Реферат: Показатели уровня жизни населения
* По этой группе населения данные за 2000
г.
Калорийность
суточного рациона питания в десятой (высшей по доходам) 10%-ной группе в
среднем за 2000-2001 гг. в 2,9 раза выше, чем в первой (низшей по доходам)
группе, в том числе по продуктам животного происхож-дения - в 4,1 раза. В
десятой группе в расчете на душу населения потребляется больше молока, овощей и
рыбопродуктов в 3,6-4,0 раза, мяса и мясопродуктов
- в 5,4,
фруктов - в 7,1 раза.
Ухудшение
продовольственного обеспечения населения усугубляется ослаблением
продовольственной независимости страны, большим увеличени-ем импорта. Его масштабы
колеблются около 30% внутреннего потребления продовольствия, превышая в
отдельные годы этот уровень. Между тем по критериям мировой практики
критической чертой продовольственной безо-пасности являются размеры импорта
продовольствия не выше 20% внутренне-го потребления. Имеются в виду страны с
нормальными условиями для сельс-кого хозяйства. К ним относится и Россия.
Располагая такими условиями, наша страна перешла критический порог
продовольственной безопасности.
Как видим, нынешнее
состояние продовольственной сферы выдвигает комплекс сложных задач неотложного
характера. В их системе на первый план выдвигается преодоление
продовольственной бедности значительной части населения. Каков критерий
выделения малоимущего слоя населения, живу-щего на грани бедности?
Наиболее доступным
для использования является сопоставление доходов и ресурсов домохозяйств с
установленным для данного этапа прожиточным минимумом. При всей своей
относительности прожиточный минимум являет-ся основой при оценке
продовольственного обеспечения и служит практи-ческим ориентиром в политике по
улучшению питания малоимущих слоев населения. Удельный вес населения с доходами
ниже прожиточного минимума
- важный
показатель общего состояния продовольственного обеспечения в
стране. Определяющее место в структуре прожиточного минимума занимает
продовольственный минимум, так называемая продовольственная корзина. В
разных странах применяются свои критерии оценки бедности, используются
разные показатели, которые берутся за точку отсчета.
Прежде чем
анализировать жизненный уровень, доходы населения в срав-нении с прожиточным
минимумом, кратко остановимся на составе самого прожиточного минимума, методике
его расчета. До 2000 г. действовал прожи-точный минимум, утвержденный Указом
Президента РФ в 1992 г. Исходной базой для его разработки был действовавший в
советские годы минимальный потребительский бюджет. Он охватывал 300 жизненных
позиций, включая наряду с продуктами питания широкий набор других средств. С
1975 г. мини-мальные заработная плата и пенсия устанавливались на уровне
минимального потребительского бюджета. В 90-х потребительский бюджет по
сравнению с советским притерпел необратимые изменения нормативное потребление
рыбопродуктов в расчете на человека за год было снижено с 21,6 до 12 кг, или в
1,8 раза, сахара и кондитерских изделий - с 26,4 до 20,4 (в 1,3), овощей - со
115,2 до 93,6 кг (в 1,2), мяса и мясопродуктов - с 63,6 до 27,6 кг (в 2,3
раза). Особенно низкие нормы потребления были заложены в 1992 г. по мясу и
мясопродуктам - всего по 76 г в сутки.
2.2
Характеристика развития уровня здравоохранени
Анализ статистических материалов показывает, что в последние
годы (1998 – 2002 г.) в России значительное число учреждений здравоохранения
просто закрылось (см. таблицу 9).
Таблица
9.
