Географическое положение и экономика Швеции
Эресуннская
транснациональная региональная структура формируется в результате
законодательно закрепленного на этот счет решения, принятого датским и шведским
правительствами. Дополнительным импульсом в деле его реализации послужило
начало строительства комбинированного железнодорожно-автомобильного моста между
Копенгагеном и Мальмё. Эта магистраль является составной частью трансевропейской
транспортной сети и будет введена в действие в 2000 году.
Население
Эресуннского региона составляет 2,9 млн. человек при обшей занятости в 1,4 млн.
Он обладает уникальным потенциалом в деле развития межрегиональной торговли.
Гетеборг-Осло.
Фopмaльнo закрепленное устойчивое начало трансграничного сотрудничества между
Западной Швецией и Южной Норвегией было заложено созданием в 1980 г. Приграничного комитета в рамках соответствующих программ Совета министров северных стран.
Далее, в связи с вхождением Швеции в Евросоюз (Норвегия не входит в состав ЕС)
на основе подписанного в 1995 г. шведско-норвежского межрегионального
соглашения создается единый орган координации сотрудничества – Совет. В его
состав вошли представители городских властей Гетеборга и Осло, губернского
политико-экономического истеблишмента; двухлетнее председательствование
осуществляется поочередно. По февраль 1999 г. трансграничное сотрудничество контролируется Гетеборгом.
В том же, 1995 г., в соответствии с обращением Приграничного комитета Комиссия ЕС утвердила программу
межрегиональной кооперации на период до 1999 г. с общим бюджетом в 221 млн. шв. кр. (21% – взнос ЕС, 42% – Норвегии, 37% – Швеции). В сентябре того же года было
сформировано представительство Гетеборга в Осло, а в 1996 г. – представительство норвежской стороны в Гетеборге.
Целью
создания шведско-норвежской трансграничной структуры является усиление
сотрудничества историко-этнически близких народов двух стран. Регион включает в
себя около 10% территории каждой из сторон и почти 3,5 млн. человек; в нем
сосредоточено около половины промышленного потенциала Скандинавии, развитие
которого стимулируется высокоразвитой транспортно-коммуникационной
инфраструктурой. Cтороны исходили из предпосылки, что включаемые в сферу общей
деятельности территории не имеют принципиальных отличий в уровне экономического
развития, а во многих важных областях являются взаимодополняющими. С учетом
линии шведских властей на возможное широкое привлечение в Западную Швецию
иностранных инвестиций, взаимодействие с норвежцами считается здесь оптимально
выгодным. Норвегия второй в мире экспортер сырой нефти. После введения в строй
месторождения природного газа «Тролль» она стала одним из основных поставщиков
газа в Европу. Экспорт углеводородов обеспечивает норвежцам высокий, даже по
европейским меркам, жизненный уровень.
Развивающееся
в последние годы норвежское предпринимательство с одной стороны рассматривается
в Гетеборге в качестве «иностранного инвестора», а с другой, – принимая в
расчет упомянутые историко-культурные связи и взаимозависимую трансграничную
экономику, относится к разряду «родственной межсоседской» интеграции. Таким
образом перетекающий через госграницу капитал рассматривается в качестве
«общерегионального достояния» . Беспрепятственность его внедрения
обеспечивается двусторонним режимом наибольшего благоприятствования. В
результате, в 1998 г. количество обосновавшихся здесь норвежских компаний
превысило триста единиц; примерно столько же действует с норвежским долевым
участием, при этом уровень прямых норвежских инвестиций за пять лет
взаимодействия достиг 27 млрд. шв. крон. Наряду с этим только в районе Большого
Гетеборга насчитывается 473 крупных и средних трансатлантических и
«континентальных» компаний.
Их привлекает
сюда налог на корпорации на уровне 20%; высокий уровень производительности
труда; конкурентоспособные уровни зарплаты; первоклассные сети телекоммуникаций
и вычислительной техники и т.д. Промышленное развитие обеспечивается наличием
хорошо развитой транспортной сети: международные аэропорты Гетеборга (Ландветтер)
и Осло (Гардермуэн и Форнебу), крупнейшие порты – Осло и Гетеборг, паромное
сообщение (в год перевозится до 120 тыс. грузовых автомашин); шоссейная сеть,
паромами связанная с Данией и Германией. Несмотря на свои внушительные размеры,
регион оказывается достаточно компактным. Два его центра – Осло и Гетеборг
напрямую связаны шоссе Е6, всего 310 км.
