Реферат: Социально-экономическая роль торговой фирмы на рынке потребительских товаров
Средний уровень валового дохода повысился в отчетном году по сравнению с
планом на 0,01%, что привело к увеличению суммы прибыли магазина на 3,89
тыс.р., а благодаря снижению среднего уровня издержек обращения на 0,16%, было
получено 62,27 тыс.р. прибыли.
Внереализационные доходы в отчетном году способствовали увеличению суммы
прибыли по сравнению с прошлым годом на 44,26 тыс.р. и против плана на 16,12
тыс.р.
Наличие не планируемых расходов привело к снижению суммы прибыли в отчетном
году по сравнению с прошлым на 8,22 тыс.р. и против плана на 2,13 тыс.р.
По магазину № 7 «Птица» уровень рентабельности продаж в отчетном году
составил 1,24% к обороту и возрос по сравнению с планом на 0,17% к обороту, что
свидетельствует о спросе покупателей на товары магазина № 7 «Птица».
Таким образом, все экономические показатели свидетельствуют о высокой
степени удовлетворения покупательского спроса, а значит и об эффективной
организации торгового обслуживания в магазине № 7 «Птица».
2.2. Оценка эффективности
методов продаж и организация дополнительных услуг покупателям
Важнейшим элементом системы торгового обслуживания покупателей является используемый
метод продажи товаров в магазине. Этот показатель не только формирует тип
магазина, но и определяет содержание всех основных торгово-технологических процессов.
Для покупателей он в значительной мере определяет удобства совершения покупок в
магазине и объем затрат времени на обслуживание.
Под методом продажи понимается совокупность приемов осуществления всех основных
операций, связанных с непосредственной реализацией товаров покупателям в магазине
(2 с.92-93). К числу основных операций продажи товаров в магазине относятся:
·
Ознакомление покупателя с реализуемым ассортиментом товаров;
·
Формирование мотивации выбора товаров покупателем;
·
Отбор выбранных товаров (при необходимости их взвешивание);
·
Расчет за отобранные товары и получение покупки.
Характер и структура операций по продаже товаров
зависят в первую очередь от ассортимента реализуемых товаров и методов их
продажи. В розничной торговле применяют следующие методы продажи товаров:
самообслуживание; через прилавок обслуживание; по образцам; с открытой выкладкой;
по предварительным заказам.
До 1991 г. в магазине № 7 «Птица» продажа товаров осуществлялась на
основе самообслуживания, но в связи с ухудшением криминальной обстановки в
городе и в стране в целом, магазин переходит на обслуживание покупателей и
продажу товаров через прилавок. С 1992 г. и по сей день магазин № 7 «Птица»
осуществляет продажу товаров через прилавок, при которой все основные ее
операции осуществляются при участии продавца. В обязанность продавца, работающего
в магазине № 7 «Птица», входит выполнение следующих операций по обслуживанию
покупателей: встреча покупателя и выявление его намерения; предложение и показ
товаров; помощь в выборе товара и консультация; предложение сопутствующих и
новых товаров; проведение технологических операций, связанных с нарезкой,
взвешиванием; расчетные операции; упаковка и выдача покупок.
Пришедшие в магазин № 7 «Птица» покупатели наблюдают приветливое отношение
со стороны торгового персонала, опрятный внешний вид работников магазина, т.к.
все это непосредственно влияет на культуру торгового обслуживания.
Продавец выявляет намерения покупателей о необходимом товаре, при этом продавец
предлагает сопутствующий товар, при необходимости дает характеристику товара,
подчеркивает достоинства, объясняет способ приготовления и т.д. все это
делается для того, чтобы выполнить желание покупателей «с прибылью для него и
для магазина» (21 с.146).
При выполнении технологических операций, связанных с нарезкой,
взвешиванием, затрачивается много труда и времени. Оно сокращается в магазине №
7 «Птица» за счет квалифицированных торговых работников, а также за счет хорошо
оснащенных рабочих мест, где есть необходимое торговое оборудование, инвентарь,
надлежащий упаковочный материал. Время на обслуживание покупателей сокращается
в магазине № 7 «Птица» за счет предварительной фасовки товара, так как все это
влияет на уровень торгового обслуживание.
Завершается продажа товаров расчетом с покупателями и выдачей им покупок
на рабочем месте продавца, так как это более удобней для покупателей. До 1998
г. расчет с покупателями производился непосредственно в кассовых узлах, которые
размещались отдельно от отделов. Поэтому в час пик покупателям приходилось
отстаивать две очереди, что отрицательно влияло на торговое обслуживание, т.к.
