рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Ливия рефераты

10. Соседи.
          Отношения с Египтом. Триполи заинтересован во вложении своих нефтедолларов в экономику Египта, нуждается в дешевых египетских товарах, которые поступают в систему госраспределителей для небогатых ливийцев. Около миллиона египетских граждан трудятся в Ливии, обеспечивая нормальное функционирование целых отраслей ливийской экономики. Триполи настойчиво требует сокращения численности египтян, особенно работающих без официально зарегистрированных контрактов. Беспокойство вызывает в Каире и намерение ливийцев еще больше изменить процент зарплаты египтян, конвертируемой по официальному курсу. Нерешенной остается ситуация с ливийским долгом Каиру 1,4 млрд.долл. (в основном это долг ливийских компаний перед египетскими фирмами за период с 1970 по 1989 гг.). Существует и незначительная задолженность египтян Триполи. Джамахирия в свойственной ей манере мотивирует невозможность решения этой проблемы режимом антиливийских санкций.
          В ходе встречи М.Каддафи с Х.Мубараком в г.Тобрук в июне 1997 г. в рамках V сессии ливийско-египетской МПК по сотрудничеству «достижение экономической интеграции» Ливии и Египта было объявлено приоритетной задачей. Мощный импульс отношениям в материальной сфере придала и VI сессия МПК в июне 1999 г. в Каире, в работе которой приняли участие 10 ливийских министров. Среди основных магистральных направлений экономвзаимодействия можно выделить энергетику и нефтехимию. Подписано соглашение о строительстве нефтепровода для доставки ливийской нефти из Тобрука в Александрию пропускной мощностью 100-150 тыс.б/д (5-7,5 млн.т. в год). Нефть будет перерабатываться на египетских НПЗ или же будет сооружен совместными усилиями завод в Александрии. Готовая же продукция пойдет на египетский рынок и будет экспортироваться в третьи страны. Протяженность нефтепровода составит 662 км., из них 167 – по ливийской территории. Планируется также и строительство газопровода мощностью 3-5 млрд.куб.м. в год, по которому египетский газ будет поступать в Ливию. K концу 1999 г. было запланировано открытие 120 бензоколонок совместной египетско-ливийской компании «Тамойл»; общая стоимость данного проекта составит 250 млн.долл. Планируется, что ливийская сторона возьмет на себя 90% объема финансирования. Первые 4 АЭС были открыты в Египте в конце 1997 г.
          В ходе VI сессии МПК по сотрудничеству, состоявшейся в Каире в июне 1999 г., стороны договорились продолжить работу по объединению энергосистем двух стран. Для этого предполагается построить ЛЭП (400-500 кв.) между Тобруком и Ас-Салумом (АРЕ). Национальная корпорация железных дорог Египта и ливийское правительство достигли договоренности относительно подготовки документации по проекту строительства железной дороги от Тобрука до Ас-Саума. Идут разработки, связанные с началом реализации проекта строительства дороги от Куфры до Асуана.
          Ливия занимает третье место по объему инвестиций в Египте среди арабских стран (10% всех иноинвестиций в египетскую экономику). В течение ближайших 5 лет ливийские инвесторы намерены увеличить свои вложения на 900 млн.долл. В 1997 г. были созданы 4 ливийско-египетские СПс общим капиталом в 900 млн.долл.: холдинговая компания (200 млн.долл.) с участием Арабского банка недвижимости, египетских и ливийских инвесторов, которая займется продвижением проектов в области туризма и недвижимости; компания по сборке автомобилей (300 млн.долл.) с планируемой производственной мощностью 100 тыс. автомобилей в год (60% стоимости проекта будет покрыто за счет частных инвесторов, а 40% – за счет правительств); компания по осуществлению жилищного строительства в СНЛАД (300 млн.долл.), которая должна построить 60 тыс. квартир; компания по обеспечению морского сообщения между портами Ливии и Египта и строительству гостиничного комплекса на востоке Триполи (100 млн.долл.).
