Географическое положение и экономика Швеции
Географическое положение и экономика Швеции
Реферат
Географическое положение
и экономика Швеции
Общие
сведения
Королевство
Швеция - Konungariket Sverige. Географическое положение – находится в Северной
Европе, в восточной части Скандинавского полуострова. Территория – 449 960
кв.км. Население – 8 716 000. Столица: Стокгольм – Stockholm – 685 000; с
пригородами – 1 млн. 725 тыс. чел. Другие крупнейшие города - Гетеборг (434
000), Малмс (237 000). Высшая точка - гора Ксбпскайсе (2111 м). Государственный язык - шведский. Основная религия - христианство. Основные статьи экспорта -
автомобили, продукция машиностроения, сталь, железо, изделия бумажной
промышленности. Форма правления - конституционная монархия.
Административное
деление: 24 лена (lan – губерния). Стокгольм выделен в самостоятельную
административную единицу, приравненную к лену. Официальный язык – шведский.
Денежная единица: шведская крона = 100 эйре. Национальные праздники: 6 июня –
День шведского флага (официально как национальный праздник отмечается с 1983 г. Праздник связан с двумя историческими датами: 6 июня 1523 г. Густав Эриксон, возглавивший в 1521 г. антидатское народное восстание, был избран королем Швеции под именем
Густав I Ваза; 6 июня 1809 г. была принята новая конституция, действовавшая до
1 января 1975 г.); 30 апреля – День рождения короля (1946 г.)
Дипломатические
отношения с СССР установлены 16 марта 1924 г. В декабре 1991 г. Российская Федерация признана правопреемницей СССР.
Швеция
занимает восточную часть Скандинавского полуострова. От ледяных равнин Арктики
она тянется на юг к Дании. Горный хребет, проходящий вдоль ее границы с Норвегией,
спускается к прибрежным низменностям. Вдоль протяженного побережья Балтийского
моря разбросаны многочисленные острова. В центральной и южной части страны
находятся цепи озер, которые образовались более 10 тысяч лет назад во время
последнего ледникового периода.
Швеция - одна
из крупнейших европейских стран, но при этом одна из самых малонаселенных.
Больше половины ее территории занято хвойными лесами. Здесь обитают волки,
медведи, рыси и олени. Эти леса обеспечивают сырьем высокоприбыльную мебельную
и бумажную промышленность. Плодородные земли на юге Швеции дают высокие урожаи
злаковых культур и овощей. Другим источником благосостояния страны являются
богатые месторождения железной руды в Лапландии. Частично руда используется в
сталеплавильной промышленности Швеции, но главным образом продается за границу.
Реки используются как источники электроэнергии для этой и прочих отраслей
промышленности. Благодаря богатству природных ресурсов Швеция стала
процветающей страной. По уровню жизни Швеция занимает одно из первых мест в
мире. Жители ее платят большие налоги, но пользуются многими социальными
благами, в том числе бесплатным медицинским обслуживанием и различными
пособиями. В начале 90-х годов дорогостоящие шведские товары стали пользоваться
меньшим спросом по сравнению с товарами, произведенными в других странах. Чтобы
решить эту экономическую проблему, новый премьер-министр страны Карл Бильдт в
1991 году несколько урезал социальные отчисления. Тем не менее, Швеция остается
одной из самых богатых стран Европы.
НАРОДЫ И ИСТОРИЯ
Живущие за
Полярным кругом саамы (лопари) являются потомками исконных обитателей Швеции.
Около двух тысяч лет назад в эти края пришли германские племена, от которых и
ведут свое происхождение современные шведы. Как и их скандинавские соседи,
норвежцы и датчане, шведы стали викингами. С IX века н. э. они совершали набеги
на берега Европы и основывали свои поселения повсюду, вплоть до Восточной
России. В 1397 году Дания объединила Швецию и Норвегию под своим господством. В
1523 году Швеция вернула себе независимость при Густаве Вазе, впоследствии
возведенном на престол под именем короля Густава I. Одержав множество побед при
короле Густаве Адольфе в начале XVII века и при короле Чарльзе XII в начале
XVIII века, Швеция превратилась в одно из могущественнейших государств Северной
Европы. В 1818 году, после краткого периода правления парламента, на шведский
престол был возведен Жан-Батист Бернадотг. Он обладал меньшей властью, чем
предшествующие монархи. Нынешняя королевская семья Швеции происходит из рода
Бернадотта, но сегодня она делит свою власть с демократически избранным
парламентом, который называется - риксдаг. С 1993 года саамы тоже образовали
свой орган управления - так называемый самтинг. В 1995 году Швеция вошла в
Европейский Союз Государств. В наши дни большинство шведов живет в городах и
работает в сфере обслуживания или промышленного производства. Шведское
правительство славится своим справедливым отношением к трудящимся. Средняя
заработная плата в этой стране очень высока, и в отпусках шведы тратят больше
денег, чем жители любой другой страны мира.