длительное время затрачивалось на приобретение товара. Оценку эффективности
метода продажи через прилавок (традиционного) магазина № 7 «Птица» будем
проводить анализируя технологические, социальные и экономические показатели работы
магазина.
К технологическим показателям относятся общая площадь магазина, коэффициент
установочной площади, коэффициент выставочной площади, коэффициент устойчивости
ассортимента и т.д. Основные технологические показатели, характеризующие эффективность
метода продаж, представлены в табл.15.
Средний уровень валового дохода снизился в отчетном году по сравнению с
прошлым годом на 1,72%, что привело к уменьшению суммы прибыли магазина на
669,36 тыс.р. (38916*1,72:100), а благодаря снижению среднего уровня издержек
обращения на 1,62% было получено 630,44 тыс.р. прибыли.
Из табл.15 можно сделать следующие выводы: в отчетном году магазин № 7
«Птица» стал рациональней использовать площадь магазина, т.е. в 1999 г.
расширил торговый зал, что положительно влияет на уровень торгового обслуживания.
Коэффициент установочной площади приближен к нормативу, что также свидетельствует
о рациональном размещении торгового оборудования. Данный коэффициент в отчетном
году выше, чем в прошлом, что свидетельствует о положительной работе руководства
магазина № 7 «Птица», которое постоянно следит за рациональным использованием
торгового оборудования.
Таблица 15
Информация о технологических
показателях по магазину № 7 «Птица» традиционного типа за 1998-1999 гг.
Технологические
показатели |
Данные фактические
за прошлый год |
Фактические данные
за отчетный год |
1. Площадь магазина, кв.м.
Общая площадь магазина
В том числе:
Торговая
Неторговая
2. Коэффициент установочной
площади, k ут. 0,35-0,4
3. Коэффициент выставочной
площади, k вт. 0,65-0,75
4. Количество товарных единиц,
размещаемых на 1 кв.м. выставочной площади магазина
5. Широта и устойчивость ассортимента
в магазинах: количество разновидностей реализуемых товаров, k
рт.
6. Коэффициент устойчивости
ассортимента, k уст. 0-1
|
1000
380
620
0,30
0,60
58
812
0,89
|
1000
400
600
0,32
0,63
66
978
0,91
|
Коэффициент выставочной площади также достигает уровня норматива, что с положительной
стороны характеризует деятельность магазина.
При оценке эффективности метода продаж в магазине № 7 «Птица» необходимо
проанализировать ассортимент товара. Формирование ассортимента и покупательский
спрос взаимосвязаны, так как покупательский спрос выступает в качестве
основного фактора, влияющего на формирование ассортимента, которое направлено
на максимальное удовлетворение спроса. Поэтому в магазине № 7 «Птица»
представлено большое количество разновидностей продаваемых товаров. Полнота и
устойчивость ассортимента в магазине № 7 «Птица» определяется с помощью
коэффициента устойчивости ассортимента. Данные значение коэффициента
представлены в табл.15.
Частное значение коэффициента устойчивости ассортимента находится в
пределах от 0 до 1. При этом, чем ближе этот показатель к единице, тем полнее и
устойчивее ассортимент магазина, лучше он формируется. В магазине № 7 «Птица»
коэффициент устойчивости ассортимента равен 0,91, что свидетельствует о
правильном формировании ассортимента товаров. Все это способствует лучшему
торговому обслуживанию покупателей и полному удовлетворению потребительского
спроса.
Далее проанализируем социальные показатели, характеризующие эффективность
традиционного метода продаж в магазине № 7 «Птица».
Таблица 16
Информация о социальных показателях по магазину № 7 «Птица» традиционного
типа за 1998-1999 гг.
Социальные
показатели |
Данные фактические
за прошлый год |
Фактические данные
за отчетный год |
Среднее время, затрачиваемое на покупку, мин.
Коэффициент завершенности покупок
(отношение числа покупателей, совершивших покупку, к общему числу
покупателей, посетивших магазин) 1,0
|
9
0,87
|
7
0,91
|
Анализ данных показывает, что в отчетном году сокращается время, затрачиваемое
на покупку товаров, что свидетельствует о повышении торгового обслуживания, за
счет квалифицированных торговых работников, хорошо оборудованных рабочих мест,
предоставление администрацией необходимого инвентаря, замена оборудования на
более совершенное (т.е. в частности, все весы настольно-циферблатные заменены
электронными, что в конечном итоге сократило время на обслуживание
покупателей), а также правильное формирование ассортиментной политики и т.д.
