Реферат: Религоведение
Церковь Мормонов
В 1830 году Джозев Смит, еще с детских лет имевший
"видения", в результате которых он объявил себя пророком, выпустил
книгу ("Книга Мормона"),ставшую "Библией" своих
приверженцев, называвших себя "святыми судного дня" или мормонами.
Как утверждал основатель новой церкви, он "видел" медную доску с
письменами, оставленными последним израильским пророком Мормоном. Перевод
завещаний пророка и составил книгу Д.Смита. Вероучение мормонов основано как на
"завещании" пророка и тех откровениях, которые он будто бы получал от
Бога, то есть элементами христианства, с некоторыми исламскими догматами. Одна
из самых отличительных черт этого вероучения, несмотря на его некоторую
эклектичность, - ожидание скорого наступления на земле тысячелетнего царства
Божия, а также вера в существование кроме единого бога еще и низших богов и
духов. Чтобы стать одним из них, учат мормоны, человеческая душа должна освободиться
из оков плоти.
Мусульманская
религия
Мусульманская религия (Ислам) - одна из древнейших
конфессий России и Москвы и вторая по числу приверженцев (после Русской
Православной Церкви). Вероучение Ислама изложено в священной книге мусульман
Коране, который был ниспослан Аллахом пророку Мухаммеду через архангела
Джабраила. Оно покоится на 7 догматах: вере в единого бога - Аллаха, в ангелов,
во все книги божьи, всех посланников Аллаха, в конец света, предопределение,
воскресение мертвых. В соответствие с вероучением все сущее в мире создано
Аллахом и все явления и события, которые уже произошли и еще произойдут во
Вселенной, предопределены им и осуществляются по его воле. Культ Ислама
опирается на пять "столпов веры" - исповедание веры, т. е.
произнесение формулы "Нет божества кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник
божий"; ежедневная пятикратная молитва (намаз); пост в месяц рамазан
(ураза); обязательная благотворительность (закят); паломничество в Мекку
(хаджж).Во главе мусульманской общины стоит имам, назначаемый муфтием - главой
Духовного управления.
Церковь Объединения
Эта конфессия имеет и другое наименование:
"Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства ".Центр
ее находится в Нью-Йорке. Основал эту Церковь преподобный Сан Мен Мун в 1954
году. Глава и основатель Церкви учит: Бог страдает от трех страшных болезней
нашего века - разрушение нравственных устоев молодого поколения и усилении
индивидуального и национального эгоцентризма во всем мире; от упадка
христианства и отсутствии единства и взаимопонимания между различными религиями
мира; от распространения материалистических и атеистических идеологий. Избежать
всего этого можно, по Муну, объединив людей вне зависимости от их расовой,
национальной и религиозной принадлежности - у люде их небесный Отец - Единый
Бог
Пресвитерианская церковь
Слово пресвитериане (так называют себя приверженцы этого
вероучения) произошло от греческого presbyteros (старейшина).Церковь - одно из
течений в кальвинизме, возникшее в Шотландии и Англии в период Реформации.
Основал Церковь Джон Нокс, который выдвинул требования республиканского церковного
устройства (в отличии от государственного англиканства)и возврата к
первоначальному христианству. Основные принципы Пресвитерианства изложены в
"Вестминстерском вероисповеднике"(1648) и выражены в духе
ортодоксального кальвинизма с его верой во всеобщую греховность людей и
абсолютное предопределение. Культ предельно упрощен; богослужение состоит из
проповеди, общей молитвы и пения псалмов. Священников как таковых нет, общины
управляются пресвитерами и пасторами, избираемыми из рядовых верующих (мирян).
Квакеры
Как известно, Г.Фокс основал в Англии Общество друзей
"внутреннего света". Вскоре, в 40-х годах семнадцатого века к нему
примкнули многие баптистские группы и видные религиозные деятели. Членов этого
образования стали называть квакерами (трясущимися).Основу их вероучения
составляют представления о том, что бог заключен в сердцах людей, истину
следует искать во "внутреннем свете", озаряющем человека и свидетельствующим
о присутствии в нем божественного начала. Это может произойти с каждым
человеком независимо от его расы или социального положения. Озарение
"внутренним светом" означает одновременную победу над грехом и силами
мрака. Квакеры отвергают внешнюю обрядность и церковную иерархию, у них нет
строго регламентированного церемониала богослужения, они не признают таинств,
не крестятся и не причащаются. Проповедует тот из участником собрания, кто
сегодня почувствовал, что его озарил "внутренний свет".
