется так: «По замыслу архитекторов, троллейбусную линию можно будет немного продлить, так, чтобы троллейбусы подходили к торговому центру (справа от речного вокзала). Но конечная остановка, как и автобусная (в том числе и с пл. Спартака) будет перенесена в район пересечения Социалистического проспекта с улицей Малой Олонской. Таким образом вечно загруженную чадящим транспортом площадь Спартака можно будет реконструировать и превратить в пешеходную зону. К новостройкам на берегу Барнаулки и до зоны отдыха будут ходить маршрутки» [29].

Таким образом, проекты довольно перспективны, но требуют очень тщательной проработки всех аспектов градостроительства.

Заключение


Город Барнаул знаменит многими местными достопримечательностями. В том числе и своим положением на берегу одной из крупнейших рек мира – Оби. Такое расположение, конечно же, не могло не сыграть большой роли в градостроительстве и развитии транспорта города. Большое значение оно имеет и для отдыха населения, используемое как рекреационное место. Интенсивное использование таких речных ресурсов (транспортных, рекреационных, градостроительных) началось чуть больше века назад, когда в городе стали появляться первые пароходные компании. Но в настоящее время население сталкивается с проблемами, вызванными неправильным освоением прибрежной зоны Оби. Большую проблему почти ежегодно вызывает затопление паводковыми водами поселков Затон и им. Ильича. В последние десятилетия встает проблема загрязнения прибрежной зоны, особенно это относиться к территории «ковша».

Однако, другая река, протекающая по территории Барнаула, Барнаулка, также является объектом пристального внимания экологов. Две плотины, построенные здесь, потеряли свое значение, - одна (заводской пруд) разрушилась в 20 веке, другая (Лесной пруд) потеряла свои эксплутационные возможности. В свою очередь Лесной пруд, являвшийся до недавнего времени одним из основных рекреационных мест в Барнауле, оказался полностью не пригоден для эксплуатации, хотя будучи в рабочем состоянии, он имел хорошо развитую систему обслуживания отдыхающих и был достаточно полноценно оборудован. (С другой стороны, для Барнаулки избавление от рекреационной нагрузки, несомненно, пошло только на пользу)

Сейчас же в градостроительных планах города стоит вопрос о «выходе» города на прибрежную зону. Планируется многоэтажная застройка в приустьевой части Барнаулки и на побережье Оби в районе Речного Вокзала. Мы считаем, что это продвижение экологически и эстетически не правомерно, т.к. при этом город попадает в водоохранную зону и подходит чрезмерно близко к рекам, а высокие здания загородят панорамы правобережья Оби, столь ценимые многими горожанами и приезжими.

Список источников


1.        Барнаул. Летопись города. Часть I. – Барнаул: Демидовский Фонд, 1994. – 224 с.

2.        Барнаул: Энциклопедия. – Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2000. – 408 с.

3.        Безматерных Д.М., Силантьева М.М. Роль водоохранных зон в охране природных водоемов и водотоков (на примере бассейна р. Барнаулки) // Особо охраняемые природные территории Алтайского края и сопредельных регионов, тактика сохранения видового разнообразия и генофонда: IV региональная научно-практическая конференция 27-29 октября 1999 г. – Барнаул, 1999. – с.9-11.

4.        Васильева Н.Ф. Оползневые деформации в г. Барнауле // Эрозионные и русловые процессы в Сибири / Под ред. Г.Я. Барышникова, Р.С. Чалова. – Барнаула: Изд-во Алт.  ун-та, 2003. – с. 48-51.

5.        Гидрологический ежегодник: [1955-1977 гг.]. Т.6. Бассейн Карского моря (западная часть); выпуск 0-3. Река Обь и ее бассейн до устья р. Чарыша / Под ред. Ж.С. Поповой. – Новосибирск, 1956-1979.

6.        Демин А.М., Семенова Д.И. Наводнение 1973 г. на Барнаульском заводе // Барнаул на рубеже веков: итоги, проблемы, перспективы: материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 275-летию Барнаула / Отв. ред. Ю.Ф. Кирюшин. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. – с. 307-311.

7.        10 июня уровень воды в реке Обь… [Электр. ресурс]: Статья / ИА Банкфакс, 11.06.2002. – Режим доступа к статье: http://bankfax.ru/page.php?pg=18638. – Заглавие с экрана.

8.        ДубльГИС. Барнаул [Электр. ресурс]: Электронный справочник / ОАО Техноград, 1999-2005. – Выпуск: сентябрь 2005 г. – Режим доступа к справочнику: http://2gis.ru.ru. – Заглавие с экрана.

9.        Дьячков В.Н. Основы стратегии реагирования на негативные русловые процессы при проектировании и эксплуатации инженерных сооружений на реках Алтайского края // Эрозионные и русловые процессы в Сибири / Под ред. Г.Я. Барышникова, Р.С. Чалова. – Барнаула: Изд-во Алт.  ун-та, 2003. – с. 63-66.

