Реферат: Социально-педагогическая помощь неполной семье в воспитании детей
Реферат: Социально-педагогическая помощь неполной семье в воспитании детей
Введение ……………………………………………………………………... |
3 |
|
|
I. Теоретические аспекты процесса воспитания в
неполных семьях ……... |
9 |
§1 Влияние стилей родительского отношения в неполной семье на формирование
личности ребенка …………………………………….. |
9 |
§2 Особенности характера детей из неполных семей ……………… |
21 |
§3 Условия совершенствования процесса воспитания в неполных семьях
…………………………………………………………………... |
33 |
|
|
II. Организация социально-педагогической помощи
неполной семье в воспитании детей …………………………………………………………….. |
41 |
§1 Анализ существующей социально-педагогической помощи не полным
семьям ………………………………………………………… |
41 |
§2 Программа по оказанию
комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям "Семейное
счастье" …………………………………………….. |
47 |
§3 Обработка и анализ результатов опытной работы
………………………………………………………………….. |
57 |
|
|
Заключение …………………………………………………………………… |
67 |
|
|
Список литературы …………………………………………………………... |
73 |
|
|
Приложения …………………………………………………………………... |
76 |
Введение
Семейное воспитание происходит в процессе
жизни – в отношениях близости, в делах и поступках, которые совершает ребенок.
Из своих отношений к отцу, матери он усваивает первые обязанности перед обществом.
В семье ребенок рано приучается к труду. Под влиянием семейных принципов и
всего семейного уклада воспитывается твердость характера, гуманизм,
сосредоточенный ум. Именно в семье ребенок наблюдает и испытывает чувство любви
к родителям и сам получает от них эту любовь и ласку.
К.Д. Ушинский понимает семейное
воспитание как целенаправленный процесс формирования "человека в
человеке". Само воспитание, учит он, должно приготовлять человека к
труду, к жизни. Для этого необходимо, чтобы дети были умственно развиты,
морально совершенны, физически здоровы. Он по-новому ставит вопрос о воспитании
нравственности в семье. По его мнению, сущность нравственного воспитания в
семье не в кодексе правил поведения, а в том, чтобы создать внутреннюю
направленность человека. Таким образом, первой и основной задачей семейного
воспитания К.Д. Ушинский считает подготовку человека к жизни.
По мнению Н.И. Пирогова, самое
большое право родителей заключается в том, чтобы развить всецело и всесторонне
все благое, что есть в ребенке от природы, без посягательства на личность
ребенка. Человек легко ослепляется собственными достоинствами, поэтому с
детства необходимо развивать в ребенке самосознание, пробуждать совесть. Отсюда
вытекает основное, с его точки зрения, положение, касающееся вопросов
воспитания детей в семье: не уклоняться с пути целостной внутренней жизни, в
которой должно быть сохранено единство мысли, слова и дела. И в этом отношении
он призывает родителей оберегать целостность детской души, не внося в нее
неискренность.
Большое значение имеют работы П.Ф.
Лесгафта в области воспитания детей раннего и дошкольного возрастов, изложенные
в труде "Семейное воспитание ребенка и его значение". Он считает, что
в нормальной семье ребенок становится гуманизирующим фактором нравственного
совершенствования всех членов семьи. В семье необходимо создавать нормальные
условия для роста, развития и проявления всех положительных способностей детей.
В "Книге для родителей"
А.С. Макаренко раскрывает своеобразные и сложные проблемы семейного воспитания,
его противоречия и пути их разрешения. В "Лекциях о воспитании детей"
он рассматривает проблемы родительского авторитета, дисциплины, игры, семейного
хозяйства, воспитания в труде, полового воспитания и воспитание культурных
навыков в семье. Семья является могучим воспитательным средством. Жизнь в этом
отношении мало дает нового, она возвращает нас постоянно к тому, что было в
семье, т.к. воспитательные силы здоровой семьи велики, и, напротив, распад или
глубокие перемены в семье влекут за собой чрезвычайные беды для души ребенка,
разрушая самые ее основы [27].
Таким образом, семейное воспитание, как
всякий организованный процесс предусматривает определенную целеустремленность, постановку
конкретных задач. Главной целью воспитания детей в любой семье составляет
всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную
чистоту и физическое совершенство. Достижение этой цели необходимо достигать и в неполных семьях, количество которых в настоящее
время постоянно растет. Очевидно, что сделать это будет намного труднее, так
как все ложиться на плечи одного из родителей, матери или отца. В каждой пятой
российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей [7].
Так, если в 1993 году доля детей, родившихся в России у женщин,
не состоящих в зарегистрированном браке, составляла 18%, то в 1997
году она превысила 25%. В настоящее время каждая третья семья неполная. Ежегодно,
по данным Госкомстата, распадается 500-600 тысяч браков, также образуя
неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет
становятся детьми семей риска.
