рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Ливия рефераты

3. Макроэкономика Ливии.
          Основа ливийской экономики – нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность. В 1998 г. добыча нефти составила 73 млн.т. (в 1997 г. – 83,2 млн.т.), а производство нефтепродуктов – 20 млн.т. По разведанным запасам этого сырья (до 4 млрд.т.), а также по уровню дохода на душу населения (около 6 тыс.долл. в год) Ливия занимает одно из первых мест в Африке. Имеются крупные запасы железной руды (3,5 млрд.т.), газа (в 1998 г. добыто 12,1 млрд.куб.м.), фосфатов, гипса.
          ВВП в 1998 г. составил 23 млрд.долл. (в 1997 г. – 23,9 млрд.долл.) и формировался за счет нефтегазового сектора (30%), сферы услуг (31%), торговли и финансов (11%), промышленности (10%), строительства (13%), сельского хозяйства (5%).
          Среди крупнейших объектов обрабатывающей промышленности – меткомплекс в г. Мисурата (в настоящее время производство доведено до 800 тыс.т. металла в год), несколько НПЗ, предприятия по производству цемента, труб, электрокабелей, тракторо- и автосборочные заводы. Легпром представлен сетью небольших предприятий по производству тканей, пошиву одежды и обуви, выделке кож и т.п. Пищевая отрасль развита относительно слабо.
          Социально-экономическое развитие страны до середины 80-х гг. осуществлялось на плановой основе (по пятилеткам). Доля госсектора в промышленности достигает 90%, в сельском хозяйстве – 25%. Собственной квалифицированной рабочей силы не хватает, около половины занятых в народном хозяйстве (более 1 млн.чел.) – иностранцы, прежде всего египтяне, а также выходцы из соседних африканских государств. В то же время имеет место высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи (до 30%). Инфляция в 1998 г. составила 24% (в предыдущие годы была на уровне 35-40%).
          В связи с общей неблагоприятной динамикой цен на мировом нефтяном рынке в последние годы и, как следствие, – значительным снижением доходов от экспорта нефти (с 22 млрд.долл. в 1980 г. до 10 млрд. в 1992 г. и 6,5 млрд. в 1998 г., когда в результате обвального падения цен на нефть экспортная выручка СНЛАД по сравнению с 1997 г. сократилась на 30%) валютно-финансовое положение Ливии осложнилось. Вместе с тем страна сохраняет достаточно высокую платежеспособность (золотовалютные резервы достигают 7 млрд.долл.). Внешняя задолженность оценивается на уровне 7 млрд.долл.
          Доминирующую роль во внешнеэкономических связях СНЛАД играют Италия, ФРГ, Великобритания, Франция, Испания, Япония, Ю.Корея – 75% общего их объема. Товарооборот Ливии с зарубежными государствами в 1998 г. составил 12,7 млрд.долл. (в 1997 г. – 16 млрд. долл.).
          Транспорт и связь. В Ливии нет железных дорог. Крупнейшая автомагистраль современного типа протяженностью 1882 км. проходит вдоль побережья Средиземного моря от границы с Тунисом до границы с АРЕ. Построены автомагистрали, связывающие Триполи с г.г. Себха и Гат (1350 км.) и г. Адждабия с оазисом Куфра (626 км.). Общая протяженность шоссейных дорог превышает 15 тыс.км. В 1975 г. была создана авиакомпания «Либиан Эраб Эйрлайнс», осуществлявшая до 15 апр. 1992 г. полеты из Триполи и Бенгази в Дамаск, Бейрут, Рабат, Алжир, Тунис, Париж, Рим, Афины, Москву и Софию. Согласно резолюции СБ ООН №748 от 31 марта 1992 г. в отношении СНЛАД действовало воздушное эмбарго (приостановлено с 5 апр. 1999 г.). Крупнейшие гражданские аэропорты: Триполи, Бенина (Бенгази), Себха, Гадамес. Морские порты: Триполи, Бенгази, Тобрук, Мисурата, Дерна, Марса-Брега. Ежегодная пропускная способность ливийских портов 80 млн.т.
