Реферат: Налоговая система РФ в условиях реформирования экономики
Анализ результатов совместной работы налоговых органов
и органов налоговой полиции говорит о повышении эффективности взаимодействия,
особенно при проведении совместных контрольных и других мероприятий по предупреждению,
выявлению и пресечению нарушений налогового законодательства. Не остаются
безнаказанными и прямые криминальные проявления по отношению к налоговым
работникам
Охрана зданий налоговых инспекций (составлено по #18 стр 26)
Сторожа и охр.фирмы |
ФСНП и МВД |
Не охраняются |
50% |
38% |
12% |
Проблема безопасности имеет и еще один немаловажный
аспект. Дело в том, что, как утверждают специалисты, сегодня в развитых странах
конфиденциальная финансовая информация по степени защищенности, а попросту
говоря секретности, превосходит любую другую, включая, например, военную.
Может ли наш налогоплательщик, сдав, например, декларацию о доходах, быть
уверен, что сведения о них попадут только в государственные руки и никому
иному? Мало что известно и о том, насколько продвинулись вперед налоговые
органы в защите информации в процессе ее компьютерной обработки, хранения и
передачи.
На защиту безопасности функционирования налоговой
системы, информации, связанной с налоговыми взаимоотношениями, усилий и средств
жалеть не стоит. Проблема требует пристального внимания. #18
стр 26
Налоговая полиция как
гарант функционирования налоговой системы
Создание и
развитие федеральных органов налоговой полиции происходит в сложный
исторический период становления в России новых социально-экономических
отношений и перехода к иным формам государственного управления.
На этом этапе неизбежно
возникают и обостряются противоречия общественного развития, обусловленные
проводимыми экономическими преобразованиями, слабостью и неразвитостью
рыночных институтов экономики и социальным расслоением общества, а также
распространением коррупции и ростом преступности, переделом собственности,
проникновением криминальных структур в наиболее прибыльные отрасли
производства.
Ослабление роли
государственных институтов в регулировании экономических отношений оказало
влияние на снижение стабильности финансовой системы страны, которая во многом
определяется устойчивым формированием доходной части федерального бюджета.
Именно федеральный бюджет, являясь источником финансирования соответствующих
федеральных и региональных программ, непосредственно влияет на обеспечение
политической стабильности в обществе, сохранение государственной целостности
России, успешное проведение экономических и социальных преобразований.
Налоги являются
одним из основных источников формирования доходной части бюджета. Поэтому в
эффективности работы государственных органов по сбору налогов заключается
разрешение многих проблем обеспечения финансовой стабильности и экономической
безопасности в целом. Нарастание в этот период тенденции массового сокрытия
доходов и уклонения от уплаты налогов постепенно сформировалось в реальную
угрозу бюджетно-налоговой политике. Для того, чтобы иметь объективную
возможность отслеживать процессы возникновения и развития общественных
противоречий, которые могут в определенный период времени трансформироваться в
угрозу безопасности, а также эффективно управлять этими процессами и
воздействовать на них, государство должно принимать меры экономического,
политического и иного характера, соразмерные величине угрозы.
Важное место среди
таких мер принадлежит мерам правового и организационного характера. Одной из
целей их реализации является создание сил и средств обеспечения безопасности,
а также законодательное и нормативно-правовое обеспечение деятельности.
Принятые
государством на первом этапе экономических преобразований организационные и
правовые меры по созданию и обеспечению деятельности федеральных органов
налоговой полиции явились адекватной реакцией на возникшую и имеющую тенденцию
к увеличению угрозу экономической безопасности.
Федеральные органы
налоговой полиции были образованы и осуществляют свою деятельность как
составная часть сил обеспечения экономической безопасности. В настоящее время
их деятельность непосредственно регулируется законом Российской Федерации «О
федеральных органах налоговой полиции», Федеральным законом «Об
оперативно-розыскной деятельности», уголовным и уголовно-процессуальным
законодательством и другими правовыми актами Российской Федерации.
