рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Самоуправление в г.Санкт-Петербурге рефераты

Функциями указанной Комиссии в сфере государственной поддержки местного самоуправления являются:

в направлении создания надлежащих правовых условий для развития местного самоуправления:

разработка и участие в подготовке проектов законодательных и иных правовых актов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга;

дача заключений по проектам правовых актов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга;

рассмотрение на заседаниях проектов уставов муниципальных образований, а также вносимых в них изменений и (или) дополнений, подготовка по итогам рассмотрения проекта постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга;

организация экспертизы и общественного обсуждения проектов законодательных актов, проведение публичных слушаний, в том числе и по вопросам, касающимся становления и функционирования системы местного самоуправления в Санкт-Петербурге и представляющим общественный интерес;

контроль за выполнением решений Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в пределах компетенции.

в направлении оказания организационно-методической помощи:

осуществление приема представителей муниципальных образований Санкт-Петербурга;

консультирование выборных лиц местного самоуправления по вопросам законотворческой и нормотворческой деятельности;

содействие в реализации представительными органами местного самоуправления права законодательной инициативы.

Этот далеко не исчерпывающий перечень функций Постоянной комиссии по устройству государственной власти, местному самоуправлению и административно-территориальному устройству дает основания говорить о возможности депутатов муниципальных советов при наличии соответствующей заинтересованности инициировать разработку и осуществлять подготовку требуемых для дальнейшего развития муниципальной власти проектов законов, быть услышанными региональными законодателями при выражении собственного мнения о путях преодоления трудностей, возникших в ходе практической деятельности.

В целях выявления и обеспечения решения наиболее актуальных проблем, связанных со становлением и развитием местного самоуправления в Санкт-Петербурге, сбалансированности и скоординированности действий органов государственной исполнительной и муниципальной ветвей власти, а также определения приоритетных направлений государственной поддержки системы местного самоуправления распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 15.07.98 № 659-р был создан Совет по местному самоуправлению в Санкт-Петербурге.

Этим же распоряжением губернатора Санкт-Петербурга определены основные задачи Совета по местному самоуправлению в Санкт-Петербурге, ключевой из которых является обеспечение мер по государственной поддержке местного самоуправления в Санкт-Петербурге структурными подразделениями Администрации Санкт-Петербурга.

В рамках единой государственной политики, направленной на создание условий для формирования работоспособной и эффективной системы местного самоуправления, Совет по местному самоуправлению в Санкт-Петербурге призван проводить разработку программ по вопросам становления и развития системы местного самоуправления, содействовать процедуре разработки и рассмотрения проектов законов Санкт-Петербурга, касающихся функционирования муниципальной ветви власти, обеспечивать общегородской стратегический подход к путям, методам и механизмам осуществления государственной поддержки.

Кроме того, при создании этого органа немаловажное значение отводилось роли Совета по местному самоуправлению как проводника и распространителя накопленного муниципальными образованиями положительного опыта работы в различных сферах, в том числе через создаваемые для отработки отдельных позиций реформы системы местного самоуправления в Санкт-Петербурге опорные зоны.

Нельзя оставить без внимания и такую задачу Совета по местному самоуправлению, как содействие в развитии территориального общественного самоуправления - формы самоорганизации граждан по месту жительства. Проведенное по данной проблематике заседание показало, что утверждение о полной пассивности горожан в отношении реализации своих прав на осуществление местного самоуправления нельзя назвать верным. Конечно же, число активистов муниципального движения и заинтересованных лиц в настоящее время не столь велико, но можно отметить тенденцию к его увеличению. Поступательному продвижению идеи местного самоуправления и привлечению населения к реальному участию в управлении на местном уровне во многом препятствует явная недостаточность правовой базы, проявившаяся, в том числе, в отсутствии возможности приобретения органами территориального общественного самоуправления статуса юридических лиц, неясностью их правового положения.

