рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Речное и набережное строительство г. Барнаула рефераты

Другая пристань Барнаула – пассажирская. Она расположена в районе Речного Вокзала, близ площади В.Н. Баварина. Ее главная функция – перевозка пассажиров. Существует два рейса у пассажирских теплоходов. Во-первых, это рядовые рейсы до населенных пунктов. Вниз по течению маршрут проходит до станции Кокуйской, вверх – до деревни Рассказиха. Однако навигация до многих из них часто прекращается еще до того, как закрывается вообще навигация по Оби в районе Барнаула. Связано это с русловыми процессами и, как следствие, уменьшения глубины воды [14, с. 91]. В целом у Оби амплитуда изменения ее уровня составляет 7 метров по максимуму (по [5]). В связи с этим, при очень низких уровнях теплоходы не могут доплыть до назначенных пунктов. Иногда в конце лета – в начале осени в таких случаях перевозку пассажиров осуществляют два теплохода: в рейсе до Рассказихи теплоход «Москва» доплывает до деревни Бобровка, а дальше пассажиры пересаживаются на скоростной теплоход «Заря» с очень низкой осадкой. В целом мы можем свидетельствовать, что при имеющихся тенденциях руслоформирования Оби в районе Рассказихи, этот населенный пункт через одно-два десятилетия вовсе окажется отрезан от теплоходных маршрутов.

Надо сказать, что полвека назад работали рейсы и до городов Бийск и Камень-на-Оби. Хотя и тогда были большими проблемы с такой длинной навигацией (по причине все того же руслоформирования), однако ныне теплоходы вообще не совершают этих рейсов. В середине 1950-х между Бийском и Барнаулом сообщение шло двумя судами: газоходом «Зюйд» (Бийск – Усть-Чарышская Пристань) и пароходом «Товарищ» (Барнаул – Бийск). Рейс длился 37 часов. От Барнаула до Камня-на-Оби чуть меньше – 36 часов (но обратно, против течения, - около двух с половиной суток) [18, с. 59].

Другие рейсы – прогулочные. Они проводятся на теплоходах типа «ПТ», длятся пару часов и являются одним из весьма востребованных ныне услуг Барнаульского причала.

Для упрощения работы пассажирской пристани 9 мая 1939 г был построен деревянный речной вокзал, постройка которого началась в мае 1938 г.  Зал ожидания рассчитан на 150 человек. На верхнем этаже – ресторан и буфет [30]. В 1985-м была завершена постройка нового двухэтажного Речного Вокзала. Причем подготовка к закладке его фундамента началась еще в 1969 г. Затем 11 сентября 1970 г. главный архитектор города В.В. Казаринов “обнародовал” этот проект. В августе 1971 г. трест «Алтайтрансстрой» начал вертикальную планировку площадки будущего строения. В декабре 1972 г. наконец начались комплексные работы по возведению Речного Вокзала.



2.3. Поселок Бобровский Затон


Важное место в развитии судоходства на Оби в районе Барнаула занимает поселок Бобровский Затон, входящий ныне в Центральный район г. Барнаула. Он был образован в 1880-х годах, когда барнаульские пароходчики В.И. Мельникова, Курбатов и Игнатов построили здесь свои судостроительные и судоремонтные мастерские [2, с. 120; 19, с. 6; 25, с. 20]. В дальнейшем владения расширялись, всё больше открывалось мастерских. В феврале 1918 по декрету о национализации флота они перешли от хозяев к речникам. Здесь были построены цехи с новыми станками, и к 1930-м гг. поселок получил почетное звание стахановского предприятия. В 1937 г. мастерские преобразованы в судоремонтный завод, который в конце 1950-х реорганизован в Барнаульскую ремонтно-эксплутационную базу флота. В начале 1970-х он стал именоваться судостроительно-судоремонтным заводом, а через десять лет – вновь ремонтно-эксплутационной базой. Однако это градообразующее предприятие в 2002 г. оказалось ликвидировано. Но находящийся здесь затон продолжает нести свою транспортно-речную функцию – именно здесь зимуют многие суда Барнаульского речного флота.

Так или иначе, сейчас все чаще встает вопрос о переселении поселка [19, 20]. Это связано вовсе не с ликвидацией главного предприятия, а с природными условиями, в которых Затон вынужден существовать. Ведь почти каждый год весенним паводком в некоторой мере происходит полное затопление либо подтопление земельных участков и различных зданий. Эта проблема давно терзает администрации города и края и в последние годы оно находит постепенное решение – поселок решено расселить, и уже частично население действительно расселено.

