рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Речное и набережное строительство г. Барнаула рефераты

Речное и набережное строительство г. Барнаула

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет»

Географический факультет

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речное и набережное строительство г. Барнаула:

польза, ошибки, перспективы

 

( географо-историко-экологический очерк )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент

3 курса 931 группы

Пошелюжин А.В.

________________________


Научный руководитель

Галахов В.П.. доц.,, к.г.н.

________________________

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул 2005

 

Содержание


Реферат                                                                                                 3

Введение                                                                                               4

Глава 1. Типы застроек на берегах Оби и Барнаулки                            5

Глава 2. Строительство на берегах р. Обь:


2.1. Развитие речного транспорта и первая пристань в Барнауле…7

2.2. Две пристани                                                                           9

2.3. Поселок Бобровский Затон                                                     12

Глава 3. Пруды на реке Барнаулке:


3.1. Заводской пруд                                                                       16

3.2. Лесной пруд                                                                            17

Глава 4. Обь и Барнаулка: городские планы                                 18


Заключение                                                                                          20

Список источников                                                                                      22


Приложения                                                                                         26

РЕФЕРАТ


Цель работы: подвести некоторые итоги по части гидротехнического и набережного строительства, имеющего довольно большое значение для города и его среды. Работа велась библиографическим, статистическим, картографическим и полевым методами исследований.

Дано общее схематичное представление типологии застроек на береговой зоне рек Обь и Барнаулка. Описано значение Оби для Барнаула как судоходной реки. В частности, рассказано о развитии судоходства у Барнаула, вновь подняты проблемы затопления поселка Затон, экологии «ковша». Также охарактеризованы два существовавших раннее пруда на р. Барнаулке; кратко обозначены планы по городской застройке береговой зоны в районе устья Барнаулки.

Автор работы уже неоднократно касался так или иначе этих тематик в своих предыдущих работах, на конференциях и семинарах. Например, ранее опубликованы статья и научно-популярное издание, посвященные проблеме затопления поселка Затон. Настоящая работа только продолжает и углубляет научные и познавательные изыскания автора.

Введение

В последние два десятилетия мощно возрос академический интерес к природе г. Барнаула, его истории, населению, экономики и пр. аспектах городского существования. Об этом ярко говорят крупные проекты, реализованные не так давно либо готовящиеся к выпуску в ближайшие годы. Например, «Энциклопедия Барнаула» (1999 г. издания), «Энциклопедия Алтайского края» (2001 г. издания), научно-справочный атлас города Барнаула (готовиться к печати), «Названия улиц города Барнаула» (2004 г.), целый ряд электронных адресных и телефонных справочников и электронных карт (например, широко ныне популярный справочник «ДубльГИС»). Настоящая работа ставит целью лишь подвести некоторые итоги по части гидротехнического и набережного строительства, имеющего довольно большое значение для города и его среды. Это особенно актуально ныне, когда вопрос об экологии городской среды уже широко обсуждается и требует конкретных решений.

Так в работе продолжается наше исследование широко известной проблемы затоплений поселка Затон (Центральный район Барнаула); в общих чертах рассматривается загрязнение района «ковша»; описываются два существовавших раннее пруда на р. Барнаулке, а также планы города по обустройству приустьевой части Барнаулки и набережной Оби.

Особенностью данной работы является комплексность наших исследований. Мы старались работать сразу по нескольким направлениям – географии, истории, градостроительства и экологии. При этом работа велась библиографическим, статистическим, картографическим и полевым методами исследований.

К сожалению, в связи с малым максимально дозволенным объемом страниц, не удается развернуто описать все намеченные тематики.

Замечания, комментарии, отзывы можно присылать автору на электронный ящик: alposh@mail.ru.

