Реферат: Налоговая система РФ в условиях реформирования экономики
Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при
этом желательно, чтобы они были установлены и были известны предпринимателям
хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного года. Например, состояние
бюджета на очередной год, наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могут
определить целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость повышения
на 2-3 пункта ставок налога на прибыль или доход. Такие частные изменения не
нарушают стабильности системы хозяйствования, а вместе с тем не препятствуют
эффективной предпринимательской деятельности.
Стабильность налогов означает относительную
неизменность в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения, а
также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения
предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду
сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость,
акцизах, налоге на прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав
системы налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением
экономической ситуации в стране и в общественном производстве. #10 стр 54
Налоговый пресс в России.
Новая налоговая система России, сформированная с
1992 г., характеризуется преобладанием фискальной функции при малом значении
или при полном игнорировании других функций. В наибольшей мере эта особенность
налогообложения проявляется в том, что гораздо большую роль в налоговых
поступлениях по сравнению с ведущими странами Запада играют изъятия из прибыли
предпринимателей, и в том, что косвенные налоги, составляют 55—60% всех
налоговых поступлений. Можно указать на ряд источников завышенной роли
указанных налогов.
Во-первых, это крайняя завышенность налога на
прибыль, составляющего до 2/3 всех налоговых изъятий из прибыли. Формально
ставка налога на прибыль в России умеренна: 35% — для предприятий и 43% — для
банков и кредитных учреждений. На самом же деле реальная ставка заметно выше
за счет жестких ограничений при формировании издержек производства,
используемых для последующего определения налогооблагаемой прибыли.
В развитых странах Запада разрешено включать в
издержки производства все статьи подобных расходов; ограничения установлены
только на включение в издержки чрезмерных представительских расходов. В России
же подобные ограничения гораздо шире; например, в издержки производства не
разрешается включать большую часть процентных платежей за кредиты, которые
весьма высоки, проигрыш на разнице в валютных курсах и др.; в России крайне
низки амортизационные издержки. По нашим оценкам, ставка налога на прибыль в
России в случае ее определения в соответствии с международными стандартами
оказывается равной не 35, а примерно 64 %.
Во-вторых, в 1992—1995 гг. из прибыли оплачивался
налог на сверхнормативную зарплату (35% от средней зарплаты свыше достаточно
низкого ее минимума).(отменён 1 января 1996 г)
В-третьих, в России по сравнению с западными
странами более ограниченно используются налоговые льготы функционального характера.
Применительно к стимулирующим производство льготам на налог с прибыли наиболее
значимы льготы для мелкого предпринимательства, для инвестиций из прибыли или
отчислений в резервные и аналогичные фонды предприятий; из социальных льгот —
льготы для предприятий с преобладанием работников-инвалидов, льготы на расходы
предприятий на образовательные и социально-культурные цели. Более широко в
России распространены индивидуальные льготы на налог с прибыли для отдельных
предприятий, часто полученные путем лоббирования. Главным же ограничением льгот
по налогу на прибыль служит положение, согласно которому общая их сумма не
может уменьшать налогооблагаемую прибыль более чем на 50%.
В-четвертых, одновременно с налогом на прибыль
предприятие на федеральном, региональном и местном уровнях облагается и другими
налогами, которые покрываются из его прибыли. Наиболее значимы из них налоги
на имущество и за пользование недрами и природными ресурсами.
Поэтому фактически в государственный бюджет
изымается 80—90% общей прибыли предприятий России, а во многих случаях и
свыше 100%. Подобное налогообложение прибыли действует разрушительно на
производственные стимулы. К тому же существует крайняя нестабильность в
налогообложении прибыли; изменения происходят два—три раза в квартал.
Из косвенных налогов решающую роль в России играет
налог на добавленную стоимость (НДС). Вместе с некоторыми другими налогами на
потребление (налогом на дорожные фонды и транспортным налогом) он формирует
более 25% налоговых поступлений, что превышает и аналогичную долю в странах ЕС
(17—18%) и тем более в западных странах с меньшей ролью косвенных налогов.
Современные ставки НДС в России (10% — на
продовольствие и 20% — на остальные товары и услуги) выше, чем в преобладающем
числе стран ЕС. Отметим, что ставка НДС свыше 20% (например, 25%) в этих
странах распространяется обычно на предметы роскоши. Тем более ставки НДС в
России превышают ставки аналогичных или родственных налогов в других развитых
странах .
В теории и практике налогообложения признано, что
изъятие свыше 50% величины прибыли подрывает стимулы частнопредпринимательсккой
производственной деятельности.Оптимальным же сочетанием задач фискального и
стимулирующего характера применительно к прибыли считается налоговое изъятие не
более трети её величины.
В среде руководителей предприятий, особенно новых,
негосударственных форм собственности, существует достаточно стойкое мнение о
размерах налоговых изъятий. В печати приводятся цифры изъятий: 80-95 и более
процентов выручки «идут в налоги», а от прибыли вообще ничего не остается. Так, в газете «Труд» от 30 мая 1996 г.
