рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Самоуправление в г.Санкт-Петербурге рефераты

Районный подуровень

Выделение данного подуровня справедливо хотя бы потому, что большинство из повседневных проблем горожан решались и решаются на уровне района, именно в территориальные управления, в первую очередь, люди обращались со своими нуждами, часть функций и полномочий именно этих территориальных органов государственной исполнительной власти во основном перешли на муниципальный уровень. Появление новой ветви власти привело к необходимости разграничения полномочий, проведенном таким образом, чтобы максимально нивелировать возможные неудобства для граждан, не вызвать реакцию неприятия нового властного аппарата, дебюрократизировать процедуру принятия решений.

Хорошо зарекомендовала себя такая форма взаимодействия, как координационные советы территориальных органов Администрации Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления, находящихся в границах соответствующих административных районов, изначально строившаяся на принципах оказания государственной поддержки органам муниципальной ветви власти и постепенно, по мере развития местного самоуправления в Санкт-Петербурге, перешедшая на иной качественный уровень – органа, объединяющего усилия органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления в направлении решения вопросов жизнедеятельности населения каждого муниципального образования и административного района в целом.

Координационный совет - это постоянно действующий коллегиальный совещательный орган, сформированный на паритетной основе из должностных лиц территориального управления, глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления. Председателем Координационного совета является глава территориального управления, заместителем председателя – один из руководителей органов местного самоуправления, секретарем – заместитель главы территориального управления или начальник административно-организационного отдела территориального органа Администрации Санкт-Петербурга.

Правовой основой деятельности координационных советов территориальных управлений административных районов и органов местного самоуправления стал приказ губернатора Санкт-Петербурга “О взаимодействии территориальных и отраслевых органов Администрации Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления” от 29.12.98 № 96-п.

Работа координационных советов строится, как правило, на базе квартальных планов. Повестка дня заседаний координационных советов формируется, главным образом, на основании предложений органов местного самоуправления. Периодичность заседаний координационных советов варьируется от 1 заседания в неделю до 1 заседания в месяц.

На территориальные органы Администрации Санкт-Петербурга в пределах их компетенции возложены задачи осуществления информационного обмена с органами местного самоуправления и информационное обеспечение их деятельности через координационные советы, на регулярных и оперативных совещаниях; заседаниях постоянно действующих комиссий с участием представителей органов местного самоуправления; заседаниях муниципальных советов с участием специалистов территориального органа государственной исполнительной власти, а также через иные совместные рабочие органы.

Территориальные органы Администрации Санкт-Петербурга доводят до сведения органов местного самоуправления всю поступающую информацию о федеральных законах, законах Санкт-Петербурга, распоряжениях губернатора Санкт-Петербурга, постановлениях Правительства Санкт-Петербурга, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Санкт-Петербурга, информационных письмах органов Администрации Санкт-Петербурга по вопросам местного самоуправления.

Целесообразность введения представителей органов местного самоуправления в курс событий, происходящих на территории административного района, выработка единой стратегической линии в решении проблем жизнеобеспечения населения административного района в целом и муниципальных образований в частности, определили необходимость установления постоянного контакта и приобщения представителей муниципалитетов к процессу принятия решений.

В территориальных управлений административных районов существует должность заместителя главы территориального управления, в обязанности которого входит обеспечение взаимодействия, а следовательно и координация осуществления государственной поддержки муниципальной ветви власти на районном уровне, с органами местного самоуправления муниципальных образований, находящихся на территории административного района.

За подготовку заседаний координационных советов, информирование органов местного самоуправления о новых законодательных и иных правовых актах, касающихся вопросов местного самоуправления, а также за координацию совместной с муниципальными органами власти отработки поступивших обращений от граждан в территориальном управлении отвечает административно-организационный отдел.

Представители муниципальных образований постоянно участвуют в заседаниях коллегий и аппаратах территориального органа государственной исполнительной власти; включены в составы постоянных комиссий, таких как, административная, по распоряжению объектами недвижимости, по делам несовершеннолетних и т.д.

Территориальные финансовые управления. Органы местного самоуправления имеют возможность заключать соглашение с территориальным финансовым управлением о предоставлении ему права на обслуживания исполнения местного бюджета соответствующего муниципального образования, о предоставлении территориальному финансовому управлению права на ведение учета исполнения местного бюджета. На основании соглашения оно открывает отдельный счет для зачисления доходов и перечисления средств на финансирование расходов местного бюджета муниципального образования.

Справедливости ради нужно сказать, что далеко не все представительные органы местного самоуправления воспользовались подобной схемой, но ее можно безоговорочно привести в качестве иллюстрации осуществления государственной поддержки местного самоуправления в Санкт-Петербурге.

Все вышеизложенное позволяет утверждать, что в городе существует значительное число структурных подразделений органов государственной власти, осуществляющих в том или ином виде мероприятия в области государственной поддержки. Вместе с тем, прослеживаются также и перспективы совершенствования их деятельности, необходимости более системного подхода, упорядоченности их взаимодействия, устранения отдельных недостатков в работе, повышения заинтересованности.

