Особенности социально-экономического развития стран Балтии
·
железнодорожный
транспорт
Протяжённость железной дороги -2,4 тыс. км. [3; c.519]
Латвийская железная дорога в настоящее время является акционерным
обществом, 100% акций которого принадлежит государству. Приоритетный вид
деятельности - транзитные перевозки, на которые падает ¾ всего
грузооборота. Большую часть в структуре грузооборота составляют нефть и
нефтепродукты, минеральные удобрения, металлы и лес.
·
автомобильный
транспорт
В значительной степени обслуживает транзитные перевозки.
Существует проект Панъевропейского транспортного коридора.
Транспортный комплекс Эстонии.
Транзит и связанные с ним виды деятельности обеспечивают 15-25%
ВВП Эстонии.
[3; c.487]
·
морской транспорт
Эстония
обладает современными глубоководными портами с развитой инфраструктурой.
Наиболее крупный эстонский порт ( мощность до 5 млн т) –Мууга. В настоящее
время в грузообороте Таллиннского порта доминирует перегрузка жидких и
генеральных грузов. Доля транзитных грузов - ¾. Таллиннского порт
считается единственным серьёзным конкурентом латвийских портов по перевалке
нефти. Общий грузооборот Таллиннского порта в 2000 г. составил 29,4 млн т. [3; c.487]
·
железнодорожная
сеть
протяжённость железных
дорог Эстонии – 1000 км. Особенность эстонских железных дорог – большая
протяжённость узкоколейных дорог, на которые приходится почти половина длины
всей железнодорожной сети. По железным дорогам осуществляют более 90%
транзитных перевозок через территорию Эстонии. Наибольшую часть
железнодорожного транзита составляют нефтепродукты, зерно, металлы. [3; c.488]
·
автомобильный
транспорт
Плотность сети
автомобильных дорог Эстонии велика- 669 км на 1000 км кв. Она сопоставима с плотностью автомобильных дорог в странах Северной Европы и лишь немного отстаёт
от показателей Западной Европы. Транзитный индекс,
характеризующий качество оказываемых услуг (время, затраченное на перевалку и
хранение груза, а также на прохождение необходимых таможенных процедур), ставит
Эстонию в Балтийском регионе на второе место после Финляндии. Однако Эстония
имеет некоторые преимущества перед Финляндией, связанные с более низкими
расценками оказываемых услуг. Поэтому ежегодный прирост грузооборота эстонских
портов составляет 13-15%. [3; c.489]
3.10 Сфера
услуг
В структуре ВВП доля
сферы услуг в странах Балтии превышает 60%, наибольший показатель в этом плане
у Латвии-70%. По показателям занятости населения в сфере услуг лидируют Латвия
(68%) и Эстония (69%) в Литве - 56%. Туризм и рекреация всегда были важной отраслью хозяйства
для стран Балтии. В настоящее время для жителей стран СНГ получение виз стало
проблематичным, что связано с переориентацией рынка туризма на местных жителей
и туристов с Запада, что в итоге повлекло за собой огромные убытки. Много
внимания в стране уделяют развитию инфраструктуры туризма, особенно
транспортной. Развитие портового обслуживания стало важнейшим фактором
экономического роста для стран Балтии. В целом, на транспортные услуги приходится
около 5-7% ВВП стран, около 5-8% населения работает на транспорте. [3; c.492; c.529]
Литва,
Латвия, Эстония - государства с экономиками
постиндустриального типа. В секторе услуг каждой из трёх стран в настоящее
время занято до 60% экономически активного населения и создаёт около 70% ВВП.
Весомое место в энергетическом хозяйстве занимает производство электроэнергии
на АЭС и ГЭС. Энергетическое хозяйство Эстонии
основано на использовании в качестве топлива горючих сланцев, а у Литвы и
Латвии базируется преимущественно на привозном топливе. В машиностроении развивается
преимущественно неметаллоёмкое машиностроение с участием иностранного капитала.
Легкая промышленность стран Балтии выпускает разнообразную продукцию, зависит
от импортных поставок сырья (хлопок). В пищевой промышленности главной
проблемой остаётся низкая конкурентоспособность продукции, как на внешнем, так
и на внутреннем рынке. Транспортная система стран Балтии имеет ярко выраженный
транзитный характер, обладает развитой инфраструктурой и играет важную роль в
экономике.
Глава IV.Внешнеэкономическая деятельность
4.1 Внешнеэкономические
связи. Инвестиционная деятельность
Внешнеэкономические связи Латвии.
