Особенности социально-экономического развития стран Балтии
Таким образом, проведение демократических преобразований в
Беларуси, на котором настаивают Евросоюз, ОБСЕ и Совет Европы, способствовало
бы расширению политического сотрудничества между странами Балтии и Республикой
Беларусь. В балтийских государствах прочно утвердилась идея прагматического
подхода к двусторонним отношениям со странами СНГ, прежде всего с Россией и
Беларусью. Именно торгово-экономические связи являются надежной основой для
развития добрососедских отношений. Транзит является одним из
приоритетных направлений экономик стран Балтии. Для Латвии и Литвы, владеющих
такими крупными портами на Балтике, как Вентспилский и Клайпедский, Беларусь
является важным партнером в области транзита. В свою очередь, через территорию
Беларуси проходят транзитные грузы стран Балтии в СНГ и страны Азии.
Можно констатировать, что отношения Беларуси со странами Балтии,
прежде всего с Латвией и Литвой являются одним из основополагающих приоритетов
внешнеполитической стратегии белорусского государства. На данный момент эти
государства представляют для Беларуси реальный интерес в качестве транзитных и
торгово-экономических партнеров. В условиях некоторой
изолированности и ограниченности политических контактов Беларуси с
государствами Западной и Центральной Европы расширение сотрудничества с
соседними, помимо России, государствами представляется необходимым для
белорусского государства. Активизация "балтийского" вектора внешней
политики Беларуси представляется важной по следующим причинам:
·
возможность
расширения рынков сбыта белорусской продукции;
·
уменьшение
чрезмерной зависимости Беларуси от влияния России;
·
создание
климата сотрудничества и доверия в субрегионе и на региональном уровне,
укрепление европейской безопасности в целом
·
активизация
балтийского вектора белорусской внешней политики способствовало бы нормализации
отношений с Западноевропейскими государствами и США. [8; c.55-60]
4.3 Диспропорции в
социально-экономическом развитии стран, входящих в регион
Внутренние различия
Латвии
1) Центральная
Латвия (Земгале). Экономическое значение Центральной Латвии определяется
прежде всего расположением в ней столицы страны-Риги. На долю которой в
настоящее время приходится почти половина промышленного производства Латвии.
Основными отраслями промышленности стали машиностроение, текстильная и пищевая.
Особое место в Центральном районе занимает город-курорт Юрмала.
2) Курземе. Спецификой Курземе является то, что на его территории
находятся два морских незамерзающих порта — Вентспилс и Лиепая.
3) Видземе выделяется как основной сельскохозяйственный район
страны. Природные условия здесь наиболее благоприятны для развития молочного
животноводства. Промышленность связана с переработкой сельскохозяйственного
сырья.
4) Латгалия (Латгале). Главный город Латгалии, второй по
численности населения в стране — Даугавпилс. Основные промышленные предприятия
Даугавпилса специализируются на производстве электроинструментов, ремонте
тепловозов и вагонов, выпуске искусственного и льняного волокна.
Внутренние
различия Литвы
1) Восточный район. Промышленному развитию района
благоприятствовали нахождение в нем столицы страны г. Вильнюс, а также хорошо
развитая транспортная сеть, обеспеченность сельскохозяйственными, лесными
ресурсами, минерально-строительными материалами. В сельском хозяйстве района
отраслями специализации являются производство зерновых и зернобобовых культур, а
также картофеля. Вильнюс - крупнейший промышленный центр страны. Ведущие
отрасли промышленности — приборостроение, станкостроение, производство электротехнических
изделий.
2) Южный район. Южная Литва всегда занимает важное место в
хозяйстве страны, давая почти треть производимой в ней промышленной продукции.
Главные отрасли ее промышленности — машиностроение, химическая, легкая,
пищевая.
3) Северная Литва — основной сельскохозяйственный район страны. В
структуре посевов здесь преобладают зерновые, особенно озимая пшеница. Из
технических культур наиболее важны сахарная свекла и лен.
4) Западный район. Хозяйственный и культурный центр Западной
Литвы — г. Клайпеда. В Клайпеде была создана первая в стране свободная
экономическая зона. Базой для СЭЗ послужил экспортный порт с нефтяным
терминалом.
Внутренние
различия Эстонии
1) Северо-Западный район, включающий в себя Таллин и прилегающие к
нему территории, занимает самое главное место в хозяйстве страны. Таллин —
столица, крупнейший промышленный центр и морской порт Эстонии.
