Реферат: Шпоры Агробизнес
br>52. За последние десятилетия все более
важным фактором влияния на мировое продов-е положение стала продов-я политика
США, лидера в пр-ве и экспорте продовольствия. США занимают доминирующую
позицию в междун-й торговле с/х товарами, кот.базируется на высокоразвитом
пр-ве. В США сосредоточ приблизительно 11% мировых с/х наделов и 5% населения
земного шара. В тоже время на приходится около 1/4 мировой с/х продукции. \ За
последние десятилетия наблюдается значительный рост объема с/х пр-ва, особенно
пр-ва продукции отраслей растениеводства, на часть которых сейчас прих-ся около
50% ст-ти всей произв-й в США товарной с/х продукции. В основе увеличения пр-ва
с/х продукции наход-ся главным образом интенсивные факторы. Использования
достижений НТП, рационализации пр-ва, резкой интенсификации с/х труда. \За последние
десятилетия США превратилась в основного поставщика прод-я на мировом рынке.
Усиление взаимосвязей с/х с мировым рынком вызвало изменени на внутреннем рынке
продовольствия и в самой прод-й политике. При разработке продов-й политики США
за последние десятилетия были использованы новые подходы д/опр-я конкретных
целей и средств этой политики: переход отс/х (фермерской) политике к
продовольственной, кот.охватывает все звенья продов-го комплекса (ПК) страны;
оценка взаимосвязей ПК с национ-й эк-й; ориентация не на борьбу с сверхпроиз-м
и не на ликвидацию дефицита, а на разработку альтернативных программ
д/относительной стабилизации рынка с определением решающей роли рыночного
механизма; учет более тесной взаимосвязи внутреннего и мирового рынка продов-я.
\Продовольственная программа США реализуется путем различных конкретных
программ, особенно программы поддержки фермерских цен и прибылей, программ с/х
запасов и резервов, сред-в относительно стабилизации и возможного расширения
с/х экспорта. Достижение указанных целей обеспечивается системой средств
внутренней продов-й политики, направленных на образование достаточных
экспортных ресурсов при колебании спроса и предложения, изменении затрат и
прибыльности пр-ва. \Осн. организац-ая структура с/х США - семейная ферма.
Такой считается хозв-во с объемом товарной прод-ии 2,5тыс.долл., при условии ,
что ее владельцу меньше 65 лет и что он работает вне с/х не более 100 дней в
год. \87% американских ферм явл-ся индивид-ыми семейными. В США насчитывается
около 2000 индивидуальных семейных ферм, им принадлежит 65% всей земли(их или
взятой в аренду), они производят 56%с/х продукции. \Партнерства образовывают
еще одну форму семейного бизнеса, кот.предвидит объединение земельных,
финансовых, материальны-х и трудовых ресурсов лиц, связанных м/у собой
семейными отношениями. В США насчитывается 200тыс.партнерств(9,6%общего числа
хоз-в). Они владеют 15,9% земли и производят 17% с/х прод-ии. \Третья
организационная форма с/х пр-ва - с/х корпорация(3,2% общего числа хоз-в, но на
их часть приход-ся 25,6% с/х прод-ии и 12% земельных наделов). \С 67тыс.
Корпоративных ферм 90% явл-ся семейными и только 10% несемейными, т.е.
акционерными. \Ведущую роль в с/х играют большие и очень большие хоз-ва( со
ст-ю товарной прод-ии более 200тыс.долл.) Они контролируют пр-во сверх 50%
продукции отрасли, им пренадлежит 44% земли, 26% тракторного парка, 50% скота.
При этом наибольшие хоз-ва (объем продаж - 500 тыс.долл. и больше) составляя
всего 1,3% общего числа хоз-в, производят 37,5% с/х продукции и получают 45%
чистой прибыли с/х.
