рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Религоведение рефераты

Здесь религия определяется как искаженное фантастическое отражение действительности, реальных отношений людей. Однако если религия есть превратное воспроизведение реальных отношений и связей, то для выявления ее сущности необходимо изучить сущность выявленных отношений, т.е. истоки религии необходимо искать в бытии.

Сущность религиозного мировоззрения заключается в том, что его основой является вера в сверхъестественный абсолют, который в зависимости от конкретной религии имеет свой набор качеств и характерных особенностей, т.е. не абстрактный сверхъестественный абсолют, а "реальный" Бог, в которого верят конкретные люда.

Таким образом, сторонники богословских и объективно-идеалистических концепций сводят вопрос о сущности религии к вопросу о сущности и существовании сверхъестественного "абсолюта", т.е. Бога. Обоснование религии превращается в постулирование бытия Бога в различной терминологической оболочке.

                                                            СТРУКТУРА РЕЛИГИИ

Религия как сложная социальная система имеет свою внутреннюю структуру, состоящую из ряда компонентов: религиозного сознания, религиозных отношений, религиозной деятельности, религиозных организаций. Необходимо отметить, что не все отечественные религиоведы и научные атеисты придерживаются данной классификации, однако все выделяют религиозное сознание, религиозные организации, религиозные отношения.

1. Религиозное сознание. Это определяющий элемент религиозной системы, через который осуществляется социальная детерминация других ее элементов. Культовые действия, религиозные обряды становятся таковыми, поскольку они воплощают в символической форме религиозные верования и представления. Религиозные организации формируются на основе общности религиозных верований. Поэтому религию справедливо рассматривать, прежде всего, на уровне религиозного общественного сознания.

Большинство отечественных исследователей религии справедливо считают главным, специфическим признаком религиозного сознания веру в сверхъестественное.

Религиозное сознание имеет два взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных уровня: религиозную идеологию и религиозную психологию. Их присутствие ощущается в каждой из форм общественного сознания. Для того чтобы выяснить сущность религиозного сознания, необходимо прежде всего определить, что представляют собой религиозная идеология и религиозная психология.

Религиозная идеология - это более или менее стройная система религиозных идей, взглядов и представлений, разработкой которых занимаются специально подготовленные люди, служители культа. Она выступает как систематизированное, теоретически осмысленное и обобщенное отражение сквозь призму веры в сверхъестественность реального бытия.

Религиозная идеология, в отличие от психологии, представляет собой систему догматов, утверждений и предписаний, содержащих последовательное изложение религиозных взглядов и представлений на мир в целом, а также на различные стороны бытия — природы, общества и человека.

Идеология современных религий включает в себя следующие разделы: богословие, религиозные концепции экономики, политики, права, искусства, религиозную философию.

Религиозная психология есть совокупность несистематизированных  представлений,   идей,   образов, чувств, настроений, переживаний, привычек, установок, потребностей, через призму которых верующий человек в иллюзорной, фантастической форме воспринимает, осмысливает, оценивает окружающий мир и собственное бытие, определяет свое отношение к ним.

К числу основных, определяющих структуру религиозно-психологического  комплекса компонентов следует отнести религиозные идеи и представления на уровне обыденного сознания, религиозные чувства, религиозные настроения, религиозные установки и религиозные потребности.

Обыденное сознание верующих включает в себя различные эмпирические знания, получаемые в ходе практической деятельности. Каждый отдельный человек живет и действует в определенных исторических условиях, которые накладывают отпечаток на мир его психологического восприятия.

В процессе жизнедеятельности под влиянием природных и социальных условий существования человек усваивает определенные взгляды, настроения, чувства, привычки, нравы, традиции, характерные для определенной общности людей, что и составляет основу общественной психологии.