          В конце 80-х гг. М.Каддафи предпринимает шаги по либерализации в экономической и политической сферах. Стали поощряться кооперативные формы собственности, частная торговля, были освобождены многие политзаключенные, разрешен свободный въезд и выезд из страны. В июне 1988 г. по инициативе руководителя СНЛАД чрезвычайная сессия ВНК провозгласила т.н. «Зеленую декларацию прав человека в эпоху народных масс», частично заменяющую конституцию, которая отсутствует в соответствии с положениями ТМТ.
          В настоящее время в стране проводится кампания разгосударствления, акционирования и даже приватизации некоторых, в т.ч. крупных, производственных предприятий (вплоть меткомбината в Мисурате). В качестве насущно важных целей провозглашены освоение природных ресурсов, альтернативных нефти и газу, достижение самообеспечения СНЛАД продовольствием, ускоренное развитие внутренних районов страны и т.п.
          Нефтегазовый комплекс, включающий в себя нефтегазодобывающую, нефтеперерабатывающую и нефтехимическую отрасли, является базисом ливийской экономики. На его долю приходится более 90% доходной части бюджета и 95% валютных поступлений. Доходы Ливии от экспорта нефти составили в 1996 г. 8,2 млрд.долл., а в 1997 г. – 9 млрд.долл. За последние годы произошли структурные изменения в экономике страны. В результате доля нефтегазового комплекса в ВВП снизилась с 80-85% до 30% в 1997-98 гг. 11% ВВП образуется за счет торговли и финансов, 10% дает промышленность, 13% – строительство, 31% – сфера услуг, 5% – сельское хозяйство. ВВП Ливии в 1998 г. составил 23 млрд.долл.
          В течение 1998 г. на мировом нефтяном рынке наблюдалось значительное снижение цен. К дек. 1998 г. они опустились до 8,4 долл. за баррель, что стало самым низким показателем за последние несколько лет. Если в 1997 г. средняя цена нефти достигала 19 долл. за баррель, то в 1998 г. усредненный показатель упал до 13,8 долл. Ряд мероприятии ОПЕК по стабилизации нефтяного рынка (в частности, сокращение странами-членами этой организации производства нефти с целью выравнивания спроса и предложения) не принес желаемых результатов.
          Для Ливии, где доминирующей отраслью экономики продолжает оставаться нефтяная промышленность, это обернулось ощутимыми валютными потерями в бюджете, в котором поступления от нефтяного экспорта традиционно являются главной составляющей. Так, в 1998 г. объем добычи нефти в СНЛАД равнялся 70 млн.т., а от ее продажи было получено 6,5 млрд.долл., тогда как в 1997 г. – 9,5 млрд. На ливийской экономике подобная ситуация сказалась самым отрицательным образом. В первую очередь, начал уменьшаться импорт в страну, а вместе с ним и товарооборот (по сравнению с 1997 г. – на 10% и 20% соответственно).
          В 1998 г. ливийскому руководству вновь не удалось обеспечить бездефицитноеть бюджета, реальные расходы по которому превысили запланированную смету на 5-10%. Дефицит ВВП составил 3 млрд.долл., сократившись по сравнению с 1997 г. на 0,5%.
          Сложившееся положение не может не тревожить ливийские правящие круги, которые справедливо рассматривают рост инфляции, дефицит бюджета как один из факторов ухудшения социально-экономической обстановки в стране. Уже в 1998 г. руководство СНЛАД начало предпринимать меры, которые по его мнению, могли бы стабилизировать ситуацию в сфере экономики. Так, в ноябре 1998 г. была проведена девальвация официального обменного курса ливийского динара к доллару – с 0,38 лив.дин. за 1 долл. до 0,45 лив.дин. за 1 долл. Между тем многие импортные товары по-прежнему приобретаются ливийскими торговцами за рубежом по курсу 2,8-3 лив.дин. за 1 долл. (данный официальный курс действует и в настоящее время). Таким образом, девальвация практически не уменьшила разрыв между официальным и черным курсом динара, и инфляция продолжает набирать обороты (в 1998 г. она составила 24%).