53.Назовите основные типы
агробизнеса в США и раскройте их содержание. В США используют два основных типа
агробизнеса: вертикальную интеграцию и контрактацию. Вертикальная интеграция -
это комбинирование двух или нескольких стадий пр-ва и сбыт прод-ии в рамках
одной собственности. Вертикальную интег-ю используют, главным образом компании,
кот.заняты переработкой с/х прод-ии, матер-но-техническим обеспечением произ-ей
, а такжекомпании, кот.имеют собственное с/х пр-во. На вертикальную интеграцию
приходится около 6% с/х прод-ии, в т.ч. 7% растениеводства и5% животноводства.\
Наиболее распространена в США контрактная форма агропромышленной интеграции, на
основании кот.произ-ся около 25% с/х продук-ии. Контракты заключают с фермерами
промышленные и торговые компании, а также кооперативы. \Больше всего
контрактация развита в пр-ве и сбыте товаров, кот.бысто портятся, а также
прод-ии, кот.поступает на переработку (в пр-ве молока ее часть составляет 95%,
овощей д/переработки -83%, цитрусовых -65%). \Типы контрактов очень
разнообразны и зависят от характера производимого продукта, местоположения
фирмы, матер-х и финан-х возможностей фермера и контрактора. Различают две
основные категории контрактов: сбытовые и произ-е.Сбытовые касаются только
условий реализации продукции, в них обуславливают тип, сорт и качество
поставляемой продукции, цену и условия поставки. \Производственные контракты
регламентируют условия пр-ва, обычно они заключаются до начала пр-го процесса и
жестко обуславливают обязательства сторон-участников. Контрактор снабжает ферму
сред-ми пр-ва и материалами - комбикормд/животных или птицы, однодневные куры
(в бройлерном пр-ве) , предоставляет кредит, различные консультации. По
условиям контракта фермер предоставляет землю, сороужения, иногда оборудование,
свой труд. Его обязательством явл-ся выполнение произ-х операций. \Преимущества
контрактации д/фирмы-поставщика состоят в том, что она имеет стабильное
поступление продукции в необ-е сроки, а также возможность контроля за ее
качеством. Фермер имеет гарантированный рынок прод-ии по предварительно
обговоренной цене, возможность пользоваться кредитом, эксплуатировать свои пр-е
ресурсы. Хотя юридически фермер остается свободным, хоз-ю самостоятельность он
в значительной мере теряет.
54.Определите основные направления
современной внешнеэкон-й аграрной политики США и раскройте их содержание.
Необходимо опр-ть три главные направления современной внешнеэкон-й продов-й
политики США: США и развитые страны, США и и страны, кот.развиваются, США и
социалистические страны. \США проводят дифференцированную политику по отношению
к этим группам стран. Развитые страны - основной рынок сбыта с/х прод-ии США:
их часть в структуре амер-го экспорта превышает 50%. На развитые страны
приходится 24% прод-го зерна, кот.экспортир-ся из США, 50% фуражного зерна 75%
сои. М/у США и развитыми странами существуют достаточно серьезные различия и
противоречия по вопросам высоких таможенных барьеров и др-х средств аграрного
протекционизма. \ Исторически эк-е отношения США со странами, кот.развиваются,
были подчинены двум основным заданиям:захват рынка сбыта и источник дефицитного
сырья. Часть стран, кот.развиваются, составляют 1/3 амер-го с/х экспорта.
Ежегодно страны, кот.развиваются закупают у США 60% пшеницы, 70-80% риса, 20%
фуражного зерна и 10-12% сои. СшА широко использовали «продов-е оружие» в эк-х
отношениях со странами, кот.развиваются. На протяжении многих лет с/х товары
ввозились в эти страны не на коммерческой основе, а в виде «подарков». \Желая
проникнуть на рынки этих стран, США стимулировали пр-во тех с/х продуктов,
кот.выгодны д/запада, предоставляя финансовую помощь, поставляя технику,
удобрения кадры специалистов.Наряду с усилением собственной прод-й базы стран,
кот.развиваются, образовывает благоприятные условия и д/расширения сбыта
некоторых с/х продуктов с развитых стран. Внешнеэк-я деятельность США в прод-й
системе стран, кот.раз-ся, характер-ся определенной гибкостью приспособления к
разным соц-но-эк-м условиям и своеобразности путей развития отдельных стран.
Она содержит в себе разработку системы машин и технологии д/мелкого с/х пр-ва,
кот.отвечает потребностям отдельных стран и типов инфраструктуры,
альтернативные формы, кот.предвидят связи большого монополистического капитала
пищевой пром-ти с мелким с/х, кооперативами. \Являясь наибольшим в мире
экспортером продов-я, США в тоже время занимают второе место (после Японии) по
импорту. Но несмотря на огромный объем импорта, США уделяют большое внимание
защите интересов национ-й продов-й безопасности. Они закупают в основном, те
прод-е товары, кот.не имеют существенного значения в рационе населения.
Поставщиками продукции явл-ся широкий круг стран. \Т.о., США явл-ся
классической страной агробизнеса, где продов-я проблема решается традиционным
путем развития агропром-й интеграции и защиты национ-го производителя.
Благодаря ей в стране образована качественно новая система технологических и
финансово-эк-х связей, кот.явл.ся примером д/многих стран.