Глава 1. Типы застроек берегов Оби и Барнаулки

Растущий город требует определенного набора строительных сооружений. Каждая из построек на побережье или непосредственно в водном объекте влияет на ту или иную функцию водной среды. Поэтому с целью снижения негативного человеческого воздействия на реки устанавливается водоохранная зона на побережье. [3] В отношении Барнаула эта зона находится не в лучшем состоянии. Если в 1915 г. количество конфликтных сооружений на реках города исчислялось одним – мостовым переходом, - то ныне их уже более 70. [9, с. 63]

Наиболее мощными урбанистическими сооружениями, влияющими на реку Обь и Барнаулку, можно назвать следующие: Старый и Новый мостовые переходы через Обь, городские водозаборы №1 и 2, затон Барнаульской Ремонтно-Эксплутационной Базы флота, «ковш», причалы Речного Вокзала, водозабор комбината химических волокон [14, с.91].

Кратко рассмотрим типологию застроек водоохранной зоны набережных территорий Барнаула (прил. 1). Левый берег Оби в настоящее время застроен почти полностью. Правда, часть его поймы по эту сторону русла почти не застроено по причине частых затоплений либо сильной заболоченности.  Если двигаться с юга вниз по течению реки, то наблюдается следующая картина. На территории поселка Ерестная преобладают частные дома с приусадебными участками. Главная проблема строительства здесь – это оползневые деформации. Мы не будем их описывать, эту тематику уже очень глубоко изучили различные исследователи (см. например [31]). Скажем только, что общая протяженность оползневой зоны в черте Барнаула составляет 42 км вдоль Оби и 4 км вдоль Барнаулки [4, с.48].

Далее тянется небольшой незастроенный участок набережной, местами загрязненный небольшими мусорными свалками. Далее – нагорная часть города с частными домами и приусадебными участками (огородами). После, при подходе к Новому мосту, территория застроена слабо, здесь больше свободного пространства, однако ландшафт сильно изменен человеческой деятельностью (искусственные террасы вдоль Оби, Новый мост с подъезжающими дорогами, Речной Вокзал с обустроенной пристанью). Далее, в приустьевой территории долины Барнаулки, – строящееся многоэтажное здание административно-торгового центра «Парус». За устьем через дамбу расположен затон «ковша». Он ограничен справа малозаселенным островом Отдыха, превращенным в коммунальную зону  с плохой экологической обстановкой. Слева тянутся преимущественно жилые кварталы низкоэтажной и многоэтажной застройки. Среди них выделяются элеватор и различные складские помещения. В самом затоне множество судоремонтных, судоэксплутационных (например, лодочные станции) пунктов. Территория сильно загрязнена.

В районе Старого моста застройка незначительна, однако здесь находятся железнодорожные пути и автотрасса. Ниже по течению левобережная пойма Оби расширяется. Здесь расположены дачные территории. Наиболее важное гидротехническое сооружение – городской отстойник. Еще ниже, также в пойме, находится поселок им. Ильича. Его низкое расположение, как и в случае с поселком Затон, ведет к почти ежегодным затоплениям поселковых территорий. Ниже поселка Ильича тянется узкая пойменная полоса Оби, на которой мало строений, однако на вершине овражистого обрыва тянется почти на 3,5 км вдоль берега промышленная грязная зона. Здесь часты свалки и промышленные отходы.

Правобережье Оби почти не обжито, строений почти нет.

Более простая картина наблюдается на берегах Барнаулки. Единственная промышленная зона здесь – территория Алтайского Завода Агрегатов (АЗА) в районе устья р. Пивоварки. Водоохранная зона Барнаулки вообще довольно свободна. Правда, густота застроек все выше при продвижении к устью. В целом же почти на всем протяжении вдоль реки наблюдаются лишь жилые кварталы преимущественно одноэтажной застройки. Всего в городской черте через Барнаулку прокинуто 13 автодорожных и пешеходных мостов, а также один железнодорожный мост.

