рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Ливия рефераты

5. Банковская сфера.
          Анализ экономического положения Ливии позволяет сделать вывод о стабильности ее валютно-финансового положения. Ливия является платежеспособной страной.
          Правовое регулирование денежной системы осуществляется на основе законов «О банках», «О валютном контроле. В стране введена валютная монополия, с помощью которой государство контролирует количество и перераспределение денежных средств в стране, инвестирование за границу, платежи с инопартнерами.
          Структура банков представлена следующим образом: ЦБ; пять комбанков (Национальный коммерческий, «Ума», «Сахара», «Вахда» и «Джамахирия»); промышленно-ипотечный; сельскохозяйственный; Арабский внешбанк. Кроме того, Ливия является членом ряда региональных (межарабских) банков и фондов.
          Банковскую систему страны возглавляет Центральный банк Ливии (ЦБЛ), являющийся госучреждением. На него возлагаются: эмиссия ливийской валюты; обеспечение ее стабильности внутри и вне страны; осуществление кредитной политики, обеспечение необходимого уровня золотовалютных резервов (ЦБЛ является хранителем золотовалютных резервов страны); купля-продажа золота, облигаций и ценных бумаг, гарантированных иностранным правительством или международными финансовыми организациями; создание коммерческих и других банков и контроль за их деятельностью; валютный контроль внутри и вне страны. Одна из его функций – выполнение кредитных и расчетных операций для правительственных органов.
          Уставной капитал банка – 100 млн.дин. Резервный фонд – 200 млн.дин. Страховой резервный фонд – 30 млн.дин.
          На конец 1997 г. кредитные и гарантийные обязательства банка составили 655 млн.дин. Активы банка в 1997 г. увеличились на 11% и составили 11,9 млрд.дин.
          В стране учреждены и действуют комбанки, контроль за операциями которых принадлежит государству через ЦБЛ. Каждый коммерческий банк является самостоятельным юридическим лицом и сам отвечает по своим обязательствам.
          Согласно законодательству, любой банк считается коммерческим, если его постоянная деятельность направлена на прием депозитов по текущим счетам, выплачиваемым по требованию или через определенный срок, открытие аккредитивов, оплату или инкассирование чеков, выдачу авансов и др. банковские операции (ст. 50 Закона №63 1971 г.). Коммерческие банки Ливии являются АО с долей государства не менее 51% акций.
          Законодательством допускается создание смешанных ливийско-иностранных комбанков, при этом оговаривается, что если головная контора смешанного банка находится в Ливии, то ливийская часть уставного капитала должна быть не менее 51%. Комбанки являются наиболее распространенным кредитным и расчетным институтом в банковской системе Ливии.
          Национальный коммерческий банк (НКБ) – центральное отделение расположено в Триполи. Банк имеет в стране 19 отделений. Акционерный капитал банка, составляющий 2,5 млн.дин., полностью оплачен и поделен на 250 тыс. акций, стоимостью каждая в 10 дин. Все акции принадлежат ЦБ.
          Устав банка предусматривает созыв раз в году общего собрания акционеров и другие мероприятия, которые дадут возможность НКБ функционировать в качестве АО в случае, если часть акций будет продана ЦБ частным лицам.
          Управление НКБ осуществляется советом директоров из пяти человек во главе с управляющим. Основные решения подлежат утверждению Советом Директоров ЦБ и Секретарем по делам финансов.
          Положение о НКБ, утвержденное постановлением Секретариата по делам финансов от 24 июля 1972 г., регламентирует направления его деятельности: банк принимает вклады, открывает текущие счета и предоставляет кредиты; принимает и оплачивает платежные поручения и осуществляет платежные операции; выпускает ценные бумаги, чеки, облигации и другие коммерческие бумаги, оплачиваемые в Ливии и за ее пределами; выдает гарантии, открывает аккредитивы как внутри страны, так и за ее пределами; производит обмен инвалюты в соответствии с положениями Закона о валютном контроле; производит покупку, продажу и владение ценными бумагами и облигациями, выпущенными или гарантированными государством, общественными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями; покупает, продает и владеет акциями компаний, основанными внутри страны и вне страны, организует подписку и проводит необходимые мероприятия, связанные с распределением ценных бумаг; в сейфах банка обеспечивается хранение различных ценных бумаг; производит другие банковские операции.
          Положения о деятельности остальных комбанков практически не отличаются от рассмотренного. Также нет большой разницы и в их уставах. Отличия состоят в размерах уставного капитала. Так, для банка «Джамахирия» он составляет 750 тыс.дин., «Ума» – 500 тыс.дин. Все акции этих банков принадлежат ЦБ.