55. Определите основные направления
развития агробизнеса в странах ЕС на примере Германии, Франции. Наибольшего
развития агропром-й комплекс достиг, кроме США, в развитых странах ЕС. Единая
с/х политика ЕС стала средством реализации таких принципов, как совместное
финансирование действий по регулированию с/х, организации гарантированного
сбыта на внутреннем рынке, применению единых торгово-политических инструментов
и осуществлению экспорта пищевых продуктов на мировом рынке. Страны ЕС уже в
конце 70-х годов достигли самообеспечения в главных пищевых продуктах.
Рассмотрим АПК Германии ,как типового и наиболее сильного государства ЕС.
Основное место в с/х занимает пр-во мяса и молока. Основной тип хоз-ва -
семейные фермы. Наемный рабочий труд составляет только 15% занятых в отрасли.
Средняя площадь с/х наделов составляет свыше 15 га, максимальная - 250 га.
Каждый крестьянин явл-ся членом одного или нескольких кооперативов. Кооперация
выступает как организационная форма объединений произ-й в их отношениях с
другими звеньями н/х, выхода на рынок, в отрасли обеспечение ср-ми пр-ва и
реализации продуктов. В зависимости от ступени внутренней интеграции в
кооперации выделяются определенные ступени. Только на третьей ступени
осуществляется полная интег-я. Наиболее важным отличием такой кооперации от
социалистической явл-ся наличие частной собственности.\Второй важной отраслью
агроб-са явл-ся пищевая пром-ть. В этой пр-ти первуые три места занимают
молочная, мясная пивная пр-ти. Большой удельный вес имеет пр-ва сладостей,
переработка чая, кофе, мучные изделия. Много отраслей имеют сравнительно
одинаковый уровень технического оснащения, трудоемкости прод-ии и продукт-ти
труда. Разница наблюдается только в тех отраслях, где доминируют
ремесленичяеские пред-я(пр-во пива, кондит-х изделий..)/ Специфика пр-ва и потребления
пищевых продуктов обуславливает относительно не большую концентрацию пр-ва.
Часть мелких пред-й значительно выше. Кроме пром-х пред-й в многих отрослях
пр-ва (мясной, мучной, пивной, хлебной) насчитывается несколько десятков тысяч
ремесленеческих пред-й , кот.имеют спец-й статус. В результате индустиал-ии
количество их постоянно уменьшается./ Высокий уровень концент-ии имеет
крохмальная пр-ть, пр-во маргарина и др-х пищевых жиров. /Влияние НТП и
конкуренции на процесс концентрации и специализации агропр-го пр-ва проявляется
двояко. С одной стороны, большие специализированные пр-ва имеют премущество в
отрасли осуществления НТ-го усовершенствования пр-ва, изучения рынка и рекламы,
переработки побочных прод-в. С-второй стороны, небольшие пред-я более гибкие в
изменении ассортимента пр-ии, специализ-ся на изготовлении индивид-х прод-в.
Гос-я пр-я политика содействует мелким произ-м в сохранении их мест на рынке.
/Наряду с традиционными ср-ми (сушением, ферментацией, консервированием) все
большее место занимает замораживание, облучение, дегидротация, сепарацияс
употреблением физических и химических методов. Развивается пр-во новых видов
упаковочных материалов и тары, в т.ч. предназначенных д/готовых продуктов и
полуфабрикатов. Пр-ть предлагает новые сложные продукты, кот.имеют нат-е и
хим-е в-ва(искуственное масло, сахарозаменители...)/ В последние десятилетия
возрпстает удельный вес отраслей, кот.пр-т прод-ию наивысшей ступени готовности
и длительного срока хранения. В германии формируются новые отрасли пр-ти -
пр-во глубокозамороженных прод-в, готовых блюд. Эта отрасль явл-ся важным
направлением индустриализации агробизнеса Германии. Их основная цель -
обеспечение дешевого питания. Сущест-ют три системы пр-ва готовых прод-в,
кот.отличаются м/у собой способом сохранения и поставки прод-в потребителям: в
глубокозамороженном виде; в охлажденном виде (2-4С);в гарячем виде (в
термосах). /В агробизнесе Франции достигнут высокий уровень интеграции.
В с/х существуют разные формы интег-ии: фермерские кооперативы, союзы ферм-х
кооперативов, объединение союзов, специализированные объединения животноводов,
общества смешанных с/х интересов. Особенно отличаются большие интегр-е системы,
кот.предст-ют собой корпорации нац-го значения и кот.используют разные ср-ва
связей по пр-ву, переработке и сбыта прод-х товаров. В состав этих корпораций
входят и финансовые организации, кот.осущест-ют финансирование пр-ва и научные
исследования. Фермерские кооперативы и объединения животноводов репрезентируют
формы горизонтальной интег-ии, а наиболее большие из них - вертикальной.