          Динамично развивается и внешняя торговля между двумя странами. Так в 1997 г. товарооборот составил 227 млн.долл. (в 1996 г. – 187 млн.долл.). Основную часть египетского экспорта составляет продукция сельского хозяйства (кукуруза, рис), товары пищепрома, а также текстиль, одежда, кожа, химикаты и лекарства. Ливия поставляет в Египет продукцию меткомбината в Мисурате, удобрения и продукцию нефтехимии. Не входя по объему экспортно-импортных операций в число основных партнеров Ливии, АРЕ играла чрезвычайно важную роль «коридора» для доставки в Ливию различного рода грузов, в т.ч. продукции, попадающей под действие международных антиливийских санкций, в частности, запчастей для гражданских самолетов.
          Отношения со странами Магриба. Продвинутые отношения Ливии в политической сфере со странами Магриба, прежде всего с Тунисом и Марокко, способствуют наращиванию торгово-экономического сотрудничества.
          Триполи заинтересован во вложении своих капиталов в динамично развивающуюся экономику Туниса. Тунисские и марокканские рабочие обеспечивают функционирование ряда отраслей ливийской экономики. В Ливии находится порядка 60 тыс. марокканцев (из них 10 тыс. по госконтрактам) и 40 тыс. тунисцев (свыше 90% частным образом). Недорогие и достаточно качественные марокканские и тунисские товары пользуются большим спросом на внутреннем ливийском рынке.
          В 1997 г. по объему товарооборота с Ливией (700 млн.долл.) Тунис обогнал Египет. Марокко по этому показателю существенно уступает Тунису (1997 г. – 166 млн.долл.), но также входит в число основных ливийских партнеров. Что же касается Алжира и Мавритании, то внешняя торговля Ливии с этими государствами (т/о в 1997 г. соответственно 2,5 и 1,5 млн.долл.) не получила должного развития в силу сложных политических отношений и схожей структурой экономики (Алжир) и отдаленности наряду с низким уровнем развития экономики (Мавритания).
          В условиях действия антиливийских международных санкций Тунис служил для Джамахирии основным «окном» во внешний мир. Остров Джерба, расположенный в 300 км. от ливийской столицы, приобрел стратегическое значение: через его международный аэропорт, по данным протокольного департамента МИД СНЛАД, в Ливию прибывает до 95% всех иностранных делегаций.
          Тунис заметно выделялся среди арабских стран, неизменно выступая в ООН и в крупнейших региональных организациях за снятие с Ливии международных санкций. В Триполи рассчитывают на тунисскую поддержку и в вопросе содействия подключению Ливии к евро-средиземноморскому диалогу.
          Стороны, принимая во внимание ситуацию в Алжире, активно взаимодействуют в сфере безопасности, координируя усилия по борьбе с исламским фундаментализмом и незаконным обращением наркотиков.
          В то же время ливийцы ревниво наблюдают за набирающим силу развитием партнерских отношений Туниса с ЕС, предостерегают своего соседа относительно плана ряда западноевропейских стран создать силы быстрого реагирования с зоной действия, включающей Южное Средиземноморье. В СНЛАД с беспокойством восприняли намерение США способствовать созданию магрибинского общего рынка без участия в нем Ливии.
          17 авг. 1998 г. Триполи с однодневным визитом посетил президент З.Бен Али. В период с 19 по 22 окт. 1998 г. М.Каддафи провел краткий реабилитационный период в г.Таузер (первая и единственная зарубежная поездка лидера после получения травмы бедра в июле 1998 г.). Триполи и Тунис практически ежемесячно посещают представители различных министерств и ведомств.