Глава 2. Строительство на берегах р. Обь

2.1. Развитие речного транспорта и первая пристань в Барнауле


Обь в качестве транспортной артерии используется давно. Примерно до середины XIX в. движение по ней было незначительным, навигацию осуществляли только лодки и маленькие суда [2, с.258]. Первый пароход во всем Обь-Иртышском бассейне «Основа» был спущен на воду в 1844 г. [28, с. 190] В Барнаул же первый пароход пришел летом 1854 г. [25, с. 4] То было судно «Ермак» томской купеческой кампании [25, с. 4; 30]. Он совершал рейс Тюмень-Томск-Барнаул. С того времени Барнаул стал усиливать свое транспортно-речное значение.

В 1865 г. барнаульские судовладельцы установили пароходную связь с Бийском. В 1870-е барнаульский дворянин М.Е. Функ основал в Барнауле пароходную компанию. В 1889 компания выстроила пароход «Заметный» (240 л.с.), самый мощный в то время в Западной Сибири. [2, с. 319, 25, с. 4] Компания “оживила” судоходство по Оби. Особенно оно усилилось во время строительства Екатеринбург-Тюменской железной дороги (1885 г.). Из Барнаула по водным путям отправляли сельскохозяйственные продукты для торговли. В 1890-х начался массовый вывоз хлеба с Алтая, связанный с голодом с Европейской России, на Урале и в Тобольской губернии [27, с. 5]. Тогда значение речного транспорта в крае мощно возросло. Средний годовой грузооборот пристаней Барнаула за период 1904-1910 гг. составил 5736,4 тыс. пуд. (Таблица 2.1) [2, с. 259; 28, с. 215] Причем из них 3-4 млн. приходились на флотилию Е.И. Мельниковой, мещанки из Вологодской губернии, которая основала в Барнауле частную пароходную компанию в 1893 г. Ее компания быстро развивалась и в 1890-е годы использовала двухпалубные пароходы. В 1910-1914 флотилия Мельниковой насчитывала 10 пароходов мощностью 2130 л. и 6 барж вместимостью 490 тыс. пудов, а также 6 дебаркадеров. [2, с. 183; 28, с. 273]

Таблица 2.1

Грузооборот пристани Барнаула по некоторым годам

[по 2, с. 183; 22, с. 107; 25, с. 25; 27; 28, с. 215; 30; 34, с. 201]

Годы

Ежегодный грузооборот, тыс. тонн

Годы

Ежегодный грузооборот, тыс. тонн

1904-1910

93,96 (5736 тыс. пуд) *

1938

700

1906

53,22 (3249 тыс. пуд)

1974

ок. 2000

1908

154,21 (9414 тыс. пуд)

1980-е

4700

1913

41,87 (2556 тыс. пуд)

 

 

* В скобках указаны значения в исходной размерности.


К 1908 г. на обских берегах города разместилось 13 пароходных причалов частных барнаульских, томских и тюменских компаний. (Наиболее крупными были компании Е.И. Мельниковой, Е.В. Ельдештейна, Г.И. Фуксмана) Общая численность их флотилии составляла 39 пароходов, барж и паузков (больших лодок) [2, с. 259]. К началу Великой Отечественной войны пристань имела 30 буксирных и пассажирских судов, речных трамваев, паузков, барж и паромов [25, с. 13]. Однако во время войны работа речников затормозилась, так как многие из обслуживающего персонала ушли на фронт и переработка грузов резко сократилась. Темпы работы стали возобновляться в 1950-е гг. В это время пристань стала интенсивно механизироваться. Вместо ручной погрузки/разгрузки стали применяться плавучие и береговые краны. Тогда же стали появляться первые теплоходы, а позже – и скоростные теплоходы «Заря» (их по сей день можно увидеть на Оби). 19 сентября 1969 г. к Речному порту приписано 17 пассажирских теплоходов. В том же году открылся новый скоростной рейс Барнаул – Камень-на-Оби. В июле 1971 по выходным дням с причала стал отправляться теплоход «Вечерний Барнаул», время его прогулки по реке составляло 4 часа и рабочие промышленных предприятий города проводили свой отдых на теплоходе.

