Особенности социально-экономического развития стран Балтии
Источник: Составлена
автором по данным [18;19;20].
Таблица 3.
Возрастная структура,
средний возраст и продолжительность жизни, этнический состав населения.
Страна
|
Возрастная структура
( %)
|
Средний возраст
( лет)
|
Средняя продолжительность жизни (лет)
|
Этнический состав населения
(%)
|
0-14
лет
|
15-64
лет
|
65 и более лет
|
муж.
|
жен.
|
муж.
|
жен.
|
всего
|
Латвия
|
14
|
69,9
|
16,4
|
36.3
|
42.4
|
66.08
|
76.85
|
71.33
|
латыши- 57,7 % русские- 29,6% белорусы- 4,1%
украинцы- 2,7% поляки- 2,5% литовцы- 1,49% другие- 2%
|
Литва
|
15,5
|
69,1
|
15,5
|
35,7
|
40,8
|
69,2
|
79,49
|
74,2
|
литовцы- 83,4%
поляки- 6,7%
русские- 6,3%
другие- 3,6%
|
Эстония
|
15,2
|
67,6
|
17,2
|
35,8
|
42,6
|
66,58
|
77,83
|
72,04
|
эстонцы- 67,9%
русские- 25,6%
украинцы- 2,1%
белорусы- 1,3%
финны- 0,9%
другие- 2,2%
|
Источник: Составлена
автором по данным [18;19;20].
Современная
демографическая ситуация в государствах Балтии характеризуется как
неблагоприятная: отрицательный естественный прирост, а также миграционный отток
населения. Все три государства являются высоко урбанизированными. Удельный вес
городского населения приближается к 70%.В национальном составе населения всех
трёх государств преобладают титульные этносы. Социально-правовое положение
русскоязычного населения (русских, украинцев, белорусов) является одной из
острых проблем межэтнических и межгосударственных отношений.
Глава III. Особенности развития хозяйственного
комплекса региона
3.1 Изменения в структуре
хозяйства региона в постсоветский период
В составе бывшего СССР в хозяйственном отношении республики специализировались на
производстве продукции перерабатывающих отраслей
промышленности и интенсивном сельском хозяйстве. Среди отраслей промышленности
наибольшим уровнем развития выделялись машиностроение (электротехника,
приборостроение, производство транспортных средств), химическая и
нефтеперерабатывающая промышленность, деревообработка, лёгкая и пищевая
отрасли. В сельском хозяйстве ведущие позиции занимали мясо-молочное
животноводство и свиноводство.
После
обретения независимости республики Балтии, с одной стороны, продолжали
оставаться в сырьевой зависимости от России, а с другой, быстрыми темпами
осуществили структурную перестройку экономики, провели рыночные экономические
преобразования (в том числе аграрные реформы) и переориентировались на внешнюю
торговлю со странами Западной Европы.
Специфика
переходного периода для стран Балтии:
1) Латвия,
например, сосредоточила усилия на развитии банковской системы, превратившись в «балтийскую
Швейцарию». На сегодняшний день в республике работают 23 коммерческих банка, в
Литве- 10, в Эстонии-5.
[13;c.51-59]
2) В Эстонии
основой экономики стало развитие сферы услуг. Среди прибалтийских республик
Эстония лидировала по уровню иностранного капитала в народном хозяйстве.
Сегодня практически все крупные предприятия здесь принадлежат иностранцам,
особенно это касается банков-85%. Эстония - страна с самым низким уровнем
налогообложения (по сравнению с Литвой и Латвией), поэтому она и привлекательна
для инвесторов. [13;c.51-59]
3) В Литве
ставку сделали на развитие сельского хозяйства и промышленности.
Основная часть банков и
предприятий остались в собственности местных бизнесменов, так как Литва смогла
избежать масштабной экспансии иностранного капитала. В республике основной
акцент был сделан на развитие производства - лёгкой, электронной, химической,
мебельной, пищевой промышленности и сельского хозяйства. На сегодняшний день
объём сельскохозяйственного производства в Литве занимает примерно 10% в
структуре ВВП. [13;c.51-59]
3.2
Топливно-энергетический комплекс
Топливно-энергетический
комплекс стран региона базируется на местном (горючие сланцы) и привозном (нефть,
нефтепродукты, природный газ) сырье. Весомое место в энергетическом хозяйстве
занимает производство электроэнергии на АЭС и ГЭС. Энергетическое
хозяйство Эстонии основано на использовании в качестве топлива горючих сланцев
(Эстонская и Прибалтийская ГРЭС). На основе переработки горючих сланцев
налажено производство газа, они используются также как сырье для химической
промышленности. Все это позволяет говорить о наличии в Эстонии
сланцево-энергохимического комплекса. Частично в энергетическом хозяйстве
страны используется природный газ, поставляемый из России. По производству
электроэнергии надушу населения, Эстония находится на уровне экономически
развитых государств Европы. Часть электроэнергии экспортируется в Латвию и
Литву.
