Реферат: Самоуправление в г.Санкт-Петербурге
Функциями указанной Комиссии в сфере государственной
поддержки местного самоуправления являются:
в направлении создания надлежащих правовых условий для
развития местного самоуправления:
разработка и участие в подготовке проектов законодательных
и иных правовых актов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга;
дача заключений по проектам правовых актов Законодательного
Собрания Санкт-Петербурга;
рассмотрение на заседаниях проектов уставов муниципальных
образований, а также вносимых в них изменений и (или) дополнений, подготовка по
итогам рассмотрения проекта постановления Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга;
организация экспертизы и общественного обсуждения проектов
законодательных актов, проведение публичных слушаний, в том числе и по
вопросам, касающимся становления и функционирования системы местного
самоуправления в Санкт-Петербурге и представляющим общественный интерес;
контроль за выполнением решений Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга в пределах компетенции.
в направлении оказания организационно-методической помощи:
осуществление приема представителей муниципальных
образований Санкт-Петербурга;
консультирование выборных лиц местного самоуправления по
вопросам законотворческой и нормотворческой деятельности;
содействие в реализации представительными органами местного
самоуправления права законодательной инициативы.
Этот далеко не исчерпывающий перечень функций Постоянной
комиссии по устройству государственной власти, местному самоуправлению и
административно-территориальному устройству дает основания говорить о
возможности депутатов муниципальных советов при наличии соответствующей
заинтересованности инициировать разработку и осуществлять подготовку требуемых
для дальнейшего развития муниципальной власти проектов законов, быть
услышанными региональными законодателями при выражении собственного мнения о
путях преодоления трудностей, возникших в ходе практической деятельности.
В целях выявления и обеспечения решения наиболее актуальных
проблем, связанных со становлением и развитием местного самоуправления в
Санкт-Петербурге, сбалансированности и скоординированности действий органов
государственной исполнительной и муниципальной ветвей власти, а также
определения приоритетных направлений государственной поддержки системы местного
самоуправления распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 15.07.98 № 659-р
был создан Совет по местному самоуправлению в Санкт-Петербурге.
Этим же распоряжением губернатора Санкт-Петербурга
определены основные задачи Совета по местному самоуправлению в
Санкт-Петербурге, ключевой из которых является обеспечение мер по
государственной поддержке местного самоуправления в Санкт-Петербурге
структурными подразделениями Администрации Санкт-Петербурга.
В рамках единой государственной политики, направленной на
создание условий для формирования работоспособной и эффективной системы
местного самоуправления, Совет по местному самоуправлению в Санкт-Петербурге
призван проводить разработку программ по вопросам становления и развития
системы местного самоуправления, содействовать процедуре разработки и
рассмотрения проектов законов Санкт-Петербурга, касающихся функционирования
муниципальной ветви власти, обеспечивать общегородской стратегический подход к
путям, методам и механизмам осуществления государственной поддержки.
Кроме того, при создании этого органа немаловажное значение
отводилось роли Совета по местному самоуправлению как проводника и
распространителя накопленного муниципальными образованиями положительного опыта
работы в различных сферах, в том числе через создаваемые для отработки
отдельных позиций реформы системы местного самоуправления в Санкт-Петербурге
опорные зоны.
Нельзя оставить без внимания и такую задачу Совета по
местному самоуправлению, как содействие в развитии территориального
общественного самоуправления - формы самоорганизации граждан по месту
жительства. Проведенное по данной проблематике заседание показало, что
утверждение о полной пассивности горожан в отношении реализации своих прав на
осуществление местного самоуправления нельзя назвать верным. Конечно же, число
активистов муниципального движения и заинтересованных лиц в настоящее время не
столь велико, но можно отметить тенденцию к его увеличению. Поступательному
продвижению идеи местного самоуправления и привлечению населения к реальному
участию в управлении на местном уровне во многом препятствует явная
недостаточность правовой базы, проявившаяся, в том числе, в отсутствии
возможности приобретения органами территориального общественного самоуправления
статуса юридических лиц, неясностью их правового положения.
