рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Налоговая система РФ в условиях реформирования экономики рефераты

Анализ результатов совместной работы налоговых орга­нов и органов налоговой полиции говорит о повышении эффективности взаимодействия, особенно при проведении совместных контрольных и других мероприятий по предуп­реждению, выявлению и пресечению нарушений налогово­го законодательства. Не остаются безнаказанными и прямые криминальные проявления по отношению к налоговым работникам

Охрана зданий налоговых инспекций (составлено по #18 стр 26)

Сторожа и охр.фирмы ФСНП и МВД Не охраняются
50% 38% 12%

Проблема безопасности имеет и еще один немаловаж­ный аспект. Дело в том, что, как утверждают специалисты, сегодня в развитых странах конфиденциальная финансовая информация по степени защищенности, а попросту говоря секретности, превосходит любую другую, включая, на­пример, военную. Может ли наш налогоплательщик, сдав, например, декларацию о доходах, быть уверен, что све­дения о них попадут только в государственные руки и никому иному? Мало что известно и о том, насколько продвинулись вперед налоговые органы в защите информации в процессе ее компьютерной обработки, хранения и передачи.

На защиту безопасности функционирования на­логовой системы, информации, связанной с налоговыми взаимоотношениями, усилий и средств жалеть не стоит. Проблема требует пристального внимания. #18 стр 26

Налоговая полиция как гарант функционирования налоговой системы

Создание и развитие федеральных органов налоговой полиции происходит в сложный исторический период становления в России новых социально-экономических отношений и перехода к иным формам государственного управления.

На этом этапе неизбежно возникают и обостряются противоречия общественного развития, обусловленные проводимыми экономиче­скими преобразованиями, слабостью и неразвитостью рыночных институтов экономики и социальным расслоением общества, а так­же распространением коррупции и ростом преступности, переделом собственности, проникновением криминальных структур в наиболее прибыльные отрасли производства.

Ослабление роли государственных институтов в регулировании экономических отношений оказало влияние на снижение стабильно­сти финансовой системы страны, которая во многом определяется устойчивым формированием доходной части федерального бюдже­та. Именно федеральный бюджет, являясь источником финансиро­вания соответствующих федеральных и региональных программ, непосредственно влияет на обеспечение политической стабильности в обществе, сохранение государственной целостности России, ус­пешное проведение экономических и социальных преобразований.

Налоги являются одним из основных источников формирования доходной части бюджета. Поэтому в эффективности работы государ­ственных органов по сбору налогов заключается разрешение многих проблем обеспечения финансовой стабильности и экономической безопасности в целом. Нарастание в этот период тенденции массового сокрытия доходов и уклонения от уплаты налогов постепенно сфор­мировалось в реальную угрозу бюджетно-налоговой политике. Для того, чтобы иметь объективную возможность отслеживать процессы возникновения и развития общественных противоречий, которые могут в определенный период времени трансформироваться в угрозу безопасности, а также эффективно управлять этими про­цессами и воздействовать на них, государство должно принимать меры экономического, политического и иного характера, соразмер­ные величине угрозы.

Важное место среди таких мер принадлежит мерам правового и организационного характера. Одной из целей их реализации являет­ся создание сил и средств обеспечения безопасности, а также зако­нодательное и нормативно-правовое обеспечение деятельности.

Принятые государством на первом этапе экономических преобра­зований организационные и правовые меры по созданию и обеспе­чению деятельности федеральных органов налоговой полиции яви­лись адекватной реакцией на возникшую и имеющую тенденцию к увеличению угрозу экономической безопасности.

Федеральные органы налоговой полиции были образованы и осуществляют свою деятельность как составная часть сил обеспече­ния экономической безопасности. В настоящее время их деятель­ность непосредственно регулируется законом Российской Федера­ции «О федеральных органах налоговой полиции», Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», уголовным и уголовно-процессуальным законодательством и другими правовыми актами Российской Федерации.