Лечебно профилактические учреждения (на конец года)
|
|
2000
|
2001
|
2002
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Число больничных учреждений тыс.
|
12,1
|
10,9
|
10,7
|
Число больничных коек тыс.
|
1716,5
|
1672,4
|
1671,6
|
Из общего числа больничных коек
койки для больных детей тыс.
|
250,1
|
236,4
|
228,6
|
Число коек для беременных и рожениц
тыс.
|
95,2
|
91,6
|
90,7
|
Число коек для гинекологических
больных тыс.
|
101,4
|
97,7
|
98,1
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Число врачебных амбулаторно-поликлинических
учреждений тыс.
|
21,1
|
21,1
|
21,3
|
Число женских консультаций, детских
поликлиник и амбулаторий тыс.
|
15,6
|
15,8
|
16,0
|
Число фельдшерских пунктов тыс.
|
44,8
|
44,7
|
44,6
|
За три года
число больниц уменьшилось на 0,4 (или на 3,6%), число врачебных
амбулаторно-поликлинических учреждений возросло на 0,9%, число женских
консультаций, детских поликлиник и амбулаторий увеличилось на 2,6%, а число
фельдшерско-акушерских пунктов понизилось на 0,4%.
Не смотря на
вышеуказанные данные объемы строительства медицинских учреждений увеличиваются.
Например, если в 2001 г. было введено в действие больничных учреждений (коек)
1672 тыс., то в 2002 г.– 1653 тыс. В то же время, как ни странно положение с
числом больничных коек за период 2000-2002 гг. по сравнению с концом 90-х даже
несколько поправилось (2000-116, 2001-115, 2002-117) но это легко объясняеться
отрицательной динамикой прироста населения.
Почти такая же
ситуация сложилась и с амбулаторно-поликлиническими учреждениями. По сравнению
с 2000 г. в 2001 г. было введено в действие на 21268 посещений в смену, то в
2002 г. – на 3506, или на 16,5% больше. А если сравнить 2001 г. с 2000 г., то
замечается значительное понижение ввода амбулаторно-поликлинических учреждений,
то есть в 2001 г. было 27997 посещений в смену, что на 11,5% больше чем в 2002
г.
Однако даже
некоторые положительные тенденции в увеличении больничных площадей (или скорее
тенденция к падению их сокращения) не улучшила пока катастрофической оплаты
труда медицинских работников – по данным Мин.Здрава. РФ в 2002 г. сотрудники
врачи государственных учереждений здравоохранения получали среднюю зарплату в
2129 руб. при том что многие из них испытывают проблемы с получением и этих
мизерных сумм. По словам профессора УГТУ д-р э.н. А.Ильшева – именно
сложившаяся в области охраны здоровья ситуация в стране, а не проблемы с
занятостью, коррупцией или с ЖКХ уже к 2005 г. способны вызвать в некоторых
облостях России необратимые социальные катаклизмы.
3
Оценка
предоставления услуг учреждениями образования
Трудное положение
складывается с формированием и развитием школьной
сети
Таблица 10 Государственные дневные
общеобразовательные учреждения ( на начало года)
|
2000
|
2001
|
2002
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Число общеобразовательных учреждений,
тыс.
|
68.804
|
68.594
|
65.662
|
В том числе:
начальных
|
15,7
|
15,4
|
14,7
|
основных
|
14,2
|
14,0
|
12,7
|
средних (полных)
|
36,4
|
36,5
|
36,7
|
образовательных учреждений для
детей с ограниченными возможностями здоровья
|
2,0
|
2,0
|
2,0
|
Данные таблицы
показывают, что с 2000 г. по 2003 г. в России число дневных общеобразовательных
школ сократилось на 1.5 тыс. Наиболее интенсивно идет процесс закрытия
начальных (5,1%) и основных (3,8%) школ, что не скажешь о средних школах – темп
прироста равен 1,1%, а в общеобразовательных учреждениях для детей с
ограниченными возможностями здоровья ситуации стабильна в течении трех лет.
Многие здания
общеобразовательных школ требуют капитального ремонта, часть находится в
аварийном состоянии. В ряде мест школы, особенно начальные и базовые,
размещаются в неприспособленных для работ с детьми зданиях. Несмотря на такое
положение, объемы ввода в действие новых зданий общеобразовательных школ в
последние годы снижаются.