          Банки «Сахара» и «Вахда» представляют собой реально АО(в отличие от трех указанных выше банков, которые являются таковыми номинально), в связи с чем дополнительно к уставу они имеют положение об общем собрании акционеров. Уставной капитал этих банков составляет 525 тыс.дин. и 1800 тыс.дин. соответственно.
          Комбанки имеют состав клиентуры, рекомендованный ЦБ. Так, НКБ совершает операции по расчетам в стране с представительствами иностранных юридических и физических лиц, АО, крупных гос. и кооперативных организаций. Банки «Джамахирия» и «Ума» имеют дело с мелкими гос., кооп. и частно-государственными компаниями, а также с частными фирмами и кооперативными фирмами и частными лицами.
          Промышленно-ипотечный банк, основанный в сент. 1965 г., является государственным банком.
          Капитал банка первоначально был установлен в сумме 10 млн.дин. и предназначался для развития промышленности и строительства в равных долях. В 1982 г. капитал банка был увеличен до 45 млн.дин. Согласно решению совмина от июля 1966 г., кредиты на цели развития промышленности и строительства предоставляются без взимания банковских процентов. Основное назначение банка – поощрение развития гос. и частных секторов в промышленности и в строительстве. Срок кредита составляет от 1 до 7 лет.
          Сельскохозяйственный банк является государственным банком. Он создан в 1995 г. На основании Закона №133 1970 г. предоставление кредитов фермерам и с/х кооперативам с целью осуществления правительственной программы развития сельского хозяйства страны производится без начисления процентов. Банк имеет широкую сеть отделений в городах и населенных пунктах страны. Для обеспечения деятельности банка его первоначальный капитал в 8 млн.дин. постоянно увеличивается за счет госассигнований; доля вкладов частных лиц незначительна и составляет около 3%.
          Ливийский арабский внешний банк создан в 1972 г. на основании Закона №18. Уставной капитал этого гос АО в сумме 25 млн.дин. полностью принадлежит ЦБ. Основная задача банка – осуществление финансовой и банковской деятельности как за границей, так и внутри страны.
          Иностранные подрядчики, получающие заказы на сооружение объектов в Ливии, имеют право открыть счет в местной валюте с целью реализации подписанных с ливийскими организациями контрактов. Ввозимые ими средства в размере до 100 тыс.дин. (размер суммы определен п. 7 приложения 9 к «Требованиям, предъявляемым к регистрации иностранных фирм в Ливии в качестве международных подрядчиков») помещаются в один из банков страны.
          В дальнейшем любые суммы, которые подрядчик будет получать внутри страны в связи с реализацией его контракта, будут оприходованы на этот счет. Перевод денежных средств с этого счета за границу может осуществляться только после получения специального разрешения ЦБ.
          Для открытия счета необходимо иметь согласие ЦБ и НКБ. Должны быть представлены копия контракта и официальное письмо фирмы, заверенное консульством Ливии, с указанием лиц и номеров их паспортов, уполномоченных распоряжаться суммами с этого счета.
          В начале 1997 г. в Мисурате создан первый частный банк (The Misurata – Banque Populaire). Уставной капитал банка 3 млн.дин. (8,2 млн.долл.). Задача банка – осуществление финансирования проектов в Мисуратском регионе.

6. Аграрная промышленность.
          Следуя провозглашенному М.Каддафи курсу на «самообеспечение» страны продовольствием, в 70-е – 80-е годы руководство СНЛАД безуспешно пыталось осуществить ряд проектов в агропроме, расходуя на эти цели до 30% бюджетных средств. На сегодняшний день доля сельского хозяйства, включая лесоводство и рыболовство, в ВВП составляет менее 10%, и Ливии приходится импортировать до 80% сельхозпродукции. Крайне мала площадь плодородных и пригодных для обработки земель, которая составляет лишь 2% от всей территории страны.
          Одним из наиболее крупных с/х районов является область Джебель-Ахдар на северо-востоке Ливии, где выращиваются оливки и виноград. Вторым по значению районом выступает плодородная прибрежная зона на северо-западе – Джефара. Там культивируются финики, оливки, цитрусовые, миндаль. Эти два района обеспечивают более 80% всей сельхозпродукции страны. Для глубинных районов характерны оазисное земледелие (Себха, Куфра, Вади-Шатты, Сарир и др.), пастбищное животноводство (овцы, козы, в меньшей степени верблюды), ячмень и пшеница. Государство поощряет хозяйства, производящие зерновые, гарантируя стабильно высокие закупочные цены на их продукцию. В 1996 г. Ливия произвела 360 тыс.т. зерна, что покрывает 1/5 ее потребностей.