Религиозная психология диалектически взаимосвязана с религиозной идеологией. Эта взаимосвязь находит свое проявление в следующих аспектах: во-первых, религиозная идеология формируется, распространяется и сохраняется на базе религиозной психологии; во-вторых, изменение условий существования религии в обществе приводит к изменению социальной психики верующих, которые, в свою очередь, ведут к изменению в религиозной идеологии; в-третьих, формируясь под воздействием религиозной психологии и постоянно испытывая на себе ее воздействие, религиозная идеология, в свою очередь, оказывает свое влияние на обыденное религиозное сознание верующих, степень воздействия которого зависит от того, насколько религиозная идеология соответствует религиозной психологии в данный исторический момент развития религиозного комплекса в обществе.

2. Религиозные отношения. В отечественной религиоведческой и научно-атеистической литературе под религиозными отношениями понимают отношения, складывающиеся между людьми в процессе культовых действий. Они базируются, в первую очередь, на вере в возможность особых отношений между Богом и верующим человеком, что Бог влияет на судьбу человека и все социальные и природные процессы. Ведь человеку нужен Бог, который может его выслушать, помочь, защитить. Вера в возможность двусторонних "иллюзорно-практических" отношений объективируется в религиозном культе.

3. Религиозная деятельность. Это практически-духовное освоение действительности, включающее культовую и внекультовую деятельность.

Культовая деятельность. Являясь составной частью религиозного комплекса, культ играет роль активного средства пропаганды религии и представляет собой совокупность символических действий, с помощью которых верующий предпринимает попытку установить взаимосвязь со сверхъестественными силами (богами, духами, демонами и т.п.) и пытается воздействовать на них.

К культовым относятся все виды религиозно-магических действий и представлений: религиозные обряды, ритуалы, жертвоприношения, таинства, богослужения, мистерии, посты, молитвы и иные средства, направленные на установление связи со сверхъестественными силами в целях получения определенного результата.

В системе культа религиозная община пытается с максимальным эффектом использовать наиболее действенные средства различных видов искусств. Культ также выступает связующим звеном в системе община - верующий. Богослужебная практика через слово, образ, действо стремится поддерживать веру в бога как в реально существующую силу.

Формирование и состояние культовой деятельности во все исторические эпохи зависит от особенностей верований людей, обусловленных общим уровнем развития цивилизации, в которой существует и функционирует данная религия. Чтобы выработать религиозные убеждения, служители культа требуют от своих прихожан, "паствы", регулярных посещений богослужения, соблюдения всех религиозных предписаний, активного участия в культовой деятельности, соблюдения обрядов.

Особое место в культовой деятельности отводится молитве как средству общения с Богом. Целенаправленное и регулярное использование обрядов, таинств, проповедей, молитв формирует у верующих религиозное мировоззрение. Культ как вид социальной деятельности отличается от других ее видов по содержанию, предмету, субъекту деятельности.

Религиозные идеи, взгляды в культе представлены, прежде всего, культовым текстом, к которому относятся "священные писания", "священные предания", молитвы, псалмы, песнопения и т.п. Воспроизводство их создает в сознании участников культовых действий образы тех, кому поклоняются в данной религии.

В зависимости от подхода к культу исследователи религии выделяют два его вида: магию и милостивый культ. В культе происходит общение верующего с Богом или иными объектами поклонения; считается, что это общение имеет двусторонний характер.

Субъектами культовой деятельности могут быть как религиозные группы, так и отдельные верующие. К средствам культовой деятельности относятся: храм, молитвенный дом, религиозное искусство, культовые предметы.

Внекультовая деятельность. Во внекультовой религиозной деятельности выделяются две стороны - духовная и практическая. Производство религиозных идей, систематизация и интерпретация вероучения, сочинения богословов, светские теоретические изыскания, содействующие развитию и защите религии, составляют духовную религиозную внекультовую деятельность.

К практической стороне внекультовой деятельности можно отнести работу миссионеров, религиозных соборов, преподавание в высших и средних специальных религиозных заведениях, пропаганду религиозного мировоззрения, словом, всякую практическую деятельность, направленную на внедрение и защиту религии в обществе.

4. Религиозные организации. Любая развитая религиозная система невозможна без наличия организационно-институционной структуры. Каждая религия имеет собственную организацию в виде комплекса определенных институтов, общественных религиозных союзов, а также функционирующего культа.

