рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Перспективы устойчивого развития Бразилии рефераты

Вторжение лесозаготовителей на земли индейцев вело к разрушению их традиционного уклада жизни. У части индейцев, прежде всего молодежи, возникали новые потребности, включая такие «достижения» цивилизации, как алкоголь, наркотики, сигареты, стремление к наживе любой ценой, хищническое использование природных ресурсов, презрение к традиционному образу жизни. Это вело к возникновению конфликтов внутри племен.

Поскольку индейцы ранее жили в изоляции, они не имели иммунитета против многих болезней, которые заносились после прихода на их земли лесозаготовителей. В результате массовых эпидемий лихорадки и малярии всего за несколько лет численность некоторых племен уменьшалась в два и более раз.

Однако наиболее разрушительные как экологические, так и социальные последствия вызывали не столько сами лесозаготовки, как вызванное ими массовое заселение территорий. Ранее практически недоступные земли индейцев после проникновения туда лесозаготовителей оказывались покрыты сетью волоков, дорог, причалов. Следом за лесопромышленниками, пришедшими за красным деревом, шли тысячи безземельных крестьян с их семьями. Они продолжали расчистку и выжигание тропических лесов, перевод их в сельскохозяйственные угодья. Если в ряде случаев индейцам удавалось вынуждать лесопромышленников оставить их в покое, то противостоять массовому незаконному заселению и полному уничтожению их среды обитания - тропических лесов, они оказались не в состоянии.

7.5 Криминальные последствия заготовок красного дерева

Согласно бразильскому законодательству, промышленная заготовка красного дерева на территориях индейских резерваций является незаконной, даже если лесозаготовителям удается получить согласие вождей. Природные ресурсы этих территорий предназначаются индейцам для традиционного их использования, к которым промышленная заготовка красного дерева не относится.

Однако часто лесопромышленникам не удается получить даже такого, пускай и незаконного согласия. Тогда, как это было зафиксировано в ряде случаев, могут начать действовать наемные убийцы, ликвидирующие несогласных, и вообще всех, кто может привлечь внимание к тому, что происходит в лесу.

Поскольку Бразилия считается правовым государством, а основные покупатели бразильского красного дерева вообще считают себя цитаделями законности и правопорядка, то возникает необходимость в легализации ворованного, а иногда и просто награбленного красного дерева. В ход идут подставные компании, скупающие краденный лес, и тем самым осуществляющие его «очистку». Прикрытием являются официальные разрешения на лесозаготовки за пределами охраняемых природных территорий и земель индейцев. Благодаря многократно завышенным оценкам запасов красного дерева, такие бумаги могут служить официальным прикрытием для скупаемого нелегального леса.

Вся эта система прекрасно функционировала, благодаря пирамиде цен на красное дерево. Если затраты на получение его кубометра в джунглях Амазонки составляют несколько десятков долларов (включая заготовку, вывозку, ликвидацию недовольных, дележку с коррумпированными чиновниками на местах), то при поставке на экспорт цена вырастала до сотен долларов. Фирма-импортер, ввозя красное дерево в Великобританию или США, могла рассчитывать уже на тысячу долларов США за кубометр. После изготовления из него мебели, этот кубометр мог принести уже нескольких тысяч долларов.

Перемены начались в 90-е годы XX века, когда вся эта деятельность привлекла внимание неправительственных природоохранных организаций. Первой оказалась Великобритания. Одним из лидеров кампании борьбы с хищническими заготовками и воровством бразильского красного дерева стало британское отделение международной организации «Друзья Земли» («Friends of the Earth»).

Она действовала по нескольким направлениям, некоторые из которых оказались весьма эффективными. Одним из них стало информирование британских покупателей об экологических и социальных последствиях заготовок красного дерева в Бразилии. Был выпущен ряд аналитических докладов, организовывались пресс-конференции, телевизионные передачи.