          Особую проблему представляет нехватка водных ресурсов и непродуманное использование удобрений. Несмотря на большие надежды, возлагавшиеся ранее на проект «Великая искусственная река» (ВИР), который по первоначальному плану должен был обеспечивать до 80% всех ирригационных потребностей, гигантский водовод теперь переориентирован на снабжение городов прибрежной зоны, т.е. речь идет об изменении приоритетов в том смысле, что дешевле импортировать с/х продукцию, нежели вкладывать средства в развитие аграрного сектора.
          Ливийцы, в основном молодежь (свыше 50% от общего числа жителей), менталитет большей части которых отравлен психологией рантье, за долгие годы привыкших жить за счет доходов от продажи нефти, стремятся заниматься более престижными, а главное, менее трудоемкими делами, нежели работа на земле. К труду на селе все чаще привлекается иностранная рабочая сила, преимущественно египтяне. В отрасли занято около 86% иностранцев (всего в этой сфере работают не более 200 тыс.чел.).
          4 мая 1986 г. Закон №7 отменил собственность на землю в Джамахирии и ввел понятие «использование земли» (до принятия этого закона в СНЛАД собственность на землю была четырех видов: государственная, кооперативная, частная и вакуфная). В соответствии с упомянутым законом и разъясняющими его подзаконными актами юридические и физические лица получают право использовать с/х земли, причем эти территории могут приобретаться путем так называемого «захвата». Под захватом в ливийском законодательстве подразумевается обработка земли, т.е. если человек начинает возделывать тот или иной участок, он автоматически приобретает право владения. Он может привлекать к работе на нем не только членов своей семьи, но и других лиц. Владелец, однако, не может продавать землю или сдавать ее в аренду, ему позволено только передавать ее по наследству. Каждая ливийская семья (родители и их несовершеннолетние дети) имеет право на один участок земли, размеры которого специально не оговариваются.
          Процедура получения прав на владение землей, которая на первый взгляд кажется более чем демократичной, на самом деле сопряжена с целой серией бюрократических формальностей. Контроль за распределением земельного фонда осуществляет Служба социалистической регистрации недвижимости и документации при ГНК юстиции и общественной безопасности.
          Выполняя лозунг «земля не является чьей-либо собственностью», государство ликвидировало землевладения племен и стало полновластным собственником всех земель.
          Для пресечения нарушений порядка использования земель была создана так называемая аграрная полиция, которая при взаимодействии с комитетами по чистке (КЧ) ведет контроль за правильным использованием земель, в частности следит за тем, чтобы на плодородных территориях не возводились жилые дома.
          Несколько иначе складывается ситуация вокруг несельскохозяйственных земель и жилого фонда. Наряду с госсобственностью на недвижимость официально признается и «священное» право частной собственности на жилье. Правом собственности на недвижимость обладают как физические лица, так и частные компании, организации и кооперативы. В понятие недвижимости Закон №11 от 1988 г. включает жилые дома, магазины, территории, пригодные для строительства, и любые другие постройки. Недвижимость может продаваться, покупаться и передаваться по наследству, аренда запрещена. Исключение здесь составляют лишь некоторые льготные категории населения. Вдовы, военнослужащие и ливийцы, работающие за границей, имеют право сдавать свои жилища в аренду. Все операции с недвижимостью регистрируются в уже упомянутой службе и облагаются налогами, причем сумма сборов варьируется в зависимости от площади территории. Это в первую очередь касается жилого фонда и земель, пригодных для строительства. Каждая ливийская семья имеет право лишь на одну единицу жилья, площадь которого не ограничивается. В соответствии с решением ВНК (правительство) №49 от 1990 г. выходцы из арабских стран, получившие постоянный вид на жительство в СНЛАД, уравниваются с ливийцами в правах на недвижимость и с/х угодья.
          Помимо упомянутых видов собственности на недвижимость в Ливии сохранена издавна действовавшая система вакуфного землевладения с той лишь разницей, что были упразднены частные вакуфы, существовавшие до революции.
          В рамках реализации социальных программ государство начало кампанию по выделению участков обрабатываемой земли и территорий, пригодных для строительства жилья, «лицам с ограниченными доходами». В марте 1999 г. ГНК жилищного строительства и коммунального хозяйства объявил о выделении свыше 3000 таких участков в различных районах страны (из них земельных – только 84). Выделение по ливийским законам дает гражданину такие же права на землю и недвижимость, как и другие способы их получения.
