Реферат: Социально-педагогическая помощь неполной семье в воспитании детей
8. Дементьева И., Зубарева Н. Степень
социальной ответственности подростка в полной и неполной семьях // Воспитание
шк.-в. – 2003. - №10. – С. 13-17.
9. Дементьева Н.В. Технология
индивидуальной работы с детьми и подростками из неполных семей // Соц.
педагогика: новые исследов. Вып.1 – М.: Изд-во Ин-та педагогики соц. работы.,
2002. – С. 22-28.
10. Захаров А.И. Предупреждение
отклонений в поведении ребенка. - СПб., 2000. - 224с.
11. Земска М. Семья и личность. - М.,
1986. - 216с.
12. Зубкова Т.С. Неполные семьи //
Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семей:
Учеб. пособ. студ. – М., 2003. – С. 75-80.
13. Козлов Н.И. Истинная правда или
Учебник психолога по жизни. - М.: Аст-Пресс, 2000. – 187с.
14. Коночук Н.В. Формирование стиля
разрешения жизненных трудностей в условиях неправильного воспитания // Психологический
журнал. – 1985. - №5 - С. 16-32.
15. Костенко М.А. Помогая неполной
отцовской семье // Отечественный журнал социальной работы. - М., 2002. - №1. –
С. 73-76.
16. Левитов Н.Д. Отчего возникают
недостатки в характере школьников и как их исправить. - М.: Издательство АПН
РСФСР, 1961. – 173с.
17. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации
у подростков. – Л., 1983. – 256с.
18. Лунякова Л.Г. О современном
уровне жизни семей одиноких матерей // Социс. – 2001. - №8. – С. 86-95.
19. Мальцев С.Г., Немкина Э.А.,
Масалкина Т.Б. Социальный патронаж неблагополучных семей // Работник социальной
службы. – М., 1998. - №1. – С. 46-50.
20. Марковская И.М. Тренинг
взаимодействия родителей с детьми. - СПб., 2000. – С. 73-117.
21. Ожегов С.И., Шведова Н.
Толковый словарь рус. яз: 80 000 сл. и выраж. -М.: ИТИ Технологии,2003.-944с.
22. Основы
коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /
А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина – 2-е изд.,
перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272с.
23. Петровский А.В. Дети и тактика
семейного воспитания. - М., 1981. - 76с.
24. Психологические тесты / Под ред.
А.А. Карелина: В 2 т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Т.2. – 248с.
25. Родионова Т.М. Корректировка
воспитания и поведения детей и подростков в проблемных семьях // Работник
социальной службы. – 2003. - №2. – С. 41-47.
26. Соколова Е.Т. Самосознание и
самооценка при аномалиях личности. – М., 1989. – С. 192-201.
27. Социальная педагогика: Курс лекций/Под.
общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 416с.
28. Социальная педагогика: Учеб.
пособие для студентов высш. учеб. заведений/Под ред. В.О. Никитина. – М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 272с.
29. Сячина С.Л. Важнейшие функции
современной семьи // Соц. педагогика: новые исслед. Вып.1 – М.: Изд-во Ин-та
педагогики соц. работы. – 2002. – С. 68-73.
30. Фридман Л.М. Психология
воспитания. Книга для всех кто любит детей. – М., 1999. - 203с.
31. Хорни К. Собрание сочинений в 3
т. Т.1 Психология женщины. Невротическая личность нашего времени. – М., 1997. -
496с.
32. Чернышева С.И. программа
повышения социальной компетенции семьи «Семейный витамин». Центр соц. помощи
семье и детям, с. Липовица Тамб. обл. // Вестник психосоц. и
коррекционно-реабилитационной работы. – 2001. - №2 –с.67-75.
33. Энциклопедия для родителей:
беременность, роды, забота и уход, воспитание / Пер. с фр. – М.: ТЕРРА, 1997. –
480с.
34. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.
Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999. – 656с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №
1
Образовательный,
психологический и посреднический компоненты социально-педагогической помощи
В семье объектом воздействия
социального педагога может быть ребенок, взрослые члены семьи и сама семья в
целом, как коллектив. Деятельность социального педагога с семьей включает три
основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную,
психологическую, посредническую.
