Реферат: Шпаргалка по философии
Центральный пункт философской
системы Августина - Бог.Бог–высшая сущность. Он существует независимо от всего
остального, мир существует благодаря божественной воле. Бог создал этот мир и
постоянно все контролирует. Счастье человека–в познании бога, инструмент
познания–душа. Душа состоит из разума и воли. Разум помогает понять добро и
зло, что еще не делает человека добродетельным. Выбор между добром и злом делает
воля. Величие бога в том, что он дал человеку волю, и он обладает свободой
выбора, в который бог не может вмешаться. Значит бог не имеет отношения ко злу.
Бог–абсолютное добро, абсолютного зла нет. Зло–отсутствие добра. Чем дальше
человек от бога, тем больше зла. В своих произведениях Августин много внимания
уделял проблеме греха божественного. Бог сотворил Адама и Еву свободными, но
они впали в грех, вкусив запретного плода и нарушив запрет Бога. Свободная воля
постоянно толкает человека на путь греха. Августин противопоставляет
государство и церковь. Если государство - это царство греха и основано только
на любви к самому себе, то церковь основана на самоотверженной любви к Богу.
смысл и цель философии августина- победу христианства во всемирном
Н.А. Бердяев(1874–1948)–философ и публицист. В начале своего творчества примыкал
к «легальному марксизму», а позже, став активным противником учения К. Маркса,
был членом религиозно-философского общества, выступал в сборниках «Проблемы
идеализма», «Вехи» и др. В Париже основал и редактировал русский
религиозно-философский журнал «Путь». Особой чертой его творчества была страсть
к философской публицистике, имевшей чаще всего характер проповеди;. Бердяев
высказал очень важные и глубокие мысли по вопросам метафизики, гносеологии, историософии, антропологии, но главным в его
творчестве были все же этические искания.
Существует вечная человечность в божестве и божество в
человеке. Суть человека исковеркана тем, что он отвернулся от Бога, и один от
другого. Не признавал философию объективной, общезначимой, научной. Фил. -
личное восприятие мира (как и у Соловьева). Философия - раскрытие общего в
конкретном. Мир не бессмысленен, он лишь находится в бессмысленном состоянии.
Главная фил. идея - идея свободы. Три вида свободы: один из них- свобода
абсолютного (бог мог и не сотворить мир)
Три
главные периода развития об-ва: дохристианский , христианский (этика
искупления), религиозное обновление мира (этика творчества) Миром движет бог,
красота и совесть. Гуманизм, наука, материализм, атеизм - вот звенья одной
цепи, удерживающие человека в рабстве у этого мира.
П.А.Флоренский(1882–1937)–религиозный философ,
ученый-энциклопедист. Обладал блестящими дарованиями и изумительной ученостью
в самых различных областях. Закончив математическое отделение Московского
университета, поступил в Московскую духовную академию, читал лекции по
философии. Его диссертация «Столп и утверждение истины(Опыт православной теодицеи
в 12 письмах)» обратила на себя всеобщее внимание.
Здесь он изложил свои идеи не от своего имени, а как выражение церковной
незыблемой истины. Хотя Флоренский блестяще знал западную философию, он искал
для себя опору в православном сознании и развивал свои философские взгляды в
пределах религиозного сознания. Космология у Флоренского
развертывается в систему философии и облекается богословскими данными. Решая
проблему всеединства, Флоренский с большой силой подчеркнул живое единство
Космоса как тайну природного бытия.
С.Н. Булгаков(1871–1944) был философом-богословом. В молодости испытал влияние
марксизма, но впоследствии резко его отверг(сб. «От марксизма к идеализму»).