Римско-католическая
церковь
Католицизм (или римско-католическое исповедание) - одно из
основных (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве -
окончательно сформировался как вероучение и Церковь после разделения церквей на
Западную (собственно католицизм) и Восточную (православие) в 1054 году. Он
имеет ряд специфических особенностей в вероучении, культе и структуре
религиозной организации. Эта Церковь строго централизована, имеет единый
всемирный центр (Ватикан), единого главу - папу римского, который венчает
многоступенчатую иерархию авторитарной организации. В настоящее время папой
римским является Иоанн-Павел - П. Он, по канонам, является наместником Иисуса
Христа на земле, непогрешимым в делах веры нравственности, его власть выше
власти вселенских соборов. Источником вероучения католики считают святое
писание - Библию и святое предание, куда включены в отличие от православия
постановления вселенских соборов католической церкви и суждения пап. Особенностью
учения - почитание Богородицы, признание догматов о ее непорочном зачатии и
телесном вознесении, добавление к символу веры филиокве ( согласно
утвержденному 1 11 вселенскими соборами в 325 381 годах символу веры святой дух
исходит от Бога-Отца. Добавление же заключается в утверждении, что святой дух
исходит и от Бога-Отца, и от Бога-Сына). Католическое духовенство дает обет
безбрачия. Во главе общин стоит ксендз, примас, настоятель.
Сайентистская Церковь
Это религиозное направление возникло в 70-е годы Х1Х века
в США, его основала Эдди Бекер, которая написала Устав "Матери
Церкви", в котором обосновала христианскую науку о здоровье, являющуюся
ключом к "Священному Писанию". Вероучение близко к протестантизму.
Устав Бекер строго регламентирует поведение членов Церкви. В нем признается
Триединый Бог(божественный утешитель),а человек - суть образ и подобие Бога.
Приверженцы этого вероучения признают прощение Богом греха, распятие Иисуса Христа
и его Воскресение - искупительную жертву Спасителя; они стремятся, чтобы"
разум Иисуса был в каждом из нас".
Саентологическая церковь
Не все исследователи считают, что учение, созданное его основателем
Л. Роном Хабардом, религия. Кое-кто видит в этой организации лишь коммерческую
структуру. Однако есть все основания видеть в самом учении и его культовой
практике и религиозное учение и священное знание. Прежде всего это
представление о духовной и вечной сущности, которой должен идентифицировать
себя человек. Кроме того, сама истории или однократное какое-либо ее событие
(катастрофа), вызвавшее забвение человеком своей настоящей природы. То есть
классическая для религиозного учения тема пленения истинного вечного Я
природными или социально злыми силами. Материя, энергия, пространство и время
являются творениями вечного и всемогущего Я, которое утрачивает осознание своей
всемогущественности и попадает во власть своих собственных созданий.
Последователи этого учения верят, что все люди вне зависимости от цвета кожи,
национальности или вероисповедания, были созданы равноправными; каждый человек
может исповедывать ту религию, которую он выбрал для себя сам; каждый человек
имеет право на собственную жизнь; что души людей обладают правами людей; что
изучение разума и лечение болезней, вызванных состоянием души, не должно
отделяться от религии или игнорироваться в нерелигиозных сферах деятельности;
что никто, кроме Бога, не имеет права не считаться с этими правами или
приостанавливать их действие. Кроме того саентология учит, что человек в своей
основе хороший; что он стремится к выживанию; что его выживание зависит от него
самого и от людей, его окружающих, а также от достижения им единени со
Вселенной; что Божьи законы запрещают уничтожать себе подобных и уничтожать
разум других; разрушать или порабощать другие души; разрушать или снижать
способность к выживанию своих товарищей или своей группы; дух можно спасти; сам
дух может спасти или вылечить тело.
Старообрядческие церкви
Старообрядчество - совокупность религиозных течений,
возникших в результате раскола в русском православии и отказавшихся принять
церковные реформы, проведенные Патриархом Никоном во второй половине ХУ11 века.
Суть реформ касалась главным образом обрядовой стороны: введение трехперстного
крестного знамения вместо двуперстного, замена земных поклонов на поясные,
изменение направления движения во время богослужения (хождение против солнца -
"посолонь"), изменение формы креста (допущение шестиконечного креста
наряду с восьмиконечным) и др. Старообрядчество делится на два основных
направления - поповщину и беспоповщину, состоящих в свою очередь из множества
течений, толков и согласий.