          Согласно подписанному в начале 1997 г. соглашению, Ливия поставила в тот год Тунису на 250 млн.долл. 100 тыс.т. сжиженного газа, 130 тыс.т. керосина и сырую нефть из расчета 10 гыс.б/д. Тунисская сторона компенсировала это встречными поставками широкого ассортимента продовольственных, потребительских и промтоваров на эквивалентную сумму. Цены определялись из расчета мировых. Данное соглашение весьма выгодно обеим сторонам, т.к. благодаря ему Тунис получил надежный источник снабжения энергоносителями, а Ливия товары, которые пользуются спросом на внутреннем рынке и активно используются в системе ливийских госраспределителей. Стороны запланировали ежегодно увеличивать объем товарооборота на 15%. В этих целях была расширена номенклатура товаров, не облагаемых таможенными пошлинами. Однако резкое падение цен на нефть на мировом рынке и сокращение поступлений нефтедолларов в госказну СНЛАД (бюджеты ливийских министерств были секвестированы в размере до 40%) не позволили увеличить показатели торговли, как это планировалось. Тем не менее объем товарооборота в 1998 г. сторонам удалось удержать на уровне 1997 г.(570 млн.долл.).
          Важным инструментом связей между СНЛАД и Тунисом в материальной сфере является работа Высшей комиссии по наблюдению за сотрудничеством (МПК по сотрудничеству). Ее XI сессия состоялась в фев. 1998 г. в Тунисе, а ХII – в ливийской столице 17-18 фев. 1999 г. Сопредседателями МПК являются премьер-министры двух стран. В рамках МПК функционируют 11 отраслевых комитетов: по экономике и финансам; промышленности и минресурсам; торговле; энергетике; предпринимателей и инвесторов; по унификации законодательства; сельскому хозяйству; социальным проблемам; рыбным ресурсам; по делам молодежи, народных и профсоюзных организаций; вопросам здравоохранения. Данные комитеты под председательством отраслевых министров проводят свои заседания в зависимости от необходимости несколько раз в год.
          Основным направлением экономвзаимодействия двух стран является энергетика. Проект объединения энергосистем Ливии и Туниса начинает принимать конкретные очертания. Предполагается, что уже в скором времени под совместным руководством Генеральной электрической компании Ливии и Тунисского общества по электричеству и газу может начаться строительство ЛЭП, 570 км. которой пройдет по территории Туниса, а 30 км. – по территории Ливии. Для подрядных фирм, среди которых основными претендентами считаются немецкая «Сименс» и индийская «КЕС интернешнл», предложено два отдельных контракта: по ЛЭП и по подстанциям. В финансировании проекта примет участие также Арабский фонд экономического и социального развития (центральный офис в Кувейте).
          В 1999 г. саудовская нефтекомпания «Нимр» приступила к сейсмическим исследованиям на совместном ливийско-тунисском нефтяном месторождении «7 ноября», на континентальном шельфе в заливе Габес. Ранее «Нимр» и малазийская «Петронас» подписали соглашение о добыче нефти (на условиях раздела продукции) с ливийской ННК и Enterprise Tunisienne d’Activites Petrolieres. За последние месяцы стороны несколько продвинулись и в вопросе строительства газопровода Ливия-Тунис (хотя оно еще не начато). С его помощью Тунис получит доступ к ливийскому газу, за который он как и за нефть и нефтепродукты сможет расплачиваться своими товарами, а Ливия через систему тунисских газопроводов выйдет на потребителей в Европе.
          В ходе визита премьер-министра Туниса в Триполи в авг. 1998 г. было достигнуто соглашение о совместном производстве новых видов удобрений на базе местных компонентов. Стороны изучают возможность создания холдинговой компании. В Триполи планируется открыть отделение тунисско-ливийского банка развития (цeнтpaльный офис в Тyниcе), а его деятельность должна быть существенно изменена и улучшена с целью более эффективного содействия сотрудничеству в экономсфере.
          Ливия заинтересована в инвестициях в экономику Туниса. Если в 1994 г. ливийский капитал полностью или частично контролировал лишь 10 объектов с объемом капвложений в 5 млн.долл., то в 1998 г. уже 24 объекта с объемом инвестиций в 24 млн.долл.