Одновременно с демонстрацией остроты проблемы началась кампания давления на продавцов изделий из красного дерева. Согласно британским законам, полиция должна проводить расследование случаев продажи краденных вещей, независимо от того, где они были похищены. Поскольку само бразильское правительство официально призналось, что большая часть заготовок красного дерева носит незаконный характер, а лес просто воруется, у активистов «Друзей Земли» появилась формальное основание обращаться в британскую полицию с просьбой провести расследование случаев продажи мебели из красного дерева, которое было своровано. Группы активистов отвлекали внимание работников охраны крупнейших магазинов, изымали там мебель из красного дерева и тут же доставляли ее в полицию с просьбой провести расследование. О проведении акции и руководство магазинов, и местная полиция извещались заранее.

Подобных процедур не избежали даже самые роскошные торговые центры, такие как «Харродс». Понятно, что внимание средств массовой информации к таким акциям было очень высоким. Через некоторое время после получения такой «рекламы» ведущие торговые сети Великобритании начали сокращать объемы продаж изделий из махогани, а также требовать от своих поставщиков представления убедительных доказательств законности происхождения использованной древесины.

Этот вопрос регулярно поднимался и при закупках красного дерева для государственных нужд - например, Военно-морскими силами. Однако честнейшие (хочется верить) британские чиновники здесь проявляли твердую солидарность со своими коррумпированными бразильскими коллегами. По их мнению, если все бумаги были оформлены правильно - наличие каких-либо экологических, социальных, криминальных проблем не признавалось, хотя сами официальные бразильские власти под давлением многочисленных скандальных доказательств признавали, что это не так.

Оказались малоэффективными и попытки действовать по линии Конвенции о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС). Неоднократные предложения, в том числе и инициированные США, включить в списки угрожаемых видов бразильское красное дерево, оказались безуспешными. Для этого требовалось официальное согласие Бразилии, т.е. чиновников этой страны, часть из которых, похоже, получала весьма солидную прибавку к зарплате именно благодаря незаконной торговле красным деревом. Естественно, что Бразилия и ее чиновники на такое согласиться никак не могли. В качестве компенсации при СИТЕС были организованы рабочие группы и прочие говорильные органы, призванные изобразить деятельность по решению проблемы.

Информирование покупателей и возникновение неблагоприятного общественного мнения оказало определенное влияние на торговцев красным деревом. Между бразильскими экспортерами и британскими импортерами было подписано соглашение, согласно которому его участники обещали не иметь дела с нелегальной древесиной. Однако это обязательство распространялось только на те фирмы, которые подписали соглашение. При этом оно не запрещало им закупки леса у компаний, которые предпочли остаться за рамками договора. Как было показано на многочисленных примерах, все это вело только в появлению промежуточной компании посредника, которая была необходима для «отмывки» незаконно заготовленного, в том числе и откровенно ворованного леса.

Тем не менее, в концу 90-х годов XX века закупки бразильского красного дерева Великобританией снизились на 70-80%. На мировом рынке оставался единственный крупномасштабный покупатель - США. На этом этапе резко активизировалась деятельность другой крупной международной природоохранной организации - Гринпис.

7.6 Конференция о биоразнообразии в Бразилии

27 марта 2006 года, в городе Куритиба (Бразилия),  на Восьмом совещании конференции сторон Конвенции о биологическом разнообразии (СОР 8), прошла пресс конференция с участием представителей коренных народов семи регионов мира, в том числе и России, где  делегацию Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока представляли Полина Шулбаева , Татьяна Дегай, Сергей Очурдяпов.


Представители коренных народов мира кратко представили свои регионы и то, что делается для реализации конвенции о биоразнообразии в этих регионах, а так же об участии  коренных народов в данной работе.


Представители АКМНСС и ДВ РФ отметили, что вопросы выполнения конвенции в России только начинают решаться, но сегодня решается  много экологических вопросов, которые, так или иначе, перекликаются с данной конвенцией. Например, создание особоохраняемых природных территорий на федеральном и региональном уровне, Красная книга по исчезающим видам, внедрение Рамсарской конвенции, проводится много конференций, семинаров, экологических лагерей, но они только поверхностно затрагивают КБР.  Относительно статьи 8j, статьи 15 и других положений статей Конвенции, затрагивающих коренные народы - продвижений нет. В преобладающем большинстве, коренным народам затруднен доступ к ресурсам, землям, воде, традиционному образу жизни.  В России, официально признано более 40 коренных малочисленных народов, каждый народ обладает своей уникальной культурой, традиционными знаниями, в том числе о сохранении биоразнообразия, которые накапливались тысячелетиями, но, к сожалению, из-за не понимания важности этих знаний, они безвозвратно уходят.


