рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Шпаргалка: Экономическая теория рефераты

ОСОБЕННОСТИ:

Слабые стороны:

" сложные механизмы координации

" возможность конфликтов из-за двойного подчинения

" размытость ответственности по отдельному проекту

" сложность контроля работ по проекту в целом

" сложность осуществления единой инновационной политики

" необходимость дифференцированного контроля по по функциям и проектам

Сильные стороны:

" высокая гибкость и адаптивность системы

" снижение риска ошибочных решений

" профессиональная специализация руководителей функциональных подразделений

" возможность учета специфических условий регионов

" разграничение сфер ответственности

" кадровая автономия функциональных подразделений

" целевое руководство проектом на основе единоначалия

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА:

" обоснование критериев выделения целевых проектов

" специфические требования к подбору руководителей проектов

" обеспечение единой инновационной политики

" предотвращение конфликтов вследствие двойного подчинения сотрудников

" разработка специальных мотивационных механизмов, регламентирующих внутрифирменную кооперацию.

13.Мотивация и результативность организации. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности.

Мотивация - это процесс побуждения человека к определенной деятельности с помощью внутриличностных и внешних факторов.

Основные задачи мотивации:

" признание труда сотрудников, добившихся значительных результатов,

" демонстрация отношения фирмы к высоким результатам,

" популяризация качественного труда сотрудников,

" применение различных форм признания заслуг,

" поднятие морального состояния через признание,

" обеспечение процесса повышения трудовой активности.

Способы мотивации:

" Нормативная - побуждение человека к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения.

" Принудительная - основывается на использовании власти и угрозы ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований.

" Стимулирование - воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ, стимулов, побуждающих работника к определенному поведению.

Мотивация, рассматривается как процесс, теоретически может быть представлен в виде шести стадий.

1. Возникновение потребностей (физиологические, психологические, социальные).

2. Поиск путей устранения потребности. Человек начинает искать возможности устранить неудовлетворенность, подавить или не замечать.

3. Определение направления действия. Человек фиксирует, что он должен делать, чтобы устранить потребности.

4. Осуществление действия. Человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые, в конечном счете, должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность.

5. Получение вознаграждения за осуществление действия.

6. Устранение потребности. Человек или прекращает деятельность до появления новой потребности, или продолжает осуществлять действия по устранению потребности.

14.Менеджмент: сущность и содержание. Значение менеджмента на современном этапе развития экономики России.

Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Менеджмент - управление в условиях рынка, рыночной экономики означает:

1) ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намеченную прибыль;

2) постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами;

3) хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;

4) постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;

5) выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена;

6) необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ "МЕНЕДЖМЕНТ" - можно рассматривать как науку и практику управления, как организацию управления фирмой и как процесс принятия управленческих решений.

Под НАУЧНЫМИ ОСНОВАМИ управления понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивает практику менеджмента научными организациями.

Менеджмент реализуется в практической деятельности фирм как система управления.

Менеджмент как наука управления разрабатывает средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации, повышению производительности труда и рентабельности производства исходя из сложившихся условий во внутренней и внешней среде.

Менеджмент как ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ фирмой осуществляет любые виды предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли. Содержание менеджмента, таким образом, состоит в достижении фирмой определенных результатов в ходе предпринимательской деятельности.

Менеджмент как ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.

Любая ситуация, возникающая в процессе управления, является задачей для руководителя - менеджера - и требует от него принятия решений и, в частности, в отношении изменения целей и программы действий. Это касается всех уровней управления. Управляемый объект имеет внешнюю среду - рыночные отношения, к состоянию которой он должен приспосабливаться на основе обратной связи. Всякое управленческое решение - это результат обратной связи с рынком и другими элементами внешней среды.

15.Риск и его предупреждение.

Риск - вероятность наступления неблагоприятных событий: мера опасности, характеризующая возможность и величину причиненного ущерба, его тяжесть.

Риск характеризуют две величины: степень риска (вероятность возникновения неблагоприятного события) и мера (цена) риска (потенциальные потери в случае неблагоприятного события).

Процесс управления рисками включает:

" выявление риска;

" анализ и оценку риска;

" разработку мероприятий по уменьшению влияния выявленных факторов рисков.

Риски бывают: фундаментальные (факторы рисков определяются экономико-политическими аспектами функционирования мирового сообщества), конъюнктурные (факторы риска связаны с динамикой рыночной ситуации на национальном и международном рынках) и внутренние (факторы риска обусловлены особенностями организационной структуры и возможностями предприятия).