Духовный кризис, обративший его к религии, не позволил ему ограничиться
«чистой философией». Это свидетельствует о его зорком уме, ибо философия
всегда занята проблемами Абсолюта, т.е. всегда
соприкасается с богословием, и поэтому «чистой философии» быть не может. Углубив
темы космологии, философское творчество Булгакова повлияло на развитие русской
философии. В «Свете Невечернем» он связал проблемы космологии с религиозной
тематикой. Восприняв от Вл. Соловьева идею
философии всеединства, Булгаков развивает учение о Софии–Премудрости Божией–как предвечно сущей в божественном замысле
мировой душе, женственной по своему существу, вместившей Божественную любовь и
излучающей ее в мир. По Булгакову, София имеет действенный характер–одновременно
небесный, божественный, и тварно-человеческий. Человек,
сотворенный по образу и подобию Божьему, как муж и жена в любви,
восстанавливает единство мира и полноту образа Божьего-'.
Ленин (1870-1924)
считал, что марксизм состоит из 3
частей: Философии, политэкономии, социальнополит теории. Особую актуальность
философские вопросы приобретают в годы застоя. В работе <Материализм и
империализм> (Л) рассм. вопросы теории познания, связывает их с развитием
естествознания. Но даже в этих отдельных вопросах он требует видеть
столкновение классов, партийных классовых интересов. Он оценивает любую
идеалистическую и религиозную мысль как политическую реакцию. С этого начиналась
идеологизация и политизация Ф. После смерти (Л) произошла канонизация марксизма
и догматизация его принципов. Развитие Ф стало уделом отдельных личностей и
съездов партии. Сталин взял на себя право единственного и неповторимого толкователя
марксизма. Борьба против идеализма была возведена в ранг гос. политики.
НЕОПЛАТОНИЗМ направление
античной философии, сыгравшее роль связующего звена между древней и
средневековой философией. Первоисточник этой философии – учение Платона (ок.
427–347 до н.э.), дополненное заимствованиями из Аристотеля (ок. 384–322 до
н.э.) и стоиков, однако непосредственным основателем неоплатонизма явился
Плотин (205–270 н.э.), труды которого были приведены в порядок и изданы его
учеником Порфирием (ум. ок. 305).
В Эннеадах Плотин предлагает концепцию Вселенной,
образованной четырьмя иерархическими уровнями, низший из которых представляет
собой чувственно воспринимаемый мир. Этот мир не является поистине реальным или
умопостигаемым, поскольку первоматерия, лежащая в его основе, соединяется с
небытием и злом, и вещи чувственного мира едва превосходят подлинностью
изменчивые отражения тех настоящих реальностей, которые можно встретить лишь на
более высоких уровнях. Отвращаясь от всего материального и восходя на более высокие
уровни, душа человека должна освободиться от этого низменного мира. Следующий
уровень – сфера Души. Эта всеобъемлющая Душа, т.е. индивидуальные человеческие
души, имеет две природы: нижняя сосредоточена на чувственном мире, а высшая
устремлена вверх, к Уму .Тем самым Душа оказывается непосредственно связанной
со следующим, более высоким уровнем, Умом, содержащим в себе частные умы более
низкого уровня. Иными словами, Душа и ее содержание есть не что иное, как
разместившиеся на более низком уровне Ум и его содержание, где они делаются
дробными и множественными, обладая меньшей мощью и совершенством. На вершине
иерархии, безмерно высоко вознесенной над Умом, пребывает сверхреальность,
первопричина и конечная цель всего сущего, Единое – Благо. Совершенство Единого
настолько превосходит все следующее за ним, что мы не в состоянии приписать
Единому никакого атрибута. Даже называя его Единым или Благом, мы не описываем
его самого, но лишь соотносим Единое с оказываемыми им воздействиями: Единое
объединяет нас, и наша любовь обретает в нем свою конечную цель. Учение
обладает притягательной силой подлинной философии, дающей вразумительное и
стройное представление о реальности. Поскольку неоплатонизм указывает жизненный
путь, следуя которому душа достигает счастья и совершенства, он предлагает
человеку свою этику и образ жизни. на протяжении всей истории человеческой
мысли он оказывал глубокое, сильное и разнообразное влияние.
Категории необходимости и случайности, их
взаимодействие.