Энергетическое хозяйство Литвы и Латвии базируется
преимущественно на привозном топливе. В Мажейкяе (Литва) работает
нефтеперерабатывающий завод, который использует российскую нефть (ответвление
нефтепровода «Дружба»). Среди тепловых электростанций выделяется Литовская ГРЭС
(около Вильнюса). Однако основная часть (более 80 %)электроэнергии в Литве
вырабатывается на Игналинской АЭС. В Латвии большой удельный вес в производстве
электроэнергии занимают гидроэлектростанции, построенные на Даугаве. В Литве
действует Каунасская ГЭС на реке Нямунас. [3; с.281-282]
·
нефтекомплекс
Среди стран Балтии Литва
выделяется развитым топливно - энергетическим комплексом. Он развивается здесь
на базе нефти, поступающей из России по нефтепроводу Новополоцк - Мажейкяй. Литовский
нефтекомплекс имеет развитую структуру, включает в себя нефтеперерабатывающий
завод, нефтепровод, нефтетерминал в Бутинге. Литва- единственная из стран
Балтии- имеет собственную нефтепереработку. В настоящее время Литва создала
национальный нефтеконцерн «Мажейкяй Нафта». Почти весь нефтекомплекс страны
отдан американской нефтяной компании «WILLIAMS international»,
которая получила 33% акций нового концерна. Этот нефтекомплекс даёт
национальному бюджету почти 1,5 млрд долл. дохода в год. [3; c.552-553]
·
электроэнергетика
В Латвии большая часть
вырабатываемой электроэнергии приходится на ТЭС, но также важным источником производства энергии остаются гидроресурсы.
Множество электростанций было построено на р. Даугава ещё в советские времена.
Самая крупная из них - Плявиньская ГЕС, мощностью 825 тыс. кВт. Небольшое
количество энергии производится на малых ГЭС и установках с ветровыми
двигателями. Тем не менее, электроэнергия, произведённая в самой стране, не
обеспечивает полностью спроса, поэтому часть её Латвия закупает в Эстонии,
Литве, России. [3; c.522]
В Литве ведущее место в
структуре вырабатываемой электроэнергии занимает электроэнергия, получаемая на АЭС.
Игналинская АЭС мощностью 6 млн кВт вырабатывает 85% всей электроэнергии в
стране. Это самый высокий показатель в мире. Литва по требованию ЕС должна
закрыть ИАЭС к 2010 году, но власти Литвы намерены сохранить её ещё на 15 лет. Это
связано тем, что в ближайшие годы не будет альтернативного источника получения
энергии. Кроме того, закрытие АЭС потребует больших затрат. Особенность
энергетики Эстонии - огромная роль горючего сланца, на базе которого
производится 99% электроэнергии. [3; c.484-485;556-557]
3.3
Химическая
промышленность
Химическая
промышленность достигла наибольшего развития в Литве. Здесь она базируется на привозном
сырье (природный газ, апатиты), а также продуктах нефтепереработки. Основные направления развития литовской
химической промышленности - производство минеральных удобрений для сельского
хозяйства, химического волокна для легкой промышленности, пластмасс для машиностроения.
Центрами производства минеральных удобрений являются города Кедайаняй и Йонава.
Здесь производят суперфосфат, аммофос, серную кислоту, фосфорную кислоту и др. На
основе химической промышленности развивается фармацевтическая промышленность,
которая специализируется на производстве различных средств для инъекций. В Эстонии на сланцевом сырье налажено производство азотных
удобрений, красителей и другой химической продукции (Кохтла-Ярве).