Для анализа рисков и прогнозирования развития ситуации используют следующие методы: метод аналогий (информация об аналогичных проектах), метод дерева решений (наилучший вариант расчетов вероятностей получения результатов), метод монте-карло (изучение статистических данных), метод экспертных оценок (заключение специалистов - экспертов).

Наиболее вероятными рисками являются:

" риски отторжения продукта рынком,

" риски неполучения запланированной прибыли от внедрения продукта,

" риски несоответствия фактических параметров продукта плановым показателям,

" риски неполучения результатов продукта к определенному в договоре сроку

" риски нарушения патентных прав иных патентообладателей

" риски потери ноу - хау компании.

Для снижения влияния негативных факторов, определяющих риски, используются различные методы управления: страхование, диверсификация (минимизация величины кредитного риска за счет инвестирования), хеджирование (способ снижения риска неблагоприятного ценовой конъюнктуры путем приобретения срочных контрактов на фондовом рынке), ламитирование (снижение уровня риска путем установления предельных размеров по предоставляемым кредитам).

16.Оплата труда: материальное и моральное поощрение.

Организация оплаты труда призвана обеспечить создание материальной заинтересованности работников в результатах своего труда.

Тарифные сетки применяются для определения соотношений труда рабочих и других категорий работников разной квалификации.

Тарифные ставки - указывают размер оплаты труда работника в единицу времени.

Труд работника измеряется количеством изделий, изготовленных в единицу времени, затраченным на изготовление изделий. Ввиду этого з.п. выступает в двух формах: повременная (предусматривает оплату за количество времени, затраченного рабочим на выполнение работ, связанных с его участием в производственном процессе и зависит от квалификации рабочего) и сдельная (заработок рабочего зависит от количества выпущенной продукции и объема выполненных работ).

Сдельно - премиальная система оплаты труда - заключается в том, что помимо сдельного заработка по прямой расценке рабочий получает премию за достижение определенных количественных или качественных показателей его труда.

Могут устанавливаться надбавки за квалификацию, за высокое качество труда, за личный творческий вклад.

Наибольшее влияние на все категории персонала оказывает материальное поощрение и стимулирование. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей и многие иные ценности, которые могут быть предложены работнику в компенсацию за его повышенные умственные или физические усилия (рост по карьерной лестнице, учеба в высших заведениях, оплата транспортных расходов, санатории).

17.Система управления организацией. Организационные структуры управления.

18.Инновационная деятельность, ее проведение и организация.

Инновационная стратегия - одно из средств достижения целей организации, отличающееся от других средств своей новизной прежде всего для данной организации, а также для отрасли, рынка, потребителей.

Инновационная стратегия направлена на развитие и использование потенциала фирмы и рассматривается как реакция на изменение внешней среды.

В качестве инновационных стратегий могут быть: получение результатов инновационной деятельности в виде новых продуктов, технологий и услуг; применение новых методов в НИОКР, производстве, маркетинге и управлении; переход на новые организационные структуры; применение новых видов ресурсов.

Инновационные стратегии подразделяются на следующие группы:

" продуктовые (портфельные, предпринимательские или бизнес - стратегии, направленные на создание и реализацию новых изделий, технологий и услуг);

" функциональные (научно-технические, производственные, маркетинговые, сервисные);

" ресурсные (финансовые, трудовые, информационные, материально-технические);

" организационно - управленческие (технологии, структуры, методы, системы управления).

 

19.Стратегический менеджмент, его содержание и организация на предприятии.

Стратегический менеджмент можно определить как совокупность основополагающих решений, призванных обеспечить соответствие фирмы среде ее развития.

Стратегия:

1. центральный элемент всей системы планов организации,

2. метод конкуренции, которым должна пользоваться фирма,

3. набор правил для принятия решений, которыми должна руководствоваться организация в своей деятельности,

4. широкая концепция того, как должны быть использованы ресурсы для максимизации достижения целей,

5. долгосрочное, качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации и позиции организации в окружающей среде,

6. детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей,

7. генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей.

Разработка стратегии организации является составной частью общего процесса стратегического управления, включающего в себя:

" определение миссии и постановку долгосрочных целей организации,

" стратегический анализ, т.е. анализ внутренней и внешней среды организации,

" разработку и выбор стратегии,

" разработку программ и планов реализации стратегии,

" управление реализацией стратегии,

" контроль, оценку и корректировку хода реализации стратегии.

20.Формирование органов управления. Основное содержание деятельности высшего, среднего и низшего уровней управления, делегирование полномочий.

