рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Шпаргалка: Экономическая теория рефераты

Не ценовые факторы предложения:

1. изменение себестоимости производства

2. другие источники прибыли и их существование

3. перспективные ожидания

4. погодные условия

5. налоговая политика.

ЭЛЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - это реакция предложения на изменение одного из факторов на него влияющего.

Причины эластичности предложения:

" возможность увеличения или уменьшения объемов производства (резерв производительных мощностей)

" уровень запасов продукции

" учет факторов времени.

15.Труд, как фактор производства. Рынок труда и заработная плата.

Рынок - это система отношений между продавцом и покупателем.

Рынок труда - система экономических отношений между работниками и предпринимателями, с соответствующими механизмами, нормами, институтами, которые обеспечивают реализацию рабочей силы.

Труд - совокупность знаний, умений, навыков, опыта, наличие квалификации, необходимых для производства товара или услуги.

Рынок труда является зеркальным отражением рынка товаров и услуг.

Условиями существования рынка труда являются:

" наличие правовых условий функционирования рынка на основе свободного выбора вида деятельности и конкуренции.

" организация единой и эффективно функционирующей инфраструктуры рынка труда.

" наличие единого экономического пространства и возможность свободного перемещения населения.

" Отсутствие ограничений на заработную плату, а также наличие развитого рынка жилья и свободных рабочих мест.

Спрос на рабочую силу определяется состоянием рынка и техническим состоянием производства.

Важную роль при этом играет сравнение затрат на заработную плату с издержками на приобретение машин.

Предложение рабочей силы определяется уровнем заработной платы, особенностями налогообложения, влиянием профсоюзов.

Факторы, влияющие на развитие рынка труда:

" Цикличность развития экономики.

" Структурные изменения в экономике под воздействием развития научно - технического процесса.

" Государственная политика в области регулирования занятости и безработицы.

" Формы организации и оплаты труда.

" Профсоюзное движение.

" Законодательные ограничения.

" Демографические и миграционные процессы.

" Культурные и национальные традиции.

На рынках рабочей силы цена труда, т.е. заработная плата, устанавливается как конкурентное равновесие спроса и предложения по различным категориям работников, по видам работ, по наличию профсоюзов, влияющих на спрос и предложение труда и добивающихся повышения его оплаты для занятой части работников. Заработная плата выступает одной из важнейших и наиболее массовой формой дохода в любой экономике. В системе рыночных цен з./п. является особо важной категорией еще и потому, что достигает примерно ? национального дохода развитых стран. А одним из показателей уровня инфляции выступает разрыв между номинальной и реальной заработной платы. Номинальная заработная плата - это сумма денежных выплат, а реальная - определяется уровнем цен на товары и услуги, покупаемые в каждый данный момент на денежную сумму заработной платы.

Характеристикой состояния рынка труда является занятость населения. Занятость - это деятельность трудоспособного населения, связанного с удовлетворением личных и общественных потребностей, приносящий доход (с теоретической точки зрения). С практической точки зрения - это соотношение между числом трудоспособного населения и числом занятых, которое характеризует степень использования трудовых ресурсов.

Бывает: полная занятость (максимально возможное использование трудового потенциала страны) и эффективная занятость (состояние использования трудового потенциала страны, основанная на сокращении дневного и недельного рабочего времени при одновременном росте отдачи от каждого рабочего места).

Безработица - это социально - экономическое явление на рынке труда, характеризующееся превышением предложения рабочей силы над спросом на нее. Последствия безработицы: относительное отставание объема национального производства, ухудшение положения населения, сокращение потребления в следствии сокращения сбережения, потеря квалификации работников, угроза увольнения.

16.Инфляция: причины, виды и последствия, антиинфляционная политика государства.

Инфляция - это дисбаланс спроса и предложения, других пропорций национального хозяйства, проявляющийся в росте цен (вызывает обесценивание денежной единицы и рост цен). Измеряется инфляция с помощью индекса цен:

Индекс цен в данном периоде, % = Цена "рыночной корзины" в данном периоде : Цена аналогичной "рыночной корзины" в базовом периоде * 100.