вице-президент Вольного экономического общества В.Исправников
заявляет, что 93-95 копеек с каждого рубля доходов
забирает государство в виде налогов.
Действительно, налоговый пресс в России, как и почти
во всех развитых и неразвитых капиталистических странах, нелегок (легкий
налоговый пресс - это нонсенс). Проведенные расчеты
показывают, что в среднем по предприятиям Москвы посредством налогов,
налоговых платежей, взносов во внебюджетные фонды, в том числе социальной направленности,
отчуждается до четверти выручки. Эти цифры подтверждаются
руководителями ряда крупнейших предприятий России.
Здесь уместно вспомнить
наше недалекое прошлое,
когда предприятия практически до двух третей и более прибыли «добровольно»
перечисляли в бюджет или в централизованный фонд
своего министерства в качестве псевдосвободного остатка. И все
это по известным причинам
не находило никаких критических откликов в прессе, на телевидении. Появлялись,
правда, отдельные статьи в академических изданиях, которые читали ученые и
специалисты. Отсюда возникает резонный вопрос: действительноли усилился налоговый
пресс или просто об этом стало возможным писать и
говорить вслух в условиях предоставленной свободы? Руководители предприятий со стажем на это могут ответить
однозначно.
Несомненно, налоговый пресс мог бы быть и легче.
Здесь следует обратить внимание на один очень важный момент. Дело в том, что
некоторые налогоплательщики не осознают, а другие вполне
сознательно не хотят знать, что налоги, их
количество и размеры ставок, налогооблагаемая база и другие параметры, а в
конечном итоге налоговое бремя суть следствие бюджетной политики государства.
Уровень налогов определяется прежде всего размером государственных расходов.
Как известно, источники получения государством доходов ограничены, особенно
и условиях экономического
спада. Вот здесь и приходит на помощь испытанный десятилетиями за рубежом, а
теперь уже и хорошо освоенныи прием: увеличение ставок налогов, придумывание
новых их видов, расширение объектов налогообложения и прав местных органов
власти в проявлении налоговой самостоятельности и т.д..
С вхождением в рыночную экономику налоги стали основным наполнителем доходной
части бюджета. Из периода безналожья
мы сделали такой огромный скачок, что сумели, теперь уже вполне легально,
по количеству итогов, ставкам, налогооблагаемой
базе и другим параметрам
вплотную приблизиться к западным странам.
И все-таки можно утверждать,
что сегодняшний налоговый пресс существенно слабее того, что давил на каждого из нас в недалеком прошлом. Видимо, наше
счастье заключилось в
нашем неведении о том, какая часть прибавочною продудкта возвращалась работнику в виде оплаты труда, сколько
изымалось и на какие нужды, сколько тратилось на оборону и т.д. Все это было тайной за семью
печатями. К слову сказать, и сегодня общество
многого не знает, что не служит улучшению сбора налогов.#13
стр 13-14
Уплата налогов: цифры и факты(на примере подоходного налога)
Подоходный налог был введен в России в апреле 1916 г.,
в последующие годы порядок его исчисления неоднократно изменялся. Ныне
действующий Закон, принятий Верховным Советом Российской Федерации 7 декабря
1991 г. № 1999-1 «О подоходном налоге с физических лиц», во многом
принципиально отличается от действовавшего ранее законодательства России и бывшего
СССР. В конце 1991 г. была создана правовая основа проведения налоговой
политики в условиях претворения экономической реформы в жизнь — новая налоговая
система России, в которой одно из центральных мест занял подоходный налог с
физических лиц.
В объеме платежей в бюджет этот налог в настоящее
время составляет около 13% и занимает третье место после налогов на добавленную
стоимость и прибыль. Велика и социальная значимость этого налога, так как он
затрагивает интересы всего экономически активного населения страны. Все
граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (за
исключением лиц, не имеющих постоянного места жительства в России) по своим
доходам теперь платят подоходный налог по единой шкале прогрессивных ставок.
Уровень налогообложения определяет размер их фактического совокупного дохода,
полученного за год.
Подоходный налог с физических лиц является федеральным
налогом, поступающим в местный бюджет и обязателен к уплате. Порядок
определения плательщиков, объектов обложения, размеров ставок устанавливает
Верховный орган законодательной власти Российской Федерации, а исключение из
совокупного дохода отдельных видов доходов, освобождение от обложения
подоходным налогом отдельных категорий физических лиц и предоставление других
льгот может производиться и законодательными актами субъектов Российской
Федерации. Статус подоходного налога закреплен Законом Российской Федерации от
27 декабря 1991 г. №2 II 8-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации.”
Законом о подоходном налоге предусмотрено, что
граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью либо другой
деятельностью, не связанной трудовыми отношениями, подлежат обложению налогом
на основании деклараций, подаваемых ими в налоговые органы. Также декларацию о
совокупном годовом доходе подают граждане, имевшие в течение календарного года
доходы от двух и более источников (по месту основной работы, от работы по
совместительству и тп.) в размерах, превышающих суммы дохода, облагаемого по
минимальной ставке налога (12 млн руб. в 1996 г).