При определении масштабов управления помимо степени сложности, характера выполняемой работы необходимо учитывать субъективные возможности менеджера, его способности сотрудничать с коллективом. Менеджер может уменьшить время, необходимое для управления и контроля, путем: делегирования полномочий, составления контрольно-проверочных нормативов. В случае необоснованно увеличенных масштабов управления теряется личный контакт между менеджером и подчиненным. Менеджер может потерять управление, возможно появление подгрупп с неофицальным руководителем, возникают трудности в проверке результатов деятельности группы, снижается качество профессионального обучения работников, а также ослабляется контроль за выполнением порученных им заданий, что отрицательно сказывается на их моральном состоянии и результатах труда. С другой стороны, в случае необоснованно сокращенных масштабов управления возникает слишком много уровней управления, возрастают административные затраты, больше времени отводится на принятие решений, возрастает степень контроля, что может привести к снижению инициативы и творческой активности, неблагоприятно сказаться на моральном состоянии.

Главная цель делегирования полномочий - сделать возможной децентрализацию управления организацией. Передаются лишь полномочия. Всю ответственность продолжает нести старший руководитель.  

Наиболее важными принципами передачи полномочий являются:

ў подчиненный должен обладать достаточными полномочиями для достижения требуемого результата,

ў подчиненный должен знать, перед кем он несет ответственность,

ў все, что превышает компетенцию должности, передается высшим звеньям управления,

ў старшее должностное лицо продолжает нести ответственность за действие подчиненного.

21.Сущность и содержание централизованной и децентрализованнной форм управления. Делегирование полномочий.

Важнейшими принципами управленческой деятельности являются принципы централизации и децентрализации, которые кладутся в основу организационных форм управления.

ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ предусматривает осуществление руководства хозяйственной деятельностью входящих в фирму предприятий из одного центра, жесткую регламентацию и координацию их деятельности, полное отсутствие хозяйственной самостоятельности вплоть до того, что их ответственность за сбыт продукции прекращается после того, как они отгрузят свой товар сбытовому органу фирмы. Такая форма управления используется обычно небольшими кампаниями, выпускающими один вид продукции или продукцию одной отрасли, работающими преимущественно в добывающих отраслях и ориентирующимися на местный или национальный рынок.

Централизованное управление небольшой по размерам компанией, выпускающей один вид продукции, организуется просто: руководство состоит из президента компании, который выступает одновременно и ее управляющим и вице-президентами.

Централизованное управление крупной фирмой, выпускающей один вид продукции, более сложно. Президент здесь осуществляет только общее руководство компанией, а вице-президенты руководят определенными секторами деятельности с помощью соответствующих управляющих.

Централизованное управление крупной компанией, выпускающей несколько видов продукции и ориентирующейся как на национальные, так и на внешние рынки, еще более сложно. В помощь президенту выделяются вице-президенты, которым в свою очередь подчиняются несколько управляющих, каждый из которых ведает вопросами производства продукции закрепленной за ним номенклатуры.

Организованная форма управления считается централизованной, когда:

" функциональные подразделения играют более важную роль, чем производственные отделения;

" имеется значительное число функциональных служб (отделов);

" исследовательские подразделения находятся в центральном аппарате материнской компании;

" при помощи производственном и сбытовом аппарате сбытовая сеть производственных отделений находится в подчинении у центрального отдела сбыта;

" функциональные отделы центрального аппарата материнской компании осуществляют функциональный контроль над отделениями по продукту, производственными предприятиями и сбытовыми подразделениями.

ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ - это когда полномочия распределяются по ниже стоящим уровням управления. Предполагает создание внутри фирмы производственных отделений, пользующихся полной хозяйственной самостоятельностью, т.е. наделенных широкими полномочиями как в сфере производства, так и в сфере сбыта несущих ответственность за получение прибылей. За высшей администрацией фирмы сохраняются функции контроля за оперативной деятельностью отделений, координация их работы и определение основных направлений для обеспечения эффективности и прибыльности деятельности компании, а также осуществление перспективного планирования. Обычно на производственные отделения возлагается вся полнота ответственности за организацию производственно-сбытовой деятельности. Каждое производственное отделение самостоятельно финансирует свою деятельность, вступает на коммерческой основе в партнерские отношения с любыми третьими сторонами. Однако сам факт создания производственных отделений еще не означает, что компания управляется на основе децентрализации. Степень децентрализации управления определяется степенью предоставления полномочий или прав самостоятельных решений управляющим отделениями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8