рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Показатели уровня жизни населения рефераты

* По этой группе населения данные за 2000 г.

Калорийность суточного рациона питания в десятой (высшей по доходам) 10%-ной группе в среднем за 2000-2001 гг. в 2,9 раза выше, чем в первой (низшей по доходам) группе, в том числе по продуктам животного происхож-дения - в 4,1 раза. В десятой группе в расчете на душу населения потребляется больше молока, овощей и рыбопродуктов в 3,6-4,0 раза, мяса и мясопродуктов

-           в 5,4, фруктов - в 7,1 раза.

Ухудшение продовольственного обеспечения населения усугубляется ослаблением продовольственной независимости страны, большим увеличени-ем импорта. Его масштабы колеблются около 30% внутреннего потребления продовольствия, превышая в отдельные годы этот уровень. Между тем по критериям мировой практики критической чертой продовольственной безо-пасности являются размеры импорта продовольствия не выше 20% внутренне-го потребления. Имеются в виду страны с нормальными условиями для сельс-кого хозяйства. К ним относится и Россия. Располагая такими условиями, наша страна перешла критический порог продовольственной безопасности.

Как видим, нынешнее состояние продовольственной сферы выдвигает комплекс сложных задач неотложного характера. В их системе на первый план выдвигается преодоление продовольственной бедности значительной части населения. Каков критерий выделения малоимущего слоя населения, живу-щего на грани бедности?

Наиболее доступным для использования является сопоставление доходов и ресурсов домохозяйств с установленным для данного этапа прожиточным минимумом. При всей своей относительности прожиточный минимум являет-ся основой при оценке продовольственного обеспечения и служит практи-ческим ориентиром в политике по улучшению питания малоимущих слоев населения. Удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума

-           важный показатель общего состояния продовольственного обеспечения в
стране. Определяющее место в структуре прожиточного минимума занимает
продовольственный минимум, так называемая продовольственная корзина. В
разных странах применяются свои критерии оценки бедности, используются
разные показатели, которые берутся за точку отсчета.

Прежде чем анализировать жизненный уровень, доходы населения в срав-нении с прожиточным минимумом, кратко остановимся на составе самого прожиточного минимума, методике его расчета. До 2000 г. действовал прожи-точный минимум, утвержденный Указом Президента РФ в 1992 г. Исходной базой для его разработки был действовавший в советские годы минимальный потребительский бюджет. Он охватывал 300 жизненных позиций, включая наряду с продуктами питания широкий набор других средств. С 1975 г. мини-мальные заработная плата и пенсия устанавливались на уровне минимального потребительского бюджета. В 90-х потребительский бюджет по сравнению с советским притерпел необратимые изменения  нормативное потребление рыбопродуктов в расчете на человека за год было снижено с 21,6 до 12 кг, или в 1,8 раза, сахара и кондитерских изделий - с 26,4 до 20,4 (в 1,3), овощей - со 115,2 до 93,6 кг (в 1,2), мяса и мясопродуктов - с 63,6 до 27,6 кг (в 2,3 раза). Особенно низкие нормы потребления были заложены в 1992 г. по мясу и мясопродуктам - всего по 76 г в сутки.

2.2 Характеристика развития уровня здравоохранени

Анализ статистических материалов показывает, что в последние годы (1998 – 2002 г.) в России значительное число учреждений здравоохранения просто закрылось (см. таблицу 9).

                                                                                Таблица 9.

Лечебно профилактические учреждения (на конец года)

2000

2001

2002

1

2

3

4

 Число больничных учреждений тыс.

  12,1

  10,9

  10,7

Число больничных коек тыс.

 1716,5

 1672,4

 1671,6

 Из общего числа больничных коек койки для больных детей тыс.

  250,1

  236,4

  228,6

Число коек для беременных и рожениц тыс.

   95,2

   91,6

   90,7

Число коек для гинекологических больных тыс.

  101,4

   97,7

   98,1

1

2

3

4

Число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений тыс.

    21,1

    21,1

   21,3

Число женских консультаций, детских поликлиник и амбулаторий тыс. 

    15,6

    15,8

   16,0

Число фельдшерских пунктов тыс.

    44,8

    44,7

    44,6

                                                     

За  три года число больниц уменьшилось на 0,4 (или на 3,6%), число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений возросло на 0,9%, число женских консультаций, детских поликлиник и амбулаторий увеличилось на 2,6%, а число фельдшерско-акушерских пунктов понизилось на 0,4%.

