рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Географическое положение и экономика Швеции рефераты

Важным звеном финансовой системы является Управление по обслуживанию государственного долга. Его основные функции – предоставление госзаймов, обслуживание госдолга, предоставление (наряду с Госуправлением гарантирования экспортных кредитов) госгарантий. Управление является также «внутренним банком» госучреждений и держателем «государственной кассы» . Общественные пенсионные фонды формируются за счет пенсионных отчислений работодателей. Находящиеся в управлении 6 фондов активы составляют более 600 млрд. крон.

600 компаний работают на страховом рынке. Подавляющая их часть – небольшие фирмы, работающие в сфере страхования от материального ущерба. Только деятельность 85 компаний распространяется на территорию всей Швеции. Около 30 компаний и 100 страховых обществ действуют на рынке страхования жизни, при этом 5 крупнейших компаний контролируют около 75% рынка данного вида услуг. Услуги предоставляются непосредственно самими страховыми компаниями, но в последнее время заметно возрастает число независимых маклеров. В настоящее время на шведском рынке работает 280 страховых маклерских фирм. В 1997 г. совокупная прибыль страховых компаний Швеции составила 96 млрд. крон, из них – 64 млрд. крон на рынке страхования жизни. Как институциональный инвестор страховые компании предоставили в управление инвестиционных компаний и фондов Швеции более 1,2 трлн. крон.

Кредитный рынок Швеции представлен 196 финансовыми институтами, 20 из них являются акционерными банками, 87 – сберегательными банками, 73 – кредитными фирмами, 17 – филиалами зарубежных банков и кредитных институтов.

Среди акционерных банков есть как т.н. банки полного спектра услуг, так и специализированные. Работа первой группы основана на покрывающей всю территорию Швеции деятельности широкой сети филиалов, представляющих все свойственные банкам виды услуг. Специализированные акционерные банки как правило имеют лишь одну главную контору, услуги обычно оказываются по телефону (т.н. банки по телефону), через Интернет, почтовую систему жиросчетов.

Сберегательные банки осуществляют свою деятельность на географически ограниченной территории, чаще всего в пределах одной или нескольких коммун. Деятельность главным образом ориентирована на кредитование частного жилищного строительства.

Крупнейшими банками Швеции являются «Свенска Хандельсбанкен» (на конец 1997 г., до слияния с Государственным ипотечным банком, оборотный капитал составил 7,8 трлн. крон), «Ференингс Спарбанкен» (6,5 трлн. крон), «Нурдбанкен» (6 трлн. крон, до слияния с финским «Мерита» ), «Скандинависка Эншильда Банкен» (3,1 трлн. крон, до слияния с крупнейшей страховой компанией страны «Трюгг-Ханса» ).

Среди кредитных фирм доминирующее положение по объемам кредитования занимают ипотечные институты. Большинство из них структурно входят в какой-либо финансовый концерн, материнской компанией которого является банк. Крупнейшим ипотечным институтом Швеции и одним из основных эмитентов облигаций негосударственных финансовых институтов является Государственный ипотечный банк – 400 тыс. клиентов; в 1997 г. совокупный заем составил 300 млрд. крон, оборотный капитал – 3 трлн. крон.

540 финансовых институтов (биржи, брокерские, клиринговые, фондовые, инвестиционное компании, их зарубежные филиалы) действуют на рынке ценных бумаг. Крупнейшие из них – брокерско-клиринговая корпорация «ОМ Группен», принадлежащая ему Стокгольмская фондовая биржа, «Банкжиро», Управление регистрации ценных бумаг, «Постжиро» . Рынок ценных бумаг – наиболее подверженная колебаниям и интернационализации часть финансовой системы Швеции. Многие из институтов данного сегмента финансового рынка являются составной частью крупных концернов, в состав которых входят банки или страховые компании.

В настоящее время в Швеции действует около 90 инвестиционных компаний и 395 инвестиционных фондов, находящихся в управлении 65 фондовых и 8 инвестиционных компаний. В 1996 г. объем средств, находящихся в управлении инвестиционных фондов составил 360 млрд. крон, при этом 80% находилось в управлении фондовых компаний, деятельность которых непосредственно связана с банками.

Одним из основных инструментов платежной системы Швеции является система почтовых жиросчетов. Ежегодно через нее осуществляется около 400 млн. финансовых операций, или 1,1 млн. операций – ежедневно. Ежегодный объем платежей составляет 5 трлн. крон. Клиентами «Постжиро АБ» является около 700 тыс. частных лиц и фактически все шведские компании и учреждения. Практически все шведские компании и организации являются также клиентами «Банкжиро АБ» . Ежегодный объем финансовых операций, осуществляемых через систему банковских жиросчетов, составляет 2,6 трлн. крон (ежедневно – 1,2 млн. операций объемом в 10,5 млрд. крон).

