Реферат: Социально-экономическая роль торговой фирмы на рынке потребительских товаров
Реферат: Социально-экономическая роль торговой фирмы на рынке потребительских товаров
СОДЕРЖАНИЕ
|
Введение |
|
1.
1.1.
1.2.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
3.
|
Социально-экономическая роль
торговой фирмы на рынке потребительских товаров.
Сущность,
роль, задачи торгового обслуживания.
Управление обслуживания
покупателей.
Характеристика уровня обслуживания
покупателей в магазине № 7 «Птица»
Анализ степени удовлетворения
спроса по общему объему и структуре.
Оценка эффективности метода
продаж и организация дополнительных услуг.
Анализ уровня торгового
обслуживания.
Пути повышения качества торгового
обслуживания.
Заключение.
|
|
|
Список
используемых источников. |
|
|
|
|
ВВЕДЕНИЕ
В условиях формирования рыночных отношений
в стране существенно возрастает роль торговли. Торговля становится
наиболее устойчивой сферой в развитии рыночных отношений.
Задача торговли – не только доводить
товары до конечного потребителя, но и активно воздействовать на
формирование потребительского спроса, что невозможно без качественного
торгового обслуживания.
Проблема качества торгового обслуживания
постоянно волнует и покупателей и продавцов. И это закономерно.
Растет материальное благосостояние людей, растет их культурный уровень.
В этих условиях вполне естественно желание покупателей приобрести
необходимый ему товар в удобное для него время, в удобном месте, в
нужном ассортименте.
Поэтому в условиях рыночной конкуренции
большое значение уделяется торговому обслуживанию, так как от качества
и уровня торгового обслуживания зависит эффективная торговая
деятельность любого предприятия, основным показателем которой является
размер прибыли.
Таким образом, актуальность темы нашего
исследования обусловлена следующими обстоятельствами:
торговое обслуживание является инструментом
в конкурентной борьбе;
торговое обслуживание оказывает огромное
влияние на настроение и удовлетворенность покупателей, так как 90%
всех их потребностей удовлетворяется в торговле;
эффективное торговое обслуживание
способствует стимулированию сбыта товара, то есть побуждает покупателя
приобрести товар;
эффективность торгового обслуживания
способствует повышению основных экономических показателей хозяйственной
деятельности торгового предприятия.
Целью данной дипломной работы является
изучение теории торгового обслуживания и методов её оценки, примером
наблюдения является магазин №7 «Птица».
Для достижения поставленной цели в ходе выполнения
дипломной работы необходимо реализовать следующие задачи:
- определить понятие и критерии торгового
обслуживания; -
проанализировать степень удовлетворения спроса по общему объёму и структуре;
-
оценить эффективность метода продажи товаров и организация дополнительных
услуг населению;
-
проанализировать уровень торгового обслуживания;
-
разработать план мероприятий по повышению качества торгового обслуживания.
Дипломная работа выполнялась на основе
отчётных данных о финансовых показателей магазина №7 «Птица»,
осуществляющего различную торговлю на потребительском рынке г. Н.
Тагила.
Научные аспекты данной дипломной работы формировались
на основе изучения, анализа, осмысления теоретических и
методологических разработок отечественных учёных, а также были
использованы и результаты собственных исследований автора.
1.
Социально-экономическая роль торговой фирмы на рынке потребительских
товаров
1.1.
Понятие, сущность, роль торгового обслуживания
В настоящие время в
условиях жесткой конкуренции на рынке потребительских товаров большое
значение в успешной деятельности любой торговой фирмы имеет правильная
организация торгового обслуживания.
Торговое обслуживание – это, с одной
стороны , обслуживание потребителей , предоставление услуг ,
непосредственно направленных от человека к человеку ; а с другой
стороны , это – обслуживание материального характера , которое направлено
не на человека , а на перемещение предметов (товаров ) и косвенно
действует на население как на потребителей в целом и конкретно на
каждого отдельного человека .( 18 с. 62 )
Эти формы торгового
обслуживания имеют моральное содержание и моральное влияние, поскольку
непосредственно касаются людей.
Торговое обслуживание для
покупателей, входящих в торговый зал начинается с улыбки продавца, с
чистоты и порядка , с изобилия товаров в магазине . Покупателю приятно
, когда для него создан красивый экстерьер и интерьер , организован
сервис дополнительных услуг и т.д. Всё это возникает не вдруг , а в
результате долгого и упорного труда .
Торговое обслуживание – это
комплексное понятие , которое включает в себя такие понятие , как
«качество торгового обслуживания », «культура торговли» , «культура
обслуживания» , «уровень обслуживания», « в основе этих понятий лежит
забота о покупателе , который должен иметь возможность с наименьшими
затратами времени и наибольшими удобствами приобрести в торговле всё
необходимое » .( 17 . с.134 )
Главным направлением развития
торговой фирмы в настоящие время и в перспективе является
значительное повышение торгового обслуживания покупателей , что имеет
большое социально – экономическое значение .