Совет по местному самоуправлению возглавляет губернатор
Санкт-Петербурга. Персональный состав Совета утверждается губернатором Санкт-Петербурга,
и ввиду необходимости его постоянной актуализации этот состав уже неоднократно
изменялся. Последние масштабные изменения были связаны с изменением
депутатского корпуса после проведения выборов в органы местного самоуправления
в 2000 году. Состав Совета по местному самоуправлению отличается широким
представительством: руководители структурных подразделений Администрации
Санкт-Петербурга, депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга,
представители органов местного самоуправления, федеральных органов
государственной власти, ведущих ВУЗов города, общественных объединений.
Совет по местному самоуправлению в Санкт-Петербурге
сформирован как коллегиальный орган, способный влиять на принятие решений по
целому комплексу вопросов жизнеобеспечения горожан. Хотя его решения и имеют
рекомендательный характер, практика деятельности Совета показала, что
достигнутые в ходе заседаний договоренности в дальнейшем, как правило,
облекаются в обязательные для исполнения нормативные правовые акты. Так, итогами
рассмотрения на Совете по местному самоуправлению в Санкт-Петербурге стали
приказ губернатора Санкт-Петербурга “О взаимодействии территориальных и
отраслевых органов Администрации Санкт-Петербурга и органов местного
самоуправления”, постановление Правительства Санкт-Петербурга “О Программе
государственной поддержки местного самоуправления в Санкт-Петербурга в 1999 –
2000 годах”.
Но очевидно, что оптимальным способом практического
воплощения выработанного решения все же является его незамедлительное оформление
в виде правового акта, что могло бы позволить существенно повысить
оперативность предпринимаемых действий, обеспечить контроль за исполнением
решения. Полагаем, что включение соответствующей нормы в Положение о Совете по
местному самоуправлению с точки зрения укрепления статуса Совета, ускорения
реализации решений является оправданным и обоснованным.
В целом отметим, что ход рассмотрения острых и насущных
проблем на заседаниях Совета по местному самоуправлению в Санкт-Петербурге,
следующие за этим совместные шаги по их решению, предопределяют наличие или
отсутствие стимула для освещения возникших в повседневной практике трудностей
представителями муниципальных образований. В связи с чем необходимо всемерно
способствовать инициативам и активизировать процесс внедрения в практику
подготовленных по итогам заседаний документов.
Учитывая, что в рамках работы Совета по местному
самоуправлению не представляется возможным рассмотреть весь спектр важных
вопросов, касающиеся развития системы местного самоуправления в
Санкт-Петербурге, в его структуре созданы четыре комиссии по особо актуальным
направлениям:
Комиссия по правовому и информационному обеспечению
деятельности органов местного самоуправления. Из наименования указанной Комиссии вытекает круг ее
полномочий: содействие в совершенствовании законодательной базы местного
самоуправления, повышении кадрового потенциала муниципальных органов власти,
формировании муниципальных информационных служб. В компетенцию этой Комиссии
входит также разработка предложений по созданию координационных,
консультативных, совещательных и иных рабочих органов, как временных, так и
постоянно действующих при Администрации Санкт-Петербурга.
Комиссия по вопросам финансов и имущества органов местного
самоуправления, задачами
которой являются разработка предложений по формированию местных бюджетов,
совершенствованию межбюджетных отношений и механизма финансового обеспечения
реализации органами местного самоуправления отдельных государственных
полномочий, вопросы инвестиционной политики в муниципальных образованиях,
создания и приобретения муниципальной собственности и т.д.
Комиссия по социально-экономическим вопросам местного
самоуправления. Функции этой
Комиссии предусматривают подготовку предложений по реализации различных
мероприятий в области социального обеспечения населения, созданию муниципальных
унитарных предприятий и муниципальных учреждений, деятельность которых
направлена на осуществление социальной защиты населения, обеспечение
скоординированности действий по проведению молодежной политики,
военно-патриотическому воспитанию и т.п.
Комиссия по взаимодействию с органами государственной
власти в вопросах благоустройства, охраны окружающей среды и общественной
безопасности. В ее ведение
включены вопросы разработки рекомендаций по участию органов местного
самоуправлению в охране общественного порядка, осуществления совместных
программ по благоустройству территорий, охране окружающей среды и
санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Основной объем построения системы взаимоотношений с
органами местного самоуправления и координации выполнения требований статьи 9
Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации” в Администрации Санкт-Петербурга возлагается на Комитет
по взаимодействию с органами местного самоуправления Канцелярии губернатора
Санкт-Петербурга (после вступления в силу внесенных Законом Санкт-Петербурга от
23.02.2001 года №110-13 изменений в Устав Санкт-Петербурга – Канцелярии
Администрации Санкт-Петербурга).