Изменения происходящие с
предметами имеют свою причину , но одни изменения
Связаны с внутренней природой
самого предмета, а другие изменения зависят от внешних обстоятельств. Это лежит
в основе различия категорий необходимости и случайности.
Необходимость - это те
свойства предмета, а также происходящие с ним изменения, которые обусловлены
внутренней природой самого предмета. Случайность - это те
свойства, изменения, которые обусловлены стечением внешних, несущественных для
предмета обстоятельств. Необходимость и случайность взаимосвязаны между собой.
Всякая необходимость пробивает себе дорогу через массу случайностей.
Случайность всегда, так или иначе, связана с необходимостью, служит формой ее
проявления. А необходимость имеет своим дополнением случайность. Связь
необходимости и случайности проявляется в том, что одно и тоже событие
случайное в одном отношении выступает как необходимое, в другом. Пример:
Засуха, погубившая растения - случайность для них, но засуха - необходимое
следствие метеорологических условий. Существует несколько подходов
необходимости и случайности. Некоторые считают, что в мире все только
необходимо, что случайности не играют никакой роли - фатализм (все
в мире заранее предопределено). Противоположная точка зрения ощущает всякую
необходимость и считает, что случайности играют определенную роль.
Категории
причина и следствие, их взаимосвязь.
Связи, существующие между предметами и явлениями - это связи причины и
следствия. То, что вызывает к жизни или видоизменяет какое-то явление называется
причиной, а то, что возникает под действием определенной причины
называется следствием.
Причинно-следственные
связи разнообразны: главные и неглавные, существенные и несущественные, внешние
и внутренние, общие и ближайшие и т. д. Причинно-следственные связи необходимо
отличать от связей вообще.Нельзя путать причинно-следственные связи со
структурными связями. Под условием понимаются те явления, которые хотя и
не вызывают данного явления, но делают возможным процесс его возникновения и
оказывают определенное влияние на темпы, скорость, масштабы этого процесса. Существуют
различные подходы к причинно-следственной связи: телеологический
- это когда понятие причины пытаются подменить понятием цели. религиозный,
который стремится отрицать причинно-следственную связь и на место естественных
причин поставить божественные, мистические силы. материалистический,
признающий существование причинно-следственных связей между явлениями.
Детерминизм
является фундаментальным принципом философского учения о бытие .термин
детерминация с латыни определять отграничивать.детерминация это учение о
всеобщей обусловленности обьективных явлений. .определение предмета через
выявление его признаков отделяющих один предмет от другого.
Категории возможности и действительности, их
взаимосвязь.
Существуют
самые разнообразные изменения с предметами, но для того, чтобы эти изменения
возникли должны существовать реальные предпосылки. Момент, предшествующий
возникновению предмета, отражается категорией возможность. Другой момент
процесса развития, когда возможность появления какого-либо предмета
осуществляется - это есть действительность.
Действительность - то, что
существует как наличное бытие в данный момент времени. Различают абстрактные
или формальные и реальные возможности. Превращение возможности в
действительность могут произойти в результате случайного стечения обстоятельств
- абстрактная возможность. Если условие для превращения возможности в
действительность вытекает из внутренней природы существующего предмета, то
такая возможность называется реальной. Следует отличать абстрактную
возможность от реальной возможности и невозможности.
Категории содержания и
формы, их взаимодействие.
Любое явление обладает как
содержанием, так и формой. Содержание - это совокупность элементов,
составляющих данный предмет и свойственные ему функции. Форма - это связи,
существующие между элементами содержания, та организация предмета, благодаря
которой он выступает, как единое целое и может выполнять свои функции.
Содержание и форма взаимосвязаны между собой, но они не всегда в одинаковой
степени зависят друг от друга. Определяющая роль во взаимоотношениях
содержания и формы принадлежит содержанию. Форма возникает и складывается под
влиянием содержания. Форма может обладать относительной самостоятельностью,
т.е. она влияет на содержание.