Характерной
особенностью школьной сети является наличие в ней большого числа мелких и
малокомплектных школ. В таких учебных заведениях, как показывает практика,
трудно обеспечить специализацию учителей. Им приходится совмещать преподавание
многих предметов. Мелкие школы хуже оснащены техническими средствами обучения,
лабораторным оборудованием, наглядными пособиями.
В
последние годы положение стало трудным и с детскими дошкольными учреждениями.
Данные о развитии их сети представлены в таблице 11.
Таблица 11
Динамика
числа школьных учреждений
|
2000
|
2001
|
2002
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Число дошкольных учреждений тыс.
|
56,6
|
53,9
|
51,3
|
В том числе в городах и поселках
городского типа
|
31,0
|
29,6
|
28,6
|
В сельской местности
|
25,6
|
24,3
|
22,7
|
С 1998 г. по
2000 г. количество дошкольных учреждений сократилось на
5,3 тыс. единиц (9,4%), в
городах и поселках городского типа – на 2,4 (7,7%), в сельской местности – на
2,9 (11,3%). Одновременно наблюдается невысокая наполняемость многих дошкольных
учреждений. В 2002 г. численность в дошкольных учреждениях составила 3408 тыс.
– в городах и поселках городского типа, 855 тыс. – в сельской местности.
Причин, вызывающих такое положение, много. Это и низкий уровень оплаты труда,
удорожание услуг и др.
Ситуация с
высшими учебными заведениями несколько лучше в период с 2000\1 по 2002\3 г.г.
их число не только не уменьшилось но даже увеличилось. Однако произошло это в
основном из-за прироста негосударственных высших учебных заведений. Министр
Образования РФ В.Филипов выступая в 2002 г. перед студентами Московсково
Государственном Университета Инженерной Экологии отметил что по его данным
более 40% негосударственных вузов не имеют аккредитации Мин.Образования РФ , а
не менее 7% предастваляют квалификацию в облатстях не входящих в Классификатор
направлений и специальностей высшего профессионального образования РФ. По
данным Таблицы 12 видно что в период с 1993\4 по 2002\3 число студентом очников
негосударственных вузов возросло более чем в 6.5 раз.
Таблица
12
|
1993/
94
|
1995/
96
|
1997/
98
|
1998/
99
|
1999/
2000
|
2000/
01
|
2001/
02
|
2002/
03
|
Число высших учебных
заве-дений - всего |
626 |
762 |
880 |
914 |
939 |
965 |
1008 |
1039 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
государственные |
548 |
569 |
578 |
580 |
590 |
607 |
621 |
655 |
негосударственные |
78 |
193 |
302 |
334 |
349 |
358 |
387 |
384 |
Численность студентов
- всего, тыс. человек
|
2613 |
2791 |
3248 |
3598 |
4073 |
4742 |
5427 |
5948 |
в том числе в учеб-ных
заведениях:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
государственных |
2543 |
2655 |
3046 |
3347 |
3728 |
4271 |
4797 |
5229 |
из них обучалось на
отделениях: |
|
|
|
|
|
|
|
|
очных |
1625 |
1700 |
1902 |
2040 |
2213 |
2442 |
2657 |
2862 |
очно-заочных |
170 |
160 |
178 |
200 |
228 |
259 |
285 |
299 |
заочных |
748 |
795 |
964 |
1102 |
1278 |
1519 |
1784 |
1973 |
экстернат |
- |
0,1 |
2 |
5 |
9 |
51 |
71 |
95 |
негосударственных |
70 |
136 |
202 |
251 |
345 |
471 |
630 |
719 |
из них обучалось на
отделениях: |
|
|
|
|
|
|
|
|
очных |
37 |
53 |
81 |
108 |
140 |
183 |
224 |
242 |
очно-заочных |
5 |
14 |
19 |
24 |
31 |
44 |
50 |
47 |
Заочных |
22 |
61 |
100 |
116 |
173 |
243 |
355 |
427 |
Экстернат |
6 |
8 |
2 |
3 |
1 |
1 |
1 |
3 |
Глава
правительства РФ М.Касьянов выступая в ноябре этого года в АНХ при
Правительстве РФ отметил что с ростом негосударственных университетов дающих
сомнительную подготовку будующих кадров в России происходит девальвация всего
академического образования. Однако в сложившейся ситуации с оплатой труда в
сфере высшего профессионального образования в РФ не позволяет надеяться на
измененее тенденции.
