Реферат: Шпаргалка по философии
Реферат: Шпаргалка по философии
Рене Декарт.
Рационализм отрицает
опытное происхождение достоверного знания. Оно может быть получено только
благодаря уму и понятиям, присущим уму от рождения (вроджд. идеи Декарта).
Рэне Декарт
(1596-1650)- из франц. дворян. Преследование со стороны религ. деятелей.
"Правила для руководства разумом" - изложил методологию научного
познания. "Рассуждения о методах", "Метафизические
размышления", "Начала философии". Разработал классическую
геометрию, теорию света, гипотезу об условном рефлексе. Относительность
движения и покоя, з-н сохр. к-ва движения при ударе двух тел. Задача знания -
господство над силами природы, усоверш. природы ч., Создание новых техн. ср-в.
Развивал теорию о врожд. идеях (бог, дух, телесная субстанция) - идеалист. Но в
общем оказал влияние нга матер. методы. Говорит о тесной связи фил. и
естествознания. Эта связь привела его к дуализму. Дуализм: мир
состоит из мыслящей и телесной субстанций, равновесие между ними поддерживает
Бог. Он их сотворил, он вечен, всемогущ, источник блага и истины. Мыслящей
субстанцией занимается философия, телесной - естествознание. Гносеология:
рационалист: т.к. для философии выше мышление, все чувственное должно
подчиняться разуму.- сомневайся во всем: 1.Не принимать никогда любую вещь за
истину (сомнения).2.Каждый из вопросов исследования надо разделить на части
(расчленение).3.Все идеи располагать в последовательности
(последовательности).4.Совершать полные расчеты и обзоры (полнота).Декарту
неприемлима чувственная очевидность как основа познания.
Джона Локка. Сенсуализм
(1632-1704) Из чиновников. Учился в Оксфорде. Гонения
со стороны королевской власти, эмиграция. Сенсуалист - признает чувственное
познание. Материалист: существует мир материальных обьектов в движении,
в пространстве, во времени. Сознание - продукт материи. Учение о двух
классах качества всех материальных тел: - первичные, не зависят от
человека (пространство, масса, движение); - вторичные, те что даны нам в
ощущение, может они и ложны (цвет, форма, тяжесть, вкус, звук, ...); Гносеология.
"Опыт чел. разума". Отвергает учен. Декарта о врожденных идеях. Идеи
возникают в следствие действия внешних вещей на органы чувств или в следствие
внимания направленного на состояние и деятельность души. Продолжил эмпиризм
Бэкона. Все знания из опыта, а опыт складывается из ощущений. Познание Знание:
1-беспорное - продукт мышления; 2- правдоподобное, на основе непоср. внешнего
опыта. Чтобы начать исследов. разнообр. проблем, необх. сначала изучить
способности нашего собственного познания. т.е. что оно может достичь, каковы
его границы, каким образом оно получает знания о внешнем мире. Происхождение и
характер познавательной деятельности: 1.Нет врожденных идей, все знание
рождается в опыте. 2.Душа при рождении - чистая бумага. 3.Нет ничего в
интелекте, чего бы не было прежде в чувственном познании. Чтобы стать знанием
материалы идей должны быть переработаны деятельностью рассудка сост. в
сравнениии, сочетании и отвлечений. Об-во: за очень ограниченную
конституционную монархию. Тезис: состояние равенсттва, в котором вся власть и
правомощность взаимны - это действует естественное право чел., тогда можно
исключить войны. Этика: сторонник утилитаризма (учение о полезности) -
добро то, что дает удовольствие, увеличивает его.
Учение Локка направл. против рационализма Декарта и
системы Лейбница.