Противоречие,
существующее между содержанием и формой, может носить двоякий характер: 1. если
форма соответствует содержанию, то она создает условия для его развития. 2.
если форма не соответствует содержанию, то содержание не может развиваться в
полной мере, т.к. ему мешает старая форма. Разрешение противоречия необходимо и
это приводит к тому, что предмет меняется качественно.
Категории
явление и сущность, их взаимосвязь.
Сущность – это такая сторона предмета, которая определяет в
данном отношении взаимодействие его с другими предметами.
Явление – установление чувственно воспринимаемых свойств
предмета, а также раскрытие тех свойств, которые он проявляет при своем
взаимодействии с другими предметами.
Сущность и явление
взаимосвязаны между собой. Через явления мы узнаем о сущности ,а на основании
сущности обьясняют и предсказывают явления. Нет непроходимой грани между
сущностью и явлением, но сущность и явление –это не одно и тоже, это различные
стороны одной вещи. Явление - это сущность, проявившаяся во вне.
Некоторые философы считают, что невозможно познать сущность предмета, объявляя
сущность «вещью в себе» и тем самым скатываются на позиции агностицизма.
Другие считают, что сущность вещей познать можно и в процессе познания «вещь в
себе» превращается в «вещь для нас».
Категории
единичного и общего, их взаимосвязь.
Окружающий
нас мир, предметы, явления неповторимы, своеобразны и индивидуальны. Каждое
явление, предмет характеризуется через понятия, которые обладают как общими,
так и единичными свойствами.
Особенности
свойств предметов отражают категории: единичное и общее.
Единичное - черты, признаки, присущие только одному
предмету и отсутствующие у других предметов.
Общее - это то, что присуще не только данному предмету, но и
другим предметам.
Единичное
и общее взаимосвязаны между собой и связь выражается категорией особенного.
Особенное - это такие
общие черты, свойственные индивидуальному предмету, которые отличают его от
некоторых других предметов.
Категории качество,
количество, мера, скачок. Закон взаимного перехода. Эволюция и революция.
Любой
предмет и явление обладают как количеством, так и качеством. Качество – свойство
предмета - такие черты и особенности предмета, которые характеризуют
его способность взаимодействовать с другими предметами.
структура
предмета, которая связана со свойствами предмета (структура предмета - то
из чего состоит предмет, из каких элементов).
функции
предмета, т.е. то, для чего предмет
предназначен. место предмета в определенном процессе, т.е. является он
исходным пунктом или его результатом, находится он в развитом или неразвитом
состоянии.
Степенью
той или иной качественной определенности является количество Связь их
проявляется в том, что количественные изменения не приводят к качественным до
определенного момента, которым является мера.
Мера - переход от одного качественного состояния к другому
или единство количества и качества. Сущ. и обратная зависимость: качественные
изменения приводят к количественным. И в том и в другом случае предмет меняет
свое состояние, т.к. происходит нарушение меры и совершается скачок. Скачок
– переход от одной меры к другой или от одного качественного состояния к
другому.
Скачки
могут быть эволюционными и революционными. Эволюция – изменение
предмета, когда становятся другими несущественные для него свойства, черты,
закономерности и сохраняются его основные св-ва, закономерности, структура. Революция
- изменение предмета, которое коренным образом меняет его структуру, его
основные черты и закономерности и он превращается в совершенно иной по своей
структуре и закономерностям предмет.
Сущность
закона. Проявляется в том, что
количественные изменения по достижению определенного момента приводят к
качественным, а качественные изменения приводят к определенным количественным
изменениям. Данный закон показывает механизм развития предмета.
Закон
единства и борьбы противоположностей. Понятие противоположности и противоречия.
Закон
единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории:
противоположность, противоречие, тождество, различие.
Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным
образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ. друг без друга,
взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло, верх и низ).На
определенном этапе развития предмета противоположности начинают друг другу не
соответствовать, сталкиваться между собой, взаимоисключать друг друга и
приходят в состояние борьбы. Момент взаимодействия противоположностей – противоречие
. Противоречие – это корень всякого движения и жизненности.