2) Северо-Восточный район — это, прежде всего, эстонский
сланцевый бассейн. Район располагает большей частью стратегически важной для
Эстонии промышленности.
3) Юго-Восточный район Эстонии разнообразен в природном отношении.
Северо-восточная часть района выделяется хорошо развитым сельским хозяйством.
4) Юго-Западный район обладает значительными (в масштабах
Эстонии) природными ресурсами — торфом, строительным лесом, рыбой. Самый
крупный город района — Пярну (крупный курортный центр).
5) Западный район. Основное
богатство района — рыба. Ее переработка — важнейшая отрасль здешней
промышленности.
4.5
Проблемы и перспективы социально-экономического развития региона
Одним из
результатов политического и экономического реструктурирования в странах Балтии
в течение 1990-ых, была интенсификация социальной стратификации. В настоящее
время литовское общество глубоко дифференцировано по уровням доходов, разрыв
достигает 12—14 раз. Даже по официальным оценкам, на грани нищеты находится 18%
населения. Риск бедности в Латвии заметно выше, чем в среднем в Европейском
Союзе, об этом свидетельствуют данные проведенного в 2005 году исследования:
19% домохозяйств в Латвии находятся на грани нищеты, то есть каждая пятая семья
в Латвии за чертой бедности. По исследованиям
Всемирного банка, в настоящее время за чертой бедности проживает 9% населения
Эстонии. [24]
Всемирный
банк сравнил уровень жизни в сегодняшней Латвийской Республике и в Латвийской
Советской Социалистической Республике первой половины 1980-х. Выяснилось, что
за последние 25 лет по объему экономики Латвия на фоне 130 стран мира
опустилась на 9 позиций. В 1980—1984 годах среди 130 стран мира ЛССР по объему
экономики занимала 75-е место, а к 2001—2005 годам скатилась на 8 позиций вниз
— до 83-го места. При этом соседние Литва и Эстония за четверть века
практически не утратили позиций в мировой экономической табели о рангах. Таким
образом, данные, приведенные Всемирным банком по Эстонии и особенно Литве, ясно
демонстрируют, что в соседних странах трансформация от советской к рыночной
экономике прошла значительно успешнее, нежели в Латвии. В настоящее время латвийская
экономика развивается достаточно бурно в 2006 году ВВП Латвии вырос на 11,9%,
свидетельствуют данные Центрального статистического управления. Наибольшее
влияние на рост оказали торговля и коммерческие услуги. Торговля, на которую
приходится 20,9% в структуре ВВП Латвии, за год выросла на 17,4%, коммерческие
услуги — на 17,6%, транспорт и связь — на 9,3%, обрабатывающая промышленность —
на 6,2%, строительство — на 13,6%. [24]
Согласно уровню
Европейского рейтинга конкурентоспособности (ЕРК), который составляется
британской исследовательской организацией Robert Huggins Associates, Латвия
занимает последнее место среди 25 стран ЕС. Она является 113-й среди из 118
регионов Евросоюза. Как на фоне ЕС, так и на фоне евроновичков, Латвия выглядит
государством с очень низкой конкурентоспособностью. По этому параметру страна,
в 4,6 раза отстает от Брюсселя (1-е место) и ровно в 4 раза от Праги (7-е), и
даже уступает соседним Эстонии (109-е) и Литве (110-е). Экономические преобразования, проводимые в Прибалтийских государствах,
вызвали существенные изменения социально-экономического положения ее населения,
прежде всего рост безработицы. На 1 января 2000 г. уровень занятости в Эстонии составил 55,1%, уровень безработицы 13,7%. В Литве безработица
достигла 11,3%, в Латвии-8,5%. [24]
В настоящее
время остро встала проблема пополнения кадров с высшим образованием и
реформирования науки. Процесс
сокращения численности ученых, проходящий в странах Балтии в последние 10 лет,
в меньшей степени затронул Литву, где она уменьшилась на 30% (в Латвии — на 70,
в Эстонии — на 50%). В эстонском правительстве есть точка зрения о том, что
маленькая страна не должна иметь свою Академию наук, вкладывать средства в
организацию научных исследований. Для более активного привлечения молодежи в
науку все наиболее крупные академические институты переданы соответствующим
высшим учебным заведениям. Так, Таллинский технический университет присоединил
три академических института. Научные исследования на 70% финансирует
государство, остальные средства поступают из коммерческих структур,
международных грантов, различных фондов. Проблема школьного образования связана
с принятием закона об основной школе и гимназии и о переходе с 2007 г. на эстонский язык обучения. Британская исследовательская организация Robert Huggins
Associates сообщает, что Латвия занимает последнее место в ЕС по объемам
финансирования высшего и профессионального образования. Одновременно с самым
низким финансированием латвийское высшее и профессиональное образование
выделяется феноменально высокими показателями по числу принятых в учебные
заведения студентов. Впрочем, это характерно для многих стран-евроновичков, и в
Robert Huggins Associates замечают: сочетание данных факторов говорит о том,
что качество образования в этих странах пока не отвечает западноевропейским
стандартам. [24]
Можно отметить наличие структурной безработицы,
выражающейся в нехватке высококвалифицированной рабочей силы. Все годы после
провозглашения независимости в странах последовательно проводится курс на
ассимиляцию русскоязычного населения, идет процесс вытеснения русского языка
как языка межнационального общения и ликвидации образования на русском языке.