Федеральные органы
налоговой полиции являются динамично развивающейся, централизованной системой
органов налоговой полиции, которые созданы и выполняют возложенные на них
обязанности во всех субъектах Российской Федерации. Основные направления их
деятельности охватывают не только вопросы борьбы с правонарушениями в сфере налоговых
правоотношений, но и связаны с осуществлением ряда функций по выявлению,
предупреждению и пресечению нарушений валютного и финансового законодательства,
а также по соблюдению требований ряда других законодательных и нормативных
правовых актов, регулирующих отношения в различных отраслях
предпринимательской деятельности.
Вместе с тем,
анализ ситуации, сложившейся в сфере экономики и, в частности, связанной с
собираемостью налогов, пополнением доходной части, свидетельствует, что в
настоящее время налоговые правонарушения
и преступления по своим социальным и экономическим последствиям, по их
взаимосвязи с другими экономическими преступлениями представляют собой реальную
угрозу экономической безопасности государства.
Эффективность
деятельности федеральных органов налоговой полиции могла бы быть более
значительной, если бы они располагали достаточной правовой базой для
выполнения возложенных законом обязанностей по борьбе с налоговыми
преступлениями и нарушениями, а также связанными с ними экономическими
преступлениями.#2 стр 11
Задачи федеральных органов
налоговой полиции
Федеральные органы
налоговой полиции являются правоохранительными органами и составной частью сил
обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
В соответствии со
ст. 2 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. № 5238-1 (с изменениями и
дополнениями, внесенными Федеральным законом от 17 декабря 1995 г. № 200-ФЗ)
«О федеральных органах налоговой полиции» задачами федеральных органов
налоговой полиции являются:
— выявление, предупреждение и
пресечение налоговых преступлений и правонарушений. О выявленных при этом
других экономических преступлениях органы налоговой полиции обязаны проинформировать
соответствующие правоохранительные органы;
— обеспечение безопасности
деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их сотрудников от
противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;
предупреждение,
выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.
На федеральные
органы налоговой полиции не могут быть возложены другие, не предусмотренные
законом задачи.
На основе
приведенных выше общих задач и имеющегося законодательства определяются задачи
отдельных подразделений федеральных органов налоговой полиции с учетом
направлений их деятельности.
В частности, в
задачи оперативных подразделений федеральных органов налоговой полиции входят
выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие налоговых преступлений, а
также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда,
уклоняющихся от уголовного наказания; добывание информации о событиях или
действиях, создающих угрозу экономической безопасности Российской.Федерации.
Основные задачи
следственных подразделений федеральных органов налоговой полиции включают:
обеспечение экономической безопасности государства путем быстрого и полного
производства расследования по уголовным делам, отнесенным законом к ведению федеральных
органов налоговой полиции, привлечения к уголовной ответственности лиц,
совершивших преступления; возмещение материального ущерба, причиненного
государству преступлениями; обеспечение законности при производстве
предварительного следствия по уголовным делам; участие в профилактике
преступлений и мероприятиях по повышению уровня правовой культуры населения;
анализ налоговой преступности, разработка на их основе мероприятий и рекомендаций
по совершенствованию процессуальной деятельности; выполнение в пределах компетенции
федеральных органов налоговой полиции следственных поручений, в том числе
международных.
Деятельность
федеральных органов налоговой полиции основывается на Конституции Российской
Федерации, Законе Российской Федерации «О федеральных органах налоговой
полиции» и иных законодательных актах Российской Федерации, а также правовых
актах республик в составе Российской Федерации, правовых актах автономной
области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и
Санкт-Петербурга, регулирующих отношения в области налогообложения и
правоохранительной деятельности, принимае-
мых в пределах их
полномочий.
