рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Религоведение рефераты

                                                           Церковь Мормонов

В 1830 году Джозев Смит, еще с детских лет имевший "видения", в результате которых он объявил себя пророком, выпустил книгу ("Книга Мормона"),ставшую "Библией" своих приверженцев, называвших себя "святыми судного дня" или мормонами. Как утверждал основатель новой церкви, он "видел" медную доску с письменами, оставленными последним израильским пророком Мормоном. Перевод завещаний пророка и составил книгу Д.Смита. Вероучение мормонов основано как на "завещании" пророка и тех откровениях, которые он будто бы получал от Бога, то есть элементами христианства, с некоторыми исламскими догматами. Одна из самых отличительных черт этого вероучения, несмотря на его некоторую эклектичность, - ожидание скорого наступления на земле тысячелетнего царства Божия, а также вера в существование кроме единого бога еще и низших богов и духов. Чтобы стать одним из них, учат мормоны, человеческая душа должна освободиться из оков плоти.

                                                      Мусульманская религия

Мусульманская религия (Ислам) - одна из древнейших конфессий России и Москвы и вторая по числу приверженцев (после Русской Православной Церкви). Вероучение Ислама изложено в священной книге мусульман Коране, который был ниспослан Аллахом пророку Мухаммеду через архангела Джабраила. Оно покоится на 7 догматах: вере в единого бога - Аллаха, в ангелов, во все книги божьи, всех посланников Аллаха, в конец света, предопределение, воскресение мертвых. В соответствие с вероучением все сущее в мире создано Аллахом и все явления и события, которые уже произошли и еще произойдут во Вселенной, предопределены им и осуществляются по его воле. Культ Ислама опирается на пять "столпов веры" - исповедание веры, т. е. произнесение формулы "Нет божества кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник божий"; ежедневная пятикратная молитва (намаз); пост в месяц рамазан (ураза); обязательная благотворительность (закят); паломничество в Мекку (хаджж).Во главе мусульманской общины стоит имам, назначаемый муфтием - главой Духовного управления.

                                                         Церковь Объединения

Эта конфессия имеет и другое наименование: "Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства ".Центр ее находится в Нью-Йорке. Основал эту Церковь преподобный Сан Мен Мун в 1954 году. Глава и основатель Церкви учит: Бог страдает от трех страшных болезней нашего века - разрушение нравственных устоев молодого поколения и усилении индивидуального и национального эгоцентризма во всем мире; от упадка христианства и отсутствии единства и взаимопонимания между различными религиями мира; от распространения материалистических и атеистических идеологий. Избежать всего этого можно, по Муну, объединив людей вне зависимости от их расовой, национальной и религиозной принадлежности - у люде их небесный Отец - Единый Бог

                                                         Пресвитерианская церковь

Слово пресвитериане (так называют себя приверженцы этого вероучения) произошло от греческого presbyteros (старейшина).Церковь - одно из течений в кальвинизме, возникшее в Шотландии и Англии в период Реформации. Основал Церковь Джон Нокс, который выдвинул требования республиканского церковного устройства (в отличии от государственного англиканства)и возврата к первоначальному христианству. Основные принципы Пресвитерианства изложены в "Вестминстерском вероисповеднике"(1648) и выражены в духе ортодоксального кальвинизма с его верой во всеобщую греховность людей и абсолютное предопределение. Культ предельно упрощен; богослужение состоит из проповеди, общей молитвы и пения псалмов. Священников как таковых нет, общины управляются пресвитерами и пасторами, избираемыми из рядовых верующих (мирян).

                                                                         Квакеры

Как известно, Г.Фокс основал в Англии Общество друзей "внутреннего света". Вскоре, в 40-х годах семнадцатого века к нему примкнули многие баптистские группы и видные религиозные деятели. Членов этого образования стали называть квакерами (трясущимися).Основу их вероучения составляют представления о том, что бог заключен в сердцах людей, истину следует искать во "внутреннем свете", озаряющем человека и свидетельствующим о присутствии в нем божественного начала. Это может произойти с каждым человеком независимо от его расы или социального положения. Озарение "внутренним светом" означает одновременную победу над грехом и силами мрака. Квакеры отвергают внешнюю обрядность и церковную иерархию, у них нет строго регламентированного церемониала богослужения, они не признают таинств, не крестятся и не причащаются. Проповедует тот из участником собрания, кто сегодня почувствовал, что его озарил "внутренний свет".