Платон об "идеях", П.(427-347)
из Афин. Ученик Сократа. "Академия" в Афинах. После смерти Сократа
много путешествовал (12лет). Критикует Демокрита. Центральное учение - учение
об "идеях". Материальный мир ( кажущееся бытие), который нас окружает
и который мы познаем своими чувствами является лишь "тенью" и
произведен от мира идей (истинное бытие), т.е. матер. мир вторичен. Все явления
материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются, идеи являются
неизменными и вечными. Поэтому идеи - единственный предмет подлинного истинного
познания. Чувственно воспринимаемые предметы - подобие, тень, в кот. отражены
идеи. Основоположник объективного идеализма. Онтология: Чувственному
миру как кажущемуся и нереальному противопоставляет идеальный мир как реальный
и действительный. Виды сущего (самостоятельны и вечны):
- идеи (существует конечное число идей по числу
существенно-сходных вещей и явлений. Идеи можно систематизировать: идея кошки и
идея собаки входят в идею 4-ногих. Идеи дают общую, всегда пребывающую сущность
вещей, это форма, структура, эталон для вещей);
-
материя (некоторый вид бесформеный, незримый, неуловимый. Она
способна принимать различные формы.
-
-всякая вещь есть воплощение соотв. идеи в материю.
Материя - это нечто промежуточное между идеей и вещью)
но идея и материя безжизнены Тело космоса творится из материи. К моменту
творения материя уже существует в виде воды, воздуха, огня и земли. Тело
космоса шарообразно, в центре есть ось на которой покоится земля -геоцентрист.
Космос вращается вокруг Земли. Душа творится раньше тела. Своей тождественной
частью мировая душа постигает идею, иной частью материю, а смесь тождественного
и иного -вещь. Время (движущееся подобно вечности) родилось из разума и мысли
бога. Земля - старейший и почтеннейший из богов, рожденных внутри неба - некая
космическая религия. Развитие мира определяется вечным конфликтом бытия и
небытия.
Аристотель
Аристотель (384-322) город Стаина на северо-западном
побережье Эгейского моря. Из семьи придворного врача. Был слушателем
"Академии" Платона до смерти основателя в теч. 20 лет. "Платон
мне друг, но истина дороже. Критиковал платонизм: сущность вещей в самих вещах,
а не в идеях. Странствует. В 50 лет возвращается в Афины. Открывает фил. школу
ликей (рядом с храмом Аполлона Ликейского). Стал учителем А.Македонского. После
смерти АЛ-дра обвинен в богохульстве. Покидает Афины. Создатель самой обширной
науч. системы из существ. в античности. Создал вместе со своими учениками новое
научн. напр., систематизир. науку, определил предмет и методы отдельных
наук."О философии", "Диалог о счастье", "О
небе","Политика", "Экономика", "Поэтика",
"Риторика", "Метафизика". .фил наиболее божественная наука
в 2 смыслах: 1.Владеть ею пристало скорее богу, чем человеку. 2.Ее предметом
являются божественные предметы. Поэтому А. называет свою фил. теологией,
учением о боге. Дал определение понятиям сущего и сущности. Сейчас: Сущее- то,
что существует, что можно наблюдать. Сущность- то, что нельзя ощутить, а только
понять как внутр. связи (Солн. затм. - сущее, понимание его - сущность). Основа
любого бытия - проматерия, перводвиг. всего - бог. Материя то, из чего вещь
возникла. Вещь существует независимо от идеи, материя первична. Материя - сама
по себе не обозначается ни как определенное по существу, ни как определенное по
количеству, ни как обладающее каким-либо иным св-вом сущего. Такая материя
включает и проматерию из провеществ (вода, воздух, земля, огонь).
Познание:
1-чувств -овладение единичным 2-рацион-овлад. общим. Путь познания;
ощущ.->предст.-> опыт-> искусство->наука
Об об-ве и гос-ве: "политика". Человек - обществ. сущ-во. Рабовладение -
естественное состояние организации общества. С рождением каждому определено
быть или рвабом или рабовладельцем.
Общество свободных людей. 1. Очень богаты -
противоественный способ приобретения богатства - плохо.
2.Средний класс 3. Крайне бедные. Формы гос-ва: хорошие (монархия, аристокр.),
плохие (тирания, олигаргия, демокр.) Задача- предотвращение чрезмерного
накопления богатства.