ПРИЧИНЫ:

" Денежная эмиссия, не покрытая товарной массой

" Дефицит государственного бюджета, что предполагает несколько вариантов: дефицит финансируется по средствам денежной эмиссии, регулярные займы правительства в центральном банке (кредитные миссии).

" Милитаризация - развитие военной промышленности, которая приводит к росту расходов бюджета, сокращению производства потребления товаров и т.д.

" Монополия государства, которая ведет к росту цен, дефициту товара, сокращения потребления, снижению реальных доходов

" Система налогообложения - когда при более высоких ставках налога, проявляется тенденция, к снижению объема производства, снижение предложения.

" Инфляционное ожидание - ожидание цен приводит к увеличению спроса, что ведет к росту цен.

ВИДЫ ИНФЛЯЦИЙ:

С позиции темпа роста цен:

" умеренная (цены растут менее 10% в год, стоимость денег сохраняется, отсутствуют риск подписания контрактов в номинальных ценах)

" галопирующая (рост цен измеряется сотнями % в год, контракты "привязываются" к росту цен, деньги ускоренно материализуются)

" гиперинфляция (цены растут астрономическими темпами).

По степени сбалансированности роста цен:

" сбалансированная инфляция (цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными).

" несбалансированная (цены постоянно меняются по отношению друг друга).

С точки зрения третьего критерия (ожидаемость или предсказуемость инфляции) выделяют:

" ожидаемую (предсказывается и прогнозируется заранее).

" Неожидаемую (наоборот).

ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ:

1.Снижение жизненного уровня населения.

2.Эффект инфляционного налогообложения.

3.Следствие 1 и 2, социальное расслоение, углубление имущественного неравенства населения.

4.Ослабевают стимулы к труду.

5.Неизбежность региональных и отраслевых диспропорций.

6.Замедление научно - технического развития производства.

7.Замедление экономического развития.

8.Неустойчивая денежная система не позволяет государству использовать косвенные методы регулирования и вынуждает применять методы административные.

АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА:

Представляет собой методы регулирования, направленные на ослабление инфляции.

1.Меры долгосрочного характера (стратегия гашения инфляционных ожиданий).

2.Стратегия ограничения денежной массы ( основана на жестком контроле ее ежегодного прироста).

3.Стратегия сохранения бюджетного дефицита (два направления: 1).рост налогов с целью увеличения доходности части бюджета; 2).уменьшение расходов государства за счет снижения государственного финансирования отраслей, которые могут попасть под действие законов рыночной экономики).

4.Национальная антиинфляционная стратегия (должна привести к минимуму воздействия на экономику внешних инфляционных импульсов).

17.Банковская система и ее функции (структура).

Банковская система состоит из двух уровней:

1.Центральный банк (Ц.Б.)

2.Коммерческие банки и специальные кредитные учреждения.

ФУНКЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ:

1) Аккумулируют временно свободные денежные средства с помощью создания депозитов (срочные депозиты - оговоренные на срок и депозиты до востребования).

2) Выдача кредитов (гарантированность, возвратность, срочность, платность).

3) Банки создают новые формы денег (чеки векселя - формы долговых обязательств).

4) Банки создают кредитные деньги и влияют на формирование денежной массы в стране с помощью принципа частичного резервирования.

Для оплаты возможных требований по депозитам банки держат определенное количество резервов в сейфах и на счетах Ц.Б. (частичные резервы). Норма частичных резервов определяется и устанавливается Ц.Б. Банкам не выгодно держать большую часть избыточных резервов, т.к. эта часть активов не приносит прибыли, поэтому большая часть из них отдается в ссуду.

Банковская система может мультиплицировать деньги в стране, что позволяет говорить о денежном мультипликаторе, он выражается:

Е = А - R

Е - избыточные резервы.

А - фактические резервы.