Деятельность
федеральных органов налоговой полиции осуществляется на основе принципов:
законности; уважения прав и свобод человека и гражданина; подконтрольности и
подотчетности высшим органам законодательной и исполнительной власти Российской
Федерации; сочетания гласных и негласных форм деятельности.#2 стр 15
Реформа налоговой службы
Ход экономической реформы обуславливает адекватные
изменения не только налогового законодательства и системы налогов, но и
организации деятельности Госналогслужбы России. В соответствии с постановлением
Правительства РФ «Вопросы Государственной налоговой службы Российской
Федерации» от 11 марта 1997 г. № 269 осуществляется реформирование налоговой
службы.
За пять лет реформ в России прошла массовая приватизация,
появились десятки тысяч независимых предприятий и предпринимателей, тысячи
коммерческих банков и страховых компаний, возник национальный рынок ценных бумаг,
резко возросли объемы внешней торговли,
В изменившихся условиях стало чрезвычайно актуальным
создание качественно новой системы сбора налогов, соответствующей глубине
проведенных преобразований и масштабам российской экономической системы.
Сложившаяся ситуация показала, что и контролирующие органы, и
налогоплательщики оказались не вполне готовыми к такому развитию событий. Это
стало особенно очевидным в период проведения жесткой финансовой политики,
когда печатный станок перестал быть основным источником пополнения бюджета.
К сожалению, за семьдесят с лишним лет в стране а
значительной степени была утрачена налоговая культура. Государство привыкло к
тому, что налоговые платежи поступают в бюджет автоматически. Граждане утвердились
во мнении, что налоги — это дело государства.
Можно с уверенностью сказать, что простое «закручивание гаек» при сборе налогов не дает
сегодня радикального результата. Оно приведет лишь к углублению
противостояния налогоплательщика и государства. Сегодня, вместе с реформой
налогового законодательства, нужно провести и глубокую реформу налоговой
службы. Эта реформа должна затронуть не только налоговые органы, но,
фактически, все российское общество. Необходимо добиться, чтобы государство,
предприниматели, граждане стали не противниками, а партнерами в налоговой
деятельности.
Степень готовности граждан к добровольному и сознательному
выполнению налогового законодательства напрямую связана с тем, насколько
беспристрастной, эффективной и действенной общественность считает налоговую
службу. Иными словами, речь идет о новом ее образе в глазах населения России,
который соответствовал бы и новому характеру ее деятельности. Необходимо
превратить налоговую службу в орган, который:
·
действует в интересах всего общества, отдельных граждан и
работает во взаимодействии с ними;
·
обеспечивает соблюдение равенства всех граждан и предприятий
перед налоговым законодательством,
·
обеспечивает эффективное наполнение бюджета
·
наряду со сбором и взысканием налогов, информирует и консультирует
налогоплательщиков, помогает им в осуществлении финансовой деятельности и
налогового планирования;
·
принципиально, профессионально и бескомпромиссно борется с
сознательными нарушениями налоговой дисциплины.
Для того, чтобы добиться этой цели, начата коренная
реорганизация всей системы Государственной налоговой службы. Она готовилась
почти год. В принятой концепции учтен не только собственный опыт, но и все то,
что накоплено многолетней мировой практикой налоговой деятельности.
Первая задача реорганизации — сосредоточить усилия профессионалов-налоговиков на тех сферах экономической
деятельности, где особенно велики резервы увеличения налоговых поступлений. Не
секрет, что 10-15% налогоплательщиков обеспечивают до 80% налоговых
поступлений. К числу таких налогоплательщиковков относятся: интегрированные
экономические структуры — промышленно-финансовые группы, транснациональные
структуры, крупные корпорации; предприятия, занимающиеся производством и оборотом
алкогольной продукции; финансово-банковские структуры; крупнейшие по масштабам своей деятельности предприятия общегосударственной
значимости.
с этими группами налогоплательщиков в системе
налоговых органов создаются специализированные службы налогового контроля.
Работники этих структур будут а деталях знать специфику соот-ветстпующего вида
деятельности и оперативно контролировать хозяйственную ситуацию. Они будут
располагать эффективными методами и средствами для налоговою контроля и
взыскания платежей с подконтрольных им налогоплательщиков. Эти службы будут
согласованно действовать на всех уровнях от районной налоговой инспекции до
Госналогслужбы России.