Фома Аквинский - идеолог христианской теологии. (1226-1274)Ученик
Альберта. За мягкость х-ра получил прозвище доктор ангелиус. Трактат
"Сумма теологии". "Сумма против язычников". Задача -
осмыслить то знание, что уже было накоплено. Его инвересовала теология и фил-я.
Проблема - как совместить веру и знание? До какого уровня можно
рационализировать теологию? Но познание не может охватить все.Истины фил-и -
умопостигаемы, истины теологии - познаются через откровения (через веру).
Пришел к выводу, что и теология и реигия имеют право на сущ-ние, но теология
выше. Знание помогает понять замысел творца. Наука находится в услужении
теологии. Ф-я и религия имеют ряд общих положений: разум и вера. Единство
материи и формы. Сущность и сущ-ние совпадают, но только в Боге; во всех
предметах природы только сущ-ние. Доказывает существование бога. Бог должен
сущ-ть потому что: 1) В мире должен быть первоисточник; 2) перводвигатель.
Познание- единство чувственного и рационального. Человек имеет право на познание.
Родившийся человек ничего не знает. Альберта интер. мир природы, Фому -
нравственный мир, об-во (против соц. рав-ва, сословия - вечные) Идеальная форма
гос-ва - монархия Монарх в царстве как душа в теле.
Дж. Бруно. Пантеизм
Пантеизм (греч.) - всебожие. Пантеизм - фил. учение,
max сближающее понятия бог и природа. Две формы: -натуралистич. (стоики,
Бруно) - одухотворение природы, наделение бож. св-ми, растворение бога в
природе -мистический (Кузанский) -растворяет природу в боге. ДЖ.
БРУНО(1567-1600) - род. под Неаполем в семье бедного дворянина. Критика
католиц. вынуждала его путешествовать по Европе, т.к. за "Вселенная едина,
бесконечна, не рождается и не уничтожается, не может уменьшаться и
увеличиваться, т.к. она беспредельна. Вселенная несотворима, существует вечно,
не может исчезнуть, в ней происходит изменение и движение". Материя то,
что содержит в себе все формы. Она является источником действительности. Это
вещь, из которой происх. все естеств. вещи. Ей присуща возможность жизни и сознания.
Природа явл. одушевл., следовательно Б в ней нет места (отвергает идею Б, но не
Б вообще, Б наблюдает из вне и придает ей движение). Движение, прос-во и время
- св-во материи. Допускает существование неоткрытых планет. Мысль о сущ-нии
жизни за пределами Земли. Полит. взгляд близок к бурж. интеллег.: преодаление
феод. раздробленности, укреплене абсолютизма. Учение о монаде - частице. Его
трагедия закл. в том, что он переступил некую запрет-ую черту. Истинная его
вина - в том, что он отнял у чел-ка Землю, сделал ее обычным простым телом,
находящимся во Вселен-ой.
Н.Кузанского. Пантеизм
Пантеизм (греч.) - всебожие. Пантеизм - фил. учение,
max сближающее понятия бог и природа. Две формы: -натуралистич. (стоики,
Бруно) - одухотворение природы, наделение бож. св-ми, растворение бога в
природе -мистический (Кузанский) -растворяет природу в боге. НИКОЛАЙ
КУЗАНСКИЙ (1401-1464) Род. в Герм. г. Куза в семье зажиточного крестьянина.
Центр. проблема его филос. - соотн. бога и мира. Б - бесконечное единое начало
и вместе с тем - скрытая сущность всего. Ступени познания: 1)ощущения (смутные
представления); 2)рассудок (он может мыслить противоположности - идея о том,
что мир сост. и познается из (через) прот-ти. Способность мыслить бесконечно -
важн. св-во рассудка. Идея в том, что человек -высшее и наиболее значительное
бож. творение Осн. фил. идеи: 1) идея взаимосвязи всех прир. явлений; 2)
идея совпадения противоположностей; 3) учение о бесконеч-ости Вселенной; 4)
учение о чел-ке как микрокосме. Призывал к веротерпимости. Один из первых
повернул от чисто теологич. воззр. на мир к натур.. воззрению. Мир бескон.
