рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Религоведение рефераты

Стало уже почти классическим выражение: церковь отделена от государства, но не от общества. Религиозные организации неизбежно восприняли не только положительные, но и отрицательные стороны той социально-экономической системы, в условиях которой они осуществляют свое служение. Тысячи неофитов переступили порог храма, многие из них решили посвятить себя служению Церкви. Некоторые из них принесли с собой мирские интересы и взгляды, не совместимые с христианскими традициями и канонами. Авантюризм, стремление к наживе, достигаемой не всегда праведными путями, мздоимство, коррупция, увлечение предметами роскоши, дорогими иномарками, виллами в заморских странах проникли и в среду ряда религиозных организаций. Патриарх Московский и всея Руси Алексий на ежегодных собраниях духовенства Московской епархии с тревогой отмечает нарастание негативных процессов « в жизни нашего общества в целом, и в частности в церковной среде».

Вирус раскола постоянно дремал в теле Русской православной церкви. В определенных политических, социальных условиях он давал о себе знать. В начале 90-х годов вновь появились предпосылки зарождения раскольнических тенденций. Не обошла Церковь стороной тяга некоторых представителей духовенства и мирян к инакомыслию, стремление определенных сил раскачать церковный «корабль». Далеко не все публикации, выступления электронных СМИ способствуют укреплению единства Церкви. У непредвзятого читателя, а тем более аналитика при чтении некоторых статей порой создается впечатление, что носят они заказной характер. Не буду опровергать расхожее мнение, что в этих неблаговидных играх принимают участие и отдельные священнослужители.

Священноначалию РПЦ с трудом удается противостоять центробежным процессам, сохранять соборность и верность церковным традициям, а порой приходится мириться с тем, что священнослужители, как правило, отличающиеся непомерным честолюбием и неудовлетворенными амбициями уводят в раскол отдельные приходы. Не буду называть эти раскольнические группировки — они у всех на слуху. Как правило, бесперспективны и в то же время опасны попытки нарушить единство Соборной Церкви, но, несомненно, урон ей наносится ощутимый.

Продолжает оставаться острой проблема сохранения культовых зданий. Многие из них, даже переданные Церкви, стоят не восстановленные. Около 4000 храмов пока используются под иные — социальные, культурные, учебные и прочие цели. Часть из них, вопреки просьбам Церкви и верующих не представляется возможным передать для использования по функциональному назначению исключительно по материальным причинам: нет свободных площадей для перемещения из храмов музеев, учебных заведений и т.п. В то же время, значительное количество храмов, расположенных в сельской местности, и никогда не прекращавших своей деятельности, приходят в запустение. Например, в Курганской области из 59 сельских церквей в 20 службы не проводятся вовсе, либо по проходят по большим праздникам. Такая же примерно ситуация и во многих других регионах. На эту развивающуюся тенденцию пора обратить внимание.

Процесс демократизации не коснулся сложившегося порядка жизни православных общин. Священнослужитель практически превратился в единоличного управляющего делами прихода, что порождает множество соблазнов. Единоначалие настоятеля, игнорирование духовенством пожеланий, зачастую конструктивных и благожелательных, церковного актива вызывает закономерное недовольство мирян. Кадровый кризис, сложное материальное положение, неготовность большинства представителей духовенства работать с невоцерковленными людьми, необходимость траты большей части времени священнослужителей на восстановление храмов, а не на души людей — эти и многие другие факторы негативным образом сказываются на положении дел в Церкви.

Схожие проблемы существуют и в других конфессиях. В мусульманской уме наиболее остро проявляются центробежные процессы. И это не столько вина, сколько беда многомиллионной российской мусульманской общины. Неоднородная по национальному и родовому признакам, по традициям и обычаям, уровню образования, степени приверженности исламу она всегда тяготела к децентрализации. Центробежный процесс был спровоцирован распадом огромной страны, по существу, на удельные княжества, начавшимся «парадом суверенитетов» в первые годы истекшего десятилетия, политизацией российского ислама, ростом числа общественных организаций, использующих исламские постулаты. Разрушению единства в мусульманской общине России способствовала и активная миграция населения из южных республик СНГ, растущее присутствие представителей зарубежных исламских организаций.