С социальной стороны , со
стороны обслуживания населения деятельность торговых предприятий
рассматривается как удовлетворение потребностей населения в определенных
предметах потребления в обмен на эквивалентное количество денежных
средств и как особая целенаправленная деятельность работников торговли
по организации процесса купли –продажи в наиболее удобных для
покупателей условиях , содействующая более полному удовлетворению
конкретных потребностей покупателя . Для торговли на первом месте
стоят проблемы поиска эффективных методов торгового обслуживания ,
улучшения режима работы торговых предприятий , дальнейшего повышения
уровня обслуживания населения , сокращение затрат времени на
приобретение товаров и т . д .
Высокий уровень торгового обслуживания
может быть достигнут лишь в результате тесного взаимодействия всех
звеньев торговли , снижения издержек потребления и предоставления
разнообразных услуг населению . (25 с. 55 )
Качество торгового обслуживания
находится в полной зависимости «от достигнутого уровня производства
предметов потребления в стране и имеющихся ресурсов для его
удовлетворения и выражается в количестве и качестве товаров , условиях
их приобретения , затратах времени покупателей и качества услуг , культуре
обслуживания». ( 28 с. 102-103 )
Большинство ученых оценивая
качество торгового обслуживания , единодушно рассматривают его исходя
из затрат времени покупателей на приобретение товаров и условий , в
которых покупатель совершает покупку. Качество торгового обслуживания ,
по их мнению , определяется или как «минимальное время , затраченное
на приобретение товаров , и комфорт обслуживания» ( 25. с. 57 ) , или
как « целый комплекс торгового обслуживания от формирования
потребностей на изделия до окончательной подготовки его потребителю» (
8. с. 86 ) , или как « оптимизация затрат для покупателей и для
сферы обслуживания» ( 27. с. 102 ). Некоторые авторы оценку качества
торгового обслуживания предлагают оценивать « как степень удовлетворения
общественной или личной потребности в процессе приобретения материальных
благ» ( 31. с. 40 ) , хотя это является главным предназначением торговли
потребительскими товарами.
Наибольший разброс мнений
о качестве торгового обслуживания имеется в учебниках по торговым
дисциплинам для техникумов и вузов . Типичный пример тому – учебник
«Организация торговли» , авторы которого разделяют понятие «качество
торгового обслуживания» , «культура обслуживания» и «культура торговли» .
При этом содержание названых понятий не раскрывается , а приводится
лишь перечень их составляющих. (22. С. 92-93)
Включения того или иного элемента в
характеристику понятий «качество торгового обслуживания», «культура
торговли» не имеет достаточного обоснования и является спорным . Так , в
одном из учебников авторы дают определение понятию «качество торгового
обслуживания», включают в него состояния материально-технической базы
розничной торговли , применение прогрессивных , удобных для населения
форм продажи товаров и методов обслуживания , соблюдение правил
торговли , установление удобного для покупателей режима роботы торговых
предприятий , состояние рекламы в информации покупателей ( 21. С. 47 ).
Авторы учебника под понятием « культура обслуживания» подразумевают
организацию обслуживания покупателей. При характеристике « культуры
торговли » говорится : « Покупатель должен сделать все покупки с
наименьшими затратами времени ». Очевидно , что организация торгового обслуживания
покупателей - « составляющая культуры обслуживания » - адекватна
состоянию материально-технической базы и применению прогрессивных форм
продажи и методов обслуживания ( составляющих « качество торгового
обслуживания » ). А возможность покупателей « совершать покупки с
наименьшими затратами времени » ( составляющая понятие « культуры
торговли » ) неотрывно связана как с состоянием материально-технической
базы , применением прогрессивных форм , так и с организацией
обслуживания покупателей ( 25. С. 58 ) .
Разделение трёх
вышеназванных понятий касается деятельности конкретных торговых
предприятий и характерно для торговли в целом . Так , М.И.Баканов
рассматривает качество торгового обслуживания с позиции скорости
торгового обслуживания населения , широты и стабильности ассортимента
товаров , внедрения прогрессивных форм продажи товаров , завершенности
покупки (4. С.163 ).
В современных условиях
качество торгового обслуживания – важнейшая характеристика торговли ( 25.
С. 60 ).
На уровне хозяйствующего
субъекта целесообразно сохранить определенные качества торгового
обслуживания . Под понятием «качество торгового обслуживания » нами
подразумевается создание на конкретном торговом предприятии наиболее
благоприятных условий для выбора и покупки населением нужных товаров
и оказания предусмотренных услуг .Культура торгового обслуживания , по
нашему мнению , является составляющей и понятия «качество торгового
обслуживания » , и понятия «культура торговли » . Она определяется
степенью развития прогрессивных форм и методов продажи , качеством
условий , созданных для покупателей, качеством управления торговым
обслуживанием , умело преподносимой рекламой и информацией ,
профессионализмом кадров , выполнением обязанностей продавцами ,
культурой общения , организацией изучения спроса .
