рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Шпаргалка по философии рефераты

Маркса. Философия  

Маркс создал самую влият материалист фил-кую концепцию.1)впервые объед матери-м и диалектику . Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общ. бытие определяет их сознание. Общ. бытие - все матер., эк. процессы, происход. в общ-ве. Общ. сознание - совок-ть всех форм коллект. сознания (правовое, политич., морал. Общественный труд–солнце человека. Разделение труда приводит к тому, что люди работают друг для друга, обмениваются результатами своего труда. Все, что происходит в человеческом общест­ве, вращается вокруг общественного труда.Маркс за справедливость–каждому по труду; он считает, что капиталисты часть труда рабочих присваивают безвозмезд­но, т.е. обманывают, эксплуатируют их. Значит, рабочим надо объединяться, иначе им не отстоять свои права.(Правсоюзы) я не согласен. Надо чтобы для нее созрели объек­тивные, материальные условия. Практика–критерии истины. Согласно Марксу, вопрос об истинности познания–это вопрос практики. На практике че­ловек убеждается в ложности или истинности своих суждений. Из практики он узнает, что менее и что более важно. Практика вынуждает отказываться от заблуждений и ведет вперед к истине. Я согласен.

Центр. проблема - сущность и природа отчуждения. Происходит отчуждение рабочего от продукта своего труда. Отчужденный труд - причина частной собственности, возникновения зар. платы. Истор. отчужд. М. - Отчуждение зародилось в архаич. об-ве: человек слит с природой. Возникает личная собственность на орудия труда, Сущн, .коммунизма. Коммунизмом предполагает преодаление отчуждения в борьбе по устранению бурж. частн. соб-ти. Непонимание существа употребленных М и Э понятий : целью Октябрьской революции в России стало как раз уничтожение частной собственности как таковой, к чему ни Маркс, ни Энгельс пролетариев никогда не призывал. Соб-ть остается частной, изменится лишь общ. х-р соб-ти,  Путь рассредоточения исходно капитала, в руках все большего числа соб-ков через акции, совм. предпр.. Наиб. перед. страны мира сегодня переживают 1 этап становл. ком-ма в марк. поним.

ПЛЕХАНОВ и его "группа освобождения труда" поставили свой задачей перевести на русск. язык главные произведения М.и Э. для распростр-я их в России. Плеханов создал ряд своих филос. работ, к-рые не развивали, а пропагандировали, разъясняли Марксистскую теорию. Плеханов отстаивает взгляды: 1. Материализм - филос. учение, против-ное идеализму. 2. Матер. понимание истории: те же понятия общ. бытия, общ. сознания, базис, надстройка, пр. силы,.... 3. Наиб. острая проблема: роль личности в истории. Борется с 2-мя фронтами: субъективистами-народниками и с фатализмом либе- ралов (чел-к не волен в своих действиях). Ставит ?: - кого след. считать выдающейся л-тью? - при каких обстоятельствах она выдвигается? - какую она может сыграль роль в истории? - берет в кач. примера конкр. полит. деятелей (Наполеона). Л-ть по Плеханову не может по своему произволу передвигать часы истории, она только накладывает отпечаток на ход истории. Россия явл. специфич. гос-вом, под европейские мерки не м.б. подведена. Стремился показать, что доктрина Маркса не м.б. при-енена здесь так, как в Европе. Гл. неприязнь его к Ленину: Ленин слишком упрощал преобразование России. Пытался увидеть развитие общ-ва в его объективных формах, независимых от воли и побуждений отдельных лиц, Н-ти такую форму орг-ции общ-ва (партию)

 И. Я. Франко Философские идеи.

Франко стал одним из организаторов рев.-дем. партии, симпатизировал социалистам. Исследовал проблемы добра и зла, смысла жизни, личности и коллектива. Наука в историческом процессе видит определенные закон-ти, а не капризы и прихоти отдельных истор. деятелей. Возникн. письма стало основанием и главным усл. для регистрации и накопления фактов в науках. Появ. группы людей, профес. занимающихся научными иссл-ми. Ф. отметил, что с конца 15 в. начинается эпоха культ. переворотов: изобретены порох, книгопечатанье, открыта Америка, морские пути в Индию. Книги стали доступными и небогатым людям, поэтому в интелектуальную работу включались новые люди.  Наука- познание законов и сил природы, появляющихся повсеместно. Народы тогда смогут достичь счастья и свободы, когда все будут учеными работниками. Наука: 1)физич-кие или естеств. науки 2) науки о самом чел., т.е. антропологические науки.Высшей наукой Ф счит. этику. Франко трезво и взвешенно смотрел на проблему нац. освобождения, обретения нац. самостоятельности.