          По данным посольства Туниса в Триполи, в Джамахирии находится около 40 тыс. граждан этой страны, которые заняты в основном в сфере услуг и торговле, особенно «челночной». Ею занимаются также и небогатые ливийцы. Растет поток ливийских граждан, посещающих Тунис в качестве туристов. Так, с 1.01.1998 г. по 30.06.1998 г. эту страну посетило более 425 тыс.чел. (рост по сравнению с тем же периодом 1997 г. – 32%).
          Несмотря на благоприятную ситуацию в экономсвязях между двумя государcтвами, существует и ряд сложностей. Одна из них – проблема ливийского долга (40 млн.долл.),который возник за годы действия воздушного эмбарго. Приобретая билеты у тунисской авиакомпании, ливийские ведомства систематически задерживают платежи. Туниссцы сетуют также на то, что Триполи не предпринимает более энергичных мер по реализации крупных совместных проектов.
          Отношения с Мальтой. Долгое время практически все связи Триполи с внешним миром осуществлялись двумя путями: автотрассой до Туниса (750 км.) или паромом до Мальты (12 часов в пути) и далее самолетами.
          В зависимости от времени года от 500 до 1000 ливийцев ежедневно выбирают второй путь и, таким образом, Мальта играет роль основной перевалочной базы для ливийских бизнесменов, студентов и туристов. Даже с открытием в конце июля 1998 г. паромной линии Триполи-Катания (Италия) ключевое значение Мальты в обеспечении связи ливийцев с внешним миром практически не изменилось.
          В основе же внешнеэкономических отношений обеих стран лежит не столько преимущество географического соседства, сколько определенная взаимодополняемость экономик Ливии и Мальты. Мальта заинтересована в сохранении особых отношений с Ливией, т.к. она получает по преференциальным ценам нефть и продукты ее переработки для собственного потребления и для реэкспорта, а также солидную инвестиционную подпитку ежегодно в размере 10 млн.долл. через ливийскую инвестиционную компанию «Лафико». Общая сумма ливийских инвестиций на Мальте оценивается в 2 млрд.долл.
          Ливийцы также заинтересованы в развитии партнерства с Мальтой не только с учетом упомянутой специфики этой страны в условиях санкционного режима ООН, но и с точки зрения использования особенностей мальтийского законодательства, создающих льготные условия для осуществления финансовых операций через офшорные фирмы и банки.
          Мальтийско-ливийские отношения имеют солидную правовую базу. Заключено свыше 100 соглашений и протоколов в области поставок нефти и нефтепродуктов, совместных инвестиций, транспорта, связи, промышленности, торговли, науки и культуры. В течение последних лет подписаны соглашения о развитии туризма, о сотрудничестве в банковской сфере, о взаимодействии между правоохранительными органами двух стран в борьбе с наркобизнесом и контрабандой. Активно работает мальтийско-ливийская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству, которая отслеживает и в необходимых случаях корректирует ход выполнения двусторонних договоренностей и контрактов. Действует также Ливийско-мальтийская торговая палата.
          На острове функционирует внушительная сеть как смешанных, так и чисто ливийских компаний. Их присутствие особенно заметно в частном гостинично-рекреационном бизнесе. Ливийский капитал, которому принадлежит один из лучших 5-звездочных отелей Мальты «Джерма Палас», контролирует мальтийскую гостиничную группу «Коринтия» и через нее скупает гостиницы в других странах (в 1998 г., например, в Праге куплены гостиницы «Форум» и «Панорама»). «Коринтия» владеет 21 гостиницей на Мальте, в Тунисе, Венгрии, Чехии, строит пятизвездочную гостиницу в центре Триполи (сметная стоимость 9 млн.долл.).