Кооперативы фермеров вступают в связь с пр-ми и коммерческими пред-ми,
образовывая сними агропр-е или агропр-ноторговые объединения. /Примером
горизонтальной интег-ии и превращение ее в вертикальную явл-ся организация
деят-ти зерновых кооперативов Франции. /Их главными функциями есть закупка,
сохранение и перепродажа зерна, а также поставка фермерам товаров, кот.нужны
с/х. / Зерновые кооперативы образовывают союзы регионального, а иногда
национ-го зернового управления. Через эту систему гориз-й интег-ии
заготовляется более 70% товарного зерна во Франции. /В овощеводстве наиболее
значительные по товарообращению агропр-е объединения в южных районах Франции.
/В животноводстве аграрные, аграрноторговые и агропр-е объединения работают на
основе взаимной концентрации. /НТП и агропр-я интег-я ведут к проникновению
пр-х ср-в во все отрасли и стадии приготовления еды. Эта тенденция свойственна
всем развитым странам и явл-ся важным фактором увеличения эфф-ти обществ-го пр-ва.
56.Японская кооперативная
система:ее содержание, составные части и их функции. Япония позже, чем другие страны, стала
на путь индустриализации с/х. В ней преобладает земледельное направление
развития, животноводство развито меньше. Основная с/х культура - рис. Продажа
основной массы товарной продукции рисоводства нах-ся под контролем гос-ва.
Гос-е органы скупают рис у крестьян, а потом ч/з оптовиков перепродают его в
розничную торгоую сеть д/дальнейшей реализации потребителям. \Интег-е процессы
развиваются, главным обр-м, в животноводстве, а именно в пр-ве бройлеров.
\Наибольее широкое распространение в Я-ии получила контрактная форма интег-ии.
Эта форма получила развитие во всех отрас-х с/х, кот.поставляют прод-ию на
переработку. \За последние десятилетия активизиркется деят-ть с/х кооперации по
образованию агропр-х объединений. Образовываются кооперативные хоз-е комплексы
с единой системой пр-ва и перераб-ки с/х прод-ии:пред-я по перераб-ке прод-ии
на базе прод-ии, кот.собирается с/х кооперативами: организовываются значительно
большие коопер-е пред-я по пр-ву мясных изделий с их дальнейшей продажей ч-з
кооперативную торговую сеть: образовываютсякоопер-е оптовые рынки и аукционы,
розничная торговая сеть. \В Японии различают два вида кооперативов: комплексы,
кот.объединяют различные виды деят-ти. Кот.обязательно осущ-ют кредитование
своих членов и прием от них взносов: специализированные - в которых хоз-ва
объеденены по роду занятий, гл-м обр-м д/сбыта продукции. \В основе японской
коопер-й системы - первоначальный сельский кооператив, кто.координирует
действия десятков фермеров, кот.явл-ся собственниками земли. \Основные функции
такого кооператива: сбыт пр-ии; сохранение фермерских взносов, обучение
крестьян новым технологиям; кредитование и страхование; организация совместного
пользования оборудованием и механизмами, иногда землей; консультации и помощь в
оформлении соглашение по аренде и продаже земли, кот.содействует повышению
культуры земледелия и увеличению про-ва пр-ии; обеспечение медецинского обслуживания
и помощь жителям села в приобретении товаров. \Первоначальные кооперативы
объединяются по соответств-му профилю деят-ти в прерфектуры федерации. В
общенацион-м масштабе - Всеяпонская федерация с/х кооперативов и Центральный
кооперативный банк, кот.входит в число наиболле крупных банков не только
страны, нои мира. \Все большее значение получают магазины сомообслуживания, на
товарах которых указаны вес продукта и его цена. \Значительное место в
агробизнесе Яп-ии занимают универмаги,в кот.есть продов-е отделы - компании,
кот.реализуют прод-е товары под своей маркой.