Мы уже писали об этих проблемах (см. [19; 20]). Вкратце поясним. Решение о расселение Затона появилось, видимо, в 2001 г. после рабочей поездки в поселок Л. Драчевского (полномочного представителя президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе). В тот год затопление случилось особенно мощное, – в его зоне оказалось 600 поселковых зданий (из 615) [15]. Тогда же принято было постановление, согласно которому, «до 15 октября <…> должны быть подготовлены и представлены на утверждение списки жителей поселка Затон, которые желают переселиться в село Бельмесево» [13]. По ряду причин долгое время проблема не разрешалась. Наконец она вновь была поднята 19 марта 2003 г. на совещании по вопросам подготовки к безаварийному пропуску паводковых вод на территории региона. Глава администрации Алтайского края А. Суриков отметил на совещании, что работа по переселению жителей поселка Затон ведется. В 2004 г. вопрос был вновь поднят на широком обсуждении во время совещания по организации предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных весенним паводком. Но по сей день проблема до конца не решена – большинство семей продолжают жить и работать в Затоне.

Мы исследовали эту проблему с гидрологической позиции и пришли к следующим выводам. Затопление начинается при подъеме уровня воды от 133 м (в балтийской системе высот), или 520 см выше нуля графика водомерного поста. Большая часть территории поселка вложена в амплитуду 135-136 м (59% земельной площади) (прил.3). Судя по графику максимальных уровней Оби (таблица 2.2), реально эти высоты в той или мере затапливаются раз в два-четыре года. Здесь будет целесообразно привести карту частоты затоплений, созданную на основе имеющегося у нас статистического материала и топографической основы исходного масштаба 1:10000 (прил.4). Карта показывает территории с отображением частоты их затопления водами р. Оби в сутках.


Таблица 2.2

Максимальные уровни р. Оби по некоторым годам [по 5]

Год

Максимальный уровень, см

Год

Максимальный уровень, см

Год

Максимальный уровень, см

1928

{651}*

1966

652

1974

491

1937

763

1967

476

1975

618

1955

513

1968

520

1976

529

1957

578

1969

737

1977

611

1961

586

1970

600

1993

{634}

1962

502

1971

530

2001

{638}

1963

491

1972

493

2002

{527}

1964

508

1973

582

2004

{682}

* Данные сомнительны, т.к. взяты из некомпетентных источников: 1928 г. – по [30]; 1993 – [17]; 2001 - [15]; 2002 – [7]; 2004 – [12].


Усреднив данные (таблица 2.3), можно говорить, что время затоплений за рассмотренный период составляет всего около 4% от количества суток в году. Не так много, но осредненные данные здесь мало показательны, т.к. из года в год эти значения меняются. Так в 1973 г. время затоплений составляло почти 10%, в 1957 – почти 12%, а в 1966 – 18%. При этом неравнозначны площади затоплений. В 1969 г., например, уровень воды превысил абсолютную отметку 135 м. В иные же годы такое превышение было довольно редко.

Для общего представления масштабности катаклизма приведем несколько примеров затопляемости. В 2001 г. максимальный урез воды составил 639 см, из 615 зданий поселка в зоне затопления оказались 600 [15]. В 2002 г. уровень воды 527 см, подтоплено более 30 садово-огородных участка [7]. 26 мая 2004 г. уровень 550 см, подтоплено 46 участка [12].

Как теперь видно, основания для расселения поселка Затон действительно серьезны.



Таблица 2.3

Сроки (количество суток) «стояния» уровней р. Оби [по 5]

Год

количество дней с уровнем воды в диапазонах абсолютных высот в один м

[126;127)

[127;128)

[128;129)

[129;130)

[130;131)

[131;132)

[132;133)

[133;134)

[134;135)

1955

0

0

15

221

46

15

50

18

0

1957

0

0

66

60

109

59

28

25

18

1961

0

1

103

85

40

75

38

23

0

1962

0

4

213

59

19

38

32

0

0

1963

0

5

184

91

45

25

15

0

0

1964

0

85

145

36

32

37

31

0

0

1966

0

6

190

35

27

18

22

41

26

1967

0

17

154

46

86

44

18

0

0

1968

1

62

160

44

49

26

20

4

0

1970

0

3

134

74

57

44

35

18

0

1971

0

113

95

40

20

25

65

7

0

1972

0

97

82

64

45

46

32

0

0

1973

0

35

148

35

28

28

55

36

0

1974

0

102

129

60

44

17

13

0

0

1975

0

119

92

46

36

29

17

23

3

1976

0

105

65

57

68

49

18

4

0

1977

0

101

54

56

72

38

29

15

0

Сред. количество дней

0,1

Страницы: 1, 2, 3