Федеральные органы налоговой полиции являются динамично развивающейся, централизованной системой органов налоговой по­лиции, которые созданы и выполняют возложенные на них обязан­ности во всех субъектах Российской Федерации. Основные направ­ления их деятельности охватывают не только вопросы борьбы с пра­вонарушениями в сфере налоговых правоотношений, но и связаны с осуществлением ряда функций по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений валютного и финансового законодательства, а также по соблюдению требований ряда других законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих отношения в различ­ных отраслях предпринимательской деятельности.

Вместе с тем, анализ ситуации, сложившейся в сфере экономики и, в частности, связанной с собираемостью налогов, пополнением доходной части, свидетельствует, что в настоящее время налоговые правонарушения и преступления по своим социальным и экономи­ческим последствиям, по их взаимосвязи с другими экономическими преступлениями представляют собой реальную угрозу экономиче­ской безопасности государства.

Эффективность деятельности федеральных органов налоговой полиции могла бы быть более значительной, если бы они располага­ли достаточной правовой базой для выполнения возложенных зако­ном обязанностей по борьбе с налоговыми преступлениями и нару­шениями, а также связанными с ними экономическими преступле­ниями.#2 стр 11

Задачи федеральных органов налоговой полиции

Федеральные органы налоговой полиции являются правоохрани­тельными органами и составной частью сил обеспечения экономи­ческой безопасности Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. № 5238-1 (с изменениями и дополнениями, внесенными Фе­деральным законом от 17 декабря 1995 г. № 200-ФЗ) «О федераль­ных органах налоговой полиции» задачами федеральных органов налоговой полиции являются:

— выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступ­лений и правонарушений. О выявленных при этом других экономи­ческих преступлениях органы налоговой полиции обязаны проин­формировать соответствующие правоохранительные органы;

— обеспечение безопасности деятельности государственных на­логовых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных по­сягательств при исполнении служебных обязанностей;

предупреждение, выявление и пресечение коррупции в нало­говых органах.

На федеральные органы налоговой полиции не могут быть воз­ложены другие, не предусмотренные законом задачи.

На основе приведенных выше общих задач и имеющегося зако­нодательства определяются задачи отдельных подразделений феде­ральных органов налоговой полиции с учетом направлений их дея­тельности.

В частности, в задачи оперативных подразделений федеральных органов налоговой полиции входят выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие налоговых преступлений, а также выявле­ние и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от орга­нов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного нака­зания; добывание информации о событиях или действиях, создаю­щих угрозу экономической безопасности Российской.Федерации.

Основные задачи следственных подразделений федеральных орга­нов налоговой полиции включают: обеспечение экономической безо­пасности государства путем быстрого и полного производства рас­следования по уголовным делам, отнесенным законом к ведению фе­деральных органов налоговой полиции, привлечения к уголовной от­ветственности лиц, совершивших преступления; возмещение матери­ального ущерба, причиненного государству преступлениями; обеспе­чение законности при производстве предварительного следствия по уголовным делам; участие в профилактике преступлений и мероприя­тиях по повышению уровня правовой культуры населения; анализ налоговой преступности, разработка на их основе мероприятий и ре­комендаций по совершенствованию процессуальной деятельности; выполнение в пределах компетенции федеральных органов налоговой полиции следственных поручений, в том числе международных.

Деятельность федеральных органов налоговой полиции основы­вается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» и иных законодательных актах Российской Федерации, а также правовых актах республик в составе Российской Федерации, правовых актах автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, регулирующих отношения в области налогообложения и правоохранительной деятельности, принимае-

мых в пределах их полномочий.

Деятельность федеральных органов налоговой полиции осущест­вляется на основе принципов: законности; уважения прав и свобод человека и гражданина; подконтрольности и подотчетности высшим органам законодательной и исполнительной власти Российской Фе­дерации; сочетания гласных и негласных форм деятельности.#2 стр 15

Реформа налоговой службы

Ход экономической реформы обуславливает адек­ватные изменения не только налогового законодатель­ства и системы налогов, но и организации деятельно­сти Госналогслужбы России. В соответствии с поста­новлением Правительства РФ «Вопросы Государствен­ной налоговой службы Российской Федерации» от 11 марта 1997 г. № 269 осуществляется реформирование налоговой службы.