·
Вторая задача заключается в создании принципиально новых
технологий налоговой деятельности, основанных на применении компьютерных сетей
и баз данных. Намечается оснастить органы налоговой системы современной
компьютерной техникой, связав их с действующими национальными и международными
информационными сетями. Предполагается создать общегосударственную систему
учета налогоплательщиков и контроля их деятельности, связав ее уже в ближайшей
перспективе с базами данных МВД, налоговой полиции, таможенного комитета,
других органов. В дальнейшем эти связи будут расширены.
Решение этой задачи обеспечит не только точный учет,
регистрацию налогоплательщиков и постоянный контроль за уплатой налогов.
Возникает возможность одновременно обеспечить доступ налогоплательщиков к
справочной информации по вопросам налогообложения, а в перспективе — перейти к
компьютерной технологии подачи деклараций и внесения налоговых платежей.
·
Третья задача — качественное совершенствование методики
налоговой деятельности.
Чтобы обеспечить постоянную
организационно-методическую поддержку налоговых инспекций, создаются зональные
органы Госналогслужбы.
Предусматривается оперативное формирование рабочих
групп специалистов для проведения комплексных налоговых проверок. Особое
внимание будет уделено работе с нарушителями налоговой дисциплины. Все они
будут подвергаться постоянному углубленному налоговому контролю. Специальная служба
создается для серьезного изучения методов уклонения от уплаты налогов и
принятия соответствующих контрмер.
Еще одно новшество — организация работы «участковых»
налоговых инспекторов, которые будут знать своих налогоплательщиков «в лицо».
Единый комплекс четких регламентов, по которым будут работать все налоговые
инспекторы страны, поможет исключить разночтения и недоразумения при трактовке
налогового законодательства.
Создастся также система внутреннего инспектирования
и аудита для постоянного контроля за правильностью действий налоговых органов.
Все эти меры позволят качественно изменить содержание
оперативной работы налоговых органов и значительно повысить ее эффективность. .
Четвертая задача заключается в подготовке и
реализации Государственной программы пропаганды налоговой культуры и
налогового воспитания. Основные цели этой программы:
·
поставить воспитание налоговой культуры и привитие «налоговой
грамотности» таким образом, чтобы они стали неотъемлемой составной частью
системы образования, начиная с первых классов школы;
·
сделать доступной для каждого гражданина всю необходимую
информацию о налоговом законодатель-стае, порядке исчисления и уплаты налогов;
·
выработать принципиально новый стиль работы налоговых инспекций и
других органов налоговой системы, сделав их доступными для граждан, обеспечив
четкий контроль обращений налогоплательщиков, изменив благоприятным образом
имидж налогового инспектора;
·
создать эффективную систему профессионального консультирования
налогоплательщиков;
·
использовать все возможные средства для постоянного и
повсеместного разъяснения гражданам положений налоговой политики государства,
убедить их в необходимости и выгодности добровольного и сознательного
соблюдения налогового законодательства.
Пятая
задача состоит в резком повышении профессионального и кадрового потенциала
налоговой службы. Нужно резко повысить статус налогового служащего и сделать
работу в органах налоговой службы социально престижной и профессионально
привлекательной. Необходимо создать такие условия работы в налоговых органах,
которые сводили бы к минимуму возможности для профессиональной недобросовестности
или коррупции.
Предполагается, в частности, значительно усилить
кадровый потенциал налоговых органов за счет наиболее надежиых и опытных людей,
покидающих ряды вооруженных сил в процессе военной реформы. В то же время
налоговые органы будут решительно избавляться от некомпетентных работников и от
тех, кто не хочет учиться работать по-новому.
Решение перечисленных задач уже осуществляется.
Начата радикальная реорганизация Государственной налоговой службы.#4 стр 27
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|