КИРИЕВСКИЙ. Философские идеи     

cлавянофилол в Росси 19 века.  

Славянофилы представители политич. и идеалистич. философского течения рус. общ. мысли 19 в. С. полагали, что Россия имеет особый самобытный путь исторического развития, отличный от европ. стран. В противоположность им – Западники. С. интересовала славянская религия Православие, противопоставляли ее католицизму. Либералы, не революционеры. Три лозунга для России: - православие; - самодержавие; - народность (общинная жизнь).

Кириевский И. В. - Моск. Ун-т., Берлинский Ун-т. Издавал ж. "Европеец", когда запретили - "Москвитянин". Его фил. сочетает в себе религиозность, мистицизм, патриотизм. Гносиолозия: 2 формы познания: - отвлеченно-рациональная (господств. в Зап. Евр., критикует ее); - живая (характерна для России, связана с православной религией). Об-во. опред. религией. Одобряет не сопротивление злу, осутствие классового расслоения , миролюбивая политика.

ХОМЯКОВ . Философские идеи cлавянофилол в Росси 19 века.

Славянофилы представители политич. и идеалистич. философского течения рус. общ. мысли 19 в. С. полагали, что Россия имеет особый самобытный путь исторического развития, отличный от европ. стран. В противоположность им – Западники. С. интересовала славянская религия Православие, противопоставляли ее католицизму. Либералы, не революционеры. Три лозунга для России: - православие; - самодержавие; - народность (общинная жизнь).

Хомяков А. С. сдал экстерном экзамены в Мос. ун-т на степень кандидата матем. наук. Онтология: мир явлений возникает из свободы воли, волящего разума бога. История: истор. чел-ва должна рассматриваться из - восточная: теизм (1 бог), почитание духовного начала в провосл. христ. религии. одного начала, на основе той или иной религ. теории. 2 формы религии: - кушинская западная: магия, натурализм, пантеизм, поклонение вещам, язычество(воплощ. в католицизме) - иранская Гносиология: рационалист(мир познается синтезом всех духовных сил человека, не от разума, а от веры). Соц.-полит. воззрения: сторонник феодального социализма (идеализированный общинный строй, отмена крепостного права). Пролетаризация отрицательное явление.

Ф. Ницше. Философское учение

Немецкий философ. "По ту сторону добра и зла", "Сумерки кумиров (богов)". Первый период жизни был под влиянием Шопенгауэра и Вагнера. Появляются идеи об философском отражении действительности и изменении жизни посредством ис-ва. Взял от Шопенгауэра: искать в философии не самоуспокоения, а истины: для чего я живу, как я стал тем, чем я есть; чему учит меня жизнь; почему я страдаю ? Религия отвлекает людей от этих вопросов. Не признает абсолютных понятий о добре и зле. Мечта о "сверхчел." , он должен прийти на смену нынешнему чел-ку и бытие его достижимо в земной жизни. Отсюда образы: человек - это мост, канат над пропастью, что натянут между животным и сверхчеловеком. Сверхчеловек - человек, который поймет свое призвание и справится с силами, которые он сам вызвал (у Ницше впервые появляется идея о том, что современный человек не готов к тому, чтобы справится с силами, которые он сам вызвал к жизни). Этика. Сверхчеловек лишен морали в достижении своих целей. Он выше ее. У Ницше часто звучит мысль "Бог умер", которой он освобождает людей от бога. Нигилизм: Ницше проповедует грядущий апокалипсис. Исчез смысл жизни. Но жить ни во что не веря нельзя (старого бога нет). Если нет веры - движение наугад. Свобода. Отсутствие закона не равно наличию свободы. Свободный человек сознательно накладывает на себя новые ограничения, желая жить, выжить, дать жизнь другим. Свободный человек - имеющий власть над собой. Культ героя, ибо тот кто поднимется выше всех рядовых людей, тот станет сверхчеловеком. Цель истории не создать как можно больше людей, а создать как можно больше худ., фил., ..., единичных экземпляров. Гуманизм. Никто не считал его гуманистом, т.к. Н. не любил говорить о счастье. Отрицал сострадание как главное орудие упадка. "За пределами добра и зла".

 Ж.-П. Сартра. Экзистенциализм

Экзистенциализм - фил. индивидуальное бытие человека. Человека окружает природное или божественное бытие. В наст. время экзистенциалисты разделились на религиозное и атеистическое течения. Э. - это бытие в себе, оно не познаваемо. Единственное, чем должна заниматься философия, - это индивидуальный человек. Фил. - форма индивидуального, а не общественного сознания. Свобода человека - это свобода от об-ва, а не свобода в об-ве. Познание заменяется интуицией, просветлением.