Что в конце концов вызвало отток квалифицированной рабочей силы, ощутимее всего
этот процесс затронул Эстонию. Повышенное внимание общественности и
политиков к трудовым ресурсам понятно. Экономика Эстонии на подъеме, при этом,
после вступления в ЕС и открытия границ в стране произошел большой отток
квалифицированных специалистов в "старые" страны Евросоюза. И
официальная безработица снизилась до уровня примерно 1,7%, что на деле
позволяет говорить об ее отсутствии. Ко всему этому необходимо добавить
программу России по поддержке добровольного переселения соотечественников. И
как бы эстонские политики не говорили о том, что данная программа не окажет
никакого влияния на Эстонию, страх все-таки присутствует. При этом все
государственные и частные лица, ратующие за приток трудовых ресурсов в страну,
забывают или не хотят публично вспоминать проблеме эстонского языка.
После обретения
независимости существенно изменились характер и направления внешнеэкономических
связей стран Балтии. Важное место во внешнеторговом обороте заняло оказание
услуг (банковских, транспортных, рекреационных и др.) Важными внешнеторговыми
партнерами государств Балтии традиционно являются Россия, Беларусь и Украина.
Значительно возрастает роль государств Северной и Западной Европы. Значительных
масштабов достигли зарубежные инвестиции в экономику стран Балтии. Среди
крупнейших инвесторов - Великобритания, Германия, США. В политической области
страны Балтии придерживаются в отношении Беларуси единой позиции европейских
структур. Отношения Беларуси со странами Балтии, прежде всего с Латвией и
Литвой являются одним из основополагающих приоритетов внешнеполитической
стратегии белорусского государства. На данный момент эти государства
представляют для Беларуси реальный интерес в качестве транзитных и
торгово-экономических партнеров. Экономические преобразования в странах Балтии привели
к усугублению таких проблем как рост безработицы, проблема бедности,
межэтнические проблемы, нехватка квалифицированных специалистов.
Заключение
Балтийский регион не обладает большими запасами
минерально-сырьевых ресурсов. Промышленное значение имеют запасы горючих
сланцев в Эстонии. Добывается сырьё для промышленности строительных материалов,
а также торф. Специфика геополитического положения региона заключается в его
расположении на стыке зон экономических и военно-политических интересов стран
Запада (ЕС, НАТО) и России. Современная демографическая ситуация в государствах Балтии
характеризуется как неблагоприятная: отрицательный естественный прирост, а
также миграционный отток населения. Все три государства являются высоко урбанизированными.
Удельный вес городского населения приближается к 70%. В национальном составе
населения всех трёх государств преобладают титульные этносы. Социально-правовое
положение русскоязычного населения (русских, украинцев, белорусов) является
одной из острых проблем межэтнических и межгосударственных отношений. Литва,
Латвия, Эстония - государства с экономиками
постиндустриального типа. В секторе услуг каждой из трёх стран в настоящее
время занято до 60% экономически активного населения. Энергетическое хозяйство
Эстонии основано на использовании в качестве топлива горючих сланцев, а у Литвы
и Латвии базируется преимущественно на привозном топливе. В машиностроении
развивается преимущественно неметаллоёмкое машиностроение с участием
иностранного капитала. Легкая промышленность стран Балтии выпускает
разнообразную продукцию, зависит от импортных поставок сырья (хлопок). В
пищевой промышленности главной проблемой остаётся низкая конкурентоспособность
продукции, как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Транспортная система
стран Балтии имеет ярко выраженный транзитный характер, обладает развитой
инфраструктурой играет важную роль в экономике.