В шведской
части региона действуют два автомобилестроительных концерна – «Сааб» и «Вольво»
; здесь находятся их правления и основные производственные мощности. На них
работают 250 субподрядчиков в разных городах региона.
Химическая
промышленность и нефтепереработка – значительна высоким уровнем продукции и
широтой ассортимента, представлена помимо нефтепереработки специальными химическими
производствами. Здесь находятся скандинавские штаб-квартиры ряда иностранных
компаний: «Акцио Нобель», «Бореалис», «Гидро» .
Информационная
технология – ее уровень в регионе отражает положение в целом в Норвегии и
Швеции, являющихся одними из передовых в мире стран по насыщенности
персональными компьютерами и телефонами сотовой связи. Здесь действуют такие
компании, как «Эриксон», «Хассельблад», «Кунгсберт Норконтроль», «Сааб Эриксон
Спейс», «Тандберг Дата» . Всего в регионе около 4000 компьютерных компаний.
Фармацевтическая,
биотехническая отрасли, производство медоборудования, продукция которых
характеризуется высоким качественным уровнем, – в этой сфере действуют
несколько сот компаний.
В регионе
Осло-Гетеборг сосредоточена треть всего производства продовольствия Швеции и
Норвегии. Наиболее важной компанией является «Орила» .
Текстильная,
швейная и обувная промышленность – в регионе наибольшая в Скандинавии
концентрация предприятий этих отраслей.
Регион
отличает наибольшая плотность в скандинавских странах предприятий
деревообрабатывающей и мебельной отраслей. Имеющий мировые позиции, в том числе
действующий в России, производитель мебели ИКЕА разместил в регионе завод по
производству офисной мебели и центр развития.
Значительная
доля производимых в Швеции и Норвегии бумаги, целлюлозы и упаковочных
материалов приходится на регион. Мировое значение имеют фирмы по производству
упаковочного картона «Стура» и «Боррегор» .
Приоритет
экологической проблематики в Швеции и Норвегии определил значительный уровень
инвестиций на улучшение состояния окружающей среды для компаний,
разрабатывающих экологические технологии.
Строительные
компании региона имеют большой опыт в строительстве туннелей в скальных
породах, портовых сооружений, подводных туннелей. Развито строительно-дорожное
машиностроение.
В регионе, в
первую очередь, в норвежской его части, развито одно из наиболее передовых в
мире по уровню НИОКР машиностроение для подводной добычи нефти и газа. Здесь
размещены головные конторы таких компаний, как «Квернер», «Акер», «Гидро», АББ.
Объем инвестиций во все виды технологии, связанной с добычей нефти и газа на
континентальном шельфе, составит в течение предстоящих 25 лет 2 млрд. долл.
Деловые и
политические круги региона используют поддерживаемые в прекрасном состоянии
природные ландшафты (леса, озера, шхерное морское побережье протяженностью в 400 км и т.д.) для развития туризма. Посетителей привлекают в регион наличие развитой сети учреждений
культуры и отдыха. Значительную коммерческую роль для обеспечения гостиничной
отрасти играет проведение в городах региона нескольких сот международных
выставок и съездов ежегодно. О масштабах туризма говорит то, что в летний сезон
мост через Свинесунд пересекает до 40 тыс. человек в день.
Судовладельцы
региона (в первую очередь норвежцы) контролируют более 10% мирового морского
торгового флота. Здесь действует крупнейший рынок морского страхования,
уступающий только лондонскому «Ллойду» . В регионе – головная контора компании
«Стена Лайн», ведущей компании мира по паромным перевозкам.
Как и в
случае Эрессунского сотрудничества, стороны-участницы при формировании
трансграничного пространства уделяют особое внимание деятельности общего рынка
занятости. Он создается усилиями Совета путем взаимной адаптации шведской и
норвежской систем социального страхования и условий найма на работу;
вырабатывается единая система повышения квалификации. При отсутствии визового
режима трансграничного передвижения считается реальным выработка
унифицированной сетки оплаты проездных документов.
Складывающийся
опыт комплексного регионального развития продемонстрировал необходимость
создания научно-образовательного и информационного центра. Решение на сей счет
было принято Советом в 1996 г. В регионе сосредоточены крупные вузы,
одновременно осуществляющие прикладные и фундаментальные исследования. Речь
идет об университетах в Гетеборге и Осло ( 30 и 35 тыс. обучающихся),
Чалмерском технологическом институте – 8 тыс. студентов. Высшей коммерческой
школе в Осло – 13 тыс. студентов. Считается, что приоритетным направлением для
шведско-норвежских коммун, участвующих в более чем 50 проектах, является защита
окружающей среды, создание новых рабочих мест, повышение профессиональной
квалификации, энергетика, транспорт, космические исследования, биотехнология,
пищевая промышленность, туризм и выставочно-зрелищные мероприятия.