Жан-Поль Сартр(1905-1980) - франц. фил.-экз. и литератор. "Тошнота","Стена". В произведениях акцентирует внимание на основных категориях экзист., в контексте человеческой жизни: скука, страх, существование. Из всех фил. систем, экзистенциализм самая гуманная., т.к. взгляды экзистенциалистов ведут к правде, делают сознание человека самостоятельным, разоблачают ложь о счастье. Гуманизм экзист. выражается в трех формах бытия: Бытие в себе - связано с бессознательным. - бытие для себя чел. начинает понимать, что его жизнь ничто по сравнению с плотной массивностью бытия. - бытие для другого - бытие, которое связывает людей друг с другом. Свобода человека неотчуждаема и неистребима. Специфичность чел. сознания в том, что он вначале существует, а потом проявляет свою сущность.

М Хайдеггера и А.Тоффлера).

Философия техники в зап. Европе 20 в.

Изв. разл. топологии цивилизаций, выделяющие иногда несколько десятков типов цивилизаций или аналогичных образований. Наиб. крупномасштабной явл. цивил. топология Тофлера. (конц. постиндустриального об-ва) Т. видит непоср. связь в изменении образа техники и обр. жизни: техника обусл. тип об-ва и тип культуры, причем это влияние имеет волнообр. х-р. 3 осн. цивилизации, возник. в ходе глобальных социотехнологич. рев-ций.

1 рев-ция- аграрно-ремесленная. Результат – возникн. исторически первой цив. Основа пр-ва: землед. и ремесл. технологии. Переход к оседлости, появл. разл. форм собств., возникн. первых госуд.

2 рев-ция индустриальная. (XVII - нач. XIX в., в нек. странах - позднее.) Рез. – возн. индустр. и урбанистич. цив. Складываются разл. хоз-ва, ориентированные на индивид. – груп. инициативу.

3 рев-ция, (на наших глазах) – информац.-компьютерная. Процесс информатизации всех сфер жизни общ-ва. В основе: особые технологич. cистемы (информац. технология). Конечный рез. - создание новой информац. цив. Все претерпевает изменения: материальное производство и мировоззрение, быт и образование, общение и искусство. Все отчетливее проступают контуры новой цивилизации - информационного общества. Оно не является альтернативой капитализму или социализму. Хайдегер: ввел понятие техники как движущей силы новоевр. истории.

Досократовский период ф-фии.

Досократовский период характерен тем, что ф-фия была космологической. Отсутствуют литературные источники за этот период. Данные о периоде излагаются в учениях Платона, Аристотеля, и др. Греческая ф-фия начинается с произведений Гомера, написанных в художественной форме, где боги и люди высказывают свои мысли. Гессиод. Первым поставил вопрос об основе мироздания, о первопричинах мира, об его структуре, основе, и формах действительности. Он считал основой мироздания – хаос. А человек с помощью каких – то сил или богов этот хаос упорядочил. Основными формами действительности являются: жизненная энергия, земля. Он разделил действительность на: 1) действительность, излучающая свет 2) тьма. Милет – город (6 в. до н.э.) – первая в истории образовательная школа (первый университет, где проводили первые занятия по изысканию ф-фии). Основателем её был Фалес Милесский. Данная школа была основана на передовых знаниях математики и геометрии, т.к. эти понятия были абстрактными. Фалес выдвинул идею существования проматерии, т.е. существования в мире изначально до материи форм. А материальный мир есть дополнение этих идеальных форм. Считается, что Фалес был материалистом. В качестве материальной основы мир он обосновывает воду. Именно вода воплощает в себе все математические и геометрические формы.Следующее направление характерно постановкой проблемы движения. Деятели: Анаксимандр, Гераклит. С точки зрения этого направления миром управляет не хаос, а законы связи противоположностей, т.е. это было началом диалектики, сутью которой является связь противоположностей. Т.е. источником движения является именно эта связь. Т.е. движение есть взаимодействие противоположностей. Взаимодействие противоположностей есть противоречие, которое и правит миром. Поэтому движение постоянно и абсолютно. Гераклит утверждал, что движение есть не только борьба противоположностей, но и их единство. По утверждению мыслителя 19В. Гегеля именно Гераклит открыл абсолют действительности (центральный закон действительности), закон взаимосвязи единства и борьбы противоположностей. Борьба как средство движения, а цель его – единство, устойчивость и стабильность. Т.о. данный закон имеет 2 существенные стороны. Гераклит обосновал в качестве основы мира – энергию, а точнее выражением энергии является огонь. Гераклит считал, что основным источником развития является всепоглощающая энергия, на земле – это война. Война является главным источником развития общества. Закон взаимосвязи и единства реализуется на земле через войны. Вся история человечества – это прежде всего история войн. Война есть объективное, не зависящее от человека явление, как выражение космической энергии на земле.Данная закономерность сейчас утрачивает себя как главный фактор развития человечества ибо современная война может быть причиной исчезновения человечества.