Конец 1990-х гг. отмечен постоянным ростом объемов внешней
торговли. Основной тенденцией стало увеличение разрыва между экспортом и
импортом в сторону импорта. Главные группы партнеров Латвии во внешней торговле – это страны ЕС и СНГ.
[17]
Несмотря на переориентацию страны на западноевропейский рынок Россия
продолжает оставаться важнейшим внешнеторговым партнером Латвии. Она является
основным поставщиком топлива (66%) и различного минерального сырья (60%). В
настоящее время Россия к тому же занимает первое место по числу созданных в
Латвии совместных предприятий (они связаны в основном с торгово-посредническими
операциями). В структуре импорта Латвии, впрочем как и Литвы и Эстонии,
преобладают: минеральное сырьё, продукция химической промышленности, машины и
электрооборудование, продовольствие. В последние годы Латвия проводит активную
политику по установлению торговых отношений с отдельными субъектами Российской
Федерации. Заключены соглашения об экономическом и торговом сотрудничестве с
Якутией, Марийской и Чувашской республиками, Омской областью. Латвия первой
из стран Балтии вступила в 1998 г. во Всемирную торговую организацию (ВТО),
что дает ей возможность пользоваться многими привилегиями в торговле со 132
странами. [17]
Структура
экспорта Латвии (2006 г) Диаграмма 1.
Источник:
составлена автором по данным [19].
Инвестиционная
деятельность.
Реальная
макроэкономическая ситуация в Латвии по основным показателям отстает от своих
балтийских соседей, которые начали развиваться в равных стартовых условиях. В
2005г. в структуре инвестиционных вкладов доля финансовых услуг составила 21%,
внутренней торговли – 19%, промышленности – 18%, связи – 14%, предпринимательских
посреднических услуг – 12%, транспорта – 8%, других – 8%. Наибольший рост
инвестиций наблюдался в частном секторе. По данным Банка Латвии, наибольший
удельный вес в структуре накопленных ПИИ в экономику страны принадлежит США –
12%. Затем следуют Германия – 11%, Дания – 11%, Эстония – 10%, Швеция – 9%,
Финляндия и Россия – по 6%, Великобритания – 5%, Норвегия – 4% и т.д. К числу
крупнейших российских инвесторов в экономику Латвии можно отнести «Транснефть»
– 61,8 млн. долл., «Газпром» – 19,3 млн. долл. и «Лукойл» – 15 млн. долл.
инвестиций. В целях привлечения иностранных инвесторов в сентябре 2000г. был
утверждён законопроект, согласно которому инвестор, вкладывающий в экономику
Латвии более 10 млн. латов (16 млн. долл.) в течение 3 лет может рассчитывать
на льготные условия налогообложения. Отечественный предприниматель слишком
слаб, чтобы вложить минимум 16 млн. долл. в производство, а западный инвестор
не торопится модернизировать старое, построенное в 70-80гг., производство, а
предпочитает внедриться в банковскую и высокоэффективную телекоммуникационную сферы.
В результате, отечественный промышленный потенциал Латвии исчезает, а
возникающее производство уже принадлежит иноинвестору. [17]
Внешнеэкономические
связи Литвы.
Финансовый
кризис в России (1998 г.) отразился на структуре внешней торговли Литвы.
Германия обогнала Россию по объему товарооборота с ней и стала ее ведущим
торговым партнером (Россия занимает четвертое место). Наиболее
важные торговые партнеры страны в настоящее время — Германия, Латвия, Белоруссия,
Россия и Дания. [16]
Структура экспорта Литвы
(2006 г)
Диаграмма 2.
Источник: Составлена
автором на основе [19].
Инвестиционная
деятельность.
Литва долгое время
отставала от других стран Балтии по объему иностранных капиталовложений, однако
с 1997 г. наметился их рост. Для финансирования инвестиционных проектов был
основан Литовский банк развития (ЛБР), 36% акций которого принадлежит
Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР), а 64% — правительству
Литвы. В стране созданы благоприятные условия для деятельности иностранных
банков. Главным инвестором в настоящее время являются США, на долю которых
приходится 26,6% всех иностранных капиталовложений. Затем идут Швеция (12,3%),
Германия (11,4%), Великобритания (7,5%), Финляндия (6,1%). Россия, главный
торговый партнер Литвы, входит лишь во вторую десятку иностранных инвесторов.