Одним из главных актеров на рынке ценных бумаг, в задачу которого входит ведение регистра владельцев акций входящих в его систему компаний и организаций, является АО «Управление регистрации ценных бумаг» . Другая важная сфера деятельности АО – взаимный зачет платежей по ценным бумагам. В его систему входят около 60 крупнейших финансовых институтов страны (все шведские банки, филиалы иностранных банков и фондовых компаний). В 1997 г. ежедневный оборот Управления составлял в среднем 331 млрд. крон. В феврале 1998 г. активы финансовых институтов Швеции составляли около 4 трлн. крон, при этом 58% активов приходилось на банки, 31% – ипотечные институты, 3% – финансовые компании, 2% – инвестиционные компании, 6% – на остальные финансовые институты. 2,1 трлн. крон находилось в займе, предоставленном небанковскому сектору, 41% заемных средств приходилось на банки, 48% – ипотечные, 11% – на остальные финансовые институты. Совокупный депозит небанковского сектора составлял 900 млрд. крон, 95% вкладов приходилось на банки, 1% – ипотечные институты, 4% – остальные финансовые институты. 66% ценных бумаг было эмитировано ипотечными институтами, 20% – банками.

Структура минфина. В министерстве финансов Швеции работает 330 служащих. В руководство Минфина входит министр по вопросам налогообложения. Оба министра имеют по одному заместителю. Структурно министерство подразделяется на 7 функциональных департаментов и один секретариат.

Руководство Политического департамента осуществляется непосредственно министром финансов и министром по вопросам налогообложения. Отвечает за вопросы долгосрочного планирования экономической и финансовой политики. Особенностью департамента является то, что все его сотрудники (около 20 чел.) назначаются по политическому принципу (принадлежности к правящей партии/коалиции). Самое крупное подразделение министерства – Налоговый департамент (около 60 служащих). В департаменте работают 8 отделов: налогообложения предприятий, НДС, налогообложения капитала, международный, налогообложения физических лиц, акцизный, таможенный.

Особое место в структуре министерства финансов занимает Правовой секретариат. Он отвечает за разработку законопроектов, относящихся к функциональным сферам деятельности бюджетного, экономического, международного департаментов, департамента управления и является их, а также административного департамента юридическим консультантом.

С 1992 г. в рамках правительственной программы технического содействия России министерством финансов осуществляется Шведско-российский проект сотрудничества (ШРПС). В его реализации с российской стороны принимают участие минфин, госналогслужба и миниэкономики. Основная форма работы – проведение семинаров, посвященных анализу, оценке и обмену опытом деятельности министерств финансов двух стран в данных областях финансовой политики. Наиболее активно сотрудничество в рамках проекта осуществляется в сфере регулирования аудиторской деятельности. В 1992-97 гг. шведской стороной под данный проект было выделено более 3,5 млн. долл. В декабре 1997 г. по просьбе минфина России правительство Швеции приняло решение о продолжении реализации программ ШРПС и выделении на эти цели в 1998 г. 1 млн. долларов. Вопросы осуществления проекта курируются международным департаментом минфина Швеции.


Экспортная ориентация экономики Швеции


Главной чертой экономической политики руководства является активное проведение мер по приоритетному развитию производства в экспортных отраслях. Это осуществляется путем расширения спектра промышленных поставщиков и контактов региона, сближения и Западной, и Южной Швеции с регионами других стран Евросоюза.

Регион ЮЗШ составляет основу экономики и торговли Швеции. На него приходится больше половины (270 тыс.) всех промышленных предприятий, около 40% (300 тыс. чел.) от всех занятых в промышленности страны. В ЮЗШ находится более 60% (1100) всех быстроразвиваюшихся компаний Швеции (т.е. тех, которые удвоили свой оборот за последние четыре года), из них большинство – в ЮШ. На территории региона производится около половины национальной продукции машиностроения (автомобилестроение – 70% от всей продукции страны), более 60% производства текстильной и фармацевтической отраслей и более 70% продовольствия. ЗШ дает большую часть продукции нефтехимической промышленности. Здесь – один из крупнейших в Европе центров космических технологий, современной электроники и компьютерно-вычислительной техники, подавляющая часть упаковочной, строительной и мебельной промышленности страны. В общем обороте шведских компаний ЗШ принадлежит 23% (около 600 млрд. крон в 1997 г.), и только одному объединенному южношведскому лену (области) Сконе еще 13% (350 млрд. крон).

1997 год стал для компаний ЮЗШ, чьи акции котируются на бирже, одним из самых успешных за всю историю. Всего на Стокгольмской бирже котируются акции более чем 50 компаний ЗШ и около 30 Южной Швеции (ЮШ). Почти 70% «биржевых» компаний в ЗШ и 75% в ЮШ добились в 1997 г. увеличения своего оборота, причем многие из них показали высокую прибыльность (в первую очередь ПЛМ, «Сведала», «Сюдкрафт», «Треллеборг», Гётеборгский порт и др.).