Часто взрослым
не хватает времени, знаний, сил, возможностей для осуществления полноценного
развития ребенка в условиях неполной семьи. В последние годы специалисты чаще стали
обращать внимание на специфику положения этих семей в нашем обществе. Негативные
процессы, порожденные современной социально-экономической ситуацией,
проявляются особенно ярко, именно на воспитании детей из неполных семей. Развод
родителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений в таких семьях искажают
условия ранней социализации, оказываясь причиной нервно-психических
расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной
деформации, способствуя возникновению проблем взаимоотношения ребенка с
социальным окружением. Все это затрудняет решение воспитательных задач в
условиях неполной семьи.
Как мы уже
отметили, среди проблем неполной семьи особенно актуальной является проблема ее
функционирования как института воспитания и социализации детей. Правы те, кто
полагает, что издержки воспитания детей в неполных семьях, прежде всего,
связаны с воздействием негативных экономических факторов. В среднем по регионам
России среди неполных семей доля "бедных" составляет 60,9%, а доля
"зависимых от пособий" - 18,9% от их числа. Таким образом, неполные семьи
имеют серьезные материальные проблемы, фактически все они зависят от социальной
поддержки государства и попадают в низкодоходные группы населения.
По мнению И.
Дементьевой, неполные семьи преимущественно материнские, в связи с этим
дополнительную угрозу им представляет нынешняя политика занятости в стране, так
как идет вытеснение женщин с рабочих мест в сферу низко оплачиваемых учреждений
[7]. Хотя, стоит отметить, что количество неполных семей во главе с отцом также
растет (приложение № 2).
Следующая
проблема неполной семьи заключается в здоровье детей. Ученые пришли к выводу,
что дети из неполных семей значительно чаще, чем дети из полных семей,
подвержены острым и хроническим заболеваниям, протекающих в более острой форме [7].
При этом неблагополучные показатели здоровья детей связаны не только с влиянием
стрессов развода, но и с низкой медицинской активностью матери (отца). Таким
образом, основными факторами риска здоровья в неполной семье являются: наличие
вредных привычек, социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение
гигиенических норм жизни, необращаемость к врачам в случае болезни детей, самолечение
и т. п.
Из всего выше
сказанного следует, что специфический образ жизни семьи с одним родителем
ощутимо отражается на воспитательном процессе. В рамках воспитательной
деятельности взрослым не удается осуществить полноценный контроль над детьми и
в целом эффективно влиять на их поведение.
Изучением проблемы воспитания в
неполных семьях занимаются И.Дементьева, Н.Зубарева, М.А. Костенко, Л.Г.
Лунякова и другие [7, 8, 9, 12, 15, 18]. К примеру, И. Дементьева и Н. Зубарева
в своих работах затрагивают такие вопросы, как степень социальной
ответственности подростков из неполных семей, технология индивидуальной работы
с детьми и подростками из неполных семей, негативные факторы воспитания детей в
таких семьях. Одним из основных критериев эффективности семейного воспитания И.
Дементьева считает идентификацию детей с родителями, также она затрагивает
вопрос об образовании и профессиональной ориентации детей развода, психологические
особенности личности таких детей [7, 8, 9].
М.А. Костенко преимущественно
рассматривает неполные отцовские семьи. Основными формами работы с неполной
отцовской семьей он выделяет индивидуальное консультирование, группы само- и
взаимопомощи, организацию детских досуговых мероприятий и семейного отдыха,
беседу (приложение № 2). В социально-педагогической работе с неполной отцовской
семьей М.А.Костенко выделил три направления работы: социально-педагогическая
работа с отцами, с детьми и с семьей в целом [15].
Таким образом, проблема воспитания
детей в условиях неполной семьи требует более подробного рассмотрения. Для
этого необходимо изучить особенности процесса воспитания в данных семьях, раскрыть
формы и методы оказываемой социально-педагогической помощи неполным семьям,
выявить условия совершенствования процесса воспитания в таких семьях.
Объект исследования - процесс воспитания детей в
неполных семьях.
Предмет исследования - социально-педагогическая помощь,
оказываемая неполной семье в воспитании ребенка.
Целью данной работы является изучение теоретических
предпосылок воспитания детей в неполных семьях, выявление эффективных форм и
методов социально-педагогической помощи данным семьям в современных условиях.
Для достижения поставленной цели
необходимо реализовать следующие задачи:
- раскрыть влияние стилей
родительского отношения на формирование личности ребенка;
- изучить особенности характера детей
из неполных семей;
- охарактеризовать условия,
способствующие правильному воспитанию детей из неполных семей;
- раскрыть формы и методы
социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании детей;
- разработать программу по оказанию
комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям;
- реализовать на практике и проанализировать
результаты социально-педагогического блока программы.
В процессе
исследования нами были использованы следующие методы: анализ научной
литературы, беседа, наблюдение, изучение и обобщение опыта, тестирование
детско-родительских и межличностных отношений, статистические методы обработки
полученных данных.
