рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Шпаргалка: Экономическая теория рефераты

Шпаргалка: Экономическая теория

1.Экономическая теория, политика и хозяйственная практика, их содержание и взаимосвязь.

Экономическая теория - наука об общих принципах и законах экономического развития. Цель - достижение максимального удовлетворения безграничных потребностей человека на основе обеспечения прибыли.

Хозяйственная деятельность и экономические отношения между людьми имеют объективную, определяющуюся прежде всего отношениями собственности, и субъективную, проявляющуюся в экономическом поведении разных субъектов хозяйствования. Экономическая теория охватывает всю совокупность этих отношений. Их объективная сторона связана с действием объективных законов, субъективная - с рациональным хозяйствованием, опирающимся на знание этих законов. Экономическая теория изучает законы рационального ведения хозяйства и поведения хозяйствующих субъектов на различных хозяйственных уровнях ( микро- мезо- макро- мето- экономика) и в различные исторические эпохи.

Однозначного определения предмета экономики нет. Например марксистская политэкономия предметом своих исследований провозгласила анализ характера экономических отношений между трудом и капиталом, анализ производственных отношений. Другие экономисты предметом своих исследований считали проблемы эффективного хозяйствования в мире ограниченных ресурсов.

2.Рынок: условия возникновения, функции и структура, модели рынка.

Рынок - система отношений между продавцом и покупателем.

В длительной экономической эволюции "сотворение" рынков произошло вследствие поиска людьми решения извечной экономической дилеммы: " редкие, ограниченные ресурсы - неограниченные потребности человека в разнообразных благах". Согласно учению А.Смита (1776 год), возникновение рынков является следствием естественной редкости экономических ресурсов, ограниченности производительных возможностей человека.

Функции рынка: 1) ценообразование ( спрос и предложение): оперативная, обширная и компактная информация, содержащаяся в ценах, позволяет определить наполненность или дефицитность рынков каждого вида товаров, уровень издержек на их производство, технологии и направления их совершенствования. 2) конкуренция (мотивация экономического поведения людей в рыночной экономике).

Рыночная структура - это условия, в которых протекает рыночная конкуренция. Характеризуется рядом черт: число и размер фирм, тип предлагаемого продукта, степень контроля над ценами, условия входа в отрасль и выхода из нее, доступность информации.

Модели рынка: 1.Совершенная конкуренция (однородная продукция); 2.Монополистическая конкуренция (разнородная продукция); 3.Олигополия (разнородная или однородная продукция); 4.Монополия (уникальная продукция).

3.Экономическая интеграция и ее формы на современном этапе.

Экономическая интеграция - это процесс хозяйственно - политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных формах.  

Углубление международного разделения труда, интернационализации хозяйственной жизни, научно-технической, производственной и коммерческой кооперации в мировой экономике ведет к развитию международной эк. интеграции. Расширение рынков сбыта способствует развитию международной торговли, что ведет к увеличению объемов производства, инвестиций, к общему экономическому росту и увеличению массы и нормы прибыли. Одновременно меняется хозяйственная структура стран - малоэффективные фирмы не выдерживают международной конкуренции и прекращают существование, эффективнее - напротив, укрепляют свои позиции как на внутреннем, так и на международном рынке, повышают степень рентабельности своей хозяйственной деятельности (т.е. происходит так называемая санация структуры национальной экономики).

Создание межгосударственных хозяйственных комплексов требует изменения экономической политики отдельных стран и прежде всего - учета общих интересов интеграционной группировки. Высокая степень интеграции предполагает передачу части суверенных государственных прав над государственным (или, как их именуют, "наднациональными") органам управления. В то же время каждая страна как бы получает часть суверенитета других государств, использует их экономические и политические ресурсы. При этом могут возникать противоречия между отдельными государствами, а также усложнение условий функционирования не только отдельных фирм, но и целых отраслей. С одной стороны, экономические отношения в рамках интеграционных группировок - это как бы прообраз будущего единого глобального хозяйства. С другой - всякая группировка в той или иной степени отделена от стран и секторов мирового рынка, не включенных в эту группировку; ее участники предоставляют привилегии друг другу, не распространяющиеся на прочих участников международных экономических отношений. Это вызывает критику со стороны ВТО и других международных организаций, действующих в глобальном масштабе и стремящихся к созданию однородного общемирового экономического пространства.

Углубление интеграционных процессов может способствовать переходу от таможенного союза к "общему рынку" стран - участниц интеграционной группировки. Формирование общего рынка предполагает обеспечение свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также стандартизацию производственных и коммерческих параметров экономической деятельности, проведение согласованной внутренней и внешней экономической политики, унификацию правовых норм, особенно в налоговой сфере и в отношении принципов и механизмов создания новых предпринимательских единиц.

4.Финансовая система, государственный бюджет и его структура.

Финансы - это система отношений по поводу распределения и использования фондов денежных средств (финансовых ресурсов). Иными словами, денежные отношения, движение которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения. Вместе с тем, это отношения:

ў Между государством, с одной стороны, и юридическими лицами - с другой стороны;

ў Между физическими и юридическими лицами;

ў Между юридическими лицами;

ў Между отдельными государствами.