Коэффициент завершенности покупок достаточно высок – 0,91, это также
положительно характеризует хозяйственную деятельность магазина при традиционном
методе продаж, т.е. магазин создал хороший имидж «в глазах» покупателей, а
значит, торговое обслуживание на высоком уровне.
Далее анализируем экономические показатели, характеризующие эффективность
традиционного метода продаж, применяемого в магазине № 7 «Птица». Данные представлены
в табл.17.
Из данных табл.17 видно, что наблюдается рост розничного товарооборота на
7318 тыс.р. Годовой товарооборот, приходящийся на 1 кв.м. площади торгового
зала так же увеличивается на 14,137 тыс.р., что достаточно высокий показатель
для данного магазина. Можно с уверенностью сказать, что традиционный метод
продаж, применяемый в магазине № 7 «Птица» эффективно используется.
Все экономические показатели в отчетном году увеличиваются по сравнению с
прошлым годом. Увеличение прибыли характеризует с положительной стороны традиционный
метод продаж, применяемый в магазине № 7 «Птица».
Таким образом, анализируя технологические, социальные и экономические показатели,
характеризующие метод продажи, можно с уверенностью сказать, что данный (т.е.
традиционный) метод продаж эффективен как для магазина № 7 «Птица», так и для
покупателя. Этот метод продаж наиболее трудоемкий, однако, он позволяет в
наибольшей степени индивидуализировать процесс обслуживания покупателей, помочь
им в мотивации выбора товаров, а, следовательно, удовлетворяет спрос
покупателей на товар.
Таблица 17
Информация экономических
показателей по магазину № 7 «Птица», осуществляющего торговлю традиционным
методом продаж за 1998-1999 гг.
Экономические
показатели |
Фактические данные
за прошлый год |
Фактические данные
за отчетный год |
Годовой товарооборот, тыс.р.
Годовой товарооборот на 1 кв.м.
общей площади, тыс.р.
Годовой товарооборот на 1 кв.м.
площади торгового зала, тыс.р.
Валовой доход на 1 кв.м. общей
торговой площади, тыс.р.
Валовой доход на 1 кв.м.
площади торгового зала, тыс.р.
Уровень валового дохода
магазина в % к обороту
Издержки обращения на 1 кв.м. общей
торговой площади, тыс.р.
Издержки обращения на 1 кв.м.
площади торгового зала, тыс р.
Уровень издержек обращения, %
Прибыль на 1 кв.м. общей
торговой площади, тыс.р.
Прибыль на 1 кв.м. торговой
площади, тыс.р.
Рентабельность продаж, %
|
31598
31,598
83,153
4,813
12,666
15,23
3,743
9,85
11,84
0,422
1,112
1,34
|
38916
38,916
97,29
5,169
12,923
13,28
3,975
9,938
10,38
0,484
1,211
1,24
|
Поэтому в данный момент времени традиционный метод продаж, применяемый в
магазине № 7 «Птица», наиболее эффективен в условиях рыночной экономики.
Наряду с выбором эффективных методов продажи товаров важную роль в повышении
уровня торгового обслуживания покупателей играет предоставление им различных
дополнительных услуг.
Когда покупатели оценивают сервис дополнительных услуг в розничных
торговых предприятиях, они сравнивают свое восприятие предоставленных им услуг
с тем, что они ожидали увидеть. Если желание и действительность совпадают, они
испытывают удовлетворение, если же сервис услуг оказывается хуже, чем
ожидалось, на удовлетворение рассчитывать не приходится. Поэтому, магазин № 7
«Птица» предоставляет широкий комплекс дополнительных услуг.
С точки зрения взаимосвязи с процессом продажи товаров все дополнительные
услуги, оказываемые покупателям в магазине № 7 «Птица», могут быть подразделены
на три основных группы:
1. Услуги, оказываемые покупателям в процессе осуществления ими покупок
товаров. Эти услуги направлены на создание покупателям возможности более
эффективно осуществлять процесс выбора, отбора и расчета за товары.