Рассмотрим последовательно каждую из
составляющих.
Образовательная составляющая включает
в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и
воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих
семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.
К наиболее типичным ошибкам в
воспитании относятся: недостаточное представление о целях, методах, задачах
воспитания; отсутствии единых требований в воспитании со стороны всех членов
семьи; слепая любовь к ребенку; чрезмерная строгость; перекладывание забот о
воспитании на образовательные учреждения; ссоры родителей; отсутствие
педагогического такта во взаимоотношениях с детьми; применение физических
наказаний и другое.
Поэтому деятельность социального
педагога предусматривает проведение широкого просвещения родителей по
следующему кругу вопросов:
- педагогическая и
социально-психологическая подготовка родителей к воспитанию будущих детей;
-роль родителей в формировании у
детей адекватного поведения в отношении со сверстниками;
-значение личного примера и
авторитета родителей в воспитании детей, атрибуты роли отца и матери, отношений
между детьми;
- взаимоотношения различных поколений
в семье, методы педагогического воздействия на детей, формирования позитивного
отношения между детьми и взрослыми;
-воспитание детей в семье с учетом пола
и возраста;
- социально-психологические проблемы
воспитания "трудных" подростков, проблемы отрицательного влияния
безнадзорности и беспризорности на психику ребенка;
- сущность самовоспитания и его
организации, роль семьи в руководстве процессом самовоспитания детей и
подростков;
- поощрение и наказание в воспитании
детей в семье;
-наиболее распространенные ошибки в
воспитании детей;
- особенности воспитания детей с
отклонениями в физическом и психическом развитии;
- трудовое воспитание в семье, помощь
ребенку в выборе профессии, проблемы выявления и развития профессиональных
склонностей и задатков детей;
- организация режима труда, учебы,
отдыха и досуга детей в семье;
-подготовка детей дошкольного
возраста к занятиям в школе;
- нравственное, физическое,
эстетическое, половое воспитание детей;
-развитие представлений об общении в
детском возрасте;
- причины и последствия детского
алкоголизма, токсикомании, наркомании, проституции, роль родителей в имеющейся
детской патологии, связь здоровья детей с асоциальными пристрастиями их
родителей.
Социальные педагоги также могут
организовывать еще и практические занятия, помогающие в значительной мере
упорядочить быт семьи и повысить ее социальный статус.
Помощь в воспитании проводиться
социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путем их
консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных
воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях
ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.
Основными сферами семейной жизни, в
которой реализуется воспитательная функция, является сферы родительского долга,
любви и интереса. Отсутствие активной содержательной жизнедеятельности в этих
сферах лишают семью возможности эффективного влияния на детей. Акцентирование
на какой-то одной сфере в ущерб другим искажает воспитательный процесс, лишает
его полноты и целостности.
Содержание сферы долга раскрывается
через ответственность взрослых и детей за характер жизни и нормальное функционирование
семьи. Если нарушены отношения в этой сфере, то социальному педагогу следует
оказать помощь в формировании нравственного сознания детей и родителей через
бытовую требовательность, взаимную ответственность и уважение.
Сфера долга тесно переплетается со
сферой интереса. Общий семейный интерес объединяет и сплачивает родителей и
детей в дружный коллектив на основе совместной увлекательной деятельности. Если
в семье деформирована данная сфера, то социальному педагогу необходимо
возбудить интерес у ребенка, начиная с выполнения домашних обязанностей и
проявление заинтересованности в бытовой добросовестной работе до семейного
интереса к активному отдыху. Главное заключается в том, чтобы увлекательность,
рожденная интересом, свободным внутренним побуждением сливалась у семьи с
чувством ответственности и долга каждого из ее членов.
Сферы долга и интереса не могут
существовать вне отношений внутрисемейной любви, которая придает семье черты
индивидуальности, формирует в ребенке тонкие человеческие чувства и качества,
гуманную сущность личности. Любовь воспитывается только атмосферой любви,
которая органически впитывается ребенком и формирует его эмоционально-волевые
отношения к жизни. Если в семье нарушены отношения в этой сфере, то социальный
педагог работает с эмоциональным настроением семьи, с формированием взаимного
уважительного и заботливого отношения членов семьи друг к другу, помогает
возродить родительскую любовь через проявление чувств гуманизма ко всему
живому, к обществу, к своей семье, помогает родителям осознать, что подлинная
любовь – это проявление одновременно справедливости и требовательности,
предоставление ребенку самостоятельности и условий для самоутверждения.