Для привлечения иностранных инвесторов введены льготы, отменены налоги на
земельные участки и недвижимость. Наиболее
привлекательны для зарубежных инвесторов такие сектора экономики страны, как
текстильная, пищевая, деревообрабатывающая промышленность. К сферам особенного
стимулирования иностранных инвестиций можно отнести охрану окружающей среды,
энергетику, туризм. Важным стимулом для развития экономики страны стал принятый
в 1995 г. закон о свободных экономических зонах. [16]
Внешнеэкономические
связи Эстонии.
Транзит и связанные с ним виды деятельности обеспечивают 15—25%
ВВП Эстонии. С 1991 г. в стране проводят уникальную по либеральности
внешнеторговую политику: в ней отсутствуют тарифные и иные торговые барьеры.
Либерализация внешней торговли в значительной степени содействовала стабилизации
и развитию экономики Эстонии. [13; c.58]
Основные направления внешнеторговой деятельности Эстонии были
утверждены парламентом страны. Они предусматривают: 1)создание благоприятной
среды для эстонских производителей путем заключения двух- и многосторонних
соглашений; 2)закрепление позиций Эстонии в международной торговле.
Структура
экспорта Эстонии (2006 г)
Диаграмма 4.
Источник: Составлена
автором на основе [14].
В Эстонии проводится политика диверсификации каналов экспорта,
который направляется более чем в 140 стран. Главные страны-импортеры —
Финляндия (22,6%), Россия (11,1%), ФРГ (10,8%), Швеция (9,0%). Обозначилась
тенденция роста товарооборота со Швецией и сокращения доли в нем России и
Финляндии.
В настоящее время на долю России приходится 13— 15% эстонского
экспорта и 10—12% импорта. По объемам торгового оборота с Эстонией Россия
занимает в регионе третье место после Швеции и Финляндии. Падение объясняется
стремлением Эстонии переориентировать торгово-экономические отношения с России
на Запад, диверсифицировать структуру экспорта. Около 44% российского экспорта
в Эстонию приходится на топливо: Россия сохраняет монополию на поставки газа. В
российском импорте из Эстонии преобладают транспортные средства, компьютерная
техника, продовольственные товары. Происходит нарастание контактов
Эстонии с отдельными регионами России — Санкт-Петербургом, Ленинградской и
Псковской областями (как между государственными структурами, так и между
частными и общественными организациями). Особое место в экономической политике
Эстонии отводится субъектам Федерации, входящим в Ассоциацию экономического
сотрудничества Большого Урала. Прослеживается четкая тенденция расширения
торговых связей со странами ЕС. [3; c.491]
Инвестиционная
деятельность.
По степени приватизации и либерализации экономики Эстония может
рассматриваться как одна из наиболее успешных среди стран Центральной и
Восточной Европы. Особенностью экономического развития Эстонии является
большой объем получаемых иностранных инвестиций. В расчете на душу населения она получает больше
инвестиций, чем Латвия, Литва и Россия, вместе взятые, и в среднем в пять раз
больше, чем страны СНГ. Более половины всех
инвестиций в Эстонии было направлено в пищевую, текстильную и электронную
промышленность, а также в транспорт и связь. Основными инвесторами выступают
шведские и финские компании. Россия занимает третье место. В числе крупнейших
российских предприятий, вложивших капиталы в экономику Эстонии, можно назвать
Лентрансгаз, Газпром, Самарский авиационный завод. По западной классификации, Эстония занимает 18 место в мире
по степени экономической свободы, а по степени инвестиционной привлекательности
в Центрально-Восточной Европе занимает второе место после Венгрии. Эстония имеет наиболее ощутимые успехи в развитии экономики
по сравнению с другими странами Балтии и государствами СНГ, она раньше других
стран вышла из экономического кризиса. МВФ в качестве условия предоставления
кредитов выдвинул требование, чтобы бюджетный дефицит в стране не превышал 4%.
Уже с 1995 г. показатель бюджетного дефицита в Эстонии ниже этой величины. [3; c.488-489]
4.2 Сотрудничество с
Республикой Беларусь
Занимая
важное геополитическое и геостратегическое положение в центральной части
Европы, Республика Беларусь потенциально может исполнять роль моста между Востоком
и Западом, Севером и Югом региона. Через территорию Беларуси транзитом проходят
поставки энергоресурсов из Азии в Европу. Это перекресток важнейших торговых
путей Центрально-Восточной Европы. Во многом поэтому необходимо чтобы внешнеполитические
приоритеты включали в себя поддержание и развитие дружественных отношений с
соседними государствами.