За пять лет реформ в России прошла массовая при­ватизация, появились десятки тысяч независимых пред­приятий и предпринимателей, тысячи коммерческих банков и страховых компаний, возник национальный рынок ценных бумаг, резко возросли объемы внеш­ней торговли,

В изменившихся условиях стало чрезвычайно акту­альным создание качественно новой системы сбора налогов, соответствующей глубине проведенных пре­образований и масштабам российской экономической системы. Сложившаяся ситуация показала, что и кон­тролирующие органы, и налогоплательщики оказались не вполне готовыми к такому развитию событий. Это стало особенно очевидным в период проведения жест­кой финансовой политики, когда печатный станок перестал быть основным источником пополнения бюджета.

К сожалению, за семьдесят с лишним лет в стране а значительной степени была утрачена налоговая культу­ра. Государство привыкло к тому, что налоговые плате­жи поступают в бюджет автоматически. Граждане утвер­дились во мнении, что налоги — это дело государства.

Можно с уверенностью сказать, что простое «зак­ручивание гаек» при сборе налогов не дает сегодня ра­дикального результата. Оно приведет лишь к углубле­нию противостояния налогоплательщика и государства. Сегодня, вместе с реформой налогового законода­тельства, нужно провести и глубокую реформу нало­говой службы. Эта реформа должна затронуть не толь­ко налоговые органы, но, фактически, все российс­кое общество. Необходимо добиться, чтобы государство, предприниматели, граждане стали не противни­ками, а партнерами в налоговой деятельности.

Степень готовности граждан к добровольному и со­знательному выполнению налогового законодательства напрямую связана с тем, насколько беспристрастной, эффективной и действенной общественность считает налоговую службу. Иными словами, речь идет о новом ее образе в глазах населения России, который соответ­ствовал бы и новому характеру ее деятельности. Необ­ходимо превратить налоговую службу в орган, который:

·    действует в интересах всего общества, отдель­ных граждан и работает во взаимодействии с ними;

·    обеспечивает соблюдение равенства всех граж­дан и предприятий перед налоговым законодательством,

·    обеспечивает эффективное наполнение бюджета

·    наряду со сбором и взысканием налогов, инфор­мирует и консультирует налогоплательщиков, помо­гает им в осуществлении финансовой деятельности и налогового планирования;

·    принципиально, профессионально и бескомпро­миссно борется с сознательными нарушениями нало­говой дисциплины.

Для того, чтобы добиться этой цели, начата ко­ренная реорганизация всей системы Государственной налоговой службы. Она готовилась почти год. В приня­той концепции учтен не только собственный опыт, но и все то, что накоплено многолетней мировой прак­тикой налоговой деятельности.

Первая задача реорганизации — сосредоточить уси­лия профессионалов-налоговиков на тех сферах эко­номической деятельности, где особенно велики резер­вы увеличения налоговых поступлений. Не секрет, что 10-15% налогоплательщиков обеспечивают до 80% налоговых поступлений. К числу таких налогоплательщиковков относятся: интегрированные экономические структуры — промышленно-финансовые группы, транснациональные структуры, крупные корпорации; предприятия, занимающиеся производством и оборотом алкогольной продукции; финансово-банковские струк­туры; крупнейшие по масштабам своей деятельности предприятия общегосударственной значимости.   

с этими группами налогоплательщиков в системе налоговых органов создаются специализированные службы налогового контроля. Работники этих структур будут а деталях знать специфику соот-ветстпующего вида деятельности и оперативно конт­ролировать хозяйственную ситуацию. Они будут распо­лагать эффективными методами и средствами для на­логовою контроля и взыскания платежей с подконт­рольных им налогоплательщиков. Эти службы будут согласованно действовать на всех уровнях от район­ной налоговой инспекции до Госналогслужбы России.