10.    Ермолина Л. Корабли и паруса на барнаульских улицах // Алтайская правда, №205 (23767), четверг, 9 августа 2001 г.

11.    Затон. – Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР.

12.    Информация Пресс-службы по паводку 2004 года [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://www.ab.ru/~mchs/pressa3. – Заглавие с экрана.

13.    История Затона. Эпилог // Честное Слово, №245, 26 сентября 2001 г.

14.    Малыгин В.Н. Влияние урбанизации на развитие русловых процессов и судоходные условия на Оби в районе г. Барнаула // Эрозионные и русловые процессы в Сибири / Под ред. Г.Я. Барышникова, Р.С. Чалова. – Барнаула: Изд-во Алт.  ун-та, 2003. – с. 91-92

15.    На Алтае краевые власти пришли к выводу, что поселок Затон лучше снести [Электр. ресурс]: Статья. – Режим доступа к статье: http://www.yaj.ru/old/bulletin/2001/27. – Заглавие с экрана.

16.    Названия улиц города Барнаула: Историко-лингвистическое описание / Отв. ред. Л.М. Дмитриева. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003. – 632 с.

17.    Обь бьет рекорды // Алтайская правда, № 138 (23700), 30 мая 2001.

18.    По водным путям Азиатской части СССР. Путеводитель по Оби, Иртышу, Енисею, Лене, Амуру, Байкалу, рекам и озерам Средней Азии: Сборник. / Науч. ред.: д.г.н., проф. В.В. Покшишевский, к.г.н. С.Н. Рязанцев. – М., «Речной транспорт», 1958. – 557 с.

19.    Пошелюжин А.В. «Алтайская Венеция»: Научно-популярное издание / А.В. Пошелюжин. – Барнаул: Б.и., 2005. – 28 с.

20.    Пошелюжин А.В. Затопление поселка Затон: причины и последствия // Материалы научно-практической конференции «Молодежь – Барнаулу» (22-23 ноября 2004 г.). – Барнаул: Азбука, 2004. – с.123-124.

21.    Правила перевозки грузов и буксировки плотов и судов речным транспортом (Часть I) [Электр. ресурс]: Документ / Министерство транспорта РФ (Минтранс России), 1 января 1994 г. – Режим доступа к документу: http://www.businesspravo.ru. – Заглавие с экрана.

22.    Протопопов Н.Н. Новосибирская область: Экономико-географический очерк / Под общ. ред. В.Я.Королева; Ред. А.А.Никулькова. – Новосибирск: ОГИЗ-Новосибгиз, 1948. – С.103-108.

23.    Пурдик Л.Н. Архитектурный фактор в системе экологических факторов городской среды // Барнаул на рубеже веков: итоги, проблемы, перспективы: материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 275-летию Барнаула / Отв. ред. Ю.Ф. Кирюшин. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. – с. 288-293.

24.    Река Барнаулка: экология, флора и фауна бассейна / Под ред. М.М. Силантьевой. – Барнаул, 2000. – 224 с.

25.    Речники Алтая / Сост. Г.А. Людиновский. – Барнаул: Алт. кн. Изд-во, 1989. – 36 с.

26.    Самойлова С.Ю. Оценка влияния русловых процессов на инженерные объекты Барнаула (на примере промышленных водозаборов ЗАО «КХВ») // Материалы научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся лицейных классов / Под ред. Н.Н. Михайлова. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004. – с.164-166.

27.    Скубневский В.А. Барнаул на рубеже XIX-XX вв. // Барнаул на рубеже веков: итоги, проблемы, перспективы: материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 275-летию Барнаула / Отв. ред. Ю.Ф. Кирюшин. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. – с. 3-9.

28.    Скубневский В.А., Гончаров Ю.М. Города Западной Сибири во второй половине XIX – начале XX в. Часть I: Население. Экономика. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003. – 360 с.

29.    Усов М. С видом на реку // Свободный курс, 20 декабря 2003 г.

30.    Хронология истории Алтая [Электр. ресурс]: Электронное издание // Электр. изд-во «Ирбис». – Режим доступа: http://www.irbis.asu.ru/docs/altai/history/chrono. – Заглавие с экрана.

31.    Швецов Г.И., Горбунова Т.А., Азаров Б.Ф. и др. Деформируемость лессовых пород на урбанизированных территориях Приобского плато// Вестник АлтГУ, 2000. – №1. – С.70-81.

32.    Шиловский В.И. Развитие путей сообщения [Электр. ресурс]: Статья // Электр. журнал «Освоение Сибири»: Информационные ресурсы. – Режим доступа: http://frontiers.nsc.ru/article.php?id=28. – Заглавие с экрана.

33.    Экологические проблемы Алтая [Электр. ресурс]: Статья. – Режим доступа: http://www.altai.fio.ru. – Заглавие с экрана.

34.    Энциклопедия Алтайского края: В двух томах. – Барнаул: Пикет, 1997. – Т.I. – 368 с.





Страницы: 1, 2, 3