К таким услугам, оказываемым в магазине № 7 «Птица», относятся прием
предварительных заказов на товары, имеющиеся или временно отсутствующие в
продаже, т.е. покупатель может сделать заказ либо по телефону, либо непосредственно
в магазине на необходимый ему товар в нужное для него время, день и час. Это
очень удобно для покупателей, т.к. приобретается всегда свежий, качественный и
причем, в нужном ассортименте и количестве. Эта услуга была введена для того,
чтобы максимально приблизить покупателя к товару и магазину, а также, чтобы
всегда покупательский спрос был удовлетворен.
В процессе продажи товаров организуются консультации специалистов
(врачей-диетологов), которые рассказывают покупателям о полезных веществах,
содержащихся в продуктах питания, о правильном питании, отвечают на вопросы
лечебного и детского питания, как правильно совместить тот или иной продукт, а
также приготовление блюд из данных товаров. Обычно , такие консультации
проводятся в магазине № 7 «Птица» при продаже новых товаров, поступивших в
магазин, о чем администрация магазина информирует покупателей. Эта услуга
побуждает покупателей сделать покупку, стимулирует сбыт, а также удовлетворяет
спрос покупателей.
Обычно, при поступлении нового вида товара неизвестного покупателю, т.е.
когда предприятие-изготовитель, обновляя ассортимент, производит новый товар,
например, новый вид колбасы, то проводят дегустацию товара в магазине № 7
«Птица». Покупателю, пришедшему в магазин, предоставляется возможность
продегустировать новый вид товара и при необходимости сравнить с другими видами
товара, для того, чтобы выбрать для себя понравившийся товар и купить его. С
помощью этой услуги работники торговли ненавязчиво выявляют потребность
покупателей в новом виде товара и определяют объем поставок, для того, чтобы
покупательский спрос был удовлетворен.
Для удобства потребителей в комплекс дополнительных услуг включается
упаковка товаров не только в мешки, но и в фирменные пакеты, которые покупателю
вручаются бесплатно вместе с покупкой.
Для оптовых покупателей предоставляются скидки на куриную продукцию, что
также привлекает покупателей. Постоянным оптовым покупателям часть товара предоставляется
в кредит, т.е. 70% денежных средств оптовый покупатель оплачивает сразу за
приобретенный товар, а 30% в течение определенного времени, которое
обговаривается между продавцом и покупателем, что также стимулирует сбыт,
привлекает покупателей и, следовательно, удовлетворяет потребительский спрос.
2. Услуги, оказываемые покупателям в процессе послепродажного их обслуживания.
Существенной услугой, предоставляемой покупателям является разделка и первичная
обработка отдельных продуктов. По желанию покупателя могут размолоть кофе в
зернах, купленное в данном магазине, а также приготовление мясного фарша или
мясных полуфабрикатов из мяса, разделка свежей рыбы и т.д. эта услуга создает
максимальное удобство для покупателей и удовлетворяет потребности потребителей.
При комплексной покупке в магазине № 7 «Птица» по желанию покупателей производится
доставка товаров к автомашине покупателей и их погрузка, что производит хорошее
впечатление у покупателей, а, следовательно, он остается удовлетворен в торговом
обслуживании магазина.
Для покупателей, приобретающих большое количество товаров, по необходимости,
купленные товары доставляются на дом. (непосредственно для создания этой услуги
в 1999 году была куплена автомашина в магазине № 7 «Птица»). Этой услугой часто
пользуются оптовые покупатели, что в конечном итоге положительно влияет на
финансовые показатели хозяйственной деятельности магазина № 7 «Птица».
Также по желанию покупателю производят вызов такси для доставки купленных
товаров (обычно эта услуга используется тогда, когда личный автомобиль магазина
№ 7 «Птица» временно отсутствует).
3. Услуги, не связанные непосредственно с продажей конкретных товаров.
Одной из основных оказываемых услуг в магазине № 7 «Птица» является предоставление
необходимой информации о товаре покупателю по телефону, эта услуга очень
полюбилась покупателям, так как они могут узнать, есть ли данный товар в
продаже, и придти, чтобы купить его, сократив при этом время для поиска данного
товара и приобретения, что повышает уровень торгового обслуживания в магазине.
При входе в торговый зал предоставлена возможность пользования телефоном-автоматом,
что создано также для удобств покупателей.
При организации дополнительных услуг администрация также учла тот факт,
что большое количество времени тратится на приобретение лекарственных средств,
т.к. вблизи магазина № 7 «Птица» нет аптеки. Поэтому в торговом зале функционирует
аптечный киоск, в котором есть все необходимые медикаменты и лекарственные
средства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|