До июля 1998 года в составе Канцелярии губернатора
Санкт-Петербурга существовал отдел по взаимодействию с органами местного
самоуправления, впоследствии преобразованный в Комитет.
Именно этим структурным подразделением на этапе
первоначального становления системы местного самоуправления в Санкт-Петербурге
(так называемом организационном этапе) оказывалось содействие в создании
организационных условий для нормального функционирования сформированных после
проведения выборов в муниципальные советы в 1997 – 1998 годах органов местного
самоуправления. В этом ракурсе можно отметить содействие в предоставлении в
безвозмездное пользование помещений для органов местного самоуправления, их
ремонте, материально-техническом обеспечении деятельности муниципалитетов,
осуществление опубликования уставов муниципальных образований в источниках
официального опубликования законов Санкт-Петербурга: “Вестнике Администрации
Санкт-Петербурга” и специальных выпусках городской газеты “Смена” и т.п.
В дальнейшем направления работы Комитета во многом были
предопределены общегосударственным подходом к выделению наиболее значимых для
формирования на муниципальном уровне работоспособной и эффективной власти
областей: формирование и дальнейшее совершенствование правовой базы местного
самоуправления; финансово-экономической основы местной власти,
информационно-аналитическая поддержка органов местного самоуправления,
способствование процессу создания должного кадрового потенциала местного
самоуправления.
16 ноября 2000 года приказом губернатора Санкт-Петербурга №
51-п было утверждено Положение о Комитете по взаимодействию с органами местного
самоуправления. В соответствии с данным Положением одной из задач Комитета
является обеспечение условий для согласованного функционирования
территориальных и отраслевых органов Администрации Санкт-Петербурга в области
местного самоуправления.
Кроме того, Комитет участвует в разработке проектов
законодательных и иных нормативных правовых актов. Так, например, Комитетом
были подготовлен: утвержденный 29 декабря 1998 года приказ губернатора
Санкт-Петербурга “О взаимодействии территориальных и отраслевых органов
Администрации Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления” № 96-п,
определяющий основные формы и методы взаимодействия, проекты законов
Санкт-Петербурга “О статусе выборного лица местного самоуправления в
Санкт-Петербурге”, “О порядке государственной регистрации органов
территориального общественного самоуправления в Санкт-Петербурге”, Примерный
порядок осуществления информационного обмена и взаимодействия с органами
местного самоуправления муниципальных образований Санкт-Петербурга.
Исходя из того факта, что вовлечение большего числа горожан
в реальное управление на местах непосредственно окажет влияние на эффективность
системы местного самоуправления в городе в целом, Комитетом ведется работа по
поддержке становления и развития территориального общественного самоуправления
как формы самоорганизации населения по месту жительства для осуществления
собственных инициатив в решении вопросов местного значения, информированию
населения о деятельности муниципальных органов власти.
Нельзя переоценить значимость комплексного представления о
внутренних процессах и проблемах местного сообщества, дающего возможность
органам государственной исполнительной власти в пределах компетенции адекватно
и оперативно реагировать и снимать напряженность, предупреждать и предотвращать
возникновение кризисных ситуаций, которые могут повлечь негативные последствия
для населения муниципальных образований. В этих целях Комитетом по взаимодействию
с органами местного самоуправления проводится мониторинг состояния системы
местного самоуправления в Санкт-Петербурге.
Отслеживание текущей ситуации представляет важность также и
при обеспечении Комитетом включения существующих в Санкт-Петербурге муниципальных
образований в Федеральный реестр.