Совет по местному самоуправлению возглавляет губернатор Санкт-Петербурга. Персональный состав Совета утверждается губернатором Санкт-Петербурга, и ввиду необходимости его постоянной актуализации этот состав уже неоднократно изменялся. Последние масштабные изменения были связаны с изменением депутатского корпуса после проведения выборов в органы местного самоуправления в 2000 году. Состав Совета по местному самоуправлению отличается широким представительством: руководители структурных подразделений Администрации Санкт-Петербурга, депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, представители органов местного самоуправления, федеральных органов государственной власти, ведущих ВУЗов города, общественных объединений.

Совет по местному самоуправлению в Санкт-Петербурге сформирован как коллегиальный орган, способный влиять на принятие решений по целому комплексу вопросов жизнеобеспечения горожан. Хотя его решения и имеют рекомендательный характер, практика деятельности Совета показала, что достигнутые в ходе заседаний договоренности в дальнейшем, как правило, облекаются в обязательные для исполнения нормативные правовые акты. Так, итогами рассмотрения на Совете по местному самоуправлению в Санкт-Петербурге стали приказ губернатора Санкт-Петербурга “О взаимодействии территориальных и отраслевых органов Администрации Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления”, постановление Правительства Санкт-Петербурга “О Программе государственной поддержки местного самоуправления в Санкт-Петербурга в 1999 – 2000 годах”.

Но очевидно, что оптимальным способом практического воплощения выработанного решения все же является его незамедлительное оформление в виде правового акта, что могло бы позволить существенно повысить оперативность предпринимаемых действий, обеспечить контроль за исполнением решения. Полагаем, что включение соответствующей нормы в Положение о Совете по местному самоуправлению с точки зрения укрепления статуса Совета, ускорения реализации решений является оправданным и обоснованным.

В целом отметим, что ход рассмотрения острых и насущных проблем на заседаниях Совета по местному самоуправлению в Санкт-Петербурге, следующие за этим совместные шаги по их решению, предопределяют наличие или отсутствие стимула для освещения возникших в повседневной практике трудностей представителями муниципальных образований. В связи с чем необходимо всемерно способствовать инициативам и активизировать процесс внедрения в практику подготовленных по итогам заседаний документов.

Учитывая, что в рамках работы Совета по местному самоуправлению не представляется возможным рассмотреть весь спектр важных вопросов, касающиеся развития системы местного самоуправления в Санкт-Петербурге, в его структуре созданы четыре комиссии по особо актуальным направлениям:

Комиссия по правовому и информационному обеспечению деятельности органов местного самоуправления. Из наименования указанной Комиссии вытекает круг ее полномочий: содействие в совершенствовании законодательной базы местного самоуправления, повышении кадрового потенциала муниципальных органов власти, формировании муниципальных информационных служб. В компетенцию этой Комиссии входит также разработка предложений по созданию координационных, консультативных, совещательных и иных рабочих органов, как временных, так и постоянно действующих при Администрации Санкт-Петербурга.

Комиссия по вопросам финансов и имущества органов местного самоуправления, задачами которой являются разработка предложений по формированию местных бюджетов, совершенствованию межбюджетных отношений и механизма финансового обеспечения реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, вопросы инвестиционной политики в муниципальных образованиях, создания и приобретения муниципальной собственности и т.д.

Комиссия по социально-экономическим вопросам местного самоуправления. Функции этой Комиссии предусматривают подготовку предложений по реализации различных мероприятий в области социального обеспечения населения, созданию муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, деятельность которых направлена на осуществление социальной защиты населения, обеспечение скоординированности действий по проведению молодежной политики, военно-патриотическому воспитанию и т.п.