Государственное
устройство
Королевство
Швеция – конституционная монархия. Действует конституция, вступившая в силу 1
января 1975 г. Конституция была дважды одобрена риксдагом двух созывов: 6 июня 1973 г. и 27 февраля 1974 г. Она состоит из трех законов: Закона о форме государственного правления,
Закона о престолонаследии, Закона о свободе печати. 15 ноября 1979 г. была принята поправка к Закону о престолонаследии. 20 апреля 1978 г., 7 ноября 1979 г. и 23 ноября 1994 г. были приняты поправки к Закону о форме государственного
правления.
Глава
государства – король. Престол наследуется по мужской и женской линии в порядке
первородства с 18-летнего возраста (с ноября 1994 г.)
Законодательная
власть осуществляется риксдагом (однопалатный парламент). Риксдаг состоит из
349 депутатов, избираемых путем всеобщего прямого и тайного голосования по
принципу пропорционального представительства. Очередные выборы в парламент
проводятся каждые четыре года в третье воскресенье сентября. 39 мест в риксдаге
распределяются между партиями, набравшими не менее 4% голосов избирателей по
стране, а 310 мест – между партиями, набравшими 12% голосов в любом из
избирательных округов.
Исполнительная
власть принадлежит правительству. Правительство имеет право распускать риксдаг
и назначать внеочередные выборы. Премьер-министр назначается риксдагом.
Кандидатура на пост премьер-министра выдвигается председателем риксдага после
консультации с его заместителями и представителями каждой партийной фракции в
парламенте. Правительство ответственно перед риксдагом.
ЭКОНОМИКА ШВЕЦИИ
В XX веке в
Швеции произошло то, что часто называют «экономическим чудом». В течение всего
лишь нескольких десятилетий бедная аграрная страна превратилась в одну из
богатейших и самых высокоразвитых индустриальных держав.
Основу этого
беспрецедентного развития составили огромные природные богатства северной
Швеции, — лес, руда и гидроэнергетические ресурсы, — в сочетании с рядом
революционных шведских изобретений и их дальнейшей разработкой и эксплуатацией,
таких, как паровая турбина, шарикоподшипник, газовые маяки АГА, телефон,
молочный сепаратор, безопасная спичка, гребной винт регулируемого шага,
упаковка «тетрапак» и многие другие. Ещё и по сей день промышленность,
созданная техническим гением, остается ядром шведского народного хозяйства.
Из-за узости
внутреннего рынка крупные шведские компании уже на ранней стадии должны были
ориентироваться на открытие других рынков и на экспорт. Полагают, что во многих
случаях эта ранняя глобализация давала шведским компаниям преимущества в
международной конкуренции. Благодаря этому Швеция сегодня имеет чрезвычайно
высокие показатели по числу крупных мультинациональных концернов и известных
товарных марок в пропорции к численности своего населения: «Вольво», «Сааб»,
«Эриксон», «АстраЗенека», «Электролюкс», «Икеа», «Хеннес и Мауриц»,
«Хассельблад», — вот лишь некоторые из них.
Хотя сырьё и
облагороженные сырьевые материалы составляют значительную часть шведского
экспорта, будущее шведской экономики связано преимущественно с наукоёмкими
отраслями промышленности. В этом Швеция может воспользоваться преимуществами
своего передового технологического развития, развитой инфраструктуры и высокого
общего уровня образования населения. К числу таких высокотехнологичных отраслей
промышленности относятся информационная технология и биомедицина, области, в
которых Швеция уже давно принадлежит к числу мировых лидеров.
Помимо них,
сегодня всё чаще называют третью шведскую отрасль будущего - «промышленность
впечатлений»: новый собирательный концепт, обозначающий такие соотносимые
креативные отрасли, как дизайн, музыка, мода, художественная промышленность,
гастрономия, медийные отрасли, реклама, туризм — области, в которых Швеция за
какое-то десятилетие пережила революцию, которая привлекла внимание всего мира
и принесла стране значительные экспортные доходы.
Макроэкономика
и финансовый климат Швеции
Темпы
прироста ВНП в индустриально развитых странах снизятся под влиянием азиатского
кризиса в среднем на 1%. Для Швеции это означает падение темпов роста ВНП в
1998 году с 3,1% до 2,8% по более оптимистичным прогнозам, до 1,8% по другим
оценкам.
На долю
рынков кризисных стран приходится не более 3% шведского экспорта и прямое
воздействие на шведскую экономику от потери этих рынков невелико. Основная
проблема для шведских компаний – ожидаемый стремительный рост экспорта дешевой
после обесценения национальных валют продукции из кризисных азиатских стран и,
соответственно, обострение конкуренции на мировых рынках.