Закон взаимосвязи единства и борьбы противоположностей. Данный закон является центральным законом в системе
диалектических законов. В силу того, что этот закон отражает первопричины
развития (источник) этот закон имеет три элемента.. 1) борьба противоположностей.
2) единство. 3) связь единства и борьбы противоположностей. Борьба
противоположностей. Противоречие является самым очевидным элементом.
Противоречие – это органическая связь противоположностей. Или естественная
связь различий. Чем существенне различия, тем сильнее, динамичнее и глубже
противоречие. Противоречие носит всеобщий характер. По сути дела любая связь
есть противоречие, по этому по выражению Гегеля: «Мир соткан из противоречий;
Миром правит противоречие». Из противоречий складываются процессы, Вторая
сторона закона связана с понятием единства, Единство в развитии выступает в качестве
его цели и смысле. Единство выступает в качестве самой глубокой причины
развития В марксисткой ф-фии внешний источник развития — это борьба противоположностей.
единство — непосредственное взаимодействие между противоположностями.
Третьим элементом этого закон является связь между единством и борьбой
противоположностей.
Категории
отрицания и отрицания отрицания. Закон отрицания отрицания.
Отрицание – такая связь старого и нового в процессе развития,
когда новое возникает на базе старого под влиянием свойственных ему внутренних
противоречий, преодолевает его и при этом сохраняет в той или иной степени,
некоторые положительные черты, присущие старому.
Связь
старого и нового характеризует преемственность. Всякое старое включается
в новое при том условии, если оно соответствует новым, изменившимся условиям.
Но повторение в новом, некоторых черт и особенностей старого не обязательно
имеет место сразу после смены старого новым. Оно может происходить и через 2,
3, 4 и более отрицаний .Ведь новое не всегда остается новым, со временем оно
устаревает и поэтому отрицается другим явлением. По отношению к первому
отрицанию данное отрицание является отрицанием отрицания.
Изменения,
происходящие с явлениями, носят как прогрессивный, так и регрессивный характер.
Прогрессивное развитие того или иного явления зачастую бывает связанно с регрессом
некоторых, составляющих его элементов (пр. переход от рабовладения к феодализму
– прогресс, но в области духовной культуры наблюдался известный регресс,
связанный с господством церкви). Регрессивные изменения могут выступать и как
определенный этап развития. Живые организмы возникают, совершенствуются, а
затем постепенно стареют и гибнут. Сущность закона. Закон отрицания
отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая
состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает
в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон
носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета
(явления).
Уильям Оккам (1285-1349)
Английский философ-схоласт
логик и церковно политический писатель гл представитель номинализма14 в
Принцип Окамма (бритвы) понятия не сводимые к опытному знанию должны удаляться
из науки! С 1328 жил Мюнхене выступал как идеолог императорской власти против
притязаний папы на светскую власть.(крест пох пример)
Серен Кьеркегор (1813-55)
Дат теолог философ и писатель.
Попыталься противопоставить «объективизму» диалектике Гегеля субективную
диалектику личности проходяшей по КЬЕР три стадии на пути к богу эстетическую
этическую и религиозную .отстаивал тезис о реальности христианства лишь для
избранных которые могут реализовать свою свободу .Оказал влияние на развитие
датской литер Осн сочинения ; «Или-или» «страх т трепет « стадии жизненного
пути».
Эдмунд Гуссерль (1859-1939)
Немецкий философ идеалист
основатель феноменологии ,.Стремился превратить философию в «строгую науку»
постредством феноменологического метода «логические исследования» в дальнейшем
обратился к идее «жизненного мира» сближалься с философией мира (начальный
социально культ опут человечества.