                                                      Римско-католическая церковь

Католицизм (или римско-католическое исповедание) - одно из основных (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве - окончательно сформировался как вероучение и Церковь после разделения церквей на Западную (собственно католицизм) и Восточную (православие) в 1054 году. Он имеет ряд специфических особенностей в вероучении, культе и структуре религиозной организации. Эта Церковь строго централизована, имеет единый всемирный центр (Ватикан), единого главу - папу римского, который венчает многоступенчатую иерархию авторитарной организации. В настоящее время папой римским является Иоанн-Павел - П. Он, по канонам, является наместником Иисуса Христа на земле, непогрешимым в делах веры нравственности, его власть выше власти вселенских соборов. Источником вероучения католики считают святое писание - Библию и святое предание, куда включены в отличие от православия постановления вселенских соборов католической церкви и суждения пап. Особенностью учения - почитание Богородицы, признание догматов о ее непорочном зачатии и телесном вознесении, добавление к символу веры филиокве ( согласно утвержденному 1 11 вселенскими соборами в 325 381 годах символу веры святой дух исходит от Бога-Отца. Добавление же заключается в утверждении, что святой дух исходит и от Бога-Отца, и от Бога-Сына). Католическое духовенство дает обет безбрачия. Во главе общин стоит ксендз, примас, настоятель.

                                                               Сайентистская Церковь

Это религиозное направление возникло в 70-е годы Х1Х века в США, его основала Эдди Бекер, которая написала Устав "Матери Церкви", в котором обосновала христианскую науку о здоровье, являющуюся ключом к "Священному Писанию". Вероучение близко к протестантизму. Устав Бекер строго регламентирует поведение членов Церкви. В нем признается Триединый Бог(божественный утешитель),а человек - суть образ и подобие Бога. Приверженцы этого вероучения признают прощение Богом греха, распятие Иисуса Христа и его Воскресение - искупительную жертву Спасителя; они стремятся, чтобы" разум Иисуса был в каждом из нас".

                                                             Саентологическая церковь

Не все исследователи считают, что учение, созданное его основателем Л. Роном Хабардом, религия. Кое-кто видит в этой организации лишь коммерческую структуру. Однако есть все основания видеть в самом учении и его культовой практике и религиозное учение и священное знание. Прежде всего это представление о духовной и вечной сущности, которой должен идентифицировать себя человек. Кроме того, сама истории или однократное какое-либо ее событие (катастрофа), вызвавшее забвение человеком своей настоящей природы. То есть классическая для религиозного учения тема пленения истинного вечного Я природными или социально злыми силами. Материя, энергия, пространство и время являются творениями вечного и всемогущего Я, которое утрачивает осознание своей всемогущественности и попадает во власть своих собственных созданий.
Последователи этого учения верят, что все люди вне зависимости от цвета кожи, национальности или вероисповедания, были созданы равноправными; каждый человек может исповедывать ту религию, которую он выбрал для себя сам; каждый человек имеет право на собственную жизнь; что души людей обладают правами людей; что изучение разума и лечение болезней, вызванных состоянием души, не должно отделяться от религии или игнорироваться в нерелигиозных сферах деятельности; что никто, кроме Бога, не имеет права не считаться с этими правами или приостанавливать их действие. Кроме того саентология учит, что человек в своей основе хороший; что он стремится к выживанию; что его выживание зависит от него самого и от людей, его окружающих, а также от достижения им единени со Вселенной; что Божьи законы запрещают уничтожать себе подобных и уничтожать разум других; разрушать или порабощать другие души; разрушать или снижать способность к выживанию своих товарищей или своей группы; дух можно спасти; сам дух может спасти или вылечить тело.