R - обязательные резервы.

m - мультипликатор.

m = 1 : R P = Em

Способность банков создавать депозитные деньги используется для употребления денежной массы в стране и для влияния на деловую активность

Все банковские операции делятся:

" Пассивные операции (привлечение денежных средств)

" Активные операции (размещение денежных средств)

" Банковские услуги (создание новых форм денег и участие в увеличении денежной массы).

"

Ресурсы банков бывают:

" Собственные (средства от продажи акций)

" Заемные (привлеченные депозиты).

Специальные кредитно - финансовые учреждения - это сберегательные учреждения, страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании.

Центральный Банк принадлежит государству и является субъектом макроэкономического регулирования.

ФУНКЦИИ Ц.Б.:

1. эмиссия национальных денежных знаков

2. общий надзор за деятельностью кредитно - финансовых учреждений страны и исполнением финансового законодательства

3. предоставление кредитов коммерческим банкам в качестве кредитора в последней инстанции

4. выпуск и погашение государственных ценных бумаг

5. регулирование банковской ликвидности с помощью традиционных для центральных банков методов воздействия на активы банков: политика - учетных ставок, на открытом рынке и обязательных резервов.

ИНСТРУМЕНТЫ КРЕДИТНО - ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ:

1) операции на открытом рынке - предлагают продажу или покупку государственных ценных бумаг.

2) Учетно - процентная политика - предполагает регулирование размеров % - ой ставки, по которой коммерческие банки могут заимствовать резервы у Ц.Б.

3) Изменение нормы обязательных резервов (чем выше норма обязательного резерва, тем меньше избыточные резервы и тем меньше предложение денег в стране).

18.Необходимость, особенности и проблемы государственного регулирования экономики в переходный период.

На протяжении всей истории человечества еще не создано общества, в котором не было бы политической власти, то есть государства. Существует несколько мнений относительно решения данного вопроса.

Впервые необходимость государственного вмешательства в экономику была предложена Д.М. Кейнсом.

Модель предложенная классической школой во главе с А. Смитом предполагает дополняющую роль государства. Большая часть задач выполняется в соответствии с требованиями рыночного механизма, поэтому задачи государства не вмешиваться в экономику, предоставив всем процессам пути, так как они идут.  

На протяжении последующих 60-70 лет, вплоть до великой депрессии функции государства были предоставлены неоклассической модели. Государству отводится регулирующая роль, согласно которой оно создает условия для функционирования рынка и вмешивается только в периоды кризиса.

Под влиянием великой депрессии Кейнсом была предложена новая модель государственного регулирования экономики. Согласно этой модели государство активно вмешивается во все экономические процессы, проводя бюджетную и социальную политику. В качестве методов регулирования предполагались прямые расходы из государственного бюджета для стимулирования производства и социальной поддержки населения. Спад производства с одновременным ростом цен, характерными для 70 гг. 20 века, поставил под сомнения рекомендации Кейнса.

.Новые методы государственного регулирования были предложены главой чекагской школы монетаристов Минтоном Фридригом. Монетаристы выступали против государственного вмешательства в экономику, а роль государства сводится только к контролю над денежным обращением, т.к. по мнению монетаристов существует обратная связь между величиной денежной массы и величиной товарной массы, т.е. искусственный прирост денежной массы вызовет регулирование производства и прирост товарной массы.

Развитие рыночной экономики во второй половине 20 века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономической сфере. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде, где необходимо.

Методы государственного регулирования:

1. административный - регулирование экономики с помощью прямых запретов и ограничений.

2. экономический: средство денежно-кредитной политики, средство бюджетной политики.

Функции государства:

1. Установление "поддержание правового режима".

2. Устранение недостатков рынка: поддержка конкуренции, правильная организация денежного обращения, предоставление государству общественных товаров и услуг, устранение последствий, проведение стабилизационной политики.

3. Обеспечение социальной защиты населения: перераспределение доходов, помощь социально-незащищенных слоев населения.