1.
Обеспеченность
жильем
Одним из
важнейших показателей, характеризующих уровень жизни населения, по-прежнему
остается обеспеченность жильем. В России жилищная проблема стоит очень остро. В
очереди на получение жилья и улучшение жилищных условий на начало 2001г.
насчитывалось 11% от общего числа семей. Основным источником обеспечения
населения жильем является новое жилищное строительство. За 2002г. в области
построено за счет всех источников финансирования 30,3 млн. кв. метров. По
сравнению с 2001 г. ввод жилья уменьшился на 5,3% (на 1.7% млн. кв. метров).
В последние
годы происходит дальнейшая децентрализация финансирования жилищного
строительства. В условиях ограниченности бюджетных финансовых ресурсов
основными источниками финансирования жилищного строительства остаются средства
населения, собственные средства предприятий и организаций, процветают лишь
коммерческие подряды на застройку площадей в цетральной части наиболее крупных
городов где цена за кв.метр колеблется от 600 до 10000 долларов США.
Финансовое
положение большинства предприятий и организаций сложное; денежные средства на
строительство жилья ограничены, поэтому население все в большей степени само
ищет пути решения улучшения своих жилищных условий. Ввод индивидуальных
жилищных домов осуществляется во всех городах и районах страны. Но сдерживающим
фактором развития индивидуального жилищного строительства продолжает оставаться
недостаток денежных средств у населения. Очень остро стоит вопрос с
обеспечением жилья для офицеров-запасников Российской армии и социально не
защищеных слоев населения стоящих на очереди на муниципальное жилье (прежде
вего пенсионеров). По данным аналитиков одной из крупнейших строительных
компаний москвы - компании “Донстрой” даже в таком относительно благопалучном
регионе как Москва более 9.5 тыс людей проживает в домах с износом фондов
основного капитала более 70% (по расчётным схемам одной из крупнейших строительных
компании Великобритании “Lotus” данное значение для дома подлежащего
немедленной реконструкции ввиду опасности для жизни человека 48%).
Заключение
В конце 1999
г. произошли серьезные изменения в уровне жизни населения, которые продолжились
в 2000-2003 г.г. Благоприятные тенденции вероятно положительно сказажуться и на
показателях доходов и уровня жизни населения в минующем 2003 году.Уже
отмечаеться реальный рост денежных доходов населения, включая забороную плату и
пенсии. Адаптация к новым условиям позволила предпринимателям ряда отраслей
несколько улучшить ситуацию с оплатой труда.Вместе с тем, несмотря на
позитивную динамику макроэкономических показателей, сохраняется значительная
дифференциация населения по уровню доходов, низкая зарплата в ряде отраслей
экономики, высокий уровень бедности. По некоторым прогонозам (на эту тему
неоднократно высказывались крупнейшие экономисты и политики: академики РАН
Абалкин, Алферов, академик РАСХН Емельянов, д-р.э.н. Ясин, лидер политической
партии “Яблоко” Г.Явлинский и д.р.) если к 2005-2007 г.г. не произойдет
качественных скачков прежде всего в области увеличения зарплат государственным
служащим и принятие ряда целевых федеральных программ развития (прежде всего
социальной сферы) Россия может столкнуться на исходе десятилетия с
масшатабнейшими социально-экономическими катострофами ряд из которых может
иметь необратимые последствия. Ряд грубейших просчетов властьимущих в
начале-середине 90-х привела на сегодняшний день к бедственному положени
большенства населения РФ. Обнародованный рядом политиков и экономистов после
развала СССР курс на “оголтелую либеризацию и приватизацию” (цитата по лекции
профессора Московского Государственного Социального Университета Москвина)
привел к страну к тяжелейшим социально-экономическим последствиям. Один из
светил западной экономической науки профессор Массачусетского технолоического
института Дорнбуш не так давно на одной из конференций в Гарвардском
университете отметил, что не припомнит в мировой истории рыночных отношений
столь не последовательной и противоречивой денежно-финансовой политики как в
новой России. Сухие данные справочника Госкомстата РФ из некоторых разделов
создают впечатление о военных действиях (что в принципе соответствует
действительности) ведущихся на территории страны.