          В сфере бюджетной политики ливийским правительством официально провозглашена линия на «предельную экономию». На сессии ВНК, проходившей 8-15 дек. 1998 г., был представлен бюджет на 1999 г. в сумме 5,3 млрд.дин. (13,2 млрд.долл. по официальному курсу). Вновь в качестве одной из главных его доходных статей заявлена планируемая выручка от экспорта нефти – 3,27 млрд.дин. (7,26 млрд.долл.). Выступая на сессии минфинансов Ливии М.Бейт Аль-йаль заявил, что госрасходы будут сведены к «строгому минимуму» в 4,9 млрд. лив.дин. (10,9 млрд.долл.). Объявлено о резком сокращении расходов на представительства СНЛАД за рубежом и организацию различных торжеств. Не будет новых инвестиционных затрат; проекты, еще не начавшие осуществляться и не зафиксированные в бюджете, замораживаются на неопределенное время. По оценкам, в целом инвестирование сократится на 25-30% (это, однако, не коснется нефтяного сектора и ряда проектов в области энергетики). В целях экономии валюты иностранным фирмам запрещено заключать контракты на строительство общественных зданий, школ, дорог и малых электростанций. Центральное казначейство в будущем сможет распоряжаться налоговыми сборами шаабий (шаабийя – новая административно-территориальная единица в Джамахирии), которым запрещено расходовать получаемые ими в качестве дохода средства. В свою очередь, ЦБ отказался от практики обмена по льготному курсу 500 долл. ливийским семьям, выезжающим за рубеж, мотивируя это истощением валютных резервов страны (в период с июня 1997 г. по сент. 1998 г. на эти цели израсходованы 356 млн.долл.). Минфин предупредил, что возможно возникновение трудностей с оплатой труда рабочих-бюджетников (их насчитывается около 700 тыс.). Планируется заморозить найм на работу и побуждать госслужащих к более раннему уходу в отставку. Неясно, однако, смогут ли они найти себе применение в других секторах ливийской экономики.
          Между тем в условиях сокращения притока нефтедолларов одним из выходов из сложившейся ситуации могла бы стать именно диверсификация экономики, стимулирование развития промышленности и сельского хозяйства. К этому на протяжении 1998 г. неоднократно призывал ВНК, отдавший распоряжение минпланирования провести работу с целью определения приоритетных индустриальных проектов, которые способны были бы создать альтернативный нефти источник прибыли. Ливийская экономика, за исключением поддерживаемого отечественными и иностранными инвестициями нефтегазового сектора, стагнирует с середины 1980-x гг., и на сегодня ее доля в ВНП составляет лишь 42%, причем этот показатель имеет тенденцию к снижению. Развитие же торговли и частного бизнеса тормозится как санкциями, введенными против Ливии СБ ООН в 1992-93 гг., так и в определенной степени негативным отношением к этим явлениям официальных властей, видящих в коммерсантах «людей, стремящихся к неограниченной наживе и баснословным доходам». По этой причине они периодически подвергаются жесткому контролю.
          Попытки ливийского руководства провести косметический ремонт экономики вряд ли могут увенчаться успехом в условиях джамахирийской системы. Поправить положение способно ощутимое повышение цен на мировом нефтяном рынке, чего последовательно добивается СНЛАД. Еще в январе 1996 года она через министерство энергетики призывала страны-члены ОПЕК существенно понизить свои нефтяные квоты, выразив готовность сделать это первой. В конце марта 1999 г. ОПЕК, наконец, удалось не только договориться о сокращении добычи нефти (на 1,3 млн. б/д), но и согласовать свои действия с крупнейшими государствами-экспортерами, не входящими в эту организацию (Россия, Мексика). К началу апреля впервые в 1999 г. цена за 1 баррель нефти поднялась до 14,3 долл. Стабилизация мирового нефтяного рынка может отчасти смягчить кризис ливийской экономики, нуждающейся, тем не менее, в рыночном реформировании и постепенной либерализации.

4. Нефтегазовая промышленность.
          По разведанным запасам нефти Ливия занимает первое место в Африке и пятое среди стран-членов ОПЕК (после Саудовской Аравии, Кувейта, ОАЭ, Ирака). На долю СНЛАД приходится около 2% всех мировых нефтяных ресурсов. Достоверные запасы ливийской нефти составляют 29,5 млрд.барр. Помимо нефти в Ливии имеются довольно крупные запасы природного газа (1,6 трлн.куб.м; третье место в Африке), имеются запасы железной руды, фосфатов, гипса.
