Реферат: Социально-экономическая роль торговой фирмы на рынке потребительских товаров
Продолжение
таблицы 8
Показатели |
План |
Фактически за
1999г. |
Отклонение от плана |
% выполнения плана |
Товарооборачиваемость
в количестве оборотов (скорость обращения товаров)
Однодневный товарооборот,
тыс.р.
|
109,47
104,12
|
109,97
108,10
|
+0,5
+3,98
|
100,5
103,8
|
Далее проводим анализ средних товарных запасов и товарооборачиваемости в
разрезе отдельных товарных групп и товаров, табл.9.
Из табл.9 можно сделать интересные выводы о средних товарных запасах и
товарооборачиваемости.
Средние товарные запасы в отчетном году увеличились
на 11,5 тыс.р. по сравнению с планом, за счет увеличения объема товарооборота
на 13,27 тыс.р. и ускорения товарооборачиваемости на 1,77 дня. Тогда увеличение
средних товарных запасов в целом по магазину № 7 «Птица» обеспечивалось за счет
увеличения средних товарных запасов по мясо «Птица» (4,72 тыс.р.), молока и молочных
продуктов (2,05 тыс.р.), кондитерских изделий (1,53 тыс.р.).
Увеличение средних товарных запасов по этим товарам обеспечивалось за
счет увеличения товарооборота и ускорения товарооборачиваемости, что
свидетельствует о высокой степени удовлетворения покупательского спроса. Кроме
того произошло увеличение средних товарных запасов по хлебу (2,11 тыс.р.) и
прочим продовольственным товарам (1,88 тыс.р.), однако, следует отметить иную
тенденцию в поведении факторных показателей. Не смотря на увеличение объема
товарооборота по хлебу и хлебобулочным товарам, увели-
чились средние товарные запасы, за счет замедления товарооборачиваемости
на 0,36 дня, что явилось причиной опережающих темпов роста средних товарных
запасов 108,8% по сравнению с темпами роста товарооборота 107,2%.
Средние товарные запасы увеличиваются по прочим продовольственным
товарам, за счет снижения V товарооборота и замедления
товарооборачиваемости.
Также наблюдается снижение средних товарных запасов по бакалейным товарам
0,79 тыс.р., за счет снижения товарооборота 0,88 тыс.р. и замедления реализации
(0,09дня). Это объясняется тем, что предприятие среагировало на замедление
товарооборачиваемости и снижения товарооборота, сократив поступления товаров по
этой группе.
Следовательно, анализ данных показывает, что в целом по магазину № 7
«Птица» произошло увеличение объема товарооборота и ускорение товарооборачиваемости,
как следствие положительной коммерческой работы предприятия, связанной с
удовлетворением потребительского спроса. Вместе с тем, увеличение средних
запасов по магазину произошло за счет превышающих темпов роста товарооборота.
Более тесная взаимосвязь между показателями товарного баланса представлена
в табл.10.
Таблица 10
Информация
о товарообороте, средних товарных запасах и поступлении товара в целом по
магазину № 7 «Птица», тыс.р.
Показатели |
Отчетный год |
% от выполнения плана |
План |
Фактически
|
Розничный товарооборот, тыс.р.
Поступление товаров, тыс.р.
Сумма средних товарных запасов,
тыс.р.
|
37482
37506
342,38
|
38916
38981
353,88
|
103,8
104,0
103,4
|
Товарооборот обеспечен за счет превышения фактического объема поступления
товара над плановым показателем на 4,0%, при темпе роста розничного
товарооборота 103,8%. В связи с тем, что темпы роста товарооборота (103,8%) и
поступления товара (104,0%) практически пропорциональны друг другу, магазин № 7
«Птица» рационально формирует ассортиментную политику, учитывая спрос
потребителей на товары, требования к качеству, упаковке, оказание
дополнительных услуг. Это свидетельствует о высокой степени удовлетворения
покупательского спроса на товары, реализуемые в магазине № 7 «Птица».