Организационно-институционная сфера эволюционировала от нерелигиозных институтов, когда некоторые ее функции исполнялись светскими институтами, через полупрофессиональные к специфическим религиозным организациям.

Религиозные организации, или церковные институты, представляют собой систему учреждений и форм деятельности, призванных регламентировать, контролировать и определенным образом регулировать поведение верующих данной конфессии, а также удовлетворять их религиозные потребности. Иерархия церковной организации зависит от конфессиональных различий. Религиозная организация считается связующим звеном между Богом и верующими.

В настоящее время церковные институты функционируют по следующим направлениям: а) организация религиозной жизни верующих; б) контроль за поведением верующих; в) разработка и совершенствование средств воздействия на сознание верующих;г) внедрение в сознание верующих религиозных взглядов и представлений, чувств и настроений, религиозных ценностных ориентаций;

д) осуществление религиозных санкций против лиц, нарушающих религиозные предписания;

е) поддержание связей с иными религиозными объединениями;

ж) защита своего вероучения и культа от различных форм критики со стороны его противников.

Для осуществления этих подобных функций религиозные организации располагают определенными учреждениями и средствами, а также санкциями, регламентированными церковными правилами и постановлениями.

Для практики религиозных организаций на современном этапе характерна тенденция расширять свои функции за счет внерелигиозной деятельности. При этом внешне - это внерелигиозные формы, но, как правило, они наполняются религиозным содержанием и преследуют цель постепенно вовлечь человека в орбиту религиозного влияния либо усилить свое влияние на верующего человека.

                                                  ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ

Прежде чем рассматривать основные функции религии, необходимо дать определение этого понятия. В настоящее время в отечественной религиоведческой и научно-атеистической литературе под "функциями религии" понимается характер и направление ее воздействия на общество в целом и на отдельные его элементы.

1. Мировоззренческая функция. Религия включает определенное миропонимание (объяснение мира, места в нем человека, сущности природы и т.д.), мирочувствование (эмоциональное отражение внешнего мира, самочувствование человека), оценку мира, мироотношение. Религиозное мировоззрение реализуется в поведении и взаимоотношениях верующих, в структуре религиозных организаций.

Своеобразие религиозного мировоззрения состоит в том, что оно отражает действительность сквозь призму веры в сверхъестественный абсолют - Бога, получающего разные наименования в зависимости от религиозной конфессиональности.

2. Иллюзорно-компенсаторная функция. Смысл данной функции заключается в том, что религия иллюзорно восполняет практическое бессилие человека, его неспособность сознательно противостоять природным и социальным процессам, а также управлять различными отношениями в человеческом бытии. В этом случае религия в некоторой мере отвлекает людей от реальности и, создавая определенные иллюзии в сознании индивида, облегчает его страдания, поддерживая в человеке потребность в отвлечении от действительности и тех больных проблем, которыми наполнена его жизнь. Важным свойством этой функции является ее психологическое воздействие, которым снимается стрессовое состояние.

3. Коммуникативная функция. Религия выступает средством общения людей в рамках определенных религиозных организаций, отдельных групп. Общение осуществляется прежде всего в культовой деятельности. Богослужение в храме, в молитвенном доме, участие в таинствах, общественная молитва рассматриваются как главное средство общения и единения верующих с Богом и друг с другом. Кроме того, храм или иное молитвенное помещение нередко являются единственным местом, где жители определенного населенного пункта могут собираться вместе, не только ради религиозного, но даже и обыденных встреч. Внекультовая деятельность также обеспечивает общение людей.

4. Интегрирующая функция. Религия может выступать в роли фактора интеграции отдельных групп граждан, а также общества в целом, укрепляющего и поддерживающего существующую систему социальных отношений. Регламентируя поведение и деятельность индивидов, объединяя их мысли, чувства, стремления, направляя усилия социальных групп и институтов, религия способствует стабильности данного общества. Сплачивая единоверцев и "вооружая" их своими идеями, религия оказывает содействие консолидации всех, кто придерживается этих взглядов.