Карсавин Лев Платонович (1882-1952)
Рус религ философ и историк
брат Там Платоновны Карсавиной рус актрисабалета вице през корол академии
танцев в Лондоне . В августе 1922 г. арестован и приговорен к высылке за
границу без права возвращения. Освобожден незадолго до высылки. Выслан в ноябре
1922 г. вместе с группой из сорока пяти деятелей науки и культуры (Н. Бердяев,
С. Булгаков, и членами их семей. В 1927 г., не приняв предложения преподавать в
Оксфорде, принял приглашение Литовского университета. переводом в Вильнюс
(1940) в Вильнюсском университете. В марте 1950 г. приговорен к десяти годам
исправительно-трудовых лагерей. Умер в заключении 1952 г. Помимо книг на
русском языке "О личности" (1929), "Поэма о смерти" (1931),
Карсавин опубликовал на литовском "Теорию истории" "О
совершенстве", "Дух и тело", стал появляться в печати лишь в
1980-е годы.
Сущность познания.Суби объ
познания.
Познание – это процесс проникновения мысли в объект.
Познавательной мыслью (целью) этого процесса является постижение истины. Познание
– это процесс отражения действительности в сознание человека.
Гносеология (гносио - знания, логос - мышление) - теория познания.
Учение о познании. Центральное понятие - субъект и объект познания. Субъект -
человек, осуществляющий познавательную деятельность. Объект - то, на что
направлена познавательная д-ть. Чувственное дает мироощущение, а рациональное
дает миропонимание.
Чувственное
познание (при помощи чувств) 3 формы:
-ощущение-чувств.
образ, в котором воспроизводится одно свойств (кислый);
-Восприятие-
чувстр. образ, в котором воспроизводится несколько свойств (кислый и круглый) ;
-Представление-воспроятие
при отсутствии контакта. Рациональное познание (при помощи понятий,
суждений, умозаключений): 1) Понятие – это форма мысли, в которой отражаются
общие, существенные свойства, связи и отношения действительности. 2) Суждение –
это такая форма мысли, в которой посредством связи утверждается (или отрицается)
что-либо о чем-либо. 3) Умозаключение – это форма мысли в виде рассуждения, в
ходе которого из одного или нескольких суждений именуемых посылками выводится
новое суждение, которое наз заключением.
Движение
как способ сущ материи.
Существуют
различные подходы к понятию движения.Материализм: движение
– это изменение вообще; способ существования материи..Субъективный идеализм:
движение осуществляется в ощущениях, в мыслях, в сознании.Объективный
идеализм: “движение – это рост, изменение, уничтожение,
возникновение, прохождение, гибель и т.д.
Формы движения материи.
Различают
несколько форм движения материи, которые были выделены на основе классификации
наук:
механическое
– пространственное перемещение тел;
физическое
– перемещение атомов, молекул;
химическое
– различные химические реакции;
биологическое
– обмен веществ;
социальное
– общество (мышление, сознание).
Все
формы движения материи между собой взаимосвязаны. Особенности взаимосвязи:
движение
не исчезает бесследно, а наблюдается переход одной формы материи в другую;
Проблема сознания в фил.
Язык и мышление.
Сознание, высшая, свойственная
лишь человеку форма отражения объективной действительности. Оно представляет
собой единствопсихических процессов, участвующих в осмыслении человеком
объективного мира и своего собственного бытия. С самого рождения человек
попадает в мир предметов, созданный предыдущим покалением. Любое ощущение или
чувство является частью сознания так как обладает значением и смыслом. Однако
сознание не есть только знание или языковое мышление. С другой стороны нельзя
оттождествлять сознание и психику, т.к. не все психические процессы включаются
в данный момент в сознание. Оно возникло в общественно-производственной
деятельности человека и непрерывно связано с языком. Сознание существует в 2-х
формах-общественном и индивидуальном. Сознание формируется деятельностью, чтобы
потом влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее.
Мышление. Это активный процесс познавательной деятельности
сознания. Мышл опирается на результаты чувств познания и дает обобщ-е знание.
Сторонники деалектического матер-ма: Мыш-е – это целенаправленное, и обобщенное
отражение в сознании человека существенных свойств и отношений действительности.