3.4 . Машиностроение
Современное машиностроение претерпело наиболее значительные
изменения по сравнению с советским периодом. Выпуск многих видов продукции был
прекращен (например, автомобилей RAF в Риге), в других отраслях (вагоностроение,
судостроение) значительно сократились масштабы производства. Развивается
преимущественно неметаллоёмкое машиностроение с участием иностранного капитала (радиотехника,
изделия тонкой механики, приборы и др.), а также производство отдельных видов
оборудования для промышленности и сельскохозяйственных машин. Потребности
машиностроения в металле удовлетворяются за счет импорта из Украины и России, а
также продукции передельного металлургического завода в Лиепае (Латвия)- 500
тыс. в год. Основные центры машиностроения - Рига, Каунас, Клайпеда.
Крупным литовским
станкостроительным предприятием является завод «Жальгерис»; основные центры
станкостроения - Вильнюс и Каунас (Литва). Среди крупнейших
машиностроительных предприятий стран Балтии можно назвать заводы: «Экранас»,
выпускающий телевизоры и комплектующие узлы и детали для них, и «Снайге»,
известный производством холодильников.[5; c.282]
3.5 Деревообрабатывающая
и целлюлозно-бумажная промышленность
Деревообрабатывающая
и целлюлозно-бумажная
промышленность использует местную и привозную древесину и представлена в основном
производством мебели и бумаги, а также разнообразных строительных изделий и
конструкций из дерева. Центры производства: Юрмала (Латвия), Клайпеда (Литва),
Тарту, Пярну (Эстония).
3.6 Лёгкая промышленность
Легкая промышленность стран Балтии выпускает разнообразную продукцию —
текстильные, трикотажные, швейные изделия, обувь. Сильная зависимость от
импортных поставок сырья (хлопок) и сокращение производства химических волокон
обусловили резкое падение объемов производства продукции в отрасли. Крупные текстильные,
трикотажные и швейные предприятия имеются во всех основных промышленных центрах
— Риге, Елгаве, Лиепае (Латвия), Вильнюсе, Каунасе, Клайпеде, Паневежисе
(Литва), Нарве, Таллинне (Эстония).
Латвийская лёгкая промышленность даёт около 14% стоимости
промышленной продукции. Дешёвые трудовые ресурсы - основа конкурентоспособности
латвийских товаров, что позволяет им легко проникать на европейский рынок.
Около 50% продукции латвийской лёгкой промышленности идёт на экспорт, из них в
страны ЕС -70%. В Литве производство по переработке льна организовано по
полному циклу: подготовка сырья - прядение- ткачество - пошив готовых изделий.
Работают пять предприятий, наиболее крупное из которых находится в г.
Паневежис. Лён поступает из Украины, Бельгии, Германии, Дании. В перспективе предполагаются
значительные поставки из Беларуси. До 90% произведённых льняных тканей и
изделий из них экспортируется в страны Европы. Развита также трикотажная
отрасль. [3; c.525;c.555]
3.7 Пищевая
промышленность
Среди отраслей пищевой промышленности повсеместно развиты рыбная,
мясная и молочная отрасли. Лов рыбы ведется в Балтийском море. Переработка
производится на рыбоперерабатывающих и рыбоконсервных заводах в Риге, Лиепае,
Вентспилсе (Латвия), Клайпеде (Литва), Таллинне и Пярну (Эстония). Из других
отраслей представлены пивоварение, кондитерская, производство разнообразных
напитков, мукомольно-крупяная и т. д. Пищевая промышленность обладает своеобразной
проблематикой в каждой стране. В Латвии, например, главной проблемой остаётся
низкая конкурентоспособность продукции, как на внешнем, так и на внутреннем
рынке. Чтобы повысить конкурентоспособность пищевых продуктов, особенно
молочных, на европейском рынке в стране реализуют программу модернизации
предприятий отрасли. В Литве существует государственная система поддержки
экспорта сельскохозяйственных продуктов. Это позволяет удерживать объёмы
производства и сохранять занятость населения.