Комиссия по взаимодействию с органами государственной власти в вопросах благоустройства, охраны окружающей среды и общественной безопасности. В ее ведение включены вопросы разработки рекомендаций по участию органов местного самоуправлению в охране общественного порядка, осуществления совместных программ по благоустройству территорий, охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Основной объем построения системы взаимоотношений с органами местного самоуправления и координации выполнения требований статьи 9 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” в Администрации Санкт-Петербурга возлагается на Комитет по взаимодействию с органами местного самоуправления Канцелярии губернатора Санкт-Петербурга (после вступления в силу внесенных Законом Санкт-Петербурга от 23.02.2001 года №110-13 изменений в Устав Санкт-Петербурга – Канцелярии Администрации Санкт-Петербурга).

До июля 1998 года в составе Канцелярии губернатора Санкт-Петербурга существовал отдел по взаимодействию с органами местного самоуправления, впоследствии преобразованный в Комитет.

Именно этим структурным подразделением на этапе первоначального становления системы местного самоуправления в Санкт-Петербурге (так называемом организационном этапе) оказывалось содействие в создании организационных условий для нормального функционирования сформированных после проведения выборов в муниципальные советы в 1997 – 1998 годах органов местного самоуправления. В этом ракурсе можно отметить содействие в предоставлении в безвозмездное пользование помещений для органов местного самоуправления, их ремонте, материально-техническом обеспечении деятельности муниципалитетов, осуществление опубликования уставов муниципальных образований в источниках официального опубликования законов Санкт-Петербурга: “Вестнике Администрации Санкт-Петербурга” и специальных выпусках городской газеты “Смена” и т.п.

В дальнейшем направления работы Комитета во многом были предопределены общегосударственным подходом к выделению наиболее значимых для формирования на муниципальном уровне работоспособной и эффективной власти областей: формирование и дальнейшее совершенствование правовой базы местного самоуправления; финансово-экономической основы местной власти, информационно-аналитическая поддержка органов местного самоуправления, способствование процессу создания должного кадрового потенциала местного самоуправления.

16 ноября 2000 года приказом губернатора Санкт-Петербурга № 51-п было утверждено Положение о Комитете по взаимодействию с органами местного самоуправления. В соответствии с данным Положением одной из задач Комитета является обеспечение условий для согласованного функционирования территориальных и отраслевых органов Администрации Санкт-Петербурга в области местного самоуправления.

Кроме того, Комитет участвует в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов. Так, например, Комитетом были подготовлен: утвержденный 29 декабря 1998 года приказ губернатора Санкт-Петербурга “О взаимодействии территориальных и отраслевых органов Администрации Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления” № 96-п, определяющий основные формы и методы взаимодействия, проекты законов Санкт-Петербурга “О статусе выборного лица местного самоуправления в Санкт-Петербурге”, “О порядке государственной регистрации органов территориального общественного самоуправления в Санкт-Петербурге”, Примерный порядок осуществления информационного обмена и взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований Санкт-Петербурга.

Исходя из того факта, что вовлечение большего числа горожан в реальное управление на местах непосредственно окажет влияние на эффективность системы местного самоуправления в городе в целом, Комитетом ведется работа по поддержке становления и развития территориального общественного самоуправления как формы самоорганизации населения по месту жительства для осуществления собственных инициатив в решении вопросов местного значения, информированию населения о деятельности муниципальных органов власти.

Нельзя переоценить значимость комплексного представления о внутренних процессах и проблемах местного сообщества, дающего возможность органам государственной исполнительной власти в пределах компетенции адекватно и оперативно реагировать и снимать напряженность, предупреждать и предотвращать возникновение кризисных ситуаций, которые могут повлечь негативные последствия для населения муниципальных образований. В этих целях Комитетом по взаимодействию с органами местного самоуправления проводится мониторинг состояния системы местного самоуправления в Санкт-Петербурге.

Отслеживание текущей ситуации представляет важность также и при обеспечении Комитетом включения существующих в Санкт-Петербурге муниципальных образований в Федеральный реестр.