57. Дайте характеристику особенностей
развития агробизнеса в странах Восточной Европы. Эк-я политика стран СНГ и
Восточной Европы все больше ориентируется на интенсивные факторы пр-ва, на образование
стимулов д/высокой пр-ти итруда, на дальнейшие соц-е преобразования. В агропр-й
сфере эфф-е использ-е этих факторов опирается на увеличение роли эк-х рычагов
и стимулов, расширение самостоятельности, прогрессивные формы организации
пр-ва.\ Продолжаютсяпоиски рационального объдинения больших, средних и мелких
пред-й разных форм собств-ти, путем эфф-го развития личного подсобного хоз-ва,
усовершенств-ся отношения землепользования.\ С/х стран СНГ Восточной Европы на
современном этапе все больше и по новым прнципам взаимод-ет с совместными
отраслями эк-ки, рыночные отнош-я охватывают все торасли и структурные звенья
агропр-го комплекса. Агр-я политика бывших социалистических стран ориентирует
систему этих отношений на обеспечение увелеченияэф-ти пр-ва в агропр-м
комплексе в целом. Осуществление этой цели возможно только путем всесторонней
интенсификации пр-ва на основании НТП, глубокой и всесторонней перестройк
хоз-ва стран СНГ и стран Восточной Европы, переход к цивилизованным рыночным
отношениям с хорошо налаженным хоз-м механизмом. \С целью повышения эф-ти
пр-ва, ускорения НТП осуществляется перестройка пр-х отношений, стиля и методов
хоз-го управления, поддерживается предпр-я инициатива, реформируются внешнеэк-е
связи. \С/х как основа агропр-го комплекса явл-ся источником сырья д/получения
прод-х товаров, а также опр-ет масштабы,темпы всех др-х отраслей,
кот.обеспечивают сохранение, перевозку, переработку сырья и доведение прод-ии
до потребителя. В агропр-м комплексе этих стран сосредоточено от 20 до 30 %
основных пр-х фондов и трудовых ресурсов. В АПК пр-ся 25-40% валового
гражданского продукта. От уровня и эфф-ти развития агропр-го комплекса много в
чем зависит интенсификация многосложного хоз-ва в целом, его эк-ки, темпы и
качество экон-го роста СНГ и Восточной Европы.
58.Охарактеризуйте особенности
аграрной реформа в странах СНГ. \Разные эк-е, пр-е, соц-е и др-е факторы оказали влияние
на ход и форму проведения аграрной реформы в странах СНГ ,на формирование
многосложного хоз-ва и переход с/х пр-ва к рыночным отношениям. \Сегодня
сформировалось несколько направлений развитая аграрной реформы. В Белоруссии,
Молдавии, Украине до сих пор сохранились большие гражданские хоз-ва - колгоспы
и радгоспы, одновременно получили развитие личные подсобные и фермерские
хоз-ва. В этих странах преобладает гос-я собственность на землю при наличии
права на частную земельную собственность. \В России ликвидирована монополия
гос-ва на землю, предвидена возможность передачи земли в частную собственность,
введена система купли-продажиее д/личных хоз-в, содоогородных наделов и земель
под зданиями. Приватизация земли - одно из основных направлений земельной
реформы. Законодательно закреплена равноправность разных устоев, форм
собственности и хоз-я(Закон «Про земельную реформу»). Вначале 1992 г. Были
введены ср-ва по увеличению фермерских хоз-в при одновременной быстрой
реорганизации колгоспов и радгоспов. \В Армении и Азербайджане аграрная
реформа направлена на развитие мелкотоварного крестьянского хоз-ва, на передачу
земли в частную собственность. \В странах Средней Азии приоритетным
направлением остается гос-я собств-ть не землю при передачи ее в владение и
пользование гражданам, предпр-м и орган-м при одновременном увеличении кол-ва
земель в личных подсобных хоз-х. Основное направл-е в этих странах при
формировании многосложного хоз-ва - сохранение колгоспов и радгоспов, их
реформирование на основе самофинансирования и самоокупаемости. \В каждой
стране СНГ формируется собственная правовая база образования многосложного
хоз-ва и земельных отношений, кот.обусловлены их спецификой. \Неурегулированный
процесс ценообразования привел к резкому сокращению пр-ва. \Анализ состояния
с/х в сранах СНГ показывает, что существующий ценовой механизм до сих пор не
обеспечивает произв-й с /х прод-ии прибылью д/норм-й хоз-й деят-ю. \Д/успешного
проведения аграрной реформы и перехода к рыночным отношениям в России и Странах
СНГ необх-о сформировать рыночный мех-м, кот.будет объединять рынки ср-в пр-ва
, прдметов потребления, раб.силы и капиталов. Сейчас развитие рыночных
отношений в с/х усложняется такими обстоятельствами: Монопольное состояние
отраслей, кот.поставляют д/с/х ср-ва пр-ва; слабое финансовое положение многих
с/х пред-й из-за высоких цен на ср-ва пр-ва; большие %-е ставки по кредитам;
несовершенство налоговой системы. Это вызвано серьезными недостатками в
организации пр-ва и труда, фактическими ценами на ср-ва пр-ва и материалы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|