Как отметили коренные народы, в большинстве регионов Конвенция о биоразниообразии (КБР) действует только частично или через мероприятия которые лишь поверхностно затрагивают пункты данной конвенции. Коренные народы, как правило,  вообще не участвуют в реализации данной Конвенции, так как правительство не желает привлекать их, даже если таковая инициатива исходит от самих коренных.


«Невозможно вообще говорить об участии коренных народов в реализации Конвенции, ведь нам даже не дают права полноправно участвовать и в комитетах и  рабочих группах по написанию международного режима КБР. Один из главных вопросов для коренных народов это вопрос о биоразнообразии лесов. Биоразнообразие не должно просматриваться с точки зрения бизнеса, как это делается со стороны государств, ведь для коренных народов вопросы земли, леса, водных объектов - это вопросы жизни. Когда нас переселяют  с наших земель на новые территории нам приходиться адаптироваться,  привыкать к новому месту, теряя при этом наши знания. Потеря земель и соответственно традиционных знаний означает умирание народа, а мы этого не хотим», - заявил в своем выступление Сессилио,  представитель Мексики.


Коренные народы особо отметили важность статей 8j)  и статьи 15 о доступе к генетическим ресурсам. (Приложение конвенция о биоразнообразии), а так же особо отметили, что при всей сложности переговорного процесса с правительствами, необходимо продолжать  работать с ними в вопросе  защиты своих прав, продолжать бороться за возможность участия в комитетах и  черновых группах по написанию международного режима КБР, что бы вносить свои предложения на международном и региональном уровне. Что касается доступа к генетическим ресурсам - правительства на международном и национальном уровне,  должны признать права коренных народов, так как это выгодно для всех, - как для коренных, так и для правительств, государств и всего общества и человечества в целом. Разделение выгод и взаимная договоренность между различными культурами, то есть между коренными народами и правительствами обязательно должны быть, и эта договоренность должна быть основана на добровольных, равноправных, взаимовыгодных и согласованных условиях, где мнение коренных должно быть учтено, так же как и мнение правительства.[2]

В конце пресс-конференции коренные народы сделали упор на то, что принципы Конвенции о биоразнообразии ОБЯЗАТЕЛЬНО должны быть реализованы, особенно статьи 8j, ABS  и особо  охраняемых территорий.

7.7 Политика в области водных ресурсов

Реформа методов контроля за окружающей средой в Бразилии получит ускорение, прежде всего, в области контроля водных ресурсов, которая в настоящее время претерпевает значительные изменения. Концепция контроля через водные бассейны предусматривает создание организационной структуры и политической организации (вокруг комитетов по делам бассейнов), весьма напоминающих модель управления будущим устойчивым обществом.

Административная децентрализация, биорегиональное развитие, широкое и взвешенное представительство в принятии решений, оценка использования природных ресурсов в денежном отношении: эти и другие меры превратят первые опыты контроля через водные бассейны в центры формирования новых концепций контроля за окружающей средой страны. Президент Фернанду Энрики Кардозу, уделяющий большое внимание этой верно выбранной модели контроля, мобилизовал правительство на принятие в Конгрессе так называемого Закона о водах, т. е. новой национальной политики в области водных ресурсов, которая уже действует и располагает всеми необходимыми инструментами для внедрения системы контроля через водные бассейны. Закон о водах - это назревший юридический документ, демократически разработанный законодательной властью, который способствует продвижению вперед в сферах организации, планирования и контроля водных ресурсов на уровне штатов и даже на муниципальном уровне.