          Разведанные запасы нефти оцениваются в 45,5 млрд.барр. По данным Международного Агентства по энергии, производство нефти в СНЛАД в дек. 1997 г. достигло 1,45 млн. баррелей в день (б/д) но уже к середине 1998 г. снизилось до 1,3 млн.барр. Последняя цифра меньше даже новой, сокращенной квоты ОПЕК для Ливии, введенной в 1998 г. (1,52 млн.б/д). Помимо желания СНЛАД идти в русле политики ОПЕК по повышению мировых цен на нефть это можно объяснить и недостаточным развитием здесь уже имеющихся месторождений, а также до недавнего времени вяло проходившей разработкой новых, поскольку еще в 1970-х гг. их интенсивное использование было официальным Триполи признано противоречащим интересам государства. Между тем, по прогнозам специалистов, при отказе от серьезной разработки новых месторождений нефти ее производство в СНЛАД способно упасть до 1 млн.б/д к началу следующего столетия, а к 2010 г. – и до 0,8 млн.б/д.
          Система концессиональных прав на нефтеразведку.Все операции по нефти в Ливии относятся к компетенции гос. Национальной нефтяной корпорапии (ННК), основанной в 1970 г. Ее доля участия в каждом из соглашений по разработке и эксплуатации нефтяных месторождений – не менее 50%.
          Нефтепоисковые работы в СНЛАД ведутся как национальными и совместными компаниями-операторами, так и зарубежными компаниями, получившими концессионные права на нефтеразведку. Концессии предоставляются в виде «Соглашений о разработке и долевом участии в производстве» (EPSA). Инокомпания ведет своими силами нефтепоиск, и в случае открытия крупного месторождения и начала его промышленной эксплуатации становится, совместно с ННК, компанией-оператором. Стоимость концессии зависит при прочих равных условиях от географического расположения концессионного участка. Территория Ливии разделена на 4 зоны, различаемые по степени вероятности залегания там нефти.
          Сегодня осуществляется третий этап добычи – ЕРSА-З. Его условия предусматривают возмещение затрат по нефтеразработке за счет планируемой продукции, равное участие партнеров (ННК и иностранный подрядчик) в расходах по развитию открытого месторождения. Распределение дохода регулируется по скользящей шкале, при этом часть, отходящая подрядчику, освобождается от уплаты налогов и арендной платы за разработку месторождения. ННК была вынуждена выдвинуть упомянутые условия после того, как работы по договорам EPSA-1,2 принесли незначительные результаты ввиду их низкой экономической эффективности для подрядчика. По прогнозам ННК, исполнение ЕРSА-З добавит по меньшей мере еще 2 млрд. баррелей нефти к уже разведанным нефтяным запасам. Соглашения в рамках EPSA-З уже подписаны с компаниями «Шелл» (Дания), «ОМВ» (Австрия), «Тоталь» (Франция), «Сага Петролеум» (Норвегия), «Бразпетро» (Бразилия), «Петрофина» (Бельгия), «Лаемо» (Великобритания), «Аджип» (Италия), «Винтерхалл» (ФРГ), «Хаски Ойл», «РСО», «Интернэшнл Петролеум Корпорейшн» (Канада), госконсорциумом Ю. Кореи, рядом других корпораций. Недавно аналогичное соглашение заключено с испанской «Репсол», разрабатывающей ныне нефтяное месторождение на юге СНЛАД.
          Развитие перспективных нефтяных месторождений. Месторождению в Мурзуке, расположенному на юго-западе страны, ННК придается приоритетное значение. Проект по его развитию из двух стадий оценивается в 1 млрд.долл., после его завершения производительность месторождения составит около 250 тыс.б/д. Все контракты по выполнению 1-й стадии проекта уже распределены. Всего нефтеносное месторождение в Мурзуке содержит, оценочно, 800 млн. барр. нефти. Запланировано было начать добычу в дек. 1998 г. с 50тыс. б/д, доведя ее к 2005 г. до 200 тыс. б/д. В 1998 г. ННК подписала соглашение по развитию данного месторождения с Европейским консорциумом в составе компаний «Репсол» (доля – 45%), «Тоталь» (30%) и ОМВ (30%). Когда месторождение начнет выработку продукции, доля ННК в доходах составит 50%.