          Ливийскими инвестициями на Мальте управляет компания «Лафико», а уже построенными СП «Ливийско-арабско-мальтийская холдинговая компания» («Ламхко»). Последняя существует и успешно развивается уже 22 года, в ее ведении находятся ливийско-мальтийские фирмы, а в ряде случаев и фирмы с участием английского и итальянского капиталов. Основные члены холдинга: «Меделек свичгеар» – производство металлоизделий (с 1977 г.); МПЭ – производство электроэнергии (с 1977 г. с участием английского капитала); «Ротов Зария» – производство насосов (с 1978 г. с итальянским капиталом); «Медавия» (с 1978 г.); МТТС – торговля (с 1978 г.); «Лимидко» – инвестиционная (с 1978 г.); ППС – производство пластмассовых труб и шлангов (с 1997 г.); «Милано Дуэ» – гостиницы (с 1988 г.); «Вивальди» – гостиницы (с 1997 г.); «Молта Шипбилдинг» – судостроение (с 1976 г.). По сообщению самих ливийцев, объем их инвестиций в эти компании составляет более 50 млн.долл., а ежегодный оборот – более 80 млн.долл. На этих предприятиях занято более 2 тыс. мальтийцев.
          Через мальтийские офшорные банки и фирмы в год оборачивается около 170 млрд.долл. и есть все основания предполагать, что значительная часть этих денег принадлежит ливийскому правительству и ливийским частным лицам.
          В свою очередь мальтийские бизнесмены (25 фирм), объединившись и зарегистрировав в Ливии компанию «Лимсук» (50% мальтийского и 50% ливийского капитала), открыли сеть супермаркетов в Ливии, куда поставляют в основном мальтийские товары. Каддафи продолжает напоминать островитянам о своем присутствии в разной форме. Например, в начале 1999 г. он подарил мальтийцам 10 тыс. саженцев пальмы. Саженцы пальмы довольно большие, и все муниципальные службы Мальты были заняты какое-то время посадкой этих саженцев.
          Достигнуто соглашение о возобновлении ремонта ливийских судов на «Молта Драйдокс». Эти работы были приостановлены, когда в фев. 1995 г. во время ремонта здесь взорвался (из-за небрежности электросварщиков) ливийский сухогруз «Ум эль-Фаруд» (при этом погибло 9 мальтийцев).
          Мальта импортирует из Ливии: моторное топливо, авиационный керосин, сжиженный газ (эти товарные позиции занимают более 90% мальтийского импорта из Ливии); рыбу свежую и свежемороженую; пластмассы, а также отдельные виды эл.проводов и кабелей.
          Мальтийский экспорт в Ливию состоит из: машин, оборудования и комплектующих к ним; одежды и обуви, трикотажных изделий; медикаментов и хирургических инструментов; мебели; синтетической пряжи; тормозной жидкости, отдельных видов машинных масел; печатной продукции.
          Примечательно, что торгово-экономическое проникновение сопровождается и активной культурно-идеологической экспансией Ливии на Мальте. Так, например, в этой исконно католической стране, где практически нет своего мусульманского населения», ливийское правительство здесь купило большой участок земли и построило на нем великолепную мечеть и медресе. Успешно функционируют в Валлетте Ливийский культурный центр и курсы арабского языка. Ислам исповедуют всего лишь 50 граждан Мальты, к которым после прохождения процедуры натурализации могут добавиться еще около 350 чел. Мусульманская община в стране в целом насчитывает порядка 2500 членов – в основном бизнесмены, специалисты и студенты из арабских стран.
          Закон о бойкоте Израиля. Был принят в Ливии еще в 1957 г. и по-прежнему продолжает действовать на территории страны.
          В соответствии с данным Законом, любым физическим и юридическим лицам запрещается сотрудничать в какой бы то ни было форме как с израильскими юридическими и физическими лицами, так и с юридическими и физическими лицами третьих стран, имеющими непосредственные связи с Израилем. Действие данного закона распространяется также и на суда, хотя бы однажды заходившие в Израиль.