Базой
исследования выступил Центр социальной помощи семье и детям, реабилитационно-оздоровительного
комплекса "Большая Липовица".
I. Теоретические аспекты процесса воспитания
детей в неполных семьях
§1 Влияние стилей
родительского отношения в неполной семье на формирование личности ребенка
При рассмотрении процесса воспитания
детей необходимо изучение стилей родительского отношения в неполных семьях.
Какие же семьи можно отнести к этой категории? Неполная семья – это когда в
семье есть лишь один родитель с одним или несколькими детьми. Причинами этого может
быть смерть одного из супругов, или развод, который происходит в связи со
злоупотреблением спиртными напитками, бытовой неустроенностью супругов,
супружеской неверностью, с проблемами распределения домашних обязанностей, с
психологической несовместимостью. Но нередко неполная семья образуется и в
результате внебрачного рождения ребёнка, а то и усыновление одинокой женщиной
чужого ребёнка. Дети в этих семьях отличаются большой самостоятельностью,
понятливостью и эмоциональностью.
Неполная семья может относиться к
благополучным или неблагополучным семьям, семьям группы риска или асоциальным
семьям [14]. Дадим краткую характеристику каждой из названных семей. Благополучные
семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в
поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей,
которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах,
быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачу его
воспитания и развития. В случае возникновения проблем им хватает однократной
помощи в рамках краткосрочной модели работы.
Неблагополучные семьи, имея низкий
социальный статус в какой-либо сфере жизнедеятельности или в нескольких
одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные
способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает
с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи
необходима активная и обычная продолжительная поддержка со стороны социального
педагога. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким
семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках
долговременных форм работы.
Семьи группы риска характеризуются
наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как
благополучные, например неполные семьи малообеспеченные и т.п., и снижающего
адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания
ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу
необходимо наблюдать за состоянием такой семьи, имеющимися в ней
дезадаптирующими факторами, отслеживать насколько они компенсированы другими
положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить
своевременную помощь.
Асоциальные семьи - те, с которыми
взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние некоторых из них нуждается
в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный,
противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают
элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, воспитанием детей, как правило,
никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в
развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и со
стороны других граждан того же социального слоя. Работа социального педагога с
этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами,
а также органами опеки и попечительства.
Особое внимание необходимо обратить
на взаимоотношения между всеми членами неполной семьи в каждой из этих семей,
так как от этого зависит процесс формирования личности ребенка, в ней
воспитывающегося. Чтобы изучить возможные отношения между взрослыми и детьми в
неполных семьях, необходимо знать существующие стили родительского отношения к
детям.
В данной работе под стилем семейного
воспитания будем понимать многомерное образование, включающее когнитивный,
эмоциональный и поведенческий компоненты. В данном случае мы опираемся на
определение А.Я. Варги, которая описывает родительское отношение как "целостную
систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов,
практикуемых в общении с ребенком, особенностей восприятия и понимания характера
ребенка, его поступков" [3, с. 64].
В рамках данной работы необходимо
рассмотреть существующие классификации стилей родительского отношения.
Подробнее остановимся на классификации стилей предложенной Д. Боумридом [30]. На
основе своих наблюдений Д. Боумрид выделяет три типа детей, характер которых
соответствует определенным методам воспитательной деятельности их родителей.
У авторитетных родителей в
неполных семьях инициативные, общительные, добрые дети. Каких же родителей
мы можем назвать авторитетными? Авторитетны те родители, которые любят и понимают
детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не
опасаясь, лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и
стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители
обычно проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с
немотивированными вспышками гнева.
Дети таких родителей обычно
любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они
ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче дается усвоение социально
приемлемых и поощряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у
них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче
удается наладить хорошие отношения со сверстниками.
Авторитетные родители стараются не
акцентировать свое внимание на сложившейся ситуации, в частности на
возникновении неполной семьи. Они уверенны в своих силах, в своих возможностях.
Подсознательно родители передают этот эмоциональный настрой детям. Тем самым,
способствуют формированию у них чувства защищенности от жизненных трудностей.
Для авторитетных родителей
свойственна высокая степень вербального общения с детьми, включаемость детей в
обсуждение семейных проблем, успешность ребенка при готовности родителей всегда
прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка.
Ограничения ребенка существуют, но серьезные разногласия по поводу
дисциплинарных мер отсутствуют, так как ребенок четко понимает смысл
ограничений. Ограничения родителей могут быть постоянными и жесткими, но они
признаются ребенком, как справедливые и обоснованные. Родители стараются, чтобы
дети развивали свои способности в интеллектуальной и эмоциональной сферах,
межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на
самостоятельность. Если данный стиль отношений существует в неполной семье, то эту
семью можно считать благополучной.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|
|