Для достижения поставленных перед ним задач Комитет по
взаимодействию с органами местного самоуправления имеет право запрашивать и
получать от отраслевых и территориальных органов Администрации
Санкт-Петербурга, иных государственных органов, предприятий, учреждений,
организаций информацию, документы и материалы; подготавливать и вносить в
установленном порядке предложения по вопросам организации деятельности
территориальных и отраслевых органов Администрации Санкт-Петербурга в области
государственной поддержки местного самоуправления в Санкт-Петербурге; а также
по вопросам местного самоуправления губернатору Санкт-Петербурга,
вице-губернаторам Санкт-Петербурга, руководителям территориальных и отраслевых
органов Администрации Санкт-Петербурга; содействовать организации контроля за
фактическим исполнением в установленные сроки правовых актов по взаимодействия
и координации деятельности структурных подразделений Администрации
Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления; оказывать организационную,
правовую, методическую помощь координационным советам и муниципальных органов и
т.д.
Что касается деятельности отраслевых органов
государственной исполнительной власти Санкт-Петербурга по оказанию
государственной поддержки местного самоуправления, то в этом аспекте необходимо
отметить, что на протяжении трехлетнего существования муниципальной власти в
городе ряд комитетов и управлений были непосредственно задействованы в процессе
передачи отдельных полномочий с регионального уровня на местный. Безусловно,
отношение к реальным способностям только что сформировавшейся ветви власти
реализовать функции, которые до сих пор были присущи государственным органам и
для осуществления которых существовал сложившейся аппарат, было неоднозначным.
Однако со стороны отраслевых органов Администрации Санкт-Петербурга, как
правило, следовало желание поделиться накопленным за длительное время опытом.
Так, к примеру, в 1999 году ими было проведено более 50 обучающих тематических
семинаров. А в отдельных областях органы государственной исполнительной власти
фактически стали поставщиком кадров для муниципальной службы. При передаче в
соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации,
Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 8 Закона Санкт-Петербурга “О
местном самоуправлении в Санкт-Петербурге” функции органов опеки и
попечительства органам местного самоуправления большинство из инспекторов по
охране прав детей, ранее занимавшихся этой проблематикой в соответствующих отделах
территориальных управлений административных районов, перешли на работу в штат
муниципалитетов.
Еще раз останавливаясь на недопустимости противопоставления
муниципальной власти государственной, на пересечении и фактической идентичности
их интересов в регулировании различных сфер общественных отношений, нельзя
оставить без внимания попытки в условиях существенного запаздывания
законодательной базы наладить конструктивное взаимодействие посредством
заключения договоров и соглашений. Особая активность в этом вопросе была
проявлена при решении острых проблем, касающихся управления торговой
деятельностью на территории Санкт-Петербурга. Инициаторами их договорного
решения стали Комитет по потребительскому рынку, Территориальное управление
Пушкинского административного района и муниципальное образование город Пушкин.
Как показывает практика, ни политические амбиции, ни
противостояние не могут быть залогом деятельности во благо горожан, а влекут за
собой дестабилизацию и десинхронизацию управленческих процессов, что наиболее
четко выявилось при осуществлении передачи отдельных полномочий из ведения
органов государственной исполнительной власти в ведение органов местного
самоуправления. Чтобы не допустить подобного развития ситуации, минимизировать
использование на практике метода проб и ошибок, 29 января 1998 года
губернатором Санкт-Петербурга был издан приказ “О взаимодействии
территориальных и отраслевых органов Администрации Санкт-Петербурга и органов
местного самоуправления” (подробнее о нем будет сказано ниже), возлагающий на
отраслевые органы исполнительной власти обязанность по созданию совместных с
представителями муниципальных образований рабочих органов, что и было сделано
многими из них.
Пожалуй, в качестве примера весьма плодотворного
сотрудничества государственных и муниципальных органов можно отметить рабочую
группу при Комитете финансов Администрации Санкт-Петербурга по подготовке
проекта бюджета Санкт-Петербурга на следующий финансовый год в части
муниципальной составляющей. В состав этой группы входят, помимо представителей
муниципалитетов и Комитета финансов, депутаты Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга, работники Комитета по взаимодействию с органами местного
самоуправления, специалисты отраслевых органов государственной исполнительной
власти. Именно на ее заседаниях прорабатывается вопрос расширения круга
предметов ведения муниципальных образований Санкт-Петербурга, разграничения
полномочий, просчитывается объем финансовых средств, соразмерных передаваемым
полномочиям.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|