Атомистическая ф-фия – следующее направление (от слова атом). Атомос – неделимый. Идея неделимости атома просуществовала до 20в., пока атом не был расщеплён. Основой мира является атом, внутренне заряженный энергией. Взаимодействие между атомами создают мировые закономерности. Всё состоит из атомов, в том числе и человеческая душа. Главная задача науки – познание законов взаимодействия атомов. Атомистическое строение действительности указывает на её бесконечность. Т.о. атомистическая ф-фия прежде всего способствовала становлению механики, которая развивалась на основе данной основы до Эйнштейна. Досократовкий период заканчивается таким направлением, как софистика: Прокол, Сократ. Софисты(п) - это значит мудрецы. Они первые обратили внимание на интеллектуальные способности человека. Идеальное связано с человеком, с его умственными способностями. Поэтому софисты основатели лингвистики, педагогики, риторики. Они основали теорию искусства спора. Сократ сначала тоже примыкал к этому направлению. Досократовкий период, по преимуществу носил общефилосовкий характер. В рамках этого периода были сформулированы 2 основных направления; материализм и идеализм. Они были объективного характера и только с софистов был осуществлен поворот к человеку, субъективному идеализму

Эллинистический период античной философии.

Философия эпохи Эллинизма (304-323)

1)школа эпикурейцев Эпикур-написал большую работу о природе(37 книг) отстаивает и развивает материалистический сенсуализм. Все что мы ощущаем, истинно, ощущения никогда нас не обманывают.Считал, что неободимо, чтобы перевоначала были субстанциями. Атомы движутся непрерывно, и это связано с внутр. св-ми  атома.Бесконечно лишь количество атомов, количество же их форм ограничено, поскольку атомы не могут обладать большой тяжестью, приэтом атомы могут самопроизвольно отклоняться. Удовольствие это отсутствие телесного страдания.

Школа стоицизма.основоположник Зенон, главное с стоицизме это этика, кот. заключалась в спокойствии, невозмутимости, в умении стойко переносить удары судьбы. (Пасейдоний, Аврелий, Сенека, )сторонники аристотеля и Гераклита.

Школа скептицизма провозглашала умение человека наслождаться малым, быть независимым от гос-ва, общества, даже от культуры и семьи.

Шеллинга Идентичная философия

Представитель объективного идеализма и задача его философии в изучении природы. Пытался изучить природу с точки зрения развития от простого к сложному. У него природа-не просто объект, а носитель бессознательной жизни разума. У него природа развивается от неорганического мира к органическому. Ставит задачу познания  натурфилософии. Он опирается на диалектический метод познания и разрабатывает диалектическую картину мира. Он подчеркивает целесообразность в основе жизни, По мнению Шеллинга, мировая душа обеспечивает единство природы и ее целесообразность в развитии. В природе происходит борьба противоположных сил.

Фихте  Философские идеи (1762-1814)

Исходный пункт философской системы представляет собой «Я»-это непростой субъект, так как субъект может существовать только в соотношении  с объектом, это «я» носит абсолютнюй характер, оно ничем не ограничено. Более того, «я» это не факт, не нечто, которое действует, а само это действие-это не бытие, а действие. Первый акт «абсолютного Я», полагание самого себя. Его второй акт заключается в полагании «Не-Я». Но «не-я» как объект положен в «Я», так как «Я» абсолютное представляет собой всю реальность. Внутри «Я»абсолютного противопоставлены «Я»-эмпирическое/т.е. человек/и «Не-Я»/реальность, то есть субъект и объект. Человеческому «Я» противостоят реальные вещи, «не-я». Процесс построения системы  категорий и теории научного знания происходит диалектическим путем, именно полагания-тезиса, противополагания-антитезисом и их синтеза.

Пространство и время как всеобщие формы сущ материи.

понимание пространства и времени складывается в зависимости от характера взаимодействия материи и движения, движения и покоя.

Демокрит:  вводит понятие пустого пространства для движения атомов как необходимого объективного условия; пространство Демокрита бесконечно и однородно, оно является вместилищем неограниченного числа миров. Время отождествлялось с бесконечностью, вечностью, как объективной основой вечного движения; вся природа представлялась в вечном и неустанном движении. Пространство и время рассматривались в качестве условий и причины её движения.

Страницы: 1, 2, 3, 4