          Отличительной чертой системы землепользования в Ливии является повышенное внимание как населения, так и госорганов к несельскохозяйственным землям и недвижимости, что нашло свое отражение в местном законодательстве, ибо они не могут быть отчуждены государством, в отличие от земельных участков в сельской местноести.
          О ходе реализации проекта Великая искусственная река (ВИР).B начале 80-х гг. правительством Ливии была принята комплексная программа развития сельского хозяйства страны, предусматривавшая, в частности, создание системы водоводов для обеспечения орошения сельхозугодий в прибрежной зоне и снабжения жителей этих районов питьевой водой. Официально решение о начале «стройки века» было принято на внеочередной чрезвычайной сессии парламента в сент. 1983 г.
          Основой проекта являются грунтовые воды, сосредоточенные в сахарской зоне страны в т.н. подземных озерах-линзах или в бассейнах. Это бассейны Куфра (20 тыс.куб.км.), Сарир (10 тыс.куб.км.), Мурзук (5 тыс.куб.км.) и Хамада (данные отсутствуют). Процесс реализации ВИР был поделен на 5 этапов. 1-й этап (ВИР-1), большая часть работ по которому завершена, состоит из двух главных линий трубопроводов: Тазербо-Бенгази и Сарир-Сирт. 1-й этап включает в себя также трубопроводы, несущие воду непосредственно из скважин (их 108 на поле Тазербо и 126 на поле Сарир). Общая протяженность двух главных линий трубопроводов – 1860 км. с пропускной способностью 2 млн.куб.м. воды в день (диаметр труб 4 м.). Обе линии проходят через водохранилище Адждабия, вмещающее 4 млн.куб.м. воды. Вода, попав в него, направляется в водохранилища Сирт (820 тыс.куб.м. в день) и Бенгази (1 млн. 180 тыс.куб.м. в день). Вместимости этих водохранилищ – 6,8 млн куб.м. и 4,7 млн.куб.м., соответственно. Из них вода с помощью второстепенных распределительных систем трубопроводов подается в города и с/х районы на побережье.
          Основным подрядчиком по ВИР-1 являлся южнокорейский консорциум «Донг А», выигравший в ноябре 1983 г. контракт «под ключ» на 3,3 млрд.долл. (в торгах, объявленных в 1981 г., приняли участие 20 инокомпаний). В консорциум также входят «Донг-А Конкрит» и «Корея Экспресс». Руководство проектом (1-я и 2-я очереди) было поручено британскому филиалу американской инжиниринговой фирмы «Браун энд Рут». Что касается компании «Донг А», то она кроме того построила два завода по производству труб в г.г. Брега и Сирт (строительство начато в янв. 1984 г., выпуск труб – в мае 1986г.).
          В янв. 1984 г. началось выполнение работ по контракту ВИР-1, которые почти сразу оказались сопряженными с рядом трудностей. Введенные в 1986 г. США односторонние экономические санкции против Ливии не позволили прибыть в СНЛАД американским инженерам, что вызвало семимесячную задержку в строительстве заводов по производству труб. «Донг А», например, пришлось закупать ряд материалов не в США, а в Европе в два раза дороже.
          Среди субподрядчиков проекта можно упомянуть бразильскую компанию «Бразпетро» (бурение водяных скважин в Тазербо и Сарире).
          О завершении 1-й стадии официально было объявлено М.Каддафи в авг. 1991 г. в г. Сулюк, хотя лишь в нояб. 1993 г. в г.Бенгази начала поступать вода, причем трубопровод был задействован только на 1/4 своей мощности (500 тыс.куб.м. в день), поскольку при бурении водных скважин был допущен технический брак и для использования были пригодны не более 1/3 из них. Поэтому значительные территории, которые предполагалось задействовать в качестве сельскохозяйственных, остались без применения. Проект ВИР финансируется из госбюджета.
          2-й этап (ВИР-2), получивший название «Западная Джамахирия», предусматривает строительство трубопроводов длиной 650 км. с трубами диаметром от 1,6 до 4 м. от 500 водных скважин на востоке Феззана (между Джебель Хасуна и Джебель Сауда, недалеко от Тархуны) до Триполи и ряда других прибрежных городов через водохранилище Сиди Саех. Пропускная способность трубопровода 2,5 млн.куб.м. в день. Система трубопроводов 2-й стадии ВИР представляет собой перевернутую латинскую букву Y: первая линия идет от скважин в Джебель Хасуна до г. Аш-Шариф, в котором располагается станция слежения за потоком воды (213 км.); вторая – от г. Аш-Шариф до Тархуны (216 км.); третья – от Тархуны, огибая Джебель Нефуса, к Мисурате и до Гарабули, где расположено водохранилище, предназначенное для регулирования потока воды, от которого идут ответвления на два водохранилища г.Триполи.