В - третьих, поддержка может оказываться в различных видах: в виде оказания организационной, научно - методической и материально - финансовой помощи, а также путем подготовки проектов и условий для принятия решений органов государственной власти всех уровней, позитивно влияющих на развитие системы местного самоуправления.

Характерным примером оказания помощи со стороны органов государственной власти посредством определения организационных форм взаимодействия и указания подведомственным структурным подразделениям их непосредственных обязанностей в этой области является разработанный Администрацией города в целях обеспечения эффективного функционирования системы взаимодействия органов государственной исполнительной власти Санкт-Петербурга с органами местного самоуправления, осуществления мер по государственной поддержке местного самоуправления, а также для обеспечения реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и создания условий для устойчивого социально-экономического развития территорий муниципальных образований порядок взаимодействия территориальных и отраслевых органов Администрации Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления, утвержденный приказом губернатора Санкт-Петербурга от 29.12.98 № 96-п.

Этот порядок был призван регламентировать деятельность органов государственной исполнительной власти при оказании содействия органам местного самоуправления в решении ими вопросов местного значения, установленных статьей 8 Закона Санкт-Петербурга “О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге”. Территориальный орган Администрации Санкт-Петербурга в пределах своей компетенции обеспечивает взаимодействие с органами местного самоуправления на территории соответствующего административного района Санкт-Петербурга. Отраслевой орган Администрации Санкт-Петербурга устанавливает взаимоотношения и соответствующие формы взаимодействия с органами местного самоуправления по вопросам местного значения муниципальных образований Санкт-Петербурга в части, касающейся компетенции данного отраслевого органа Администрации Санкт-Петербурга.

Организационными формами взаимодействия могут являться:

o            координационные советы территориальных органов Администрации Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления, находящихся на территориях соответствующих административных районов;

o            совместные с органами местного самоуправления рабочие органы (консультативные, совещательные группы, комиссии и т.п.) как временные, так и постоянно действующие;

o            согласительные комиссии, создаваемые на паритетной основе в целях урегулирования разногласий, возникающих по вопросам взаимоотношений территориальных и отраслевых органов Администрации Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления и иные формы осуществления процедур согласования;

o            участие представителей органов местного самоуправления в действующих и создаваемых территориальными и отраслевыми органами Администрации Санкт-Петербурга комиссиях.

Взаимоотношения территориальных, отраслевых органов Администрации Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления устанавливаются и могут регулироваться посредством заключения соглашений и договоров, а также совместно принятых планов (программ).

Упорядоченная таким образом система государственной поддержки в Санкт-Петербурге дала ощутимые результаты – структурированность основных звеньев взаимодействия, формализация сложившихся отношений.

Примерами оказания материально-финансовой помощи органам местного самоуправления могут являться увеличение отчислений в местные бюджеты, выделение дотаций, предоставление субсидий, субвенций и ссуд. В бюджетах субъектов Российской Федерации создаются фонды финансовой поддержки муниципальных образований. В частности, примером такой поддержки является принятие в Санкт-Петербурге распоряжение Комитета финансов от 22.02.2001 года №20-р “Об утверждении Положения о порядке предоставления субвенций местным бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Санкт-Петербурга”. устанавливающее порядок предоставления субвенций до вступления в силу закона Санкт-Петербурга о порядке и условиях предоставления субсидий и субвенций за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и открытия органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Санкт-Петербурга, счетов по исполнению местных бюджетов в учреждениях Центрального банка Российской Федерации. Кроме того, следует упомянуть о том, что в рамках Программы реформирования бюджетной системы Санкт-Петербурга, утвержденной распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 28.12.2000 года №1346-р, большая роль отводится внедрению устойчивой и прозрачной системы межбюджетных отношений между городским и местным уровнями. В этом аспекте основными направлениями реформирования являются:

- разработка и утверждение принципов установления нормативов отчислений от регулирующих доходов в местные бюджеты;

- разработка и утверждение методики распределения трансфертов из городского бюджета нижестоящим бюджетам и введение ее в действие законом Санкт-Петербурга;

- разработка методики распределения трансфертов из фонда финансовой поддержки местных бюджетов муниципальных образований на срок не менее чем 3 года и закрепление ее законом Санкт-Петербурга;

- разработка формулы распределения трансфертов и закрепление ее законом о бюджете как составной части порядка распределения трансфертов;

- разработка порядка и критериев предоставления субвенций из бюджета Санкт-Петербурга;

- законодательное закрепление критериев предоставления субсидий и субвенций из бюджета Санкт-Петербурга.

В целях выполнения поставленных задач указанным распоряжением устанавливается перечень проектов нормативных актов, подлежащих разработке в период до середины 2002 года.