3.8 Сельское
хозяйство
В результате проведения аграрной и земельной реформ в государствах
Балтии сформировался фермерский тип сельского хозяйства с частным
землевладением. При этом значительно сократились объемы производства основных
видов продукции, обусловленные потерей традиционного рынка сбыта (Россия) и
конкуренцией со стороны импортного продовольствия. В трех республиках ведущей
отраслью сельского хозяйства является животноводство, которое специализируется
на разведении крупного рогатого скота и свиноводстве (в том числе беконного
направления). При этом поголовье свиней (около 2 млн) превышает поголовье
крупного рогатого скота. По производительности коров (надой молока на одну
корову) и производству молока на душу населения государства Балтии занимают
лидирующие позиции в мире. Растениеводство играет подчиненную роль: специализируется на производстве
кормов, зерновых и технических культур, а также овощей. Сельскохозяйственные
угодья занимают от 35% (Эстония) до 55 % (Литва) территории, при этом около
половины посевных площадей отводится под кормовые культуры. Основные площади в
структуре посевов под зерновыми культурами занимают ячмень и пшеница. В Латвии
и Литве широко распространены посевы льна-долгунца и сахарной свеклы.
Повсеместно выращиваются картофель и овощные культуры. [5; c.283]
3.9 Транспортная сеть
Транспортная система стран Балтии имеет ярко выраженный транзитный
характер, обладает развитой инфраструктурой играет важную роль в экономике. Для
внешней торговли наибольшее значение имеют железнодорожный и морской виды
транспорта. Общая протяженность железных дорог превышает 5,5 тыс. км. Основные
морские порты — Рига, Лиепая, Вентспилс (Латвия), Клайпеда (Литва), Таллинн
(Эстония). Столицы государств связаны авиационным сообщением с аэропортами
многих городов России, Европы и Америки. Так как транспортная система
играет исключительную роль в экономике стран Балтии имеет смысл рассмотреть её
применительно к каждой стране в отдельности.
Транспортный комплекс Литвы.
В Литве на транспортные услуги приходится около 7% ВВП страны,
около 5% её населения работает на транспорте.[3; c.558]
·
морской
транспорт
Самый крупный литовский стратегический и экономический порт-
Клайпеда. Клайпедский порт - универсальный, через него проходят металл, мазут,
удобрения, древесина, контейнерные и другие грузы. Порт имеет несколько
специализированных терминалов, его грузооборот составил в 2000г. 19,4 млн т. [3; c.558]
·
железнодорожный
транспорт
Протяжённость железных дорог 2000 км. Более половины от общего объёма грузооборота литовских железных дорог составляют транзитные
перевозки. [3; c.559]
·
автомобильный
транспорт
Главные автомобильные дороги страны формируют южную часть магистрали
Via Baltika.Тринадцать крупных
автодорог ведут из Литвы в Латвию, 16-в Беларусь, 4- в Польшу, 8- в
Калининградскую область России. [3;
c.559]
·
внутренние
водные пути
Проходят по реке Нямунас, Вилия и Тракайским озёрам. Их используют
для перевозок прежде всего строительных материалов.
·
воздушное
сообщение
Организовано авиакомпанией «Литовские авиалинии». Имеются три
международных аэропорта - в Вильнюсе, Каунасе, Паланге.
Транзитный комплекс Латвии.
Транспорт и коммуникации являются наиболее успешно развивающимся
сектором национальной экономики Латвии. Развитие транзита, транзитных
перевозок, портового обслуживания стало важнейшим фактором экономического роста
страны.
·
портовое
хозяйство
Основу транзитного комплекса составляют огромное портовое
хозяйство, включающее в себя три больших и девять маленьких портов, развитая
транспортная инфраструктура с объектами трубопроводного и железнодорожного транспорта.
Латвийское пароходство (LASCO) не только самое крупное и современное в Балтии,
но и одно из крупнейших в мире по перевозкам светлых нефтепродуктов.
Латвийский транзитный коридор - основная транспортная артерия в
бассейне Балтийского моря для доставки российской нефти и нефтепродуктов к
рынкам северо-западной Европы. Важнейшим портом этого коридора остаётся
Венспилс, лидер по приёму и перевалке российской нефти (около 13% российского
экспорта нефти). Пропускная способность порта по нефти -50-55 млн т в год.
Кроме операций по перевозке нефти, Вентспилс осуществляет перевозки калийных
удобрений. Создана компания «Калий Паркс», учредителями которой являются предприятия
«Уралкалий», «Сильвинит», «Беларуськалий». Она самая крупная в Европе и одна
из трёх крупнейших в мире по перевозкам удобрений. Вентспилс проводит также
операции по перевалке и транспортировке чугуна и, чёрных металлов, хлопка,
крупногабаритных грузов. [3;
c.518]
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|