Бесперебойная продажа товаров обеспечивается наличием нормального запаса
товаров (% выполнения плана сотавляет 103,4%), который образуется за счет
незначительного повышения темпов роста поступления (104,0%) над темпами роста
товарооборота (103,8). Предприятие формирует необходимый объем товарных
запасов, стремится заблаговременно учесть конъюктуру рынка. Это позволяет ему
более полно ориентироваться на покупательский спрос и удовлетворять его.
Приходя в магазин каждый покупатель определяет для себя диапазон цен на
товары, которые ему необходимы. Если цены в магазине соответствуют
представлениям покупателей, то он остается удовлетворенным и приобретает товар.
В обратном случае у покупателей могут возникнуть отрицательные эмоции и спрос
покупателей на товары останется неудовлетворенным. Поэтому, магазин № 7 «Птица»
при формировании цен учитывает данный фактор и использует минимально возможную
торговую надбавку, для того, чтобы покупателей устраивала цена, и он получал
удовлетворение при покупке товара.
Магазин № 7 «Птица» имеет следующие данные о валовом доходе. Табл.11.
Анализ данных табл.11 показывает, что розничный товарооборот имеет тенденцию
роста как по сравнению с планом на 1434 тыс.р., так и в динамике на 7518 тыс.р.
Общая сумма валового дохода возросла на 202,57 тыс.р. по сравнению с
планом и уровень валового дохода также увеличился на 0,03%. Это произошло
за счет того, что темпы роста валового дохода выше темпов
роста товарооборота.
Если рассматривать данные в динамике, то наблюдается увеличение суммы валового
дохода на 356,12 тыс.р., а уровень валового дохода – снижение на 1,95%. Это объясняется
тем, что темпы роста товарооборота выше темпов роста валового дохода.
Валовой доход, остающийся в распоряжении предприятия так же имеет тенденцию
роста, он возрос по сравнению с планом на 165,9 тыс.р. или на 3,9%, и в
динамике – на 294,06 тыс.р., что составляет 7,1%. На его размер положительно
повлияло увеличение общей суммы валового дохода от реализации товаров
(соответственно на 202,37 тыс.р. и 356,12 тыс.р.) и отрицательно рост налогов и
других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода (против плана –
на 36,47 тыс.р. и прошлого года – на 72,06 тыс.р.).
Повысился средний уровень валового дохода, остающегося в распоряжении предприятия,
(в % к обороту) по сравнению с планом на 00,1% к обороту, что с положительной
стороны характеризует финансовые результаты деятельности магазина № 7 «Птица».
Изучив состояние рынка куриной продукции в городе и общее экономическое положение
основных групп населения, можно сделать вывод, что рост деятельности магазина №
7 «Птица» связан с реализацией конкурентноспособной продукции по доступным
ценам, высокого качества, широкого ассортимента на только куриной продукции, но
и всех остальных товарных групп, предоставления комплекса услуг для
покупателей, что в конечном итоге привлекает покупателей, так как спрос
покупателей на товары магазина № 7 «Птица» полностью удовлетворяется.
Для измерения влияния на общую сумму реализованных торговых надбавок и
остающихся в распоряжении предприятия их уровня (в % к обороту) и объема товарооборота
составляем табл.12.
В связи с изменением объема товарооборота общая сумма валового дохода возросла
на 1114,53 тыс.р., что составило 22,4% (1114,53:4967,01*100).
Если бы не было повышения розничных цен на товары, то валовой доход за
счет этого фактора возрос бы против плана только на 77,93 тыс.р.
(1114,53-1036,6). Снижение среднего уровня валового дохода уменьшило сумму
реализованных торговых надбавок по сравнению с прошлым годом соответственно на
758,41 тыс.р. Аналогичная закономерность наблюдается и по сумме валового
дохода, остающегося в распоряжении магазина.