          Месторождение в Мабруке (600 км. к югу от г.Сирт) было открыто еще в 1959 г., однако из-за высокой стоимости работ (около 1 млрд.долл.) ввиду сложного географического шельфа долгое время оно было законсервировано. Мабрукское месторождение содержит 1,3 млрд.барр. нефти. По его разработке в мае 1993 г. ННК было подписано соглашение сроком на 35 лет с компанией «Тоталь», которая, в свою очередь, сдала в аренду 25% территории компании «Сага Петролеум». Она сформировала дочернюю фирму «Сага Петролеум Мабрук АС», открывшую в 1996 г. представительство в Триполи.
          Двухэтапный проект развития этого месторождения предусматривает его первоначальную разведку с целью выяснения коммерческой целесообразности дальнейших капиталовложений. При наличии таковой должна начаться интенсивная разработка всего месторождения. Первоначально компании-операторы намереваются задействовать нефтеносные поля на западе Мабрука (запасы нефти – 50 млн.барр.). К концу 1999 г. здесь планируется добывать до 30 тыс.б/д. «Тоталь» и «Сага Петролеум» занимаются также и разведкой нефтеместорождений в Хараме и Антелате (Феззан), которые, предположительно, содержат в совокупности около 2,1 млрд.барр. нефти.
          Бури(западная частьТриполитании) в 1993 г. ННК заключила соглашение с «Аджип», которое привело ранее существовавшее соглашение 1974 г. в соответствие с условиями ЕРSА-3. Доля «Аджип» увеличилась с 14 до 30%. В дек. 1995 г., компания завершила первую стадию разработки месторождения (вся программа оценивается в 2 млрд.долл.), увеличив производство с 65 тыс. б/д до 80 тыс. б/д. Осуществляется вторая стадия, которая даст возможность повысить производительность до 150 тыс. Разведанные запасы Бури – 5 млрд.барр. нефти.
          Ас-Сара (юго-восток к Ливии). В авг. 1994 г. завершилась вторая стадия разработки данного месторождения, позволившая увеличить добычу нефти до 53 тыс. б/д. Запасы месторождения – 250 млн. барр. В 1995 г. компания «Винтерхалл», занимающаяся его разработкой, заявила о том, что ежедневная добыча нефти здесь составляет 60 тыс. баррелей.
          Концессия на месторождение Кабир в 1991 г. была передана компании «АГОКО» («Арабиен Галф Ойд Компани»), полностью принадлежащей ННК. После проведения подготовительных работ в 1996 г. «АГОКО» объявила о начале добычи нефти на этом месторождении. К началу 1998 г. из его недр, содержащих нефть парафинового основания с малым количеством серы, извлекалось до 90 тыс.б/д.
          Нефтеочистка и распределение.Ливия осуществляет операции по нефтеочистке как на своей территории, так и за рубежом, распределяя нефть по основным европейским рынкам. Основными же рынками сбыта нефти для СНЛАД по-прежнему остаются Италия, Германия и Испания. Очистка ливийской нефти и производство продуктов происходят в Италии, Германии и Швейцарии; Ливия располагает широкой дистрибуторской сетью в этих странах, в то же время стремясь внедряться на рынки стран Вост. Европы.
          На своих собственных НПЗ СНЛАД в состоянии переработать до 40% своей нефти. Их пропускная способность составляет 342 тыс. б/д, на трех аналогичных заводах в Европе – в целом около 300 тыс. б/д.
          Завия. Расположенный нa северо-западе страны, завод был построен итальянскими специалистами. Его мощность – 108 тыс. б/д, он на 70% удовлетворяет потребности района Триполи, часть продукции экспортируется.
          Рас-Дануф. Завод построен компанией «Раско», функционирует с 1985 г. Его мощность – 198 тыс.б/д, однако в настоящее время он работает не в полную силу. Большая часть итогового продукта поступает на электростанции, работающие на жидком топливе, а также на расположенный вблизи химический комплекс.
          Тобрук. Завод сооружен в 1985 г., его мощность 18 тыс.б/д.
          Себха. Строительство этого завода с запланированной мощностью 20 тыс.б/д, расчитанного на поступление нефти с ближайшего месторождения в Мурзуке, еще не началось. В 1989 г. ННК передало контракт итальянской корпорации СТИП. Ожидается, что сейчас, когда работы в Мурзукском месторождении интенсифицируются, проект будет возобновлен.