Чел-к - бескон-е сущ-во, соединяет земное и божеств. Идея пантеизма - идея,
призванная утвердить прежде всего знание, ущемить веру, показать возм-ти ч.
разума.
Френсис Бекон. Эмпирическая философия
Ф.Б.(1561-1624) Основатель матер-ма и эксперим. науки
нового времени. Из семьи лорда хранителя печати. Избран в парламент. Обвинен во
взяточничестве, помилован, вернулся на гос. службу. "Новый органон"
- сборник статей по логике. Эмпиризм - не только наблюдение, но и опыт.
Родоначальник материализма: основа всего сущего - материя (многокачественная,
наделенная ощутительной деятельностью). Цель знания - способность науки
увеличивать власть человека над природой. Резко выступал против схоластики.
Наука должна быть рацион. переработкой фактов опыта. Исключительное значение
наук. Создал свою классификацию на основе памяти, воображения, разума.
Учение о 2 истинах: теологической и филосовской, их предметы различны.
Признает только науки, построенные на эксперементе и опыте. Новые знания о
природе можно получить лишь исследуя ее саму. Учение о 4 принципах,
связанных с наукой - материя, форма, движущая причина, цель. В связи с тем, что
был сторонником эмпирического знания, выработал 3 таблицы учета наблюдении:
1.Таблица позитивных инстанций: обзор всех известных случаев в обл. изучаемого
процесса. 2.Таблица негативных инстанций. 3.Сравнение + вывод о том, что
преволирует. Две части души - чувственная и разумная. Общество: описал
утопическое общество на острове Новая Атлантида (идеализированное об-во, под
руководством философов, без воровства, но остались классы). Заслуга Б. в
развитии фил. закл. в том, что он 1) восстан. матер. традиции и произвел
переоценку фил. учений прошлого, возвысил ранний греч. матер-м. и вскрыл
заблуждения идеализма 2) выработ. собств. матер. понимание природы, положив в
основу взгляд на материю как сов-ть частиц, а на природу - как на сов-ть тел,
наделенных разными кач-ми.
Т.Гоббс Эмпирическая
философия.
(1588 - 1679)
- в семье священника, Оксфорд, гувернер в аристократической семье.
"Левиофан", "Трактат о чел. природе", "О теле",
"О чел.", "О гражданине".
Эмпиризм - не только наблюдение, но и опыт.
Гносеология =
эмпирическое Бэкона + рациональное Декарта. Истина: познание,
опирающееся на веру не может дать действительной истины..Материальное тело
первично, у мат. тела существуют атрибуты: движение, покой, цвет, но это
следствие мех. различия вещей. Об-во: основа общества - договор. Признает
монархию. Войны естественное состояние общества. Этика: стоит за
нравственные природные черты человека. Зло предмет отвращения, благо - предмет
стремлений чел. Благо и зло относительны. Геометрию прозглашает главной наукой.
Мир - подвержен з-нам мех. движения. Вера в бога - плод воображения. Опыт дает
только единичные знания.
И. Канта Философское
учение.
И.Кант нем.философи ученый,
родоначальник нем.классич.идеализма. Существуют две формы познания: чувственность
(способность к ощущениям), рассудок. Чувственность дает возможность
познавать явления. (Рассудок дает возможность познавать мысленные
представления. Кант вводит термины: вещь для нас и вещь в себе. Вещь в себе
непознаваема. Мы можем познать мир явлений. 1)поступай так, что бы
максима твоего поступка была нормой для окружающих. 2)не делай др-м того чего
бы тыне хотел получ-ть от них 3)всегда рассматр чел как цель но никогда как
ср-во.
У Канта есть место и для Бога
и для атома. Бог сотворил мир и продолжает творить материю, в этом смысл
сущ-ния мира. Бог создал такой мир, к-рый можно понять, предсказать. Т.о. на
данном этапе Кант пытается понять сущ-щую картину мира.
Работы
"Критика чистого разума ","Спос-ти суждения". Гл. в знании
- логика, принципами кот. руководствуемся при познании. Реальность была всегда,
но идея может изменить реальность, т.е. разум первичен по отн. к реальности.