Следует понимать, что ассигнования государственных властей органам местного самоуправления для реализации их предметов ведения также, на наш взгляд, нужно расценивать как составную часть государственной поддержки именно местного самоуправления, так как таким образом, в конечном счете, решаются проблемы населения и повышается уровень его информированности о системе местной власти.

Исходя из разделения видов государственной поддержки, можно также предположить, что таковая должна проводиться в различных направлениях, исходя из вопросов компетенции органов государственной власти и местного самоуправления и конструкции власти вообще. Так, наиболее важными направлениями государственной поддержки, на наш взгляд, можно считать:

·                 правовую. В этом смысле поддержка может приобретать формы создания модельных нормативных правовых актов органов местного самоуправления, консультационной деятельности, деятельности по реализации права законодательной инициативы, направленной на развитие местного самоуправления. Причем в соответствии со статьей 5 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” правовая регламентация широкого спектра вопросов в области местного самоуправления возлагается на региональный уровень.

В настоящее время более 1300 актов регулируют отношения в сфере местного самоуправления на федеральном уровне. В Санкт-Петербурге, в том числе и ввиду особого статуса, и вызванного им ограниченного поля регламентации, число необходимых законодательных актов не столь значительно (около 70). За последнее время был принят ряд важнейших для функционирования местных органов власти законов Санкт-Петербурга: о муниципальной службе, о порядке передачи объектов государственной собственности Санкт-Петербурга в собственность муниципальных образований, о внесении дополнений в Закон Санкт-Петербурга “О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге” в части расширения перечня предметов ведения “городов-спутников” и поселков.

Однако правовое положение Санкт-Петербурга как единого городского поселения не единственная причина, и существующей на сегодняшний день правовой базы явно недостаточно для реализации в условиях города полного объема полномочий местного самоуправления.

Рассматривая данное направление деятельности органов государственной власти в сфере государственной поддержки, мы должны, главным образом, исходить из того, что формирование и совершенствование законодательной базы является не поддержкой – желанием, а поддержкой – обязанностью. Пункт “н” статьи 72 Конституции Российской Федерации отнес установление общих принципов организации местного самоуправления к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, в свою очередь, в ряде статей детализировал предметы регионального регулирования вопросов местного самоуправления.

Таким образом, затягивая процесс совершенствования законодательной базы местного самоуправления, субъект Российской Федерации создает возможность для существования на его территории неполноценной муниципальной ветви власти. С другой стороны, принятие законов, которые носят декларативный характер и не будут отвечать нуждам местного сообщества, также не позволит добиться поставленной цели – оптимального баланса полномочий и функций государственных и муниципальных органов.

Заинтересованность представительных органов местного самоуправления в определении правил построения на определенной территории системы местного самоуправления в целом и их функционирования в частности также играет существенную роль. Законодатель предоставил им возможность участия в законотворческом процессе, дав определенный рычаг – право законодательной инициативы.

На наш взгляд, одной из самых серьезных проблем в области создания правовых условий для развития и реформирования муниципальной ветви власти является разрозненность действий субъектов законодательной инициативы. Этот аспект государственной поддержки на региональном уровне не может и не должен быть односторонним, т.е. директивно указанным “сверху” без учета мнения местного сообщества и его органов местного самоуправления.

Полагаем, что сущностная сторона этого вопроса должна найти свое отражение при подготовке Концепции государственной поддержки развития и реформирования системы местного самоуправления в Санкт-Петербурге.

·                 в области подготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления. В рамках данной работы не рассматривается вопрос оценки уровня обеспеченности органов местного самоуправления кадрами соответствующей квалификации, но не секрет, что состояние данной ситуации весьма далеко от требуемого. Надо отметить, что сейчас обучение проводится на всех уровнях взаимодействия властей - и в рамках федеральных и субъектных программ, и на уровне районов и отраслевых подразделений, причем по инициативам, исходящим и от органов государственной власти, и от органов местного самоуправления.

Еще раз укрепившись в позиции, что любые кардинальные изменения, происходящие в обществе, не могут не спровоцировать наступление определенных последствий, мы все же полагаем, что от того, насколько будут профессионально подготовлены люди, участвующие в процессе преобразований и воплощающие на практике идеи такого преобразования, будет зависеть скорость преодоления переходного этапа и дальнейшее развитие изменяемой системы.

В этом контексте и следует подходить к вопросу создания надлежащего кадрового потенциала органов местного самоуправления. Формы государственной поддержки в этой области могут быть различными: проведение краткосрочных курсов повышения квалификации, в том числе и тематических семинаров, стажировка, конференции, семинары-совещания и т.д.

В рамках реализации мер по государственной поддержке местного самоуправления в Санкт-Петербурге наиболее позитивным был опыт повышения квалификации по узким отраслям с участием специалистов-практиков, например, проводимые Санкт-Петербургским университетом экономики и финансов занятия для главных бухгалтеров, работающих в органах местного самоуправления.

Страницы: 1, 2, 3, 4