Для достижения поставленных перед ним задач Комитет по взаимодействию с органами местного самоуправления имеет право запрашивать и получать от отраслевых и территориальных органов Администрации Санкт-Петербурга, иных государственных органов, предприятий, учреждений, организаций информацию, документы и материалы; подготавливать и вносить в установленном порядке предложения по вопросам организации деятельности территориальных и отраслевых органов Администрации Санкт-Петербурга в области государственной поддержки местного самоуправления в Санкт-Петербурге; а также по вопросам местного самоуправления губернатору Санкт-Петербурга, вице-губернаторам Санкт-Петербурга, руководителям территориальных и отраслевых органов Администрации Санкт-Петербурга; содействовать организации контроля за фактическим исполнением в установленные сроки правовых актов по взаимодействия и координации деятельности структурных подразделений Администрации Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления; оказывать организационную, правовую, методическую помощь координационным советам и муниципальных органов и т.д.

Что касается деятельности отраслевых органов государственной исполнительной власти Санкт-Петербурга по оказанию государственной поддержки местного самоуправления, то в этом аспекте необходимо отметить, что на протяжении трехлетнего существования муниципальной власти в городе ряд комитетов и управлений были непосредственно задействованы в процессе передачи отдельных полномочий с регионального уровня на местный. Безусловно, отношение к реальным способностям только что сформировавшейся ветви власти реализовать функции, которые до сих пор были присущи государственным органам и для осуществления которых существовал сложившейся аппарат, было неоднозначным. Однако со стороны отраслевых органов Администрации Санкт-Петербурга, как правило, следовало желание поделиться накопленным за длительное время опытом. Так, к примеру, в 1999 году ими было проведено более 50 обучающих тематических семинаров. А в отдельных областях органы государственной исполнительной власти фактически стали поставщиком кадров для муниципальной службы. При передаче в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 8 Закона Санкт-Петербурга “О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге” функции органов опеки и попечительства органам местного самоуправления большинство из инспекторов по охране прав детей, ранее занимавшихся этой проблематикой в соответствующих отделах территориальных управлений административных районов, перешли на работу в штат муниципалитетов.

Еще раз останавливаясь на недопустимости противопоставления муниципальной власти государственной, на пересечении и фактической идентичности их интересов в регулировании различных сфер общественных отношений, нельзя оставить без внимания попытки в условиях существенного запаздывания законодательной базы наладить конструктивное взаимодействие посредством заключения договоров и соглашений. Особая активность в этом вопросе была проявлена при решении острых проблем, касающихся управления торговой деятельностью на территории Санкт-Петербурга. Инициаторами их договорного решения стали Комитет по потребительскому рынку, Территориальное управление Пушкинского административного района и муниципальное образование город Пушкин.

Как показывает практика, ни политические амбиции, ни противостояние не могут быть залогом деятельности во благо горожан, а влекут за собой дестабилизацию и десинхронизацию управленческих процессов, что наиболее четко выявилось при осуществлении передачи отдельных полномочий из ведения органов государственной исполнительной власти в ведение органов местного самоуправления. Чтобы не допустить подобного развития ситуации, минимизировать использование на практике метода проб и ошибок, 29 января 1998 года губернатором Санкт-Петербурга был издан приказ “О взаимодействии территориальных и отраслевых органов Администрации Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления” (подробнее о нем будет сказано ниже), возлагающий на отраслевые органы исполнительной власти обязанность по созданию совместных с представителями муниципальных образований рабочих органов, что и было сделано многими из них.

Пожалуй, в качестве примера весьма плодотворного сотрудничества государственных и муниципальных органов можно отметить рабочую группу при Комитете финансов Администрации Санкт-Петербурга по подготовке проекта бюджета Санкт-Петербурга на следующий финансовый год в части муниципальной составляющей. В состав этой группы входят, помимо представителей муниципалитетов и Комитета финансов, депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, работники Комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления, специалисты отраслевых органов государственной исполнительной власти. Именно на ее заседаниях прорабатывается вопрос расширения круга предметов ведения муниципальных образований Санкт-Петербурга, разграничения полномочий, просчитывается объем финансовых средств, соразмерных передаваемым полномочиям.

Страницы: 1, 2, 3, 4