Приоритетный характер, который в глазах президента приобретают вопросы контроля над водными ресурсами, вытекает из его понимания двух решающих факторов. Это глобальная тенденция к уменьшению запасов воды вследствие ее бесконтрольного использования, а также те сравнительные преимущества, которыми Бразидия может воспользоваться в этой области, если сможет создать надлежащу модель контроля над водными ресурсами. Для Бразилии тот факт, что страна располагает 8% питьевой воды всего мира, может иметь или не иметь свои преимущества. Это зависит от самой страны. Контроль над водными ресурсами требует выработки схем децентрализации и демократического участия. Основным шагом правительства в направлении новых схем было решение покончить с традиционной практикой ведомственности в управлении водными ресурсами. Отныне воды страны не существуют параллельно в нескольких измерениях как материал для производства энергии, ирригации, оздоровления окружающей среды, навигации и т. д. Отныне контроль за их многообразным использованием ведется из одного центра, подчиненного М.О.С. В свете Закона о водах М.О.С. выступило с инициативой создать Гражданское движение в защиту вод, состоящее из местных Гражданских Информационных центров в защиту вод. Речь идет о проекте, способном привлечь широкие массы и призванный создать условия для возникновения бассейновых комитетов со структурой, которая позволит им превратиться в настоящие парламенты по вопросам водопользования, как это происходит в других странах. Одновременно с организационным усилением инструментов контроля за водными ресурсами правительство определило еще одну линию действий специально для Северо-востока страны: расширение предложения в связи с тем, что уровень водопотребления снизился до величин, которые препятствуют развитию этого региона. Высоко оценивая административный здравый смысл, правительство распорядилось о завершении ряда незаконченных структурообразующих строительных объектов, т. е. таких, которые способны увеличить предложение в области водопользования и, таким образом, перестроит экономическую и социальную базу региона. Создание программы "Про-Аква", финансируемой Мировым банком, и включение этих строительных работ в список приоритетов программы "Бразилия в действии" позволили быстро добиться результатов при сравнительно низких затратах. (8)

Например, в штате Риу-Гранди-ду-Норти водоотводы Кабужи, Траири и канал Паташо уже сейчас служат примером так называемого гидро-сельскохозяйственного использования земель взамен прежней концепции простого водонакопления. Два из указанных сооружения питаются водами водохранилища Арманду Рибэйру Гонсалвиш (2 миллиарда кубических метров), которые используются как для нужд населения, так и для ирригации. Также в штате Параиба вода, накопившаяся за более, чем пятьдесят лет, но не используемая с определенной целью (комплекс Куремас Маи Д'Агуа), позволит оросить около 10 тысяч гектаров, что изменит экономический облик всего региона. 10

Следует еще упомянуть о водохранилище Каштаньяу, в штате Сеара, самое большое гидротехническое сооружение в Бразилии, объем которого в 2,5 раза превышает количество воды в бухте Гуанабары (6 миллиардов кубических метров), сооруженном в самом центре засушливой зоны. В штате Пиауи, где построено наибольшее количество гидротехнических сооружений, предложение пресной воды особенно возрастет в сравнительных величинах. В штате Пернамбуку Западный водовод протяженностью 710 км свяжет реку Сан-Франсишку со штатом Пиауи (в районе Падри Маркуш). Также плотина Жуказинью, построенная в степной зоне, покроет потребности территории, где использование значительного экономического потенциала сдерживается нехваткой воды.

Разработке всех проектов по расширению предложения пресной воды на Северо-востоке предшествовали широкие консультации с парламентскими фракциями, с губернаторами и представителями населения этого региона, которые, в свою очередь, подписали исторический документ: "Харти за спасение Сан-Франциско", предложенную 19.V.95 президентом Республики в речи в Управлении по развитию Северо-востока для обеспечения проекта переброски вод этой реки и самого будущего этого экологического наследия Бразилии, которому в последние годы нанесен серьезный ущерб.

Поскольку вопросы ирригации в зоне полузасушливого климата рассматриваются президентом Фернанду Энрики Кардозу в качестве стратегического приоритета, по окончании мандата его правительства площадь орошаемых земель в этом регионе увеличится в полтора раза по сравнению с орошаемыми площадями, созданными за последние тридцать лет. В проведении ирригационной политики особое внимание обращается на необходимость выработки новой модели, основанной на развитии более водосберегающих технологий и привлечении наиболее предприимчивых ирригаторов, что, в свою очередь, привлечет частные капиталы. 10

Особое внимание, уделяемое правительством выбору Северо-Востока в пользу орошаемого плодоводства приведет к значительным изменениям в восприятии этого региона, укоренившимся в течение веков. Эта зона полузасушливого климата, всеми забытая и парализованная духом фатализма ее обитателей, расцветет как новая Калифорния, способная стать основным производителем фруктов в мире. Сад, который рождается на этой голой и засушливой земле, "прекрасен как ''да'' среди сплошных ''нет''", если вспомнить поэта, который передал в стихах всю трагедию этих Северину-пасынков жизни.

8. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ

В последние годы экологический туризм рассматривается как вид туризма, обладающий высоким экономическим и общественным потенциалом и способный широко представить на внутреннем и внешнем рынках экологическое и культурное наследство страны. Он также выступает как важная альтернатива развития в том случае, если она имеет под собой устойчивую основу.

Признание того факта, что экологический туризм в Бразилии развивался бессистемно и неорганизованно, привело к образованию рабочей группы, куда вошли специалисты М.О.С., Министерства промышленности, торговли и туризма, Бразильской Туристической компании и Бразильского института по проблемам Амазонии. Они разработали документ под названием "Основные направления национальной политики в области экологического туризма", который обращает особое внимание на необходимость соответствия экологического туризма требованиям защиты окружающей среды, усиления международного сотрудничества, действенного участия в этой деятельности всех его составных частей, развития и стимулирования людских ресурсов, развития, поддержки и стимулирования создания и совершенствования инфраструктуры и использования экологического туризма в качестве средства экологического воспитания.

В 1966 году М.О.С. создало Техническую группу по координации экологического туризма в Амазонии, в которой представлены федеральное правительство и правительство штата, частный сектор, различные классы общества и неправительственные организации. Группа разработала Программу развития экологического туризма в Амазонии ("ПроЭкоТур"), которая уже получила одобрение правительственной Комиссии по внешнему финансированию и в настоящее время рассматривается финансированию и в настоящее время рассматривается Мировым банком. (8)

"ПроЭкоТур" основана на новой концепции, предусматривающей создание модели устойчивого развития для штатов, образующих Общу Амазонию. Ее основные принципы: природные ресурсы Амазонии находятся в распоряжении общества, которое опосредствовано, использует их для своих экономических нужд; создаются отношения сотрудничества между гражданским обществом, частным и государственным секторами; рыночные силы и частные ресурсы регулируются стратегическими нормативами и капиталовложениями; должна быть пересмотрена рол государства в качестве стимулирующего фактора развития, имея в виду замену крупных капиталовложений в физическую инфраструктуру на стратегические капиталовложения в технологию, планирование и привлечение частного капитала. "ПроЭкоТур" ставит своей целью оказывать поддержку и развивать туристические достопримечательности региона, создать стабильный климат для капиталовложений, содействовать в оперативном плане инициативам в области экологического туризма, содействовать в финансовом плане новым инициативам посредством открытия кредитов, создать и совершенствовать базовую инфраструктуру для увеличения туристических потоков. С 1995 года М.О.С. реализует Программу Профессионального обучения для экологического туризма, среди основных результатов которой следует выделить:

создание Управлений по экологическому туризму в девяти штатах Общей Амазонии с целью усовершенствовать планирование, определит приоритеты и обозначит продукты и стратеги маркетинга;

создание центров повышения квалификации для пополнения и обновления знаний специалистов, которые должны распространить новые методы на всю страну;

создание "workshop" с участием 40 специалистов Национального фонда по делам индейцев для исследования возможностей основания экспериментальной базы экологического туризма на территории, населенной индейцами;

создание нескольких "workshop" с привлечением местных жителей, занимающихся собирательством, имея в виду подготовить их для работы в области экологического туризма в качестве источника занятости и доходов;

обучение с помощью международных специалистов из стран-участниц Договора о сотрудничестве в Амазонии для выработки общей терминологии и планирования региональных коридоров для продуктов экологического туризм.(7)

















                     Список использованной литературы


1 В.К.Ломакин « Мировая экономика» - М.:Финансы, »ЮНИТИ »

  2. www.brasil.ru

3. www.brasil.net


  4.www.krugosvet.ru


6.Экономика и управление в зарубежных странах (по материалам иностранной печати) Информационный бюллетень №5 – М. 2004


7.#"#">www.raipon.grida.no/russian_site/news/index...




7 #"#_ftnref2" name="_ftn2" title=""> 

 



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6