Таким образом, развитие всех основных
сфер жизни семьи в их взаимопроникновение и взаимодействие между собой
позволяют наиболее эффективно осуществлять воспитательную функцию.
Если родители не добиваются позитивного
результата в воспитании, то в семье наблюдаются неадекватные методы воспитания.
Социальному педагогу при оказании помощи семье необходимо разобрать с
родителями применяемые в их семье методы воспитания и помочь определить
наиболее адекватные. Известно, что методы семейного воспитания можно разделить
на две группы. Первую группу методов составляют методы повседневного общения,
делового, доверительного взаимодействия и взаимовоздействия. Данная группа
методов включает в себя: метод уважения детской личности и метод убеждения.
Социальный педагог должен показывать родителям, через какие приемы может
реализовываться этот метод. Ими могут быть: обсуждение разнообразных вопросов
жизни в доверительном разговоре, понимание, доверие, побуждение, сочувствие,
предостережение, критика. Вторую группу методов составляют методы
педагогического и психологического воздействия воспитателя на личность ребенка
в целях коррекции его сознания и поведения. Этими методами могут пользоваться
родители, если у ребенка возникают какие-либо проблемы. Данная группа методов
включает в себя: метод обращения к сознанию, метод обращения к чувству, метод
обращения к воле и поступку. Социальный педагог также должен показать, через
какие приемы реализуется данная группа методов. Обращаться к сознанию ребенка
можно через пример, разъяснение, возбуждения психического сознания радости,
актуализацию мечты, снятия напряжения в отношениях. К чувствам ребенка
обращаются либо родители, либо социальные педагоги через обращение к совести,
чувству справедливости, эстетическому чувству, к самолюбию, состраданию и
милосердию, отвращению и брезгливости, а обращение к воле и поступку требует от
педагога внушения, упражнения, поощрения, наказания.
Таким образом, подсказанная родителям
система методов и приемов в воспитательном процессе должна быть
трансформирована, воплощена в реальные отношения, которые образуют
воспитательную среду, комфортную для всех членов семьи.
Существующие проблемы в семье могут
быть связаны с неправильно выбранными тактиками семейного воспитания, тогда
социальный педагог помогает осознать особенности таких негативных тактик, как
" диктат ", " опека ", "конфронтация ", "
мирное сосуществование ", помочь овладеть позитивной тактикой семейного
воспитания, так называемой "тактикой сотрудничества ".
Психологическая составляющая
социально-педагогической помощи включает в себя два компонента:
социально-психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на
создание благоприятного климата в семье в период кратковременного кризиса.
Психологическую поддержку семье,
испытывающей различные виды стресса, социальный педагог может осуществлять,
если у него есть дополнительное психологическое образование. Кроме того, эту
работу могут выполнять психологи и психотерапевты. Наиболее эффективна эта
работа, когда помощь семье оказывается комплексно: социальный педагог
определяет проблему, анализируя межличностные отношения семьи, положение
ребенка в семье, отношение семьи с обществом; психолог посредством
психологических тестов и других методик выявляет те психические изменения
каждого члена семьи, которые приводят к конфликту; психиатр или психотерапевт
проводят лечение.
Коррекция межличностных отношений
происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над
ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического
состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К
такому виду насилия относиться запугивание, оскорбление ребенка, унижение его
чести и достоинства, нарушение доверия.
Социальный педагог должен так
скорректировать отношения в семье, чтобы все необходимые меры для обеспечения
установленного порядка и дисциплины в семье поддерживались с помощью методов,
основанных на уважении человеческого достоинства ребенка в соответствии с
Конвенцией о правах ребенка.
Цель социально-психологической
коррекции в том, чтобы помочь членам семьи узнать, как они взаимодействуют друг
с другом, а затем помочь узнать, как сделать эти взаимодействия более
конструктивными.