·    Вторая задача заключается в создании принципи­ально новых технологий налоговой деятельности, ос­нованных на применении компьютерных сетей и баз данных. Намечается оснастить органы налоговой сис­темы современной компьютерной техникой, связав их с действующими национальными и международными информационными сетями. Предполагается создать общегосударственную систему учета налогоплательщи­ков и контроля их деятельности, связав ее уже в бли­жайшей перспективе с базами данных МВД, налого­вой полиции, таможенного комитета, других органов. В дальнейшем эти связи будут расширены.

Решение этой задачи обеспечит не только точный учет, регистрацию налогоплательщиков и постоянный контроль за уплатой налогов. Возникает возможность одновременно обеспечить доступ налогоплательщиков к справочной информации по вопросам налогообложения, а в перспективе — перейти к компьютерной технологии подачи деклараций и внесения налоговых платежей.

·    Третья задача — качественное совершенствование методики налоговой деятельности.

Чтобы обеспечить постоянную организационно-методическую поддержку налоговых инспекций, созда­ются зональные органы Госналогслужбы.

Предусматривается оперативное формирование ра­бочих групп специалистов для проведения комплексных налоговых проверок. Особое внимание будет уделено работе с нарушителями налоговой дисциплины. Все они будут подвергаться постоянному углубленному нало­говому контролю. Специальная служба создается для серьезного изучения методов уклонения от уплаты на­логов и принятия соответствующих контрмер.

Еще одно новшество — организация работы «учас­тковых» налоговых инспекторов, которые будут знать своих налогоплательщиков «в лицо». Единый комплекс четких регламентов, по которым будут работать все налоговые инспекторы страны, поможет исключить разночтения и недоразумения при трактовке налого­вого законодательства.

Создастся также система внутреннего инспектиро­вания и аудита для постоянного контроля за правиль­ностью действий налоговых органов.

Все эти меры позволят качественно изменить со­держание оперативной работы налоговых органов и значительно повысить ее эффективность. .

Четвертая задача заключается в подготовке и реа­лизации Государственной программы пропаганды на­логовой культуры и налогового воспитания. Основные цели этой программы:

·    поставить воспитание налоговой культуры и при­витие «налоговой грамотности» таким образом, что­бы они стали неотъемлемой составной частью систе­мы образования, начиная с первых классов школы;

·    сделать доступной для каждого гражданина всю необходимую информацию о налоговом законодатель-стае, порядке исчисления и уплаты налогов;

·    выработать принципиально новый стиль работы налоговых инспекций и других органов налоговой сис­темы, сделав их доступными для граждан, обеспечив четкий контроль обращений налогоплательщиков, изменив благоприятным образом имидж налогового инспектора;

·    создать эффективную систему профессионального консультирования налогоплательщиков;

·    использовать все возможные средства для посто­янного и повсеместного разъяснения гражданам по­ложений налоговой политики государства, убедить их в необходимости и выгодности добровольного и со­знательного соблюдения налогового законодательства.

Пятая задача состоит в резком повышении профессионального и кадрового потенциала налоговой служ­бы. Нужно резко повысить статус налогового служа­щего и сделать работу в органах налоговой службы со­циально престижной и профессионально привлека­тельной. Необходимо создать такие условия работы в налоговых органах, которые сводили бы к минимуму возможности для профессиональной недобросовестно­сти или коррупции.

Предполагается, в частности, значительно усилить кадровый потенциал налоговых органов за счет наиболее надежиых и опытных людей, покидающих ряды вооруженных сил в процессе военной реформы. В то же время налоговые органы будут решительно избавляться от некомпетентных работников и от тех, кто не хочет учиться работать по-новому.

Решение перечисленных задач уже осуществляется. Начата радикальная реорганизация Государственной налоговой службы.#4 стр 27

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5