Вопросы декларирования в настоящее время очень важны
как для экономки страны, так и для различных категорий граждан. Следовательно,
определенный интерес представляют и данные по итогам декларирования.
Декларирование гражданами своих доходов в том виде,
в котором оно действует сегодня, введено впервые с 1993 г. по доходам, полученным
в 1992 г. Прошедшие годы показали, что число лиц, имеющих доходы, подлежащие
декларированию, и сумма подоходного налога, уплаченная ими, растет Количество
деклараций поданных в 1996 г. возросло по сравнению с 1993 г. в 3,3 раза. Доля
подоходного налога, уплаченного по декларациям от общей суммы подоходного
налога выросла в 5,4 раза.
Однако далеко не каждый гражданин считает уплату
налогов долгом чести и своей конституционной обязанностью.Оперативная
информация налоговых органов свидетельствует, что значительное число
физических лиц уклоняется от подачи деклараций, то есть от налогообложения
своих доходов или скрывает их истинные размеры.
Так, к 1 апреля 1996 г. декларации добровольно представили
2,2 млн. чел., а в период с 1 апреля 1996 г. до 1 января 1997 г. налоговые
органы заставили представить декларации еще более 600 тыс. человек, что
составляет 23% от числа граждан, подавших декларации Об этом же говорят и
следующие данные: за занятие предпринимательной деятельностью без
государственной регистрации, за неподачу или несвоевременную подачу декларации,
за искаженные данные в декларации к административному штрафу в сумме 39,6
млрд. руб. привлечено 230,1 тыс. человек. Кроме того, проверками достоверности
деклараций, произведенными налоговыми органами, доначислено около 400 млрд.
руб. подоходного налога и санкций в связи с занижением (сокрытием) ими доходов.
Но это только то, что выявлено.
По экспертным оценкам, имеют самостоятельные
источники дохода и являются потенциальными плательщиками подоходного налога
около 6 млн. человек. Таким образом, вне контроля находится значительная часть
граждан. В основном это так называемые «челноки» — как российские, так и
иностранные граждане.
Например, в 1996 г. совместно с органами ФСНП
проведено 27,3 тыс. проверок физических лиц и доначислено 84,5 млрд. руб.
налога. За этот же период по оперативным данным 64 регионов при проведении
рейдов в местах торговли были привлечены к налогообложению иностранные граждане
на общую сумму 32,9 млрд. руб. В настоящее время всеми вопросами налогообложения
доходов и имущества физических лиц занимаются всего 35 тыс. специалистов
налоговых органов. #9 стр 30-31
Поступления в бюджет (составлено
по #8 стр 9)
Проблема
безопасности функционирования налоговых органов
Сегодня наряду с проблемой чисто экономической — она
касается собираемости налогов — обострилась и проблема, косвенно с ней связанная,
— безопасности функционирования самих налоговых органов. За восемь месяцев текущего
года почти в два раза увеличилось число случаев угроз физической расправы с
налоговыми инспекторами, более чем в два раза, применение огнестрельного оружия
против них, в полтора раза — поджогов и уничтожения их личного имущества.
То, что криминальное давление проявляется сегодня во
всех сферах общественной жизни, не является ни для кого секретом. Думается,
однако, что особую опасность оно представляет, когда оказывается по отношению
к государственным органам, в частности — налоговым, выполняющим свои функции в
интересах всего общества. В этом случае, когда идет прямое противодействие
выполнению служебного долга работниками госналогинспекций, снижается эффективность
контроля за соблюдением налогового законодательства и пополнением госбюджета
за счет сбора налогов и других обязательных платежей.
Сама специфика работы налоговых органов предполагает
возможность возникновения конфликтных ситуаций. Как правило, они разрешаются в
установленном законом порядке, причем в подавляющем большинстве случаев правы
оказываются именно налоговые работники. Однако все чаще такие ситуации
трансформируются не только в угрозы работникам налоговых инспекций, но и
экстремистские проявления. тяжкие преступления. К сожалению, подобные примеры
далеко не единичны.
Участились случаи мошенничества, когда преступные
элементы под видом работников налоговых органов осуществляют «проверки»
коммерческих структур, требуют взятки и изымают деньги.
Нередки факты посягательства на имущество госналогинспекций,
причем связанное с документооборотом и обработкой информации (печати, чековые
книжки, оргтехника, компьютерная техника). Только в Москве за последнее время
были совершены четыре крупные кражи из налоговых инспекций.
Все это вызывает тревогу. Аксиомой является то, что
государство способно справиться с любой криминальной ситуацией, хотя бы в силу
того, что располагает несравненно большими ресурсами и возможностями, чем все
преступные структуры вместе взятые. Однако для такой победы над преступным
миром необходимо осознание опасности и конкретные усилия, подкрепленные
необходимым финансированием.
То, что с преступными проявлениями в сфере налоговых
взаимоотношений, с попытками незаконного противодействия работе налоговых
инспекторов придется бороться, было осознано еще в начале реформирования
налоговой системы. Это доказывает, в частности, факт создания налоговой
полиции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|