Мышл осуществляется в трех формах. 1) Понятие – это форма мысли, в которой отражаются
общие, существенные свойства, связи и отношения действительности. 2) Суждение –
это такая форма мысли, в которой посредством связи утверждается (или отрицается)
что-либо о чем-либо. 3) Умозаключение – это форма мысли в виде рассуждения, в
ходе которого из одного или нескольких суждений именуемых посылками выводится
новое суждение, которое наз заключением.
Язык
Принципиальное отличие мышления от
чувственного познания в том, что оно неразрывно связано с языком, системой
знаков. Знак – это материальный предмет который служит в процессе мышления и
общения людей представлением другого предмета. Искус языки создаются не просто
для замены естественных. У них разные цели. (Эсперанто).Естественные языки
складываются в процессе коммуникативной деятельности и служат средством
общения, передачи информации, выражения эмоций и мироощущений. Отсюда их
многогранность, многоплановость, многозначность и гибкость.. Символические
языки математики и др точных наук преследуют не только цель сокращения записи.
Это можно делать и при помощи стенографии. Главное в том, что формулами можно
проводить операции, получать из них новые формулы и соотношения. Попытки
построить универсальный искус яз, обречены. Любой самый богатый по своим
возможностям искус яз не способен отразить в себе противоречивую сущность
реальности и быть во всех отношениях адекватным заменителем естественного
языка.
Бытие материя природа.
Понятие
материи является основной категорией в философии, оно означает
сущность мира, признание объективной реальности, существование независимо от
сознания человека.
Греческие
философы (Фалес, Анаксимен, пришли к выводу, что существует материал, из
которого состоят все вещи (это позднее было названо субстанцией).
Фалес
считал, что все состоит из воды; Анаксимен – из воздуха; Гераклит – из огня;
Демокрит – все состоит из атомов и пустоты; Пифагор – из чисел (материалисты).
Платон
– в основе мира лежат идеи, которые он признавал кирпичиками материального
мира, но наделял их не физическими, а геометрическими свойствами.
Философы
считали, что субстанцию мира или основу чувственно воспринимаемого мира
составляют конкретные элементы, и в этом заключается физический подход к
пониманию материи.
В
связи с революцией в естествознании в конце 19 – начале 20 вв. появляется
философский подход к пониманию материи: материя – это
философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана
человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается
нашими ощущениями, существуя независимо от них.
В
философском понятии материи можно выделить 3 аспекта:
логический
– материя как философская категория;онтологический – (онтология – учение о
бытии; бытие – единство объективной и субъективной реальности) – материя как
объективная реальность;
гносеологический
– (гносеология – теория познания) – материю можно познать через копирование,
фотографирование, отображение;
заключительная
формулировка: материя может существовать независимо от наших ощущений.
Бытие - филос.категория,
кот.фиксирует сущ-ие и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей,
мира в целом).
Онтология – учение о бытии,
раздел философии, изучающий фундамент. принципы, наиболее общие сущности и
категории сущего. Бытие – самое широкое (абстрактное) понятие, термин “быть” означает
существовать. Признание факта существования многообраз-х вещей окружающего
мира, природы и общ-ва, самого чел. Природа
Вопрос
о понятие природы является открытым, т.е. не существует однозначного определения
природы. В этой связи можно заключить, что понятие природы является научно –
ф-кой проблемой, - часто, в литературе понятие природы отождествляется с
понятием материи, что не правильно. Многие ученые утверждают, что природа это
очень сложное образование и находящаяся в постоянном развитии, т.е. природа не
является метафизическим, постоянным существом. – третий подход заключается в
том, что природа определяется как сверхъестественное, в этой связи многие
отождествляют природу с самим Богом. С точки зрения последних научных данных Природа
– это совокупность естественных, физико-биологических, биопсихических процессов
и явлений. Определенная часть психических процессов является составной частью
природы. Существует и земное понятие природы. В данном случае природа есть
непосредственно физико-биологические условия и среда существования человека.
|