Результаты
принесла деятельность рабочей группы по коммуникациям. К середине 1998 г. открыты четыре паромные линии из ЗШ в Норвегию: из Стремстада в Халлен, Фредрикстад,
Лангесунн и на Валерские острова. В 1997 году открыты две новые авиалинии через
Осло и Гетеборг в континентальную часть Европы. После окончания проводимых
работ по реконструкции европейская автомагистраль Е6 станет на 23 км. короче на участке между Гетеборгом и Осло; достроенная железная дорога сократит вдвое время
пути из Гетеборга в Осло, доведя его до двух часов.
После
пятилетнего обсуждения в риксдаг внесено совместное предложение Дорожных
управлений двух стран о строительстве между Швецией и Норвегией нового
Свинесуннского моста (длина – 600 м., стоимость – 649 млн. шв. крон) на 1,2 км к западу от нынешнего. Против этого предложения выступают власти норвежской коммуны Халлен,
требующие построить новый мост к востоку от нынешнего. Это, однако, считается
более трудоемким и дорогостоящим проектом. Принятие решения риксдага по этому
вопросу ожидается в 1999 г.
Проводимый
процесс полностью отвечает поставленной задаче: от регионального и
национального к межрегиональному и трансграничному сотрудничеству. Он вполне
отчетливо сочетается с целенаправленной политикой шведов по реализации
«Инициативы ЕС в отношении Балтийского региона» (предусмотрено выделить 4,6
млрд. экю). На основе уже достигнутого, в схему процесса вписывается интенсивно
прорабатываемая сейчас концепция создания промышленно-торгового и
коммуникационного узла Гётеборг-Осло-Копенгаген-Мальмё.
Атомная
энергетика. Решение правительства Швеции о закрытии с 1 июля 1998 г. первого реактора АЭС «Барсебек» – первый шаг по реализации принятого по инициативе правящей
социал-демократической партии Закона о закрытии шведских АЭС, за который
риксдаг проголосовал 18 декабря 1997 г.
Социал-демократов
поддерживают левая партия, партия центра, зелёные. Против выступают либералы,
консерваторы и христианские демократы. Юридическую базу курса СДРПШ составляет
проведенный еще в 1980 г. референдум, в ходе которого большинство проголосовало
за закрытие всех 12 реакторов шведских АЭС к 2010 г.
За прошедшее
с момента референдума время настроения в обществе изменились. Движение за
запрещение атомной энергетики ничем себя не проявляет. В ходе многомесячной
дискуссии перед принятием вышеназванных решений риксдага и правительства
профсоюзы, экономические круги, оппозиционные партии выступали в большей своей
части против закрытия АЭС. Замена АЭС на электростанции на угле, нефти и газе
приведет к росту выбросов в атмосферу двуокиси углерода (превышение нормативов
ЕС по этому показателю составляет в Швеции 9%, в случае закрытия «Барсебека»
оно вырастет еще на 10%).
Особое место
занимает в конечном решении вопроса о сворачиванин шведской атомной
энергетической программы вопрос обеспечения безопасности. С самого начала
подвергалось сильной критике место размещения реакторов «Барсебека» – в
непосредственной близости от Копенгагена и третьего города Швеции – Мальмё. С
июня 1992 г. «Барсебек» закрывался на период около года из-за выявившихся
серьезных дефектов в системе охлаждения.
Последние два
года на рынке электроэнергии в Швеции цены пошли вниз, что привело к снижению
прибылей владельцев АЭС. Владельцам энергетических фирм, строившим реакторы с
60-х по 80-е годы, затратив при этом около 30 млрд. крон, до сих пор не удалось
полностью возместить все эти расходы. Они заинтересованы в продолжении
функционирования АЭС или в получении компенсации. В этой связи показательна
позиция владельца «Барсебека» – южношведской фирмы «Сюдкрафт», намеревавшейся
прибегнуть к защите своих интересов в судах Швеции и ЕС. «Барсебек-1» является
с начала 80-х годов приносящим наибольшие прибыли реактором Швеции.