Посреднический компонент
социально-педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в
организации, координации и информирование. Помощь в организации направлена на
организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок-продаж
поношенных вещей, благотворительных аукционов, клубов по интересам, организацию
семейных праздников, конкурсов и др. Помощь в координации направлена на
активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы
конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней.
Такими проблемами могут быть:
- передача ребенка на воспитание в
приемную семью. В идеале социальный педагог должен провести обследование этой
семьи, психологического климата в ней. После того, как принято решение о
передаче ребенка, необходимо регулярно патронировать эту семью, говорить с
ребенком, родителями, чтобы убедиться, что ребенку там хорошо. Если появляется
проблема в адаптации этого ребенка в новой для него семье, социальные педагоги
должны включиться в ее разрешение с целью обеспечения полноценного ухода за
ребенком. Социальный педагог должен поддерживать связь с истинными родителями.
Цель должна состоять в том, чтобы дать возможность настоящим родителям
подготовиться в случае благополучия семьи к возвращению ребенка. А также цель
состоит в том, чтобы помочь членам биологической семьи оставаться вместе в
период роста и развития ребенка;
- усыновление ребенка, которое
предполагает постоянный уход нуждающимся детям. Оно предоставляет, усыновившим
родителям, права, которыми обладали биологические родители. Но кроме прав они
наделяются и обязанностями, выполнение которых должен контролировать социальный
педагог;
- помещение детей в приюты. Приют, в
отличие от детского дома, место временного пребывания, поэтому ребенок должен
находиться там ровно столько, сколько необходимо для решения его главных
проблем. За этот срок социальный педагог обязан выяснить данные о месте
прежнего проживания ребенка, причины его безнадзорности, осуществить розыск
родителей или лиц, их заменяющих, сообщить о его месте нахождения,
содействовать коррекции взаимоотношений в семье, содействовать возвращению
ребенка в семью, помочь в трудоустройстве и решении материальных и жилищных
проблем.
Другой тип приютов – приют для
женщин, подвергшихся избиению, и из детей, а также для несовершеннолетних мам,
вынужденных уйти из дома – " социальная гостиница ", эти приюты
предоставляют место и питание на короткое время, обеспечивают консультирование.
В реальной жизни определилось
несколько вариантов детских судеб, требующих действенного вмешательства:
- ребенок категорически отказывается
жить дома, в то время как родители настаивают на его возвращении;
- ребенок ночует под одной крышей с
теми, кого трудно назвать семьей;
- ребенок месяцами живет в больнице –
он не сирота, и поэтому не может быть помещен в детский дом;
- ребенок попадает с улицы за решетку
приемника-распределителя;
- подросток убегает из детского дома.
К сожалению, законы не в состоянии
предусмотреть эти случаи и лишь ограничивают отношения между учреждением и
ребенком словосочетанием: "не имеет права", приют не имеет права
забрать ребенка от избивающих его родителей, приемник-распределитель не имеет
права дать убежище уставшему от скитания по подвалам ребенку, детский дом не
имеет права принять ребенка без документов и т. д.
Помощь в информировании направлена на
обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводиться в
форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного,
трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, так
и проблем, которые существуют внутри семьи.
Такая помощь оказывается любому члену
семьи, в том числе и детям, с которыми плохо обращаются или о которых не
заботятся. Плохое обращение означает нанесение телесных повреждений, насилие
или непосильный труд. Отсутствие заботы подразумевает пренебрежительное
отношение к уходу за ребенком, включающему питание, медицинскую помощь. Как
крайнюю меру этот вид помощи предусматривает рекомендации на лишение
родительских прав, передачу ребенка в интернатные учреждения.
Однако эта мера должна применяться в
исключительных случаях, так как для эмоционального здоровья ребенка очень важна
атмосфера семьи. Чтобы помочь детям остаться в семье, социальные педагоги
вначале наблюдают за тем, что происходит дома, консультируют детей и родителей,
информируют родителей о правовых требованиях и используют судебные санкции как
средство мотивации к позитивному изменению жизни ребенка.
Таким образом, социальный педагог при
работе с семьей выступает в трех основных ролях:
- советник – информирует семью о
важности и возможности взаимодействия родителей и детей; рассказывает о
развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей;
- консультант – консультирует по
вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в
семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на
конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых
для нормального развития и воспитания ребенка в семье;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|