Наше познание опирается на силу разума, но включает и веру. Познание немыслимо
без веры, без веры в истинность, правильность. Применяет диалектику, в
частности в учении об (противоречиях): напр. Бог сущ-ет и не сущ-ет; Каждый
индивид ставит перед собой задачи, сам распоряж. как себя вести. В основе всей
этики лежит понятие долга. Сторонник принципа "око за око". Общество:
Верховная власть народа, но он стоит за верховную власть монарха, лишь бы он
явл. нравств. чистым, цельным чел-ком.
Гегеля.
Философ система
Дал
философии язык науки - определенность и конкретность понятий. Философия Г. –
система объект. идеализма. Исходит из трех элементов: логическая
идея,природа,дух. Логическая идея в процессе развертывания проходит любые
стадии и категории, то вселяясь в природу - соединение логич. идеи и материи.
Природа в своем развитии порождает массу вещей и человека, в кот. порождается
дух, кот. развив-ся, развившись, становиться абсолютным духом. кот. призван
постичь абсол. идею. Дух достигает своего аппогея в искус-ве, религии и
философии. Через философию человек способен постичь абсолютный дух. В основе
всего лежит идея. Работы: "Наука логики", "Энцикопедия фил.
наук". С Гегеля начинается эпоха становления и распростр-я филос. языка,
кот. мы пользуемся сейчас - те категории, понятия ... Исходит при построении
картины мира из того, что: в мире господствует некот. закон, логич. порядок.
Идея первична, материя вторична. Познание начинается с простейших понятий, с
бытия.
3
стадии духа:
-
субъективный (самопознание, разум отдельного ч-ка)
-
объективный (сознание общества)
-
абсолютный (абс. идея) - основа всего бытия.
Бог
произвел абс.дух и от него идет развитие. Абс. дух сущ-ет, когда еще ничего не
было. Потом он отчуждает от себя природу, затем чел-к и общ-во. Учение о бытии.
Бытие проходит 3 стадии: тезис, антитезис, синтез. Учение о сущности (признает
познание сущности). Категории: сущность, сущ-ние, закон, возможность, действие
и т.д. Рассм. их как постижимые, познаваемые. Учение о понятии. Понятие -
начало всякой жизни. Гл. понтяие - абс. идея как субстанция. 3 категории
развития понятия: всеобщее, особенное, единичное. Стремился к подчинению механики,
физики, органики своей фил-ской с-ме.
Считал, что естеств. науки
вторичны по отнош-ю к его фил-и. Абс. идея отчуждает чел-ка. Отделяет мораль от
нрав-ти. Нрав-ть - поведение в семье.
Л.Фейербаха
Материалистическая философия.
Феербах
с т.зр. филос. воззрений прошел сложный путь: назал с Гегельянства (Гегель -
его учитель), но быстро его преодалел и перешел на позиции материализма.
Исходным пунктом философии Ф. была критика идеалистического понимания Гегелем
человеческой сущности, сведение ее к самосознанию. Заслугой Ф является
подчеркивание связи идеализма с религией. Критикует идеалистический характер
гегелевской диалектики. Ф. просто отбросил философию Гегеля и поэтому не увидел
его дстижения - диалектики. Основное содержание и смысл философии - отстаивание
материализма. Характерная особенность мат-ма Ф. - антропологизм, явившийся
следствием исторических условий предреволюционной Германии. Антропологизм Ф.
проявляется в выдвижении на первый план проблемы сущности человека. В теории
познания Ф.: эмпириcn и сенсуалист, выступал против агностицизма. Он пытался
характеризовать объект в связи с деятельностью субъекта, высказал
догадки об общественной природе человеческого познания и сознания и т.д. В
понимании истории еще целиком: идеализма. Работа: "К критике фил.
Гегеля." Чел неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение
присущей ему биол, физиолог. деятельности.. Прир явл единственной реальностью,
а чел ее высшим продуктом. В чел и благодаря ему прир ощущает себя, созерцает
себя, мыслит о себе. Природа вечна
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|