19.Товарное производство и его черты.

Под товарным производством понимается такое хозяйство, при котором продукты производятся для продажи, а связь производителей и потребителей осуществляется посредством рынка.

Черты:

" Развитая система общественного разделения труда.

" Общественные потребности удовлетворяются путем купли-продажи товаров.

" Обмен происходит на эквивалентной основе.

Условием, необходимым для возникновения товарного производства, является общественное разделение труда, при котором происходит специализация производителей на изготовлении конкретной продукции.

Причины возникновения:

" Появление частной собственности и появление прибавочного продукта.

" Обособление производителей означает, что он является собственником, а значит самостоятельно принимает решения.

Известны 2 типа товарного производства:

1. простое товарное производство основано на общественном разделении труда, частной собственности на средства производства, на личном труде товаропроизводителя. В условиях простого товарного производства на рынок поступала лишь часть созданного продукта. Поэтому оно не охватывало всю экономику, т.е. не являлось всеобщим.

2. Капиталистическое товарное производство - средства и результаты производства принадлежат владельцам капитала, а не производителям, основано на использовании наемного труда, целью является получение прибыли, развитая машинная индустрия.

20.Товар и его стоимость, ценообразование в рыночных условиях.

Товар - продукт труда, предназначенный для обмена на рынке с помощью купли-продажи. Вещь становится товаром только в процессе обмена.

Необходимо, чтобы товар был потребительной стоимостью. Потребительная стоимость - свойство вещи удовлетворять какие-либо потребности. Потребительная стоимость является товаром только тогда, когда она предназначена для других людей. П.с. разъединяет товарный мир, делает различные товары несопоставимыми. П.с. отражает только отношение человека к вещи, но не производственные отношения. П.с. создается конкретным трудом товаропроизводителя. Важное свойство товара - меновая стоимость, т.е. его способность обмениваться на другие товары. Меновая стоимость - показатель пропорции, в которой один товар может обмениваться на другой. Формой денежного выражения меновой стоимости является цена.

Как продукт труда товар обладает стоимостью. Стоимость - экономическая категория, выражающая воплощенный и овеществленный в товаре общественно необходимый труд. Выражает отношения между товаропроизводителями и реализуется на рынке через куплю-продажу. Стоимость существует только в условиях товарного производства. Величина стоимости определяется количеством общественно необходимого труда, заключенного в товаре.

Цена - это количество денег, уплачиваемое за единицу товара. Купля-продажа - это признание обществом общественной ценности товара. Цена - это главный ориентир поведения предприятия на рынке, от нее непосредственно зависит, какие издержки будут возмещены в процессе реализации товаров, какие нет, каковы будут доходы предпринимателей, куда будут направлены капиталы и т.д.

Факторы успеха деятельности предприятия: объективная ценовая стратегия, разумная ценовая тактика, правильная методика ценообразования. В рыночной экономике принципиально иная модель установления цен, которая учитывает сложный комплекс ценообразующих факторов, отражающих интересы разных субъектов хозяйствования.

Механизм формирования цен - это процесс взаимодействия продавцов и покупателей, их предложения и спроса. Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то цена снижается, нормируя предложение. Высокие цены служат сигналом недостаточного предложения, и производство недостающих товаров увеличивается до того момента, когда наступит равновесие спроса и предложения. Излишек тех или иных товаров на рынке вынуждает снизить цены, чтобы продать товары, а снижение цен на товары заставляет производство сократить их выпуск.

Изменения уровня цен выражается в виде индекса. Индекс цен измеряет соотношение между совокупной ценой определяемого набора товаров и услуг, называемых "рыночной корзиной" в базовом периоде, т.е. в предыдущем году. Тот уровень цен потребительской корзины, который мы принимаем за ориентир, называется базовым годом":

Индекс цен = Цена рыночной корзины в данном году / Цена аналогичной рыночной корзины в базовом году * 100.

Индекс цен в базовом году всегда принимается за 100%.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8