Снижение уровня торговых надбавок не случайно наблюдается в работе
магазина № 7 «Птица». Это объясняется тем, что вблизи магазина № 7 «Птица»
находится оптовый рынок, который является конкурентом магазина по отдельным
товарным группам. В связи с этим не целесообразно устанавливать высокие
торговые надбавки, так как приходя в магазин покупателя интересует не только
качество товаров и сервис предоставляемых услуг, но и цена товаров.
Если бы магазин не снижал уровень торговых надбавок, то потерял бы
большое количество потребителей на отдельные товарные группы, это бы повлекло
за собой снижение объемов продаж, а также уменьшение товарооборота
Таблица
12
Алгоритм расчета влияния
факторов на сумму валового дохода магазина № 7 «Птица», тыс.р. в динамике
Факторы |
Расчет |
Сумма |
На общую сумму
валового дохода |
Изменение объема товарооборота
в действующих ценах
В том числе за счет изменения розничных цен на товары
Изменение среднего уровня
валового дохода в % к обороту
Всего
|
+7318*15,23:100
(38916-28826,67)*15,23:100
38916*(-1,95):100
5169,38-4813,26
|
+1114,53
+1036,6
-758,41
+356,12
|
Продолжение таблицы
12 |
Факторы |
Расчет |
Сумма |
На сумму валового
дохода, остающегося в распоряжении магазина |
Изменение объема товарооборота
в действующих ценах
В том числе за счет изменения
розничных цен на товары
Изменение среднего уровня
валового дохода в % к обороту
Всего
|
7318*13,18:100
(38916-28826,67)*13,18:100
38916*(-1,72):100
4459,48-4165,42
|
+964,51
+829,77
-670,45
+294,06
|
и валового
дохода соответственно, что отрицательно сказалось бы на финансовой деятельности
предприятия.
Значительное влияние на валовой доход оказывает
изменение структуры товарооборота.
Увеличение в товарообороте доли товаров с более высокими процентами торговых
надбавок ведет к повышению среднего уровня валового дохода, и наоборот. Поэтому
влияние изменения структуры товарооборота на уровень валового дохода определяют
способом процентных чисел. Данные представлены в табл.13.
При изучении табл.13 можно сделать интересные выводы о состоянии рынка продовольственных
товаров в городе и о том, какие товары пользуются спросом у населения, а также
какие товары выгоднее продавать, и получать наибольший процент торговых
надбавок при возрастающем объеме товарооборота. Общий анализ таблицы свидетельствует
о правильной политике предприятия в отношении структуры товарооборота, а,
значит, в закупках правильного
ассортимента
товаров, так как общее значение влияния изменения структуры товарооборота на
средний уровень валового дохода +0,016%.
Таблица 13
Расчет влияния изменения структуры
товарооборота на валовой доход, остающийся в распоряжении магазина № 7 «Птица»,
за 1999 год
Наименование товарных групп |
Удельный вес в товарообороте
в действующих ценах, % |
Уровень валового дохода, остающегося в распоря-жении
пред-приятия, в % к обороту |
Процентные числа (гр.5*гр.4) |
Влияние изменения структуры товарооборота на средний
уровень ва-лового дохода, в % к обороту |
План |
Факт |
Откло-нение от плана |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Мясо «Птица»
Молоко и молочные продукты, сыр
Кондитерские изделия, сахар
Хлеб и хлебобу-лочные изделия
Мука, крупа, макаронные изделия
Прочие продо-вольственные
товары
Всего
|
48,9
15,7
4,4
6,1
2,9
22
100
|
51,3
16,0
4,5
6,3
2,7
19,2
100
|
+2,4
+0,3
+0,1
+0,2
-0,2
-2,8
-
|
11,72
11,48
11,46
11,47
11,43
11,13
11,45
|
+28,128
+3,444
+1,146
+2,294
-2,268
-31,164
+1,58
|
0,281
0,034
0,011
0,023
0,023
0,312
+0,016
|
В рамках этого значения велика доля торговых надбавок по куриной
продукции +0,281%, а также положительно сказалась продажа молочных товаров
(0,134%), кондитерских изделий (0,011%), хлебобулочных изделий (0,023%).