Старообрядцы празднуют те же праздники, что и Русская Православная церковь.
Исключение составляют торжества, связанные с днем тезоименитства и интронизации
Патриарха Московского и Все Руси, которому они не подчинены ни юридически, ни
канонически
Толстовцы
Религиозно-утопическое движение в России, возникшее в 80-х
годах Х1Х века на базе религиозно-этического учения Л. Н. Толстого.
Язычники
Язычество - термин, используемый богословами
"главных" религий и учеными и обозначающий многочисленные религиозные
верования первобытных и древнейших народов - тотемизм, магия, анимизм, фетишизм
и др.
Тантризм
Тантризм - одна из древнейших и самых естественных религий
человечества. Ее главная цель - осуществление триединой гармонии Бога, Единой
Жизненной силы бытия и всех живых существ через их воссоединение в единой Божественной
Семье Шивы (Бога-Отца) и Шакти (Богини-Матери). Тантрический Путь духовного
совершенствования несет людям наслаждение жизнью, духовное освобождение,
содержит в себе полноту эзотерических знаний и практик йоги, медитации,
магического ритуала, искусства любви и науки истинно Божественной жизни.
Храм “Тантра - Сангхи” посвящен Шиве и Богине Матери Кали. Здесь регулярно
проводятся богослужения, лекции, медитации, занятия йогой и магические ритуалы.
При храме имеется святилище для огненных ведических жертвоприношений.
Функционируют курсы йоги, изучения санскрита и индуистско-тантрической
философии.
Цивилизация и церковь их
отношения: традиции и современность.
Религиозный фактор — едва
ли не самый значимый в сегодняшней российской общественной жизни. Пожалуй, ни
одна партия или общественное движение не пользуются таким вниманием общества,
как религия. Во многочисленных исследованиях, проведенных в регионах,
обращается внимание на актуальность религиозного фактора во всех сферах российской
действительности. Наиболее заметно присутствие православия или ислама. При этом
подчеркивается ряд важных моментов. Во-первых, большинство населения позитивно
оценивает религию, считает ее сегодня одним из устоев этнической и мировой
культуры, признает значительный вклад традиционных религиозных институтов в
сохранение нравственных ценностей человечества. Рейтинг доверия населения к
Церкви со стороны населения, как свидетельствуют большинство исследований,
значительно превышает 50%. В Пермской области, например, он составляет
54,6% — это наивысший показатель среди всех остальных социальных
институтов. Во-вторых, налицо резкое преобладание в общинах различных конфессий
лиц, осознавших свою религиозность именно в последние годы. Отсюда высокий
процент неофитов, что не может не влиять на жизнь общины и особенно на характер
межрелигиозных отношений. В-третьих, исследования фиксируют качественный сдвиг
в характере религиозности — число убежденных верующих неуклонно растет и в
настоящее время эта категория составляет около трети всех религиозно
ориентированных граждан. Наконец, за минувшее десятилетие отмечается ежегодный
прирост удельного веса верующих. Однако в 1999 году по сравнению с предыдущим
годом в отдельных регионах имеет место количественное снижение верующих, порой
на 2-2,5%. Вполне возможно, 1998 год стал пиком подъема религиозности, за
которым можно ожидать стабилизацию и некоторое снижение религиозно-мистических
проявлений.
В то же время нельзя не замечать
и некоторой переоценки религиозного фактора. В стране, не имеющей
государственной идеологии, у части общества не без влияния средств массовой
информации сформировалось мнение, что идеологический вакуум может заполнить
религия в том или ином конфессиональном выражении. Однако мы не имеем права
игнорировать того обстоятельства, что религиозный фактор и его влияние на
общество — малоизученное явление, отношения государства и религиозных
организаций с момента начала перестройки, то есть полтора десятка лет, не
опираются на четко сформулированную концепцию, не определены приоритеты, цели и
задачи этих отношений. Контакты государства и религиозных организаций зачастую
носят спонтанный характер, формируются, как правило, под влиянием сиюминутных
политических интересов, определяются стремлением политических деятелей
использовать религию, авторитет ее лидеров для решения конкретных задач.