Сегодня в стране насчитывается около 40 духовных управлений мусульман. Соперничество за лидерство между религиозными авторитетами еще более усугубляет процесс размежевания Российских мусульман. На территории Тюменской области, например, действуют три духовных управления мусульман, по два на территориях Оренбургской области и Ямало-Ненецкого автономного округа. Такая же ситуация и в ряде других регионов. Мусульманские лидеры ведут активную работу по перетягиванию общин из одних духовных управлений в другие, при этом применяются недозволенные методы, вплоть до силовых. Нередко в эту неблаговидную деятельность вовлекаются представители органов государственной власти.

Работа с мусульманскими организациями, религиозными и общественными, приобретает сегодня особую актуальность. Мусульманская община России — весомая и серьезная сила в России. То, что происходит на Северном Кавказе, реальное тому подтверждение. Стабилизация мусульманства в России зависит от многих факторов. Один из них — кадры служителей культа. Кто готовит их сегодня? В большинстве своем преподаватели и наставники, не являющиеся российскими гражданами. Сошлюсь лишь на некоторые примеры. Во многих медресе Башкортостана преподают миссионеры из Саудовской Аравии, Ливана, Турции, Сомали, Судана, Иордании, Индии или россияне — выпускники исламских зарубежных учебных заведений. Аналогичная ситуация и в Татарстане, в республиках Северного Кавказа. Только в одном Дагестане функционируют 13 исламских вузов с 23 филиалами, более ста медресе, 600 школ при мечетях. 1300 молодых людей из республики обучается в зарубежных исламских вузах более чем 10 стран. Контингент, получивший подготовку в зарубежных исламских учебных заведениях, и составляет основу преподавателей в Дагестане.

Известную тревогу государственных органов, российских мусульманских общин, религиозных лидеров вызывает исламский радикализм и экстремизм, особенно в крайней форме — ваххабизме. Применительно к России это не столько религиозное, сколько политическое течение. Основная задача апологетов ваххабизма — отделение от России республик Северного Кавказа, нагнетание конфронтации мусульманской общины с другими конфессиями, прежде всего с Русской Православной Церковью. О методах их действий говорится в одном из недавних официальных документов руководства Ставропольского края говорится: «Ваххабиты зачастую реализуют свои религиозные догматы вооруженным путем. Они формируют незаконные вооруженные формирования, устанавливают контакты с зарубежными исламскими террористическими организациями. Для получения необходимых финансовых средств они активно проводят совместно с ними торговлю оружием, наркотиками, способствуют незаконному перемещению капиталов и уклонению от уплаты налогов, осуществляют многие другие противоправные действия. Разумеется, мусульманские радикалы стремятся реализовать свои интересы прежде всего на Северном Кавказе. Однако ваххабистское влияние проявляется и в Татарстане, Башкартостане, в некоторых районах Поволжья. Есть факты, когда иностранные граждане под видом миссионерской деятельности занимаются сбором экономической информации, распространением идей ваххабизма, вербовкой молодых людей для участия в боевых действиях как на территории стран СНГ, так и за рубежом». Эксперты отмечают, что в ближайшей перспективе следует ожидать сохранения тенденции к возрастанию роли исламского радикализма и экстремизма. При этом будет продолжаться дальнейшая политизация ислама, увеличиваться количество экстремистски настроенных группировок.