Уровень инфляции в регионе составляет более 2% (что совпадает с уровнем по стране). Открытая безработица достигает в среднем 8% (что выше, чем в среднем по Швеции – 7,4%). Самый высокий уровень – в лене Сконе (9%), самый низкий - в Блекинге и Йенчепинге (6%). В целях борьбы с безработицей на юге страны правительство выделило из госбюджета 2,6 млрд. крон властям коммун лена Сконе на «испытательное» проведение (с 1 марта 1998 г. до 2000 г.) более самостоятельной политики на местном рынке труда (с использованием традиционных и нетрадиционных методов повышения уровня занятости).

Инвестиционный климат в ЮЗШ в целом благоприятный. Тем не менее, объемы иностранных инвестиций уступают уровню 1995 г. (50 млрд. крон). Наметился некоторый рост капиталовложений в области машиностроения и пищевой промышленности. Большой активностью третий год подряд отличается рынок недвижимости (преобладают покупатели из Норвегии и США). Доля зарубежных компаний в экономике ЮЗШ заметно выросла особенно в ленах Сконе и Вестра Йоталанд. Эти компании (в основном датские, немецкие, американские, английские и голландские) обеспечивают сегодня около четверти всего экспорта ЮЗШ и больше его половины в сфере услуг. Параллельно с этим высокого уровня достигло иностранное акционерное участие: средняя доля иностранного владения в крупных компаниях ЮЗШ, представленных на бирже, составляет 36%. Деятельность норвежских компаний в Западной Швеции устанавливает последние годы новые рекорды. При этом речь идет как о приобретении норвежцами шведских компаний, так и открытии ими своего производства. В 1998 г. наибольший рост активности норвежских экономических кругов ожидается в районе Дальсланд (б. лен Эльвсборг). Значительная роль в привлечении норвежского капитала принадлежит местным властям и представительству Западной Швеции в ЕС – «Вест Свиден», которые стремятся таким образом снизить в районе высокий уровень общей безработицы (12%).

Внешнеэкономическая деятельность компаний ЮЗШ не уступает по активности деятельности зарубежных компаний в регионе, а по числу приобретений и открытых производственных точек даже превосходит ее. Особенно в этом активны машиностроительные компании ЮЗШ. Больших успехов в расширении рынков сбыта добились за последнее время машиностроительные, а также медицинские, упаковочные и металлургические компании региона.

Экспорт продукции компаний ЮЗШ неуклонно растет. Три четверти его приходятся на Данию и Норвегию, а также Германию и Великобританию. Регион поставляет на экспорт более 50% всей своей промышленной продукции и около 65% сельскохозяйственной. Основными странами-импортерами продукции ЮЗШ являются Дания, Норвегия, Германия, Польша и страны Балтии. Среди главных статей экспорта значатся автомобили, бумага, винно-водочные продукты, товары машиностроения и электроники. Импорт в ЮЗШ преобладает из таких стран, как Дания, Норвегия, Германия, США, Португалия и Китай. Основные статьи импорта – нефть, уголь, древесина, продукция машиностроения, продукты питания, текстильные изделия, игрушки.

Финансово-экономический кризис в Азии оказал определенное влияние на компании ЮЗШ. Снизилась курсовая стоимость акций лесных и машиностроительных компаний, в своей деятельности ориентированных на азиатский рынок. С целью снижения затрат компании предприняли меры жесткой рационализации своей деятельности. В то же время усиление конкурентной борьбы в Европе привело к снижению уровня инфляции и процентных ставок, что, в свою очередь, способствует падению цен на товары из Азии, повышению покупательной способности и созданию новых рабочих мест.

Растет торговый оборот компаний ЮЗШ с такими регионами России, как Калининградская, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Омская области и др., увеличивается число совместных проектов. Наибольшую активность здесь проявляют лены Вестра Йоталанд, Сконе, Халланд и Блекинге. Компании «Альфа Лаваль», «Тетра Пак» и др. открыли свое производство в России; в ближайшее время это намерены сделать также ПЛМ и «Гулльфибер» . «Сканска» и «Сведала» осуществляют в Центральном регионе России крупные строительные проекты.

Морпорты. ЮЗШ в рамках страны в целом традиционно играет значительную роль в формировании морского торгово-грузового и пассажирского рынка.

Оборот чисто шведских и находящихся под шведским контролем судовладельческих компаний составляет 40 млрд. крон. Шведские пароходства объединяют около 600 грузовых и 100 пассажирских судов, две трети которых действуют на юго-западе Швеции. Региональные пароходства также располагают наиболее современно технически оснащенными судами (около 120), зафрахтованными на долгосрочной основе. Более половины общего оборота отрасли в ЮЗШ приходится на малые и средние пароходства.

