Речное и набережное строительство г. Барнаула
Другая пристань Барнаула – пассажирская.
Она расположена в районе Речного Вокзала, близ площади В.Н. Баварина. Ее
главная функция – перевозка пассажиров. Существует два рейса у пассажирских
теплоходов. Во-первых, это рядовые рейсы до населенных пунктов. Вниз по течению
маршрут проходит до станции Кокуйской, вверх – до деревни Рассказиха. Однако
навигация до многих из них часто прекращается еще до того, как закрывается
вообще навигация по Оби в районе Барнаула. Связано это с русловыми процессами
и, как следствие, уменьшения глубины воды [14, с. 91].
В целом у Оби амплитуда изменения ее уровня составляет 7 метров по максимуму
(по [5]). В связи с этим, при очень низких уровнях теплоходы не могут доплыть
до назначенных пунктов. Иногда в конце лета – в начале осени в таких случаях
перевозку пассажиров осуществляют два теплохода: в рейсе до Рассказихи теплоход
«Москва» доплывает до деревни Бобровка, а дальше пассажиры пересаживаются на
скоростной теплоход «Заря» с очень низкой осадкой. В целом мы можем
свидетельствовать, что при имеющихся тенденциях руслоформирования Оби в районе
Рассказихи, этот населенный пункт через одно-два десятилетия вовсе окажется отрезан
от теплоходных маршрутов.
Надо сказать, что полвека назад
работали рейсы и до городов Бийск и Камень-на-Оби. Хотя и тогда были большими
проблемы с такой длинной навигацией (по причине все того же руслоформирования),
однако ныне теплоходы вообще не совершают этих рейсов. В середине 1950-х между
Бийском и Барнаулом сообщение шло двумя судами: газоходом «Зюйд» (Бийск –
Усть-Чарышская Пристань) и пароходом «Товарищ» (Барнаул – Бийск). Рейс длился
37 часов. От Барнаула до Камня-на-Оби чуть меньше – 36 часов (но обратно,
против течения, - около двух с половиной суток) [18, с. 59].
Другие рейсы – прогулочные. Они
проводятся на теплоходах типа «ПТ», длятся пару часов и являются одним из
весьма востребованных ныне услуг Барнаульского причала.
Для упрощения работы пассажирской пристани 9 мая 1939 г
был построен деревянный речной вокзал, постройка которого началась в мае
1938 г. Зал ожидания рассчитан на 150 человек. На верхнем этаже –
ресторан и буфет [30]. В 1985-м была завершена постройка нового двухэтажного
Речного Вокзала. Причем подготовка к закладке его фундамента началась еще в
1969 г. Затем 11 сентября 1970 г. главный архитектор города
В.В. Казаринов “обнародовал” этот проект. В августе 1971 г. трест «Алтайтрансстрой»
начал вертикальную планировку площадки будущего строения. В декабре
1972 г. наконец начались комплексные работы по возведению Речного Вокзала.
2.3. Поселок Бобровский Затон
Важное место в развитии судоходства
на Оби в районе Барнаула занимает поселок Бобровский Затон, входящий ныне в
Центральный район г. Барнаула. Он был образован в 1880-х годах, когда
барнаульские пароходчики В.И. Мельникова, Курбатов и Игнатов построили
здесь свои судостроительные и судоремонтные мастерские [2, с. 120; 19, с. 6; 25, с. 20]. В дальнейшем владения расширялись, всё больше открывалось
мастерских. В феврале 1918 по декрету о национализации флота они перешли от
хозяев к речникам. Здесь были построены цехи с новыми станками, и к 1930-м гг.
поселок получил почетное звание стахановского предприятия. В 1937 г. мастерские
преобразованы в судоремонтный завод, который в конце 1950-х реорганизован в
Барнаульскую ремонтно-эксплутационную базу флота. В начале 1970-х он стал
именоваться судостроительно-судоремонтным заводом, а через десять лет – вновь
ремонтно-эксплутационной базой. Однако это градообразующее предприятие в
2002 г. оказалось ликвидировано. Но находящийся здесь затон продолжает
нести свою транспортно-речную функцию – именно здесь зимуют многие суда
Барнаульского речного флота.
Так или иначе, сейчас все чаще встает
вопрос о переселении поселка [19, 20]. Это связано вовсе не с ликвидацией
главного предприятия, а с природными условиями, в которых Затон вынужден
существовать. Ведь почти каждый год весенним паводком в некоторой мере
происходит полное затопление либо подтопление земельных участков и различных зданий.
Эта проблема давно терзает администрации города и края и в последние годы оно
находит постепенное решение – поселок решено расселить, и уже частично
население действительно расселено.
Мы уже писали об этих проблемах (см.
[19; 20]). Вкратце поясним. Решение о расселение Затона появилось, видимо, в
2001 г. после рабочей поездки в поселок Л. Драчевского (полномочного
представителя президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе).
В тот год затопление случилось особенно мощное, – в его зоне оказалось 600
поселковых зданий (из 615) [15]. Тогда же принято было постановление, согласно
которому, «до 15 октября <…> должны быть подготовлены и представлены
на утверждение списки жителей поселка Затон, которые желают переселиться в село
Бельмесево» [13]. По ряду причин долгое время проблема не разрешалась.
Наконец она вновь была поднята 19 марта 2003 г. на
совещании по вопросам подготовки к безаварийному пропуску паводковых вод на
территории региона. Глава администрации Алтайского края А. Суриков отметил
на совещании, что работа по переселению жителей поселка Затон ведется. В
2004 г. вопрос был вновь поднят на широком обсуждении во время совещания
по организации предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных
весенним паводком. Но по сей день проблема до конца не решена – большинство
семей продолжают жить и работать в Затоне.
Мы исследовали эту проблему с
гидрологической позиции и пришли к следующим выводам. Затопление начинается при
подъеме уровня воды от 133 м (в балтийской системе высот), или 520 см
выше нуля графика водомерного поста. Большая часть территории поселка вложена в
амплитуду 135-136 м (59% земельной площади) (прил.3). Судя по графику
максимальных уровней Оби (таблица 2.2), реально эти высоты в той или мере
затапливаются раз в два-четыре года. Здесь будет целесообразно привести карту
частоты затоплений, созданную на основе имеющегося у нас статистического
материала и топографической основы исходного масштаба 1:10000 (прил.4). Карта
показывает территории с отображением частоты их затопления водами р. Оби в
сутках.
Таблица 2.2
Максимальные уровни р. Оби по
некоторым годам [по 5]
|