Звеньями финансовой системы являются; бюджеты различных уровней, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные фонды предприятий, организаций, фирм, др. коммерческих и некоммерческих структур, прочие специальные денежные фонды.

В общем виде выделяют финансы хозяйственных субъектов, финансы населения и государства. Финансы хозяйственных субъектов - это финансовые отношения между юридическими лицами, юридическими лицами и государством, юридическими лицами и физическими лицами. Основным показателем состояния этих финансовых отношений является счет прибылей и убытков отдельных хозяйственных субъектов. Доходную часть финансов населения образуют первичные доходы семей, расходную часть - все расходы и сбережения населения. Государственные финансы формируют центральную часть всей финансовой системы, а ведущем звеном финансов государства является государственный бюджет. Именно с его помощью государство осуществляет, в основном, территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение валового национального продукта.

5.Национальная экономика: структура и основные макроэкономические, и их измерения.

Система национальных счетов - представляет собой систему взаимосвязанных показателей развития экономики на макро-уровне.

На ее основе разрабатываются экономические модели и прогнозы: налогообложение, кредитование, темп экономического роста, дефицит госбюджета, регулирование инфляции и т.д.

Создаваемая прибыль рассматривается не как результат только труда, а как результат совокупного использования этих факторов.  

Фазы экономического процесса:

" Производство и образование доходов,

" Распределение и перераспределение доходов,

" Образование "располагаемого дохода" и его использование на потребление и накопление,

" Формирование источников финансирования капитальных затрат,

" Инвестиции,

" Приобретение финансовых активов и принятие финансовых обязательств,

" Формирование активов и пассивов.

Операции осуществляются различными секторами экономики - однородными институциональными единицами.

Основным показателем экономического состояния общества считается валовый национальный продукт (ВНП) - рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, приведенных в обществе в течение года; а также валовый внутренний продукт (ВВП) - результат деятельности всех производителей на территории данной страны.

Требование при расчете ВНП и ВВП - учет только конечной продукции. Конечная продукция - это товары и услуги, которые покупаются потребителями для конечного использования. Промежуточная продукция товаров, или услуги, которые проходят дальнейшую переработку.

Добавленная стоимость - стоимость, созданная в процессе производства на данном предприятии и отражающая реальный вклад предприятия в создание стоимости конкретного продукта - это рыночная цена выпущенной продукции за минусом текущих материальных издержек, но с включением в нее отчислений на амортизацию.

Состав добавленной стоимости включает: амортизацию, з/п, прибыль, полученная рента и т.д.

6.Модели рынка и рыночные структуры. Рынки потребительских товаров, их виды.

Рынок - это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Основной его функцией является перераспределение товара (Адам Смит).

МОДЕЛИ РЫНКА.

Рыночные отношения оказывают через спрос и предложение постоянное влияние на развитие производства. Однако это влияние не исчерпывается ролью цены и ценообразования. Огромное воздействие на производство, распределение, обмен материальных благ в обществе оказывают модели рынка.

Существуют четыре модели рынка - это:

1. Чистая конкуренция - характеризуется большим числом независимых фирм производящих стандартизированный продукт. При чистой конкуренции фирмы и ресурсы в своем движении могут перемещаться из одной отрасли в другую, т.е. могут переходить от производства одной продукции к производству другой продукции.

2. Чистая монополия - монополист тот, кто является единственным изготовителем товара, у которого нет близких заменителей. Такой монополист стремиться получить максимум совокупной прибыли, а не прибыли в совокупном размере на единицу продукции. Занимая особое положение на рынке, чистый монополист имеет возможность устанавливать более высокие цены.

3. Свободная конкуренция - дает возможность товаропроизводителю прибегать к самому действенному способу выживания - применению более совершенной техники, технологии, организации и управления производственной деятельности. Эта сторона в рыночной конкурентной борьбе приобретает всеобщее значение, поскольку все производители товара понимают роль производительности труда, стремятся прибегать к этой мере повсеместно.

4. Монополия - как особое состояние поставщика товаров или услуг характеризуется тем, что продавец обладает возможностью диктовать свои условия продажи товаров. Монополии, овладевая законами спроса и предложения, устанавливают два вида монополизации цен: высокие и низкие. Такого рода цены призваны получать сверх прибыль для монополии не проводя никаких улучшений в производстве товаров.

На основе функционирования различных моделей рынка в обществе через свободу предпринимательской деятельности поддерживается тенденция к формированию общественно необходимых затрат труда на производство товаров и услуг и формирования равновесной цены.

РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ.

1.По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

" Потребительских товаров и услуг

" Товаров промышленного назначения

" Промежуточных товаров

" Сырьевой

" Труда

" Фондовый (ценных бумаг)

" Ноу-хау

2.По географическому положению:

" Местный

" Региональный

" Национальный

" Мировой

3.По степени ограничения конкуренции:

" Монопольный

" Смешанный

" Свободный

4.По отраслям (сколько отраслей - столько рынков)

5.По характеру продаж:

" Оптовый

" Розничный.

РЫНКИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ:

Условия свободного рынка (т.е. такого, где цены на одинаковые товары выравниваются):

" Большой и регулярный спрос на товары и услуги

" Неограниченное количество участников хозяйственной деятельности

" Абсолютная мобильность факторов производства

" Свободная конкуренция среди покупателей и продавцов

" Наличие полного объема информации

Конкурентный рынок характеризуется реализацией различных форм собственности и созданием рыночной инфраструктуры - рынок товаров и услуг + рынок факторов производства + финансовый рынок.

Для функционирования рынка товаров и услуг необходимо наличие товарной биржи, оптовой и розничной торговли, действующих маркетинговых организаций, исследующих рынок и дающих рекомендации по деятельности на нем.

Рынок факторов производства делится на: а) рынок земли б) рынок труда в)рынок капитала.

Финансовым рынком называется рынок денег, ценных бумаг, регулируемый валютной и фондовой биржами.

7.Совокупный спрос и совокупное предложение, макроэкономическое равновесие.

Совокупный спрос - это объем национального производства (количество товаров и услуг). Предпринимательские производства готовы купить при любом возможном уровне цен.

Общая покупательная способность населения, готовность населения покупать товары и услуги при определенном количестве цен.

Ценовые факторы, влияющие на совокупный спрос определяют изменение величины совокупного спроса и изображены движением по кривой совокупного спроса.

ЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ:

1) Эффект процентной ставки. Когда уровень цен и % - ной ставки повышается, а возрастание процентной ставки приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиций.

2) Эффект богатства (эффект реальных кассовых остатков), при более высоком уровне цен - реальная стоимость уменьшается. Население станет реально беднее и сократит свои расходы. Соответственно сократиться и совокупность спроса.

Не ценовые факторы не связаны с изменением цен, они характеризуют изменение совокупного спроса, а не его величины.

уровень цен

 

АД

 Объем национального производства

Совокупное предложение - это уровень наличного, реального объема производства при каждом возможном уровне цен. Более высокие уровни цен создают стимулы для производства, дополнительного количества товаров и предложения их для продажи - это ценовой фактор.

На горизонтальном отрезке рост объема производства не вызывает роста цен, для этого периода в экономике характерен высокий уровень безработицы в следствие недостаточного использования производственных ресурсов.

Рост объема производства сопровождается повышением уровня цен и увеличением занятости. На вертикальном уровне увеличение производства не возможно, при росте себестоимости наблюдается только рост цен. Увеличение совокупного спроса так и его уменьшение связано с воздействием не ценовых факторов и графически иллюстрируется смещением кривой совокупного предложения.

НЕ ЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА:

1) Изменение цен на ресурсы

2) Изменение в производительности

3) Изменение правовых норм (государственное регулирование, налоги с предприятий).

Макроэкономическое равновесие.

Равновесный объем производства представляет собой объем произведенной продукции при таком уровне цен, при котором он весь будет потреблен, но равновесие - это состояние не устойчивое.

При увеличении совокупного спроса (графическое изображение перемещения по горизонтальному обрезку кривой совокупно предложению) увеличивается предложение не сопровождается ростом цен.

При увеличении совокупного спроса (графическое изображение перемещения кривой на восходящие отрезки) рост предложения сопровождается ростом цен.

В случае пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения на вертикальном отрезке дальнейшее увеличение предложения не возможно, это приведет только к росту цен.

8.Собственность: понятия и виды, структура в экономике, разгосударствление (приватизация).

Собственность имеет под собой социальную, психологическую, и правовую основу. Экономическая основа собственности предполагает отношение между людьми по поводу принадлежностей, прежде всего благо.

Характеристика системы экономических отношений собственности позволяет ответить на вопрос, в чьих интересах осуществляется экономическая деятельность. Если мы видим, что приоритет отдается чьему - либо индивидуальному интересу, то можно говорить о системе отношений индивидуального частного присвоения (индивидуальной частной собственности). Если же присвоение идет в освоении какого - либо коллектива, то это коллективная собственность. Когда на первый план выступает та или иная социальная группа, то мы имеем дело с социально - классовой формой присвоения.

В зависимости от того. кто является субъектом собственности , выделяют ее виды и формы.

Вид собственности

Государственная

Муниципальная 

Частная

Общественных организаций

Форма собственности федеральная

субъектов

федерации районная,

городская,

поселковая

и т.д. граждан

предприятий. общественных организаций,

партий,

церкви

и т.д.

В российской Федерации носителями прав государственной собственности являются комитеты по управлению государственным имуществом, создаваемые соответственно на федеральном уровне и уровне субъектов федерации. Носителями прав муниципальной собственности являются органы местного самоуправления.

Экономические отношения собственности в современном обществе реализуются в правовых формах. Последние определяют отношение субъектов собственности (собственников) к объектам собственности. Правоотношения собственности включают в себя правовые нормы, определяющие права (правомочия) собственника, имущественную ответственность собственника и защищающие его права.

В российском праве исторически сложилась триада правомочий собственника, включающая его право по собственному усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в чем бы оно не заключалось.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8