          Стратегия правительства состоит в развитии зарубежных НПЗ и расширении дистрибуторской сети, чтобы обеспечить сбыт 400 тыс.-450 тыс.б/д через регион Средиземноморья. В 1994 г. было объявлено о планах по усовершенствованию НПЗ в Кремоне (Италия) и модернизации аналогичных предприятий в ФРГ. Планируется также расширение дистрибуторской сети в Словакии, Венгрии и Чехии. Ливия рассчитывает таким образом компенсировать свое неучастие в Средиземноморском партнерстве. Кроме того, с 1996 г. со СНЛАД был снят статус развивающейся страны, что повлекло за собой новые пошлины на выработанные из нефти продукты.
          До сент. 1993 г. интересы Ливии за рубежом в вопросах нефтепереработки и дистрибуторских операций представляла компания «Ойлинвест Интернэшнл», для чего была создана дочерняя компания: «Ойлинвест Нидерландс», управляемая ННК, ЛАФИКО и ЛАФБ (Ливийский арабский внешбанк). Однако вследствие санкционных мер, предпринятых в отношении Ливии в соответствии с резолюциями СБ ООH №733, №748 (1992 г.) и №883 (1993 г.), СНЛАД была вынуждена передать контрольный пакет акций (55%) частным итальянским и немецким инвесторам, сохранив 45% акций.
          Газовая промышленность. Крупные месторождения – Гадамес, Хамада, Сирт, Бури. В 1996 г., по данным ОПЕК, в Ливии было добыто 6,4 млрд.куб.м.прир. газа. Основная его часть была использована для нужд ливийского энергетического комплекса, около 1,2 млн.куб.м.экспортировано, главным образом, в Италию и Испанию.
          Стремясь стимулировать развитие газового сектора в промышленности, правительство разработало план по сооружению двух газопроводов, которые включат новые газовые электростанции в Бенгази, Зуэтине, Хомсе и Триполи в единую национальную энергосистему. В июне 1996 г. ННК подписала контракт в 3 млрд.долл. с компанией «Аджип». Он предусматривает осуществление проекта по созданию гигантского газопровода (частично пролегающего по морскому дну), который свяжет месторождения прир. газа в Ливии с единой газовой сетью Италии (о.Сицилия). Ливия также намерена самостоятельно разрабатывать несколько газовых месторождений на своей территории.
          Разработка новых нефтяных и газовых месторождений и интенсификация работ на уже действующих, даже поддержание объема добычи нефти на прежнем уровне требуют внедрения новых передовых технологий, замены устаревшего, зачастую изношенного оборудования. В результате действия международных антиливийских санкций нефтегазовая отрасль страны испытывает большие трудности. Особенно негативно санкционный режим сказался на ее нефтяной составляющей, значительно (в среднем в четыре раза) увеличивая стоимость импорта оборудования, запчастей к нему и его транспортировки. Санкции тормозили и дальнейшую экспансию ливийцев на новые рынки сбыта нефти, препятствуют проникновению в СНЛАД американских компаний, до 1986 г. весьма активно работавших в ливийском нефтяном секторе (их капиталы были заморожены). Против Ливии не введено международное нефтяное эмбарго, однако США в одностороннем порядке предприняли ряд мер, чтобы максимально затруднить нормальное функционирование нефтегазовой отрасли Ливии, проведение платежей и расчетов с иностранными подрядчиками через мировую банковскую систему. В авг. 1996 г. американский Конгресс ввел в действие закон Д’Амато, предусматривающий наложение санкций правительством США на инокомпании, инвестирующие более 40 млн.долл. в ливийский нефтегазовый сектор (этот закон вызвал резкую критику со стороны Евросоюза, ряд членов которого – Италия, Германия, Испания – в значительной степени удовлетворяют потребности своих ТЭК за счет ливийской нефти и заинтересованы в дальнейшем всестороннем развитии сотрудничества с Джамахирией в этой области).
          Ливия остается в стороне и от многих экономических новаций, из которых извлекают пользу ее североафриканские соседи. Так, она не входит в число стран, образовавших новую зону свободной торговли в Средиземноморье, что открывает им доступ к получению дотаций на развитие от Евросоюза. В Джамахирии не ведутся также работы по созданию программ приватизации с целью привлечения иноинвестиций и ускорения экономического развития.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8