Новым
моментом в развитии экономики Швеции стало растущее значение внутреннего
потребления. В 1993-97 гг. темпы ежегодного прироста внутреннего спроса росли
от 3,2% до 2%. В 1998 году ожидалось сохранение этой динамики, при сокращении
темпов роста шведского экспорта до 6%, с 12,2% в 1997 году. Наиболее активен
спрос на товары долгосрочного пользования: автомобили, холодильники и т.д. При
этом темпы роста частного спроса выше темпов роста реальных доходов населения
от повышения заработной платы.
Экономический
кризис 1991-93 годов привел к вымыванию из производства устаревших технологий и
оборудования, к ускоренному обновлению основных производственных фондов в
шведской промышленности (более 40% роста инвестиций в отдельные годы). В
послекризисный период рост производства достигнут в значительной степени за
счет роста производительности труда – одна из причин относительно скромных
успехов правительства в борьбе с безработицей, несмотря на то, что в отдельные
послекризисные годы рост ВНП достигал 3,9%.
Промышленное
производство на обновленной технической основе является дополнительным фактором
устойчивости экономики Швеции, ее способности к адаптации для работы на мировых
рынках в условиях усиливающейся конкуренции. В этом же направлении работает и политика
интенсивного вложения средств в НИОКР (3,3% от ВНП).
По мнению
экспертов ОЭСР, Швеция вошла в полосу «среднеконъюнктурного развития» по
американскому типу, при котором исключаются резкие колебания в темпах роста
экономики. В ближайшие три-четыре года прирост ВНП Швеции будет находиться в
пределах 2-3%. Для условий высокоразвитой экономики это хорошие показатели
роста,особенно с учетом влияния азиатского кризиса.
Об итогах
парламентских выборов. 20 сентября 1998 г. состоялись очередные выборы в риксдаг. Одновременно прошли выборы в органы местного самоуправления в 21
ландстинге (в правление лена – области) и 272 коммунах.
По итогам
голосования наибольшее число голосов избирателей, и право сформировать
правительство получила Социал-демократическая рабочая партия Швеции (СДРПШ) –
36,6% голосов (131 мандат); оппозиционная Умеренная коалиционная партия (УКП)
набрала 22,6% (81 мандат); Левая партия (ЛП) – 12% (43 мандата); входящие в
буржуазный блок Народная партия-либералы (НП) и Христианские демократы (ХД) –
4,7% и 11,8% (17 и 42 мандата).
На очереди
выработка официального отношения Швеции к ЕВС, подготовка к выборам в
Европарламент в июне 1999 г. и к председательству в ЕС в первой половине 2001 г.
Международная
проблематика практически не прозвучала ни в манифестах, ни в предвыборной
кампании в целом. Из «шестнадцати главных для Швеции вопросов» к ней можно
отнести лишь вопросы политики Швеции в отношении ЕС и ЕВС, борьбы с глобальными
угрозами природе и иммиграционной политики. Можно отметить заявления лидеров
УКП о более тесном сотрудничестве с НАТО, в то время как СДРПШ делала упор на
необходимости развития европейской интеграции с оказанием помощи странам Прибалтики
и Польши по вступлению в ЕС, а также более тесном подключении России к ЕС.
"Козырями»
социал-демократов стали экономические успехи по увеличению объемов торговли и
сбалансированности государственного бюджета, что обеспечило рост инвестиций в
промышленность, а также личного и общественного потребления. Социал-демократы в
своих программных документах предлагали снизить уровень безработицы за счет
выделения дополнительных финансовых средств для создания новых рабочих мест и
переподготовки кадров (что не могло не привлекать избирателей), тогда как
консерваторы видели основную причину проблемы в несовершенстве системы
налогообложения.
Несмотря на
самые плохие с 1956 г. для социал-демократов итоги выборов, СДРПШ с помпой
отметила свою победу и лидер партии Й.Перссон заявил о намерении сформировать
однопартийное правительство меньшинства. 6 октября 1998 г. состоялось открытие первой сессии нового состава риксдага, на котором тальман (председатель
риксдага) Б.Даль объявила о том, что новым премьер-министром Швеции, обладающим
правом формирования правительства, стал Й.Перссон. Глава кабинета выступил с
традиционной декларацией правительства, содержащей основные направления его
внутри- и внешнеполитической деятельности.
В отношении
России было заявлено, что Швеция будет оказывать дальнейшую поддержку
демократическому развитию и движению к социально направленной рыночной
экономике.