          В Ливии запрещаются какие-либо операции, обмен и торговля всеми видами товаров и ценными бумагами, имеющими отношение к Израилю. Причем под понятием «израильские товары» подразумеваются товары и продукция производства, загрузка которых осуществлялась в Израиле, а также которые были произведены вне пределов Израиля с целью их использования на пользу этого государства. Импортеры обязаны представлять документы о товаре, в котором должны содержаться следующие данные: название страны, в которой произведены данные товары; информация о том, что в процессе производства данных товаров не использовались никакие израильские материалы в каком бы то ни было количестве и качестве и что средства доставки этих товаров никогда не заходили в Израиль.
          Запрещен экспорт товаров в те государства, которые, по имеющейся в компетентных органах информации, реэкспортируют товары в Израиль. Также запрещается организация выставок товаров, произведенных в Израиле или сотрудничающих с ним компаниях, использование их в благотворительных целях.
          Лица нарушившие данный Закон, могут быть приговорены к тюремному заключению на срок от трех до десяти лет. В дополнение к тюремному заключению допускается взимание штрафа. Если в Законе 1957 г. говорится, что эта сумма не должна превышать 5 тыс.дин., то на сегодняшний момент с учетом инфляции, дополнений к данному закону и не публиковавшихся в печати инструктивных указаний штраф может достигать суммы в несколько сотен тысяч долларов (и даже более).
          От наказаний, в соответствии с данным Законом, освобождается тот, кто в случае, если нарушителей Закона было несколько, первым сообщил властям о нарушении этого Закона, но при условии, что эта информация действительно привела к раскрытию преступления.
          В соответствии с Законом одна из ежедневных газет за счет ответчика публикует краткое изложение приговора за нарушение данного Закона. Также краткое изложение приговора вывешивается сроком на три месяца на витрину торгового центра, магазина или фабрики, владельцы или директора которых нарушили Закон.
          В административном порядке выплачивается денежное вознаграждение каждому, кто задержал или помог задержать какой-либо груз, подпадающий под данный Закон. Вознаграждение составляет 20% от стоимости подлежащих конфискации грузов. В том случае, если на вознаграждение претендуют несколько лиц, оно распределяется между ними в соответствии с вкладом каждого.
          Надзор за исполнением данного Закона в Ливии осуществляет специальное Бюро по бойкоту Израиля, которое является связующим звеном между ливийскими властями и ЛАГ в вопросах, связанных с данной проблемой. Это бюро дает компетентным органам рекомендации и предложения, касающиеся бойкота, а также осуществляет координацию действий, связанных с осуществлением бойкота Израиля.
          Данный закон вступил в силу 3 марта 1957 г. Подобные законы были приняты и в других государствах-членах ЛАГ, однако в настоящее время они либо аннулированы, либо не выполняются в связи с тем, что ряд государств-членов ЛАГ имеет дипломатические отношения с Израилем. Однако в Ливии он действует в полном объеме, и об этом не должны забывать компании, осуществляющие сделки со СНЛАД. К примеру, в янв. 1998 г. в ливийском порту Мисурата было арестовано и оштрафовано на сумму 100 тыс.долл. зарегистрированное под мальтийским флагом судно «Маршал Жуков» (капитан судна – гражданин России В.О.Папков, экипаж также полностью российский, владелец судна – мальтийская компания Sеvеn Winds Shipping, которая на 100% принадлежит новороссийскому морскому пароходству ОАО «Новошип», являющемуся также и оператором судна). Причиной ареста и принятия последующих санкций послужило то, что при проверке таможенными властями судовых документов было обнаружено, что ранее оно неоднократно заходило в Израиль. Причем первоначальная сумма штрафа составила 2,2 млн.долл., и лишь благодаря усилиям российской стороны эта сумма была снижена до 100 тыс.долл.
          В Ливию запрещен въезд лиц, имеющих израильские паспорта, либо когда-либо посещавших Израиль, либо имеющих действующую или же просроченную визу на въезд в Израиль.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8