5. Регулятивная функция. Религиозные идеи, взгляды, представления, ценностные установки, стереотипы поведения, культовая деятельность и религиозные объединения выступают регуляторами поведения приверженцев данной веры. Будучи нормативной системой и основой общественно санкционированных способов поведения, религия определенным образом упорядочивает помыслы, стремления людей, их деятельность.

Кроме основных функций, религия в разное время выполняла и выполняет нерелигиозные функции, определяемые той конкретной историко-социальной обстановкой, в которой живет и функционирует данное религиозное объединение. Можно выделить, в первую очередь, следующие “нерелигиозные функции: политическая, экономическая, воспитательная, культурно-просветительская и т.п.

Названные функции религии осуществляются не изолированно, а в комплексе и проявляются как в обществе в целом, так и на уровне социальных групп и отдельных личностей.

Место и социальное пространство функций религии меняются в зависимости от общественных условий и, в первую очередь, от уровня развития культуры народа на каждом этапе исторического развития.

                                        Религиозные организации современности

                                                 Церковь адвентистов седьмого дня

Адвентисты (от латинского adventus - пришествие) - так называют себя последователи христианского течения, возникшего в недрах протестантизма в первой половине Х1Х века в США. Его основатель Уильям Миллер в обширном трактате, опирающемся на "пророческие" книги Библии обосновал свои сроки второго пришествия Христа. Ближний прогноз основателя вероучения не подтвердился, однако это не сказалось на существовании новой Церкви, но привело к многочисленным расколам в ее среде. Наиболее крупная структура, которая выделилась из ее состава - Адвентисты Седьмого Дня. В основе их учения лежит вера в близкое второе пришествие, страшный суд,1000-летнее царство Христа для праведников. Вся история человечества рассматривается богословием этой Церкви как извечная борьба Христа с Сатаной, которая обязательно закончится гибелью "сатанинского" воинства. Единственный путь к спасению - принятие адвентистской веры. Приверженцы этого учения не признают бессмертия души, так как она будто бы умирает вместе с телом, чтобы воскреснуть лишь в день пришествия Христа. Земная жизнь - только подготовка к этому дню. Обязательным для адвентистов является соблюдение библейских заповедей, особенно четвертой, требующей "соблюдать субботу", а также внесение в пользу Церкви "десятины" - десятой части своих доходов.
  Религиозные праздники Церкви Адвентистов Седьмого Дня в 1996 году: наиболее чтимыми праздниками считаются субботние

Англиканская церковь

Это государственная Церковь Англии. Возникла она в период Ре-
формации в ХУ1 веке. Вероучение сочетает католический догмат о спасающей силе Церкви с протестантским учением о спасении личной верой. По внешним признакам Англиканская церковь ближе других протестантских церквей к католицизму, во многом сохраняя его обрядовую сторону, однако полностью самостоятельна. Возглавляет ее английский король, назначающий епископов, в том числе и примаса церкви.

                                                                      Армия спасения

Во второй половине прошлого века в Лондоне организовалось движение за нравственное возрождение общества. Его основал и возглавил методистский проповедник У.Бутс. Движение получило название "Христианская миссия", а затем, в 1878 году переименовано в "Армию спасения". Во многом е структуры "военизированы" - там есть свои "генералы", "офицеры" и "солдаты", отделения и филиалы называются "дивизиями", "армиями", "корпусами" и "форпостами". Эта религиозно-филантропическая организация по началу превратилась впоследствии в обычную религиозную, где ,однако, благотворительной деятельности уделяется очень большое внимание. Возникнув на почве методизма, Армия спасения разделяет основные его положения в вероучении и в особенности - учение о спасении.

Армянская апостольская церковь

Армянская Апостольская Церковь - одна из самых древних Восточных христианских Церквей, которая образовалась как самостоятельна национальная Церковь в 1У веке и сохранила свою духовную самобытность до наших дней.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5