                                                    Старообрядческие церкви

Старообрядчество - совокупность религиозных течений, возникших в результате раскола в русском православии и отказавшихся принять церковные реформы, проведенные Патриархом Никоном во второй половине ХУ11 века. Суть реформ касалась главным образом обрядовой стороны: введение трехперстного крестного знамения вместо двуперстного, замена земных поклонов на поясные, изменение направления движения во время богослужения (хождение против солнца - "посолонь"), изменение формы креста (допущение шестиконечного креста наряду с восьмиконечным) и др. Старообрядчество делится на два основных направления - поповщину и беспоповщину, состоящих в свою очередь из множества течений, толков и согласий.
Старообрядцы празднуют те же праздники, что и Русская Православная церковь. Исключение составляют торжества, связанные с днем тезоименитства и интронизации Патриарха Московского и Все Руси, которому они не подчинены ни юридически, ни канонически

                                                                    Толстовцы

Религиозно-утопическое движение в России, возникшее в 80-х годах Х1Х века на базе религиозно-этического учения Л. Н. Толстого.

                                                                     Язычники

Язычество - термин, используемый богословами "главных" религий и учеными и обозначающий многочисленные религиозные верования первобытных и древнейших народов - тотемизм, магия, анимизм, фетишизм и др.

                                                                      Тантризм

Тантризм - одна из древнейших и самых естественных религий человечества. Ее главная цель - осуществление триединой гармонии Бога, Единой Жизненной силы бытия и всех живых существ через их воссоединение в единой Божественной Семье Шивы (Бога-Отца) и Шакти (Богини-Матери). Тантрический Путь духовного совершенствования несет людям наслаждение жизнью, духовное освобождение, содержит в себе полноту эзотерических знаний и практик йоги, медитации, магического ритуала, искусства любви и науки истинно Божественной жизни.
Храм “Тантра - Сангхи” посвящен Шиве и Богине Матери Кали. Здесь регулярно проводятся богослужения, лекции, медитации, занятия йогой и магические ритуалы. При храме имеется святилище для огненных ведических жертвоприношений. Функционируют курсы йоги, изучения санскрита и индуистско-тантрической философии.

                       Цивилизация и церковь их отношения: традиции и современность.

Религиозный фактор — едва ли не самый значимый в сегодняшней российской общественной жизни. Пожалуй, ни одна партия или общественное движение не пользуются таким вниманием общества, как религия. Во многочисленных исследованиях, проведенных в регионах, обращается внимание на актуальность религиозного фактора во всех сферах российской действительности. Наиболее заметно присутствие православия или ислама. При этом подчеркивается ряд важных моментов. Во-первых, большинство населения позитивно оценивает религию, считает ее сегодня одним из устоев этнической и мировой культуры, признает значительный вклад традиционных религиозных институтов в сохранение нравственных ценностей человечества. Рейтинг доверия населения к Церкви со стороны населения, как свидетельствуют большинство исследований, значительно превышает 50%. В Пермской области, например, он составляет 54,6% — это наивысший показатель среди всех остальных социальных институтов. Во-вторых, налицо резкое преобладание в общинах различных конфессий лиц, осознавших свою религиозность именно в последние годы. Отсюда высокий процент неофитов, что не может не влиять на жизнь общины и особенно на характер межрелигиозных отношений. В-третьих, исследования фиксируют качественный сдвиг в характере религиозности — число убежденных верующих неуклонно растет и в настоящее время эта категория составляет около трети всех религиозно ориентированных граждан. Наконец, за минувшее десятилетие отмечается ежегодный прирост удельного веса верующих. Однако в 1999 году по сравнению с предыдущим годом в отдельных регионах имеет место количественное снижение верующих, порой на 2-2,5%. Вполне возможно, 1998 год стал пиком подъема религиозности, за которым можно ожидать стабилизацию и некоторое снижение религиозно-мистических проявлений.

В то же время нельзя не замечать и некоторой переоценки религиозного фактора. В стране, не имеющей государственной идеологии, у части общества не без влияния средств массовой информации сформировалось мнение, что идеологический вакуум может заполнить религия в том или ином конфессиональном выражении. Однако мы не имеем права игнорировать того обстоятельства, что религиозный фактор и его влияние на общество — малоизученное явление, отношения государства и религиозных организаций с момента начала перестройки, то есть полтора десятка лет, не опираются на четко сформулированную концепцию, не определены приоритеты, цели и задачи этих отношений. Контакты государства и религиозных организаций зачастую носят спонтанный характер, формируются, как правило, под влиянием сиюминутных политических интересов, определяются стремлением политических деятелей использовать религию, авторитет ее лидеров для решения конкретных задач. Становление отношений государства и религиозных организаций с момента распада Советского Союза, то есть на протяжении всего истекшего десятилетия, по существу, происходило стихийно, в обстановке романтического упоения как в церковной среде, так и в обществе чувством безграничной вседозволенности.