После обретения независимости существенно изменились характер и
направления внешнеэкономических связей стран Балтии. Важное место во
внешнеторговом обороте заняло оказание услуг (банковских, транспортных,
рекреационных и др.). Важными внешнеторговыми партнерами государств Балтии
традиционно являются Россия, Беларусь и Украина. Значительно возрастает роль
государств Северной и Западной Европы. Значительных масштабов достигли
зарубежные инвестиции в экономику стран Балтии. Среди крупнейших инвесторов -
Великобритания, Германия, США. В политической области страны Балтии
придерживаются в отношении Беларуси единой позиции европейских структур.
Отношения Беларуси со странами Балтии, прежде всего с Латвией и Литвой являются
одним из основополагающих приоритетов внешнеполитической стратегии белорусского
государства. На данный момент эти государства представляют для Беларуси реальный
интерес в качестве транзитных и торгово-экономических партнеров. Однако экономические
преобразования в странах Балтии привели к усугублению таких проблем как рост
безработицы, бедность, межэтнические противоречия, нехватка квалифицированных
специалистов.
В
настоящее время Прибалтийские государства отличают политическая стабильность,
благоприятные условия для бизнеса, дешевизна рабочей силы и близость к емким
рынкам сбыта богатых стран.
Список использованных
источников
1) Бунакова Т.М.
Экономическая география СНГ и стран Балтии / Т.М. Бунакова, И.А. Родионова. М.,
1996.
2) Голубчик, М.М.
Экономическая и социальная география: учебник / М.М. Голубчик. М., 2005.
3) Ратанова М. П. Экономическая
и социальная география стран ближнего зарубежья: пособие для вузов / под ред.
М.П. Ратановой. – М., 2004.
4) Экономическая,
социальная и политическая география мира. Регионы и страны / под ред. С.Б. Лаврова,
Н.В. Каледина. М., 2002.
5) Стреха Н.А. География для
поступающих в вузы: страны мира/ Н.Л. Стреха- 2-е изд.- Мн.: Аверсэв, 2005.
6) Краткий статистический
сборник «Республика Беларусь в цифрах» 2006г Минстат РБ. Минск, 2006
7) Лицкевич О.С. «Балтийская
динамика»/ О.С. Лицкевич // Белорусский экономический журнал 2000, № 3,с.144-147.
8) Халиманович Н. «Общая
характеристика двусторонних отношений Беларуси со странами Балтии (1990-2002)» /Н. Халиманович //
Международные отношения. 2002,№2 c.55-60
10) Зайцев Б. «Исследование на тему
последствий расширения ЕС в Балтийском регионе»/ Б.Зайцев // Компас.2004,№12 c. 52-55.
11) Карнитис Э. «Стратегия
развития народного хозяйства Латвии» / Э. Карнитис // Белорусский экономический
журнал 2001,№ 4. c. 13–19.
12) Симиндей В. «Латвийский
узел» Балтийского транзита» / В. Симиндей // Мировая экономика и международные
отношения. 2001, № 4. С. 107–112.
13) Георгинова Е. «Балтийский
цугцванг»/ Е. Георгинова// Евразия 2005, №6 с.51-59
14) Коседовский В. «Между
западом и Россией: проблемы трансформации и развития государств центральной
пограничной зоны» / В. Коседовский// Белорусский экономический журнал 2004, №4
с. 14-24.
15) Жигарас Ф., Маловикас
А. «Социальные проблемы и пути их решения в Литовской Республике» / Ф.Жигарас,
А. Маловикас // Белорусский экономический журнал 2005, №3 с. 115-126.
16) #"https://www.cia.gov/cia/publications/factbook/geos/en.html-эстония">https://www.cia.gov/cia/publications/factbook/geos/en.html
19) https://www.cia.gov/cia/publications/factbook/geos/lg.html
20) https://www.cia.gov/cia/publications/factbook/geos/lh.html
21) #"#">#"#">#"#">#"#">#"#">http://www.latvija.lv/RU/WebLinks/Economics
27) http://www.latvija.lv/RU/WebLinks/Economics/tirdznieciba
Страницы: 1, 2, 3, 4
|