Отдельные регионы принимают меры по ограничению влияния ваххабизма. Первыми приняли законодательные акты, запрещающие деятельность религиозных экстремистов республики Дагестан и Ингушетия. Влияние ваххабизма нельзя принижать, но было бы неверно и преувеличивать степень его распространенности и опасности. Вольно или невольно ажиотаж вокруг ваххабизма и его негативных последствий для населения целых регионов порой создают отдельные журналисты. Чтобы не быть голословным, сошлюсь на Волгоградскую область и приведу несколько выдержек из недавнего официального документа: «Состояние религиозной обстановки носит относительно спокойный характер. Иную, противоположную точку зрения заняли в своих публикациях журналисты московских СМИ. Во-первых, в своих статьях они запугивали население «исламским терроризмом», «экстремизмом» и наличием тысяч ваххабитов — боевиков, готовых к боевым действиям (В. Шумилин, «Мечеть раздора»//«АИФ-Нижнее Поволжье», № 10 от 11.03.99; В. Шумилин, «Скандалы в мечетях»//«АИФ. Нижнее Поволжье, № 25 от 24.06.99; А. Серенко, «Кавказские пленники»//«Независимая газета» от 14.09.99; «Ваххабиты ведут тихую оккупацию области»//«Все для вас», № 72 от 16.09.99г.) и т. д. Все материалы написаны по одному стандарту, в ряде публикаций говорится, что, «по сведениям спецслужб», в области насчитывается от 2000 до 7000 «ваххабитов», «боевиков». В публикациях о «ваххабитах» перечислены все населенные пункты, в которых действительно зарегистрированы религиозные организации мусульман, состоящих из татарского и казахского населения. В одной из последних публикаций «С чего начинается Косово?» («Крестьянское слово», издается в Москве, № 40, октябрь 1999 г.) повторяются те же домыслы: «По оценкам спецслужб более 7 тысяч человек в Волгоградской области открыто исповедуют ваххабизм. Их штаб-квартира усиленно работает в Старой Сарепте (музей-заповедник в Волгограде)». Журналистом делается категорический вывод: «По единодушному мнению целого ряда виднейших российских ученых и политологов, без немедленного вмешательства в религиозную, политическую и этническую ситуацию, сложившуюся в Поволжье (читай — в Волгоградской области) …повторение югославской трагедии неизбежно…». Все публикации неоднократно проверялись областной и районными прокуратурами, факты не подтвердились. Мусульманские организации области были вынуждены принять «Обращение к органам власти, жителям области, средствам массовой информации, правоохранительным органам», в котором, в частности, сказано: «Мы, мусульмане Волгоградской области, ответственно заявляем, что информация в прессе о якобы наличии в нашей области ваххабизма, недостоверна и не соответствует действительности. Ни одна мусульманская община в нашей области не разделяет идей ваххабизма и не приемлет его в качестве религиозного догмата и веры».

Отсутствует серьезный и продуктивный диалог между духовными управлениями мусульман и другими конфессиями, прежде всего с Русской Православной Церковью. Имеются факты, когда представители православного духовенства, верующие, общественность препятствуют мусульманам строить на законных основаниях культовые здания. Скандальные ситуации по этому поводу возникали в Амурской, Воронежской, Московской и других областях. Факты неприятия неправославных конфессий, к сожалению, имеют достаточно широкое распространение. Москва, Краснодарский и Хабаровский края, Омская область — географию распространения пикетирований, нападений на культовые здания, их поджогов можно продолжать и дальше. Межрелигиозный совет, призванный стимулировать диалог между религиями, оздоровить отношения между ними, по моему убеждению, не способен выполнить свои гуманные функции: мешают амбиции религиозных лидеров, существующие и не существующие обиды.

Не проявляют здравомыслия, стремления к развитию межрелигиозного диалога и отдельные церковные и околоцерковные издания. Например, атака православных радикалов на старообрядчество вынудила Синод Русской Православной Церкви 19 июля 1999 г. призвать все церковные и светские издательства критически подходить к публикациям и переизданию работ по истории и современному положению старообрядчества. 24 ноября 1999г. Комиссия по координации действий РПЦ со старообрядчеством в развитие решения Синода выразила озабоченность, что некоторые периодические издания продолжают распространять факты о старообрядчестве, имеющие сомнительное происхождение, а также печатать статьи, проникнутые духом ненависти, что несвойственно и чуждо христианскому мироощущению. Не способствуют нормализации отношений между конфессиями радикальные высказывания некоторых исламских лидеров. 22 декабря 1999г. председатель Духовного управления мусульман Азиатской части России Нафигулла Аширов, в частности, заявил: «Можно сделать вывод, к сожалению, печальный, что сегодня мусульмане в России вне закона».