В целом
заинтересованность Беларуси в сотрудничестве со странами Балтии, в особенности
с Латвией и Литвой, обусловлена не только торгово-экономическими, но и рядом
других объективных факторов. Среди них можно назвать следующие:
—географический фактор определяет близость стран
Балтии и общие границы Беларуси с Латвией и Литвой; страны Балтии также
представляют для Республики Беларусь большой интерес в качестве транзитных
партнеров;
—политический фактор обусловлен тем, что для белорусского
государства крайне важны сохранение и укрепление добрососедских отношений с
балтийскими республиками, а также их возможная поддержка на международной
арене;
—экономический фактор связан с тем, что Беларусь
и страны Балтии являются естественными торгово-экономическими партнерами;
—национально-культурный фактор определяется историческим
прошлым, тесными культурными связями между Беларусью и странами Балтии, а также
заинтересованностью Беларуси в поддержке белорусских национальных меньшинств,
проживающих на территории балтийских республик;
—экологический фактор обусловлен тем, что
Беларусь заинтересована в сотрудничестве со странами Балтии в области
окружающей среды, особое внимание уделяется зоне Браславских озер, бассейнам
рек Неман, Вилия, Западная Двина.
С 1996 г. начинается второй период в развитии отношений Беларуси
со странами Балтии, который длится до сегодняшнего дня. В данный период наблюдается
уменьшение контактов в политической сфере, что выражается, прежде всего, в
снижении уровня и интенсивности связей между высшим политическим руководством.
Со стороны балтийских государств были фактически прекращены отношения с
Национальным собранием Республики Беларусь, что связано с непризнанием этой
структуры со стороны ОБСЕ, ЕС и Совета Европы и сокращением связей белорусской
республики с этими организациями. Не способствуют развитию
белорусско-балтийских отношений и разные внешнеполитические курсы. В среде
белорусских политологов высказываются опасения, что в результате вступления
стран Балтии в ЕС их рынок стал практически закрыт для Беларуси, что может
негативно повлиять на развитие сотрудничества во всех сферах.
Торгово-экономические связи Беларуси с Латвией, Литвой и Эстонией
находятся на более высоком уровне, чем сотрудничество в политической сфере. Тем
не менее, Республика Беларусь заинтересована не только в развитии
торгово-экономических отношений и социально-культурных связей со странами
Балтии, но и в развитии политических контактов, в возможной поддержке
балтийских республик на международной арене и взаимодействии на многосторонней
основе.
Место и
роль Беларуси во внешней политике стран Балтии.
Внешнеполитические приоритеты Латвии, Литвы и Эстонии направлены
на: 1)полную интеграцию в европейские и североатлантические политические,
экономические и военно-политические структуры, прежде всего в ЕС и НАТО; 2)обеспечение
и развитие конструктивных отношений с соседними странами; 3)позитивное и
взаимовыгодное сотрудничество со всеми дружественными странами; 4)развитие
регионального сотрудничества. Членство в западноевропейских структурах
рассматривается Латвией, Литвой и Эстонией как гарантия безопасности и
стабильности этих государств, что позволило бы избавиться от зависимости от
России, минимизировать ее влияние в регионе.
Беларусь занимает во внешней политике Латвии и Литвы особое место.
Стабильность и демократическое развитие в Беларуси принципиально важны для
балтийских государств. В политической области страны Балтии придерживаются в
отношении Беларуси единой позиции европейских структур. Ее суть заключается в
том, что в Беларуси должны пройти внутренние демократические преобразования,
такие, как расширение полномочий парламента, улучшение ситуации с правами
человека, создание института омбудсмена и отмена смертной казни. В рамках этой
общей позиции "белорусская" политика отдельных стран Балтии несколько
отличается.
·
Политика
Латвии
заключается в перемещении основного потенциала двусторонних отношений в
плоскость торгово-экономического сотрудничества. Латвийская Республика избегает
официальных политических контактов с Минском. Двусторонние
белорусско-латвийские отношения характеризуются слабыми межпарламентскими
связями, немногочисленными официальными контактами, отсутствием встреч на
высшем уровне. Вместе с тем эти отношения достаточно нейтральны, чему во многом
способствуют экономические интересы.
·
Наиболее
концептуально разработана в отношении Беларуси политика Литвы. Это
государство стремится играть роль посредника между Беларусью и европейскими
структурами, что может позитивно отразиться на ее международном имидже. Литва
при помощи политических заявлений и четко очерченной позиции в отношении
внутриполитической ситуации в Беларуси пытается влиять на политику официального
Минска.
·
Между
Беларусью и Эстонией наблюдается отсутствие политических контактов,
встреч на высшем отсутствием встреч на высшем уровне. Вместе с тем эти
отношения достаточно нейтральны, чему во многом способствуют экономические
интересы.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|