Не смотря на вышеуказанные данные объемы строительства медицинских учреждений увеличиваются. Например, если в 2001 г. было введено в действие больничных учреждений (коек) 1672 тыс., то в 2002 г.– 1653 тыс. В то же время, как ни странно положение с числом больничных коек за период 2000-2002 гг. по сравнению с концом 90-х даже несколько поправилось (2000-116, 2001-115, 2002-117) но это легко объясняеться отрицательной динамикой прироста населения.

Почти такая же ситуация сложилась и с амбулаторно-поликлиническими учреждениями. По сравнению с 2000 г. в 2001 г. было введено в действие  на 21268 посещений в смену, то в 2002 г. – на 3506, или на 16,5% больше. А если сравнить 2001 г. с 2000 г., то замечается значительное понижение ввода амбулаторно-поликлинических учреждений, то есть в 2001 г. было 27997 посещений в смену, что на 11,5%  больше чем в 2002 г.

Однако даже некоторые положительные тенденции в увеличении больничных площадей (или скорее тенденция к падению их сокращения) не улучшила пока катастрофической оплаты труда медицинских работников – по данным Мин.Здрава. РФ в 2002 г. сотрудники врачи государственных учереждений здравоохранения получали среднюю зарплату в 2129 руб. при том что многие из них испытывают проблемы с получением и этих мизерных сумм. По словам профессора УГТУ д-р э.н. А.Ильшева – именно сложившаяся в области охраны здоровья ситуация в стране, а не проблемы с занятостью, коррупцией или с ЖКХ уже к 2005 г. способны вызвать в некоторых облостях России необратимые социальные катаклизмы.

 

3      Оценка предоставления услуг учреждениями образования

Трудное положение складывается с формированием и развитием школьной сети                             

                                                                                                  Таблица 10                                                                               Государственные дневные общеобразовательные учреждения ( на начало года)

2000

2001

2002

1

2

3

4

Число общеобразовательных учреждений, тыс.

    68.804

    68.594

    65.662

В том числе:

начальных

    15,7

    15,4

    14,7

основных

    14,2

    14,0

    12,7

средних (полных)

    36,4

    36,5

    36,7

образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья

    2,0

    2,0

    2,0

Данные таблицы показывают, что с 2000 г. по 2003 г. в России число дневных общеобразовательных школ сократилось на 1.5 тыс. Наиболее интенсивно идет процесс закрытия начальных (5,1%) и основных (3,8%) школ, что не скажешь о средних школах – темп прироста равен 1,1%, а в общеобразовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья ситуации стабильна в течении трех лет.

Многие здания общеобразовательных школ требуют капитального ремонта, часть находится в аварийном состоянии. В ряде мест школы, особенно начальные и базовые, размещаются в неприспособленных для работ с детьми зданиях. Несмотря на такое положение, объемы ввода в действие новых зданий общеобразовательных школ в последние годы снижаются.

 Характерной особенностью школьной сети является наличие в ней большого числа мелких и малокомплектных школ.  В таких учебных заведениях, как показывает практика, трудно обеспечить специализацию учителей. Им приходится совмещать преподавание многих предметов. Мелкие школы хуже оснащены техническими средствами обучения, лабораторным оборудованием, наглядными пособиями.

          В последние годы положение стало трудным и с детскими дошкольными учреждениями. Данные о развитии их сети представлены в таблице 11.

                                                                                         Таблица 11

Динамика числа школьных учреждений          

2000

2001

2002

1

2

3

4

Число дошкольных учреждений тыс.

    56,6

   53,9

   51,3

В том числе в городах и поселках городского типа

    31,0

   29,6

   28,6

В сельской местности

    25,6

   24,3

   22,7

С 1998 г. по 2000 г. количество дошкольных учреждений сократилось на

5,3 тыс. единиц (9,4%), в городах и поселках городского типа – на 2,4 (7,7%), в сельской местности – на 2,9 (11,3%). Одновременно наблюдается невысокая наполняемость многих дошкольных учреждений. В 2002 г. численность в дошкольных учреждениях составила 3408 тыс. – в городах и поселках городского типа, 855 тыс. – в сельской местности. Причин, вызывающих такое положение, много. Это и низкий уровень оплаты труда, удорожание услуг и др.