Поэтому необходимо исключить перебой с поставкой данных товаров и поддерживать
стабильный ассортимент, а также глубже изучить потребности покупателей в этом
конкретном направлении.
Прибыль является основным показателем оценки
хозяйственной деятельности предприятия, так как в ней аккумулируются все
доходы, расходы, потери, а также обобщаются результаты хозяйствования. Прибыль
– это конечный показатель того, как эффективно торговое предприятие
обеспечивает покупателей лучшими товарами для удовлетворения их потребностей.
Прибыль является одним из источников улучшения качества торгового обслуживания.
Магазин № 7 «Птица» имеет следующие данные о прибыли. Табл.14.
Данные табл.14 наглядно показывают, что в отчетном году прибыль от реализации
товаров возросла по сравнению с прошлым годом на 62,9 тыс.р., что составляет
14,7% и против плана на 82,9 тыс.р., или на 20,6%. Балансовая прибыль также
увеличилась по сравнению с прошлым годом на 98,1 тыс.р., или на 22,4% и против
плана на 96,89 тыс.р., или на 22,1%.
Также итого обусловлены действием следующих факторов. Рост розничного товарооборота
по сравнению с прошлым на 7318 тыс.р. увеличил прибыль на 98,06 тыс.р.
(7318*1,34:100), что составило 0,25 к обороту. Такая тенденция наблюдается и по
сравнению с планом. Это свидетельствует об удовлетворенном потребительском
спросе.
Данные табл.14 наглядно показывают, что наблюдается рост розничного товарооборота
в отчетном периоде.
Средний уровень валового дохода снизился в отчетном году по сравнению с
прошлым годом на 1,72%, что привело к уменьшению суммы прибыли магазина на
669,36 тыс.р. (38916*1,72:100), а благодаря снижению среднего уровня издержек
обращения на 1,62% было получено 630,44 тыс.р. прибыли.
Таблица 14
Информация о прибыли магазина, тыс.р.
Показатели
|
Фактичес-ки за прошлый
год, тыс.р. |
Отчетный год |
Отклонение |
В % к прошлому году |
План |
Факт |
% выполнения плана |
От плана |
От прошлого года |
Товарооборот,
тыс.р.
Валовой
доход, ос-тающийся в распо-ряжении предпри-ятия, сумма тыс.р.
Уровень
в % к обороту
Издержки
обраще-ния, всего: сумма, тыс.р.
Уровень
в % к обороту
Прибыль
от реализации, всего: сумма, тыс.р.
Уровень
в % к обороту
Внереализационные
доходы, тыс.р.
Внереализационные
расходы, тыс.р.
Балансовая
прибыль, сумма, тыс.р.
Уровень
в % к обороту
|
31598
4165,42
13,18
3743
11,84
422,42
1,34
64,31
49,1
437,61
1,38
|
37482
4293,58
11,45
3892
10,38
401,58
1,07
92,45
55,21
438,82
1,17
|
38916
4459,48
11,46
3975
10,22
484,48
1,24
108,57
57,34
535,71
1,38
|
103,8
103,9
100,1
102,1
98,5
120,6
115,9
117,4
103,9
122,1
118,0
|
+1434
+165,9
+0,01
+83
-0,16
+82,9
+0,17
+16,12
+2,13
+96,89
+0,21
|
+7318
+294,06
-1,72
+232
-1,62
+62,9
-0,1
+44,26
+8,22
+98,1
-
|
123,2
107,1
86,9
106,2
86,3
114,7
92,5
168,8
116,7
122,4
100,0
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|