рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Показатели уровня жизни населения рефераты

                                                                             Таблица 3 (процентах)

Структура денежных доходов и удельный вес расходов в денежных доходах населения.

Денежные доходы

Из них израсходовано на:

Прирост, уменьшение денег на руках

Покупку товаров и оплаты услуг

Оплату обязательных платежей и взносов

Накопления сбережений во вкладах и ценных бумагах

Покупку валюты

1

2

3

4

5

6

7

2001

98,1

79,1

6,8

4,2

8,0

1,9

2002

97,1

77,8

8,1

4,5

6,7

2,9

Из общей суммы денежных доходов в 2002 г. было израсходовано на потребительские цели (покупка товаров и оплата услуг) 3467324,0 млн. рублей (на 31,7% больше чем в 2001 г.), на оплату налогов и взносов – 399834,1 млн. рублей (на 60,9%), на накопления сбережений во вкладах и ценных бумагах – 253134,7 млн. рублей (на 43,5%), на покупку валюты – 293114,5 млн. рублей (на 11,8%). По прогнозам составленным в исследовании кафедры макроэкономики СПГУЭиФ наличие денег на руках у населения на конец 2003 г. составит 190864,6 млн. рублей, превысив уровень 2001 г. на 105%.

 

На свою  среднюю зарплату 4413.6 рублей в 2002 г. средне статистический Россиянин мог бы приобрести по усредненным ценам Госкомстата РФ и ЗАО “АВТОВАЗ” за 2002г.:

-     307 кг хлеба высшего сорта

или

-     44.1 кг говядины (кроме бескостного мяса)

или

-     55.1 кг сливочного масла

или

-   0.002228 автомобиля Ваз-2110 – самого популярного в 2002г. отечественного автомобиля сегмента “C”.

Для срaвнения те же данные взятые на среднестатистического гражданина США соответственно: 1020, 402,721 и 0.43 (Ford Focus) (данные по США взяты из газеты “Chicago Mirrow” от 02.02.2002)

                                                                                                                              ТАБЛИЦА 4

ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ УРОВНЯ                ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

1992 1995 1997 1998 1999 2000 2001 2002

Фактическое конечное

 Потребление домашних

Хозяйств, млрд. руб. (до

1998 г. - трлн.руб.)

7,9 871,6 1499,0 1725,5 2874,8 3813,5 5025,5 6434,2
в процентах к ВВП 42,8 61,1 63,9 67,1 59,5 52,3 55,5 59,3

в процентах к предыдущему году

1)

97,3 97,4 103,9 97,3 97,6 105,9 108,6 107,9

 на душу населения, руб. (до 1998

 г. -
 

 тыс. руб.)

53,0 5883,5 10176,3 11745,8 19648,9 26199,9 34717,9 44715,7

Среднедушевые денежные

доходы населения (в месяц) 2),

руб.(до 1998 г. -

тыс. руб.)

4,0 515,5 942,1 1012 1659 2281 3060 3888

Реальные располагаемые

денежные доходы, в процентах к

предыдущему году

52 85 106 84 88 112 108 109

Среднемесячная номинальная

 начисленная заработная плата

 работающих в экономике, руб.

 (до 1998 г. - тыс. руб.)

6,0 472,4 950,2 1051,5 1522,6 2223,4 3240,4 4413,6

Реальная начисленная

заработная плата, в процентах к

предыдущему году

67 72 105 87 78 121 120 116

Средний размер назначенных

месячных пенсий 3), руб. (до 1998

г. - тыс. руб.)

1,6 188,1 328,1 399,0 449,0 694,3 1024 1379

Реальный размер назначенных

месячных пенсий 3) ,

в процентах к предыдущему году

52 81 95 95 61 128 121 116

1.2 Критерии установления уровня жизни в РФ

В 2003 г. бедность основной части населения, по прежнему оставалась главной социальной проблемой страны.

Бедность – это социально-экономическое положение части населения и домашних хозяйств, стоящих на относительно низком уровне обеспечения денежными, имущественными и другими ресурсами, а следовательно, и на низком уровне удовлетворения своих естественно-физиологических, материальных и духовных потребностей.

Бедные – не просто люди с относительно низкими доходами. Это члены определенного общества, живущие по его законам, но лишенные признаваемого этим же обществом минимально необходимого стандарта потребления. Проблема бедности существует во всех странах мира, и ее уровень зависит от стадии развития общественного производства, возможностей индивида и условий жизнедеятельности населения.

Динамика численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в России за последние годы  выглядит следующим образом:

                                                                                            Таблица 5

 

1992

1995

1997

1998

1999

2000

2001

2002

 

 

Численность населения с

денежными доходами

ниже

величины прожиточного

минимума:

 

 

млн. человек

49,7

36,3

30,3

34,0

41,2

41,9

39,4

35,8

 

 

в процентах

от общей

численности

населения

24,7

20,7

23,3

28,3

28,9

27,3

25,0

 

в процентах к предыдущему году

...