В 1996 г. доля АЭС в энергообеспечении Швеции составляла 52%. Реальное закрытие хотя бы части из 12
шведских атомных реакторов может вызвать рост потребительских цен на
электроэнергию в 2-3 раза в течение года. Указывают на то, что нет реальных
способов получения электроэнергии в Швеции, кроме как активизацией работы
электростанций на угле, нефти и газе, что приведет к ухудшению состояния
окружающей среды. В случае закрытия «Барсебек» начнутся компенсирующие поставки
электроэнергии компании «Ваттенфалль» по более высокой цене; в перспективе
рассчитывают на получение энергии с финских (на газе) и датских (на угле)
электростанций. Такой поворот событий стал бы существенным ударом по бюджету
населения Швеции, где до последнего времени электроэнергия была одной из самых
дешевых в Европе.
Деловые круги
ЮЗШ о деятельности в России. Приоритетным направлением деятельности
предпринимателей ЮЗШ считается развитие связей с российскими северо-западными
регионами. Особое внимание этому району, по мнению шведов, уделяется с точки
зрения его потенциально вoзpacтaющeй роли в кaчeствe связующего звена между
Россией в целом и Евросоюзом; он является важной составляющей замысла
строительства «единой Европы балтийского направления» .
Местные
административные структуры продолжают проводить линию на задействование средств
и ресурсов Евросоюза на решение в упомянутых российских регионах
социально-экономических и экологических проблем. Шведы по согласованию с
российской стороной придерживаются практики подписания «зональных протоколов»
между руководителями соответствующих губернских центров. Эти протоколы
определяют основные направления и объемы предполагаемого сотрудничества. К
протоколам, ныне дающим реальную практическую отдачу относится документ,
подписанный властями Калининграда и Мальмё. Помимо намерений по открытию
бизнес-центра, установлению прямых контактов между заинтересованными
государственными и частными институтами, участию шведов в становлении
«свободной экономической зоны» требуемое значение в протоколе уделено статьям
по конкретному решению задач ликвидации экологического загрязнения района
Калининграда, действенной борьбе с эпидемией СПИДа в области. Очевидная собственная
заинтересованность в радикальном решении этих проблем территориально
близлежащего региона послужила дополнительным стимулом для мобилизации как
чисто шведских возможностей, так и соответствующих фондов ЕС.
Участие в
разработке значительных интеллектуальных ресурсов, научно-технического
потенциала российского северо-запада, прямо сочетается со шведскими
национальными интересами. С учетом такого подхода предпочтение отдается
«специализированному сотрудничеству» . Оно подразумевает создание совместных
российско-шведских рабочих групп ученых, деятельность которых, с точки зрения
шведов, связана с наиболее перспективными изысканиями. Такие группы, как
правило, действуют в рамках шведских и российских университетских центров.
Помимо этого, шведы на контрактной основе подключают российских ученых к работе
в различного рода технологических бюро непосредственно в сфере промышленного
производства. Вносимые российской стороной предложения и идеи нередко служат
питательной средой научно-технического прогресса, являются генератором
дальнейшей реализации наиболее современных тенденций в прикладных и
фундаментальных исследованиях.
Деятельность
на российском рынке концерна «Вольво» сводится к тому, что поставки готовой
продукции, комплектующих запчастей и сервисное обслуживание осуществляются
напрямую через головные представительства компаний «Вольво» в Москве и
Санкт-Петербурге ("Вольво-Пента» ). В целях минимизации финансового риска
реализация проектов сборочного производства идет по пути предварительного согласования
их оправданности с центральными ведомствами (Минтранс РФ) и руководством
российских региональных администраций. Так обстояло с открытием завода по
сборке автобусов в Омске, с обкаткой проекта сборки автобусов в Вологде.
Значительный импульс запланированному руководством «Вольво» пятикратному
расширению деятельности концерна на российском рынке был придан в ходе визита
Б.Е.Немцова в Гётеборг в декабре 1997 года.
Все наиболее
значимые компании региона открыли свои представительства в крупнейших российских
административных центрах. По мнению шведов, такой метод способствует более
четкому анализу существующих в России реалий при разработке принципиальных
концепций двустороннего взаимодействия. К числу продуктивно действующих в
России компаний и предприятий ЮЗШ относятся «Вольво», «Сканска», «Сааб», «Астра
Хессле», «Авеста Шеффилд», «Стена Груп», «Тетра Пак», СКФ, «Стура Папирус»,
«Треллеборг».
Страницы: 1, 2, 3
|