В 2004 г. по
прогнозам продолжится повышение жизненного уровня населения. Номинальные
денежные доходы населения вырастут на 26-28% и могут достигнуть по некоторым
оценкам 4600-4700 млрд. рублей. Реально располагаемые денежные доходы увеличатся
на 7-9%. Но по большенству оценок уровень докризисного 1997 г. по многим
показательям достигнут не будет. О двукратном увеличении ВВП и вообще остаеться
только мечтать. Существуют ли пути выхода из кризиса? - безусловно.
Представляеться что в значительной мере решению многих социально-экономических
проблем способствовали бы:
1.
Более
жесткая политика налогооблажения добывающих отраслей и естественных
монополистов
2.
Отсрочка
вступления РФ в ВТО минимум на 2-3 года
3.
Активная
внешнеполитическая деятельность по реструктуризации внешнего долга.
4.
Жесткие
меры по центролизованному контролю и борьбе с коррупцией протекционизмом и
финансированием оффшоров Российским сырьем
5.
Принятие
ряда социальных программ по для решения конкретных вопросов и поддержке ряда
областей с использованием опыта стран Восточной Европы (амортизационные фонды в
региональных отделения коммерческих банков с высоким рейтингом
кредитоспособности налогающие обязательства на предприятия прежде всего в сфере
торговли об отчислении не менее 2% от всех всех выплаченных зарплат).
6.
Открытие
в РФ централизованного рейтинга кредитоспособности банковских и
финансово-промышленных структур (в данный момент ведуться переговоры об
открытии подобной структуры при ЦБ и СБ РФ)
7.
Жесткий
контроль за выпуском ОФЗ и ГКО
8.
Разработка
ведушими экономистами стратегической государственной программы развития
социальной сферы, промышленности и сельского хозяйтсва на 5-7 лет с четким ее
законодательным обеспечением.
9.
Четкий
государственный аудит всех денежно-валютных операций в Чечне.
Повышение
уровня жизни населения является главной целью любого прогрессивного общества.
Государство обязано создавать благоприятные условия для долгой, безопасной,
здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и
социальную стабильность в обществе.
Список литературы
1.
Байгереев
М. Анализ российской бедности: причины, особенности и методика счета.// Человек
и труд. – М., 2001, №8, стр 55.
2.
Гусаров
В.М. Статистика: Учебное пособие для вузов. – М.: Юнити-Дана, 2001.
3.
Щербаков
В.Н., Агеев В.М. Основы экономической теории.- М.: Винити, 2002
4.
Борисов
E.Ф. Экономическая Теория:.- М.: Юрайт , 2002
5.
Ясин
Е.Г. Российская Экономика- М.: “ГУ-ВШЭ”, 2002
6.
Емельянов
A. Продовольственная бедность населения РФ // Экономист 2003 №10 (Ежемесячный
научно-практический журнал)М.
7.
Ильин
С.С, Экономика:Cправочник студента – М.: издетельство МГУ ,2002
8.
Жуков
В.И. Теория и Методика Социальной Работы – М.: МГСУ-Союз,2000г
9.
Справочник
Госкомтата РФ Россия в цифрах М., 2002г.
10.
Конспект
лекции профессора Москвина по экономической географии МГСУ 2002г.
11.
Электронная
библиотека Финансовой Академии при Правительстве РФ.
_
|