В декларации
выражено стремление Швеции всемерно развивать сотрудничество в регионе
Балтийского моря, а также на севере Европы во взаимодействии с государствами
Балтии. Глава шведского кабинета высказался также против возникновения новых
разграничительных линий в Европе и заявил о приверженности принципу
нейтралитета и неприсоединения к военным союзам в мирное время. Кабинет намерен
также поддерживать стремление государств Балтии и Польши стать членами ЕС.
Планируется активизировать сотрудничество Швеции с региональными и
международными организациями, в частности СГБМ, а также в рамках Евросоюза.
Среди
внутриполитических задач основной упор был сделан на дальнейшее проведение
борьбы с безработицей и осуществление запланированных мер в социальной сфере по
увеличению социальных пособий и пенсий населению. Программным стало заявление
премьера о намерении снизить уровень безработицы в стране до 4% к 2000 году и к
2004 г. добиться 80% занятости населения (что потребует создания около 600
тыс. новых рабочих мест). Темпы ежегодного прироста ВНП определены в размере 2%
в год. При этом объявлено о плановом погашении государственного долга и
сохранении низкого уровня инфляции.
На первом
заседании риксдага Пирссон объявил об изменениях в составе правительства
сокращении числа министров с 22 до 20 при сохранении ранее существовавшей
пропорции, при которой половину мест в правительстве занимают женщины.
Так,
Л.Ельм-Валлен, занимавшая пост министра иностранных дел, стала вице-премьером.
В состав правительства на пост руководителя укрупненного министерства
экономики, в которое вошли министерства рынка труда, коммуникаций и внутренних
дел, назначен Б.Русенгрен, бывший губернатор провинции Норботтен, а его
заместителем – М.Салин, занимавшая до октября 1995 года должность вице-премьера
в социал-демократическом правительстве И.Карлссона.
Финансы
Определяющая
роль в формировании основ деятельности финансовой системы Швеции, ее
законодательной базы принадлежит риксдагу. Практическая работа по подготовке
решений риксдага и осуществлению парламентского контроля в данной области ведется
его финансовой комиссией. Финансовая комиссия разрабатывает основные
направления государственной экономической и финансовой политики, бюджетного
регулирования и регулирования государственной задолженности, системы
страхования предпринимательской деятельности, работы Государственного банка,
коммунальной экономической политики, государственного ревизионного контроля,
статистики, управления госсобственностью.
В сферу
ответственности министерства финансов входят вопросы планирования финансовой
политики, формирования госбюджета и контроля за его исполнением, регулирования
деятельности денежно-кредитного и страхового рынков, налоговая и таможенная
политика, вопросы игорного бизнеса, международное экономическое сотрудничество.
В ведении Минфина находится деятельность 12 государственных акционерных
компаний (среди них – «Финансирование жилищного строительства», Шведская
денежная лотерея, «Винные и спиртные изделия», Управление регистрации ценных
бумаг) и около 50 государственных ведомств (среди них – управление по
обслуживанию государственного долга, таможня, статуправление, фининспекция,
ревизионное и налоговое управления, конъюнктурный институт, лотерейная
инспекция, управления госсобственности и общественных пенсионных фондов).
Центральное
место в финансовой системе Швеции занимает Государственный банк – старейший в
мире центральный банк (образован в 1668 г.). Госбанк обладает монополией эмиссии национальной валюты (печатание банкнот и производство монет осуществляется
госпредприятием «Тумба Брук» ), управляет золотым и валютным резервом страны,
является главным оперативным звеном платежной системы, отвечает за формирование
кредитно-денежной политики. Находится в подчинении риксдага. Управляется
Советом уполномоченных (8 человек), 7 из них избираются риксдагом сроком на 4
года. Совет уполномоченных избирает председателя Государственного банка сроком
на 5 лет. Главным инструментом контроля за функционированием платежной системы
страны является объединяющая все банки Швеции электронная система Госбанка
РИКС. Вместе с Государственной финансовой инспекцией Госбанк несет
ответственность за поддержание стабильности и эффективности финансовой системы.
При этом Госбанку принадлежат функции более общего характера, как, например,
анализ того, как повлияет на стабильность и безопасность финансовой системы
страны выдача банковской лицензии, в то время, как непосредственный контроль за
деятельностью финансовых институтов входит в компетенцию Госфининспекции.
Основные
сферы осуществляемого Госфининспекцией контроля – денежно-кредитный и страховой
рынки. Под надзором инспекции находится 2,5 тыс. финансовых институтов и
физических лиц (банки, фондовые компании, финансовые группы, частью которых
являются банки и инвестиционные компании, Стокгольмская фондовая биржа.
Управление регистрации ценных бумаг, брокерско-клиринговая корпорация «ОМ
Группен», страховые компании и маклеры).
Страницы: 1, 2, 3
|
|