Но так обстояло в советское время. Когда же пароходство еще только начало развиваться в Барнауле, единственная пристань здесь представляла собой пляж и вовсе не была оборудована. В годы Великой Отечественной войны грузовая пристань была уже механизирована. Приведем воспоминание Г.М. Ключевского 1989 г.: «Хозяйство наше в то время: угольный причал с десятком транспортеров и бункеров для угля, зерновой причал с транспортерами, причал большой скорости. <…> Производительность транспортеров была очень низкой. Кроме того, во время работы приходилось очень часто их останавливать, чтобы вручную переставить ближе к куче угля. <…> Летом в напряжении трудились и люди, и техника, а зимой нам приходилось почти заново перебирать всю нашу механизацию. Материалы, запчасти – их всегда не хватало, что-то делали сами, что-то разными путями добывали. Но к навигации все механизмы были в порядке». [25, с. 22]. К концу 1980-х среди технического оснащения грузовой пристани имелись четыре портальных 5-тонных крана, а также 10-, 16-, 20- и 27-тонных. Также шесть плавучих кранов, экскаваторы, автопогрузчики, тракторы. [25, с .25] К этому времени остальное оснащение просто пришло в негодность.

В 1985 сдан в эксплуатацию пассажирский Речной Вокзал с имеющимся транспортом: 61 транспортный буксир, 12 теплоходов, 23 несамоходных судна общим тоннажем 12,6 тысяч тонн. [2, с. 259]



2.2. Две пристани


Так в Барнауле имеется ряд пунктов, так или иначе, связанных с навигацией по реке Оби. Сейчас существует две пристани в городе – грузовая и пассажирская.

Так называемый «ковш» является грузовой пристанью. Он расположен в затоне, образованном между островом Отдыха и «континентальной» частью Барнаула (коренным берегом Оби). Этот затон в своё время являлся протокой и начинался от устья р. Барнаулки. Однако к 1940-м гг. прошлого века место ответвления протоки от основного русла сильно обмелело по причине отлагаемых здесь донных осадков р. Барнаулки. Это вызывало большие затруднения в судоходстве, поэтому в 1941 г. началась капитальная работа по строительству дамбы для образования «ковша» [25, с. 17; 29]. Она длилась около десятилетия, т.к. затон оказался очень мелким и в зимней период просто пересыхал. Приходилось проводить дноуглубительные работы. Длинна образованного таким образом затона составила на сегодняшний день около 4200 м (посчитано по [8]). Но стоячая вода сыграла существенную негативную роль. Во-первых территория «ковша», особенно в районе дамбы, широко использовалась как зона отдыха (откуда и произошло название острова Отдыха). Теперь же это больше зона коммунальная [29]. Огромное количество мусора, как на прибрежной территории, так и в глубине суши, отталкивает отдыхающих. Свалки здесь довольно малы по размерам, однако весьма часты (прил. 2).

Во-вторых, основные функции «ковша» - это хранение судов в зимней период, временные стоянки в период навигации, погрузка-разгрузка грузов на судах, судоремонтные работы. Но, как известно, при разгрузке-погрузке неминуемо происходит естественная убыль массы грузов. Иными словами, часть их теряется в окружающую среду [21]. Так же судоремонтные, как и судостроительные, работы приводят к загрязнению окружающего пространства. Это весьма актуально для «ковша» в последние десятилетия. Приведем цитату из популярной статьи: «Протока Оби возле рабочего поселка Затон надежно пропитана “нефтепродуктами”. На дне ее покоится промасленная ветошь, выброшенная нерадивыми судоводителями . В Затоне и “Ковше” зимой ремонтируют теплоходы. Прямо на льду высятся кучи ржавого железа, тряпье в мазуте, краска, куски проволоки и прочее. За последние 15 лет судоремонтники превратили Затон и “Ковш” в мертвую зону. И в конце – концов такое отношение к реке привело к печальным последствиям – загрязнению вод» [33]. Карта, уже указанная выше, хорошо иллюстрирует этот факт.

Страницы: 1, 2, 3