Уместно напомнить, что в прошлом государство занимало четко выраженную позицию в религиозном вопросе. В ней преобладал прежде всего интерес власти. Вплоть до 17 апреля 1905 года приоритетной религией было православие. В определенной мере власти отдавали должное уважение мусульманству. Одним из наиболее гонимых было старообрядчество: это была трагедия миллионов верующих, по размаху и последствиям не уступающая атеистическим гонениям советской власти. Впереди старообрядцев по объему прав и привилегий стояли католики, иудеи, буддисты, ряд других религий. Царский манифест 17 апреля 1905 года о началах веротерпимости не был актом доброй воли: он появился под давлением прогрессивной общественности. В немалой степени его рождение было обусловлено предчувствием очередной революционной бури.

Еще более циничной была политика в религиозном вопросе последующих режимов. Так, Советская власть в зависимости от политической обстановки в стране, чередовала репрессии с периодами послаблений религиозным организациям. В первой половине 20-х годов под влиянием экономических обстоятельств, обрушившегося на страну голода ленинское правительство заигрывало со старообрядцами, с представителями сектантских течений. Специальная правительственная комиссия в обращении «К сектантам и старообрядцам, живущим в России и за границей» 3 октября1921 года призвала « к творческой земледельческой работе эти народные по преимуществу крестьянские и ремесленные так называемые сектантские и старообрядческие массы.., зарекомендовавшие себя выдающейся трудоспособностью, честностью, исполнительностью, прямотой и искренностью». Аналогичные призывы были обращены к мусульманам, буддистам. Представители этих религий, в полной мере испытавшие тяжелую десницу самодержавия, отнеслись с энтузиазмом к просьбам советской власти помочь в преодолении экономического кризиса, содействовать подъему сельского хозяйства. Но уже в те же 20-е годы государство ответило массовыми репрессиями на доверие верующих граждан. Отношение к бывшей государственной церкви было не менее жестоким и , по существу, направленным на искоренение православия. В годы войны с фашистской Германией вновь оказался востребованным патриотический потенциал конфессий, прежде всего самой авторитетной — Русской православной Церкви. Однако недолго продолжался ее послевоенный расцвет. Репрессии конца 50-х-60-х годов в очередной раз обескровили церковь. Цифры, по словам одного из древних мудрецов, не управляют миром, но показывают, как управляется мир. К 1937 году РПЦ имела 8706 храмов, к 1948 — 14383, к 1950 — 13913, к 1966 — 7481, а к 1986 — 6737.

Рубеж 80-90-х годов стал звездным часом для конфессий и особенно для Русской Православной церкви. К началу 2000 года решениями Правительства России и местных органов власти ей было передано более 4 тысяч культовых зданий. Начали функционировать более 300 монастырей, около сотни монастырских подворий, несколько десятков духовных учебных заведений. Демократические преобразования в стране позволили религиозным организациям частично возродить присущие им духовные, социальные, благотворительные традиции. Исторические религиозные организации- прежде всего православные и мусульманские — возглавили процесс духовного возрождения России. Никто не подсчитывал размеры социальной и гуманитарной помощи религиозных организаций, но, поверьте, эти цифры значительны. Например, только Новосибирское епархиальное управление РПЦ опекает 11 учреждений для престарелых, 34 больницы, реабилитационных центра и домов ветеранов, 19 интернатов и домов малютки, многие другие социально-медицинские учреждения. Один лишь Ново-Тихвинский женский монастырь в Свердловской области ежедневно кормит 1500 человек, более 100 инвалидов и престарелых получают обеды на дом. Екатеринбургским римо — католическим приходом святой Анны в 1999 году на благотворительную деятельность выделено почти миллион рублей. Объединенная методистская церковь Екатеринбурга в 1998-99 годах реализовала программы социальной помощи на сумму, превышающую 4700 тысяч рублей. Значительную социальную поддержку нуждающимся гражданам оказывают все протестантские церкви, буддистские, мусульманские, иудейские религиозные организации, Армия спасения и другие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5