Ситуация с высшими учебными заведениями несколько лучше в период с 2000\1 по 2002\3 г.г. их число не только не уменьшилось но даже увеличилось. Однако произошло это в основном из-за прироста негосударственных высших учебных заведений. Министр Образования РФ В.Филипов выступая в 2002 г. перед студентами Московсково Государственном Университета Инженерной Экологии  отметил что по его данным более 40% негосударственных вузов не имеют аккредитации Мин.Образования РФ , а не менее 7% предастваляют квалификацию в облатстях не входящих в Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования РФ. По данным Таблицы 12 видно что в период с 1993\4 по 2002\3 число студентом очников негосударственных вузов возросло более чем в 6.5 раз.

Таблица 12

1993/
94

1995/
96

1997/
98

1998/
99

1999/
2000

2000/
01

2001/
02

2002/
03

Число высших учебных      заве-дений - всего 626 762 880 914 939 965 1008 1039
в том числе:
государственные 548 569 578 580 590 607 621 655
негосударственные 78 193 302 334 349 358 387 384

Численность студентов
- всего, тыс. человек

2613 2791 3248 3598 4073 4742 5427 5948

в том числе в учеб-ных

заведениях:

государственных 2543 2655 3046 3347 3728 4271 4797 5229
из них обучалось на отделениях:
очных 1625 1700 1902 2040 2213 2442 2657 2862
очно-заочных 170 160 178 200 228 259 285 299
заочных 748 795 964 1102 1278 1519 1784 1973
экстернат - 0,1 2 5 9 51 71 95
негосударственных 70 136 202 251 345 471 630 719
из них обучалось на отделениях:
очных 37 53 81 108 140 183 224 242
очно-заочных 5 14 19 24 31 44 50 47
Заочных 22 61 100 116 173 243 355 427
Экстернат 6 8 2 3 1 1 1 3

Глава правительства РФ М.Касьянов выступая в ноябре этого года в АНХ при Правительстве РФ отметил что с ростом негосударственных университетов дающих сомнительную подготовку будующих кадров в России происходит девальвация всего академического образования. Однако в сложившейся ситуации с оплатой труда в сфере высшего профессионального образования в РФ не позволяет надеяться на измененее тенденции.

1.         Обеспеченность жильем

Одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни населения, по-прежнему  остается обеспеченность жильем. В России жилищная проблема стоит очень остро. В очереди на получение жилья и улучшение жилищных условий на начало 2001г. насчитывалось 11% от общего числа семей. Основным источником обеспечения населения жильем является новое жилищное строительство. За 2002г. в области построено за счет всех источников финансирования 30,3 млн. кв. метров. По сравнению с 2001 г. ввод жилья уменьшился на 5,3% (на 1.7% млн. кв. метров).

В последние годы происходит дальнейшая децентрализация финансирования жилищного строительства. В условиях ограниченности бюджетных финансовых ресурсов основными источниками финансирования жилищного строительства остаются средства населения, собственные средства предприятий и организаций, процветают лишь коммерческие подряды на застройку площадей в цетральной части наиболее крупных городов где цена за кв.метр колеблется от 600 до 10000 долларов США.

Финансовое  положение большинства предприятий и организаций сложное; денежные средства на строительство жилья ограничены, поэтому население все в большей степени само ищет пути решения улучшения своих жилищных условий. Ввод индивидуальных жилищных домов осуществляется во всех городах и районах страны. Но сдерживающим фактором развития индивидуального жилищного строительства продолжает оставаться недостаток денежных средств у населения. Очень остро стоит вопрос с обеспечением жилья для офицеров-запасников Российской армии и социально не защищеных слоев населения стоящих на очереди на муниципальное жилье (прежде вего пенсионеров). По данным аналитиков одной из крупнейших строительных компаний москвы - компании “Донстрой” даже в таком относительно благопалучном регионе как Москва более 9.5 тыс людей проживает в домах с износом фондов основного капитала более 70% (по расчётным схемам одной из крупнейших строительных компании Великобритании “Lotus” данное значение для дома подлежащего немедленной реконструкции ввиду опасности для жизни человека 48%). 