          Изначально в рамках ВИР-2 предусматривалось строительство 15 километрового тоннеля через Джебель Нефуса до Тархуны. От него пришлось отказаться, возможно, из-за кампании в западных СМИ, утверждавших, что сооружение тоннеля может, якобы, иметь отношение к планам Джамахирии создания химоружия. Тем не менее в конце 1997 г. газета «Нью-Йорк Таймс» поместила материал, в котором заявлялось, что подземные трубопроводы системы ВИР предназначены «для некоторых военных целей».
          Торги по ВИР-2, в которых приняли участие 25 ведущих строительных компаний мира были объявлены в 1986 г. На них в 1990 г. вновь победила южнокорейская «Донг А», а сумма контракта составила 4,6 млpд.дoлл. Предполагалось, что 2-я стадия будет завершена в 1998 г. Из-за введения международных антиливийских санкций подрядчику пришлось ввезти в СНЛАД через Тунис (т.е. не напрямую) около 14 тыс.чел., задействованных на строительстве 2-й очереди (костяк рабочих составляют тайцы, вьетнамцы, китайцы и филиппинцы).
          К 1 сент. 1996 г. – дата официального пуска 2-го этапа – работы были завершены на 60% (водa в тopжеcтвенной обстановке былa подана в ливийскую столицу). Предварительная приемка всего этапа ВИР-2, включая пусковые испытания,ожидалась в июне 1999 г., а окончательная – в июне 2000 г.
          3-й этап реализации ВИР состоит из трех частей. Первая предусматривает соединение скважин, расположенных насевере бассейна Куфра, с трубопроводом ВИР-1 в районе Тазербо для увеличения его пропускной способности на 1,6 млн.куб.м. воды в день. Вторая нацелена на прокладку трубопровода, от водохранилища Адждабия до г.Тобрук (500 км.). Заключительная фаза третьей очереди состоит в соединении систем ВИР-1 и ВИР-2 (соединение водохранилища Курдабия в Сирте с ВИР-2 в районе Кадахия (180 км.). Также предусматривается строительство ответвления длиной в 325 км. от Сарира до Куфры. Реализация 3-го этапа оценивается в 5,1 млрд.долл., срок окончания работ – 2006 г.
          Если реализация проектов ВИР-1 и ВИР-2, проходила относительно гладко, то строительство 3-ей очереди до сих пор не начато, хотя оно было запланировано на 1996 год. 19 апр. 1996 г. М.Каддафи заявил о том, что контракт на сооружение 3-ей и 4-й очередей ВИР предоставлен «Донг А» (общая стоимость – 10 млрд.долл.). Однако в апреле 1997 г. появилась информация о желании южнокорейской компании увеличить на 5% общую сумму контракта по 3-му этапу ВИР. В ответ ливийские власти разбили 3-ю очередь на 7 фаз и объявили тендер на реализацию первой из них. Сумма контракта составила 1 млрд.долл. В тендере наряду с «Донг А» приняли участие еще одна южнокорейская фирма «Хёндай Инжиниринг» и французская «Думез».
          Отказ руководства Ливии повысить сумму контракта и последующее за этим дробление проекта ВИР-3 были продиктованы падением мировых цен на нефть, повлекшим за собой дефицит госбюджета Ливии.
          В конце 1998 г. Ливия предоставила компании «Донг А» несколько контрактов ко 2-му и 3-му этапам ВИР. Джамахирия пообещала сделать предоплату в размере 100 млн.долл. и взять на себя приобретение необходимых материалов.
          4-й этап, оцениваемый в 4,9 млрд.долл., пока находящийся в стадии разработки, предусматривает строительство трубопровода длиной в 715 км. от Bay аль-Кабир до нового скважинного поля в Сирте, которое еще предстоит освоить.
          Если «Донг А» сохранит свои позиции в качестве главного подрядчика ВИР, то сумма его котрактов достигнет суммы в 20 млрд.долл. Общие же расходы на проект ВИР оцениваются в 27 млрд.долл.
          Что касается 5-го этапа ВИР, то он еще находится на стадии проработки. ВИР-5 – это сооружение трубопровода от Триполи до Сирта с тем, чтобы объединить ВИР-2 и ВИР-1 и превратить все этапы ВИР в единую систему

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8