рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Социально-педагогическая помощь неполной семье в воспитании детей рефераты

91.    Родители должны приложить все усилия, чтобы как можно раньше справляться с физиологическими нуждами.

92.    Большинство женщин нуждаются в большом количестве времени для отдыха после рождения ребенка, чем им дается на самом деле.

93.    У ребенка должна быть уверенность в том, что его не накажут, если он доверит родителям свои проблемы.

94.     Ребенка не нужно приучать к тяжелой работе в доме, чтобы он не потерял охоту к любой работе.

95.    Для хорошей матери достаточно общения с семьей.

96.    Порой родители вынуждены поступать против воли ребенка.

97.    Матери жертвуют всем ради блага собственных детей.

98.    Самая главная забота матери – благополучие и безопасность ребенка.

99.    Естественно, что двое людей с противоположными взглядами в супружестве ссорятся.

100.  Воспитание детей в строгой дисциплине делает их более счастливыми.

101.  Естественно, что мать "сходит с ума", если у нее дети эгоисты и очень требовательны.

102.  Ребенок никогда не должен слушать критические замечания о своих родителях.

103.  Прямая обязанность родителей – доверие по отношению к родителям.

104.  Родители, как правило, предпочитают спокойных детей драчунам.

105.  Молодая мам несчастна, потому что многие вещи, которые ей хотелось бы иметь, для нее недоступны.

106.   Нет никаких оснований, чтобы у родителей было больше прав и привилегий, чем у детей.

107.  Чем раньше ребенок поймет, что нет смысла терять время, тем лучше для него.

108.  Дети делают все возможное, чтобы заинтересовать родителей своими проблемами.

109.  Немногие мужчины понимают, что матери их ребенка тоже нужна радость.

110.  С ребенком что-то не в порядке, если он много расспрашивает о сексуальных вопросах.

111.  Выходя замуж, женщина должна отдавать себе отчет в том, что будет вынуждена руководить семейными делами.

112.  Обязанностью матери является знание тайных мыслей ребенка.

113.  Если включать ребенка в домашние заботы, он легче доверяет им свои проблемы.

114.  Надо как можно раньше прекратить кормить ребенка грудью и из бутылочки (приучить самостоятельно питаться).

115.  Нельзя требовать от матери слишком большого чувства ответственности по отношению к детям.

Опросный лист

Методика изучения внутрисемейных отношений. Методика PARI.

Ответ

№ п/п

АабБ АабБ АабБ АабБ АабБ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

105

106

107

108

109

110

111

112

113

114

115

Для психолога, работающего в производственном коллективе, наибольший интерес представляет блок шкал, направленных на выявление отношений родителей к семейной роли.

Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенностей организации семейной жизни. В семье можно выделить отдельные аспекты отношений:

-  хозяйственно-бытовые, организация быта семьи (шкалы 3, 13, 19, 23);

- межсупружеские, связанные с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности, собственной и партнера (шкала 17);

- отношения, обеспечивающие воспитание детей, "педагогические" (шкалы 5, 11);

Посмотрев на цифровые данные, можно составить "предварительный портрет" семьи. Очень важна шкала 7 (семейные конфликты). Высокие показатели по этой шкале могут свидетельствовать о конфликтности, переносе семейного конфликта на производственные отношения.

Психологическая помощь направлена на разрешение семейных конфликтов и улучшение отношений в производственном коллективе.

Высокие оценки по шкале 3 свидетельствуют о приоритете семейных проблем над производственными, о вторичности интересов "дела". Обратное можно сказать о шкале 13. Для лиц, имеющих высокие оценки по этому признаку, характерна зависимость от семьи, низкая согласованность в распределении хозяйственных функций. О плохой интегрированности семьи свидетельствуют оценки по шкалам 17, 19, 23.

Анализ отношений к семейной роли поможет психологу лучше понять специфику семейных отношений обследуемого, оказать ему психологическую помощь.

Основной вывод, который можно сделать сразу, это оценить родительско-детский контакт с точки зрения его оптимальности. Для этого сравниваются средние оценки по первым трем группам шкал: оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация.

Ключ

Ответ

№ п/п

АабБ АабБ АабБ АабБ АабБ Значение признака

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

105

106

107

108

109

110

111

112

113

114

115

А – 4 балла; а – 3 балла; б – 2 балла; Б – 1 балл.

Признаки:

1. Вербализация

2. Чрезмерная забота

3. Зависимость от семьи

4. Подавление воли

5. Ощущение самопожертвования

6. Опасение обидеть

7. Семейные конфликты

8. Раздражительность

9. Излишняя строгость

10. Исключение внутрисемейных влияний

11. Сверхавторитет родителей

12. Подавление агрессивности

13. Неудовлетворенность ролью хозяйки

14. Партнерские отношения

15. Развитие активности ребенка

16. Уклонение от конфликта

17. Безучастность мужа

18. Подавление сексуальности

19. Доминирование матери

20. Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка

21. Уравненные отношения

22. Стремление ускорить развитие ребенка

23. Несамостоятельность матери

Специальный  интерес представляет анализ отдельных шкал, что часто является ключом к пониманию особенностей неудавшихся отношений между родителями и ребенком, зоны напряжения в этих отношениях. Данная методика может оказать помощь в подготовке и проведении психодиагностической беседы.

Приложение № 4

ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ

(А.Я Варга, В.В. Столин)

Тест-опросник детско-родительских отношений А.Я. Варги, В.В. Столина представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, нуждающихся в психологической помощи по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Структура опросника

 Опросник состоит из пяти шкал:

1. "Принятие-отвержение". Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

2. "Кооперация" - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается ему помочь во всем, сочувствует ребенку. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

3. "Симбиоз" – шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так – родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремиться удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным.

Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, т.к. по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

4. "Авторитарная гиперсоциализация" - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

5. "Маленький неудачник" - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписывать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Текст опросника

1.         Я всегда сочувствую своему ребенку.

2.         Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3.         Я уважаю своего ребенка.

4.         Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5.         Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6.         Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7.         Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8.         Мой ребенок часто неприятен мне.

9.         Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10.       Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

11.       Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12.       Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13.       Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14.       Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме призрения, ничего не стоят.

15.       Для своего возраста мой ребенок немножко не зрелый.

16.       Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17.       Мой ребенок впитывает в себя дурное как "губка".

18.       Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

19.       Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20.       Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам.

21.       Я принимаю участие в своем ребенке.

22.       К моему ребенку "липнет" все дурное.

23.       Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24.       Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25.       Я жалею своего ребенка.

26.       Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27.       Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

28.       Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29.       Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30.       Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13