Заключение

В конце 1999 г. произошли серьезные изменения в уровне жизни населения, которые продолжились в 2000-2003 г.г. Благоприятные тенденции вероятно положительно сказажуться и на показателях доходов и уровня жизни населения в минующем 2003 году.Уже отмечаеться реальный рост денежных доходов населения, включая забороную плату и пенсии. Адаптация к новым условиям позволила предпринимателям ряда отраслей несколько улучшить ситуацию с оплатой труда.Вместе с тем, несмотря на позитивную динамику макроэкономических показателей, сохраняется значительная дифференциация населения по уровню доходов, низкая зарплата  в ряде отраслей экономики, высокий уровень бедности. По некоторым прогонозам (на эту тему неоднократно высказывались крупнейшие экономисты и политики: академики РАН Абалкин, Алферов, академик РАСХН Емельянов, д-р.э.н. Ясин,  лидер политической партии “Яблоко” Г.Явлинский и д.р.) если к 2005-2007 г.г. не произойдет качественных скачков прежде всего в области увеличения зарплат государственным служащим и принятие ряда целевых федеральных программ развития (прежде всего социальной сферы) Россия может столкнуться на исходе десятилетия с масшатабнейшими социально-экономическими катострофами ряд из которых может иметь необратимые последствия. Ряд грубейших просчетов властьимущих в начале-середине 90-х привела на сегодняшний день к бедственному положени большенства населения РФ. Обнародованный рядом политиков и экономистов после развала СССР курс на “оголтелую либеризацию и приватизацию” (цитата по лекции профессора Московского Государственного Социального Университета Москвина) привел к страну к тяжелейшим социально-экономическим последствиям. Один из светил западной экономической науки профессор Массачусетского технолоического института Дорнбуш не так давно на одной из конференций в Гарвардском университете отметил, что не припомнит в мировой истории рыночных отношений столь не последовательной и противоречивой денежно-финансовой политики как в новой России. Сухие данные справочника Госкомстата РФ из некоторых разделов создают впечатление о военных действиях (что в принципе соответствует действительности) ведущихся на территории страны.

 В 2004 г. по прогнозам продолжится повышение жизненного уровня населения. Номинальные денежные доходы населения вырастут на 26-28%  и могут достигнуть по некоторым оценкам 4600-4700 млрд. рублей. Реально располагаемые денежные доходы увеличатся на 7-9%. Но по большенству оценок уровень докризисного 1997 г. по многим показательям достигнут не будет. О двукратном увеличении ВВП и вообще остаеться только мечтать. Существуют ли пути выхода из кризиса? - безусловно. Представляеться что в значительной мере решению многих социально-экономических проблем способствовали бы:

1.    Более жесткая политика налогооблажения добывающих отраслей и естественных монополистов  

2.    Отсрочка вступления РФ в ВТО минимум на 2-3 года

3.    Активная внешнеполитическая деятельность по реструктуризации внешнего долга.

4.    Жесткие меры по центролизованному контролю и борьбе с коррупцией протекционизмом и финансированием оффшоров Российским сырьем

5.     Принятие ряда социальных программ по для решения конкретных вопросов и поддержке ряда областей с использованием опыта стран Восточной Европы (амортизационные фонды в региональных отделения коммерческих банков с высоким рейтингом кредитоспособности налогающие обязательства на предприятия прежде всего в сфере торговли об отчислении не менее 2% от всех всех выплаченных зарплат).

6.    Открытие в РФ централизованного рейтинга кредитоспособности банковских и финансово-промышленных структур (в данный момент ведуться переговоры об открытии подобной структуры при ЦБ и СБ РФ)

7.    Жесткий контроль за выпуском ОФЗ и ГКО

8.    Разработка ведушими экономистами стратегической государственной  программы развития социальной сферы, промышленности и сельского хозяйтсва на 5-7 лет с четким ее законодательным обеспечением.

9.    Четкий государственный аудит всех денежно-валютных операций в Чечне.

 Повышение уровня жизни населения является главной целью любого прогрессивного общества. Государство обязано создавать благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе.



Список литературы

1.       Байгереев М. Анализ российской бедности: причины, особенности и методика счета.// Человек и труд. – М., 2001, №8, стр 55.

2.       Гусаров В.М. Статистика: Учебное пособие для вузов. – М.: Юнити-Дана, 2001.

3.       Щербаков В.Н., Агеев В.М. Основы экономической теории.- М.: Винити, 2002

4.       Борисов E.Ф. Экономическая Теория:.-  М.: Юрайт , 2002

5.       Ясин Е.Г. Российская Экономика- М.: “ГУ-ВШЭ”, 2002

6.       Емельянов A. Продовольственная бедность населения РФ // Экономист 2003 №10 (Ежемесячный научно-практический журнал)М.

7.       Ильин С.С, Экономика:Cправочник студента – М.: издетельство МГУ ,2002

8.       Жуков В.И. Теория и Методика Социальной Работы – М.: МГСУ-Союз,2000г

9.       Справочник Госкомтата РФ Россия в цифрах М., 2002г.

10.      Конспект лекции профессора Москвина по экономической географии МГСУ 2002г.

11.      Электронная библиотека Финансовой Академии при Правительстве РФ.


_


Страницы: 1, 2, 3, 4