Не ослабевает, к сожалению, тенденция к клерикализации важных сфер жизни государства и общества. Это в первую очередь касается органов власти, школы, культуры, армии. По-прежнему освящаются боевые знамена частей и кораблей, боевая техника, оружие. Имеются факты, когда войсковые священники зачисляются Министерством обороны Российской Федерации в штат войсковых частей. Примеров на этот счет имеется более чем достаточно. Известно, что клерикализм никогда не был панацеей, не открывал дорогу к счастью и благоденствию народа. Более того, он всегда провоцировал рост антиклерикальных настроений (можно процитировать из письма). Фактический отход Российской Федерации от принципа светскости государства, выражающийся в клерикализации институтов государства и органов власти, неизбежно ведет к жесткой регламентации духовно-нравственной сферы, навязыванию обществу «правильного», по мнению властных групп, мировоззрения.

Деятельность религиозных организаций носит прежде всего духовный характер и тесно связана с общечеловеческой культурой. Церковь и культура должны идти рука об руку в духовном возрождении России. Мы знаем, что отдельные проблемы церкви государство вынуждено решать за счет культуры. Но чем больше разрушается культура, тем, казалось бы, должны быть прочнее позиции церкви. Однако это спорная позиция. В их деятельности должны быть и взаимные уступки, и сотрудничество, и разумный баланс в решении спорных вопросов.

Светский характер российского государства компрометируется и политизацией ряда религиозных организаций. Если участие религиозных структур в недавней компании по выборам президента России было умело замаскировано, то осень 1999 года была ознаменована заметной политической активностью отдельных религиозных организаций и особенно ряда религиозных деятелей. Сегодня можно было бы назвать фамилии конкретных священнослужителей Русской Православной Церкви, мусульманских деятелей, активно участвующих в предвыборной компании. Прямые обращения кандидатов, блоков, партий к служителям культа за поддержкой привели к появлению в среде священнослужителей стойкого комплекса собственной значимости, самодовольства и самонадеянности. При этом нельзя не отметить, что вмешательство священнослужителей от имени той или иной религиозной организации в предвыборную ситуацию является прямым нарушением закона. Использование религии в политических целях- фактор для России постоянно действующий, наносящий серьезный урон религиозным организациям и слабо воздействующий на политическое состояние страны.

В религиозной среде, особенно православной и мусульманской, широко распространено мнение, что государство отстранилось от материальной помощи, не поддерживает конфессии, их деятельность по восстановлению культовых зданий и по возрождению духовности в стране. Немало сделано на этот счет и официальных заявлений религиозных авторитетов. Действительно, помощь из федерального бюджета относительно невелика. Но существует льготная налоговая и таможенная политика по отношению к религиозным организациям как на федеральном, так и на региональном уровнях, выделяются значительные квоты на различные виды сырьевых ресурсов, продуктов питания, получения гуманитарной помощи и т. п. Можно не сомневаться, что это значительные средства. Как они распределяются, на что они идут — все это остается тайной за семью печатями. Существующая «закрытость» финансово-хозяйственной деятельности религиозных центров, общин, активизация предпринимательской деятельности под прикрытием религии неизбежно приводит к злоупотреблениям и конфликтам. Между тем в мире существует практика по созданию «прозрачности» финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций, особенно в той части, где затрагиваются и интересы государства. Имеется в виду прежде всего Инструкция Минфина США (форма 1023, список А—Церкви).Из 19 вопросов, на которые должны быть даны обязательные ответы, 5 носят финансовый характер.

Специально ничего не говорю о традиционных протестантских церквах — адвентистах седьмого дня, евангельских христианах-баптистах, христианах веры евангельской-пятидесятниках, лютеранах. Отношение к ним доброжелательное со стороны прессы и со стороны государства, по крайней мере на федеральном уровне. Высокая мораль их последователей, крепкие семьи, трудолюбие соответствуют самым строгим требованиям нашего мятущегося общества. Сложнее обстоит дело со Свидетелями Иеговы, мормонами, некоторыми другими религиями, образ которых часто преподносится негативно. У религиоведов, экспертов, части общества есть существенные претензии, скажем, к тем же иеговистам. Но может быть, надо видеть и положительные стороны последователей этих религий. Скажем, в той же области морали.