Транспортная сеть ЮЗШ исторически складывалась на базе деятельности крупнейшего в Скандинавии порта Гётеборг. 70% промышленного потенциала северных стран сосредоточено в радиусе 500 км. вокруг Гётеборга; ежегодно в порт заходят более 13 тыс. судов, в 1997 году впервые оборот порта превысил 30 млн. т. обработанного груза и полмиллиона контейнеров. С 1997 года одна из крупнейших в мире компаний контейнерных перевозок «Эвергрин» параллельно с «Маерск лайн» осуществляет прямую транспортировку грузов из Гётеборга на Дальний Восток, прежде всего в Китай. Крупное объединение «Стора груп» продолжает «отрабатывать» европейское направление перевалочных поставок гетеборгского порта.

К наиболее рентабельным пассажирским перевозкам относится паромная связь, ориентированная на европейский рынок. Здесь на регулярной основе действуют пятьдесят маршрутов, ежегодно обеспечивающих перевозку более 4 млн. пассажиров и связывающих Гетеборг с 60 портами. Самой высокоэффективной в будущем коммуникационной артерией региона считается Эресуннский мост. Он будет соединять два крупных по европейским стандартам торгово-пассажирских узла – Мальме и Копенгаген. Эресуннский мост считается наиболее крупным в Европе сооружением такого плана; его длина 7845 метров, а ширина 31 метр; ввод в действие моста запланирован на середину 2000 года.

Российская деятельность на транспортном рынке ЮЗШ практически полностью свернута. Заходы российских торгово-грузовых судов в порты региона крайне незначительны как по их количеству, так и по объему доставляемых грузов. В 1998 году на верфях Южной Швеции прошли ремонт и переоборудование три российских судна малой тоннажности. Закончено переоснащение для ведения сейсморазведки проданного в рассрочку норвежцам «Светломора I» . В Гетеборге владелец малого предприятия «Хай си сервисез» арендует российский танкер для дозаправки в открытом море шведских рыболовных судов.

Аэропорт «Ландветтер» . Расположен в ЮЗШ (Гётеборг), является крупнейшим аэропортом Северной Европы. Считается, что «Ландветтер» заменит международный аэропорт «Каструп» (Копенгаген), если последний будет закрыт по какой-либо причине. В течение года «Ландветтер» может обслужить от 5 млн. пассажиров и обработать 110 тысяч тонн грузов. Международные и чартерные рейсы составляют около 60% всего потока пассажиров.

"Ландветтер» расположен в центре западной Швеции и находится в 25 км от Гётеборга, который является вторым по величине промышленным, научным и культурным центром страны, а также сравнительно недалеко от крупных городов Уддевалла, Трольхеттан, Алингсое, Бурос, Кунгсбака, Варберг и др. От аэропорта до Гётеборга и Буроса ходят маршрутные автобусы.

"Ландветтеру» принадлежит рекорд по пунктуальности выполнения полетов в Европе. Ежегодно 99,7% самолетов независимо от погоды и того факта, что аэропорт расположен в самом туманном районе Швеции (аэропорт охвачен полностью туманом в течение одного месяца в году), садятся и взлетают строго по расписанию. Время регистрации на международных линиях доведено до 30 мин., на внутренних – до 10 мин. Противопожарная система безопасности аэропорта является одной из самых быстрых систем реагирования в мире: 6 тыс. литров воды в минуту могут достичь любой точки взлетной полосы за 90 сек. (при международной норме в 120 сек.).

В районе аэропорта имеются две платные стоянки. Одна из них для провожающих и посетителей (вмещает 2500 автомобилей); другая – долговременная – для улетающих пассажиров (вмещает 1000 автомобилей).

В аэропорту имеется «команда безопасности» . По всему аэропорту расположены противотеррористические сигнальные системы и электронноконтролируемые двери. С центрального пульта осуществляется постоянное наблюдение за входными дверями в главное здание аэропорта и скрытый контроль залов.

Эресунн. Интерес представляет последовательное выдвижение Южной Швеции, прежде всего Мальмё, и района Большого Копенгагена на позиции сдвоенного центра транснационального регионального сотрудничества по обе стороны пролива Эресунн. Речь идет о концентрации в названном районе собственных совокупных ресурсов с подключением финансовых источников ЕС. В 1993 году был создан Эресуннский комитет, являющийся по сути политическим механизмом претворения в жизнь названных замыслов: его почетными сопредседателями являются премьер-министр Швеции Й. Перссон и премьер-министр Дании П. Расмуссен.

Страницы: 1, 2, 3