109

93

112

121

85

94

91

Вследствие либерализации цен в 1992-93 гг. реальные располагаемые денежные доходы населения снизились почти в два раза, что в свою очередь, привело к резкому расширению бедности. В этот период практически в одинаковой степени обесценились все составляющие денежных доходов населения – заработная плата, пенсии и пособия, стипендии и другие социальные выплаты. Если к середине 1998 г. процессы расслоения общества по уровню денежных доходов приостановились, то финансовый кризис августа 1998 г. вновь обострил эту проблему и в 1999 г. численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 41,6 млн. человек (28,4% населения страны). Основной прирост доходов в 1999 г. произошел у высокодоходных групп.

В 2000-2003 г.г. ситуация с доходами населения улучшилась, но введение новой методологии расчета величины прожиточного минимума привело к повышению черты бедности (примерно на 15%) и, соответственно, росту показателя бедности – численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила (по данным Госкомстата РФ) в 2002 г. 35.8 млн. человек, или 40.1% населения страны (пороговое значение этого показателя – 7%). Новая потребительская корзина, помимо расширенного набора продуктов питания, включает 14 агрегированных групп непродовольственных товаров (как индивидуального, так и общественного пользования), а также платные услуги. Потребительская корзина стала полнее и, соответственно, дороже, что повлекло за собой увеличение финансовых обязательств государства перед населением с низкими доходами.

Принимая во внимание переход на новую методологию определения прожиточного минимума, Госкомстат России произвел ретроспективную оценку численности малоимущего населения за 1998-1999 гг. по действующей методологии исчисление прожиточного минимума. Согласно этим расчетам, численность населения, имеющего среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума, сократилась к 2003 г. по сравнению с предыдущим годом примерно на 27%. Тем не менее проблема бедности не снижается и официальное утверждение величины прожиточного минимума, ежеквартально производимое правительством с начала 2000 г., повышает планку государственных гарантий как важнейшего инструмента социальной защиты населения..

Текущие данные Госкомстата России по уровню бедности опираются на расчеты величины прожиточного минимума, которые с 2000 г. ведутся по «новой» методике, в связи с чем специалисты-методологи правомерно ставят вопрос о некорректности сравнения текущих показателей со значениями прежних периодов (до 2000 г.) без соответствующего ретроспективного пересчета или других корректировок, необходимых для достижения сопоставимых данных.

Здесь следует отметить следующее. Проблема «официальной бедности», т.е. уровня бедности с позиции официальных властей (федеральных и региональных), не научно-методологическая, а бюджетная, политическая. Это проблема минимальных социальных гарантий и, соответственно, государственных финансовых обязательств по их исполнению. Поэтому неважно, каким образом вы «получили» 40,1% населения страны с денежными доходам ниже прожиточного минимума в 2002 г. Важно, что за этим следует с точки зрения исполнения тех федеральных законов, нормы которых «привязаны» к официальной величине прожиточного минимума. В контексте государственных обязательств уровень официально признанной бедности (38.9% населения страны в 2001 г. и 40.1% в 2002 г.) – явление качественно однопорядковые и не зависят от того «похудела» или «пополнилась» потребительская корзина, на основе которой рассчитана величина прожиточного минимума, а за ней – уровень бедности.

После официального утверждения величины прожиточного минимума, этот показатель перестает быть экономической или статистической величиной и становится категорией юридической со всеми вытекающими правовыми последствиями. Соответственно, и показатели бедности из плоскости экономических расчетов переносятся в политическую практику. Таким образом,  показателя бедности в переходе с 1994 г. по 2002 г. вполне корректен (рис. 3.), если рассматривать уровень бедности как «величину» политическую и отвлечься от методологических тонкостей, не имеющих отношения к существу вопроса, когда речь идет о государственных расходах по статьям раздела «Социальная политика» .

Рис. 3. Дефицит денежного дохода малоимущего населения 1998-2002 гг.

Дефицит дохода, оцениваемый в сумме дополнительных средств, необходимых для доведения денежных доходов малоимущих групп населения страны до уровня прожиточного минимума составил в 2002 г. 253,4 млрд. рублей, или 5,1% по отношению к общему объему денежных доходов (в 2001 г. – 235,1 млрд. рублей, или 4,9%).

Оценка материального положения населения, соизмеренная по уровню располагаемых ресурсов, а именно, по сумме произведенных денежных расходов, стоимости натуральных поступлений для личного потребления и сделанных в период обследования сбережений, позволяет учесть все возможные факторы, определяющие доходный потенциал домохозяйств и дать более объективную характеристику социально-экономической дифференциации.

1.3 Социально-демографический профиль бедности в РФ.

Важнейшей характеристикой бедности является ее профиль – социально-демографический состав. Бедными являются, главным образом, семьи, имеющие детей, включая семьи с одиноким родителем, и другие малообеспеченные работающие; безработные; семьи, один из членов которых является инвалидом; престарелые, зависящие от единственного источника дохода. Самой крупной группой являются семьи с детьми, особенно семьи с одиноким родителем, и молодые семьи.

Страницы: 1, 2, 3, 4