Существует еще один вопрос, игнорирование которого наности политический и материальный урон церкви и государству. В мире существует огромный интерес к религиозной жизни в России. Информация, которая идет на Запад и в США нередко бывает нарочито искаженной и запутанной. Известно, что многие христиане, мусульмане из-за рубежа хотели бы посетить Россию. Однако журналисты представляют Россию суперкриминальным государством. Страна, обладающая огромным количеством святых мест, уникальных православных, мусульманских памятников, по существу, стала закрытой и недоступной для иностранных паломников.

В жизни любой конфессии неизбежно возникают ситуации, разрешение которых невозможно без участия государства или его органов. Нередко и сами представители органов государственной власти, вплоть до Президента или Правительства страны инициируют предложения, в которых предусматривается прямое или косвенное участие религиозных организаций. С учетом светского характера нашего государства принимаемые решения не всегда взвешены и адекватны законодательству. Компетентность принимаемых решений по вопросам отношений государства и религиозных организаций должна быть особенно безупречной.

Намерения и попытки официальных структур оптимизировать меконфессиональный диалог зачастую носит бессистемный и непрофессиональный характер, порой допускаются и непростительные просчеты. Встречи руководства страны с лидерами религиозных организаций проходят эпизодически, выборочно и без основательной подготовки. Президент страны может щедро наделять высокими государственными наградами рядовое духовенство и в то же время с подачи сотрудников своей Администрации и Аппарата Правительства «не заметить» 70-летний юбилей Предстоятеля Русской православной Старообрядческой церкви митрополита Алимпия. Власти, федеральные и московские, периодически осыпают вниманием и милостями несомненно перспективного московского муфтия и забывают о работе с десятками других, не менее популярными мусульманскими авторитетами, особенно в полыхающем войной Северном Кавказе. Политика «двойных стандартов» во взаимоотношениях с религиозными деятелями формирует отчуждение между конфессиями, порождает ревность, соперничество, порождает недоверие к властям и их действиям в сфере государственно-церковных отношений.

Что же надо сделать, чтобы отношения государства и религиозных организаций были цивилизованными, опирались на правовую базу и служили благу общества? Прежде всего необходимо:

— создать четкую концепцию отношений государства и религиозных организаций, придать ей правовую форму и, главное, неуклонно добиваться ее выполнения.

— добиться единства законодательной базы в области отношений государства и религиозных организаций. У нас же пока существует, говоря словами классика, законность калужская и законность казанская.

— освободить религиозные организации от жестких политических объятий государства, не заигрывать с ними, стимулируя лишь духовную, социальную и иные сферы деятельности, предписываемые канонами той или иной религии.

— поставить под контроль государства внецерковную деятельность религиозных организаций в той части, где затрагиваются или даже ущемляются интересы государства. Поскольку есть существенные налоговые льготы, выделяются значительные бюджетные средства и квоты государство вправе проявлять интерес к этой, прямо скажем, потаенной сфере жизни религиозных организаций.

Большинство специалистов в области отношений государства и религиозных организаций убеждены, что комплекс проблем, выходящий за рамки чисто культовой практики религиозных организаций, может решить специализированный орган. Но это по целому ряду причин трудно разрешимый вопрос.

                                      

                                        

                                            Список использованной литературы

1.Религии мира. Энциклопедия. т.6.Москва "Аванта +".1996г.

2.Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. Под ред. Г.Ф.Ким. Москва. Наука. 1985.

3. Кочетов А.Н. Буддизм. М.,Политиздат,1968.

4. Крывелев И.А. История религий. Т.2 М.,"Мысль",1988.

5. Александр Мень. История религии. М.,1994.

6. Бонгард-Левин Г.М., Ильин С. Ф. Индия в древности. М., 1985.

7. Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977.

8. Гусева Н. Р. Индуизм. М., 1977.

9. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М., 1986.

10.Исаева Н. В. Шанкара и индийская философия. М., 1991.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5