Основным условием высокой
культуры торгового обслуживания является постоянное наличие в продаже
всех необходимых населению товаров . Рост материального благосостояния
народа и его покупательской способности вызывает необходимость
расширения ассортимента , повышение качества и питательной ценности
продовольственных товаров , воспитание эстетического вкуса и разумных
потребностей населения в пищевых продуктах с учетом физиологических
норм ( 9. С.70-71 ).
Важным средством повышения
культуры торгового обслуживания является техническое оснащение различных
торговых предприятий , механизация и автоматизация
погрузочно-разгрузочных работ , использование совершенных технологий доставки
и продажи товаров в тарооборудование .
Культура торгового
обслуживания – это и хорошо организованная реклама , широкая информация
для покупателей о свойствах , качестве товаров и т. д.
Повышение культуры торгового
обслуживания предлагает строгую дисциплину , чёткость и оперативность в
работе , знание работниками магазина товаров , их особенностей ; умение
дать совет (консультацию ) покупателю ; совершенное владение различными
операциями , связанными с продажей товаров ; красивое внешнее и
внутреннее оформление магазина , опрятный внешний вид продавца , умение
держать себя , быть вежливым , доброжелательным , тактичным .
Необходимым условием
повышения культуры торгового обслуживания является также соблюдение
правил торговли ; установление постоянного контроля за сохранностью
товарно-материальных ценностей , организаций труда , трудовой дисциплиной
(9 .с.72 ).
Большое значение имеет
внедрение различных форм стимулирования отдельных работников и
коллектива всего торгового предприятия за повышение качества торгового
обслуживания . В этом отношении важную роль сыграла система управления
качеством труда в магазинах , которая способствует укреплению трудовой
дисциплины , сокращению количества жалоб , повышению ответственности
каждого работника за выполнение своих обязанностей .
Действенными средствами
повышения культуры торгового обслуживания покупателей являются
совершенствование воспитательной работы в коллективе , повышение
квалификации и творческой инициативы работников , применение новых форм
и методов организации труда .
Ученые изучающие проблемы
отрасли , утверждают , что из-за грубости продавцов крупные торговые
предприятия теряют от 10 до 15%
товарооборота . Они же установили , что , когда
человек обдумывает покупку , на его решение влияет не только
собственное настроение , но и обстановка в торговом зале , слова
продавца . Устная речь для продавца – это слагаемое его профессионального
мастерства , слово настолько сильное оружие , владея которым продавец
властен поднять испорченное настроение или , наоборот , нанести обиду .
Например , юная , стройная девушка-продавец сказала , увы не юной и ,
увы , не стройной женщине : «Это вам не подойдёт . Это не для вас !
». Сказала спокойно , даже дружелюбно , и убрала узенькие брюки с
прилавка , не заметив даже , как у женщины вдруг вспыхнуло лицо и
как поспешно та ушла , сгорбившись точно от удара .
Поэтому необходимо повышать
уровень культуры торгового персонала , его профессиональные знания ,
вежливость и предупредительность по отношению к покупателям , умение
чётко и тактично выполнять порученные функции .
Важным требованием
повышения качества торгового обслуживания является знание персоналом
магазинов психологии покупателей . Эти знания должны помогать
работникам торговли изучать типы и психологические особенности
покупателей , мотивы совершения покупок , знать особенности восприятия
покупателями различных товаров , владеть приемами сосредоточения их
внимания на предлагаемых товарах , уметь возбудить интерес и желание
к покупке тех или иных продуктов (18. С.145 ).
Без знаний основ
психологии людей , их ощущений , восприятий , эмоций , желаний ни один
работник магазина не сможет сейчас по-настоящему выполнять свои
функции обслуживания покупателей (32. С.145).
Психологические факторы
должны помогать продавцам хорошо обслуживать покупателей , убедить их
в целесообразности покупки товаров в их же собственных интересах .
Покупатель всегда должен видеть в продавце защитника , его покупательских
интересов , а не купца , во чтобы то ни стало желающего продать
товар . Именно в этом состоит в первую очередь сложное искусство
взаимодействия продавца с покупателем .
Для повышения качества
торгового обслуживания существенное значение имеет использование
разнообразных и качества услуг .
Услуга в нашу торговлю
входила медленно , даже болезненно . В первые годы считалось , что
предприятию необходимо реализовать товар и получить за него деньги .
Всё остальное забота самого покупателя .
Сегодня характер и
количество предоставляемых услуг характеризует уровень культуры
торгового обслуживания .
Торговое предприятия
оказывают потребительские услуги . Их сущность заключается в
удовлетворении потребностей покупателей , в разнообразных видах услуг ,
связанных с жизнедеятельностью человека .
Торговые услуги – это не
только удобства , но и экономия времени покупателей .
В крупном
универмаге покупателю предоставляется до пятидесяти различных услуг.
Специалисты могут дать консультацию о правилах и порядке пользования
технически сложными товарами, продемонстрировать новинки в действии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|