Становление отношений государства и религиозных организаций с момента распада
Советского Союза, то есть на протяжении всего истекшего десятилетия, по
существу, происходило стихийно, в обстановке романтического упоения как в
церковной среде, так и в обществе чувством безграничной вседозволенности.
Уместно напомнить, что в прошлом
государство занимало четко выраженную позицию в религиозном вопросе. В ней
преобладал прежде всего интерес власти. Вплоть до 17 апреля 1905 года
приоритетной религией было православие. В определенной мере власти отдавали
должное уважение мусульманству. Одним из наиболее гонимых было
старообрядчество: это была трагедия миллионов верующих, по размаху и
последствиям не уступающая атеистическим гонениям советской власти. Впереди
старообрядцев по объему прав и привилегий стояли католики, иудеи, буддисты, ряд
других религий. Царский манифест 17 апреля 1905 года о началах веротерпимости
не был актом доброй воли: он появился под давлением прогрессивной
общественности. В немалой степени его рождение было обусловлено предчувствием
очередной революционной бури.
Еще более циничной была политика
в религиозном вопросе последующих режимов. Так, Советская власть в зависимости
от политической обстановки в стране, чередовала репрессии с периодами
послаблений религиозным организациям. В первой половине 20-х годов под влиянием
экономических обстоятельств, обрушившегося на страну голода ленинское
правительство заигрывало со старообрядцами, с представителями сектантских
течений. Специальная правительственная комиссия в обращении «К сектантам и
старообрядцам, живущим в России и за границей» 3 октября1921 года призвала « к
творческой земледельческой работе эти народные по преимуществу крестьянские и
ремесленные так называемые сектантские и старообрядческие массы..,
зарекомендовавшие себя выдающейся трудоспособностью, честностью,
исполнительностью, прямотой и искренностью». Аналогичные призывы были обращены
к мусульманам, буддистам. Представители этих религий, в полной мере испытавшие
тяжелую десницу самодержавия, отнеслись с энтузиазмом к просьбам советской
власти помочь в преодолении экономического кризиса, содействовать подъему
сельского хозяйства. Но уже в те же 20-е годы государство ответило массовыми
репрессиями на доверие верующих граждан. Отношение к бывшей государственной
церкви было не менее жестоким и , по существу, направленным на искоренение
православия. В годы войны с фашистской Германией вновь оказался востребованным
патриотический потенциал конфессий, прежде всего самой авторитетной —
Русской православной Церкви. Однако недолго продолжался ее послевоенный
расцвет. Репрессии конца 50-х-60-х годов в очередной раз обескровили церковь.
Цифры, по словам одного из древних мудрецов, не управляют миром, но показывают,
как управляется мир. К 1937 году РПЦ имела 8706 храмов, к 1948 — 14383, к
1950 — 13913, к 1966 — 7481, а к 1986 — 6737.
Рубеж 80-90-х годов стал
звездным часом для конфессий и особенно для Русской Православной церкви. К
началу 2000 года решениями Правительства России и местных органов власти ей
было передано более 4 тысяч культовых зданий. Начали функционировать более 300
монастырей, около сотни монастырских подворий, несколько десятков духовных
учебных заведений. Демократические преобразования в стране позволили
религиозным организациям частично возродить присущие им духовные, социальные,
благотворительные традиции. Исторические религиозные организации- прежде всего
православные и мусульманские — возглавили процесс духовного возрождения
России. Никто не подсчитывал размеры социальной и гуманитарной помощи
религиозных организаций, но, поверьте, эти цифры значительны. Например, только
Новосибирское епархиальное управление РПЦ опекает 11 учреждений для престарелых,
34 больницы, реабилитационных центра и домов ветеранов, 19 интернатов и домов
малютки, многие другие социально-медицинские учреждения. Один лишь
Ново-Тихвинский женский монастырь в Свердловской области ежедневно кормит 1500
человек, более 100 инвалидов и престарелых получают обеды на дом.
Екатеринбургским римо — католическим приходом святой Анны в 1999 году на
благотворительную деятельность выделено почти миллион рублей. Объединенная
методистская церковь Екатеринбурга в 1998-99 годах реализовала программы
социальной помощи на сумму, превышающую 4700 тысяч рублей. Значительную
социальную поддержку нуждающимся гражданам оказывают все протестантские церкви,
буддистские, мусульманские, иудейские религиозные организации, Армия спасения и
другие.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|